М КЛАССЕ ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО

Маннанова Лариса Михайловна Классный час для учащихся начальных классов «Жить — с книгою дружить»

МБОУ – СОШ №1 им. Октябрьской революции г. Севска

Учитель начальных классов : Маннанова Лариса Михайловна

Тема: «Жить – с книгою дружить»

Цели и задачи:

– развитие интереса учащихся к чтению;

– формирование у учащихся потребности регулярного чтения книг;

– дать понятие о том, что начитанность – это составляющая часть культуры человека;

– расширение кругозора учащихся.

Форма проведения: дискуссия

– выставка книг;

Публикация «Классный час для учащихся начальных классов „Жить — с книгою дружить“» размещена в разделах

– портреты писателей;

– анкета для учащихся;

– муляж книги;

– карточки с записанными мнениями детей;

– памятка «Советы учащимся от «Книги»;

– плакаты с пословицами

Ход классного часа

Дальние дали, чудесные страны

Манят меня сквозь «седые туманы».

На кораблях, на слонах и верблюдах

Снова я еду на поиски чуда.

Я постоянно в далё ких походах:

На самолётах и теплоходах,

Яхтах, каноэ, автомобилях

«Жму километры» и «меряю мили».

Нет, не обманщик я и не врунишка,

Просто мальчишка, читающий книжки,

А путешествовать в дальние дали

Начал лет в семь, по страницам журнальным.

Ребята, считаете ли вы себя культурными людьми? Как вы понимаете, что значит быть культурным, воспитанным человеком? Возможно, ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным? Какие качества характера присущи культурному, человеку?

Заслушиваются ответы учащихся.

Посмотрите на эту анкету. Назовите те качества характера, которые присущи воспитанному, культурному человеку. Остальные качества вы вычеркните.

На доску помещается анкета. Заслушиваются ответы учащихся.

Помогать старикам и маленьким.

Открывать дверь входящим.

Не обращать внимания, если кого-то обижают.

Помочь донести сумку.

Списывать из чужой тетради во время контрольной работы.

Перебирать в разговоре другого человека.

Быть внимательнее к окружающим.

Ребята, а что поможет нам стать культурным? Послушайте загадки, которые подскажут ответ на этот вопрос.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней —

Станешь вчетверо умней.

Есть подружка у меня,

Хоть она и молчалива,

Рассказать готова мне

Всё, о чём бы ни спросил я.

А принёс её мне Мишка,

В класс входит Книга (надет муляж в виде книги).

Книга : Здравствуйте! Вы меня узнали? Я – книга! Книга – средство общения между людьми. Расскажите, а зачем вам нужны книги?

Книга : Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге : племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Я буду вашим другом и расскажу вам много интересного. Я помогу раскрыть дверь в мир прекрасного. Радость и хорошее настроение получите вы от чтения. Я познакомлю вас с многообразием окружающего мира, помогу готовиться к школе, воспитывать упорство в достижении поставленной цели, развивать внимание, любознательность, ответственное отношение к порученному делу, приобретать разнообразные знания и полезные умения и навыки. А как интересно общаться с людьми, которые много читают! Как вы думаете, почему?

Книга : Только уговор: вы будете меня беречь и часто брать в руки для общения. А что для книги значит общение?

И много сказок в ней.

Прочти меня немножко,

И станешь ты умней

Книга : С какими книгами вы уже знакомы?

Учащиеся рассказывают, какие книги они принесли на классный час и почему выбрали ту или иную книгу.

С книгой надо дружить. Она друг, который всегда поможет, выручит в трудную минуту.

Книга : Я предлагаю вам ответить на мой вопросы.

Скажите, есть ли в нашей школе книги? А где они хранятся?

Часто ли вы посещаете библиотеку?

Какие книги вы читаете с удовольствием?

Нравиться ли вам получать книги в подарок?

У вас дома много книг?

Читаете ли вы в семейном кругу?

Книга : Вы уже много рассказали о том, для чего нужно читать книги. Давайте послушаем мнение других учащихся, которые отвечали на вопрос: «Для чего нужны детские книги»?

(Раздаёт карточки учащимся, которые зачитывают написанное на них мнение вслух.)

– Я думаю, что если бы книг не было, я не научился бы фантазировать и рисовать.

– Мне нужны книги, потому что в них много интересного.

– Я читаю ради удовольствия.

– Некоторые думают, что гулять интереснее, чем читать книги, но для меня наоборот.

– Если бы не было книг, то мне было бы скучно.

– Мне нравятся книги о сказочных путешествиях, о смешных проделках ребят. После таких книг у меня хорошее настроение.

– Из книг я узнала много нового.

– У меня много книг. Я с мамой хожу в книжный магазин и оттуда не ухожу без новой книги.

– Много книг мне подарила бабушка. Я люблю не только читать, но и слушать, когда мне читают.

