МАССАЖ СУ ДЖОК ДЛЯ ДЕТЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

МАССАЖ СУ ДЖОК ДЛЯ ДЕТЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ирина гомоль

Мастер-класс для воспитателей «Использование Су-Джок терапии в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми»

Цель мастер-класса
: обучение участников мастер
– класса применению нетрадиционной методики в речевом развитии детей в рамках
учебно-воспитательного процесса в ДОУ
, освоение и последующее активное применение здоровьесберегающей технологии в практической деятельности педагога-воспитателя
.

1. Познакомить участников мастер-класса с использованием
нетрадиционных технологий в речевом развитии детей, применяемых в работе с детьми
;

По канонам восточной медицины, наши кисти и стопы являются миниатюрной моделью всего организма. Здесь расположены зоны соответствия всем частям тела, каждая из которых имеет свое «представительство» в виде биологически активных точек.

Соответствие внутренних органов и зон на ладони и ступне

Массируя рефлекторные участки, мы избавляемся от разных заболеваний, добиваемся значительного повышения работоспособности и настроения. Су-джок-массажер позволяет выполнить процедуру быстро, легко и профессионально, без помощи специалиста.

  • Что входит в набор
  • Виды массажеров
  • Применение массажеров в оздоровительной практике
  • Массажные шарики для детей

Научные исследования говорят о том, что фундамент физического и психического здоровья человека закладывается еще в раннем детстве, а точнее в первые семь лет жизни ребенка. Именно в этот период происходит становление внутренних органов и систем, совершенствуется иммунная защита, развиваются такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение, внимание, закладываются основные черты личности. Вот почему Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) такое большое внимание уделяют гармоничному развитию личности и применению здоровьесберегающих технологий, среди которых особый интерес вызывает су-джок-терапия для детей.

Массажеры cу-джок для детей

  • С какой целью применяют
  • Терапия су-джок в детском саду
  • В логопедической работе
  • Использование методов в домашних условиях
  • Картотека

Дети дошкольного возраста очень любят играть и не терпят однообразия. Чтобы увлечь их, сделать занятия яркими и запоминающимися, педагог детского учреждения должен ежедневно проводить большую подготовительную работу, отыскивая новые задания, проявляя выдумку и фантазию. Упростить этот трудоемкий процесс поможет картотека – своеобразное хранилище накопленного педагогического опыта и интересных идей. Здесь собраны стихи, потешки, описания лучших игр, которые применяют во время терапевтических практикумов су-джок.

Шла большая черепаха (дети катают мячик ладонью по столу)И кусала всех от страха:

Кусь, кусь, кусь, кусь – (надавливают пальчиками на иголочки)

Никого я не боюсь.

Массаж ладоней ребенка при помощи мячика с шипами

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

Чтоб здоров был пальчик наш,

Сделаем ему массаж.

И к другому перейдем.

Применение пальчикового массажера

Мы колечки надеваем,

Пальцы наши украшаем,

Надеваем и снимаем,

Пальцы наши упражняем.

Будь здоров, ты пальчик мой,

И дружи всегда со мной.

Пружинный массажер для пальцев

Кольцо на пальчик надеваю,

Вниз и вверх его качу,

Здоровья пальчику желаю.

Ловким быть его учу.

Проговаривая фразы, дети поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с большого:

Мальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Пальчиковые игры с кольцом су-джок

Подобные игры применяют в своей практике логопеды, оттачивая произношение определенных звуков:

Этот малыш – Ильюша,

Этот малыш – Ванюша,

Этот малыш – Алеша,

Этот малыш – Антоша,

А младшего малыша зовут Мишуткою, друзья.

Упражнение для детей с массажными шариками

Материал для занятий су-джок в детском саду

Стих про ежика для терапии су-джок

Игра с массажным мячиком для детей

Стих для занятий су-джок с ребенком

С другими вариантами интересных игр можно познакомиться, посмотрев видео.

Главный принцип при работе с детьми – не навреди. Ему полностью следует методика су-джок. При отсутствии явных противопоказаний этот вид терапии подходит любому ребенку. Оказывается, такие проблемы, как слабое здоровье, нарушение и задержка речевого и психомоторного развития, гипервозбудимость, можно решить, занимаясь с ребенком по системе су-джок всего несколько минут в день. Главное – делать это с большой любовью и верой в положительный результат.

С какой целью применяют

Корни методики уходят в далекое прошлое: 2500-3000 лет назад врачеватели Египта, Китая, Тибета, Индии уже использовали подобный точечный массаж для укрепления здоровья своих пациентов. Но лишь в конце прошлого века эти бесценные знания были собраны воедино и усовершенствованы профессором Пак Чжэ Ву из Южной Кореи.

Ученый утверждает, что природа заложила в человеческое тело механизм, способный эффективно, без помощи извне, избавляться от болезней. Своеобразным «пультом управления», запускающим восстановительные процессы, являются активные точки, расположенные на стопах, пальцах и ладонях (отсюда и название лечебного метода, означающее в переводе с корейского «Кисть-стопа»).

Взаимосвязь внутренних органов с зонами на ладони

Эти части тела представляют для специалистов су-джок наибольший интерес, так как по своему строению они подобны телу человека, являются его отражением, миниатюрной копией. Отсюда возникло учение о зонах соответствия (подробнее о них мы уже рассказывали в статье: « Су-джок-терапия: как восстановить здоровье без лекарств
») и точках, способных улучшить самочувствие человека.

Используя этот массаж в детском возрасте, мы преследуем следующие цели:

  1. Укрепить здоровье ребенка. Причем, речь не только о профилактике заболеваний, но и о борьбе с ними: ведь раздраженные массажем нервные окончания, расположенные на кистях и стопах, посылают импульсы в головной мозг, а тот дает ответную команду на активизацию функций рефлекторных органов.
  2. Уравновесить психоэмоциональное состояние малыша. Массаж су- джок позволяет создать энергетический баланс в теле человека, привести в норму процессы возбуждения и торможения, помогая избавиться от гиперактивности, тренируя усидчивость и умение концентрироваться.  Девочка собирает конструктором
  3. Повысить иммунную защиту организма.
  4. Стимулировать развитие познавательного интереса, памяти, внимания, мышления.
  5. Подготовить руку будущего школьника к письму.

Наблюдения показывают, что у детей с ОВЗ после сеансов терапии отмечаются позитивные изменения настроения и общего самочувствия. У больных ДЦП значительно улучшается координация движений, психомоторика, возрастает четкость артикуляции и звукопроизношения.

Важно знать, что зоны коры головного мозга, отвечающие за двигательную и речевую активность, практически накладываются друг на друга. Поэтому, массируя точки на маленьких пальчиках, мы не только разрабатываем их чувствительность и мелкую моторику, но и улучшаем речь дошкольника, способствуя его интеллектуальному развитию.

Двигательная проекция руки в мозге

Массаж су-джок хорошо подходит для малышей. Эта абсолютно безопасная, простая и при этом очень эффективная методика универсальна. Ее одинаково успешно применяют в работе с дошкольниками врачи, педагоги и родители.

Су-джок  – одна из самых молодых методик нетрадиционной медицины, но в основе ее лежит многовековой опыт восточной рефлексотерапии. По сути, это разновидность акупунктурного массажа. Мы знаем, что биологически активные точки – это крошечные, диаметром около сантиметра, участки, где сосредоточено большое количество нервных окончаний. Качественно проработать их руками удается не всегда, поэтому мастера су-джок во время сеанса широко используют различные приспособления. Помимо классических шаров и пружинных колечек, это могут быть:

  • – палочки длиной около 10 сантиметров, выполнены из дерева или хромированной латуни. На концах имеются закругления разного диаметра, чтобы надавливать на глубокие ткани, не повреждая кожу. Для проработки стандартных зон соответствия используют головки побольше (от 3 до 7 мм), области мини-систем массируют миниатюрными (около 1,5 мм в диаметре) щупами.  Диагностический щуп
  • Роликовые массажеры для ног
    – представляют собой валик из безопасного полимерного материала, часто покрытый шипами. Длина массажера – 16 сантиметров. Это позволяет одновременно прорабатывать большое количество активных точек на стопах любого размера. Правила применения очень просты и описаны в инструкции: ролик катают ногами по твердой поверхности до появления покраснения и тепла в массируемой области.  Роликовый массажер для ног
  • – эти аппликаторы разного размера крепят на точку соответствия и 2-3 раза в час с силой придавливают к телу, осуществляя местный массаж. Важно знать, что белый металл оказывает успокаивающее действие, а желтый – активизирует работу внутренних органов и нервной системы.
  • – корректируют естественные физиологические движения: дыхание, процессы пищеварения, кровообращение, лимфоток. Массажеры крепят в системе соответствия, учитывая, что энергия в теле перемещается от северного полюса (он обозначен белым цветом) к южному (желтому). Чтобы активизировать процессы, магнит устанавливают по ходу движения, чтобы притормозить – размещают его в обратном направлении.  Массажные магниты
  • – тонкие палочки из полыни длиной около 1 см. Устанавливаются при помощи подставки на рефлекторные точки и поджигаются. Большое количество тепла направляется в проблемные зоны, активно прогревая их. Пользоваться такими приспособлениями стоит с осторожностью, иначе существует риск получить ожог.

Традиционно терапевты в качестве массажеров-аппликаторов используют семена растений, которые не только стимулируют акупунктурные точки, но и передают человеку часть своего энергетического потенциала. Поэтому важно выбирать семена живые, способные к прорастанию. При заболеваниях внутренних органов используют «массажеры» схожей формы: при проблемах с почками поможет фасоль, крупинки гречихи излечат легкие, фигурные косточки калины поддержат сердце, горошины черного перца восстановят зрение.

Их крепят к соответствующим рефлекторным точкам пластырем и несколько раз в течение часа и периодически с силой прижимают к телу, отправляя сигнал с просьбой об исцелении в головной мозг.

Соответствие внутренних органов семенам ростений

1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. / Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять,     /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

3.
 Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков

. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша,  (на большой палец)

Этот малыш-Алеша,     (средний)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья.  (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша,  (на большой палец)

А меньшую зовут Наташа.    (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий

Упражнение «Один-много».
 Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»

5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

6. Использование шариков при выполнении гимнастики

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 – руки развести в стороны;

2 – руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 – руки развести в стороны;

4 – опустить руки.

7. Использование шариков для звукового анализа слов

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик – в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

9.

 
Использование шариков для слогового анализа слов

Упражнение «Раздели слова на слоги»:
 Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

СКАЗКА «Ежик на прогулке»

Упражнения с шариком массажером Су – Джок

Цель:

 воздействовать на биологически активные точки по системе Су – Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Оборудование

: Су – Джок шарик – массажер.

Жил да был ежик в лесу, в своем домике – норке  (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки  (раскрыть ладошки и показать шарик)
 и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку  (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером)
и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке  (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик)
, катился – катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга).
 Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке  (зажимать шарик между ладошками)

Стал цветочки нюхать  (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох)
. Вдруг набежали тучки  (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться)
, и закапал дождик: кап-кап-кап  (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика)
.

Спрятался ежик под большой грибок  (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним)
 и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб  (показать пальчики).

Упражнения с шариком массажером Су – Джок:

1. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка  (его руки лежат на коленях ладонями вверх)
, делая по одному движению на каждый ударный слог:  

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

2. 
На поляне, на лужайке          /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки.    /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве,             /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,      /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали.       /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,        /вести по ладошке/

«С добрым утром!» – им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.    /гладить шаром каждый палец/

3.
 Шла медведица спросонок,  /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок.        /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки,    /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать       /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.


  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Нетрадиционные методы воздействия становятся актуальными в коррекционно-развивающейся работе с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии относятся к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в логопедической практике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

Су-Джок терапия была разработана южнокорейским ученым, профессором Пак Чже Ву. Это одна из нетрадиционных логопедических технологий, представляет собой уникальную по своей эффективности и простоте лечебную методику, доступную абсолютно любому человеку.

В переводе с корейского языка «Су» означает кисть, «Джок» – стопа. Таким образом, Су – Джок терапия – это метод лечения с использованием кистей и стоп. В строении кисти и стопы проявляется удивительное подобие строению человеческого тела. В теле человека выделяется туловище и пять выступающих частей – голова с шеей и четыре конечности. Если посмотреть на свою кисть, можно увидеть, что кисть тоже состоит из ладони и пяти выступающих частей – пальцев.

Большой палец состоит из двух фаланг, которые напоминают голову и шею. Каждая из четырёх конечностей тела состоит из трех частей. В руке выделяют плечо, предплечье и кисть; в ноге – бедро, голень и стопу. Каждый из четырёх пальцев кисти, со второго по пятый, состоит из трёх фаланг. Эти и другие признаки подобия подтверждают, что большой палец соотносится с головой, второй и пятый – с руками, а третий и четвёртый – с ногами. Среди всех частей тела стопа наиболее подобна кисти и находится на втором месте по степени подобия телу.

Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому Су-Джок терапия может быть направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.

В коррекционно – логопедической работе приемы Су – Джок терапии можно использовать в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма.

Воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок.

Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.

Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, речь, память, внимание, мышление.

Метод терапии Су-Джок – 
основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие.

Приемы Су-Джок терапии в логопедической работе с детьми с ОВЗ, направленные на коррекцию речевых нарушений:

Массаж специальным шариком

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

2. Массаж эластичным кольцом, массажной палочкой.

Такой массаж помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом или массажной палочкой. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Находя лечебную точку, ее стимулируют массажной палочкой (либо другим неострым предметом) до появления ощущения тепла в ней. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

3. Массаж стоп.

Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т.д.

В логопедических целях Су-Джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей с ОВЗ.

Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:

Высокая эффективность
 – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность
 – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность
 – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Су-Джок можно использовать многократно в течение дня, включая в любую образовательную деятельность и различные режимные моменты в условиях ДОУ и дома.

Используя игровые элементы Су-Джок терапии на занятиях с ребёнком легче достигнуть поставленной цели в коррекционной работе.

Анализируя результаты работы, с использованием традиционных пальчиковых игр в параллели с массажем Су-Джок, стало очевидно, что регулярное использование и стимулирование систем по Су-Джок, оказывает профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга и положительно сказывается на исправлении речи детей.

Список используемой литературы:

Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В. М. Акименко. — Ростов н./Д : Феникс, 2009.

Пак ЧжэВу Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / ЧжэВу Пак – Су Джок Академия, 2009.

Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед – 2010. №1. – с. 36-38.

Платонова О. Су-Джок: терапия для всех/ Ольга Платонова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.

Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О. А. Новиковская – М. А СТ, 2007

Массажные шарики для детей

На первые семь лет жизни приходится самое бурное, самое интенсивное развитие маленького человека. Ведь в этот период у него формируются и совершенствуются внутренние органы, закладываются личные качества, происходит становление характера, создается фундамент физического и психического здоровья. Вот почему так важно в детском возрасте уделять большое внимание профилактике заболеваний, укреплять иммунитет, всесторонне развивать малыша.

Массаж стоп ребенка при помощи массажного мяча

Образовательные стандарты рекомендуют родителям и педагогам использовать в работе с детьми здоровьесберегающие технологии, в число которых попадает и гимнастика су-джок. Яркие колючие шарики обычно очень нравятся детям и превращают процедуру скучного и непонятного массажа в веселую игру.

При каких проблемах применяются

Занятия и упражнения с шариками и колечками су-джок используют в профилактических целях, а также для лечения ряда заболеваний. Это скорая помощь при:

  • простуде;
  • заложенности носа;
  • ангине;
  • кашле;
  • зубной или головной боли.

Применение массажера Су-Ждок в детском саду

Элементы су-джок-терапии используются для реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенно хорошие показатели наблюдаются у малышей, страдающих нарушением двигательной и мыслительной активности: ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом.

Чаще всего массажер в своей практике используют логопеды. Известное высказывание классика советской педагогики В. А. Сухомлинского о том, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев, основано на анатомических особенностях строения коры головного мозга. Центры, отвечающие за речь и мелкую моторику, практически накладываются друг на друга. Так что, тренируя у малыша умение совершать тонкие скоординированные движения пальчиками, мы учим его говорить, развиваем дикцию, память, логическое мышление, устраняем разные нарушения речи, даже такие тяжелые, как дизартрия.

Как пользуются массажером

Ведущим видом деятельности для детей младшего возраста является игра. Поэтому все лечебно-профилактические занятия должны проходить в увлекательной, весёлой, а главное, доступной и интересной форме.

Эффективно тренировать координацию движения ручек и стимулировать рефлекторные точки удается:

  • Удерживая шарик на раскрытой ладони.
  • Сжимая его в кулачке.
  • Надавливая пальчиками на иголочки.
  • Захватывая мячик тремя пальцами: большим, указательным, средним.
  • Катая «ежика» между ладошек или по ровной поверхности.
  • Передвигая его от кончиков пальцев к лучезапястному суставу и обратно.
  • Подбрасывая шарик и пытаясь поймать его одной или двумя руками.
  • Массируя каждый пальчик пружинным кольцом.

Все эти манипуляции встраиваются в интересный игровой сюжет, сопровождаются песенками, стихами или потешками. Как это делают педагоги, расскажет статья «Су-джок-терапия для детей: как превратить лечение в веселую игру».

Массажеры

Купить массажеры су-джок не составит проблемы. Продаются они в любой аптеке по цене от 50 до 100 рублей. Комплект с магнитными шарами разного диаметра, позволяющими прорабатывать кисти и стопы, стоит чуть дороже – около 350 рублей.

Простые шарики и колечки на деле оказываются волшебными. Ведь они возвращают человеку самое ценное, что есть в жизни, – здоровье. А иначе и быть не может, ведь эти массажеры являются вспомогательными средствами для лечебной системы, подаренной нам самой природой.

Что входит в набор

Всё гениальное – просто. Эти слова в полной мере можно отнести к массажеру су-джок. Элементарное устройство, по виду напоминающее деталь от детского конструктора, приносит неоценимую пользу человеку, укрепляя здоровье, развивая двигательные и интеллектуальные способности.

Набор для су-джок массажа

Классический набор состоит из:

  • Шарика, покрытого частыми шипами длиной 1,5 мм
    . Его сжимают в руках, прокатывают ладонями или стопами, чтобы оказать точечное воздействие на рефлекторные зоны. Массажер совершенно безопасен: поранить кожу во время процедуры невозможно – ведь острия иголочек слегка закруглены. А используемый в качестве исходного сырья медицинский пластик исключает риск развития аллергических реакций. Легкий и прочный, этот материал не лопнет и не расколется под воздействием большого веса и интенсивного сдавления. Шарик состоит из двух половинок, которые можно раскрутить и использовать для статичного воздействия на парные точки. После сеанса детали допустимо помыть и продезинфицировать.
  • Двух эластичных колечек разного размера, изготовленных из прочных пружин
    . Их надевают на пальцы рук или ног и прокатывают в разном темпе до появления легкого покраснения и ощущения тепла. Таким образом удается массировать точки, расположенные по окружности и отвечающие за работу разных внутренних органов: легких, сердца, желудка, кишечника. Чтобы исключить риск появления отека и развития воспаления, оставлять колечко на пальце не рекомендуется.

Массажеры су-джок не случайно выпускают в нескольких цветах. Каждый из них символизирует одну из шести Энергий, управляющих телом человека, раскрывает и усиливает ее.

Пружинные кольца для массажа

Так массажер зеленого цвета используют при дефиците энергии Ветра, отвечающей за работу желчного пузыря, печени, суставов, кишечника. Желтый – добавляет Влажности, корректируя лимфоток и состояние позвоночника. Синий – несет с собой Холод, снижая отечность, температуру тела, борясь с воспалительными и гнойными процессами.

Массажеры разных цветов

Ход мастер – класса

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Полноценное и качественное образование
дошкольников возможно только с использованием
здоровьесберегающих технологий.

Эти технологии создают психофизиологический комфорт детям во время занятий, а так же помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее
.

В своей работе я активно использую
следующие Здоровьесберегающие технологии– которые являются неотъемлемой частью логопедической работы это гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика,пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, Су – Джок – терапию
.

Мастер-класс для воспитателей «Использование Су-Джок терапии в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми»

И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с таким методом как Су – джок терапия
.

Все большое признание среди педагогов, логопедов, дефектологов приобретает су-джок терапия
– это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа.

Этот метод был разработан южно-корейским ученым профессором Пак Чже Ву. Что же такое Су-джок
? Это в первую очередь самомассаж.

Данный вид массажа не только полезен
, но и очень интересен детям и положительно сказывается на самочувствии.

Применение су-джок
массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Технология интересна тем, что подобные упражнения можно проводить не только логопедам, но и педагогам в детском саду и дома самим родителям. (Демонстрирую массажёр Су – Джок)

Этот кругленький дружок

этот шарик разноцветный

покатаем мы в руках

Чтобы легче было думать,

сила чтоб была в руках

Покатаем по ладошкам

он откроется вот так!

Там, волшебное колечко

Ни большое, ни малое,

В гости к пальчикам заходит

Всем оно подходит.

Попробуйте покатать его между ладонями – тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма, увеличивая работоспособность. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

Внутри таких шариков – «каштанов»
, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки, они легко растягиваются, можно свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Колечко нельзя растягивать иначе оно потеряет массажные свойства, так же нельзя оставлять на пальце без движения, оно сдавливает.

Техника массажа проста
: кольцо надевается на палец руки и прокатывается либо по всему пальцу, либо по его части до появления ощущения тепла в массируемой области. Процедура кольцевого массажа не требует больших усилий, безболезненна и приятна.

Цель использования су – джок терапии
:

-Нормализовать мышечный тонус, развивать координацию движений и мелкой моторики;

-Активизировать области коры головного мозга, способствовать установлению межполушарных связей;

-Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности;

-Использовать элементы Су-Джок терапии в различных видах деятельности
.

-Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.

Высокая температура, гнойные заболевания, открытые раны, онкологические заболевания.

Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются
:

Эту работу можно проводить перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты для того чтобы снять напряжение и подготовить свои пальчики к работе.

Рассмотрим способы использования массажного шарика
. (рис. 1)

Все движения шариком сопровождаются в соответствии с текстом стихов или потешек.

1. Массаж Су – Джок шарами /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Этот шарик непростой,

Он колючий, вот какой. (Любуемся шариком на левой ладошке, закрываем его правой рукой)

Будем с шариком играть,

Своим ручкам помогать. (Катаем шарик горизонтально между ладонями)

Раз катаем, два катаем

И ладошки согреваем. (Катаем шарик горизонтально)

Раз катаем, два катаем

И ладошки согреваем. (Катаем шарик вертикально)

Катаем, катаем, катаем

Сильней на шарик нажимаем. (Катаем шарик вертикально, нажимая до покалывания)

Как колобок мы покатаем,

Сильней на шарик нажимаем. ( Катаем шарик в центре ладошки

В ручку правую возьмём,

В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

В ручку левую возьмём,

В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

Есть у нас на них горошки? (Кладём шарик на стол и смотрим, есть ли на них ямочки от шарика)

Мы похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки.

Мы немного отдохнём,

Заниматься мы начнём.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. / Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, упражнение выполняется колечком – пружинкой сначала на правой руке, затем на левой, надевая на каждый пальчик руки/

Раз, два, три, четыре, пять!

Пружинку будем мы катать!

Вот нашли большой мы пальчик

Он попрыгает, как зайчик!

Ты, пружиночка, катись!

И пружинку покатаем.

Ты, пружиночка, катись!

Где ты, наш середнячок,

Ты ложись-ка на бочок!

Ты, пружиночка, катись!

Кольца любит безымянный.

Покажись-ка, наш желанный!

Ты, пружиночка, катись!

Вот наш пальчик маленький

Самый он удаленький!

Ты, пружиночка, катись!

Вот наш пальчик маленький

Самый он удаленький!

Ты, пружиночка, катись!

Мы пружиночки снимаем

Свои пальчики считаем. 1, 2, 3, 4,5! 1, 2, 3, 4, 5!

А сейчас мы проверяем

На двух ручках посчитаем!

1, 2, 3, 4, 5!Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхни

И немного отдохни!

3.

Использование
Су – Джок шаров при автоматизации звуков.

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

4.

Использование

Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий. Упражнение

«Один-много»

. Логопед катит

«чудо-шарик»

по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично провожу упражнения

«Назови ласково»

,

«Скажи наоборот»

5.

Использование

Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

Дети выполняют инструкцию

: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

6. Использование

шариков при выполнении гимнастики.

7. Использование
шариков для звукового анализа слов

Для характеристики звуков используются
массажные шарики трех цветов
: красный, синий, зеленый. По заданию педагога ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

8. Использование
шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.

На столе коробка, по инструкции педагога ребенок кладет шарики соответственно
: красный шарик – в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

9. Использование
шариков для слогового анализа слов

Упражнение «Раздели слова на слоги»
: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

10. Прокатывание шариком по написанной букве.

11. Написание буквы и её элементов прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони.

12. Но есть и другое применение массажным шарикам. Их используем
не только для развития мелкой моторики, но и для развития цветовосприятия
, при обучении счету и т. д.

Можно использовать следующие игры
: «Разложи шарики по цвету»
, «Найди все синие»
(красные, желтые, зеленые, «Сделай разноцветные шарики»
(сине-красный, зелено-желтый)
.

13. Кроме того, Вы можете делать малышу массаж и одновременно рассказывать занимательную сказку о «колобке»
, о «рукавичке»
и т. д.

Я предлагаю вам придумать, как можно использовать
эти массажёры в работе с детьми
.

Мастер-класс для воспитателей - фото

Вот таким нестандартным и интересным способом мы не только занимаем ребят, но и развиваем речь, так как движения пальцами и развитие речи тесно связаны. Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии
. Творческий подход, использование
альтернативных методов и приёмов способствуют более интересному разнообразному
и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности
педагогов и детей в детском саду.

Заинтересованность педагогов; повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование
в практике нетрадиционных технологий.

Мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и пожелать всем творческих успехов.

Терапия су-джок в детском саду

Детский сад – это первое общественное заведение в жизни ребенка. Здесь он не только весело проводит время, играет, учится или общается со сверстниками, пока родители заняты на работе. Первоочередные цели каждого ДОУ  –  укрепление растущего организма, профилактика заболеваний, формирование у маленького человека внимательного отношения к своему здоровью. И это не случайно: по данным Института возрастной физиологии, те или иные отклонения в физическом здоровье уже имеют 80% дошкольников, 20% из них нуждаются в коррекции психического развития.

Су-джок с детьми

Такая печальная статистика заставляет педагогов обращаться к инновационным и традиционным методикам оздоровления, самой популярной из которых стала су-джок-терапия: ее элементы в детском саду преподносятся ненавязчиво, в форме веселой игры, включаются в разные этапы распорядка дня.

Оздоровительную процедуру часто выполняют при помощи массажного шарика су-джок. Результатом воздействия игольчатой поверхности становится улучшение кровотока, повышение упругости и эластичности мышечных волокон, рефлекторное стимулирование работы удаленных внутренних органов и систем.

Массажные шарики для детей

Ребенок отнесется к процедуре с интересом и быстрее освоит технику выполнения, если каждое движение будет сопровождаться веселым четверостишьем:

Шарик в ручки мы возьмем,

Покатаем и сожмем,

Вверх подбросим и поймаем

И иголки посчитаем.

Пустим «ежика» на стол

И ладошкою прижмем,

Вновь немножко покатаем

И потрем его слегка,

Уже в средней группе детского сада педагоги знакомят детей с «волшебным» колечком су-джок, покатав которое по пальчикам, можно избавиться от боли в разных частях тела. В минутки здоровья обязательно включают массаж стоп. Его делают вручную или с помощью дополнительных приспособлений: спиралевидной палочки для ног, мячиков с шипами, ребристых ковриков или резиновых «кочек».

Массажные мячики для ног

Это специальный комплекс физических упражнений для мышц и суставов, который сочетается с закаливанием, дыхательной гимнастикой и всевозможными пальчиковыми играми, включая элементы терапии су-джок.

  • Ноги поставить на ширине плеч, руки опустить, зажав в правом кулачке массажный шар.
  • «Раз» – развести руки в стороны.
  • «Два» – поднять их вверх, переложить мячик в левую ладошку.
  • «Три» – вновь развести руки в стороны.
  • «Четыре» – вернуться в исходное положение.

Увлекательные упражнения с использованием резиновых «кочек» или мячиков с шипами, помогают проработать многочисленные активные точки на стопах. Педагог предлагает малышам:

  • пройти по дорожке из ребристых полусфер;
  • наступить на «кочку» и, стоя на одной ножке, попытаться удержать равновесие, расставив руки в стороны;
  • сесть перед мячиком, захватить его ногами и передать следующему ребенку.

Массаж стоп при помощи мячика с шипами

Такая тренировка прогоняет сон, дарит заряд бодрости и хорошего настроения на целый день.

Применение массажеров су-джок
во время развивающих занятий активизирует работу мозга, делая запоминание нового материала более глубоким и осознанным. Воспитанникам детского сада очень нравятся такие игры, как:

  • – педагог предлагает ребенку разные задания, которые нужно выполнить без ошибок: взять мячик в правую (или левую) руку, надеть колечко на мизинец (или любой другой палец), покатать шарик по столу, подбросить его или накрыть ладошкой.
  • – ребенку нужно правильно назвать пальчик, на который надето колечко. Игру проводят с закрытыми глазами.
  • «Один – много»
    – взрослый перекатывает шарик су-джок ребенку и называет любой предмет. Малыш должен поймать мячик и отправить его обратно, назвав слово во множественном числе.

Знания, полученные таким образом, надолго остаются в памяти ребенка, так как при их усвоении одновременно работают слуховые, зрительные и тактильные анализаторы.

Использование методов в домашних условиях

Конечно, су-джок  –  отличное средство развития способностей ребенка, которое разнообразит занятия, делая их необычными и увлекательными. Но не стоит забывать о том, что дети дошкольного возраста часто болеют, ведь их иммунная защита находится пока в стадии формирования. В этом случае терапия су-джок поможет бережно оказать первую помощь заболевшему малышу и предупредить развитие осложнений. Поэтому любой маме не помешает получить консультацию специалиста су-джок, чтобы узнать какие упражнения применять при разных заболеваниях.

Родители должны знать, что воздействие на точки может быть довольно болезненным: важно правильно рассчитать силу давления, чтобы не напугать малыша.
Лечение в раннем детском возрасте рекомендуется проводить в игровой форме, сопровождая каждое действие веселыми комментариями, стихами, песенками или «чинилками», наподобие традиционного: «У лисы боли, у волка боли, а у моего малыша (называем имя) заживи-заживи-заживи».

Применение массажеров в оздоровительной практике

Уже ни у кого не вызывает удивление использование су-джок в клинических условиях. Ведь этот массаж, практически не имеющий противопоказаний, давно уже признан медиками и рекомендуется в качестве эффективного лечебного средства при:

Мячики с шипами рекомендуют сжимать в руке больным, перенесшим инсульт, потерявшим возможность нормально двигаться и говорить.

Участок, отвечающий за вышедший из строя орган, найти не сложно: он становится очень чувствительным и отзывается на надавливание резкой болью, онемением, жжением или покалыванием. Массируя эту зону, мы отправляем в головной мозг сигнал о том, что появилась проблема, которая требует безотлагательного решения, и тут же получаем ответную команду, направленную на нормализацию нарушенных функций. Таким образом, появляется возможность справиться с заболеванием за счет внутренних резервов организма, без помощи медикаментов и иных средств терапии.

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Использование Су-Джок терапии в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми“» размещена в разделах

2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование
в практике нетрадиционных технологий.

Участники
: педагоги ДОУ.

Материалы и оборудование
: Су-Джок массажёры
, средства ТСО
: мультимедийный проектор, компьютер, столы и стулья по количеству педагогов.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

– Скажите громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне? (нет или да)

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы на мастер-класс
,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я
:

Активными все будете? (нет или да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс
.

В логопедической работе

Сегодня специалисты все чаще и чаще говорят об увеличении количества детей с нарушениями речевого и сенсорного развития. Эти отклонения приводят к ряду серьезных проблем: прежде всего, к нарушению психического здоровья малыша, адаптационным и коммуникативным сложностям, трудностям с усвоением знаний. Таким детям необходима своевременная помощь.

Набор массажеров су-джок

Научные исследования доказали, что развитие речевых центров головного мозга происходит под влиянием сигналов, идущих от пальцев рук. Поэтому одновременно с логопедическими упражнениями специалисты рекомендуют проводить массаж су-джок, направленный на активизацию работы маленьких пальчиков.

Во время занятий с дошкольниками логопеды используют:

  • «Ежик, ежик, мудрый еж, на клубочек ты похож (дети катают массажер ладошками). На спине иголки – очень-очень тонкие (трогают шипы всеми пальчиками). Хоть и ростом ежик мал (сжимают мячик в ладошке) – нам колючки показал (подбрасывают и ловят)».
  • Упражнения на развитие мелкой моторики
    . Малыши раскручивают шарики су-джок, из получившихся половинок выкладывают различные фигурки, строят пирамидки, надевают массажные колечки, прячут их под колючие скорлупки – словом, выполняют руками тонкие движения, требующие большой скоординированности действий.
  • Несколько раз прокатывают колечко по каждому из пальчиков. « Этот пальчик – дедушка. Этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – папочка. Этот пальчик – мамочка. Ну а этот пальчик – я. Все мы – дружная семья».  Применение кольца су-джок

Работа логопеда направлена на развитие фонематического слуха ребенка, умение воспринимать и дифференцировать звуки. Массажеры су-джок превращают сложные упражнения в увлекательную и полезную игру:

  • Услышав слово, нужно определить количество звуков в нём и отсчитывать шариком соответствующее число шагов на размеченной дорожке.
  • Надеть на пальчики столько колечек, сколько слогов в заданном слове.
  • В потоке произносимых педагогом звуков распознать и отбить шариком каждый гласный (или согласный).

Специалисты работают над произношением звуков, подкрепляя слуховое восприятие зрительным и тактильным. Детям предлагают:

  • Обвести массажером контуры буквы, изображенной на картинке, добиваясь ее правильного произношения.
  • Проговорить слоги, чистоговорки, четверостишия в сочетании с самомассажем пальцев и ладошек: «Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – туда идти пора. Ру-ру-ру – саночки возьму. Ры-ры-ры – прокачусь с горы».

Развивая речь ребенка, логопед работает с грамматическими категориями. В упражнения также часто включают элементы массажа су-джок, добиваясь тем самым более активной работы мозга, тренируя память, внимание и восприятие. К примеру, перемещая массажный шарик в пространстве относительно других предметов, отрабатывают употребление предлогов: в, на, за, под, перед.

Интересно, что терапия су-джок успешно справляется даже с такими серьезными речевыми нарушениями, как заикание.

Специалисты говорят, что эта патология связана с недостатком энергии тепла. В результате ребенок испытывает постоянный страх, внутреннюю скованность, спазмы.

Проблемы с речью у детей

Исправить ситуацию можно, активизируя соответствующие меридианы цветовым воздействием (закрашивая рефлекторные зоны красным фломастером), массированием кончиков пальцев, прогреванием энергетических точек, их стимуляцией магнитами, семенами или зернами растений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *