Татьяна Сорова
Эксперт по предмету «Педагогика»
Яна Игоревна Архипенко
Что такое личность?
Личность – это определенный человек, представляющий конкретное общество, социальную группу, занимающийся конкретным видом деятельности, понимающий свою причастность к окружающему миру и наделённый индивидуально-психологическими данными.
Личность как объект исторического процесса подвергается влиянию различных экономических, политических, правовых, моральных и других факторов. В её особенностях довольно широко раскрывается общественная сущность человека. В это же время у личности присутствуют признаки индивидуальности, зависящие от биологических, врождённых особенностей нервной системы и психики. К последним качествам принадлежат типологические свойства высшей нервной деятельности и вызванные ими особенности психических процессов и состояний.
Для того, чтобы познать человека, надо разобраться в том, чего он добился как член общества. Но самое главное нужно понять, к чему и во имя чего он стремится, чего, по его словам, он ещё не успел добиться и как планирует достигнуть назначенной цели.
Рисунок 1. Психологическая структура индивида
Психологическая структура индивида появляется под влиянием нижеуказанных четырёх сторон:
Выражение «социально обусловленные свойства личности» нельзя постичь, не изучив сущность термина «направленность».
Направленность – непростая особенность личности, которая содержит систему побуждений, устанавливающий активность человека, избирательность его отношений.
«Развитие личности. Формирование личности» 👇
Совершая действия и поступки, люди основываются на различных побуждениях. В ходе своей активности они ставят перед собой различные цели и планы на будущее, избирательно относятся к окружающим их общественным ценностям (образованию, общественной деятельности, требованиям дисциплины, коллективным обязанностям и т. д.). Сознательность и чувство долга, потребности и убеждения, установки и привычки, цели и перспективы – все это различные элементы направленности.
Направленность определяют качества и формы.
Как правило, качествами направленности личности можно считать: степень ее духовной и умственной зрелости, широта, интенсивность, моральная выносливость и действенность. Под уровнем зрелости направленности обознается общественная значимость основного влечения личности, его морально-политический образ, степень его идейности.
Модель направленности личности включает:
Личностное развитие ученика как цель и результат
Учитель математики высшей категории МБОУ «Лицей №177»,
кандидат педагогических наук, Хабибуллина А. Я.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Образование есть единство двух основных составляющих: обучения и учения.
Методом проб и ошибок учитель пытается нащупать ту единственную ниточку, которая связывает желание ребенка учиться с его реальными возможностями. Успешно реализовать задачу развития ребенка помогает личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.
личностно-ориентированного обучения: помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.
процесс в школе, как целостная дидактическая система, направлен на организацию и передачу знаний, создание определенных условий для их усвоения.
процесс в школе – это система взаимосвязи обучения и учения, обеспечивающая развитие личности как индивидуальности.
К сожалению, традиционная школа в основном направлена на передачу знаний, что не полностью решает учебно-воспитательные задачи. Работая в лицее №177 с углубленным изучением отдельных предметов, наблюдая за работой коллег, следует отметить, что многие преподаватели используют личностно-ориентированное обучение и воспитание. Школа более склонна к проведению именно образовательного, а не учебного процесса. В учебном процессе наряду с обучением формируются навыки учения, когда учащиеся стремятся не только получать знания, но и постигать все своими силами. То есть, планомерно формируется потребность в саморазвитии и самообразовании.
В школе активно применяется последовательность методов, позволяющих организовать учебно-воспитательный процесс, учитывая основную цель личностно-ориентированного обучения – определить личностную траекторию развития каждого ребенка, координируя и корректируя, поддерживая продвижение личности по лестнице развития: диагностика, организационные методы, мобилизационно-побудительные методы, методы совершенствования, коммуникативные методы.
Так, диагностика предполагает изучение, наблюдение, беседы, составление характеристик, замеры тех или иных количественных показателей. В нашей школе наблюдения ведутся не только психологами и педагогом по здоровью, но и классными руководителями и учителями-предметниками.
Организационные методы включают в себя целый спектр путей и приемов организации деятельности педагогического коллектива. Так, после систематизации данных по учащимся, проводятся психолого-педагогические консилиумы с целью выработки тактики поведения и коррекции проявившихся проблем. Мобилизационно побудительные методы – внушение, убеждение, использование элементов актуализации, показ практического применения предполагаемых результатов. Коммуникативные методы – непосредственное сотрудничество с каждым ребенком, создание атмосферы доверительных отношений, подготовка и реализация ситуации успеха. Методы совершенствования включают в себя обобщение результатов опытов и экспериментов с последующей корректировкой, расстановкой новых акцентов, постановкой новых задач, а также изучение и применение новых достижений науки и передового опыта.
Как конкретно организовать процесс личностно-ориентированного обучения?
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса; но в личностно-ориентированном обучении он является не информационно-вещательным, а информационно-побудительным. Прежде, чем изучать новый материал, надо выяснить знания учащихся по предполагаемым новым терминам и корректировать их, используя их субъектный опыт. Обязательно согласовывать понимание терминов с различных точек зрения. Например, слово «движение» в математике означает элемент преобразования фигур на плоскости или в пространстве, при котором расстояние между любыми двумя точками сохраняется; в физике – несколько иная точка зрения на это понятие; в быту – движение есть любое перемещение по какому–то пути, а гипотетически это понятие может иметь иной смысл, и др.
Независимо от форм деятельности на уроке в личностно-ориентированном обучении должен работать гуманистический принцип урока:
Учитель стремится очеловечить обучающее пространство, используя человекосберегающие технологии (обстановка доброжелательности и поддержки, сочувствия и соучастия, сотрудничества и сотворчества)
Наряду с индивидуально центрированными качествами самого педагога, есть некоторые рекомендации, как организовать деятельность учащихся, учитывая особенности каждого.
1. Рекомендуется обратить внимание на большую роль семантических кодов. Каждый ребенок имеет разное физиологическое развитие: у кого-то в большей степени развито зрительное восприятие образов, кому-то проще запомнить, проговаривая некоторые понятия, а кто-то испытывает постоянную потребность в двигательных манипуляциях (ребенок постоянно рисует или черкает на бумаге в силу этой потребности, а не потому, что непослушен)
Например, рассмотрим предложения по изучению формулы по математике для нахождения расстояния, зависящего от скорости движения и времени V*t=S. Задачи с применением этой формулы изучаются в начальной школе. Чтобы учесть индивидуальные особенности большинства учеников, эта формула дается с разных ракурсов:
2. Очень эффективно на развитие личности влияет умение применять информационные технологии. Так, работа с первоисточниками, текстом, энциклопедическим материалом, справочниками, таблицами формирует у учащихся умения добывать знания самостоятельно, анализировать и систематизировать их. Особую роль следует отвести навыкам конспектирования.
3. Предпочтения разных учащихся в видах деятельности можно учесть на уроке, давая индивидуальные задания в виде тестов и карточек для детей, имеющих проблемы с устной речью. Учащихся, которые лучше высказывают свои мысли устно, чем письменно, желательно опрашивать с места или приглашая к доске. Детям гуманитарного склада ума, испытывающим затруднения в технических дисциплинах, давать творческие задания по истории науки и отрабатывать практические навыки, используя образно-чувственные методы обучения.
Результат личностно-ориентированного обучения – развитие личности.
Понятие процесса формирования личности
Формирование личности – это процесс становления человека, осуществляемый под воздействием всех факторов без исключения (социальных, экологических, воспитательных, экономических и т.д.).
«Развитие и формирование личности в педагогике» 👇
Наиболее важным фактором, влияющим на формирование личности человека, является воспитание.
Воспитание – это целенаправленный процесс по формированию и развитию личности, передачи жизненного опыта от поколения к поколению.
Процесс воспитания может быть как организованным (педагогическим), так и неорганизованным (получение жизненного опыта).
Формирование личности происходит не только под воздействием воспитания, но и вне его. Роль воспитания заключается в том, что оно может устранить различные негативные качества и оказать влияние на формирование положительных.
Формирование личности подразумевает достижение человеком определенного уровня зрелости, некую завершенность, законченность.
В настоящее время «формирование» является не до конца установившейся педагогической категорией, несмотря на то, что в педагогике данное понятие используется достаточно широко. Смысл формирования, в различных контекстах то сужается, то расширяется до безграничных пределов.
Если обратиться к источникам прежних лет, то там понятие «формирование» чаще всего использовалось для обозначения случайного или неуправляемого воздействия на человека.
Формирование личности подразумевает овладение человеком системой научных и бытовых знаний, трудовыми навыками и представлениями об окружающем его мире.
В процессе формирования личности на человека осуществляется воздействие совокупности следующих факторов:
Таким образом, формирование личности в педагогике – это процесс становления личности под воздействием внешних факторов, представленных общественными отношениями, в которые вступает человек в процессе собственной жизнедеятельности.
Средства и способы социально-личностного развития дошкольников
Успешность социально-личностного развития во многом зависит от непрерывности образовательного процесса, организуемого педагогом.
Личный опыт ребенка дошкольного возраста формируется естественным путем, в тех видах деятельности, которые ему доступны, понятны и интересны. Ведущим видом деятельность ребенка-дошкольника является игра. В игре ребенок может максимально раскрыться, проявить самостоятельность, ненавязчиво освоить способы и средства познания, общения и деятельности.
В ДОУ с целью социально-личностного развития детей применяют следующие виды игр:
Кроме того, игры, используемые для социально-личностного развития детей, делят на:
Используя игры, воспитатель ДОУ решает следующие задачи социально-личностного развития воспитанников:
Игра – это достаточно сложный социально-психологический феномен, который имеет большое значение не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни уже взрослого человека и является непременным условием разностороннего развития личности.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Стадии развития и формирования личности
Становление и развитие личности – многообразный и продолжительный процесс, в котором внутренние силы и внешние воздействия, действуя согласованно, изменяют свою роль в зависимости от этапов формирования. Таким образом, на первой стадии, содержащей в себе, как правило, дошкольный возраст, формирование личности предопределяется ситуацией, ближайшим окружением. Подражание и внешнее воздействие пользуются определяющим значением в становлении свойств личности ребенка. По мере накопления знаний и опыта начинается определяться характер поведения ребенка. Итак, понятие о хорошем и плохом в поведении начинает управлять собственными поступками уже у старшего дошкольника. С расширением и накапливанием знаний во время образования и воспитания внутреннее начинает преобладать над внешним в регулировании поведения. Подросток следует определенным принципам и исходит из выбранных им перспектив жизни. У старшего школьника заканчивается процесс изменения знаний в убеждения, четко просматривается идеал, поступки становится принципиальным.
Внутренняя обусловленность действий не снимает значения и влияния внешней среды. Речь идет лишь о такой взрослой личности, когда она решает вопросы с определенных сложившихся позиций, принципов, когда внешнее преломляется через внутреннее и затем рассматривается и признается или отвергается, когда совесть делается регулятором нравственного поведения.
Становление личности
Личность формируется в конкретно-исторической среде, в процессе воспитания и обучения. Ведущими движущими силами формирования личности являются биогенетические и социогенетические факторы. Последователи биологического направления заявляют, что становление личности устанавливается наследственностью, т. е. в человеке от природы заложено предрасположенность к определенному виду занятий и к конкретному комплексу мотиваций, а также предопределенны стадии психического становления и очередность их возникновения. Социогенетическая система исследует формирование личности как результат прямых влияний на нее окружающей общественной среды.
Понятие личности в педагогике
Каждый человек от рождения является индивидуальностью, с природными задатками, присущими только ей. Именно задатки в последующем и формируют личность в рамках воздействия на нее общества и целенаправленного воспитательного процесса.
Личность – это социальный индивид, который сочетает в себе черту общественно-значимого, индивидуально-неповторимого и общечеловеческого.
Таким образом, на личность влияет то общество, в котором живет человек, историческая эпоха, культура и традиции страны. Во всем этом личность проявляет себя и получает присущие только ей неповторимые черты и индивидуальности, которые выражают ее индивидуальность.
Индивидуальность – это целостная и сущностная характеристика отдельного человека, выражающая его самобытность и оригинальность психического склада.
Необходимо отметить, что не каждый индивид является индивидуальность. Для того, чтобы человек стал индивидуальностью, ему необходимо стать в первую очередь личностью.
Процесс становления личности осуществляется под влиянием разнообразных внутренних и внешних факторов, которые могут быть как управляемые, так и неуправляемые со стороны человека. Ведущее значение в становлении личности отводится целенаправленному воспитанию и обучению.
Становление личности человека – это не просто процесс усвоения знаний, умений и навыков из различных областей, овладение практическим опытом, это в первую очередь процесс качественных изменений в психической деятельности (переход от низших ступеней к высшим) и процесс формирования новых возможностей (памяти, мышления, воли, характера и т.д.). Каждый из указанных психических процессов является важным элементом становления личности человека как существа социального.
Развитие – это процесс качественных и количественных изменений личности человека.
В настоящее время в педагогике не до конца определены границы понятия «развитие».
Процесс развития личности человека характеризуется постоянными и непрекращающимися изменениями, переходами, восхождениями и т.д. То есть человек «движется» от простого к сложному, «переходит» из одного состояния в другое. Все это осуществляется на протяжении всей его жизнедеятельности.
По своей природе, развитие личности является сложным процессом объективной действительности. Современная педагогика, исследуя процесс развития личности, выделяет в нем ряд важных компонентов, без которых невозможно говорить об эффективности развития.
Педагогические компоненты развития личности:
Наибольший интерес у педагогики вызывают интеллектуальный и моральный компоненты и их взаимосвязь с другими.
Процесс развития личности во многом зависит от среды, воспитания и наследственности. А основным источником развития являются внутренние и внешние противоречия личности, которые проявляются в ряде психических процессов.
Каждый человек имеет потребность в развитии. Однако уровень и темп развития зависят от той среды, в которой он находится, ряда наследственных факторов и воспитательного воздействия. Например, ребенок-инвалид благодаря воспитательному воздействию на него со стороны окружающих его взрослых может достичь определенного уровня в развитии.
Кроме того, немаловажными факторами развития выступают потребности человека, его стремление к самосовершенствованию. Все это порождает противоречия между стремлениями и возможностями. Например, стремление в достижении определенных результатов в обучении ребенок понимает, что ему недостаточно того уровня познавательных возможностей, которыми он обладает, и он начинает усиленно работать над их развитием и соответственно над собой.
Министерство образования Ставропольского края
государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
«ДЕТСКИЙ ДОМ (смешанный) № 32» г. Пятигорск
Воспитатель: Бочкарева А. В.
— понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Под «личностью» понимают
1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова)
2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
– это сложный процесс постоянного развития и самосовершенствования человека. Если человек хочет добиться успеха в жизни, то он уделяет особое внимание своему личностному развитию. Но чаще всего люди просто не понимают, что единственной преградой для них на пути к успеху и счастью является то, что они сами личностно не развиваются. Хотя личностное развитие, несомненно, является очень весомым и важным процессом в жизни каждого человека. Ведь в нашем стремительно развивающемся мире успеха достигают только те люди, которые могут идти в ногу со временем и постоянно занимаются личностным развитием при помощи различных методик.
– это процесс, который у каждого человека происходит по-разному. Человек желающий совершенствоваться понимает, что уникальность личности и ее неповторимость это, прежде всего, проявление ума и характера, которые являются главными конкурентными преимуществами. Осознание своих сильных сторон является первым шагом на пути личностного развития и самореализации. Конечно же, любые перемены требуют определенных усилий, но вместе с теми они дают хороший заряд положительной энергии, которая помогает человеку покорять все больше и больше вершин самосовершенствования.
Проще говоря, личностное развитие понимают как процесс приобретения нового опыта и формирования определенного стиля поведения и отношения к окружающим. Личностное развитие помогает человеку избавиться от груза неразрешенных внутриличностных конфликтов и, проанализировав свои привычки перевести их из бессознательных поступков в осознанные действия. Количество времени, которое требуется человеку для личностного развития, может быть различным, ведь некоторые люди занимаются самосовершенствованием на протяжении всей жизни. Постоянное личностное развитие помогает человеку вести гармоничный и вполне успешный образ жизни.
Каждый человек проходит через жизнь осознанно и неосознанно подбирая “картинки”.
Если Вы попросите, чтобы кто-то описал цветок, он фактически мог бы увидеть картинку цветка в своем уме. Он мог бы также вспомнить цвет и запах цветка. Это – умственный образ-картинка. Это то, что реально содержит наш разум – опыт, упорядоченный в виде образов-картинок.
Разум человека состоит из двух частей.
Первая – это аналитический ум. Здесь находится информация, данные, которые Вы можете анализировать, использовать для решения проблем, просматривать опыт прошлого, сравнивать с настоящим и строить планы на будущее. Вы можете туда добавлять информацию и можете её удалять оттуда. Это то, что находится под контролем индивидуума, т.е. Вашим контролем.
Например, слушая прогноз погоды, Вы узнаете, что завтра с утра будет дождь. Но, проснувшись утром и выглянув в окно, Вы наблюдаете там прекрасную солнечную погоду. Вы сравниваете эти данные и признаете, что прогноз оказался ошибочным и, идя на улицу, оставляете свой зонт дома.
Другая часть ума – реактивный ум. Это та часть ума, которая работает исключительно на основе механизма “стимул-реакция”, и которая не подчиняется волевому контролю человека.
Наверняка Вам встречался человек, который боялся выходить на сцену или выступать перед большим количеством людей. Довольно часто случается, что человек выходит перед группой, становится, хочет что-то сказать, и как только он это делает – голова его пустеет, ему нечего сказать, ничего не приходит в голову. И возникает огромное количество реакций – тело начинает дрожать, появляются пот на руках, сухость во рту, сердце начинает учащенно биться. Это пример работы реактивного ума – когда мы говорим “я все понимаю, но ничего не могу сделать” – это то, что находится вне сознательного контроля индивидуума.
В реактивном уме находятся умственные образы-картинки, содержащие боль и бессознательность , угрозу любой стороне жизни человека (не только физической, заключающейся в необходимости иметь пищу и кров). Несмотря на то, что человек может не осознавать этого, его ум продолжает записывать все восприятия и хранить в виде образов-картинок то, что с ним происходило. Боль и бессознательность не дают ему возможности с легкостью и без принуждения вызывать эти картинки из прошлого и управлять ими.
Отсюда исходят все нерациональности, нелогичные, глупые поступки, фиксированные идеи и состояния – то, что человек не может с легкостью изменить по своей воле, а возможно даже не осознает, что это требует изменения. Он живет с какой-нибудь фиксированной идеей – “все женщины стервы” или “все мужчины сволочи”, и считает свою правоту самой-самой правильной, не замечая, что этим самым отравляет свою жизнь и лишает себя многих удовольствий.
Сознание — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной приживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. При этом мы до сих пор не можем логически объяснить этот термин. Мы не можем увидеть того, как человек понимает, то Вася Петров хороший, а Федя Крупин плохой. Помимо мысли сознание подразумевает чувства, которые зависят от того, как мы воспринимаем окружающий нас мир.
Ритм, в котором живет большинство из нас, вряд ли можно назвать спокойным и размеренным. Нехватка времени, аврал и жесткий цейтнот являются испытаниями, справиться с которыми под силу далеко не каждому. Постоянное пребывание в состоянии «не знаю, за что хвататься» вряд ли можно назвать подходящим, когда речь идет о личной эффективности.
Эмоциональное напряжение блокирует производительность, приводит к быстрой утомляемости и апатии. Поэтому, чтобы не стать жертвой стресса или, еще хуже, синдрома хронической усталости, займемся управлением временем или тайм-менеджментом.
Все успешные люди очень продуктивны. Они много работают и много успевают, а это не одно и то же. Под продуктивностью, в первую очередь, подразумевается результат, а не процесс. Если Вы намерены повысить свою производительность, твердо решите сделать это. Люди тратят время впустую, потому что они так и не решили повысить свою производительность.
И если Вы решились, то не отступайте и повторяйте то, что делают все успешные люди, пока это не станет Вашей второй натурой. Основной секрет личной эффективности заключается в правильном распределении времени.
Планирование высвобождает время
Те, кто добился успеха в своей жизни, много времени посвящают планированию. Ежедневное планирование просто необходимо для повышения производительности и эффективного управления временем.
Правило 6 «П» гласит: правильное предварительное планирование предотвращает плохие показатели.
Планировать и думать нужно всегда на бумаге. Если цели нет на бумаге, то она не существует. Перечень задач — это своего рода карта, которая не даст Вам сбиться с пути к намеченной цели. Питер Ф. Друкер в книге «Эффективный управляющий» приводит хорошую аналогию, стимулирующую к фиксированию задач на бумаге:
Работа со списком запланированных дел в первый же день увеличивает производительность на 25%. C вечера готовьте список задач, которые нужно сделать завтра. Придя на работу, Вы всегда будете знать, с чего начать свой день.
Продолжайте работать с составленным списком в течение дня: при появлении нового дела вносите его в список с учетом приоритетности по отношению к ранее запланированным задачам. Выполнив очередную задачу из списка, обязательно вычеркивайте ее. Это даст Вам ощущение удовлетворенности своей работой, прибавит энтузиазма и зарядит энергией.
Планируйте от большего к меньшему, от долгосрочного к краткосрочному, от целей жизни до плана на день. Каждой задаче ставьте фиксированные сроки.
Сложную задачу всегда делите на мелкие подзадачи. Здесь хорошо помогает дерево решений, где ключевая задача — дерево, а подзадачи для ее выполнения — ветви. Продолжайте «разветвление» до тех пор, пока процесс выполнения всей задачи не станет простым и прозрачным.
Перед тем, как начать что-либо делать, вспомните о правиле 10/90: 10% времени, затраченного на планирование до начала выполнения задачи, сэкономит 90% времени при ее решении.
Самое главное — определить главное
Задача тайм-менеджмента заключается в том, чтобы вовремя определить главное дело. Расстановка приоритетов позволяет эффективно управлять списком намеченных дел, присваивая каждой задаче свой уровень важности.
После определения важного дела оцените последствия в случае его выполнения или невыполнения. Важная задача имеет серьезные последствия, если не будет выполнена в срок.
Для расстановки приоритетов хорошо подходит метод АБВГД. Это очень простой способ планирования, и заключается он в том, чтобы каждой задаче в списке дел присвоить приоритет ее выполнения.
Так, задача, отмеченная буквой А, указывает на самое важное дело с самыми серьезными последствиями в случае невыполнения. Главное правило метода состоит в том, чтобы не браться за дело Б, пока не выполнена задача А, а за дело В, пока открыта задача Б, и т.д.
Буква Д означает «долой!». Этой буквой стоит отмечать малосущественные задачи, которые ни на что не влияют. Для расстановки приоритетов в каждой группе задач, используйте цифры, которые будут указывать на последовательность выполнения дел. Таким образом, самое важное дело в Вашем списке должно быть обозначено как А1.
Закон принудительной эффективности
Основной секрет управления временем заключается в сосредоточенности и целенаправленности. Начните с решения первоочередных задач и делайте все последовательно, то есть что-то одно в определенный период времени. Бросая дело и возвращаясь к нему снова и снова, Вы снижаете свою эффективность в 5 раз.
Моцарт мог работать над тремя композициями сразу и создавать настоящие шедевры. Но это скорее исключение, чем правило. Бах, Гайдн или Верди могли работать только над одним произведением в какой-то период времени. Они не начинали работать над следующим произведением, не закончив предыдущее.
Используйте закон принудительной эффективности, который говорит о том, что на все времени никогда не хватает, но его всегда достаточно для самого важного. Поэтому важно собраться и заставить себя сделать в первую очередь то, что принесет наибольшую выгоду и результат.
Все дела можно разделить на 4 группы:
Такая классификация носит имя американского президента и называется методом (окном, принципом) Эйзенхауэра.
Что значит «съесть лягушку»?
Старая притча гласит: если первым делом с утра Вы должны съесть живую лягушку, утешением может служить то, что это самое плохое, что может случиться с Вами за весь день.
Брайан Трейси, успешный бизнес-консультант, сравнивает лягушку с самым неприятным и важным делом, которое следует сегодня сделать. Откладывая его, Вы создаете лишнее эмоциональное напряжение и нежелательные последствия. Нужно действовать без лишних раздумий и промедлений — просто взять и сделать. Это даст Вам заряд бодрости на целый день.
Слово «нет» экономит неожиданно много времени
Самое главное слово для организации собственного времени — это вежливое «нет». Учитесь отказывать и говорить «нет» задачам, не входящим в число избранных Вами приоритетов. Будьте тактичны и отказывайте так, чтобы человек понял, что Вы отвергаете не его лично, а задачу.
Следите за тем, на что Вы тратите свое рабочее и свободное время. Отмечайте занятия, которые являются пожирателями Вашего времени (например, обсуждение новостей с коллегами, бесцельное переключение каналов телевизора или чтение рекламных листовок и газет).
Составьте рейтинг таких никчемных занятий, назвав его «Я больше никогда не буду этого делать», и заносите туда те дела, которые не приносят Вам никакой пользы и не приближают Вас к цели.
3 вопроса для Вашей эффективности
Всегда задавайтесь вопросом о том, какие долгосрочные последствия имеет та или иная задача, и что произойдет, если Вы ее вообще не выполните. Задавайте себе 3 следующих вопроса в течение дня:
Ответы на эти вопросы позволят удвоить Вашу производительность.
Самый простой способ избежать паники при виде все увеличивающегося объема работы — это сделать глубокий вдох и сказать: «Я могу только то, что могу», и начать спокойно составлять список. Анализируя стоящие перед Вами задачи, Вы всегда увидите, что Вам хватает времени, чтобы решать жизненно важные вопросы.
Внимательно следите за тем, чтобы в Вашей жизни сохранялось равновесие. Работая до изнеможения, Вы не сможете обмануть организм, он все равно возьмет свое, и если Вы не остановитесь, он сделает это принудительно. А это явно не входит в Ваши планы.
Но для того, чтобы быть эффективным, просто тайм-менеджмента мало. Важно следить за своим здоровьем и поддерживать себя в хорошей физической форме. Ваша жизнь должна быть насыщенной, в ней всегда должно находиться время для Вашей семьи и отдыха.
Основной принцип равновесия: важно количество времени дома и качество времени на работе.
На первом месте всегда должны быть Вы и главные люди Вашей жизни, — ради этого и стоит работать над собственной эффективностью.
Задачи социально-личностного развития дошкольников
Основные задачи социально-личностного развития детей дошкольного возраста:
«Социально-личностное развитие дошкольников» 👇
Процесс социально-личностного развития продолжается у человека на протяжении всей его жизни. Однако его фундамент закладывается в дошкольном детстве. Именно в этот возрастной период у ребенка формируются первые компоненты социального поведения, появляются эмоционально-личностные и поведенческие линии. Дети всегда активны и стремятся к выполнению различных видов деятельности, задача воспитателя (родителя) не тормозить их в этом стремлении, а напротив, мотивировать на постоянное развитие и совершенствование, не давать угаснуть желанию развиваться и познавать. Большую роль в этом направлении имеют разнообразные виды игр, в которые ребенок играет не только со сверстниками, но и со взрослыми и даже сам с собой.
Ошибочным является мнение, что ребенок должен постоянно заниматься чем-то полезным, а не только играть. Однако, именно игра является ведущим видом деятельности ребенка. В игре ребенок познает мир, развивается, у него формируются необходимые умения и навыки. В процессе игр развитие детей движется быстрыми темпами: психическое, социальное, эмоциональное. Каждый педагог, организуя социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, должен максимально использовать возможности игры для социального развития детей.
Сущность социально-личностного развития дошкольника
Социально-личностное развитие – это формирование верного отношения ребёнка к себе и окружающему, а также его социальных мотивов, потребностей.
В соответствии с ФГОС ДО социально-личностное развитие включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и направлено на:
В рамках ДОУ социально-личностное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в следующих формах:
В настоящее время современные детские сады уделяют большое внимание решению проблемы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что оно направлено на формирование отношения ребенка окружающему миру и самому себе, способствует выработке социальных потребностей и мотивов, становлению самопознаний. Социально-личностное развитие требует от педагога немалых затрат труда и проявление педагогического профессионализма, способствующих получению видимого результата.