Типы лишайников. Морфологические особенности
Лишайники — первые поселенцы на обнажённом грунте. На голых камнях, палимых солнцем, на песке, на брёвнах и стволах деревьев.
(около 80% всех лишайников)
Вид корочки, тонкой плёнки, разных цветов тесно сросшихся с субстратом
В зависимости от субстрата, на котором произрастают накипные лишайники, различают:
на поверхности горных пород;на коре деревьев и кустарников;на поверхности почвы;на гниющей древесине
Слоевище лишайника может развиваться внутри субстрата (камня, коры, дерева). Есть накипные лишайники с шаровидной формой слоевища (кочующие лишайники)
Таллом имеет вид чешуек или достаточно больших пластинок.
Монофильное — вид одной крупной округлой листовидной пластинки (в диаметре 10—20 см).
Полифильное — слоевище из нескольких листовидных пластинок
Прикрепляются к субстрату в нескольких местах с помощью пучков грибных гиф
На камнях, почве, песке, коре деревьев. К субстрату прочно прикрепляются толстой короткой ножкой.
Встречаются неприкреплённые, кочующие формы
Характерной особенностью листовидных лишайников является то, что его верхняя поверхность отличается по строению и окраске от нижней
Кустистые. Высота маленьких — несколько миллиметров, крупных — 30—50 см
Слоевища бывают с плоскими и округлыми лопастями. Иногда у крупных кустистых лишайников в условиях тундр и высокогорий развиваются добавочные прикрепительные органы (гаптеры), с помощью которых они прирастают к листьям осок, злаков, кустарников. Таким образом, лишайники предохраняют себя от отрыва сильными ветрами и бурями
Эпифиты — на ветвях деревьев или скалах. К субстрату прикрепляются небольшими участками слоевища.
Напочвенные — нитевидными ризоидами
Уснея длинная — 7—8 метров, свисающая в виде бороды с ветвей лиственниц и кедров в таёжных лесах
Это высший этап развития слоевища
В чрезвычайно суровых условиях произрастают лишайники на камнях и скалах в Антарктиде. Живым организмам приходится жить здесь при очень низких температурах, особенно зимой, и практически без воды. Из-за низкой температуры осадки там выпадают всегда в виде снега. Лишайник не может поглощать воду в такой форме. Но его выручает чёрная окраска слоевище. Благодаря высокой солнечной радиации тёмная поверхность тела лишайника быстро нагревается даже при низких температурах. Снег, попавший на нагретое слоевище, тает. Появившуюся влагу лишайник сразу впитывает, обеспечивая себя водой, необходимой ему для дыхания и фотосинтеза.
А)Вегетативное размножение частями таллома б) синтез лишайниковых кислот в) грибы, входящие в состав лишайников, могут встречаться как свободноживущие формы г) водоросли?
1. Для Лишайников характерно : а)Вегетативное размножение частями таллома б) синтез лишайниковых кислот в) грибы, входящие в состав лишайников, могут встречаться как свободноживущие формы г) водоросли, входящие в состав лишайников, могут встречаться как свободноживущие формы д) грибы и водоросли, входящие в состав лишайников, могут размножаться половым путём.
История исследования, систематическое положение
Уснея — один из двух родов лишайников, описанных Теофрастом более двух тысяч лет назад
Одна из жизненных форм лишайников — кустистая
Один из видов рода Кладония
Первые описания известны из «Истории растений» Теофраста, который указал два лишайника — Usnea и Rocella, которую уже тогда использовали для получения красящих веществ. Теофраст предполагал, что они представляют собой наросты деревьев или водоросли. В XVII веке было известно только 28 видов. Французский врач и ботаник Жозеф Питтон де Турнефор в своей системе выделил лишайники в отдельную группу в составе мхов. Хотя к 1753 году было известно свыше 170 видов, Карл Линней описал только 80, охарактеризовав их как «скудное крестьянство растительности», и включил вместе с печёночниками в состав «наземных водорослей».
Сегодня лихенология является самостоятельной дисциплиной, смежной с микологией и ботаникой.
Традиционная систематика лишайников оказывается во многом условна и отражает, скорее, особенности их строения и экологии, чем родственные отношения внутри группы, тем более что основывается она только на микобионте, а фотобионт сохраняет свою таксономическую самостоятельность. Классифицируют лишайники по-разному, но в настоящее время рассматривают их как экологическую группу, уже не придавая им статуса таксона, поскольку независимость происхождения разных групп лишайников не вызывает сомнений, а группы, входящие в состав лишайников, помещают туда же, что и родственные микобионту грибы, не образующие лишайников. Для обозначения лишайников используют биноминальную номенклатуру, названия соответствуют названию микобионта.
Русское название лишайники получили за визуальное сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название «». Латинское название происходит от др.-греч. (лат. ) и переводится как «лишай», что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей.
Размножаются лишайники главным образом кусочками слоевища, а также особыми группами клеток гриба и водоросли, во множестве образующимися внутри его тела. Под давлением их разросшейся массы тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками. Кроме того, грибы и водоросли сохранили и свои собственные способы размножения. Грибы образуют споры, водоросли размножаются вегетативным путём.
Лишайники размножаются либо спорами, которые образуют микобионт половым или бесполым путём, либо вегетативно — фрагментами слоевища, соредиями и изидиями.
При половом размножении на слоевищах лишайников формируются половые спороношения в виде плодовых тел. Среди плодовых тел у лишайников различают апотеции (открытые плодовые тела в виде дисковидных образований); перитеции (закрытые плодовые тела, имеющие вид маленького кувшина с отверстием наверху); гастеротеции (узкие плодовые тела удлинённой формы). Большинство лишайников (свыше 250 родов) формируют апотеции. В этих плодовых телах споры развиваются внутри сумок (мешковидных образований) или экзогенно, на вершине удлинённо-булавовидных гиф — базидий. Развитие и созревание плодового тела длится 4-10 лет, а затем в течение ряда лет плодовое тело способно продуцировать споры. Спор образуется очень много: так, один апотеций может продуцировать 124 000 спор. Прорастают они не все. Для прорастания нужны условия, прежде всего определённые температура и влажность.
Бесполое спороношение лишайников — конидии, пикноконидии и стилоспоры, возникающие экзогенно на поверхности конидиеносцев. Конидии образуются на конидиеносцах, развивающихся непосредственно на поверхности слоевища, а пикноконидии и стилоспоры — в особых вместилищах пикнидиях.
Вегетативное размножение осуществляется кустиками слоевища, а также особыми вегетативными образованиями — соредиями (пылинки — микроскопические клубочки, состоящие из одной или нескольких клеток водорослей, окружённых гифами гриба, образуют мелкозернистую или порошкообразную беловатую, желтоватую массу) и изидиями (маленькие разнообразной формы выросты верхней поверхности слоевища, одного с ней цвета, имеют вид бородавочек, зёрнышек, булавовидных выростов, иногда маленьких листочков).
Лишайники — пионеры растительности. Поселяясь на местах, где другие растения произрастать не могут (например, на скалах), они через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения. Лишайники разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту. Это разрушительное действие заканчивают вода и ветер. Лишайники способны накапливать радиоактивные вещества.
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята, садитесь. Прежде чем мы с вами запишем в тетради тему сегодняшнего урока, я хотела, чтобы вы послушали стихотворение и сказали о каком организме сегодня на уроке пойдет речь. ( Слайд 1)
Мимо малого мира проходишь ты как посторонний. Сев на камень, вглядись в удивительный микрорельеф. На лесном валуне – между мхами – причуды кладоний. Эти формы познай, их фантастику запечатлев. Будто явлен в модели нам образ другой биосферы! Вот лишайник – как рюмочка, рядом – как гранистый лед. А наросты центрарий похожи на дебри Венеры, Через эту чащобу торопится жук – вездеход. Без лишайников Север всю прелесть бы сразу утратил, Потому изучаю палитру задобренных скал.
– А что вы знаете про эту группу организмов? (Работа со слайдом 2, дописываем то, что известно по теме)
нет корней, листьев, цветов, очень разнообразные по внешнему виду, цвету
– Достаточно ли у вас знаний, что бы дать обоснованный ответ на данный вопрос? – Как вы думаете, а что необходимо узнать о лишайниках, что бы ответить на поставленный вопрос?
(Работа со слайдом 3, дописываем план изучения темы, при необходимости учитель дополняет ответ)
Должна появиться запись на 3 слайде:
Размножение Строение Значение (в качестве дополнительного пункта изучения лишайников)
– На сегодняшнем уроке я предлагаю вам выступить в качестве ученых, и в конце урока мы с вами станем специалистами в такой науке, которая называется лихенология (слайд 4) – В настоящее время изучено около 20 тыс. видов лишайников и с каждым годом этот список пополняется. Для более эффективного изучения отдела лишайники я предлагаю разделиться на группы.
1 группа изучает многообразие форм (Рома, Валера) 2 группа – размножение (Максим, Марина, Влад) 3 группа – значение (Коля, Рустам, Паша) 4 группа – строение лишайников (Саша, Андрей, Наташа)
Каждая группа получает свое задание и рабочий лист, который вам необходимо будет заполнить в ходе урока. ( Работа в группах – 7-10 минут)
Слово предоставляется 1 группе (Приложение 1). Во время ответа (слайд 5) остальные учащиеся делают записи в рабочих листах Ответы учащихся на поставленные вопросы (+работа на интерактивной доске – делают подписи типов слоевищ) Вопрос к классу: Посмотрите гербарный материал и определите тип слоевища? (Ответ учащихся)
Слово предоставляется 2 группе (Приложение 1). Ответы учащихся на поставленные вопросы (+ работа на интерактивной доске – делают надписи составных частей слоевища) (слайды 6, 7) А как вы думаете, как питаются лишайники? (Ответы учащихся)
Слово предоставляется 3 группе (Приложение 1). Ответ учащегося (дописывают схему на интерактивной доске) (слайд 9)
Задание всему классу: (слайд 10) Какой тип размножения представлен на слайде?
Слово предоставляется 3 группе. Ответ учащихся и заполнение схемы на интерактивной доске (слайд 11) (Учитель) Двум ученикам класса заранее было дано задание – Где чаще всего встречаются лишайники, и какой тип слоевища они имеют? Ответы учащихся: В нашей деревне лишайники встречаются повсеместно, Чем ближе к дорогам, тем их количество уменьшается. В основном это накипные и кустистые лишайники. (учитель) Ребята, в научной литературе отмечено что: (слайд 12)
При слабом загрязнении исчезают кустистые лишайники. При среднем загрязнении исчезают листовые лишайники. При сильном загрязнении исчезают накипные лишайники
Сделайте вывод о чистоте воздуха в нашей деревне.
Подведем итог нашей работы, а для этого я прошу вернуться к нашему проблемному вопросу: (слайд 13) Почему лишайники существуют во всех природных зонах?
Теперь у вас достаточно знаний, чтобы ответить на этот вопрос? (Обусловлено способностью противостоять неблагоприятным условиям, легкостью вегетативного размножения, дальностью и высокой скорость переноса отдельных частей слоевища)
(Делаются записи под вопросом)
III. Закрепление материала
Верно ли суждение?
1. Лишайник имеет стебель с листьями. 2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями. 3. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза. 4. Лишайникм могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела. 5. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений. 6. лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.
Прошу вас проверить свои работы и поставить оценку. ( Слайд 14)
1) – 2) + 3) + 4) + 5) + 6) +
Поставьте себе оценку за выполненную работу:
Объявление своих результатов учащимися.
IV. Рефлексия (использование методики незаконченных предложений) (Слайд 15)
– Хочу закончить наш урок такими словами (слайд 16): Помните, природа в отличие от человека, ничего не создает зря. Берегите ее!
Домашнее задание: стр. 32-36, вопросы 1-8
4. Лишайники могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела.
Да. Насчёт 1, 2 и 3 не совсем уверен.
Ответьте на вопросы по биологии 5 класс Тема лишайники?
Ответьте на вопросы по биологии 5 класс Тема лишайники!
Вопросы для повторения
Свыклась водоросль с грибком, зацепилась за кору и пришлась ко двору.
Удивительное дело – как дружны зелёный с белый!
Друг за друга отвечают, и друг друга выручают.
Прочитайте и выпишите номера с правильными суждениями 1?
Прочитайте и выпишите номера с правильными суждениями 1.
Лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты 2.
Лишайники размножаются частями слоевища, т.
3. Тело лишайника называют слоевище 4.
Лишайники растут очень быстро.
5. Человек не использует лишайники 6.
Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений 7.
Лишайник имеет стебель с листьями 8.
9. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями 10.
Гриб и водоросль в составе лишайника живут в симбиозе.
Пищевой и кормовой объект
Блюдо из съедобного лишайника бриории Фремонта ()
Лишайники с давних пор используются и как лечебное средство, на это указывал ещё Теофраст. Известно, что Lobaria pulmonaria использовалась в Средневековье против лёгочных болезней.
Лишайники находят применение в народной медицине, они содержат также широкий спектр ингредиентов, представляющих интерес для фармацевтики. Например, цетрария исландская (Cetraria islandica) добавляется в средства от кашля, в уснее (Usnea) был обнаружен антибиотик усниновая кислота, применяемый для лечения кожных и других болезней. Полисахариды (саркома-180) интересны для онкологов.
Лишайник Usnea filipendula растёт только в местах с очень высоким качеством воздуха
Лишайники являются организмами-индикаторами (биоиндикаторы) для определения условий окружающей среды, в частности, качества воздуха (лихеноиндикация). Высокая чувствительность лишайников к загрязнениям вызвана тем, что взаимодействие его компонентов легко нарушить. Из воздуха или с дождём поступают без всяких препятствий в лишайник вместе с питательными и токсичные вещества, это происходит потому, что лишайники не имеют никаких специальных органов для извлечения влаги из субстрата, а поглощают её всем талломом. Поэтому они особенно уязвимы для загрязнения воздуха.
Первые сообщения о массовой гибели лишайников в областях промышленно развитых городов появились во второй половине XIX века. Основной причиной являлось увеличение содержания диоксида серы в воздухе. Между тем, использование серных фильтров на промышленном оборудовании и каталитических нейтрализаторов в автомобилях способствовало улучшению качества воздуха, так что сегодня лишайники в больших городах встречаются часто.
При «пассивном мониторинге» учитывается частота встречаемости лишайников в какой-то местности, по которой делается вывод о качестве воздуха здесь. При «активном мониторинге» наблюдают конкретный вид лишайника (часто это Hypogymnia physodes), который высаживают в исследуемом месте, и по воздействию на него окружающей среды (понижение жизнеспособности, изменение окраски талома, гибель) судят о её качестве. Лихеноиндикация предназначена для длительных исследований.
В районах с интенсивным сельским хозяйством велико внесение удобрений, азотные соединения из которых распространяются с водой, делая реакцию почвы слабоосновной. Это ведёт к исчезновению видов лишайников, которые предпочитают кислые почвы. Лишайники служат также показателями наличия в воздухе токсичных тяжёлых металлов, накапливающихся в тканях, которые в итоге могут привести к гибели лишайника. Накапливают лишайники и радиоактивные вещества. Поэтому они могут быть использованы для контроля за радиоактивными осадками после атмосферных ядерных испытаний.
Долгое время из лишайников литорального рода Roccella и вида Pertusaria corallina получали ценный пурпурный краситель. Карл Линней упоминал в своём «Plantae tinctoriae» («Растения красящие») шесть лишайников-красителей. Краситель и химический индикатор лакмус также получают экстракцией из Roccella.
Evernia и Parmelia применяются в Шотландии и Скандинавии для окрашивания шерсти и ткани, с их помощью могут быть достигнуты особенно приятные жёлтые и коричневые тона. Также интересно применение лишайника Xanthoparmelia camtschadalis (неверный, но часто используемый синоним — Parmelia vagans) жителями Нижнего Поволжья для окрашивания пасхальных яиц.
Ядовитые вульпиновые кислоты из Letharia vulpina использовались раньше как отрава для лисиц и волков.
Из некоторых лишайников, таких как дубовый мох (Evernia prunastri) и Pseudevernia furfuracea, получают душистые вещества, применяемые в парфюмерии.
Cladonia stellaris в больших количествах импортируется из Скандинавии и служит для изготовления модели дерева или декоративных венков.
Помогите пжГриб лишайника получает от водоросли
Гриб лишайника получает от водоросли : воду, минерал.
Соли, органические вещества, воздух?
Вы находитесь на странице вопроса Вопросы для повторения Верно ли суждение? из категории Биология. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 5 – 9 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.
Когда человек спит он видит сон любой сон. Человек отдыхает а мозг работает даже мы когда спим нам снится либо страшный сон либо интересный сон. Сон даже может предсказывать судьбу и так далее.
Находится на верхушке стебля и кончике корня.
В задаче пропущено с какой группой крови родился первый сын, но нам это и не сильно важно. Известно, что гемофилия болезнь сцепленаая с полом, то есть передается она только через половые хромосомы, так как оба родители здоровы, отец не может быть пе.
К ночным животным отправила уважением мышь, а к ночным растениям многолетник.
1. Утверждать, что растительный мир развивался и усложнялся постепенно, можно на оснозании данных палеонтологии — науки о вымерших организмах, о смене их во времени и пространстве. Ископаемые остатки (окаменелости, отпечатки) растений свидетельствую.
Ответ находиться по номером два.
2)Природа, в которой обитает живой организм.
Количество половых хромосом удрозофилы равно n = 4.
ДНК ТАА – ГЦТ – АЦЦ – ГЦЦ иРНК АУУ – ЦГА – УГГ – ЦГГ тРНК УАА, ГЦУ, АЦЦ, ГЦЦ – , ала, тре, ала.
1. Лишайник имеет стебель с листьями. 2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями. 3. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза. 4. Лишайники могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела. 5. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений. 6. Лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.
Контроль знаний
Какие утверждения верны, поставьте знак «+» или «-».
1. Тело лишайника называется слоевище.
2. Лишайники очень требовательны к условиям произрастания.
3. Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли.
4. Водоросль лишайника образует органические вещества в процессе фотосинтеза.
5. Лишайники приносят вред природе.
6. Лишайник имеет стебель с листьями.
7. Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета.
8. Лишайники подразделяются на накипные, кустистые и листоватые.
9. Лишайниками питаются некоторые животные.
10. Размножаются лишайники спорами.
Лишайники – удивительные особи.
Они уникальны. Это значит, что лишайники единственные в своем роде существа.
Это два организма, которые приспособились жить вместе, приносить пользу друг другу, природе и человеку.
Строение
Слоевище состоит из двух разных организмов — гриба и водоросли. Они так тесно взаимодействуют между собой, что их симбиоз представляется единым организмом.
Слоевище представляет собой множество переплетённых грибных нитей (гиф).
Между ними группами или одиночно расположены клетки зелёных водорослей, а у некоторых — цианобактерий. Интересно, что виды грибов, составляющих лишайник, в природе вообще не существуют без водорослей, тогда как большинство водорослей, входящих в слоевище лишайника, встречается в свободноживущем состоянии, отдельно от гриба.
III. Первичное ознакомление
1. Давайте проведем практическую работу и рассмотрим строение тела (слоевища) лишайника: (слайд №5)
ТБ: мы работаем с острыми предметами, поэтому должны соблюдать максимальную осторожность
– Что вы увидели под микроскопом? (тонкие нити)
– Часть какого известного организма они вам напоминают?(гифы гриба)
Сделайте вывод о внутреннем строении лишайника.
П. О.: В теле лишайника совмещены два организма – гриб и водоросль. (слайд№6)
Вопрос: Как называется тип взаимоотношений, когда два организма живут совместно друг с другом? (Составление схемы)
Грибные нити поглощают воду и минеральные вещества
В клетках зелёных водорослей из них образуются органические вещества в процессе фотосинтеза, которыми они делятся с грибом
Такой тип взаимоотношений между водорослью и грибом в лишайнике называется – симбиоз
Так почему их сравнивают со сфинксами? (Двойственная природа)
Задание №1 (слайд №7) в рабочей листе (подпишите составные части слоевища лишайника, сделайте вывод)
2. Мы познакомились с внутренним строением лишайников, на какие группы можно разделить лишайники по внешнему виду работа в группах (слайд №8)
Задание №2 заполните таблицу в рабочем листе учебник стр.
– Сопоставьте особенности строения и их название (2 минуты)
Проверка написанного вместе со слайдом (накипные, листоватые, кустистые)
3. Обращение к доске!!!
Каковы особенности жизнедеятельности лишайников?(слайд №9)
Посмотрим видеофрагмент, а затем выполним новое задание в рабочих листах.
Задание №3. Вставьте пропущенные слова (2 мин)
Проверка (слайд №10) Теперь мы знаем! проговаривают.
4. Обращение к доске!!! Каково значение лишайников?
Заполнение схемы №4 в рабочих листах.
1. Слайд №11. Лишайники в природе играют очень важную роль, первыми поселяясь в самых бесплодных местах. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить растения.
2. Слайд №12. Огромные пространства тундры покрывает ковер из лишайников. Чаще всего там встречается олений мох или ягель. Как вы думаете, почему он так называется?
Если залить олений мох – ягель теплой водой. То, через некоторое время, сухие кустики этого лишайника станут мягкими и эластичными. Эту особенность используют животные тундры-олени. Ягель – это единственный корм северных оленей. Раскапывая копытами снег, они поедают сухой ягель и заедают его снегом. В желудке снег растает и превратит ягель в калорийный корм.
3. слайд №13. Вы, наверное, замечали, что возле дорог на деревьях мало лишайников, а в лесу – много. Почему? Как вы думаете? (лишайники не любят загрязненный воздух). Лишайники используют для изучения чистоты воздуха. Это индикаторы. Индикатор – это показатель (греч.)
4. Лишайники употребляют в пищу.
В Библии рассказывается о народе, который много дней брел по пустыне, по колено утопая в песке все припасы, взятые с собой, были съедены. Многие падали от изнеможения и истощения на раскаленный песок Утром, когда солнце стало накалять песок, неожиданно поднялся ветер. И они увидели, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Сильный порыв ветра поднял их кверху, и казалось, что они падают с неба. « Манна, манна! С неба падает манна!» Жадно ели сухие серые комочки, варили из них кашу и пекли лепешки. Слайд №14
Чем была эта «манна» на самом деле?
5. слайд №15. Используют в медицине и парфюмерной промышленности.
6. слайд №16. Получают краску и лакмус.
Показ опыта с лакмусом. Из лишайников получают индикатор – лакмус. Вы познакомитесь с ним в курсе химии. Индикатор должен что-то определять. Лакмус определяет кислую и щелочную среду. Возьмём три пробирки с бесцветной жидкостью. Добавим лакмус. В одной пробирке раствор стал красным – это кислота. В другой – синим – это щелочь, в третьей, не изменился – вода. Используя лакмусовые бумажки, можно определить кислотность почвы на вашем участке. ( Опыт с лимоном).
Лишайник Collema furfuraceum
Лишайники не способны к регуляции водного баланса, поскольку у них нет настоящих корней для активного поглощения воды и защиты от испарения. Поверхность лишайника может удерживать воду на короткое время в форме жидкости или пара. В сухих условиях вода быстро теряется на поддержание метаболизма и лишайник переходит в фотосинтетически неактивное состояние, при котором вода может составлять не более 10 % массы. В отличие от микобионта, фотобионт не может долго находиться без воды. Сахар трегалоза играет важную роль в защите жизненно важных макромолекул, таких как ферменты, мембранные элементы и ДНК. Но лишайники нашли способы предотвращения полной потери влаги. У многих видов наблюдается утолщение коры, чтобы обеспечить меньшую потерю воды. Способность поддерживать воду в жидком состоянии очень важна в холодных районах, поскольку замёрзшая вода не пригодна для использования организмом.
Время, которое лишайник может провести высушенным, зависит от вида, известны случаи «воскрешения» после 40 лет в сухом состоянии. Когда поступает пресная вода в форме дождя, росы или влажности, лишайники быстро переходят в активное состояние, возобновляя метаболизм. Оптимально для жизнедеятельности, когда вода составляет от 65 до 90 процентов от массы лишайника. Влажность в течение дня может изменяться в зависимости от темпов фотосинтеза, как правило, она наиболее высока с утра, когда лишайники смачиваются росой.
Рост и продолжительность жизни
Описанный выше ритм жизни является одной из причин для очень медленного роста большинства лишайников. Иногда лишайники растут всего лишь на несколько десятых миллиметра в год, в основном менее чем на один сантиметр. Другой причиной медленного роста является то, что фотобионт, составляя нередко менее 10 % объёма лишайника, берёт на себя обеспечение микобионта питательными веществами. В хороших условиях, с оптимальными влажностью и температурой, например в туманных или дождливых тропических лесах, лишайники растут на несколько сантиметров в год.
Ростовая зона лишайников у накипных форм находится по краю лишайника, у листоватых и кустистых — на каждой верхушке.
Выберите верное утверждение лишайники приносит вред природе?
Выберите верное утверждение лишайники приносит вред природе.
В слоевище лишайника симбиотический организм состоящий из гриба и водоросли .
Водоросли лишайника производят органические вещества.
Гриб лишайника паразитирует на водоросли питаются за их счет.
Verrucaria на известняке, чёрные ямки — это плодовые тела лишайника.
Rhizocarpon geographicum произрастает на кислых субстратах (здесь на кварце). Чёрная полоса по краю является участком, уже занятым микобионтом, но ещё не заселённым фотобионтом
Многие лишайники специфичны к субстрату: одни хорошо развиваются только на щелочных породах, например, известняке или доломите, другие на кислых, не содержащих извести силикатных породах, таких как кварц, гнейс и базальт. Лишайники-эпифиты также предпочитают определённые деревья: выбирают кислую кору хвойных или берёзовых или осно́вную ореховых, клёна или бузины. Ряд лишайников сам выступает в качестве подложки для других лишайников. Нередко формируется типичная последовательность, в которой различные лишайники нарастают друг на друга. Есть виды, которые постоянно живут в воде, например, Verrucaria serpuloides.
Лишайники, как и другие организмы, образуют сообщества. Примером лишайниковых ассоциаций является сообщество Cladonio-Pinetum — лишайниковые сосновые леса.
Роль в почвообразовании
Лишайники выделяют кислоты, способствующие растворению субстрата, и тем самым участвуют в процессах выветривания. Вносят существенный вклад в процессы почвообразования. Лишайники — одни из «пионеров» биоценозов — являются, как правило, первыми организмами, заселяющими субстрат в процессе первичной сукцессии.
На скалах и утёсах лишайники являются важными первоначальными организмами. Они крепятся к поверхности горной породы или даже проникают внутрь. При этом сильно меняют внешний вид горных пород, особенно их цвет, и образуют вокруг себя углубления. Например, когда представители рода Verrucaria поселяются на известняке, тот покрывается чёрными углублениями перитециев — плодовых тел лишайника. После их отмирания поверхность породы густо усеяна ямками. Затем в них появляется зелёный слой водорослей. Несмотря на редкость этих видов, они играют важную роль в выветривании и почвообразовании, часто повсеместно охватывая скалы. Лишайники не делают различий между естественными и искусственными субстратами, покрывая стены, крыши, заборы, надгробия и другие постройки.
Лишайники и животные
Настоящий олений мох Cladonia rangiferina в растительном сообществе Corynephorion canescentis
Гнездо бурокрылой ржанки (Pluvialis dominica), сделанное из лишайника
Особенно важна роль лишайников в жизни животных в условиях Крайнего Севера, где растительность редка, в зимние месяцы они составляют около 90 % от рациона оленей. Особенно важен для оленей ягель (олений мох) (Cladonia), который они при помощи копыт достают даже из-под снежного покрова. Лоси также используют этот источник питания. Способность потреблять лишайники обусловлена наличием фермента лихеназы.
Для многих личинок бабочек, таких как представители рода Eilema, лишайник служит основным продуктом питания, их гусеницы кормятся исключительно на них. Кроме того, лишайник поедается беспозвоночными, такими как улитки, насекомые и клещи, использующими его в той или иной мере. Также можно упомянуть сеноедов и личинок Mycobates parmelia с маскировочной окраской под цвет своего лишайника Xanthoria parietina.
Лишайниковая растительность используется многими животными как место обитания и укрытие от хищников. В больших количествах на них живут клещи и насекомые, одним из важных мест обитания они служат для тихоходок. Гусеницы различных ночных бабочек имеют окраску под цвет лишайника, другие подражают также и его очертаниям.
Многие птицы используют лишайники, особенно листоватые и кустистые формы, для гнездования, как например, бурокрылая ржанка (), вьющая гнёзда на представителях родов Cladonia и Cetraria.
Какие функции в организме лишайника выполняют гриб и водоросль?
Какие функции в организме лишайника выполняют гриб и водоросль?
Почему лишайник называют симбиозом?
- Водоросли, лишайники и мохообразные СССР / отв. ред. Горленко М. В. — М.: «Мысль», 1978.
- Флора лишайников России. Биология, экология, разнообразие, распространение и методы изучения. — М., 2014.
Чем водоросль снабжает лишайник?
Чем водоросль снабжает лишайник?
Организационный момент (слайды природы) музыка
Природа шлёт нам свет, дыханье.
Шлет счастье радости, тепла,
Шлёт мир, красу, своё создание,
Шлёт рай земной и чудеса.
Внутреннее строение
Это своеобразная группа низших растений, которые состоят из двух разных организмов — гриба (представители аскомицетов, базидиомицетов, фикомицетов) и водоросли (зелёные — цистококк, хлорококк, хлорелла, встречается кладофора, пальмелла; сине-зелёные — носток, глеокапса, хроококк), образующих симбиотическое сожительство, отличающееся особыми морфологическими типами и особыми физиолого-биохимическими процессами.
По анатомическому строению различают лишайники двух типов. У одного из них водоросли разбросаны по всей толще слоевища и погружены в слизь, которую выделяет водоросль (гомеомерный тип). Это наиболее примитивный тип. Такое строение характерно для тех лишайников, фикобионтом которых являются сине-зелёные водоросли. Они образуют группу слизистых лишайников. У других (гетеромерный тип) на поперечном срезе можно под микроскопом различать несколько слоёв.
Сверху находится верхняя кора, имеющая вид переплетённых, тесно сомкнутых грибных гиф. Под ней гифы лежат более рыхло, между ними расположены водоросли — это гонидиальный слой. Ниже грибные гифы расположены ещё более рыхло, большие промежутки между ними заполнены воздухом — это сердцевина. За сердцевиной следует нижняя кора, которая по строению подобна верхней. Через нижнюю кору из сердцевина проходят пучки гиф, которые прикрепляют лишайник к субстрату. У корковых лишайников нижней коры нет и грибные гифы сердцевины срастаются непосредственно с субстратом.
У кустистых радиально построенных лишайников на периферии поперечного разреза находится кора, под ней гонидиальный слой, а внутри — сердцевина. Кора выполняет защитную и укрепляющую функции. На нижнем коровом слое лишайников обычно образуются органы прикрепления. Иногда они имеют вид тонких нитей, состоящих из одного ряда клеток. Их называют ризоидами. Ризоиды могут соединяться, образуя ризоидальные тяжи.
У некоторых листовых лишайников слоевище прикрепляется с помощью короткой ножки (гомфа) расположенной в центральной части слоевища.
Зона водорослей выполняет функцию фотосинтеза и накопления органических веществ. Основная функция сердцевина — проведение воздуха к клеткам водорослей, содержащим хлорофилл. У некоторых кустистых лишайников сердцевина выполняет и укрепляющую функцию.
Органами газообмена служат псевдоцифеллы (разрывы коры, заметные невооружённым глазом как белые пятнышки неправильной формы). На нижней поверхности листовых лишайников есть круглые правильной формы белые углубления — это цифеллы, также органы газообмена. Газообмен осуществляется и через перфорации (отмершие участки корового слоя), трещины и разрывы в коровом слое.
Микобионт, фотобионт и их симбиоз
Лишайники — это симбиотические организмы, тело которых (таллом) образовано соединением грибных (микобионт) и водорослевых и/или цианобактериальных (фотобионт) клеток во внешне кажущемся однородным организме.
Лишайники, состоящие из гриба одного вида и цианобактерии (сине-зелёной водоросли) (цианолишайник, например, Peltigera horizontalis) или водоросли (фиколишайник, например, Cetraria islandica) одного вида, называют двухкомпонентными; лишайники, состоящие из гриба одного вида и двух видов фотобионтов (одной цианобактерии и одной водоросли, но никогда не двух водорослей или двух цианобактерий), называют трёхкомпонентными (например, Stereocaulon alpinum). Водоросли или цианобактерии двухкомпонентных лишайников питаются автотрофно. В трёхкомпонентных лишайниках водоросль питается автотрофно, а цианобактерия, по-видимому, питается гетеротрофно, осуществляя азотфиксацию. Гриб питается гетеротрофно ассимилятами партнера(ов) по симбиозу. Единого мнения о возможности существования свободноживущих форм симбионтов в настоящее время не достигнуто. Имелся опыт выделения всех компонентов лишайников в культуру и последующая реконструкция исходного симбиоза.
Из известных видов грибов в образовании лишайников участвует около 20 %, в основном это аскомицеты (~98 %), остальное базидиомицеты (~0,4 %), некоторые из них, не имея полового размножения, формально относятся к дейтеромицетам. Существуют также актинолишайники, в которых место гриба занимают мицелярные прокариоты актиномицеты. Фотобионт в 85 % представлен зелёной водорослью, встречаются 80 видов из 30 родов, наиболее важным из которых является Trebouxia (входит в состав более чем 70 % видов лишайников). Из цианобактерий (в 10—15 % лишайников) участвуют представители всех крупных групп, кроме Oscillatoriales, наиболее распространён Nostoc. Часты гетероцистные формы Nostoc, Scytonema, Calothrix и Fischerella. В талломе лишайника клетки цианобионта могут структурно и функционально модифицироваться: увеличивается их размер, изменяются форма, уменьшается количество карбоксисом и количество материала оболочек, замедляется рост и деление клеток.
Отношения фотобионта и гриба можно описать как контролируемый паразитизм со стороны последнего. Контакт между компонентами лишайника может быть различен:
Во взаимоотношениях компонентов наблюдается тонкий баланс, так, деление клеток фотобионта согласовано с ростом гриба. Микобионт получает от фотобионта питательные вещества, производимые тем в результате фотосинтеза. Гриб же создаёт водоросли более благоприятный микроклимат: защищает её от высыхания, экранирует от ультрафиолетового излучения, обеспечивает жизнь на кислых субстратах, смягчает действие ряда других неблагоприятных факторов. Из зелёных водорослей поступают многоатомные спирты, такие как рибит, эритрит или сорбит, которые легко усваиваются грибом. Цианобактерии поставляют в гриб в основном глюкозу, а также азотсодержащие вещества, образуемые благодаря осуществляемой ими фиксации азота. Потоки веществ из гриба в фотобионт не обнаружены.
Строение гетеромерного лишайника на примере Sticta fuliginosa: a — корковый слой, b — гонидиальный слой, c — сердцевина, d — нижняя кора, e — ризины. Энциклопедический словарь Мейера (1885—1890).
Тело лишайников (таллом) представляет собой переплетение грибных гиф, между которыми находится популяция фотобионта. По внутреннему строению лишайники разделяют на:
Как и в случае двухкомпонентных лишайников, водорослевый компонент — фикобионт — трёхкомпонентных лишайников равномерно распределён по таллому, либо образует слой под верхней корой. Некоторые трёхкомпонентные цианолишайники образуют специализированные поверхностные или внутренние компактные структуры (цефалодии), в которых сосредоточен цианобактериальный компонент.
Лишайники размножаются вегетативным, бесполым и половым путём.
Особи микобионта размножаются всеми способами и в то время, когда фотобионт не размножается или размножается вегетативно. Микобионт может, как и другие грибы, также размножаться половым и собственно бесполым путём. Половые споры в зависимости от того, относится микобионт к сумчатым или базидиальным грибам, называются аско- или базидиоспорами и образуются соответственно в асках (сумках) или базидиях.
При размножении аскомицетные лишайники образуют плодовые тела, которые можно разделить на две большие группы: апотеции и перитеции:
Микобионт может также производить бесполые пикноспоры (пикноконидии), созревающие в пикнидиях — это сферические или грушевидные мешочки, встроенные в ложе плодового тела и представляющие собой специализированные гифы. Пикнидии часто узнаются как черноватые точечки на ложе. Пикноконидии высыпаются и дают начало новому таллому. Пикнидии образуют гифы, которые гаусториями проникают в клетки водорослей. Важную роль в узнавании и селекции фотобионта могут играть лишайниковые вещества и лектины.
Все споры в размере не более нескольких тысячных долей миллиметра. Они распространяются по воздуху и могут, в случае достижения ими более высоких слоёв атмосферы, перемещаться на больши́е расстояния, а иногда и по всему миру, колонизируя таким образом даже изолированные субстраты.
Вопрос о том, каким образом заново возникает новое сообщество мико- и фотобионта, раскрыт ещё не до конца. Микобионт, прежде чем объединиться со свободным фотобионтом, должен отыскать его и поставить под свой контроль. И то, и другое происходит по-видимому тогда, когда оба партнёра находятся в изголодавшемся состоянии и остро нуждаются в питательных веществах. Даже в лаборатории только в таких условиях можно из двух отдельных организмов создать единый.
Parmelia sulcata, на поверхности видны соредии
Многие кустистые и листоватые лишайники в благоприятных условиях дают специализированные структуры вегетативного размножения, состоящие из клеток водорослей, оплетённых гифами гриба:
Изидии и соредии распространяются с ветром, дождём и животными. При попадании на подходящий субстрат прорастают, давая начало новому лишайнику. Вегетативное размножение также может осуществляться неприспособленными специально для этого фрагментами таллома.
Питание
Питание лишайника осуществляется обоими симбионтами. Гифы гриба поглощают воду и растворённые в ней минеральные вещества, а водоросль (или цианобактерия), в которой имеется хлорофилл, образует органические вещества (благодаря фотосинтезу).
Гифы играют роль корней: они впитывают воду и растворённые в ней минеральные соли. Клетки водорослей образуют органические вещества, выполняют функцию листьев. Воду лишайники впитывают всей поверхностью тела (используют дождевую воду, влагу туманов). Важным компонентом в питании лишайников является азот. Те лишайники, которые в качестве фикобионта имеют зелёные водоросли, получают соединения азота из водных растворов, когда их слоевище пропитывается водой, частично прямо из субстрата. Лишайники, имеющие в качестве фикобионта сине-зелёные водоросли (особенно ностоки), способны фиксировать атмосферный азот.
Отработка изученного
Лишайники – удивительная выдумка природа (обобщение)
Лишайники бывают самого разного цвета
Лишайники окрашены в широком диапазоне цветов: от белого до ярко-жёлтого, коричневого, сиреневого, оранжевого, розового, зелёного, синего, серого, чёрного.
По внешнему виду различают лишайники:
Это деление не отражает филогенетические связи, существует много переходных форм между ними. Ханс Трасс разработал шкалу жизненности лишайников, отражающую условия их существования и основывающуюся на степени развитости таллома и способности к половому размножению.
Мотивация (включение в учебную деятельность)
Вопрос: Как вы думаете, о чем пойдет наш урок?
– Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового?
– Но прежде давайте вспомним, какие царства живой природы мы с вами знаем?
П. О. ( Бактерии, Грибы, Растения, Животные) (на доску)
– У меня в руках живой объект, что это за организмы?
Лишайники часто называют изумительной выдумкой природы (слайд №2), а знаете почему?
Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, к какому царству его отнести?
– Давайте попробуем разобраться?
– А для начала определим тему нашего урока?
П. О. ( Лишайники – удивительная выдумка природы) (слайд №3)
Запись в рабочие листы, на доску!!!
– А теперь сформулируем цель нашей работы (познакомиться с новыми организмами)
П. О. – изучить особенности строения, жизнедеятельности, многообразия и значение лишайников (на доску!!!)
Великий русский учёный К. А. Тимирязев назвал их сфинксами. (слайд №4)
Сфинксы в древнегреческой мифологии мифической существо с головой женщины, телом льва и крыльями орла.
Так почему лишайники сравнивают с сфинксами? Начнём со строения!!! (доска!!!)
! СРОЧНО ПОМОГИТЕ?
1. Каковы функции гриба и водоросли в организме лишайника?
2. Как размножаются лишайники?
3. В чем отличия симбиоза гриба и водоросли в лишайнике от симбиоза клубеньковых бактерий и растений, на корнях которые они поселяются?
Зачем нужны лишайники, грибы и водоросли?
Зачем нужны лишайники, грибы и водоросли?
Микобионты лишайников, как и их фотобионты, являются полифилетической группой.
Подведение итогов урока (рефлексия)
Слайд №20. Лишайники – удивительная выдумка природы.
– Ребята, а что сегодня удивило вас?
– А меня больше всего удивило, что лишайники – являются индикаторами окружающей среды.
Так, с помощью лишайников можно определить чистый ли воздух вокруг вашего дома?
Ну что, согласны?
Это и будет темой вашего домашнего исследования!