ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников.

Если устной речью маленький человек овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у крохи устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

У многих детей нередко наблюдается нерезкое выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте. Папам и мамам следует иметь в виду, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее, чем к пяти годам. Если же этого не происходит, то стоит показать сына или дочь логопеду.

Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (т.е. “опознать”) каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличении на слух пары звуков “б-п” он не будет знать, какая первая буква – б или п должна быть написана в слове “булка” или в слове “потолок”. Для проверки слуховой дифференциации звуков подберите картинки, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например, слова “мишка” и “миска” (относящиеся к названиям картинок и воспринимаемые ребенком на слух) он может различить только при условии четкой дифференциации звуков “с-ш”, поскольку все остальные звуки в этих словах одинаковые. Для получения правильного результата необходимо соблюдать следующие условия:

• Картинки называет взрослый, а малыш лишь на них показывает.

• Картинки называются только одним словом, употребляемым в именительном падеже,      никаких дополнительных или поясняющих слов не допускается.

• Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название    повторяется несколько раз подряд. Это лишает ребенка возможности ориентироваться на какой-то определенный порядок в показе картинок.

• Не следует смотреть на называемую картинку, поскольку многие наблюдательные дети часто следят за направлением взгляда взрослого, что облегчает им выполнение задания.

• Нижняя часть лица взрослого закрывается экраном (листом бумаги, ладонью), так как некоторые звуки, не различаемые ребенком на слух, могут быть узнаны им по положению губ.

Для правильной оценки результатов внимательно наблюдайте за поведением малыша во время показа картинок. Если все в порядке, ребенок будет показывать картинки спокойно и уверенно. При неразличении же или неустойчивом различении звуков кроха будет колебаться, вопросительно поглядывать на взрослого или просто показывать картинки наугад.

Имейте в виду, что при нормальном речевом развитии различение всех звуков, а следовательно, и правильный показ понятных по смысловому содержанию картинок доступен детям начиная с двухлетнего возраста. Кроме того, важно знать, что именно неразличение ребенком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замены в устной речи, а в дальнейшем – и в письме.

Развить у ребенка способность к различению звуков в большинстве случаев могут сами родители. Для этого нужно всеми возможными способами показать малышу разницу в звучании тех звуков, которые кажутся одинаковыми.

Любая отрабатываемая пара звуков попеременно произносится до тех пор, пока ребенок не научится улавливать различение в их звучании. Иногда такие упражнения приходится проводить в течение нескольких дней.

После достижения необходимого результата (устойчивого различения на слух нужной пары звуков в их изолированном звучании) оба звука сразу связываются с соответствующими буквами. Теперь при произнесении взрослым любого из звуков ребенок показывает нужную букву (обе буквы лежат перед ним). Далее нужно потренироваться с ребенком в различении этих же самых звуков в словах, фразах. Вот некоторые игры, которые вам помогут.

. Играть можно и вдвоем и большой группой. Назначается водящий – “Эхо”, которое должно повторять то, что ему скажут. Начните с простых слов, затем перейдите к трудным и длинным. Можно использовать в игре и иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение. Попробуйте предлагать для повторения стихотворные и прозаические фразы. Если “эхо” ответило правильно пять раз, назначайте по кругу водящим следующего участника игры.

Все, конечно же, помнят игру своего детства “Испорченный телефон”. Эта игра как нельзя лучше подходит для развития фонематического слуха у ребенка.

Обратите внимание малыша на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли попросите его прочесть (или прочтите ему сами, если он еще не умеет читать) эти шуточные предложения: “Русская красавица своей козою славится”; “Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку”; “Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку”. Ребята очень любят всякие небылицы и с радостью могут сами придумать такие же шутки. Попробуйте придумать слова, изменяя только одну букву, например “точка-кочка-бочка-дочка”.

Можно предложить и такие игры-упражнения хлопнуть в ладоши, если в слове будет слышен, например, звук “ж”. При этом сначала в предлагаемых ребенку словах не должно быть других шипящих или свистящих звуков, а сам звук “ж” надо произносить,  несколько подчеркнуто.

Пиши “кружочками” для оценки фонематического слуха. Попросите ребенка записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков. Например, слово “суп” надо изобразить тремя кружочками. После того как вы убедились, что ребенку понятно задание, диктуете слова, а он записывает их в виде кружочков на листе бумаги.

Другой вариант этого задания: вы предлагаете ребенку картинки, на которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны схемы слов, обозначающих животных, в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове). Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову. В идеале ребенок шести-семи лет выполняет все задания правильно (допускается одна ошибка).

Все приведенные здесь и подобные им упражнения нужно продолжать до тех пор, пока ребенок не научится легко справляться со всеми предлагаемыми ему заданиями. Только при этом условии можно быть уверенным в том, что малыш научился различать звуки на слух, а значит, и обучение грамоте не составит ему особого труда.

Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой как все.2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены          семьи, которые тоже в них нуждаются.3. Не смотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке.4. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.5. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.6. Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.7. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.8. Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезвычайными.9. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят ему Вас.10. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.12. Общайтесь с семьями, где есть дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.13. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно, готовьте его к будущей жизни, говорите о ней

Памятка для родителей.

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения  проводятся два раза в неделю – индивидуально или в подгруппе, в зависимости от сложности речевого нарушения. После занятий индивидуально каждому  обучающему, в соответствии с его речевым нарушением, даются задания на дом.  Домашние задания даются с целью закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях

При выполнении домашних заданий следует соблюдать ряд условий:

Приступать к выполнению домашнего  задания следует лишь в том случае, когда ваш        ребенок  здоров, сыт, спокоен.

Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст  правильное звукопроизношение, четкая  и разборчивая речь.

Домашние  задания выполняются  систематически, ежедневно, точно по  рекомендации логопеда.

У ребенка обязательно должно быть место для выполнения заданий, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.

Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.

Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент  ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.

Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите,  выполните  предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.

Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха

Участие родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей

Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для  родителей вести с детьми, неправильно произносящими ту или иную группу звуков (свистящие, шипящие, сонорные), специальные занятия. Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех  звуков, которые он плохо говорит.

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

В случае если речь школьника недостаточно развита, появляются проблемы в обучении ребенка письму и чтению (дисграфия – нарушение процесса письма и дислексия – нарушение процесса чтения), а значит, и в усвоении многого словесного учебного материала.

У многих детей нередко наблюдается некоторое отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте.

До поступления в школу родителям следует обратить внимание на следующее:

1. Состояние звукопроизношения.

Ребенок  к шести – семи годам должен  четко произносить все звуки.

2. Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

3. Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь – дождик), словоизменение (стул – стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

4. Состояние слоговой структуры слова.

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.

5. Состояние словарного запаса

В словаре 6-7-летнего ребенка должно быть около 2000 слов, в числе  которых представлены все части речи. Считать слова, известные Вашему ребенку, конечно же, не нужно, да и это невозможно. Но Вы можете проверить знание ребенка лексики по темам: «Семья», «Игрушки», «Мебель», «Одежда», «Продукты»,  «Животные дикие и домашние» и т.п. (т.е. всё то, что проходил ребенок в детском саду).

6. Состояние связной речи

Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить или пересказать сказку и рассказ, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, др.

7. Развитие мелкой моторики

Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности. Для того, чтобы избежать данных проблем, нужно решить вопрос о готовности к письму непосредственно руки.

Успешному развитию мелкой моторики способствует лепка из пластилина, глины, теста;  игры с мелким конструктором; пазлы, мозаика, застёгивание и расстёгивание пуговиц; пособия-шнуровка, завязывание шнурков, развязывание  узелков  на  шнурках;  раскрашивание, штриховка,   рисование (фломастеры  не  рекомендуются);   нанизывание  бус, бисероплетение; многое другое.

8. Состояние пространственных функций

Умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях (перевёрнутые, заштрихованные наложенные друг на друга и пр.).

9. Развитие коммуникативных функций

Полноценному развитию коммуникативных функций ребенка способствует постоянное общение с детьми, взрослыми.  Речь идет об умении слушать, запоминать и выполнять инструкции и о выстраивании полного, развернутого, уверенного общения.

10. Развитие процессов внимания, памяти

Сегодня довольно большой выбор упражнения и заданий для развития внимания и памяти. Их можно купить, можно найти в интернете. Например, найти 10 отличий на двух практически одинаковых картинках; пройти по лабиринту; увидеть недостающие детали; запомнить ряд  слов или предметов; и т.д.

11. Развитие мышления

Развитое мышление предполагает умение ребенка обобщать слова или предметы («назови одним словом»: например, стол, стул, кровать, шкаф – это мебель); умение классифицировать («распредели на группы»: помидор, огурец, яблоко, морковь, груша, персик); умение выделять лишнее с объяснением (тарелка, вилка, мячик, чашка).

Обязательно ли ребенок должен уметь читать к 1 классу?

Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию – не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам. О необходимости умения читать до школы лучше поговорить с учителем, в класс к которому пойдет ребенок.

Основным умением при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.

Трудности при овладении чтением и письмом

В группу риска попадают следующие учащиеся:

– Если ребенок левша

– Если он – переученный левша

– Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу

– Если в семье говорят на двух и более языках

– Если ребенок слишком рано пошел в школу

– Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием

– Если нарушено звукопроизношение (возможны ошибки на письме: ребенок пишет то, что говорит).

– Если нарушено фонематическое восприятие (ребенок не может правильно повторить слоги, набор звуков)

У детей, владеющих навыком письма и чтения, особое внимание необходимо обратить на характер ошибок. Логопедическими ошибками считаются:

– Смешение букв по оптическому сходству (т-п, а-о, Е – З).

– Пропуски букв, слогов.

– Недописывание слов, лишние буквы в словах, слитное написание слов.

Важно не учить читать, а развивать речь ребенка. Не учить писать, а создать условия для развития мелкой моторики.

Известно, что основное развитие речи происходит до 5 лет.  После 5 лет происходит совершенствование речевых функций. Исходя из опыта ведущих педагогов, родителям будущих первоклассников можно дать следующие рекомендации:

– Больше читайте! Читайте вслух ребенку, рассматривайте с ним иллюстрации в книге, пусть пробует читать сам (хотя бы коротенькие знакомые слова).

– Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.

– Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.

– Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т.п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.

– Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.

Если ваш ребенок испытывает трудности в овладении письмом, ни в коем случае не ругайте его за множество ошибок, не упрекайте в лени и невнимательности. Это было бы равноценно, например, обвинению ребенка, страдающего церебральным параличом, в неуклюжести и неловкости.

Помогите своему ребенку:

К поступлению в 1 класс ребенок должен знать:

– свои имя и фамилию, адрес, имена членов семьи, номер телефона мамы / папы

– знать времена года, названия месяцев, дней недели

– уметь различать цвета

– уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.

– иметь элементарные представления об окружающем миру: о профессиях, явлениях природы, правилах общения и поведения.

Если у ребенка есть логопедические проблемы, то важно перед поступлением в школу продолжать занятия у логопеда.

Желательно, чтобы все звуки к 1 классу были поставлены. У таких детей слабое место – рука. Также они часто при письме пропускают гласные звуки. Забудьте про классы с ранним изучением иностранного языка.

От чего зависит развитие речи ребенка? Здесь можно выделить 3 основных фактора, влияющих на речь ребенка:

1.  образец речи в семье (общение с ребенком, диалект, традиции, культура речи);

2. собственный речевой опыт (общение со сверстниками, общение со взрослыми, СМИ);

3. занятия в детском саду,  при необходимости занятия с логопедом.

Самое главное, что Вы должны оставаться для Вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не берите на себя роль учителя.

Мартынчик Е. И., учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района

Целью написания рекомендаций является повышение уровня компетентности родителей в вопросах профилактики нарушений устной и письменной речи.

Исходя из намеченной цели, решаются следующие задачи:

Путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье.

Родителям важно понять, что легче предупредить специфические ошибки в письме заранее, чем потом устранять с помощью коррекционных занятий.

В дошкольном возрасте можно выделить ряд предпосылок, которые в дальнейшем могут привести к нарушения письменной речи – дисграфии:

Вышеперечисленные предпосылки учитывались при составлении рекомендаций, т.к. работа по профилактике нарушений речи должна осуществляться в комплексе по различным направлениям.

Рекомендации для родителей.

Развитие фонематических процессов и коррекция нарушений звукопроизношения.

– Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.

– Произносите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку) когда услышит мягкий согласный звук в начале слова (Например: лента, лапка, моль, мир, мяч, лужа, ремонт, рама , кошка, кедр, санки, сено, и т.д.); в конце слова (моль, укол, якорь, забор, огонь, вагон и т.д.); в середине слова (малина, коляска, корабль, вареный, косилка, косынка).

– Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.

К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза, которые являются важной операцией при последующем обучении ребенка.

Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие задания, выполнение которых не требует специальных условий и могут происходить, например, на прогулке:

Развитие зрительно-пространственных представлений.

Развитие мелкой моторики.

Важным условием полноценного овладения ребенком навыками письма является достаточная степень развития мелкой моторики пальцев рук. Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребенка, активизируя отделы коры головного мозга. Можно использовать следующие виды заданий:

Какие бывают нарушения речи у первоклассников (наглядный демонстрационный материал для родителей ДОУ)

– Возможно, уже сейчас Вы задумываетесь о том, какие трудности могут подстерегать Вас и Ваших детей на пути к качественному образованию. – — Пытаетесь определить реальные возможности вашего ребёнка. Обращаетесь за консультацией к специалистам: психологу или учителю-логопеду.

– Во многих образовательных учреждениях (школах) создана комплексная служба по оказанию логопедической и психолого-социальной помощи детям.

Практика показывает, что у 35% современных дошкольников наблюдаются задержки или нарушения речевого развития. К ним относятся следующие логопедические заключения:

– Фонетический дефект (ФН) – нарушение произношения звуков. В этом случае страдает только звукопроизношение, другие стороны речи сохранны. – – В этом случае Вашему ребенку необходимы занятия с учителем-логопедом по постановке правильного звука и автоматизации его в речи. Рекомендуется посещать занятия в режиме не менее двух раз в неделю с выполнением рекомендаций специалиста дома

– Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – страдает вся звуковая сторона речи: нарушение произношения, трудности различения звуков, звукового анализа и синтеза. В этом случае Вашему ребенку необходимы занятия с учителем-логопедом по постановке правильного звука и автоматизации его в речи, а также развитию фонематических процессов. Рекомендуется посещать занятия в режиме не менее двух раз в неделю с выполнением рекомендаций специалиста дома.

– Общее недоразвитие речи (ОНР) – это более сложное системное нарушение речевого развития, которое включает: нарушения произношения, недоразвитие фонематических процессов (ребенок не может определить последовательность звуков в слове, путает некоторые звуки, заменяет или переставляет их в слогах и словах) и недостатки и нарушения лексико-грамматической стороны речи (словарный запас ребенка ограничен, он неправильно согласует слова в речи, затрудняется в выражении своих мыслей, не справляется с пересказом). В этом случае Вашему ребенку необходимы занятия с учителем-логопедом по развитию всех компонентов речи. Рекомендуется посещать занятия в режиме не менее трех раз в неделю с обязательным выполнением рекомендаций специалиста дома.

– Родителям важно знать, что нарушения и недостатки устной речи могут повлиять на формирование письменной речи, затруднять процесс обучения чтению и письму у ребенка и проявляться в специфических ошибках. Следовательно, необходима ранняя своевременной коррекция устной речи, профилактическая работа в первом классе.

Показатели речевого развития шестилетних детей

К моменту поступления в школу дошкольники достигают определенного уровня речевого развития:

внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием. Помните, что у ребенка с недостаточно сформированной устной речью, в дальнейшем неизбежно появление школьных трудностей в процессе овладения письмом.

(наглядный информационный материал для родителей ДОУ)

Для воспитания полноценной речи нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь не совершенна. Однако постепенно круг связей ребёнка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Ещё острее встаёт вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу. Когда ребёнку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Эта одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твёрдых – мягких; л – р).

Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смысло – различительного значения этих звуков в словах (бочка – почка).

Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико – грамматических средств языка (общее недоразвитие речи).

Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат.

(наглядный материал на информационную доску для родителей ДОУ)

В настоящее время на полках книжных магазинов представлено большое количество популярной литературы по развитию речи и коррекции речевых недостатков. Чтобы помочь заботливым родителям сориентироваться в таком многообразии, можно рекомендовать книги и пособия, созданные специалистами для домашних занятий с ребенком.

Рекомендованная литература для родителей:

Валентина Нарыкова Советы логопеда родителям будущих первоклассников

Нарыкова Валентина Сергеевна, учитель-логопед

МБОУ «СОШ № 2» п. г. т. Уренгой, Пуровского район

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *