11. Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется слитно
А) Деньги уже перечислены банка.
Б) (В)течение всего дня шёл дождь.
В) (За)тем в комнату вошли мои друзья.
Г) Таня обиделась на тебя , что ты опоздал.
12. В каком предложении союз И соединяет однородные члены предложения. ( Знаки
препинания не расставлены)
А) Над лугом летают веселые стрекозы и порхают разноцветные бабочки.
Б) На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом месяц.
В) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.
Г) Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит.
13. Найдите в приведенных ниже предложениях уточняющую частицу.
А) Сапёр ошибается о один раз.
Б) Едва ли завтра будет хорошая погода.
В) Именно в эту минуту я принял решение.
Г) Даже поздней осенью бывают тёплые дни.
14. В каком примере есть слово категории состояния?
А) Я ясно выразился?
Б) Лето ожидается прохладнее весны
В) Скоро будет тепло.
Г) Лицо его темнеет от гнева
Прочитайте текст и выполните задания
Когдато считалось, что предсказывать будущее могут только прорицатели,
наделённые способностью предугадывать события.
На самом же деле все мы
ежедневно и ежечасно занимаемся довольно точными предсказаниями. ( З)Вот вы
собираетесь в школу и берёте с собой ручку.
Почему?
Вы предугадываете события,
так как ручка, повидимому, вам понадобится.
Вы отправляетесь за город и на вокзале
покупаете билет не только туда, но и обратно.
Опять предугадали события!
Вечером вы будете возвращаться домой.
Так мы легко убеждаемся, что человек
постоянно живёт не только в настоящем, но и в прошлом и в будущем.
И всё это
благодаря тому, что у него есть память.
Память — это способность человека запечатлевать в головном мозге, сохранять и
воспроизводить то, что он ранее воспринимал, переживал, делал, думал.
Благодаря
памяти люди могут сохранять и использовать накопленный ими опыт, знания,
передавать их следующим поколениям.
15. Из предложения 6 выпишите грамматическую основу.
16. Из предложений 10 выпишите все предлоги.
17. Определите, какой частью речи является слово (предложение 1).
18. Укажите слово, употребленное в переносном значении.
1)вокзал (предложение 6) 2) живет (предложение 9) 3)человек (предложение 9) 4)
благодаря (предложение 10)
19. Выпишите из предложения 5 слово, образованное приставочно
20. Выполните синтаксический разбор предложения, расставив (если нужно) знаки
Дождь гонимый сильным ветром приближался.
2)2, 3, 4
4) 2, 3
8. Укажите на месте, каких цифр в предложениях должны стоять запятые
Луна
осветив все село
вдруг исчезла.
Насупив брови
Саша начал отвечать.
1) 1, 2, 3
2) 1, 3
3) 2, 3
4) 1, 2
9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Слушая стихи в исполнении поэта,
1) точнее становятся смысловые акценты.
2) возникает иллюзия непосредственного общения с ним.
3) приходит понимание авторской позиции.
4) лучше понимаешь его мысли.
Прочитайте текст и выполните задания 10
Кто не бывал в уссурийской тайге, тот не может себе представить, какая это чаща, какие
дебри.
Буквально в нескольких шагах ничего нельзя увидеть.
Нам не раз случалось
поднимать зверя всего в двухтрех шагах, и мы даже не видели, какое это животное.
Только
треск ломающихся веток говорил о том, что мы спугнули когото с лежки.
Вот по такой именно
глухой тайге мы шли вот уже подряд в течение двух суток.
Моросило.
Было уже около одиннадцати часов утра, а обоз с вьюками нас все не
нагонял.
Проводник забеспокоился, и мы решили отправиться назад.
Вдруг гольд остановился, затем попятился назад и, нагнувшись к земле, стал
рассматривать чтото у себя под ногами.
Я подошел к нему.
Совершенно свежие отпечатки большой кошачьей лапы отчетливо виднелись на грязной
тропинке.
Когда мы шли сюда, следов на дорожке не было.
Я это отлично помнил, да и
Дерсу не мог бы их не заметить.
Значит, все это время тигр шел вслед за нашим небольшим
отрядом.
Не было сомнения, что страшный хищник еще несколько минут назад стоял здесь и
затем, когда услышал наши шаги, бросился в чащу и спрятался гдето за буреломом.
Несколько минут мы постояли, вслушиваясь в тишину и боясь услышать тигриный рык,
но она была гробовая.
На этот раз – какаято особенно таинственная и страшная.
10. Какое утверждение не соответствует содержанию данного текста?
1) Уссурийская тайга сильно заросла и поэтому очень густая.
2) Тигр охотился на путешественников.
3) В тайге путешествовать не страшно.
4) Проводник героя по национальности гольд.
11. Какое значение имеет слово ДЕБРИ в прочитанном тексте (предложение 1) ?
1) заболоченные места в лесу 2) сильно заросшие густым лесом места
3) малоисследованные области чеголибо 4) места, заросшие субтропической
12. К какому стилю и типу речи относится текст?
1) публицистический стиль, повествование. 2) художественный стиль, описание.
3) художественный стиль, рассуждение. 4) художественный стиль,повествование.
13. Среди предложений 1-5 укажите то, которое связано с предыдущим с помощью
указательной частицы. Запишите его номер.
14. Какой частью речи является слово ЛОМАЮЩИХСЯ (предложение 4)?
15. Укажите количество грамматических основ в предложении 8.
16. Из предложения 15 выпишите все союзы.
Спецификация КИМ промежуточной аттестации по русскому языку для 7-го класса
КИМ состоит из двух частей.
Первая часть включает запись текста диктанта, в котором встречается значительное количество орфограмм, определенных программой для изучения в 6-7 классах, в предложениях присутствуют конструкции на изученные правила пунктуации.
Вторая часть включает 14 заданий, предполагающих краткий ответ.
3. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий
В работе контролируются элементы содержания из следующих разделов (тем) курса русского языка:
Таблица 2. Распределение заданий по основным содержательным разделам (темам) курса русского языка
Таблица 3. Распределение заданий по видам умений и способам действий
4. Продолжительность итоговой работы
На выполнение итоговой работы отводится 40 минут.
5. Система оценивания выполнения отдельных заданий и итоговой работы в целом
Правильно выполненная работа оценивается 21 баллом.
Правильность написания текста (задание№1) оценивается от 5 до 1 балла в зависимости от количества допущенных ошибок:
нет ошибок или 1 ошибка – 5 баллов;
2 ошибки – 4 балла;
3 ошибки – 3 балла
4 ошибки – 2 балла;
5 ошибок – 1 балл;
6 ошибок – 0 баллов.
Каждое правильно выполненное задание 2, 4 – 9, 12, 15 оценивается 1 баллом.
Правильно выполненное задание 3 оценивается 2 баллами (1 балл – за стиль речи, 1 балл – за тип речи).
Правильно выполненное задание 10 оценивается 2 баллами (за каждое выписанное причастие и его признаки по 1 баллу).
Правильно выполненные задания 11, 13, 14 оценивается 2 баллами (за каждое предложение по 1 баллу).
Таблица перевода баллов по пятибалльной шкале:
Обобщённый план варианта КИМ промежуточной аттестации по русскому языку для 7-го класса
Уровни сложности заданий: Б – базовый, П – повышенный
Демонстрационная версия КИМ по русскому языку
для промежуточной аттестации в 7 классе
Задание №1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания, где нужно.
Он ра(с/з)двинул кусты жимолости и с.рени и скрылся в зелени под стеной часовни.
Я послед.вал за ним и очутился на плотно утоптан(?)ой площадке скрывающейся в зелен(и/е).
Между стволами черёмухи я увид.л в земле большое отверстие с землян(?)ыми ступенями ведущими (в)низ.
Валек спустился туда пр.глашая меня за собой, и через (не)сколько с.кунд мы оба очутились в темноте.
Взяв мою руку Валек повёл меня по какому(то) у(з/с)кому сырому к(а/о)ридору, и, круто повернув (в)право мы вдруг вошли в просторное подз.мелье.
Я остановился у входа, пор.жённый (не)виданным зрелищем.
(По В. Короленко)
В каком предложении текста есть объяснение, какое впечатление произвело на мальчика подземелье? Напишите номер этого предложения.
Определите стиль и тип речи.
Выберите из предложенного списка художественный приём, который используется в предложении №6, выпишите его.
попала в группу формообразующих частиц? Выпишите её.
Из предложения №1 выпишите
встречается в предложении №5. Ответ напишите цифрой.
Из предложения №5 выпишите
Разберите по составу слово из предложения №2.
Из предложения №2 выпишите Укажите их вид и время.
Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).
1) Отключив телефон, он лёг спать.
2) Благодаря слаженной работе всего коллектива аварию удалось предотвратить.
3) Отправляйтесь на урок согласно расписания.
4) Меня не раз охватывал смех, читая комедию «Ревизор».
В каком предложении при употреблении причастного (деепричастного) оборота допущена
1) Вернувшись с прогулки, мы сели пить чай с баранками.
2) Выставка, открывшаяся сегодня в Доме художника, посвящена европейской живописи начала ХХ века.
3) Тиха и торжественна земля, покрытая первым снегом.
4) Ожидая результатов экзамена, у Ольги даже повысилась температура.
Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.
срока действия лицензия была отозвана.
3) Дожди шли
Фёдор хорошо научился разбираться в марках автомобилей.
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Я зашёл, обсудить важную проблему.
2) Света выучила стихотворение, что и Максим.
3) Встретиться им так и не удалось, они часто перезванивались.
4) Мы устали замёрзли, что решили вернуться домой.
Из данного предложения выпишите слова, в которых на месте указанных цифр пишется буква И.
В заброшенную беседку н
кто н
ходит н
летом н
зимой.
МБОО «Алексеевская СШ»
Спецификация контрольных измерительных материалов
для проведения промежуточной аттестации
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 7 классе
Выполнила учитель русского языка и литературы
Жусубаева Айна Жаныбековна
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения итоговой работы по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (7 класс)
Содержание итоговой работы определяется на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
2. Кодификатор элементов содержания и требований (умений), составленный на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
3. Структура проверочной работы
Промежуточная аттестационная работа по русскому языку, состоит из диктанта (124 слова) и дополнительного (синтаксический разбор предложения, морфологический разбор слова, морфемный разбор слова) задания.
: 45 минут
Основные проверяемые умения:
1) Знаки препинания при однородных членах предложения
2) Знаки препинания в сложном предложении
3) Постановка конечных знаков препинания (точка, вопросительный и восклицательные знаки)
4) Тире между подлежащим и сказуемым.
Обязательно умение находить морфемы в слове, проводить синтаксический разбор предложения, проводить морфологический разбор слова и морфемный разбор слов.
– одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 7 – 110-120. ( При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 6-7 классах – не более 7 слов, с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
В переносе слов;
На правила, которые не включены в школьную программу;
На еще не изученные правила;
В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности.
При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
В исключениях из правил;
В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
В написании ы и и после приставок;
В собственных именах нерусского происхождения;
В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Критерии оценивания контрольной работы (диктант с дополнительными заданиями)
Итоговый контрольный диктант
с дополнительными заданиями за курс 7 класса
Тропинки — это большие искатели приключений. Это смелость и отвага. Они там, где трудно. Где идут по одному. Где нужен внимательный глаз, чуткое ухо и добрая душа. Тихие раздумья и неспешный сильный шаг.
Тропинки — это первопроходцы, это ручейки у большой реки.
Они хранители тайн, чудес, прохлады и солнечного света, ярко сверкающего.
Тропинки — это детство, где больше искренности, чистоты и доброты.
Особые чувства вызывают тропинки, уже зарастающие травой.
Их начинают обживать сердитые шмели и любопытные муравьи. Всё чаще слышен шорох невидимых ящериц. Рядом с тропинкой устраивают гнезда птички.
Лишь ровные полоски распластанного подорожника напоминают о былой жизни когда-то спешащей тропинки.
Вот так бывает и с человеком, когда к старости он остаётся один, а рядом с ним его верные друзья и внимательные слушатели: радио, настенные часы, кошка да собака.
1. Произведите синтаксический разбор предложений:
1 вариант — первое предложение
Тропинки — это большие искатели приключений.)
2 вариант— первое предложение второго абзаца.
Тропинки — это первопроходцы, это ручейки у большой реки.)
3. Выполните морфемный разбор слов:
1 вариант – , зарастающие, подорожника
– распластанного, напоминают, настенные
промежуточной аттестации по русскому языку в 7 классе
по предмету «Родной (русский) язык»
Вариант 1. Часть А. Задания с выбором ответа.
В каком слове неправильно выделена буква, на которую падает ударение?
А) залитА Б) зАмкнутый В) назвАла Г) балОванный
А) неологизмы 1) бурак, кочет
Б) устаревшие 2) байкер, блокбастер
В) диалектизмы 3) жалейка, казна
Определите новое иноязычное слово по его значению:
Учетное имя пользователя для входа в компьютерную систему.
А4. Укажите верный вариант употребления паронимов:
А) Были проведены отборные соревнования по гимнастике.
Б) Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.
В) Давайте найдем в себе скрытые резервы и доберемся до вершины.
А5. Какой фразеологизм употреблён в значении
А) ни свет ни заря Б) куры не клюют В) с гулькин нос
А6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
А) сумею убедить Б) более сильнейший В) поезжай прямо
Г) их предложения Д) нет цыган
А) Прочитав роман «Дубровский», мною овладела жалость к Владимиру.
Б) Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.
В) Загримировавшийся актёр ждал своего выхода на сцену.
А8. В каком(их) примере(ах) есть речевые ошибки?
А) Он одел пальто и вышел на улицу.
Б) Надевать пальто не нужно: сегодня на улице тепло.
В) Рассказчик поведал нам забавную историю.
А9. По названию текста определите тип заголовка.
А) заголовок фактический Б) заголовок образный В) заголовок – клиш
Часть В. Задания с кратким ответом. – Прочитайте текст и выполните задания. Ответы записывайте кратко. Дм. Зуев. З ВЕЗДОПАД ПОРОШИ.
Лютует суровая зима.
Лебяжьим пухом кружится жемчужно-белое облако снега.
Блистательно сияние снежных просторов родной природы.
Удивительно сверкает на солнце снежный звездопад кристаллов холода.
Снег на верхушках трав сказочно преобразил сухие былинки.
Белыми куполами бросаются в глаза запорошённые звездопадом стог.
Знакомой сирени не узнать в саду: чудесно преобразилась она в серебряной бахроме инея.
Снег все идет.
С высот роится белая канитель звездочек-снежинок, перистые светлячки кружатся, вьются, качаются и бережно опускаются, будто на невесомо-лёгких качелях.
Свет сверху, снег внизу, искрометно сияние сугробов.
Чудесна, неповторима прелесть русской зимы!
В1. Определите тему текста.
В2. Определите основную мысль текста.
В3. Определите стиль речи.
В4. Определите тип речи в предложениях 7 – 9
В5. Подберите нейтральный синоним к слову
. Очень тонкая золотистая или серебристая металлическая нить для вышивания или для украшения. Украшение из таких нитей для новогодней елки. 3. перен. разг. Затяжное, нудное дело. ( Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка). В каком значении слово «канитель» употреблено в тексте?
Определите вид изобразительно-выразительных средств
Часть С. Задание с развёрнутым ответом.
С1. Постройте сочинение-рассуждение по теме «В чём смысл названия миниатюры Дм. Зуева «Звездопад пороши»? Для этого объясните значение каждого слова заголовка (Учтите, что слой только что выпавшего снега). Аргументируйте свою точку зрения, приведя 3 примера из текста. Не забудьте сделать вывод. Объём работы: не менее 5 предложений.
Вариант 2. Часть А. Задания с выбором ответа.
Выберите правильный вариант постановки ударения.
А) газирОванный Б) названА В) нАчав Г) взЯла
Определите новое иноязычное слово по его значению.
Мобильный телефон, дополненный возможностями персонального компьютера.
А4. Укажите верный вариант употребления паронимов.
А) Вам необходимо поставить роспись на документе.
Б) Папа построил новый каменистый дом.
В) Я стал дипломантом музыкального конкурса.
А5. Укажите синоним фразеологизма «строить воздушные замки»
А) ворон считать Б) лясы точить В) витать в облаках Г) лодыря гонять
А6. Найдите пример, в котором нормы формообразования не нарушены
А) более лучший Б) самый сильный В) менее худший
Г) очень больнее Д) пять грамм
А) Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко.
Б) Опубликованный роман в журнале «Юность» очень понравился мне.
В) Создавая ценности, человек обновляет себя.
А8. В каком(их) примере(ах) нет речевых ошибок?
А) Мы поражались его поразительной памяти.
Б) Делегация прибыла в
В) Работа играет большое значение в его жизни.
Лютует суровая зима.
Лебяжьим пухом кружится жемчужно-белое облако снега.
Блистательно сияние снежных просторов родной природы.
Удивительно сверкает на солнце снежный звездопад кристаллов холода.
В10. Определите тему текста.
В11. Определите основную мысль текста.
В12. Определите стиль речи.
В13. Определите тип речи в предложениях 5 – 6
В14. Подберите нейтральный синоним к слову
Твердое тело, имеющее упорядоченную естественную структуру и форму правильного многогранника. То же, что хрусталь. (Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка) В каком значении слово «кристалл» употреблено в тексте?
17. Постройте сочинение-рассуждение по теме «В чём смысл названия миниатюры Дм. Зуева «Звездопад пороши»? Для этого объясните значение каждого слова заголовка (Учтите, что слой только что выпавшего снега). Аргументируйте свою точку зрения, приведя 3 примера из текста. Не забудьте сделать вывод. Объём работы: не менее 5 предложений
Ответы, критерии и нормы оценки
А2 Б3 В1
Переносное значение (украшение)
А) эпитет Б) сравнение
Переносное значение (похоже на хрусталь)
А) эпитет Б) олицетворение
Критерии оценивания работы.
1). Умение соблюдать орфоэпические нормы: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
2). Умение различать группы слов по употреблению: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
3). Умение определять значение нового иноязычного слова: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
4). Умение различать паронимы: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
5). Умение определять значение фразеологизмов: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
6). Умение находить типичные ошибки в формообразовании слов: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
7). Умение определять ошибки в построении предложений: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
8). Умение соблюдать речевые нормы: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
9). Умение определять тип заголовка текста: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
10). Умение определять тему текста: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
11). Умение определять основную мысль текста: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
12). Умение определять стилевую принадлежность текста: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
13). Умение определять типологическую принадлежность фрагмента текста: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
14). Умение подбирать к слову нейтральные синонимы: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
15). Умение объяснять переносное значение слова: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
16). Умение определять виды изобразительно-выразительных средств: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
17). Умение создавать текст аргументативного типа по заданной теме:
Спецификация и кодификатор
к промежуточной аттестации по русскому языку
Данная тестовая работа проводится в конце учебного года с целью определения уровня подготовки обучающихся 7 класса в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения ООП ООО.
2. Документ, определяющий содержание экзаменационной работы.
Содержание материалов промежуточной аттестации по русскому языку определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).
3. Подходы к отбору содержания и структуры.
Промежуточная аттестация охватывает содержание Примерной программы по учебным предметам (курсам) по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. ( М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2011г.). Данная экзаменационная работа позволяет проверить знание теоретических сведений, орфографических и пунктуационных правил и умение их применять.
4. Характеристика структуры и содержания итогового теста
В работу по русскому языку включено 15 заданий с выбором ответа и 5 заданий, требующих самостоятельного краткого ответа учащегося.
Итоговая работа состоит из 2-х частей.
Первая часть работы (часть А) проверяет усвоение учащимися учебного материала на базовом уровне сложности.
Все задания второй части работы (часть В) относятся к повышенному уровню сложности.
задания группы А – это задания с выбором ответа
– задания группы В – это открытые задания с кратким ответом.
Варианты 1 и 2 итоговой работы равноценны по трудности, параллельны по расположению заданий.
Распределение заданий экзаменационной работы по основным содержательным разделам курса «Русский язык».
5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
За верное выполнение каждого задания базового уровня учащийся получает 1 балл. За верное выполнение каждого задания повышенной трудности учащийся получает 2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший все задания, – 25.
6. Время выполнения работы.
На выполнение экзаменационной работы отводится 40 минут.
7. Дополнительные материалы и оборудование.
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Итоговый тест по русскому языку за курс 7 класса.
1. Укажите слово, в котором Ь
2. Укажите слово, в котором пишется одна буква Н:
3. Какое из указанных слов пишется раздельно:
А) кто(нибудь) Б) кое (где) В) (по)французски Г) как (будто)
4. В каком из слов пишется буква Ё:
5. Укажите словосочетание, в котором НЕ пишется раздельно:
А) забор (не)высок В) (не) докрашенный забор
Б) малыш отнюдь (не) ленив Г) устать от (не) досыпания
6. Укажите предлог, который пишется слитно:
А) (в) заключение Б) (в)связи В) (в)течение Г) (на)счет
7 . Укажите разделительный союз:
А) потому что Б) или В) однако Г) словно
8. В каком ряду в суффиксах всех причастий пишется Я:
9. Укажите вопросительную частицу
А) бы Б) разве В) только Г) именно
10. В каком предложении допущены пунктуационные ошибки?
А) Они шли по горной тропе, освещая путь факелами.
Б) Навстречу ей катил экипаж, запряжённый шестёркой лошадей.
В) Лошадь уснула стоя и тут же пропала в темноте.
Г) Шумит размахивая ветвями, да вершинами старый лес.
11. Укажите краткое причастие:
А) раскрасив Б) раскрасивший В) раскрашена Г) раскрашивая
12. В каком предложении употреблен союз:
А) Что(бы) я ни сделал, все было напрасно.
Б) Сколько ты заплатил за (то) пособие?
В) Этот ковёр не очень яркий, за (то) недорогой.
13. Укажите предложение, в котором «бы» является частицей.
А. Что(бы) вы выполнили задание верно, внимательно прочтите инструкцию.
Б. Что(бы) это могло быть?
В. Что(бы) хорошо исполнить танец, ребята много репетировали.
Г. Читайте больше, что(бы) расширять свой кругозор.
14. Найдите причастие с зависимым словом:
А) расшитый платок В) платье украшено
Б) захватывающий фильм Г) жаренный в масле
15. Выберите правильный ответ: Где не, где ни?
Что н.
говори, он н.
мог н.
знать об этом, но вел себя как н.
в чем н.
бывало.
а) не – 1, 3, 4, ни – 2, 5. б) во всех случаях – ни.
в) во всех случаях – не г) не – 2, 3, 5; ни – 1, 4;
1. Выпишите из текста причастный оборот
Глядя вокруг, мы всё чаще сталкиваемся со злом и агрессией, причём не только у взрослых. А ведь доброта, зародившаяся в детстве, с годами становится сильнее.
2. Выпишите грамматическую основу предложения
Волосы её, как и всегда, были уложены аккуратно в косу, обвитую вокруг головы.
3. Укажите слово категории состояния:
Дети задорно играли во дворе в снежки, им было очень весело.
Ах, какое изумление, всем на диво!
Цыц, проклятые! Погибели на вас нет.
Эх, что ж вы растянулись по дороге?!
5. Какой частью речи выражено сказуемое?
Утро сегодня, наступившее для меня с первым криком возмущенных лягушек, немного дождливо.
1. Укажите слово, в котором необходимо поставить Ь:
2. Укажите словосочетание, в котором пишется две буквы НН:
3. Какое из указанных слов пишется через дефис:
А) надо(ли) Б) тот(же) В) (по)весеннему Г) как (будто)
4. В каком из слов пишется О:
5. Укажите словосочетание, в котором НЕ пишется слитно:
А) (не)глубокая, а холодная В) (не)ясно, а смутно
Б) комната вовсе (не)высока Г) испытывать (не)доверчивость
А) (в)продолжение Б) (в)следствие В) (в)течение Г) (по)причине
7. В каком ряду в суффиксах всех причастий пишется Я
8. Укажите разделительный союз:
А) потому что Б) или В) однако Г) словно
А) бы Б) разве В) только Г) именно
10. В каком предложении допущены пунктуационные ошибки?
Б) Шумит размахивая ветвями, да вершинами старый лес.
Г) Навстречу ей катил экипаж, запряжённый шестёркой лошадей.
11. Укажите деепричастие:
А) думать Б) подумав В) думающий Г) думавший
Б) Сестра учится в университете, я то(же) хочу поступить туда.
В) Он спрятался за(то)дерево.
13. Укажите предложение, в котором «бы» не является частицей.
А. Что(бы) вы ни делали, вы вспомните обо мне.
Г. Как (бы) нам их примирить?
А) вылившаяся туча В) расшитый ковер
Б) запрещенный государством Г) захватывающий фильм
а) во всех случаях – не; б) – 2, 3, 5; – 1, 4;
– 1, 3, 4, – 2, 5. г)во всех случаях – ни.
Выпишите из текста деепричастный оборот
Клязьма – река в Европейской части России, протекающая по территории Московской области. Являясь притоком Оки, Клязьма впадает в нее в Нижегородской области.
Сейчас она не была уверена в своей правоте, прежде являющейся несомненной для каждого в окружении герцогини.
Иван Николаевич весь день не вставал с постели – ему почему-то нездоровилось
Ай, Моська, знать, она сильна, что лает на слона!
Ух! Кончено – душе как будто легче.
Ба! Знакомые всё лица!
Помощь, так долго ожидаемая альпинистами после схода снежной лавины, наконец-то получена от поисковых служб.
очинение-описание по картине Т. Н. Яблонской «Утро».
Продолжение формирования умения составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему, воспитать интерес к творчеству Т. Н. Яблонской.
презентация, экран, проектор, компьютер.
Ход урока 1.
I. Вступительное слово о художнице.
Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер живописи, лауреат Государственной премии. Татьяна Ниловна изображает на своих полотнах простых людей, их труд. Очень любит писать детей.
В 1935—1941 годах училась в Киевском государственном художественном институте, закончила институт по специальности «художник-живописец» (мастерская профессора Фёдора Кричевского).
На протяжении всей своей творческой жизни участвовала в многочисленных выставках, среди которых самые значительные:
1956 — XXVIII Международная художественная выставка в Венеции;
1958 — Всемирная выставка в Брюсселе, где Т. Яблонская была награждена бронзовой медалью за картину «Хлеб» (1949).
Начиная со студенческих лет, имела более чем 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Будапеште, в Киеве, других городах.
Персональные выставки за период с 1991 по 2006 год
1992 — выставка живописи, Киевский музей русского искусства
1993 — выставка живописи «Из глубин души», Национальный художественный музей Украины, Киев
1996 — выставка живописи «Окна», Киевский музей русского искусства
1996 — выставка живописи, галерея «27», Корк-стрит, Лондон
1997 — ретроспективная выставка живописи к 80-летию со дня рождения, Национальный художественный музей Украины, Киев
1999 — выставка графики (рисунок, акварель), Украинская Академия художеств
1999 — выставка темперных работ «Воспоминания», Национальный художественный музей Украины, Киев
2002 — выставка живописи «Времена года», Национальный художественный музей Украины, Киев
2004 — выставка работ из серии «Времена года», Украинский культурный центр, Москва
2004 — выставка пастели, Киевский музей русского искусства
2006 — передвижная выставка живописных работ 90-х в трёх городах Украины (Черкассы, Донецк, Мариуполь)
2006 — выставка «Пастель 2003—2005 годов», Национальный художественный музей Украины, Киев.
Музеи, в которых есть картины художницы
Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург). Музей Дракона (Тайвань). Национальный художественный музей Украины. Киевский музей русского искусства. Запорожский художественный музей. Харьковский художественный музей. Полтавский художественный музей. Львовская картинная галерея, другие музеи.
Пока идёт рассказ учителя, на экране, сменяя друг друга, появляются картины Т. Н. Яблонской. ( Слайд 2)
II. Активизация мышления учащихся.
Ребята, какие ассоциации возникает у вас при слове «утро»?
На экране появляются слова, предложенные детьми. ( Слайды 3-4)
А что может быть изображено на картине, которая называется «Утро»?
Итак, давайте посмотрим, насколько вы правы. ( Слайд 5)
III. Подготовительная работа:
Мы сегодня говорим с вами о картине. К какому типу речи отнесём ваши сочинения? (Описание). Что характерно для описания как типа речи? (Наличие эпитетов).
Какие эпитеты подобрать к слову «утро»? (Слайд 6) Какое настроение создают те эпитеты, которые вы подобрали? Итак, вот в таком чудесном настроении мы приступаем к работе над репродукцией картины. ( Слайд 7)
Для выполнения этого задания мы воспользуемся вашим домашним заданием. ( Слайд 8-10) Вы должны были выяснить лексическое значение слов Эстамп, кашпо, бахрома (дети объясняют значение слов, составляют словосочетания, находят на картине то, о чём говорят). ( Материалы: упр. 176, учебник. Русский язык 6 класс – М.: Просвещение, 2008). Те слова и словосочетания, которые предлагают дети и которые являются самыми удачными, записываются детьми в рабочие материалы.
Кто является главным героем картины? (Слайды 11-13) Давайте опишем девочку, подберём эпитет.
Итак, девочка выполняет упражнения «ласточка», она делает зарядку, т. е. заряжается, запасается энергией на весь день. Давайте и мы последует её примеру, сделаем зарядку. ( Слайд 14)
Сейчас, когда мы с вами тоже зарядились энергией, продолжим работу – составим «динамические» словосочетания. ( Слайды 15-16)
Где происходит действие картины? (в комнате девочки). А какая это комната? Что мы в ней ещё видим, о чём не говорили? (Слайды 18-19)
Ребята, а какие речевые недочёты чаще встречаются в ваших работах? (Повтор одного и того же слова или его формы). Что нужно делать, чтобы этого избежать? (Подобрать синонимы). Давайте с вами заполним табличку «Слова-помощники». ( Слайд 20)
I группа слов – о художнице (Яблонская Т. Н., Татьяна Николаевна, художник, мастер кисти, автор картины, живописец).
II группа – глаголы-помощники (изобразила, запечатлела, показала, создала, передала, написала, нарисовала, представила. ( Слайд 21)
III группа героиня картины (юная спортсменка, ученица, действующее лицо, девочка, школьница, главный персонаж картины, героиня. ( Слайды 22-23)
Заключительное слово учителя: В картине «Утро» художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружает и что мы далеко не всегда замечаем. Ясное солнечное утро. Лучи солнца врываются в комнату через распахнутую дверь и окно и освещают девочку, которая только что встала и делает зарядку. И мы с удовольствием смотрим на стройную, легкую фигурку девочки, замечаем простоту и изящество ее движений. Все как будто очень незатейливо в этой картине. На самом деле все в ней очень продумано и помогает художнице раскрыть свой замысел. Попробуем описать эту картину. Удачи вам. ( Слайды 24-25).
Закончить работу над описанием картины.
Ход урока 2.
Тема: Сочинение-описание по картине Т. Н. Яблонской «Утро».
сформировать умение систематизировать собранный материал по картине; закрепить умение описывать помещение.
презентация к уроку, проектор, экран, компьютер.
1. Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике(показ презентации)
Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер советской живописи, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Государственной премии. Яблонская изображает на своих полотнах обыкновенных простых людей, их труд, отдых, любит писать детей.
В ее полотнах раскрываются жизнеутверждающие поэтические образы современников и родной природы, звучит тема свободного труда. Ей свойственны правдивость образов, эмоциональная взволнованность и лиричность. Она любит создавать обобщающие образы, проникнутые глубоким раздумьем о жизни.
Живописная манера отличается насыщенностью света, декоративностью, острым чувством предметности окружающего мира, а в более поздних произведениях тонкостью пластического и цветового решения.
Картина «Утро» (1954 год) — это рассказ о красоте наших будней. Художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружает и что мы далеко не всегда замечаем. Ясное солнечное утро. Лучи солнца врываются в комнату через распахнутое окно и освещают девочку, которая только что встала с постели и делает зарядку. И мы с удовольствием смотрим на стройную легкую фигурку девочки, замечаем простоту и изящество ее движений, умение радоваться жизни.
Все как будто незатейливо в этой картине. На самом деле в ней все очень продуманно и помогает художнице раскрыть свой замысел.
2. Беседа по картине.
– Рассмотрите репродукцию картины Т. Н. Яблонской «Утро». Почему она так называется? Обоснуйте.
– Какое это время года? Как вы догадались?
– Как вы думаете, какая погода стоит за окном: теплая или холодная, солнечная или пасмурная? Обоснуйте.
– Чем занимается девочка?
– Опишите ее внешность и некоторые черты характера, используя синонимы из рамок, предложенные на с. 77. Обоснуйте.
3. Составление плана.
Учитель сообщает учащимся тему сочинения «Утро на картине». Цель – описать репродукцию картины Т. Н. Яблонской «Утро»; ответить на вопрос: почему художница показала это время суток именно таким или каким я воспринял(а) это утро? В соответствии с целью выделяются задачи:
1) подготовить вступление;
2) описать погоду, девочку, элементы интерьера;
3) составить заключение.
Учащиеся самостоятельно составляют план сочинения. Затем несколько работ обсуждаются коллективно.
4. Работа с языковым материалом.
А теперь внимательнее рассмотрим изображенную на картине комнату, ее обстановку и соберем рабочие материалы для ее описания в предстоящем сочинении. В этом нам поможет план сбора материалов.
Чем различается научное и художественное описание? (В научном описании перечисляются точные признаки, употребляются научные термины, а в художественном используются яркие, красочные выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения.)
– Прежде чем начать свое сочинение, подумайте, в каком стиле вы будете описывать изображенное на картине помещение.
5. Словарно-стилистическая работа
Учитель предлагает объяснить значение слов «бахрома» (тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, кистей, шнурков);
«карниз» (перекладина над окном, на которую вешают шторы; выступ в передней части здания над окном, дверью);
«кашпо» (декоративная ваза для маскировки цветочного горшка),
«эстамп» (оттиск, отпечаток картины на бумаге с печатной формы (на камне, металле, дереве), выполненной самим художником или мастером-гравером) и составить с ними предложения.
Далее проводится работа с синонимами «аккуратный», «опрятный», «чистоплотный», «стройный», «статный» (данными в учебнике «Русский язык. 6 класс» Т. А. Ладыженской и др.). Обращается внимание на слова местонахождения: стоять (стол), находиться, располагаться, размещаться; в центре, посередине, прямо, напротив, вдоль, налево, направо, вверху, внизу.
• составить сочинение-описание картины Т. Яблонской «Утро», используя для раскрытия основной мысли рабочие материалы в определенной последовательности;
1. Чтение и редактирование сочинений.
2. Самостоятельная работа (написание сочинения на чистовик).