ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЛОН СТИХОВ О ВОЙНЕ

формирование патриотического сознания школьников на основе героических событий истории своей страны, города(села), в котором они родились, средствами литературного образования;

сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, город(село), в котором родились;

содействие росту творческих способностей и гармоничному становлению личности.

компьютер и видеопроектор;  презентация «СТИХИ, РОЖДЕННЫЕ ВОЙНОЙ» Оформление зала: Поэзия военных лет» с фотографиями и краткими биографиями поэтов, о которых упоминается в гостиной;

Сценарий Вступительное слово библиотекаря

Звучит песня на стихи Б. Окуджавы «До свидания, мальчики

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы, наши мальчики головы подняли – повзрослели они до поры, на пороге едва помаячили и ушли, за солдатом – солдат.

До свидания, мальчики! Мальчики, постарайтесь вернуться назад. Воспоминания о войне, о тех страшных днях, заставляют поэта снова и снова писать о том, чему был свидетелем.

Чтение стихотворений детьми:

«Мы тоскуем и скорбим»

Мы тоскуем и скорбим.

Слезы льем от боли.

Черный ворон. Черный дым.

А за гарью, словно снег,

Ландыши без края.

Рухнул наземь человек—

Не сдержать живую.

Землю милую уста

Ветер бьет крылатый.

Белых ландышей волна

Плещет над солдатом.

Я шел в разведку. Времени спокойней,

Казалось, не бывало на войне.

Хотелось отдохнуть на горном склоне,

Присев к густой приземистой сосне.

Хотелось вспомнить край золотоликий,

Мою Сибирь, мою тайгу.  И вот

Пахнуло пряным запахом брусники

Над прелью неисхоженных болот.

О, неужели, упоен мечтою,

Брусника каплей крови предо мною

Горит у корня срубленной сосны.

С какою дикой радостью приник я

К брусничным зорям, тающим в траве.

Но мне пора. Иду. В глазах брусника,

Как бы далекой родины привет.

Еще на зорях черный дым клубится

Над развороченным твоим жильем.

И падает обугленная птица,

Настигнутая бешеным огнем.

Еще ночами белыми нам снятся,

Как вестники потерянной любви,

Живые горы голубых акаций

И в них восторженные соловьи.

Еще война. Но мы упрямо верим,

Что будет день,— мы выпьем боль до дна.

Широкий  мир нам вновь раскроет двери,

С рассветом новым встанет тишина.

Последний враг. Последний меткий выстрел.

И первый проблеск утра, как стекло.

Мой милый друг, а все-таки как быстро,

Как быстро наше время протекло.

В воспоминаньях мы тужить не будем.

Зачем туманить грустью ясность дней.

Свой добрый век мы прожили, как люди,

И для людей.

«Я хочу, чтобы не было больше войны.

Пусть проходят года, но на лицах седых стариков

Остается беда той войны всех времен и веков.

Шли солдаты на смерть, покидая родительский дом,

И сражались они за свободу земли,

На которой с тобой мы живем!

Я хочу, чтобы яркое солнце светило,

Чтобы снились всегда только добрые сны.

Чтоб Россия героев своих не забыла.

Я хочу, чтобы не было больше войны!

Помню прадеда я! Орденами его дорожу!

Что такое «война» я потомкам своим расскажу!

Будет вечный огонь, что горит у Кремлевской стены,

Нашу память хранить, словно прочная нить,

Что связала с годами войны.

Сценарий литературной гостиной, посвященной поэзии Великой

Пусть живые запомнят, и пусть

Война не вмещается в оду,

И многое в ней не для книг.

Я верю, что нужен народу

Души откровенный дневник.

Семен Кирсанов «Долг», 1942 г.

Методическая разработка «Война – печальней нету слова» представляет

собой сценарий литературной гостиной, посвященной поэзии Великой

Отечественной войны. Автор исходит из того, что программному изучению

литературы в значительной степени сопутствует внеклассная работа,

расширяющая возможности общения учащихся с миром искусства слова.

В представленном сценарии отражена история литературы (в частности,

поэзии) в годы Великой Отечественной войны, ее вдохновляющая,

поддерживающая роль и общественное, литературное, духовнонравственное

Адресуется преподавателям литературы, организаторам воспитательной

работы, педагогам дополнительного образования, классным руководителям,

студентам педагогических вузов при прохождении практики по внеклассной

формирование патриотического сознания молодого поколения на основе

героических событий истории своей страны средствами литературного

сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

презентации «Война в творчестве поэтов 20века»

Оформление аудитории гостиная как форма внеклассного мероприятия

предполагает камерность, поэтому помещение не должно быть большим

Стенды с фотографиями и краткими биографиями поэтов, о которых пойдет

речь в гостиной.

Книжная выставка «Поэзия фронтовых лет».

Участники и зрители мероприятия учащиеся 11 класса.

Вступительное слово учителя: Добрый день, уважаемые гости! Мы

рады видеть вас зрителями литературной гостиной, которая существует уже

много лет. Меняются ее участники, постоянно обновляется репертуар. Но

неизменно одно – здесь всегда собираются люди творческие, увлеченные,

которые любят и ценят художественное слово, ищут интересные сведения о

жизни и творчестве поэтов и писателей

Сегодня вашему вниманию мы предлагаем программу, посвященную

поэзии Великой Отечественной войны, особенно актуальную в год 70

летнего юбилея Победы.

Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до

последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не

могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так не прислушивались

читатели. Известный английский журналист Александр Верт, который всю

войну провел в Советском Союзе, в книге «Россия в войне 19411945» писал:

«Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей,

и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально

сегодня мы постараемся проследить тему войны в развитии, от

творчества поэтовучастников ВОВ до песен, написанных в послевоенные

годы. В центре нашего внимания будут произведения мастеров слова:

Муса Джалиль (Муса Мустафович Залилов) погиб в 1944 году

Константин Михайлович Симонов

Юлия Владимировна Друнина,

Булат Шалвович Окуджава,

Владимир Семёнович Высоцкий.

Современные технологии помогут нам услышать голоса самих поэтов.

Ученики 11Б класса провели исследовательскую работу, каждая группа

по своей теме, и результаты своего исследования представят в нашей

Слово предоставляется исследователям творчества

Не я ли стихом присягал и клялся,

Идя на кровавую войну:

‘Смерть улыбку мою увидит,

Когда последним дыханьем вздохну’.

Я жив, и поэзия не умерла:

Пламенем ненависти исходит

Раненое сердце орла.

Только одна у меня надежда:

Будет август. Во мгле ночной

Гнев мой к врагу и любовь к отчизне

Выйдут из плена вместе со мной.

Слово предоставляется группе, исследовавшей военную лирику и прозу

Константина Михайловича Симонова

Никак не можем помириться с тем,

Что люди умирают не в постели,

Что гибнут вдруг, не дописав поэм,

Не долечив, не долетев до цели.

В нас есть суровая свобода:

На слезы обрекая мать,

Бессмертье своего народа

Своею смертью покупать.

Слово предоставляется поклонникам поэзии

Я порою себя ощущаю связной

Между теми, кто жив

И кто отнят войной.

За утратою утрата,

Гаснут сверстники мои.

Бьет по нашему квадрату,

Хоть давно прошли бои.

Что же делать?

Вжавшись в землю,

Тело бренное беречь?

Нет, такого не приемлю,

Не об этом вовсе речь.

Кто осилил сорок первый,

Будет драться до конца.

Ах обугленные нервы,

Свою исследовательскую работу представят почитатели творчества

Булата Шалвовича Окуджавы.

На горе врагу улыбнусь я в огне.

Я буду улыбаться, черт меня возьми,

в самом пекле рукопашной возни.

Горит и кружится планета, над нашей Родиною дым.

И значит нам нужна одна победа,

Одна на всех мы за ценой не постоим.

Результаты своего исследования продемонстрирует группа,

изучавшая лирику Владимира Семёновича Высоцкого

участником ВОВ он не мог быть физически, но так точно и правдиво

рассказал о ней, потому что умел боль близких людей переживать как свою.

Заключительное слово учителя.

Но когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется,

И когда наши кони устанут под нами скакать,

И когда наши девушки сменят шинели на платьица,

Не забыть бы тогда, не простить бы и не прозевать!

По данным энциклопедии «Великая Отечественная война» в

действующей армии служило свыше тысячи писателей –

475 писателей и поэтов с войны не вернулись.

Сценарий литературной гостиной «Строки, опалённые войной»

Оформление: костёр, дети в форме солдат ВОВ, фотографии, книги со стихами о войне, мультимедиа и т.д.

Затем включается видео –  документальные кадры.

Павел Шубин. Полмига.

Нет, не до седин, не до славы

Я век свой хотел бы продлить.

Мне б только до той вон канавы

Полмига, полшага прожить.

Прижаться к земле – и в лазури

Июльского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

Мне б только вот эту гранату,

Злорадно поставив на взвод,

Всадить её, врезать, как надо,

В четырежды проклятый дзот.

Чтоб стало в нём пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траву!

А там я сто лет проживу.

Презентация – портрет Б. Окуджавы.

Из девятого класса московской школы ушел на фронт . Был минометчиком, связистом и взводным запевалой.

Впоследствии вспоминал: «На войну я пошел добровольцем, после 9 класса в 1942 году. Пошел не из жажды приключений, а воевать с фашизмом. Был патриотически настроенным мальчиком, но романтическим тоже. Романтизм скоро улетучился: оказалось, что война – это тяжелая кровавая работа».

В литературную гостиную обычно приглашают поэтов, стихи которых будут читать, но время неумолимо бежит вперёд, со времени окончания ВОВ прошло уже почти 72 года. Всё меньше и меньше среди нас участников этого страшного события. 12 июня 1997 года ушёл из жизни и Булат Окуджава, поэт, которому посчастливилось живым вернуться домой, и совершенно замечательно, что существуют кинематограф, телевидение, которые сохранили нам живой голос поэта, чья молодость прошла в военных окопах.

Песня «До свидания, мальчики»).

Девушки танцуют вальс (Вальс фронтовой медсестры).

Читает девушка (в форме, с медицинской сумкой) в роли Юлии Друниной:

Застенчивость. Тургеневские косы.

Влюбленность в книги, звезды, тишину.

Но отрочество поездом с откоса

Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы — девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты —

Идут по войне девчата,

Юли Друнина. Бинты.

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый,

А я должна приросшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем – так учили нас.

Но встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Стараясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: «Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться – беда.

Да и ему лишь прибавляешь муки».

Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли.

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе!

С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. Его поэма «Василий Теркин» – это энциклопедия Великой Отечественной войны. Тут и страшное лицо войны, и обыкновенный немудреный ее быт, тут сама жизнь, где рядом подвиги и обыденные поступки, шутка, смех, слезы.

Инсценировка сцены из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин».

О  НАГРАДЕ       (На привале)

– Нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

На медаль. И то не к спеху.

Вот закончили б войну,

Вот бы в отпуск я приехал

На родную сторону.

Буду ль жив еще? – Едва ли.

Тут воюй, а не гадай.

Но скажу насчет медали:

Мне ее тогда подай.

Обеспечь, раз я достоин.

И понять вы все должны:

Дело самое простое –

Человек пришел с войны.

Вот пришел я с полустанка

В свой родимый сельсовет.

Я пришел, а тут гулянка.

Нет гулянки? Ладно, нет.

Я в другой колхоз и в третий –

Вся округа на виду.

Где-нибудь я в сельсовете

На гулянку попаду.

И, явившись на вечерку,

Хоть не гордый человек,

Я б не стал курить махорку,

А достал бы я «Казбек».

И сидел бы я, ребята,

Там как раз, друзья мои,

Где мальцом под лавку прятал

Ноги босые свои.

И дымил бы папиросой,

Угощал бы всех вокруг.

И на всякие вопросы

Отвечал бы я не вдруг.

– Как, мол, что?

::- Бывало всяко.

– Трудно все же?

:- Как когда.

– Много раз ходил в атаку?

– Да, случалось иногда.

И девчонки на вечерке

Позабыли б всех ребят,

Только слушали б девчонки,

Как ремни на мне скрипят.

И шутил бы я со всеми,

И медаль на это время

Мне, друзья, вот так нужна!

Ждет девчонка, хоть не мучай,

– Но, позволь, на этот случай

Орден тоже ничего?

Вот сидишь ты на вечерке,

И девчонка – самый цвет.

– Нет, –

И вздохнул. И снова: – Нет.

– Нет, ребята. Что там орден.

Я ж сказал, что я не гордый,

Теркин, Теркин, добрый малый,

Что тут смех, а что печаль.

Загадал ты, друг, немало,

Загадал далеко вдаль.

Где девчонки, где вечерки?

Где родимый сельсовет?

Знаешь сам, Василий Теркин,

Что туда дороги нет.

Нет дороги, нету права

Побывать в родном селе.

Страшный бой идет, кровавый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

А. Т. Твардовский сказал:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Николай Майоров погиб под деревней Баранцево на Смоленщине. Эти места подо Ржевом названы «долиной смерти».

16 ноября 1941 года героически погиб в бою под Медвежьегорском Борис Смоленский.

Ленинградской области погиб при выполнении боевого задания сын известного поэта, сам поэт, Всеволод Багрицкий.

Борис Костров 11 марта 1945 года был смертельно ранен в Восточной Пруссии.

Штурман подводной лодки Алексей Лебедев погиб на Балтике 29 ноября 1941 года при выполнении боевого задания.

Поэт Михаил Кульчицкий погиб в боях под Сталинградом в январе 1943 года.

19 июля 1942 года вместе с экипажем самолета погиб стрелок – радист Леонид Вилкомир в воздушном бою в районе Новочеркасска.

(Ведущие по очереди снимают портреты поэтов с доски)

Чтец 3. (вешает на доску портрет Н. Майорова)

Нам не дано спокойно сгнить в могиле –

Лежать навытяжку и приоткрыв гробы,-

Мы слышим гром предутренней пальбы,

Призыв охрипшей полковой трубы

С больших дорог, которыми ходили.

Мы все уставы знаем наизусть.

Что гибель нам? Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд

И ждем приказа нового. И пусть

Не думают, что мертвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.

Ведущий 2 (вешает на доску портрет Б. Смоленского):

Как бы предвидя собственную судьбу и судьбу многих своих сверстников, восемнадцатилетний Борис Смоленский писал:

Я сегодня весь вечер буду,

Задыхаясь в табачном дыме,

Мучаться мыслями о каких-то людях,

Умерших очень молодыми,

Которые на заре или ночью

Неожиданно и неумело

Умирали, не дописав неровных строчек,

Учитель (возвращает на доску портреты, снятые ранее): Поэты на фронте писали о смерти и бессмертии, о судьбе народа, о ненависти к врагу, о боевом братстве и товариществе, о любви и верности. Они мечтали о победе, и их поэзия продолжает жить в наших сердцах.

Сергей Орлов писал:

Не нам о недочитанных жалеть.

В огне багровом потонули дали

И в памяти остались пламенеть.

Кто говорит о песнях недопетых?

Мы жизнь свою, как песню, пронесли.

Пусть нам теперь завидуют поэты:

Мы все сложили в жизни, что могли.

Высказывания на тему, что дал проект (со свечой в руке). Тихо звучит песня «Журавли».

Последнее слово говорит учитель.

Мы слышали сейчас песню Яна Френкеля «Журавли» в исполнении Марка Бернеса. Автором стихов является поэт Расул Гамзатов, он не был участников ВОВ, но его песня звучит как гимн об ушедших и не вернувшихся с войны солдат

Поэт посвятил эту песню погибшим на войне старшим братьям.

Затем встреча с ветераном ВОВ, который рассказывает о роли поэзии на войне.

МКОУ «Красноярская СОШ»»

Конспект литературно-музыкальной гостиной в 6 классе

Учитель: Гатаулина Наталья Алексадровна

Форма мероприятия: урок – литературная гостиная с мультимедийной презентацией.

Звучит красивая музыка.

Слово учителя: Мирная жизнь, ничто не предвещает беды: кто-то поет, кто-то катается на лодке, клоуны выступают в цирке, выпускники сдают экзамены, празднуют окончание школы.

(ребята сидят за партами и пишут, передают друг другу записки, шепчутся)

Голос Левитана (ребята отрываются от записей и слушают)

Вчерашние выпускники школы одели на себя шинели и пошли защищать родину. Это были молодые девчонки и ребята. Жизни многих из них унесла война.

( мальчики одевают гимнастерки, пилотки, встают у доски)

1. Уходили мальчики – на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели.

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики, – где, не знали сами.

2. Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки,

Убивали мальчиков за побег на месте.

Не продали мальчики совести и чести.

3. Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку,

В черный дым сражений, на броне покатой,

Уезжали мальчики, стиснув автоматы.

4. Повидали мальчики – храбрые солдаты –

Волгу – в сорок первом,

Показали мальчики за четыре года,

Что такое мальчики нашего народа.

5. Стой! Остановись! Время, замри! Замри и оглянись в прошлое! Оглянись на тех, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников. Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной стены, на которой золочеными буквами выписаны имена павших солдат. Остановись у красной стены, обагренной кровью погибших, красной стены – кровавой стены!

6 . Вновь скупая слеза сторожит тишину.

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда, не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат,

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье.

Ты послушай святую минуту молчанья.

( минута молчания)

7. Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина?

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

8. Пламя ударило в небо –  ты помнишь, Родина?

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Самое лучшее и дорогое – Родина.

Вместе: Горе твое – это наше горе, Родина.

Правда твоя – это наша правда, Родина.

Слава твоя – это наша слава, Родина.

(ребята садятся на места)

Слово учителя: В первые же дни войны на фронт в качестве бойцов, командиров, корреспондентов, политработников ушло около тысячи писателей. Более четырехсот писателей не вернулось с полей сражения. Среди них А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, В. Ставский, Иосиф Уткин, А. Лебедев, Г. Суворов.

Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, – «Священная война» на стихи Василия Лебедева- Кумача.

2. Слово учителя.

Строки из биографии К. Симонова рассказывает заранее подготовленный ученик. ( мультимедийная презентация)

4. Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» инсценируют ученики.

( Звучит песня «Землянка»)- демонстрация слайдов об участниках ВОВ.

Слово учителя: Чувство юмора на фронте создавало хорошее настроение, облегчало трудности походов, поднимало дух солдат. Юмор рождался вопреки и наперекор опасности.

Каких только курьёзов не происходило с русским солдатом на войне, из каких переплётов выбирались. Аж дух захватывало!

Сценка (два солдата сидят возле костра и ведут беседу).

1 солдат – А я расскажу, как я однажды за “языком” ходил.

Вот сижу я, значит, братцы.

Под покровом темноты.

Слышу шорох. Вижу братцы,

Немец лезет, 2 солдат – Ну, а ты?

1 солдат. – Ну, а я конечным делом,

Притаился меж сосён,

Белый снег, и я, весь в белом.

1 солдат. – Ну а он. Ползёт по лесу.

Только вижу, я браты.

Много, в том фашисте весу,

1 солдат.– Ну, а я по весу муха,  как полезешь на рожон?

Ах ты, думаю, поруха,

Как с ним сладить? 2 солдат – Ну, а он?

Брюхом он лежит на ложе,

1 солдат. – Ну, а я решил упрямо;

Взять живым его должен,

Автомат наставил прямо.

1 солдат. – Ну, а он совсем уж рядом,

Норовит вильнуть в кусты.

Водит, вижу, волчьим взглядом.

1 солдат – Тут меня и осенило!

Взял я в бок одним прыжком.

И на фрица, на верзилу,

Прямо с маху сел верхом.

“Хальт”, – кричу, – не то стреляю!

Ходу, чертова душа!

И к затылку приставляю,

Свой заветный “пэ-пэ-ша”. 2 солдат – Ну, а он?

1 солдат – Куда ж деваться?

Подчинился мне, подлец,

И повёз меня он, братцы,

Как хороший жеребец.

Ох, уж утром было смеху!

Из лесочка под уклон

Так на пленном я и въехал

В свой гвардейский батальон. (солдаты уходят )

Слово учителя: Казалось бы, что любовь и война – несовместимые понятия. Но это не так. Только любовь могла согревать душу бойцов перед боем, только любовь помогала выжить. Война и любовь. Далеко от передовой тысячи и тысячи женщин трудились  в тылу: выращивали хлеб, собирали оружие, шили одежду и ждали, ждали своих любимых – мужей, отцов, сыновей, братьев. Ждали и верили, что они вернутся. И это помогало, поддерживало бойцов в трудные минуты.

Прослушивание стихотворения К. Симонова « Жди меня» (читает ученик).

Жди меня, и я вернусь, только очень жди,

Жди, когда наводят грусть желтые дожди,

Жди, когда снега метут, жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут, позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест писем не придет,

Жди, когда уж надоест всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь, не желай добра

Всем, кто знает наизусть, что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать в то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать, сядут у огня,

Жди. И с ними заодно выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь всем смертям назло.

Кто не ждал меня, то пусть скажет: «Повезло».

Не понять неждавшим им, как среди огня

Ожиданием своим ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать только мы с тобой,

Просто ты умела ждать, как никто другой.

На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Это была величайшая жертва, принесенная ими на алтарь Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем.

( Звучит песня «Нам нужна одна победа») Автор – Булат Окуджава

Слово учителя: И сегодня хотелось бы вспомнить еще одного замечательного поэта фронтового поколения – Давида Самуиловича Самойлова. Как и многие его сверстники, он со студенческой скамьи ушел на фронт. Самым его известным произведением стало стихотворение «Сороковые». Это стихи о войне, о юности, о мечтах и испытаниях.

Строки из биографии Д. Самойлова рассказывает заранее подготовленный ученик. ( мультимедийная презентация)

Звучит стихотворение «Сороковые» (читает ученица)

Слово учителя: Сегодня, в нашей литературно-музыкальной гостиной прозвучали отрывки из произведений и стихотворения, написанные писателями и поэтами в годы Великой Отечественной войны. Быстро мчится время. С каждым днем все дальше и дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны. Но время не властно над памятью людей. И люди будут вечно помнить, и чтить бессмертный подвиг, совершенный нашим народом.

(Звучит песня «Журавли»)

Выходят участники со свечами.

1 – Помните!

2 – Через века, через года. Помните,

3 – О тех, кто уже ни придет никогда,

4 – Тех. Кто шел в бой за Родину. Выстоял и победил.

5 – Тех, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей. – Тех, кто улетел вместе с дымом из Бухенвальдских печей.

6 – Тех, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну.

7 – Тех, кто на века безымянный канул в фашистском плену.

8 – Тех, кто ради победы сердце отдать был готов.

9 – Тех, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

Все вместе: Всех, кто ушел в бессмертие. Помните!

Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем! Пусть память верную о ней Хранят, об этой муке, И дети нынешних детей И наших внуков внуки.

Сценарий поэтического вечера “Стихи, рожденные войной”

Дополнительного Образования

Дом Детского Творчества «Городской»

им. С.А. Шмакова г. Липецка

Сценарий поэтического вечера

Продолжительность программы: 40 мин.

Возраст участников: 9 – 18 лет

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Буева Оксана Анатольевна

Липецк 2020 г.

Сценарий поэтического вечера

Дата и время проведения: 7. 05.2020 г.

Музыкальное оформление: музыка по сценарию.

Состав присутствующих: учащиеся, педагоги, родители образцового театра

Продолжительность : 40 мин.

Участники: учащиеся группы 4года, 6года, 8года , 10 года обучения (9 –

лет), педагоги и родители

Используемые материалы и оборудование:

Цель : Создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину,

сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне.

1. Развивать интерес обучающихся к историческому прошлому нашей страны,

военной истории Отечества.

2. Пропаганда песен и стихотворений военной тематики.

3. Противодействовать попыткам фальсифицировать события Великой

Ход поэтического вечера

Звучит спокойная мелодия

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда: не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне,

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь это – память, наша совесть,

Великая Отечественная война закончилась 75 лет назад. Эта война изменила

ход мировой истории, судьбы людей и карту мира. Наш народ противостоял

мощному натиску высокоорганизованного и хорошо вооружённого противника

— нацистской Германии и её союзников. Мы выстояли и победили! Все

дальше и дальше от нас эти героические и трагические годы. Наш

сегодняшний поэтический вечер посвящен именно этой теме.

Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего

дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить

его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели. Через

песню, короткий рассказ, лирическое стихотворение они рассказывали главную

правду о войне, о сражавшемся народе.

Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью

Поэзия фронтового поколения стала одним из самых ярких и значительных

Педагог: Война в стихах Самойлова это невероятная масштабность целого и

рельефная четкость частного, бытовая и крылатая романтика. Поэзия его только

начинается войной, только отталкивается от нее, уходя в далекие просторы и

Польшу, участвовал в боях за Вислу в январе 1945 года и победу встретил в

Вчитываясь в строки стихотворений Самойлова, понимаешь, что поэтами

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Педагог: У каждого поэтафронтовика свое восприятие действительности. У

каждого свои стихи страстные, искренние, а потому и живучие. Семен

Гудзенко знал, каково подняться из окопа, каково слышать постылый свист

пуль. Он достойно, помужски смотрел в глаза смерти, хотя знал, что жизнь

может оборваться в любую минуту. Поэт пишет о том, что видел, что пережил

сам, о “ледяной стуже” и “пламени пожаров”, об “окопном терпении” и “слепой

Я был пехотой в поле чистом,

в грязи окопной и в огне.

Я стал армейским журналистом

в последний год на той войне.

Таков уже закон:

пускай меня пошлют опять

в стрелковый батальон.

Быть под началом у старшин

хотя бы треть пути,

потом могу я с тех вершин

в поэзию сойти.

Педагог: О многом писали поэты в годы войны. Михаил Васильевич

Исаковский автор знаменитых песен “Катюша”, “Огонек”, “В лесу

прифронтовом” ровесник века, поэт народный, естественный. Не случайно

десятки его стихотворений стали удивительными песнями, растворившимися в

Звучит песня на стихи М. Исаковского, муз. М.Блантера “Катюша”.

Педагог: Константин Симонов еще до сорок первого года внес в литературу

некое предощущение войны, обратившись к теме мужества, героизма,

человеческой причастности к событиям эпохи. В дни войны стихи Симонова

стали для всей страны учебниками любви, верности, ненависти к врагу.

Фронтовые песни на его стихи звучали не только на передовой, но и в тылу,

объединяя страну в единый фронт.

Когда речь заходит о лучших лирических произведениях поэзии военных лет,

мы, не задумываясь, называем “Землянку” Алексея Суркова и “Жди меня”

Константина Симонова. Твардовский, строгий и даже придирчивый ценитель

поэзии, сказал, что “именно эти стихи о самом главном, именно они являют

собой “души откровенный дневник”.

На фоне музыки звучит грамзапись стихотворении «Жди меня, и я вернусь»

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Выпьют горькое вино на помин

Жди и выпить заодно с ни

Кто не ждал меня, тот пусть

Не понять не ждавшим им,

Педагог: Немало незабываемых строчек было создано в дни Великой

Отечественной войны. В этом могучем хоре у автора поэмы “Василий Теркин”

Александра Твардовского есть свой неповторимый голос. Твардовский умел

вглядываться в человека, видеть его суть, замечать самое главное. Поэтому и

удалось поэту почувствовать и передать в образе Василия Теркина дух истинно

народного героя, подлинные его черты.

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой.

Я забыть того не вправе,

Чем твоей обязан славе,

Чем и где помог ты мне.

Делу время, час забаве,

Дорог Теркин на войне.

Второй солдат (образ Василия Теркина):

Шли бойцы за нами следом,

Покидая пленный край.

Я одну политбеседу

Не зарвемся, так прорвемся,

Будем живы не помрем.

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали все вернем.

Самого б меня спросили,

Ровно столько знал и я,

Что там, где она, Россия,

По какой рубеж своя?

Педагог: Подвиг русского народа в Отечественной войне подтвержден и

закреплен в нашем сознании средствами правдивого художественного слова.

“Война ж совсем не фейерверк”, писал Михаил Кульчицкий, Война, даже

самая справедливая, ужасна, потому что в ней совершается

противоестественное ийство людей.

В тот день, когда окончилась

И все стволы палили в счет

В тот час на торжестве была одна

Особая для наших душ минута.

В конце пути, в далекой стороне

Под гром пальбы прощались мы

Со всеми, кто погибли на войне,

Как с мертвыми прощаются

До той поры в душевной глубине

Мы не прощались так

Мы были с ними как бы наравне,

И разделял нас только лист

Мы с ними шли дорогами войны

В едином братстве воинском

Суровой славой их озарены,

От их судьбы всегда неподалеку.

И только здесь в суровый этот

Исполненный величьем и печали,

Мы отделялись навсегда от них,

Нас эти залпы с ними разлучали.

Педагог: Военным корреспондентом Сурков работал в годы с 1939 по 1945. Он

был корреспондентом газет: “Красная звезда”, “Боевой натиск”. Сурков

принимал участие в походах в Западную Белоруссию, участвовал в финской

войне, был на фронтах Великой Отечественной войны. Он был участником

обороны Москвы. Под Ржевом он написал несколько стихотворений. Алексей

Сурков написал много популярных военных песен, таких, как “Бьётся в тесной

Где трава от росы и от крови сырая,

Где зрачки пулеметов свирепо глядят,

В полный рост, над окопом переднего края,

Сердце билось о ребра прерывисто, часто.

И сказал пехотинец: Отмаялись! Баста!

И приметил подснежник во рву.

И в душе, тосковавшей по свету и ласке,

Ожил радости прежней певучий поток.

И нагнулся солдат и к простреленной каске

Осторожно приладил цветок.

Снова ожили в памяти были живые

Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.

За четыре немыслимых года впервые,

Как ребенок, заплакал солдат.

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,

Сапогом попирая колючий плетень.

За плечами пылала заря молодая,

Предвещая солнечный день.

Педагог: Поколение будущих победителей росло в суровых условиях.

Эта закалка стала основой стойкости и надежды выстоять в борьбе с врагом,

не сломиться. Народ выжил и победил. Наш поэтический вечер, посвященный

75 — летию Победы в Великой Отечественной войне хочу закончить стихами А.

Хранят, об этой муке.

И дети нынешних детей,

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье – не в забвенье

1. Богомолов В. “ За оборону Сталинграда” // Рассказы и стихи о войн : 1

классы / ред.сост. О. Р. Дмитриева. – М. : Омега, 2010. – С. 82

2. Катаев В. “ Флаг” //Стихи и рассказы о войне ост. П. К. Федоренко. – М. :

ООО «Издательство Астрель», 2004 – С. 63

3. Стихи и рассказы о войне /сост. П. К. Федоренко. – М . : ООО «Издательство

Б. Чупрыгин, Б. Страхов. М.: Дет.лит., 2001.329c.: ил.(Шк. бка) .

библиографии .-2005.—29.-В содерж. авт.: П. Антокольский; Э. Асадов

К. СимоновБ. Слуцкий; И. Бауков и др.

7. Твардовский А. Т. “ Рассказ танкиста”: Стихи

8. Твардовский А. Т. “ Василий Тёркин” : Поэмы, стихотворения

9. Симонов К. М “Дни и ночи”. “ Двадцать дней без войны” : Повести.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *