МАСТЕРСТВО И ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Юлия Алеквандровна Герцен

Педагог – мастер своего дела, специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей, и особенно детской и педагогической психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.

Педагогическая техника, как основной компонент педагогического мастерства

Педагогическая техника – это профессиональные навыки педагога, открывающие ему возможности видения и чувствования своих учеников.

Педагогическая техника является залогом педагогического мастерства. Если, у педагога имеется хорошая, развития техника преподавания, то он может ярко себя подать, выразить свое эмоциональное отношение к профессии, раскрыть во взаимодействии с учащимися все свои профессиональные и личностные качества, способствующие мастерскому исполнению своих профессиональных функций.

Если техника педагога хороша налажена, то у него остаются временные и иные ресурсы для реализации своего творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Педагогическая техника способствует развитию личностных качеств педагога.

К основным особенностям педагогической техники, определяющей ее значимость в развитии педагогического мастерства, относятся следующие:

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Педагогическая
техника — это и есть комплекс умений,
который позволяет воспитателю ярко
выразить себя и успешно воздействовать
на воспитанников, добиться эффективного
результата. Это— умение правильно и
выразительно говорить (общая культура
речи, ее эмоциональная характеристика,
экспрессивность, интонация, внушительность,
смысловые акценты); умение мимикой и
пантомимикой ( выразительными движениями
лица и тела) — жестом, взглядом, позой
передать другим оценку, отношение к
чему-либо; умение управлять своим
психическим состоянием — чувствами,
настроением, аффектами, стрессами;
умение видеть себя со стороны. Психологи
это называют социальной перцепцией—
она тоже входит в педагогическую технику.
Сюда же отнесем способность к
перевоплощению, способность к игре,
нейролингвистическое программирование
(НЛП).
      В зависимости
от того, в какой мере воспитатель владеет
средствами и каналами взаимодействия,
можно говорить и о педагогическом
мастерстве. Хорошее владение воспитателем
педагогической техникой— условие,
необходимое для эффективной его работы.
Отмечая роль педагогической техники в
работе воспитателя, А. С. Макаренко
говорил, что хороший воспитатель умеет
разговаривать с ребенком, владеет
мимикой, может сдержать свое настроение,
умеет «организовывать, ходить, шутить,
быть веселым, сердитым», каждое движение
педагога воспитывает. В педагогических
вузах обязательно надо преподавать и
постановку голоса, и позу, и владение
своим лицом. « Все это вопросы воспитательной
техники».
      Какова
же роль педагогической техники в
педагогической технологии?
      Как
уже говорилось, педагогическая технология
включает целеполагание, диагностику и
учебно-воспитательный процесс. В
стремлении, направленном на достижение
цели, хороших результатов добивается
тот воспитатель, который свободно
владеет различными приемами педагогической
техники, использует юмор, благожелателен
и в то же время настойчив в общении с
унащимися, обнаруживает находчивость
и способность к импровизации. Все это
— приемы педагогической техники, которые
используются в педагогической технологии.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА УЧИТЕЛЯ

КАК ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

А. С. Макаренко говорил, что в педагогической деятельности для него «стали решающими такие «мелочи»: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, усмехнуться, как посмотреть».

А. С. Макаренко ввел понятие «педагогическая техника».

представляет собой совокупность профессиональных умений, способствующих гармонии внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его проявления.

Выделяют такие компоненты педагогической техники:

– Культура речи: направленность,  логическая грамотность, темп и ритм, интонация, дикция, дыхание.

– Умение одеваться, следить за своей внешностью.

– Умение владеть своим телом: ходить, сидеть стоять.

– Умение владеть жестами и мимикой.

– Умение педагогического общения.

– Умения психотехники: понимание своего психического состояния, умение управлять им; понимание психического состояния воспитанника и адекватно влиять на него; умение выбирать темп и ритм в работе.

Рассмотрим более подробно основные компоненты педагогической техники.

1.  Культура и техника речи

Основным средством педагогического общения является речь. Воспитатель и учитель должен обладать высокой языковой культурой.

Культура речи – это речевое мастерство, умение выбрать стилистически уместный вариант, выразительно и доходчиво изложить мысль.

В речи учителя важен не только подбор слов, но и их звучание.

Имеют значение громкость голоса, его высота, тембр, интонация. Звучание голоса педагога создает определенную атмосферу в классе, задает состояние, в котором проходит работа.

2.  Внешний вид педагога.

Во внешности учителя не должно быть элементов, отвлекающих внимание учащихся. Но поскольку учитель является примером для детей во всем, и в одежде тоже, он обязан следить за модой, одеваться элегантно, но скромно. Костюм не должен мешать выполнению педагогических операций: работать с аппаратурой и приборами, писать на доске, склоняться к учащимся, садиться и т.п. Все в облике учителя – и прическа, и костюм, и косметика, и духи – должно быть подчинено воспитанию детей.

3. Культура и техника движений педагога

Следует отметить и важность умения учителя владеть своим телом, т.е.  В связи с этим, можно выделить такие требования к походке, умению стоять и сидеть:

1. Во время урока выбирать такое место, откуда хорошо видно и слышно всех учащихся.

2. Новую информацию необходимо давать стоя, чтобы видеть всех учащихся, мобилизовать их внимание.

3. Учителю нет необходимости стоять на протяжении всего урока и если позволяют обстоятельства – можно сесть.

4. Заканчивая урок, учитель находится в центре, своим видом как бы демонстрируя завершенность процесса.

5. Не следует сидеть на краю стула, перекидывать ногу за ногу.

Для активизации общения следует принять открытую позу: не скрещивать руки, стоять лицом к классу, уменьшать дистанцию. Рекомендуется ходить по классу вперед и назад, а не из стороны в сторону.

Однако педагог общается с детьми не только при помощи слов, но и употребляя различные невербальные средства. Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются даже более выразительными и действенными, чем слова.

– это средство передачи своих чувств, эмоций, отношения к чему-либо при помощи мышц лица. Мимические движения и их сочетаний дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному ученику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т. д.

Большие возможности открывает использование улыбки, которая и одобряет, и поднимает настроение. Очень выразительны брови: выражение удивления – брови подняты, неудовольствия – брови сдвинуты и пр.

Но не меньшую смысловую нагрузку несут глаза. В связи с этим, педагог должен уметь пользоваться выразительным взглядом, избегать чрезмерной подвижности мышц лица и глаз («бегающие глаза») и, наоборот, статичности («каменное лицо»).

– это движение рук, сопровождающее речь педагога усиливающее ее выразительность, а иногда и заменяющее ее. В жестах проявляется психическое состояние человека, а при необходимости иногда скрываются истинные чувства. При овладении жестикуляцией необходимо заботиться о том, чтобы жесты были естественными, уместными, сдержанными, т.е. соответствовали конкретной педагогической ситуации.

4. Умение педагогического общения.

Для эффективного общения педагогу необходимы коммуникативные умения, которые формируются в ходе постоянной работы над собой:

– Умение вести беседу.

– Не надоедайте собеседнику длинными и трудно прерываемыми монологами.

– Обращаясь к ребенку, подбирайте темп речи, последовательность высказываний.

– Чаще улыбайтесь собеседнику.

– Для достижения хороших взаимоотношений рассматривайте вопрос с точки зрения собеседника. Проявляйте к нему искренний интерес. Называйте собеседника  по имени.

– Учитель должен уметь признавать и исправлять свои ошибки, допущенные при общении.

Самочувствие и состояние учителя имеют пределы ресурсов психического здоровья, и, чтобы продуктивно работать в течение года учитель должен, прежде всего, уметь рационально тратить свою психическую энергию, знать, как ее можно восполнять, восстанавливать.

Так как педагогическая деятельность связана с постоянным физическим и психическим напряжением, педагогу необходимо научиться расслабляться при помощи выполнения ряда упражнений и комплексов.

«Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас на душе происходит, а потому, что видит вас, слушает вас». А.С. Макаренко

Методы и средства профессионального самовспитания.

К
методам самовоспитания относятся:

Самопознание
включает: самонаблюдение, самоанализ,
самооценивание, самосравнение.

Самообладание
опирается на: самоубеждение, самоконтроль,
самоприказ, самовнушение, самоподкрепление,
самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование
предполагает: самоутверждение,
самоободрение, самопоощрение,
самонаказание, самоограничение.

Подросток
не выступает в качестве пассивного
объекта воспитательных воздействий. У
него формируется внутренняя позиция к
этим воздействиям, в зависимости от
которой он может или активно работать
над своим совершенствованием
(саморазвитием) или оставаться пассивным.

Понимание
указанных положений привело к тому, что
все воздействия и влияния, которые
сказываются на развитии личности, стали
подразделять на две группы – внешние и
внутренние. Средовые влияния и воспитание
относятся к внешним факторам личностного
развития человека. Природные склонности,
способности и задатки, а так же вся
совокупность его чувств и переживаний,
которые возникают под влиянием внешних
воздействий, относятся к внутренним
факторам.

С
этой точки зрения должно быть понятно,
что воспитание играет определяющую
роль в развитии личности только при
условии, если оно оказывает положительное
влияние на внутренние стимулирование
ее активности в работе над собой. Именно
эта активности и собственное стремление
растущего человека к своему совершенствованию
в конечном итоге и определяют его
личностное развитие.

Из
этого следует – и это необходимо
подчеркнуть, – что процесс развития
личности по существу приобретает
характер саморазвития. Л. Н. Толстой
сравнивал развитие человека с тем, как
растет плодовое дерево, ведь в буквальном
смысле не человек его выращивает – оно
само растет. Он только создает условия
и стимулирует этот рост: рыхлит и удобряет
почву, когда нужно поливает, уничтожает
вредителей.

Самовоспитание
– высшая форма самоуправления.
Психологические предпосылки самовоспитания.

В
условиях интенсивного общественного
развития возрастает роль нравственных
начал во всей жизни общества. В мире
существует единодушное мнение о том,
что нравственный идеал побуждает к
подражанию, для самовоспитания нужен
эталон нравственно воспитанной личности,
который должен соответствовать следующим
показателям: трудолюбие; творческое
отношение к труду; высокая культура
поведения.

Работа
по нравственному самовоспитанию
результативна при системном подходе,
предполагающем педагогическую
диагностику; использование разнообразных
методов самовоспитания; включение
самого себя в социальные и внутри
коллективные отношения; интенсивное
привлечение к деятельности с учетом
имеющихся у себя положительных качеств
и способностей; формирование объективной
самооценки; обучение методике
самостимуляции положительного поведения
(самовнушение, самоодобрение,
самоосуждение).

В.
Гете утверждал: Умный человек не тот,
кто много знает, а кто знает самого себя.

Процесс
самовоспитания включает в себя несколько
взаимосвязанных этапов.

.
Первый этап – принятие решения. Все
начинается с принятия твердого решения
о необходимости личностного
самосовершенствования. Без этого важного
элемента невозможно осуществление
целенаправленного самовоспитания.
Затем следует изучение (уяснение)
возможностей самовоспитания и оценка
перспектив работы над собой. Важным
элементом первого этапа выступает выбор
или формирование идеала (модели), к
которым можно стремиться в процессе
самовоспитания. На основе уже
сформированного видения возможностей
самовоспитания, собственного мировоззрения
и под воздействием среды обитания
человек сам выбирает себе идеал или
пример для подражания. Иногда человек
создает некий абстрактный образ (модель),
которому он хотел бы подражать или каким
бы хотел стать. Идеал может быть достаточно
четко представляемым в лице конкретного
человека, либо присутствовать в его
сознании в виде определенных проявлений
(внешнем виде, общении, компетенции и
пр.).

.
Второй этап – самопознание. Человек, в
соответствии с выбранным идеалом
(примером для подражания) или своих
представлениях о возможностях
самовоспитания, стремится познать себя.
В процессе самопознания происходит
выявление и самооценка уровня развития
того или иного качества или свойства
личности. Степень и точность их диагностики
зависит от самого человека, его желания
действительно познать себя, свои
достоинства и недостатки, либо
удовлетворить свой частный интерес. В
рамках этого этапа также происходит
формулирование и уточнение ценностных
ориентиров человека.

.
Третий этап – выбор средств, составление
плана.

Человек
делает ответственный выбор путей,
методов и средств самовоспитания.
Некоторые средства наиболее полно
соответствуют личностным особенностям
человека, специфике образовательной
или профессиональной деятельности.
Этот этап включает и формирование
необходимых самоустановок, которые
могут помочь человеку обеспечить
достижение тех или иных целей
самовоспитания. К ним, например, можно
отнести личные правила и принципы,
которые определяют поведение и поступки
человека в различных ситуациях. На
основе выбранных путей, методов и средств
самовоспитания, а также сформулированных
личных правил осуществляется планирование
работы над собой. Человек составляет
программу или план, в которых отражается
то, над чем предстоит работать, какие
методы и средства использовать, примерные
сроки достижения намеченного.

.
Четвертый этап – реализация планов. А
именно, активная практическая работа,
направленная на достижение сформулированных
ранее ценностных ориентиров.

Эффективность
же самовоспитания выявляется в процессе
последующей личностной самооценки.

Процесс освоения предмета «Мировая и
отечественная худо­жественная
культура» – явление сложное, многогранное,
динамич­ное. Оно сродни искусству,
которое скорее «познает», чем «изуча­ет»
мир. Всякий, избравший предмет делом
жизни, столкнется с тем, что в теории
педагогики нет раздела, посвященного
практи­ческим навыкам развития
подсознательного уровня, здесь следует
обратиться к театральной педагогике.
Тем более, что преподава­теля скорее
можно назвать актером, а сам предмет –
«театром одного актера».

Поэтому учителю мировой и отечественной
художественной культуры просто необходимо
знать принципы театрального действия,
его законы. В этом ему поможет система
К. С. Станиславского, кото­рая рассматривает
специфику творчества через природу
человека- творца. В ней впервые решается
вопрос сознательного овладения
подсознательным, непроизвольным
процессом творчества, проявле­ния
таланта личности в деятельности. Система
К. С. Станиславского необходима преподавателю
еще и потому, что это не только наука об
актерском мастерстве, но и наука о том,
как, опираясь на объектив­ные законы,
растить, развивать и обогащать способности
личности. Она предлагает методику
повышения в творческой деятельности
«коэффициента полезного действия»
всякого дарования.

Понимание К. С. Станиславским действия
как единства физи­ческого и психического
исключает отдельное развитие внутренних
или внешних, телесных или душевных
элементов поведения учите­ля и требует
тесной связи метода и педагогической
техники. Именно поэтому мастерство
педагога мировой и отечественной
художе­ственной культуры обусловливается
тремя связанными частями:

Но если теорию достаточно изучить, то
педагогической тех­никой и методом
работы с материалом нужно овладеть,
вырабо­тать определенные навыки. Это
достигается длительной и систе­матической
практикой, когда техника доводится до
степени под­сознания, до рефлекторной
деятельности.

Вникая в секреты учителя-мастера,
обнаруживаем отточен­ность приемов
педагогического воздействия, искусную
постановку и решение самых разнообразных
практических задач. Важная роль здесь
принадлежит специальным умениям:
мобилизовать учащих­ся на интенсивную
познавательную деятельность, правильно
по­ставить вопросы, общаться с
коллективом и отдельными личнос­тями,
владеть своим настроением, голосом,
мимикой, движениями и др. Педагогическая
техника как раз и способствует
гармонично­му единству внутреннего
содержания деятельности учителя и его
внешнего выражения. Здесь необходим
синтез духовной культуры и педагогически
целесообразной внешней выразительности.

Таким
образом, педагогическая
техника представляет со­бой совокупность
приемов, позволяющих реализовать задачи,
поставленные перед конкретным предметом.
Ее средства – речь и невербальные средства
общения.
Сюда включается две группы компонентов:

Рассмотрим наиболее важные для учителя
мировой и отечествен­ной художественной
культуры компоненты педагогической
техники.

Прежде всего, это
внешний вид, который для
учителя мировой и отечественной
художественной культуры имеет особенное
значение. Нелепо выглядит неряшливый
преподаватель, рассказывающий о
пре­красных образцах мирового
искусства. Поэтому в данном случае
осо­бенно недопустимо небрежное
отношение к своей внешности.

Прическа, костюм, украшения в одежде
учителя мировой и отечественной
художественной культуры всегда должны
быть под­чинены решению педагогической
задачи – эффективному воздей­ствию
на формирование личности ученика.
Необходимо во всем соблюдать чувство
меры и понимание обстановки.

Эстетическая выразительность внешнего
вида учителя ска­зывается и в том,
насколько приветливо выражение его
лица, в со­бранности, сдержанности
движений, оправданном жесте, осанке и
походке. Ему противопоказаны суетливость,
неестественность же­стов, внутренняя
вялость. Более того, педагогу, общающемуся
с великими произведениями искусства и
приобщающему к прекрас­ному молодое
поколение, просто необходимо уметь
осуществлять психофизическую настройку
на предстоящее занятие, управлять своим
эмоциональным состоянием во время
общения.

Процесс восприятия и понимания материала
тесно связан со сложным процессом
учебного слушания, на которое на уроках
ми­ровой и отечественной художественной
культуры отводится боль­шая часть
времени. Поэтому ясно, что процесс
формирования лич­ности ученика в
значительной степени зависит от
совершенства

Некоторые считают, что голос и тембр
представляют собой исключительно
природный дар человека. Но современная
экспери­ментальная физиология
утверждает, что качество голоса можно
коренным образом улучшить. Сегодня
разработана система упраж­нений по
технике речи, которая позволяет учителю
донести до уче­ника все богатство
содержания предмета. Преподаватель
миро­вой и отечественной художественной
культуры обязан обратить особое внимание
на данную систему и, при необходимости,
посвя­тить достаточное время для
самосовершенствования в этой обла­сти.
Систему подобных упражнений можно найти
в работах З. В. Сав- ковой и В. П. Чихачева
о голосе лектора, в пособиях для
театраль­ных вузов, а также в книге
Д. Х. Вагаповой «Риторика в интеллектуальных
играх и тренингах».

Педагогическая техника имеет огромное
значение в процессе освоения мировой
и отечественной художественной культуры.
Она позволяет реализовать возможности
предмета и провести действи­тельно
яркий и выразительный урок.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА Рахимов З. Т.

Рахимов Зокир Тоштемирович – доктор философии по педагогическим наукам, доцент,

заведующий кафедрой, кафедра профессионального образования, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье освещены вопросы повышения эффективности воспитания, повышения воспитательности студентов и повышения на этой основе педагогических навыков, роли педагогической техники в системе образования, умения держать в уме преподавателя мимику, пантомимику, умение управлять своими эмоциями, умение владеть навыками, речевой техникой и выступать программистом в разъяснении путей их применения в учебном процессе. Полное овладение педагогической техникой, формирование ее квалификации, важное значение педагогической техники в организации познавательной деятельности студентов и воспитательном воздействии на них.

Ключевые слова: педагогика, мастерство, техника, способности, страсть, влияние, процесс, образование, ученик, преподаватель, формирование, развитие.

(эмоциями), овладевать страстями, способностями, речевыми приемами и применять их в учебной деятельности, в процессе работы.

Педагогические технические квалификации делятся на две группы:

К навыкам первой группы относятся умение педагога управлять своим поведением, мимическими и пантомимическими выражениями, своими эмоциями и настроением, актерскими и режиссерскими навыками.

Квалификация второй группы педагогической техники состоит из профессиональных навыков, включающих гностические навыки, проектировочные навыки, конструктивные (способность организовывать творческую работу коллектива, воспитание, обучение учащихся-студентов). Которые наглядно приведены в следующей таблице 1:

Таблица 1. Навыки педагогической техники

Личностно-профессиональные навыки педагога Профессиональные навыки педагога

1. Техника речи учителя 2. Мимические и пантомимические выражения в деятельности учителя 3. Актерские и режиссерские навыки учителя 4. Способность учителя управлять своими эмоциями 1. Гностические навыки: – выделение важного и основного вопроса; – систематизация учебного материала; – точное определение дополнительного источника; – возможность выбора дидактического материала по теме; – способность приводить доказательства. 2. Навыки проектирования: – возможность планировать четкое изложение учебной информации; – умение правильно формулировать вопросы и ответы; – возможность структурировать и наблюдать за вопросом поискового характера, выдвигать гипотезы. 3. Конструктивные навыки: – обучение самостоятельному выражению мысли; – обучение обоснованию и доказательству ответа; – обучение связыванию теоретической и практической информации.

Как известно, в жизни людей речь имеет большое значение. Все это знают, и это необходимо каждому для общения. Речь может убеждать человека как мощное средство воздействия людей друг на друга, призывать к труду, победе, возвращать с дурного пути, радовать или злить и даже убивать.

Идеи красивых, грамотных, отзывчивых преподавателей быстро доходят до учеников и дают возможность усвоить учебные материалы, а ученики с нетерпением ждут таких уроков. Поэтому педагоги должны неустанно работать над своей речью, тренироваться над тем, чтобы его слова были красивыми, выразительными, постоянно воспитывали голосовые диапазоны, силу, тембр, подвижность, дикцию. Тембр – это красота, ясность и красота звука. Если учитель использует звуковую диапозицию, связанную с его тембром, его речь получается красивой, ясной, бархатистой, привлекательной и привлекает слушателей, в конечном счете, учебный материал хорошо воспринимается учащимися.

Таким образом, поскольку речевые навыки имеют важное значение в педагогической технике, педагогу всегда целесообразно тренироваться на темпе, ритме, дикции, силе голоса, диапазоне, подвижности речи. Педагогическая техника представляет собой совокупность определенных профессиональных и личностных навыков, которые служат ведущим фактором в процессе педагогической деятельности учителя, организации и управлении учебно-воспитательной работой.

1. Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Т., 2006. С. 44.

2. Рувинский Л. И. Тарбиявий иш методикаси. / Л. И. Рувинский тахрири остида. Т.: “Укитувчи”, 1990. 34 б.

3. Рахимов З. Т., Салимова Н. Ш., Келдиёрова М. Г. Обучение будущих учителей профессионального образования к применению интерактивных методов и технологий. Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 181.

4. Рахимов З. Т. Активизация познавательной деятельности и развитие критического мышления студентов в процессе обучения. Научно-методический журнал «Проблемы современной науки и образования». Издательство «Проблемы науки», 2019. № 3 (136). С. 42.

5. Рахимов З. Т. Педагогическое мастерство как фактор обеспечения качества образовательного процесса. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование», 2019. № 9. С. 51.

6. Рахимов З. Т. Способы управления настроением и психическим состоянием педагога в процессе обучения. Издательство «Проблемы науки». Журнал «Вестник науки и образования», 2020. № 6 (84). Часть 1. С. 66.

7. Рахимов З. Т. Эффективность использования технологии совместного обучения в образовательном процессе. Научно-методический журнал «Вестник науки и образования». Издательство «Проблемы науки», 2019. № 4 (58). Часть 1. С. 51.

8. Рахимов З. Т. Способы управления настроением и психическим состоянием педагога в процессе обучения. Научно-методический журнал Вестник науки и образования, Издательство «Проблемы науки», 2020. № 6 (84). Часть 1. С. 67.

9. Рахимов З. Т. Педагогическое мастерство и его важные компоненты в повышении эффективности образовательного процесса. Научно-методический журнал “Academy”. Издательство «Проблемы науки». № 3 (42), 2019. С. 58.

10. Рахимов З. Т. Педагогическое мастерство и его важные компоненты в повышении эффективности образовательного процесса. Научно-методический журнал “Academy”. Издательство «Проблемы науки». № 3 (42), 2019. С. 56.

11. Рахимов З. Т. Необходимость развития креативности в личности педагога / Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 46.

12. Рахимов З. Т. Этапы применения технологий профессионально-ориентированного проблемного обучения. European Scientific Conference: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 276.

IMPLEMENTATION OF COMPUTER TECHNOLOGY IN INTEGRATIVE

TEACHING Barakayeva S^.

Barakayeva Surayyo Нalilovna – Senior Тeacher, DEPARTMENT OF INTEGRATED LANGUAGE SKILLS, UZBEK STATE WORLD LANGUAGES UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Сущность и значение педагогического мастерства

Педагогическое мастерство вполне доступно для овладения каждому педагогу. Однако, для этого требуется интенсивная работа над собой, поскольку, мастерство педагога является совокупностью многих компонентов, включающих и личностное развитие педагога, его профессиональные качества, а также, оно находится под воздействием иных факторов педагогического процесса.


МАСТЕРСТВО И ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА

Рисунок 1. Педагогическое мастерство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

По своему структурному устройству, педагогическое мастерство представляет собой совокупность следующих компонентов:

«Основы педагогического мастерства» 👇


МАСТЕРСТВО И ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА

Рисунок 2. Структура педагогического мастерства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Педагогическое мастерство и его значение

Мастерство – это своеобразный сплав природных способностей, знаний и умений, проявляющихся комплексно.

По своей сути мастерство выражает высшую степень профессионализма.

Педагогическое мастерство – это в первую очередь глубокое понимание и осознание закономерностей процессов воспитания и обучения, умения эффективно применять на практике методы и формы организации педагогической деятельности, добиваться высоких результатов в развитии личности ребенка.

По своей природе мастерство является великим чудом, которое проявляется в тот момент, когда перед учителем стоит проблема, требующая оригинального и нестандартного решения. Каждому педагогу важно обнаружить у себя педагогический дар, который в последующем трансформируется в педагогическое мастерство.

Таким образом, становление педагогического мастерства находится во взаимосвязи с решением творческой задачи педагогической направленности.

Сущность педагогического мастерства заключается в том, что это постоянно совершенствуемая степень овладения различными видами педагогической деятельности и ее последующая трансформация в мастерство. Однако необходимо отметить, что трансформация возможна только в том случае, если педагог владеет всем арсеналом знаний, умений и навыков в совершенстве и у него имеется определенный практический опыт деятельности.

Для педагогического мастерства характерна высокая пластичность, то есть оно может «переходить» или «переключаться» из одних условий в другие, приспосабливаться к новым требованиям, перестраивая характер педагогической деятельности под меняющиеся условия.

«Мастерство и творчество педагога» 👇

Мастерство является одним из важнейших качеств педагога.

Становление и развитие педагогического мастерства доступно для любого педагога, который постоянно совершенствует свое профессиональное искусство в области воспитания и обучения детей.

Изучением педагогического мастерства в профессиональной деятельности занимались ученые и исследователи в разное время. Все они по-разному расшифровывали понятие мастерства, но при этом не изменялась его суть и значимость.

В настоящее время в характеристику педагогического мастерства включают следующие компоненты:

Педагогическое мастерство неотделимо от педагогического творчества, а именно от умения выдвигать новые креативные идеи, принимать нестандартные решения, применять в учебном процессе оригинальные подходы и технологии, воплощать замысел в реальность.

АНО «ВУЗ» Институт менеджмента, маркетинга и права»

АНО «ВУЗ» Институт менеджмента, маркетинга и права»

Тема: «Педагогическая техника и педагогическое мастерство».

Выполнила: Костромина Анна Александровна

1. Основы педагогического мастерства

2. Формирование и развитие педагогического мастерства

3. Личностные качества педагога, их роль в профессиональной деятельности

4. Педагогическая техника как составная часть педагогического мастерства

5. Педагогическое мастерство учителя

6. Педагогическое мастерство воспитателя

7. Педагогическое мастерство руководителя учебно-воспитательного учреждения

8. Творческий подход учителя к организации современного урока

9. Мастерство управления педагогическим общением

10. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта

Проблема формирования педагогического мастерства в настоящее время очень актуальна, т. к. инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к подготовке будущего педагога.

Профессиональная педагогическая деятельность носит преднамеренный характер, и, в отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи, отделена от повседневной жизнедеятельности ребенка. При всем различии педагогических профессий у них есть общая цель, свойственная педагогической деятельности – приобщение человека к ценностям культуры. Именно в цели проявляется специфика этой деятельности. Эта цель определяется как особая миссия, «предназначение которой – сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке».

Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который опирается в своей деятельности на научную теорию. Естественно, что при этом он встречается с рядом трудностей. Во-первых, научная теория – это упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна. Применение теории на практике требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми учитель нередко не располагает. Во-вторых, педагогическая деятельность – это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии, педагогике, психологии, методике и др. ), тогда как знания учителя зачастую как бы разложены «по полочкам», т. е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что учителя часто овладевают педагогическими умениями не под влиянием теории, а независимо от нее, на основе житейских донаучных, обыденных представлений о педагогической деятельности.

Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога.

Слово «мастерство» в значении «мастер – лучший по профессии» раньше было связано в основном с деятельностью ремесленников, например: мастерство повара, ювелира, сапожника, портного и т. п. С начала XX века понятие «мастерство» всё больше стало связываться с творческими профессиями, например: мастер рифмы – поэт, мастер кисти – художник, мастер сцены – актёр и т. д.

С учётом того, что педагогическая деятельность тоже носит творческий характер, естественным стало сочетание «педагог – мастер». Будущие учителя, воспитатели должны иметь достаточно точное представление о сущности педмастерства, его сложности и многоплановости.

Педагогическое мастерство является таким высоким уровнем профессионально-педагогической деятельности, на котором достигается единство умений и навыков применения психолого-педагогической теории на практике и сформированных личностных свойств учителя, обусловливающих эффективность педагогического процесса.

Педагогическое мастерство включает в себя следующие компоненты:

I – Профессионально-педагогическая направленность личности учителя.

II – Профессионально значимые знания.

III – Профессионально необходимые способности, умения и навыки.

IV – Профессиональное творчество.

Как известно из психологии, своё отношение к избранной профессии человек может выразить по-разному. Это касается и педагога.

Во-первых, учитель или воспитатель должен положительно относиться к педагогической деятельности в целом и к ученикам – в частности, иначе в его работе возникнут большие трудности. В свою очередь, позитивное отношение перерастает в интерес к профессии, вызывает ответственность за результаты труда и побуждает педагога совершенствовать свои личные качества. Основными из них являются: высокая нравственность, убеждённость, сознание гражданского долга, общественная активность, патриотизм, уважение к другим нациям, трудолюбие, скромность, любовь и доброта к детям, милосердие, гуманизм и др.

Во-вторых, чтобы стать высококвалифицированным педагогом, человек должен овладеть профессионально необходимыми знаниями. К примеру, учитель начальных классов проводит уроки не по одному, а по нескольким предметам: родному языку, чтению, математике, труду, природоведению, изобразительному искусству и др. Таким образом, его специальная подготовка включает в себя овладение знаниями по всем вышеназванным предметам. Вместе с этим учителю начальной школы необходимы знания и по частным методикам, которые помогут ему в доступной форме донести свои знания по этим предметам до каждого ученика.

Современный учитель должен свободно мыслить, иметь научное представление о мире, обладать широким кругозором – для этого он обязан овладеть политическими, экономическими, правовыми и другими общественными знаниями. Научная грамотность, интеллектуальный поиск, стремление к обновлению и расширению своих педагогических знаний также являются необходимыми качествами современного педагога. Умение пользоваться достижениями современной науки и техники, способность проводить исследования также являются необходимыми для современного педагога, поэтому ему необходимо также овладеть навыками исследовательской работы. В процессе исследования педагог собирает фактический материал, анализирует его и делает выводы – это помогает ему сравнить свой опыт с опытом других педагогов, а также проверить на практике те или иные научные теории.

В-третьих, чтобы стать мастером, педагог должен иметь ряд способностей, которые помогут ему более успешно выполнять свои профессиональные функции. В число этих способностей входят следующие:

а) организаторские способности – способность организовать и развивать коллектив учащихся, направлять его на решение важных задач; способность организовать свой труд и совместную деятельность с учащимися;

б) коммуникативные способности – способность управлять процессом своего общения с учениками, их родителями, коллегами, предупреждать и своевременно устранять конфликты;

в) дидактические способности – способность передать свои знания в доступной форме и разъяснить их учащимся; способность самостоятельно добывать новейшие знания, следить за развитием науки и применять научные достижения в своей практике; учить школьников самостоятельно мыслить, высказывать своё мнение и защищать его;

г) наблюдательские способности – умение изучать и понимать внутренний мир каждого ученика, раскрыть особенности его поведения и характера, «секреты» его духовного мира и направлять развитие личности каждого воспитанника;

д) речевые способности – умение точно и содержательно выразить посредством устной и письменной речи свои мысли и чувства, изложить учебный материал, методические указания, оценить знания, умения и поведение учащихся; способность учителя говорить и писать точно, просто (доступно), выразительно, эмоционально, содержательно, образно, без стилистических и грамматических ошибок;

е) гностические способности – способность предвидеть перспективы развития личности, то есть, на основе материалов изучения своих учеников умение определить ход и результаты их познавательной деятельности, развития личностных качеств. Эти способности основаны на оптимизме, на вере учителя в своих учеников;

ж) способность управлять вниманием учащихся – умение педагога заинтересовать учащихся, сосредоточить их внимание на конкретном вопросе, проблеме, задании. Эта способность помогает учителю «видеть» всех учеников одновременно, выделять из них более способных, направлять их деятельность (учебную, трудовую, общественную) в нужное русло.

Все вышеназванные способности в совокупности обеспечивают более успешную деятельность педагога, способствуют созданию его собственного опыта, собственного стиля работы и авторитета. Однако, это невозможно без наличия у него таких личностных качеств, как трудолюбие, терпеливость, требовательность, настойчивость, творческий подход к работе, ответственность за её результаты и др. Ученики уважают тех учителей, которые одинаково справедливо относятся ко всем, не грубят, не оскорбляют их, но они не терпят безвольных, грубых, раздражительных педагогов.

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Стадии формирования педагогического мастерства

Мастерство педагога не является единожды сформированным и неизменным. Оно требует постоянного развития и саморазвития педагога.

Процесс формирования педагогического мастерства является длительным. Он сложен и подвержен воздействию большого количества факторов.

Мастерство педагога формируется в несколько стадий:

Понятие педагогического творчества

Творчество – это деятельность, которая порождает что-то кардинально новое, отличающееся от всего, что было ранее своей неповторимостью и оригинальностью.

Современный взгляд на педагогическую деятельность, рассматривает ее как одну из разновидностей творчества. В первую очередь это связано с тем, что процесс воспитания и обучения уникален для каждого ребенка, исходя из его потребностей и возможностей. То есть невозможно взять готовый шаблон воспитательно-образовательного процесса и применить его к конкретному ребенку. Те методы и приемы, которые в него заложены, могут быть просто не эффективны или даже принесут вред. Тем самым, каждый педагог, подходя к организации педагогического процесса, использует свои творческие способности и умения, делая обучение оригинальным и эффективным именно для той группы детей, с которой работает педагог в данный момент.

Творческий потенциал педагога основан на накопленном им профессиональном опыте, знаниях, умениях и навыков, которые позволяют ему находить нужное решение в различных ситуациях. Разрешение проблемных ситуаций способствует совершенствованию профессионального мастерства педагога. Это объясняется тем, что каждая учебная ситуация уникальна и требует выработки оригинального решения. Только хорошо подготовленный и высоко эрудированный педагог, обладающий творческим мышлением способен быстро осуществить анализ сложившейся ситуации и найти из нее новый выход и способ разрешения.

В настоящее время, под педагогическим мастерством понимается процесс разрешения педагогических задач в разнообразных, постоянно меняющихся ситуациях.

Каждая проблемная ситуация уникальна, однако процесс их решения осуществляется по одному и тому же алгоритму:

Тем самым опыт профессиональной педагогической творческой деятельности может быть приобретен в результате разрешения ряда таких ситуаций, развита интеллектуальная активность педагога, специфическая познавательная мотивация. Однако стоит отметить, что будет получен опыт, но научить самому творчеству невозможно.

Понимание педагогического творчества и его природы способствует установки на внедрении креативного и чего-то нового в педагогический процесс. Творческое отношение педагога к своей профессиональной деятельности обеспечивает его личностную самореализацию.

Таким образом, педагогическая деятельность, педагогическое творчество и мастерство педагога взаимосвязаны, дополняют и развивают друг друга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *