МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ

Марина Иевлева Семинар-практикум для родителей «Готовность ребенка к школе»

«Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Венгер Леонид Абрамович.

Цель: формирование родительской компетентности в области психолого-педагогической готовности детей к школе

1. Познакомить родителей с содержанием понятия психологической готовности.

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Готовность ребенка к школе“» размещена в разделах

2. Повысить компетентность родителей в использовании игр и игровых упражнений по развитию познавательных способностей ребенка.

3. Снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу;

4. Способствовать оптимизации общения с детьми.

Участники: родители и воспитатели детей подготовительной группы.

Планируемый результат: повышение родительской компетентности по вопросам готовности детей к школе в условиях введения ФГОС ДО.

Оборудование: проектор, ноутбук, листы бумаги А-4 на каждого участника, ручки или фломастеры, доска, мел или маркеры для доски, мячик, фигурки-силуэты мальчиков и девочек, картинка с изображением школы и три дороги к ней : сиреневая, желтая, зеленая, анкета-отзыв, памятки для родителей, видеофильм с интервью детей, школьные фотографии родителей, клей, ватман.

Ход семинара

Добрый вечер, уважаемые родители! Благодарю за присутствие на нашей встрече. Сегодня мы поговорим с вами о готовности ребёнка к школе, её компонентах. Мы познакомим вас с психологическими особенностями будущего ребёнка – первоклассника. Надеемся, что наша встреча будет интересна и познавательная.

Нашу встречу хотелось бы начать с приветствия.

1. Упражнение «Приветствие»

Цель: приветствие друг друга и заряд положительными эмоциями.

Поприветствуйте друг друга как здороваются разные народы мира: японцы кланяются, народы замбези хлопают в ладоши, индийцы кланяются, ладони сложены перед лбом, европейцы пожимают руку.

2. Игра-ассоциация «Школа»

Цель: поделиться представлениями о школе, опираясь на опыт школьного обучения родителей.

Все мы с вами были школьниками, и у каждого из нас школа ассоциируется с разными эмоциями, событиями, предметами. Вам нужно, с каким словом у них ассоциируется слово «школа»? Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово «учеба» и т. д. ( Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу.)

Вывод: получена многообразная палитра эмоций, ассоциаций, связанных с представлениями о школе, которые определяются вашим опытом.

Сегодня, наверняка, многих из вас волнуют вопросы: «А готов ли мой ребенок к школе?», «Как будет учиться?», «Как ему помочь преодолеть первые школьные трудности?» Психологи считают, что немаловажным в успешности обучения «первоклашки» является психологический настрой родителей.

Сейчас мы с вами попробуем актуализировать ваши переживания и опасения по поводу предстоящего обучения ваших детей в школе.

Упражнение: «Знаем ли мы своих детей?».

Цель: Узнать переживания и опасения родителей по поводу предстоящего обучения ребенка в школе.

Родителям предлагаются фигурки человечков и карандаши или ручки для записи. Дается инструкция: Подумайте и напишите на передней стороне человечка те черты вашего ребенка, которые, по вашему мнению, помогут ему в школе. А на задней стороне части те черты, которые, по вашему мнению, затруднят предстоящую учебу в школе.

После выполнения упражнения, родителям предлагается поставить фигурку на одну из трех полосок-дорожек, которые ведут в школу ( На мольберте прикреплены 3 дорожки разного цвета: сиреневая, желтая, зеленая) : сиреневая полоска означает ваше сильное беспокойство, желтая – умеренное, а зеленая полоска- нет особого беспокойства. ( Приложение 2).

(Родители выполняют задание и делятся своими опасениями)

У каждого из вас лежат листочки, напишите на них те качества, которыми должен обязательно, на ваш взгляд, обладать будущий первоклассник.

3. Мини-лекция «Понятие готовности к школе»

Уважаемые родители, вы только что попытались сформулировать главные качества, которые помогли бы вашим детям успешно подготовиться к поступлению в школу и безболезненно адаптироваться к новым условиям обучения. Мнения разделились. Для того, чтобы внести ясность и разобраться в этом вопросе, давайте подробно рассмотрим понятие готовности к школе.

Прошу вас обратить внимание на экран (психолог комментирует схему готовности к школе, представленную на доске). Готовность к школе, как вы видите, включает в себя три основные составляющие: физическую, педагогическую и психологическую готовность.

Психологическая готовность ребёнка, в свою очередь, включает в себя интеллектуальную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовности.

Начнём с физической готовности. Все вы, я думаю, согласитесь с тем, что ребёнка следует приучать к посильным физическим упражнениям и подвижным играм. Но, как вы считаете, для чего это нужно делать? (родители включаются в обсуждение, высказывают свои мнения).

Психолог подводит итоги обсуждения: “ Конечно, в подвижных играх у ребёнка развивается

координация движений, важная при ориентировке в пространстве, происходит развитие волевых качеств, усидчивости, внимания, формируется умение выполнять правила. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины, в частности, позволит ребёнку справиться с физическими нагрузками, которые ему придётся переносить в школе. Ведь сидеть прямо в течении 35 минут урока требует определённой физической подготовки. А таких уроков будет 3-4 в день. Если ребёнок будет сильно уставать, то это, несомненно, негативно скажется на результатах обучения.

Кроме того, важно и то, насколько развиты у ребёнка мелкие группы мышц. Пропуски букв, описки, разная высота букв – всё это результат недостаточного развития “ловких” мышц руки. Развитию этих мышц способствуют такие простые и интересные для ребёнка занятия, как лепка, аппликация, работа с ножницами, природным материалом, крупами, бисером.

. Однако, готовность к школе не сводится лишь к физической готовности. Давайте рассмотрим следующий компонент, обозначенный в схеме.

Педагогическая готовность – это тот багаж знаний, умений и навыков, которыми обладает ребёнок, т. е. то, чему он научился в детском саду. Порядковый и количественный счёт, знание геометрических фигур, словарный запас, умение дифференцировать звуки, сведения об окружающем (животных, транспорте, временах года и т. д., знание букв и прочее. От того, с какими знаниями, умениями и навыками пришёл малыш в школу очень многое зависит. Поэтому, в оставшееся до школы время, уделите этому вопросу внимание, уточните, знает ли он времена года, дни недели, названия зверей и птиц; умеет ли связно рассказать о каких-либо событиях. Это поможет вашему малышу закрепить полученные знания и умения, обрести уверенность в себе.

Следующий вид готовности к школе – это психологическая готовность. Она включает в себя ряд очень важных аспектов, от сформированности каждого из которых, зависит успешность подготовки к школе и дальнейшее обучение. ( Психолог предлагает вниманию родителей изображение дерева, с которым уже работали родители в первой части собрания).

Давайте подумаем, что необходимо для хорошего роста и развития дерева? (родители включаются в дискуссию).

Итак, мы с вами пришли к мнению, что, прежде всего, дереву необходимы крепкие корни. Возвращаясь к психологической интерпретации, давайте решим, что же следует под этим подразумевать.

Есть мнение, что под сильными корнями следует понимать познавательные психические процессы: память зрительную и слуховую, мышление, внимание и творческое воображение. От того, насколько хорошо они развиты, будет во многом зависеть успешность интеллектуальной готовности к обучению.

А теперь, давайте вновь вернёмся к нашему дереву. Достаточно ли только хорошо развитой корневой системы? Конечно, для того, чтобы дерево зацвело и принесло плоды, его необходимо поливать и удобрять почву под ним. И если под корнями, мы подразумеваем познавательные процессы, то драгоценной влагой для нашего дерева следует понимать веру в ребёнка, поддержку, оптимизм, поощрение, ответственность и т. п. (психолог прикрепляет к доске вокруг “дерева” капельки с напечатанными на них способами стимулирования ребёнка). “ Почвой” же питающей “корни” и способствующей росту всего дерева является мотивация. Ответь мне, пожалуйста, на следующий вопрос: “Будет ли человек прилагать старания, занимаясь каким – либо делом, не зная, зачем он это делает?” (родители высказываются вслух).

– Конечно, нет. Тогда скажите, “желание пойти в школу” и “желание учиться” – это одно и то же?

В ходе рассуждений психолог подводит к выводу, что если ребёнок идёт в школу ради нового ранца или модного школьного костюма, или говорит “в школе не надо спать”, “там будут мои друзья из детского сада” и т. п., то его привлекают лишь внешние стороны обучения. Тогда как основной деятельностью ребёнка в школе является учение, узнавание нового. Поэтому главное, что должно быть сформировано – желание учиться! Отношение к школе формируется у большинства детей ещё до того, как они становятся школьниками. В этом вопросе большую роль играет семья. Если родители ребёнка придают большое значение образованию, положительно отзываются об образованных людях, прививают любовь к чтению, говорят малышу о том, как они хотят видеть его в будущем успешным и умным, а это возможно, только если хорошо учиться; о том, какую гордость они будут испытывать в этом случае, то это будет способствовать формированию у ребёнка мотивационной готовности к школе. Он будет понимать, зачем он пришёл в школу и зачем ему нужны знания. Учебная деятельность станет для ребёнка более значимой и важной.

Коммуникативная готовность включает в себя умение ребёнка общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми. Это тоже, весьма важное умение! Ведь, по сути, весь процесс обучения представляет собой общение между учителем и учеником. От того, насколько ребёнок контактен, умеет ли внимательно слушать учителя, достаточно ли развита его речь – зависит успешность усвоения школьных знаний. Задача родителей и воспитателей – научить ребёнка простым правилам общения.

Эмоционально-волевая готовность – важное звено школьной готовности. По сути, это умение управлять своими эмоциями, настроениями и контроль над своими желаниями. В вечном компромиссе между “хочу” и “надо” у старшего дошкольника должно преобладать “надо”. От того насколько ребёнок сможет заставить себя быть внимательным, когда хочется отдохнуть и поиграть; от того насколько малыш будет упорным при возникновении трудностей, будет зависеть его успешность. Всем нам известна истина: “Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов трудолюбия”.

Мы рассмотрели все компоненты школьной готовности. Если что-то осталось непонятным, предлагаю вам задать вопросы.

Перед вами лежит салфетка, у каждого она одинаковой формы,размера, цвета и качества. Слушайте внимательно и выполняйте инструкцию, не смотря на соседа:

Сложите салфетку пополам,

Отрежьте правый верхний уголок,

Опять сложите пополам,

Снова Отрежьте правый верхний уголок

Сложите еще пополам,

Отрежьте правый верхний уголок.

Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Нашли? Как вы думаете, почему?

Вывод: Несмотря на то, что инструкция для всех была одинаковая, снежинки получились разные, так как одинаковых людей не бывает. Каждый из вас индивидуален, так же и ваши дети: все они разные, различны их способности, возможности и личностные качества. Но каждый из них уникален по своему. Любите своих детей и тогда все у них обязательно получится и в школе.

Добрый вечер! Я рада видеть вас на нашей
сегодняшней встрече.

Спасибо, что дела свои отложили,
В зал наш светлый поспешили.
Пошутить и поиграть,
Много нового узнать.

А пригласила я вас, чтобы поговорить о том, как
же лучше подготовить наших детей к школе. Ведь от
того, насколько успешным будет начало школьного
обучения, зависит успеваемость ученика в
последующие годы, его отношение к школе, учению,
и, в конечном счете, благополучие в его школьной и
взрослой жизни.

“Самопрезентация” – оформление визиток.

Для того, чтобы нам легче было общаться друг с
другом, предлагаю вам сделать визитную карточку.
Каждому из вас предоставляется удивительная
возможность, обычно недоступная в реальной жизни
– выбрать себе имя. Ведь часто бывает – кому-то
не очень нравится имя, данное ему родителями,
кого-то не устраивает форма обращения, привычная
для окружающих, или хочется, чтобы обращались
необычно и ласково. У вас есть 10 минут для того,
чтобы выбрать для себя игровое имя и оформить
визитку следуя принципу:

Возьмите на столах все, что вам нужно, оформите
свой бейджик и прикрепите к одежде.

“Буква имени” – знакомство.

Сейчас будем знакомиться. Я по кругу буду
передавать игрушку, у кого игрушка окажется в
руках, отвечает на два вопроса:

– Как зовут + 1-2 качества, присущие вам, но
начинающиеся на первую букву имени.

– Почему бейджик оформлен именно так?
Попытаться объяснить, почему использовали такой
цвет?

Игра “Да – нет”

Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, в
которой вам нужно отвечать “Да”, если вы
согласны с моим высказыванием и “нет”, если не
согласны.

Скажите громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я
Активными все будем? (да)

Подумайте, с каким словом у Вас ассоциируется
слово “Школа”? Например, учеба. Следующий
участник должен дать свою ассоциацию на слово
“школа” и т.д. ( Упражнение выполняется по кругу,
участники передают мяч друг другу).

После выполнения упражнения анализируются
предъявленные ассоциации и делается вывод:
получена многообразная палитра ощущений,
связанных с представлениями о школе. Они
определяются опытом школьного обучения
родителей.

Сейчас мы с вами выполним интересное
упражнение. Главное условие: не смотреть ни на
кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у
каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой
формы, размера, качества, цвета. Слушайте
внимательно и выполняйте следующее:

Продолжите эту процедуру, пока она будет
возможна. Теперь раскройте свою красивую
снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди
остальных снежинок точно такую же, как у вас.
Снежинки должны быть совсем одинаковые.

Вывод: одинаковых людей нет, поэтому и
снежинки получились разные, хотя инструкция для
всех была одинаковая.

Каждый из вас индивидуален. Это мы увидели даже
из оформления ваших бейджиков. Вы использовали
разные цвета, по-разному украсили свои визитки.

Также и ваши дети: все они разные, различны их
способности, возможности и личностные качества.
Но каждый из них уникален по-своему. Один из них
уже вполне самостоятелен. Другому – достаточно
напомнить и он сам все выполнит. Третьему ребенку
следует показать, и он будет действовать,
подражая взрослому. А вот с четвертым может быть
намного сложнее: взрослому придется вместе с ним
выполнять действия, чтобы он понял.

Предлагаю вам немного помечтать. Окунитесь в
детство, когда вы были детьми. Ведь именно в этом
возрасте все легко удается, нет ваших житейских
“взрослых” проблем, зато всегда есть ощущение
счастья и родительской любви. А еще вера в сказку,
волшебство, чудо. Вспомните девочку Женю из
сказки “Цветик-семицветик”. Представьте, что у
вас в руках оказался такой волшебный цветок.
Подумайте, какими вы хотели бы увидеть своих
детей в конце учебного года? Запишите свои
желания на разноцветных лепестках
цветика-семицветика. ( Выполняют задание).

– Кто из вас хочет озвучить свои желания? Кто
хочет что-то дополнить?

Наши дети, конечно же, верят в чудеса и
волшебство. Но мы с вами уже, к сожалению, твердо
усвоили простой, но жизненно важный урок: чтобы
наши желания сбывались, нужно хорошо потрудиться
нам самим. Поэтому сбываться наши прогнозы будут
не по щучьему велению, а только тогда, когда мы
все вместе приложим свои усилия и способности,
будем каждый день маленькими шажками и
конкретными делами приближаться к намеченной
цели.

Как же реализовать наши желания? Как
подготовить ребенка к школьному обучению?

Психологи в этом вопросе единодушны: готовить к
школе нужно в игре.

Выступления детей (чтение стихов)

Играть мы любим очень:
Вы знаете, друзья!
Без игр прожить ребенку
Никак, никак нельзя.
Мы взрослых понимаем –
Сегодня новый век.
Без знаний и учебы
Нет шансов на успех!
Нам тесты предлагают,
И все хотят понять:
Чего нам не хватает,
Ну чем нас развлекать?
А мы хотим всего лишь
Спокойно поиграть
В семью, в солдаты, в шашки,
Вприпрыжку поскакать.
И куклы засиделись,
Все ждут и ждут детей,
А мы же ожидаем хороших новостей –
Что снова поиграем в компании друзей!
Вернитесь в свое детство,
Побудьте с нами в нем,
И лучшими друзьями
Мы взрослых назовем!

Игра – что может быть интереснее и значимее для
ребенка? Это и радость, и познание, и творчество.
Это то, ради чего ребенок идет в детский сад.

Игра – это ведущий вид деятельности для
ребенка дошкольного возраста. Игра – это не
только удовольствие и радость, это жизнь ребенка,
его существование, это мир, в котором он живет,
через который постигает жизнь, учится строить
взаимоотношения с другими людьми.

Недооценивать значение игры в развитии
дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность
формируется только с семи лет. А значит, для того
чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить
его в игре.

С помощью игры можно развивать память,
внимание, мышление, воображение – психические
функции, необходимые для успешного обучения в
школе, благополучной адаптации в новом детском
коллективе.

Многие учителя начальных классов указывают,
что отставание в учебе нередко связано с низким
уровнем развития памяти, неумением поддерживать
внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому
необходимо научить ребенка играм,
вырабатывающим у него способность следовать
правилу, управлять своим вниманием, памятью,
мышлением.

И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры,
которые так необходимы вашим детям, чтобы
подготовиться к школе.

Игра “Действуй по инструкции”

Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет
сделать, а потом выполняйте. Инструкция:
встаньте, потянитесь, повернитесь сначала
направо, потом налево, посмотрите в окно,
хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите
“хорошо”!

– Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему?

– Как вы считаете, что развивается у детей в этой
игре?

В этой игре у ребенка развивается память,
умение внимательно выслушивать задание до конца,
закрепляется умение ориентироваться в
пространстве.

Игра “Загружаем баржу”

Нам нужно загрузить баржу именами,
начинающимися на букву “А”.

Можно предметами, относящимися к одному классу
(обувь, одежда, инструменты, цветы и т.д.)

Игра “Необитаемый остров”

“Давайте представим с вами, что мы будто бы
плыли по морям и океанам на корабле. И вдруг
однажды посреди моря нас застал самый настоящий
шторм!

Затем взрослый достает из мешочка по одному
предмету и предлагает подумать и сказать, как
этот предмет поможет им выжить на острове,
позвать на помощь, для чего он может быть полезен,
что и как из него можно сделать. Принимаются
любые, даже самые несуразные варианты.

Предметы, лежащие в волшебном мешочке:

Газета, спички, дискета, колпачок от
дезодоранта, ножик канцелярский, пластмассовая
ложка, пакет целлофановый, стеклянный пузырек
из-под духов, бутылка пластмассовая из-под
шампуня, неисправный фотоаппарат.

Эта игра способствует развитию у детей
воображения, мышления, восприятия и внимания.
Кроме того, играя в “Необитаемый остров”, дети
имеют возможность научиться быстро думать,
высказывать самые смелые и невероятные гипотезы
и предложения, творчески подходить к решению
проблем.

Пытаясь осмыслить игровую ситуацию, дети
вспоминают опыт, полученный во время просмотра
кинофильмов и мультфильмов, чтения книг.
Размышляя о каждом предмете, дети учатся
внимательно его изучать, анализировать все его
свойства (форма, материал, явное или неявное
предназначение, размер) и находить ему
применение. Это развивает их целенаправленное и
дифференцированное восприятие, аналитическое
мышление и воображение.

Игра “Колпак мой треугольный”

Сейчас мы поиграем в следующую игру. Каждое
слово поочередно мы будем заменять различными
движениями.

Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак,
А если не треугольный,
То это не мой колпак.

А теперь вместо слова “колпак” мы показываем
рукой на голову, а само слово не произносим. Затем
на слово “мой” касаемся рукой груди, а само
слово не произносим. На слово “треугольный” вы
должны показать три пальца, вытянуть руку вперед,
а затем перевести ее на пояс.

Рефлексия “Все у меня в руках”

А теперь давайте подведем итоги нашей
сегодняшней встречи.

Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и
впишите внутри контура свои ответы на вопросы.

Не забывайте, что детство – это удивительное
время в жизни каждого человека – не
заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте
достаточно времени для игр, проводите больше
времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание,
любовь, забота нужны ребенку больше всего.

Берегите друг друга,
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте!
Берегите друг друга,
Суету позабудьте.
И в минутку досуга
Рядом вместе побудьте!

Желаю успехов вам и вашим детям!

Тетерина Галина Семинар-практикум для родителей «В игре готовимся к школе»

«Чтобы вырасти здоровыми,

детям не требуется уметь читать –

им требуется уметь играть».

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Контингент участников: родители будущих первоклассников, воспитатели, будущие учителя.

Место проведения: музыкальный зал.

Публикация «Семинар-практикум для родителей „В игре готовимся к школе“» размещена в разделах

Оборудование и материалы: мультимедийная установка, презентация «В игре готовимся к школе», строки из стихотворений «Береза» С. Есенина, «Весенняя гроза» Ф. Тютчева, флажки, ножницы, картинки для вырезания, бумага, фломастеры, картинки для игр, памятки для родителей.

Ход семинара – практикума

Игра «Дружба начинается с улыбки».

Участники встают в круг и «передают» по кругу свою улыбку соседу справа.

Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Все это происходит в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, танцах, пении. Игровая деятельность – ведущая для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре. Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научиться читать и писать. Многие родители думают, что чем раньше ребенок начнет писать, тем развитее он будет. Но это абсолютно неверное представление. Письмо – это навык, который практически ничего не дает для личностного развития, для мотивации. Лучшая подготовка к школе – это нормально прожитые детские годы. Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребенка : «Поиграй со мной, ну пожалуйста!». И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской.

Игра для ребенка – это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение –психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. « Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, – пишет Б. В. Никитин. – Что бы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как, по вашим представлениям, купается в нем ваш ребенок. И надо это сделать быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь».

Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее незаменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция — важнейшие характеристики свободной игровой деятельности — играют неоценимую роль в формировании личности будущего школьника. Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять, чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.

Играя дома вместе с детьми, важно соблюдать несколько условий:

• четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

• занимать в игре позицию равноправного партнера. Сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, проявлять интерес к действиям ребенка;

• во время игры дать ребенку возможность быть в роли как участника, так и ведущего;

• варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

• обязательно поощрять победителя игры.

Игра-соревнование для родителей

А сейчас давайте разделимся на две команды и поиграем с вами в те игры, которые так необходимы вашим детям.

Деление на команды. На столе ведущего лежат вперемешку нарезанные строки двух стихотворений. Например, «Береза» С. Есенина, «Весенняя гроза» Ф. Тютчева. Родители по очереди вытягивают строки и объединяются так, чтоб сложилось стихотворение. Получившаяся группа становится командой в предстоящей игре.

За победу в каждом конкурсе команда получает флажок.

1. Развитие познавательной активности:

«Аукцион» Психолог показывает родителям любой предмет, например, карандаш. Команды по очереди дают ему характеристики: по назначению – рисовать, писать, бросать, чесать и другие. Качественные – жёлтый, деревянный, острый и другие. Выигрывает та команда, которая последняя даст ответ.

2. Развитие мелкой моторики руки

«Вырезывание ножницами» – чья команда быстрее? Предлагается контур любого животного. Оценивается скорость и точность.

3. Развитие воли.

«Да и нет не говори» Воспитатель задаё т каждой команде по 10 вопросов:

– Вы ходите в детский сад?

– Вы живёте в Африке?

– Вы любите мороженое?

– Вы ели чёрное мороженое?

– Вы умеете ходить на руках?

– Вы умеете летать?

– Вы играете в куклы?

– Ночью светит солнце?

– Волк боится зайца?

– Вы любите ходить к врачу?

– Люди ходят по потолку?

– Доктор стрижёт людей?

– Тебя зовут Петя?

– Корова умеет летать?

– Вы сейчас спите?

– На вам надето платье?

-Зимой трава бывает?

– Трава белая?

– Снег горячий?

– Арбузы растут на дереве?

4. Развитие произвольности движений.

Игра «Нарисуй пароход». Предлагается двум участникам из каждой команды как можно точнее срисовать пароход, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв и цифр. Оценивается точность выполнения задания и затраченное время.

5. Развитие речи.

Игра «Потерянные вещи». В большом городе живут рассеянные люди. Они часто теряют различные вещи и забывают их названия. Человек, потерявший вещь, может обратиться в Стол Находок, но ему нужно точно рассказать о том, какая она. Воспитатель ставит на стол телефон и говорит: «Сейчас будет звонить первая команда, потерявшая вещь. Другая команда должна будет отгадать, что за вещь они потеряли». Каждая команда загадывает по 2-3 предмета.

Игра «На одну букву» Участники выбирают любую букву, начиная с которой все присутствующие должны по очереди перечислить предметы, находящиеся в этой комнате. Выигрывает та команда, чьё слово будет названо последним.

6. Развитие зрительной памяти.

Игра «Запоминай-ка» Участникам каждой команды представляется набор из 10 картинок. Задание: за 1 минуту запомнить и воспроизвести как можно больше картинок.

Игра «Повтори рисунок» Предлагается двум участником из каждой команды в течение 1 минуты запомнить рисунок и затем как можно более точно его воспроизвести на чистом листе бумаге.

Подводится итог, определяются победители.

Всем участникам дарятся памятки «5 важных навыков будущего первоклассника».

1. Развитие мелкой моторики рук.

Не надо заставлять ребенка писать прописи. Это, может, и разовьет руку, но отобьет охоту учиться. Ведь маленькому ребенку это пока неинтересно. Отлично развивают тонкую моторику руки лепка из пластилина и глины, рисование, аппликация, оригами – собрание мелких деталей конструктора. А это как раз то, чем дети занимаются с большим удовольствием.

2. Умение работать по правилам.

При решении задач, да и вообще в течение всего учебного процессора необходимо, чтобы ребенок помнил задание во время его выполнения. Эту задачу лучше всего решают детские настольные игры, например, лото, домино, игры, где надо ходить по очереди, бросая кубик.

3. Речевое развитие детей.

Заучивание стихотворений и пересказ текстов в этом не очень помогают. Стоит задавать ребенку вопросы о прочитанном тексте, уточнять, как он понял то, или иное слово или выражение. Замечательные результаты даёт рассказ по картинке.

4. Произвольное внимание и волевая сфера.

Лучше всего помогают развить это дидактические игры, изобразительная деятельность, конструирование, подвижные игры с правилами. Например, «Море волнуется раз» и «Колечко, выйди на крылечко» – прекрасные игры для развития данных качеств.

5. Умение общаться.

У идущего в школу ребенка, могут возникнуть сложности с адаптацией в коллективе. Следите, чтобы до школы у ребенка появился опыт общения со сверстниками. Приглашайте детей в гости, ходите на детские площадки, запишите его в какой-нибудь кружок.

Готовьтесь к школе вместе с ребенком – вместе выбирайте портфель, пенал, тетрадки. Подготовьте его рабочее место – стол, где он будет выполнять домашние задания. Всячески подчеркивайте его новый статус, что он стал взрослее, скоро станет школьником. Выслушайте его возможные страхи, помогите ему разобраться с ними. Расскажите о том, как сами пошли в первый класс. Купите ему самый красивый букет цветов и с улыбкой проводите его на первую школьную линейку, к первому звонку и к первому учителю.

Участники встают в круг, передавая мяч по кругу, высказывают свои мнения и вносят пожелания и предложения относительно сегодняшней и будущих встреч.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2. Вайнер М. Э. Социально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2015.

3. Л. А. Пенькова, З. П. Коннова, И. В. Малышева, С. В. Пыркова. Развитие игровой активности дошкольников. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

4. Вершинина С. Е., Деркунская В. А. Технология организации интегративной деятельности старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2013.

Форма работы: групповая

Виды работы: короткое информационное
сообщения, упражнения в парах, обсуждения, работа
в небольших группах

Цель: активизация положительных эмоций,
настрой на совместную работу.

Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить
о том, что ждет вас в недалеком будущем? О школе, о
подготовке к школе

Наше знакомство мне хотелось бы начать с
приветствия. Пусть каждый, в чьих руках окажется
мяч представиться (имя ребенка, свое имя
отчество, место работы)

Цель: помочь выяснить насколько хорошо вы
знаете своих детей. Все присутствующие получили 3
листочка разных цветов. Я задаю вопрос, а вы
поднимаете листочки.

“Быть готовым к школе – не значит уметь читать,
писать и считать. Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться” (Венгер Л. А.)

2. Раскрытие понятия “Школьная
готовность ребенка школе”

Безусловно, родители заинтересованы в школьных
успехах своего ребенка, получении положительных
эмоций от обучения. Для этого нужно заниматься с
ребенком не только на специальных занятиях, но и
в повседневной деятельности – в играх, в труде в
общении с взрослыми и сверстниками.

Практическое задание № 1

Инструкция: Напишите на своих листах главное,
что должен уметь ребенок, поступающий в 1 класс.

Родители работают самостоятельно (3 – 4 минуты).
Затем все родители зачитывают свои ответы.
Психолог обобщает ответы родителей, составляет
“портрет идеального (по мнению родителей)
первоклассника”

Затем предлагает познакомиться с “портретом
идеального (по мнению психологов, педагогов)
первоклассника”

Данный компонент школьной готовности
заключается в приобретении определенного
кругозора, запаса знаний в развитии памяти,
внимания, мышления, воображения, речи. Умение
элементарно рассуждать, выделять существенные
признаки предметов и явлений, доступные
пониманию ребенка, сравнивать предметы, находить
различия и сходство, выделять целое и его часть,
группировать предметы по определенным
признакам, делать простейшие умозаключения и
обобщения и др. Развитие произвольного внимания
(способность удерживать внимание на выполняемой
работе в течении 15–20 минут).

Развитие произвольной памяти (способность к
опосредованному запоминанию: связывать
запоминаемый материал с конкретным символом /
слово-картинка либо слово-ситуация).

Очень важна речевая готовность ребенка.
Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь
задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь
навык пересказа. Речь тесно связана с
интеллектом и отражает как общее развитие
ребенка, так и уровень его логического мышления.
Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах
отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит
фонематический слух.

Коммуникация – общение.

1. Умение устанавливать контакт с учителем,
сохранение чувства дистанции. В общении с
взрослыми ребенок должен осознавать контекст
общения и уметь действовать исходя из этого
контекста. Например, знать, когда можно вставать
во время урока и следовать этому; спрашивать
учителя по делу, а не по пустякам.

Важным компонентом школьной готовности
считают мотивационную готовность, наличие
мотивации к учебной деятельности

К моменту поступления в школу у ребенка должно
быть сформировано положительное отношение:

Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Если
спросить ребенка, хочет ли он в школу, то
большинство ответит “хочу” Но это “хочу” будет
разным. Внешняя мотивация связана с внешней
атрибутикой, например, “хочу портфель как у
брата” или “хочу красивый пенал”. Внутренняя
мотивация связана с непосредственным желанием
учиться, обретать знания.

Серьезного внимания требует и формирование
волевой готовности будущего первоклассника.
Ведь его ждет напряженный труд, от него
потребуется умение делать не только то, что ему
хочется, но и то, что от него потребуют учитель,
школьный режим, программа.

К шести годам происходит оформление основных
элементов волевого действия: ребенок способен
поставить цель, принять решение, наметить план
действия, исполнить его, проявить определенные
усилия в случае преодоления препятствия, оценить
результат своего действия. Но все эти компоненты
волевого действия еще недостаточно развиты. Так,
выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и
осознанны; удержание цели в значительной степени
определяется трудностью задания, длительностью
его выполнения.

– развитие мелкой моторики (рука развита хорошо,
ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами,
для овладения письмом важно развитие мелких
групп мышц);

– пространственная организация, координация
движений (умение правильно определять
“выше-ниже”, “вперед-назад”, “слева-справа”);

– координация в системе “глаз-рука” (ребенок
может правильно перенести в тетрадь простейший
графический образ – узор, фигуру, зрительно
воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

Для ребенка переход в школу – трудный и
ответственный период в его жизни. И от родителей
требуется особое внимание. В семье должна царить
добрая нравственная атмосфера, уважение друг
другу. Родительское влияние в данный момент
самое сильное, самое действенное. От родителей
зависит многое, т.к. ребенка нужно приучить к
самостоятельности, организованности,
аккуратности. Именно этих качеств не достает
нашим первоклассникам.

А сейчас предлагаю определить степень Вашего
беспокойства по поводу приближающего школьного
обучения

– Испытываете сильное беспокойство, поднимите 2
руки вверх (встают на черную дорожку)

– Слегка волнуетесь (умеренное) – поднимите 1
руку, например, правую (синяя дорожка)

Если испытываете чувство уверенности за своего
ребенка (нет особого беспокойства) – сложите
руки перед собой, как ученики (красная дорожка)

Родители разбились на группы по дорожкам. Идет
обсуждения. От кого или от чего зависит
нормализация в улучшении вашего самочувствия
или что должно измениться, чтобы вы чувствовали
себя лучше?

Задание №1 родителям

У вас на карточках написаны фразы, которые
довольно часто употребляют родители. Прочтите и
попробуете прокомментировать их:

Какие детские чувства могут стимулировать у
детей эти реплики

(утрата веры в себя, желания ходить в школу,
возникновение чувство неуверенности)

– “ Только попробуй мне сделать ошибки в
диктанте!”

(Прямая угроза наказания. У наказанного ребенка
могут возникнуть враждебные чувства к
родителям), развиваться комплекс
неполноценности и др)

– “Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно”

(на ребенка ложится двойная нагрузка иными
словами, взрослый человек, испытывая страх
“унижением” делает ответственным за свою
самооценку ребенка)

Задание № 2

Проблемные ситуации для родителей

Игра с родителями “Разброс мнений”

Раздаются карточки с первыми словами
предложения, а родители должны его продолжить.

3. Ритуал прощания