Ребята, книга не всегда была такой, какой мы привыкли её видеть. Я расскажу вам историю книги.

В самом начале своей истории книга была живой, в прямом смысле этого слова. Она умела не только говорить, но и петь. Сказочники и поэты были всегда, а перо и бумага – нет.

Поэтому первой книгой был. человек!

Истории известен богатый римлянин, который завел себе целую библиотеку из книг-людей. Он искал на невольничьих рынках умных рабов, которые заучивали по целой книге, и хвастался перед гостями.

В индии существовали книги из пальмовых листьев, на которых писали иглой.

В Древнем государстве под названием Ассирия жил некогда царь по имени Ашшурбанипал. Его библиотека состояла из глиняных книг. Однажды во дворце случился страшный пожар. Дворец и все вещи были полностью уничтожены огнем. После пожара остались. только книги!Удивительно, не правда ли? А знаете, в мире есть еще более удивительные книги, например, из золота и драгоценных камней. Книга, написанная на золоте была найдена археологами при раскопках древнего замка. Несколько веков пролежала она в земле и не испортилась!

Книги различаются, как по содержанию, так и по форме. Поговорим о размерах книги.

В Англии в прошлом веке была сделана самая большая в мире книга : ее высота – представьте себе – с двухэтажный дом! А размер букв в этой книге – 15 сантиметров.

Существует и самая маленькая книга, которая была отпечатана в Японии и называется она “Муравейники”. Ее размер – с крохотную пуговку. Прочитать в такой маленькой книжечке возможно при помощи большого увеличительного стекла.

Восковая свеча всем вам знакома. Но книгу из воска редко кому приходилось видеть. Ее придумали Древние греки.

Среди самых удивительных можно назвать книгу из кирпичей, но еще, пожалуй, удивительнее книга-лента. Представьте себе длинную-длинную ленту – шагов в сто длиной! Сейчас пользуется популярностью говорящая книга – специальное электронное устройство, которое “оживляет” текст.

А сейчас у вас есть возможность показать, насколько начитаны вы.

2. Конкурс называется «Потерялась иллюстрация». Угадайте, из какой книги иллюстрация : (Учитель показывает иллюстрации к известным произведениям, дети отгадывают название и автора.)

3. Сложите целое из стихотворных фрагментов стихов, написанных на карточках. Назовите автора. Из какой книги отрывок?

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке,

Ровно тридцать лет и три года. ( А. С. Пушкин. « Сказка о рыбаке и рыбке»).

Всех излечит исцелит добрый доктор Айболит. ( К. Чуковский. « Айболит»).

Ты один не умывался,

И грязнулею остался.

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки. ( К. Чуковский «Мойдодыр»)

С букварем шагает в школу

Попадает вместо школы

В полотняный балаган. ( А. Толстой «Золотой ключик»)

Лихо мерили шаги

Две огромные ноги:

Сорок пятого размера

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки,

Конкурс «Пословицы и поговорки о книгах» (Учащиеся стараются назвать как можно больше пословиц и поговорок)

Книга мала, а ума придала. (русская)

Умнее книги не скажешь. (русская)

Закрытая книга ничему не научит. (еврейская)

Золото добывают из земли, а знания из книги. (русская)

И по заглавию можно судить о книге. (арабская)

Испокон века книга растит человека. (русская)

Хорошая книга — лучший друг. (русская)

Сценка. ( Показывают дети)

Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой,

Одна спросила у другой:

Ну как твои делишки?

Ох, милая, мне стыдно перед классом.

Хозяин мой обложку вырвал с мясом!

Да что обложка! Оборвал листы!

Из них он делает кораблики, плоты

Боюсь, листы пойдут на змей,

Тогда лететь мне в облака!

А у тебя целы ль бока?

Твои мне незнакомы муки.

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

Сел ученик читать меня.

Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на отлично!

Ну, мой на тройки едет еле-еле

И даже двойку получил на той неделе.

А в басне нет загадки:

И книжки и тетрадки,

Какой ты ученик.

Книга : На прощанье я хочу вам сказать:

– Ребята, пожалуйста не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, когда меня возьмут другие читатели.

– Не пишите на мне ни ручкой, ни карандашом,- это так некрасиво.

– Если вы закончили читать, то вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть.

– В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому что влажность мне вредна.

– Помогите мне остаться чистой, а я помогу вам быть счастливыми и радостными.

И на память я вам дарю памятки.

Книга прощается с учениками и дарит им памятки.

– Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 10-15 минут в день.

– Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу для чтения.

– Внимательно прочти название произведения, которое необходимо прочитать.

– Посмотри, кто автор произведения.

– Внимательно прочитай весь текст.

– Объяснение непонятных слов спроси у взрослых.

– Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.

– Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.

– Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.

Запомните эти правила, ребята, чтобы книжки не были на вас в обиде. Ведь книга – это окно в мир.

Песня про книги

(на мотив «Песенки мамонтенка»)

Я книгу читаю – она друг надежный!

Ответ на вопросы найти я хочу.

Ответы найти я хочу. (2 раза)

Пусть книга научит,

Пусть книга расскажет.

Пусть верный путь она в жизни нам укажет.

Ведь так не бывает на свете,

Чтоб были неграмотны дети! (2 раза последние 2 строчки)

Её не заменит компьютер и видик.

Пусть каждый ребенок в ней друга увидит.

Ведь чтение книг и наука –

Надёжное средство от скуки.

формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе; нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу.

воспитание в детях представлений о том, что такое дружба и каким должен  быть друг, содействовать формированию дружного коллектива;

развивать умение учащихся вести рассуждения, аргументировать свою точку зрения, творческую активность, стремление быть лучше.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

I.  Организация класса. Эмоциональный настрой.

Дети, наш классный час  предлагаю начать с гимнастики мимики и жестов   (на фоне музыки).

Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

– Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.

– Пожмите дружески руки друг другу.

– Спасибо за разминку. Я вижу, что упражнение помогло вам преодолеть в себе стеснение и скованность, настроило вас на добрые отношения.

– Займите, пожалуйста, свои места.

II. Содержание классного часа

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас снова появилась возможность поговорить о чём-то интересном. Тему нашего классного  часа, я думаю, нам подскажет предлагаемый сюжет.                                                       Внимание на экран!  (Сюжет из мультфильма «Приключения кота Леопольда»)

– Вы догадались, о чём пойдёт разговор сейчас?

– И так тема нашего классного часа «Давайте дружить» (читаем все вместе).

– Дети, а что, по-вашему,  означают слова «дружба», «дружить»?

Спасибо за ваши искренние слова! Именно такие отношения чаще всего называют крепкой и верной дружбой.   Сейчас я познакомлю вас с одной очень старой и мудрой притчей. Вы уже слышали много притч. Напомним, что такое притча?

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, вел за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь.

С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо,  он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли  жизнь его семьи.

– Кому понравилась эта притча? Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться?   Чему учит эта притча?

– Молодцы! Вы очень правильно поняли смысл этой притчи.

–  Домашним заданием вам  к классному часу было найти и запомнить как можно больше пословиц о дружбе. Поднимите, пожалуйста, руки кто нашёл такие пословицы. Сейчас вы будите работать в группах. Из  подобранных вами пословиц, нужно выбрать те, которые, на ваш взгляд, очень точно выражают  смысл притчи.

– Дети работают в группах. Затем называют поочерёдно пословицы.

– Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

– Дружба дороже золота.

– Друзья познаются в беде.

– Верному другу цены нет.

– Для дружбы нет расстояний.

– Без беды друга не узнаешь.

– Человек без друзей, что дерево без корней.

– Нет друга – ищи, а нашёл –  береги.

– Вы хорошо поработали, и все пословицы действительно соответствуют этой притче.

– Заслушиваем высказывания детей.

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает.

Это слово? Значит что оно?

Дружба – если друг твой болен

И не может в школу приходить, –

Навещай его по доброй воле,

Школьные уроки приноси.

Если друг твой что-то к сожаленью,

Плохо сделал или не сказал,

Надо честно, прямо без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг,

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба и в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не предаст.

Спасибо. Хорошее стихотворение.  Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства, нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро.

Давайте поиграем в  игру «Кто с кем дружит?» Внимание на экран!

Да, даже в  сказках дружба помогает справиться с любым делом.

– Дети выходят в центр класса показывают свой рисунок и несколько слов говорят о том, что  изображено у них на рисунке. Рисунки можно будет сразу прикреплять к доске.

«Дружба — главное чудо всегда, Сто открытий для всех нас таящее.  И любая беда — не беда,  Если рядом друзья настоящие!»

– О дружбе сложено много стихов, написано песен. А какие песни знаете вы?

– Давайте споём песню с очень хорошим названием «ВЕРНЫЙ ДРУГ».

– Замечательная песня и спели вы её хорошо. Видно, что вы все – дружные ребята.

Посмотрите, какое огромное на доске сердце. Это наше с вами сердце, готовое  любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите свою «руку дружбы».

Сегодня на уроке трудового обучения каждый из вас изготовил свою «руку дружбы». Покажите её, пожалуйста. Молодцы! Вот такая у вас получилась «рука дружбы».

Я вам предлагаю сейчас записать на ней правила, законы дружбы, которые вы считаете необходимо выполнять, соблюдать, чтобы быть хорошим другом, а дружба – настоящей.

Дети работают. По окончанию работы по желанию зачитывают те правила, законы дружбы, которые записали на своей «ладошке», затем опускают «руку дружбы» в сердце – кармашек на доске.

– Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем часто обращаться к нашему «классному сердцу». Будем стараться выполнять законы дружбы, которые в нём находятся, ведь мы же сами  их издали.

А знаете ли вы, что учёные-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран?  Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. И вывели 10 законов дружбы.

1.    Доверять другу.

2.   Делиться новостями, успехами и неудачами.

3.   Уметь хранить чужие секреты.

4.   Радоваться вместе с другом его успехам.

5.   Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.

6.   Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать  неловких ситуаций.

7.   Защищать друга.

8.   Не критиковать друга в присутствии других людей.

9.   Уважать права друга иметь других друзей, кроме тебя.

10. Всегда выполнять свои обещания.

– Прочитайте их и сравните. Что общего вы заметили? В чём отличие?

Я с гордостью хочу заявить, что ваши законы и законы учёных-психологов очень похожи.

А теперь давайте встанем в круг. Давайте никогда не будем ссориться, давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг другу в трудную минуту.  Будем стараться выполнять законы дружбы. И скажем друг другу слова терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!».

И мне хочется верить, что этот классный час даст начало той большой дружбе, которую мы пронесём через  всю школьную жизнь. И в честь нашей дружбы я предлагаю устроить салют!

Игра «Салют» (используется 3 цвета воздушных  шаров, по количеству групп).

Круг разбивается на : «красные», «жёлтые», «зелёные». По команде «Красный!» – хлопает в ладоши , «Жёлтый!»- хлопает , «Зелёный!» – хлопает в ладоши Затем учитель даёт команду: «Красный! Жёлтый! Зелёный!» – ОБЩИЙ САЛЮТ!

Спасибо, ребята! До новых встреч! Добрых и верных нам друзей!

Разработка классного часа о воспитание интереса младших школьников к чтению

• развитие интереса учащихся к чтению;

• формирование у учащихся потребности регулярного чтения книг;

• дать понятие о том, что начитанность — это составляющая культуры человека;

• расширение кругозора учащихся.

• выставка книг;

• портреты писателей;

• муляж книги;

• анкета для учащихся;

• карточки с записанными мнениями детей;

• памятка «Советы учащимся от «Книги»;

• плакаты с пословицами и высказываниями о чтении: «Чтение — лучшее учение», «В книге ищут не буквы, а мысли», «Книга — мост в мир знаний», «Книгу читаешь — на крыльях летаешь».

Учитель: Ребята, считаете ли вы себя культурными людьми? Как вы понимаете, что значит быть культурным, воспитанным человеком? Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным? Какие качества характера присущи культурному человеку?

♦ Заслушиваются ответы учащихся. Ответы некоторых учащихся записываются на диктофон.

Учитель: Посмотрите на эту анкету. Назовите те качества характера, которые присущи культурному, воспитанному человеку. Остальные качества мы вычеркните.

♦ На доску помещается анкета. Заслушиваются ответы учащихся.

– Громко кричать.

– Помогать старикам и маленьким.

– Играть честно.

– Открыть дверь входящим.

– Не обращать внимания, если кого-то обижают.

– Помочь донести сумку.

– Списывать из чужой тетради во время контрольной работы.

– Перебивать в разговоре другого человека.

– Быть внимательнее к окружающим.

– Защитить слабого.

– Завидовать кому-то.

– Не мусорить.

Учитель: Ребята, а что поможет нам стать культурными? Послушайте загадки, которые подскажут ответ на этот вопрос.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Нет языка, а рассказывает.

Без ног приходит,

Без языка рассказывает.   (Книга.)

♦ В класс входит Книга (на учащемся из старшего класса надет муляж в виде книги).

Книга: Здравствуйте! Давайте познакомимся. Я — книга! Книга — средство общения между людьми. Расскажите, а зачем вам нужны книги?

Книга: Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Я буду вашим другом и расскажу вам много интересного. Я помогу раскрыть дверь в мир прекрасного. Радость и хорошее настроение получите вы от чтения. Я познакомлю вас с многообразием окружающего мира, помогу готовиться к школе, воспитывать упорство в достижении поставленной цели, развивать внимание, любознательность, ответственное отношение к порученному делу, приобретать разнообразные знания и полезные умения и навыки. А как интересно общаться с людьми, которые много читают! Как выдумаете, почему?

Книга: Только уговор: вы будете меня беречь и часто брать в руки для общения. А что для книги значит общение?

Книга: С какими книгами вы уже знакомы?

♦ Учащиеся рассказывают, какие книги они принесли на классный час и почему выбрали ту или иную книгу.

Книга: А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты.

♦ Учащиеся отвечают на вопросы анкеты.

– Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?

– Нравится ли тебе читать книги?

– Чем для тебя является чтение?

– Какие книги ты читаешь с удовольствием?

– Нравится ли тебе получать книги в подарок?

– Какую книгу ты теперь читаешь?

– Тебе её подарили или ты взял её в библиотеке?

– У вас дома много книг?

– Какие детские книги есть в ваше домашней библиотеке?

– Кто дома читает больше всех?

– Читаете ли вы в семейном кругу?

Книга: Это будет для вас интересно. Ученые сопоставили успеваемость отличников, хорошистов и троечников шестых — восьмых классов со скоростью их чтения в третьем классе. Что же выяснилось? Те, кто стал отличником, читал к концу третьего класса в среднем 150 слов в минуту, хорошисты — 120 слов в минуту, троечники — 80-90 слов в минуту. Сделайте вывод сами.

Вы уже много рассказали о том, для чего нужно читать книги. Давайте послушаем мнения других учащихся, которые отвечали на вопрос: «Для чего нужны детские книги?».

♦ Книга проходит и раздаёт карточки учащимся, которые зачитывают написанное на них мнение вслух.

Мне нужны книги, потому что в них всегда добро побеждает. Я думаю, что если бы книг не было бы, я не научился бы фантазировать и рисовать. Книги нужны всем!

Некоторые думают, что гулять интереснее, чем читать книги, но для меня наоборот.

Если бы не было книг, то мне было бы скучно. Мне нравятся книги о сказочных путешествиях, о смешных проделках ребят, как в книгах Н. Носова и В. Драгунского, а ещё я люблю стихи Г. Остера. После таких книг у меня хорошее настроение.

Я знаю много разных писателей и от всей души благодарна им за то, что они подарили нам книги. Из книг я узнала много нового. Я очень люблю книги.

Мне книги просто необходимы.

Без книг людям не обойтись. Если кто-то не любит читать, он должен рассмотреть книгу, хоть немного вчитаться, «погово­рить» с ней. Тогда книга станет другом. Я читаю много книг. Они красивые, интересные и очень добрые. Словом, эти книги самые-самые-самые!

А я не люблю читать, лучше просто поваляться на диване или поиграть на компьютере. Что там нового можно узнать, в этих книгах? Я и так это всё знаю.

У меня дома много книг. Целых пять полок занимают дет­ские книги. Я с мамой хожу в книжный магазин и не ухожу от­туда без новой книжки. Много книг мне подарила бабушка. Я люблю не только читать, но и слушать, когда мне читают.

Даже если вы прочитаете все книги на свете, то и тогда не сумеете назвать самую интересную, потому что книга — это настоящее чудо. Дружите с книгой, и вам никогда не будет скучно.

Книга: С каким мнением согласны вы?

Учитель: С книгой надо дружить. Она друг, который никогда не обидит, всегда поможет, выручит в трудную минуту, научит видеть прекрасное. Книга — это друг, с котором подружишься и не захочешь расставаться никогда. О воспитанности человека можно узнать по его начитанности. А сейчас у вас есть возможность показать, насколько начитаны вы. Начинаем конкурс «Самый начитанный ученик».

♦ Учащиеся делятся на группы. Задания и конкурсы оцениваются заработанными баллами.

2. Сделайте рисунок любимого персонажа.

3. Угадайте, из какой книги иллюстрация: конкурс «Потерялась иллюстрация».

4. Сложите целое из фрагментов: из стихотворных фрагментов сказок или стихов, написанных на карточках, надо сложить целый отрывок.

5. Театральный конкурс: инсценировка без слов сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и «Гуси- лебеди».

6. Конкурс сказочных шифровальщиков: надо расшифровать текст и прочитать пословицы («Ноди в плео ен овин» («Один в поле не воин»), «Ен вёс от отолоз, точ стилетб» («Не всё то золото, что блестит»), «Идно аз хевс, вес аз огодно» («Один — за всех, и все — за одного»)

7. Конкурс магов-математиков: надо решить сказочные задачи.

8. Сочините сказку, используя известные зачины, концовки, присказки, известные ходы.

♦ Проходит подведение итогов конкурса. После подведения итогов Книга прощается с учениками и дарит им памятки.

– Внимательно прочти название произведения, которое тебе необходимо прочитать.

– Внимательно прочитай весть текст.

– Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.

– Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.

– Заведите свой читательский дневник, куда ты будешь записывать встретившиеся интересные фразы в книге. Возможно, когда-нибудь ты вернёшься к этим словам.

– В доме должны быть книги — и у взрослых и у детей, ибо «дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души» (древняя мудрость).

Учитель: Дружите с книгой! Любите книгу! Читайте книгу! Давайте запишем эти слова как девиз нашего классного часа. Может быть, кто-то из вас придумает свой девиз.

♦ Учащиеся записывают девизы на доске.

Учитель: А теперь предлагаю принять решения классного часа.

1) Завести читательский дневник.

2) Отслеживать технику чтения.

3) Вести личный график роста техники чтения.

4) Найти интересную информацию о книге к следующему классному часу.

5) Организовать клуб семейного чтения. Девиз клуба: «Книга сегодня поможет в ученье, книга завтра поможет в труде». Заседания клуба проводить один раз в четверть.

Рекомендуем посмотреть

Классный час «Я познаю себя», 2 класс

Классный час во 2 классе. Какая у меня память

Классный час «Народное творчество и народная мудрость», 2 класс

Классный час о честности, 2 класс

Классный час «К чему ведут капризы и упрямство», 2 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!

1. Дать представление о том, что такое дружба и
каким должен быть настоящий друг.

2. Обучение детей поиску альтернативных
вариантов поведения в конфликте.

3. Развитие коммуникативных навыков, выработка
доброжелательного отношения друг к другу.

4. Сплочение коллектива.

5. Стимулирование поведенческих изменений,
обучение приёмам межличностного общения.

6. Развитие мышления, речи учащихся.

Оборудование: грамзапись детских песен о
дружбе, материал для групповой работы.

I. Начало занятия. ( Упражнение “Подарим друг
другу улыбку”).

Чтобы наш классный час прошёл хорошо, нужно,
чтобы у каждого было хорошее настроение.
Улыбнитесь мне и друг другу, слушая
стихотворение.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь.
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.

II. Разминка. Упражнение “Приветствие”.

III. Работа по теме занятия.

1. Разгадывание кроссворда.

– Разгадав кроссворд, вы сможете назвать тему
сегодняшнего занятия.

О каких качествах личности человека идёт речь?
(Список качеств личности)ости га., слушая
стихотворение .__________

1) Уверенность в чьей-нибудь добросовестности, в
правильности чего-нибудь (доверие).

2) Мужество и решительность в поступках,
отсутствие страха, смелость (храбрость).

3) Высокое развитие интеллекта (ум).

4) Соблюдение правил приличия, воспитанность,
учтивость (вежливость).

5) Отзывчивость, душевное расположение к людям,
стремление делать добро другим (доброта).

6) Заботливое отношение к кому-нибудь или
чему-нибудь (внимание).

– Какое слово получилось? (Дружба)

– О чём сегодня мы будем говорить?

– Тема нашего классного часа звучит так: “В
дружбе – сила”.

– Сегодня ребята, мы постараемся ответить на
вопросы:

1) Как вы понимаете слово “дружба”?

2) Какими качествами характера должен обладать
друг?

3) Что надо делать, чтобы не ссориться?

4) Что надо делать, чтобы было много друзей?

2. Как вы понимаете слово “дружба”?

Дружба – отношения, основанные на взаимной
привязанности, общности интересов.

Дружба – это когда люди хотят быть вместе,
когда они интересны друг другу, доверяют друг
другу. Такое толкование понятию дружбы дано в
словаре. А каково ваше мнение, ребята?

– С чего начинается дружба? Вспомните начало
нашего занятия или строчку из песни.

“Дружба начинается с улыбки”.

Упражнение “Расшифруй слово”.

– Представьте, что слово “дружба” требует
расшифровки, но необычной. Необходимо каждую
букву, входящую в слово, использовать для того,
чтобы дать характеристику понятия “дружба”.
(Каждой группе выдаётся по одной букве. Проверка
:дети выходят по одному от каждой группы, держат
букву и называют слова)

Д – доверие, доброта, доброжелательность.

Р – радость.

У – уважение, ум. Уверенность.

Ж – жизнь, желание.

Б – борьба, благодушие.

А – активность, аккуратность.

3. Упражнение “Закончи предложение”.
(Предложения находятся на доске)

– Какое прекрасное слово “дружба”. Произносишь
его и сразу вспоминаешь друга, с которым тебе
интересно играть в разные игры, посекретничать о
своём.

Как хорошо, когда есть друг!

– Каким должен быть друг? Попробуй продолжить
предложения.

– Вывод: Друзья – это те, кому мы верим, кто не
предаст, не подведёт. Друг способен поддержать,
посочувствовать. Другу мы можем доверить свои
секреты.

Выбирай друзей по душевным качествам, а
не по одежде.

4. Упражнение “Собери пословицу”.

Народ сложил много пословиц о дружбе. Попробуем
назвать некоторые из них. Каждая группа возьмёт
зелёный лист бумаги, прочитает записи и соберёт
пословицу.

Друзья познаются в беде.
Дружба в делах помощница.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Старый друг лучше новых двух.
Не имей ста рублей, а имей сто друзей.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Человек, богатый друзьями, широк, как сталь, а без
друзей – узок, как ладонь.
С другом веселее при удаче, легче в беде.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Легче друга потерять, чем найти.
Что в другом не любишь, то и сам не делай.
Из века в век народ и дружил, и ссорился.
Друг не гриб, в лесу не найдешь.

Работа в группах. Выступление представителей
от каждой группы. ( По мере выступления на доске
открываются пословицы)

– Чему учат пословицы?

5. Игра “Кто с кем дружит?”.

– Умению дружить мы можем научиться и у
литературных героев. Как вы думаете, кто с кем
дружит?

Вывод. Читайте книги. Литературные герои
помогут вам научиться дружить.

6. Какими качествами характера должен
обладать друг?

Сейчас мы постараемся ответить на этот
вопрос.

– На карточках записаны положительные и
отрицательные качества людей. Выберите те
качества, которые будут способствовать
укреплению дружбы. Соберите цветок. Работа в
группах.

(Доброта, честность, ум, смелость, сила,
трудолюбие, Чувство юмора, доверие, Умение
держать слово, умение признавать свои ошибки,
радость за друга, умение оказывать помощь, умение
защитить. Злоба, лесть, лень, хвастовство,
зависть, трусость,неряшливость, оскорбления,
насмешки над товарищем, жадность. ложь.) (Доброта,
грубость, зависть, красота, честность,
враждебность, злость. Принципиальность,
спокойствие, доверие, лживость, уважение).

(Дети называют качества, и помещают цветок на
доске.)

Вывод. Чтобы быть хорошим другом, надо
воспитывать в себе лучшие качества личности.

7. Как избежать ссор?

Ребята, прочитайте эту пословицу : “Из века в
век народ и дружил, и ссорился”

– Приходится ли ссориться друзьям?

– Послушайте стихотворение Б. Заходера.

Мы – друзья.
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том, что он и я –
Закадычные друзья!

Как положено друзьям:
– Я как стукну!
– Я как тресну!
– Он как даст!
– А я как дам!

Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!

Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра!

А она ещё смеётся:
– Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!

Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется,
Есть на нашей Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.

Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.

– Как вы поступаете, чтобы помириться?

Вывод. Чтобы не было ссор, надо быть добрым.

IV. Интерактивные игры.

1. “ Истории из корзины” (развивает речь,
умение думать в заданном направлении).

Я принесла сегодня корзинку, в которой много
различных историй. Мы попробуем найти выход из
них. Работать будем по группам.

(Ребёнок выбирает историю в трёх-пяти
экземплярах, чтобы все находящиеся в группе
могли прочитать историю. Затем каждая группа
обсудит её и скажет своё мнение).

Коля в раздевалке вешал своё пальто, его
случайно толкнул другой мальчик. Коля тоже
толкнул его. Ребята поссорились (Не надо было
толкаться. Надо было извитниться)

– Какой вывод мы можем сделать в этой ситуации?

Надо быть вежливым и аккуратным, тогда
сможем избежать ссоры.

Девочка вешала свою куртку в раздевалке,
подружка случайно наступила ей на ногу и пошла
дальше. Девочка обозвала подругу.

Не обзывай и не унижай своего друга.

Девочке купили ролики, она пошла кататься.
Подруга попросила дать покататься ей, но девочка
отказала. Подруга обиделась и ушла.

Вывод: Не настаивай при отказе, уважай мнение
других.

2. Упражнение “Пять добрых слов”.

(Можно заменить ситуации данным упражнением.)

Каждому участнику предлагается обвести свою
ладошку на листе бумаги и на полученном рисунке
руки написать своё имя. Потом изображение
передаётся соседу, тот должен написать на одном
из пальчиков ладошки что-то хорошее о человеке,
нарисовавшем руку, и передать лист дальше. Каждый
рисунок должен побывать у всех участников.

Физминутка. ( Интерактивная игра “Рубка
дров”). Представьте,что нам необходимо
нарубить дрова. Возьмите в руки воображаемый
топор, примите удобную позу. Топор заносите
высоко над головой и резко опускайте на
воображаемое бревно. Рубите дрова, не жалея сил.
Вместе с выдохом говорите:” Ха” (хо, хи, хе).

3. Моделирование символа дружбы. Придумайте
название. ( Работа в группе)

(С друзьями веселее. Давайте жить дружно. Без
друзей на свете трудно жить. Мы – настоящие
друзья. В дружбе – сила. Один за всех, все – за
одного)

– Какие законы дружбы мы будем соблюдать?
(Чтение с доски выводов)

– Если вы будете соблюдать эти правила дружбы,
то у вас, я уверена, будет много хороших друзей.

VI. Упражнение “Спасибо, что ты рядом”.

Один из детей выходит к доске, другой подходит к
нему, пожимает руку и говорит: “Спасибо, что ты
рядом!” и т.д. Когда все играющие окажутся в
центре, ведущий присоединяется к детям со
словами “Спасибо, что вы рядом!”.

Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру»

Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.

Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Оборудование: раздаточный материал (карточка-след), карточки разного цвета, магнитная доска, мультимедийное оборудование.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

Учитель: сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья».

Учитель: какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?

Дети: любовь, терпение, прощение.

Учитель: как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?

Учитель: всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?

3. Знакомство с новым понятием.

Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.

Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».

Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.

Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.

У вас на столах карточки белого цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?

С карточек белого цвета дети зачитывают:

Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. ( Испанский)

Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. ( Английский)

Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. ( Китайский)

Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. ( Арабский)

Учитель: что общего в этих определениях?

Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.

Учитель: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?

Дети: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.

Учитель: что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос.

У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.

Дети зачитывают высказывания и соотнося с заповедью.

4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:

а) соотнесение высказывания с заповедью;

«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего)

«Гнев – страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (не убий)

«Не делай другому того, от чего больно тебе». (золотое правило)

«Ничто притворное не может быть продолжительным». (не лги)

«Любовь к родителям – основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою)

Воровство порождает лень и жадность. (не кради)

Учитель: итак, быть толерантным, значит:

Любить ближнего своего.

Быть добрым, терпимым.

Учитель: «толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?

Учитель: солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

б) определение качеств толерантной личности;

Учитель: сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.

Желание что-либо делать вместе

Уважение прав других

Принятие другого таким, какой он есть

в) решение проблемных ситуаций.

Учитель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?

Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга?

Поддержать в трудную минуту?

Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?

Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.

Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

– Как поступите в этой ситуации?

– Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?

– Как можно избежать драки?

Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.

Учитель: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

Имей терпение выслушать собеседника.

Спокойно объясни свою точку зрения.

Подумай, из-за чего возник спор.

Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.

– Как вы поступите в этой ситуации?

5. Обобщающая беседа.

Учитель: бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?

– Что вы чувствовали в тот момент?

– А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?

– Как вы думаете, что чувствовал тот человек?

– Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.

– Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?

– Какое наставление вам помогает жить в мире?

Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

Учитель: а можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?

– Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.

– Что нам помогает быть толерантными? Терпимыми?

Дети: знание и соблюдение заповедей.

6. Итог «В добрый путь».

Учитель: ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.

Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!»

Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

– И всё это вам поможет жить в мире.

Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, мяч, карточки с чертами характера, картинки с героями сказок, цветная бумага, ножницы.

Давайте отложим дела на потом,
О дружбе расскажем, о дружбе споём.
Пусть искорка дружбы, что вместе зажжём,
Подарит нам радость,
Согреет теплом.

А сейчас все вместе, дружно исполним песню В. Шаинского «Если с другом вышел в путь»

Объявление темы и цели классного часа (слайд 1)

Наш классный час мы посвящаем дружбе. И называется он «Давайте дружить»

А девизом являются слова:

«Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети».

Мы постараемся открыть секреты дружбы и помочь тем ребятам, у которых ещё не очень хорошо получается дружить.

Игра «Давайте познакомимся!»

(Игра с мячом (я отправляю вам мяч, а вы называете своё имя и любимое увлечение, возвращаете мяч ко мне)

Вы все такие разные, у вас разные привычки и интересы, но вы должны научиться понимать других , общаться со сверстниками и взрослыми, находить настоящих друзей.

Что же такое дружба?

Рассказать о своих друзьях.

(Ответы детей: Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга, доверяют друг другу)

Обратимся к словарю В. Ожегова

«Дружба – близкие отношения основанные на взаимном доверии , общности интересов»

А вот так девочка объяснила что такое дружба.

Чтение стихотворения «Дружба» по ролям (слайд 3)

Что такое дружба?-
Спросила я у птицы.
Это когда коршун
Летает вместе с синицей. привязанности,
Спросила я у зверя:
Что такое дружба?-
Это когда зайцу
Лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
Дружба – что такое?
Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети.

Отрывок из стихотворения Л. Измайлова «Монолог о дружбе».

Кого можно назвать хорошим другом? (слайд 5)

Обсуждение в парах проблемной ситуации

Твой друг получает плохие оценки и родители тебе запрещают с ним дружить.

Как бы поступил настоящий друг? (слайд 6)

Какие черты характера ты ценишь больше всего в друзьях? (слайд 7)

Положительные черты характера (слайд 8)

Пословицы о дружбе.

О дружбе сочинили много пословиц. Я начинаю пословицу, а вы продолжаете.

Игра «Найди пару. Кто с кем дружит?»

Назови имена героев, название произведения, автора.

Герои сказок должны найти друг друга. Дети обсуждают в парах, выходят к доске и снимают нужные картинки

Танец дружбы

Мы с вами обсудили пословицу, разобрали проблемную ситуацию, послушали стихи о дружбе, а теперь попробуйте сформулировать «Правила дружбы», которые помогут вам построить отношения с вашим другом.

Учёные- психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условие жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой и дружеским поведением.

Если вы будете соблюдать эти законы, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь.

Игра «Собери букет дружбы»

Ученики вырезают фигурки (Цветок, солнышко, сердечко и т. д.) и прикалывают на панно.

Песня В. Шаинского «Ты, да я, да мы с тобой»

Учитель раздаёт детям вырезанные из цветной бумаги сердечки.

Подарите сердечко своему лучшему другу в классе или тому, с кем бы вы хотели подружиться или с кем находитесь в ссоре и хотели бы помириться.

Я надеюсь, что мы с вами зажгли искорку дружбы, и наш класс будет самый дружный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *