КВЕСТ БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНТЕРНЕТЕ

Квест – игра «Безопасный Интернет»

– 17 человек

– групповая комната

– дети 6-7 лет, воспитатель.

формирование навыков безопасного использования интернета.

1. уточнить знания об устройстве компьютера;

2. систематизировать знания правил безопасной работы в Интернете;

3. формировать информационную культуру воспитанников.

Оборудование и материалы: пазлы с изображением компьютера, кроссворд, игра – мемо «Подберите пару» с картинками безопасного интернета, мультфильм «Фикси советы. Опасный интернет», медали по количеству участников в команде.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие: квест – игра, в котором участвуют две команды.

Тему квеста я вам намеренно не сообщаю. Вы ее отгадаете сами. А чтобы отгадать, вам понадобится подсказка, которую вы получите, выполнив первое задание игры. Итак, первый этап начинается с задания “Пазлы”.

: детям раздаются пазлы с изображением компьютера.

Команда, собравшая картинку. Первая команда, выполнившая задание, получает 3 балла, другая — 2 балла.

Внимательно рассмотрите получившуюся картинку. Это подсказка к теме квеста. Вы догадались, о чем пойдет речь.

Тема нашего квеста –про компьютер, потому что он изображен на картинке.

Правильно. И следующее задание разгадывание кроссворда.

Если вы называете слово правильно, то можете назвать еще одно. Иначе право хода переходит другой команде. Количество баллов командам начисляется по количеству угаданных слов.

1. На нем информацию можно читать,

Картинки смотреть и в игры играть. ( Монитор)

2. Скромный серый колобок,

Длинный тонкий проводок,

Ну а на коробке —

Две или три кнопки.

В зоопарке есть зайчишка,

3. На ней кнопок очень много:

Алфавит и цифры есть.

Чтобы слово написать,

Нужно кнопки нажимать. ( Клавиатура)

4. Если что-то отключить,

То компьютер замолчит,

Тугоухий, как медведь —

Ничего не сможет спеть. ( Колонки)

Всемирная сеть, иль, еще, паутина,

5. Найдешь в ней про все — про людей, про машины.

Каких только сведений разных в ней нет!

Переходим ко второму этапу квеста. Компьютер помогает нам зайти в интернет. Интернет – это сеть, из которой мы берем полезную информацию, переписываемся с друзьями, люди создают собственные сайты, в Интернете собрана информация со всего мира. Там можно отыскать словари, энциклопедии, газеты, произведения писателей, музыку. Можно посмотреть фильмы, теле- и радиопередачи, найти массу программ для своего компьютера, поиграть в игры. Практически все мы пользуемся Интернетом. И хотя Интернет – превосходный источник знаний, в нем можно найти информацию, не подходящую для ребенка, недопустимые и небезопасные для детей вещи.

Следующее задание будет игра мемо «Подбери пару».  Если угадали пару одинаковых картинок, можете открыть еще одну. Иначе право хода переходит другой команде. Одна отгаданная пара картинок = 1 баллу.

Игра мемо с картинками безопасного интернета.

Вы открыли все картинки. Как вы думаете, что на них изображено?

Давайте теперь ответим на вопросы и разберемся, чего нужно опасаться при работе в Интернете. Чем больше правильных ответов вы дадите, тем больше баллов заработаете. Один правильный ответ = 1 баллу.

Четвертое задание “ПРАВИЛА”.

Скрывать информацию о себе

Обновлять антивирусную программу

Покидать нехорошие веб-сайты

Хранить свой пароль в тайне

Вести себя в соцсетях вежливо

Рассказывать родителям о проблемах в сеть

Выставлять свое настоящее имя, адрес, телефон

Открывать и пересылать «письма счастья»

Открывать подозрительные сообщения

Общаться в сеть с незнакомыми людьми

Участвовать в платных играх, конкурсах, лотереях

Обижать других людей в соцсетях.

Итак, ребята, соблюдайте эти правила, и вы будете работать в безопасном Интернете! А теперь рассмотрите картинку, которая у нас получилась. Кто здесь изображен?

Здесь нарисованы фиксики.

Я предлагаю посмотреть мультфильм «Фикси советы. Опасный интернет».

Вот и подошел к концу наша квест-игра “Безопасный Интернет”. Подведем итоги.

Победители награждаются медалью «Молодец».

Спасибо вам, ребята, за отличную игру!

Учитель физики и информатики МБОУ СШ № 37 г. Липецка

Моисейкин Анатолий Викторович

Квест по теме «Безопасность сети Интернет для школьников»

Внеклассное мероприятие (классный час)  для учащихся 5-8 классов.

умений распознавания и реагирования на различные виды угроз в сети Интернет;

активной жизненной позиции в отношении проблем личной безопасности школьников в сети Интернет

того, что культура использования сети Интернет зависит от личной культуры каждого

Систематизирование знаний детей в области интернет-безопасности по направлениям:

общение в сети;

раскрытие персональных данных;

мошенничества, в т.ч. мобильные, заражение компьютера и мобильных устройств;

общая компьютерная грамотность и культура.

Формирование у детей навыков безопасного использования интернета на основании имеющегося у них опыта.

Повышение уровня осведомленности детей о наиболее актуальных интернет-угрозах.

Формирование приемов распознавания информационных угроз.

Разъяснение актуальности взаимодействия детей с педагогами и родителями и формирование доверительных отношений между ними по проблемам безопасности в сети Интернет.

Формирование здорового образа жизни.

Формирование умений работать в команде.

Оборудование и материалы: доска, проектор, фломастеры, таблички с названиями команд, пазлы.

Квест проводится на территории школы с использованием карты, с нанесенными на ней станциями. В квесте участвуют учащиеся 10 класса в роли статистов и организаторов игры, и команды учащихся 5-8 классов.

Каждая команда состоит из 5 человек и имеет название.

В кабинете информатики стоят столы для каждой команды. На столах есть ноутбук, принтер, файлы с пазлами.

Сценарий КВЕСТА «Безопасность сети Интернет для школьников»

Сегодня мы встретились с вами для очень интересного занятия. Кто из вас любит играть в компьютерные игры? (участники поднимают руки)

Кто любить бродить по невероятным просторам сети Интернет? (участники поднимают руки)

Кто расскажет, чем полезен Интернет? (участники перечисляют возможности сети Интернет: электронная почта, сетевые игры, покупки, общение и т.д.)

Молодцы, вижу, что Вы подготовились к сегодняшней игре!

Сегодня Вам предстоит не только показать свои умения работы в Интернете, но и самим создать буклет о безопасном использовании сети интернет. Помогать вам будут учащиеся 10 класса. В каждой команде есть командир, который отвечает за слаженную, результативную работу в команде.

Ученик 10 класса: Наша школа сегодня представляет собой огромные просторы Интернета, где вам предстоит найти и сформулировать ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ.

Ученик 10 класса: На столе у меня лежат конверты с заданиями. Каждый конверт имеет свое название. Для выбора СВОЕГО конверта вам необходимо собрать пазл, тем самым проверить слаженность своей команды.

Команды начинают собирать пазлы. Каждый собранный пазл представляет собой картинку-символ. ( Приложение 1)

В каждом конверте есть маршрутный лист, который необходимо заполнить, посещая станции, вы должны собирать правила безопасного поведения в Интернете, а затем в компьютерном классе сформировать буклет, памятку, плакат на тему Безопасного использования в сети Интернет.

Станция первая – Социальные сети.

Станция вторая – Интернет покупки

Станция третья – Электронная почта

Станция четвертая –

Станция пятая – Вирусы

Станция шестая – Информация из Интернета

Станция седьмая – Игры

Станция восьмая – Банковские карты (для учащихся 8 классов)

На каждой станции организаторы предлагают командам проанализировать предложенную ситуацию (Приложение 2) с точки зрения Интернет-безопасности и сделать выводы, которые команда оформляет в виде правила.

После прохождения всех станций команды возвращаются в компьютерный класс и оформляют буклет или плакат, рисунок по теме Интернет безопасность.

Все готовые информационные продукты вывешиваются на стенд школы. Все команды награждаются грамотами по номинациям.

Сегодня вы получили много советов как сделать Интернет безопасным в различных ситуациях. И последний совет:

Прочитайте с родителями книгу Кевина Митника «Искусство обмана». Митник — культовая фигура в среде информационной безопасности, его книга, как и история жизни, одновременно увлекательна и поучительна. Вы узнаете, как киберпреступники втираются в доверие к людям, манипулируя их чувствами.

Каждая картинка распечатывается в формате А4 и разрезается на 5-7 частей

В социальной сети твой виртуальный «друг» просит подробно рассказать о себе, где живёшь, кем работают твои родители, есть ли у тебя айфон и т.п.

Как ты поступишь?

Какую информацию можно размещать в сети, а какую нельзя и почему?

Правила безопасного поведения в Социальных сетях

В социальных сетях давайте о себе как можно меньше личной информации: не публикуйте в сети домашний адрес, не пишите, в какое время вас не бывает дома, не описывайте свой постоянный маршрут, не хвалитесь крупными покупками и вообще постарайтесь не афишировать уровень достатка.

Если в секретном вопросе вы указали информацию, которая находится в открытом доступе на ваших страницах, или страницах ваших друзей, или родителей, то обязательно поменяйте секретный вопрос.

Постарайтесь ничего не покупать в социальных сетях, особенно с предоплатой. Не рекомендуется переводить деньги на карту физических лиц (то есть, когда кто-то просто дает вам номер или реквизиты своей карты).

Страницы ввода конфиденциальной информации любого серьезного сервиса всегда защищены, а данные передаются в зашифрованном виде. Адрес сайта должен начинаться с «https://», рядом с которым нарисован закрытый замок зеленого цвета.

Будьте осторожны при общении в сети с незнакомыми, они могут оказаться не теми, за кого себя выдают.

Не делайте репостов жалостливых объявлений про милого котика, который срочно ищет дом (а в посте — телефон владельца или номер карты, куда можно перечислить деньги на содержание животного). Велика вероятность, что это мошенники, решившие заработать на сердобольных и доверчивых гражданах.

Халявы, случайных многомиллионных наследств и неизвестных богатых родственников, которые просто так хотят поделиться, не бывает.

Не пересылайте конфиденциальную информацию (номер банковской карты, ПИН-код, паспортные данные) через мессенджеры социальных сетей.

В одном из интернет-магазинов вы увидели, что смартфон, о котором вы давно мечтали, и у вас есть для этого некоторая сумма денег, продается очень дешево.

Каковы ваши действия?

Правила безопасного поведения в интернет магазинах

Покупая в интернет-магазинах, сохраняйте здоровый скептицизм. Помните: цена не может быть слишком низкой, тем более, если вы рассчитываете приобрести оригинальную продукцию бренда.

Изучите историю магазина в сети, проверьте наличие контактов, выясните, можно ли туда приехать и познакомиться вживую. Читая отзывы, обратите внимание, чтобы они были разными. Заказные отзывы пишут люди, которым приходится делать это много раз в день, поэтому такие тексты будто написаны по шаблону.

Посмотрите, как на отзывы реагируют продавцы. Обратите особое внимание на негативные: если их отрабатывают, это хороший знак (причем ситуация должна быть конкретная, содержать номер заказа и т.п.).

можно узнать, когда был создан сайт. Злоумышленники обычно создают страницы-однодневки, которые очень быстро закрывают.

Не участвуйте в акциях с призами, где надо что-то оплатить, а потом попросить сделать то же самое еще нескольких людей. Это пирамида!

Куда обращаться, если что-то пошло не так? Деятельность интернет-магазинов контролируется теми же организациями, что и обычных: Роспотребнадзором, Обществом защиты прав потребителей. Обязательно напишите на Горячую линию Рунета: www.hotline.rocit.ru

По электронной почте вам пришло письмо с адреса вашего знакомого, аккаунт которого, как вы знаете, недавно взломали.

Откроете ли вы письмо?

Правила безопасного поведения при работе с электронной почтой

Внимательно проверяйте адреса ссылок, логотипы, текст и отправителя сообщений.

Никогда не отвечайте на спам.

Заведите несколько адресов электронной почты: личная, рабочая и развлекательная (для подписок и сервисов).

Придумайте сложный пароль, для каждого ящика разный.

Не пересылайте конфиденциальную информацию (номер банковской карты, ПИН-код, паспортные данные) через мессенджеры социальных сетей. Письма со сканами документов лучше удалять сразу после отправки или получения, не надо хранить их в почте.

Помните: банки, сервисы и магазины никогда не рассылают писем с просьбой перейти по ссылке, изменить свой пароль, ввести номер банковской карты и секретный код подтверждения или сообщить другие личные данные!

Регулярно меняйте пароли, обновляйте браузер и спам-фильтры.

Вы находитесь в транспорте, кругом много пассажиров, есть бесплатный Wi-Fi. Для чего его можно использовать, а для чего не стоит?

Правила безопасной работы с бесплатным Wi-Fi.

Выключайте Wi-Fi, когда им не пользуетесь. И себя защитите, и заряд батареи сэкономите. Обязательно отключите функцию автоматического подключения к Wi-Fi в вашем телефоне или планшете.

Не доверяйте непроверенным Wi-Fi-соединениям, которые не запрашивают пароль. Чаще всего именно такие сети злоумышленники используют для воровства личных данных пользователей.

Не заходите в онлайн-банки и другие важные сервисы через открытые Wi-Fi-сети в кафе или на улице. Воспользуйтесь мобильным интернетом.

Wi-Fi позволяет сэкономить деньги и обеспечивает доступ к сети практически во всех общественных местах, но нельзя забывать и о мерах предосторожности. Защитить ваши устройства можете только вы сами.

Всегда блокируйте экран компьютера, даже если отходите «всего на минуточку».

Станция пятая – Вирусы

Правила безопасной работы в Интернете

Установите и обновляйте антивирусные программы. Устаревшие версии не могут гарантировать защиту от вредоносного ПО. Ежедневно в мире появляется несколько новых вирусов, поэтому антивирусу нужно как можно чаще получать информацию о методах борьбы с ними.

Кликать по ссылкам, пришедшим в сообщениях от незнакомых людей — верный способ попасться на удочку кибермошенников и заразить свое устройство вирусами. Опасная ссылка может прийти и от взломанного знакомого, поэтому лучше уточните, что такое он вам прислал и нужно ли это открывать.

Регулярно выполняйте резервное копирование данных. Следуйте правилу «3-2-1»: создайте одну основную копию и две резервные. Сохраните две копии на разных физических носителях, а одну — в облачном хранилище (Google Диск, Яндекс. Диск, специальные решения от Акронис). Не забывайте бэкапить все устройства: смартфоны, планшеты, компьютеры/ноутбуки.

Правила Безопасной работы с файлами из интернета

Лучше не пользоваться торрентами: если вы скачиваете нелегальный контент, вы не только обкрадываете любимого автора, но и можете загрузить зараженный вирусом файл.

Не запускайте неизвестные файлы, особенно с расширением .exe

Не скачивайте сомнительные приложения и не пытайтесь это делать по неизвестным ссылкам. Пользуйтесь только официальными магазинами App Store, Google Play и Windows Market.

Для работы детей в интернете необходимо установить безопасное соединение для ребенка. Для этого можно создать отдельную учетную запись на сайте поисковой системы или используйте детские поисковики: Гогуль или Спутник.дети. Тогда путешествие по просторам интернета будет для вам не только интересным, но и безопасным.

Обращайте внимание на адрес страницы, где вы оказались: если он отличается хотя бы на один символ (например, paypa1.com вместо paypal.com), введите его вручную самостоятельно.

Станция седьмая – Игры

На одном из сайтов вам предложили бесплатно поиграть в компьютерную игру, так как игра проходит в тестовом режиме. Что необходимо помнить в такой ситуации?

Правила безопасного пользования интернет сервисами и ресурсами

Для некоторых приложений и сервисов предусмотрен бесплатный тестовый период (например, на 2-3 месяца), после чего вы должны самостоятельно отключить услугу. Если вы этого не сделаете, подписка может быть автоматически продлена и станет платной, а с указанной при регистрации карты начнут списывать деньги.

Помните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Осторожно, под видом игры ваш компьютер могут заразить вирусами.

(для учащихся 8 классов, родителей, педагогов)

На ваш телефон пришло сообщение от знакомого о срочном переводе ему денег, позже он объяснит зачем ему это надо. Какие будут ваши действия?

Правила безопасных платежей

Если вам в мессенджер пришла просьба от знакомого с просьбой срочно выслать денег, ничего не отправляйте! Сначала перезвоните ему и удостоверьтесь, что аккаунт не был взломан злоумышленниками.

Платите безопасно! Классический случай — вас переадресуют на защищенную страницу (адрес начинается с «https://»). Если нет, лучше не рисковать. По правилам эквайринга (от англ. acquire «приобретать, получать») — возможность для торгового предприятия принимать безналичную оплату за товары и услуги пластиковыми картами) на сайте продавца должна быть информация о том, кто принимает платеж. Прочтите ее и сверьте с тем, что написано на следующей странице.

Заведите отдельную (можно виртуальную) карту для платежей в интернете.

Если для оплаты в интернете вы пользуетесь своей обычной картой, не храните на ней крупные суммы денег.

Подключите в своем банке СМС-информирование о всех операциях по картам и счетам. Так вы сможете быстро заметить, если ваша карта будет скомпрометирована, и заблокировать ее.

Если на смартфоне появилась надпись «Вставьте сим-карту», срочно зайдите в ближайший офис вашего мобильного оператора или позвоните ему с другого телефона и выясните, в чем проблема. Возможно, кто-то получил дубликат вашей симки и ее нужно срочно заблокировать.

Потеряли телефон, к которому привязана банковская карта? Срочно блокируйте и симку, и карту.

Для составления сценария квеста использовался материал с ресурсов:

КВЕСТ-ИГРА на тему «Безопасный Интернет»

Автор-составитель: Кидревич А. В.-

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №10 п. Чегдомын

закрепление имеющихся знаний.

Оборудование и материалы: презентация задания, проектор, экран для проектора, фломастеры, таблички с названиями команд, дидактические материалы (листы с ребусами, пазл, листы с вопросами, воздушные шарики).

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок-квест!

Кто знает, что такое квест?

Тему квеста я вам намеренно не сообщаю. Вы ее отгадаете сами. Просмотр ролика.

Итак начинаем наш КВЕСТ.

1 тур путешествия «ПАЗЛ»

Задание, кто соберет быстрее ПАЗЛ.

(1 команда собравшая пазл -10 б, 2 команда -5 баллов)

Что такое вирус? (правильно давший формулировку зарабатывает 5 баллов для команды)

вредоносного программного обеспечения, способного создавать копии самого себя и внедряться в код других программ, системные области памяти, загрузочные секторы, а также распространять свои копии по разнообразным каналам связи.

2 тур – Викторина.

Вам необходимо отвечать на вопросы-  викторины. За каждый  правильный ответ по 3 балла.

Если есть возможность – запусти антивирусную программу, а в настройках антивирусника установи максимальные требования к проверке компьютера.

Если программа не работает, то лучше переустановить операционную систему компьютера. Это можно сделать следующим способом: нажать «Пуск», выбрать в меню «Все программы», найти «Стандартные», открыть «Служебные», и нажать на «Восстановление системы».

У тебя на рабочем столе висит баннер, который предлагает избавиться от него за деньги. Принцип борьбы с ним следующий: в строку «Номер» введи номер, на который предлагается перечислить деньги, сервис выдаст тебе код и некоторые рекомендации по работе, а использовав этот код ты избавишься от этого баннера. Воспользуйся сервисами от разработчиков антивирусов, которые помогут тебе избавиться от баннеров. Вот ссылки на эти сервисы: Касперский , доктор Web.

Также тебе будет необходимо поменять пароли доступа к твоим профайлам в сети, так как вирус может получить доступ к ним.

Этого не стоит делать, т.к. спамеры могут узнать о том, что твой email действующий и могут дальше отсылать тебе спам.

Кибербуллинг – это термин, относящийся к множеству форм преследования с использованием цифровых технологий. Кибербуллинг может появляться везде в режиме online посредством социальных сетей, видео и фото файлообменников, блогов, электронной почты и систем мгновенных сообщений, а также через СМС и ММС общение. В число наиболее распространенных видов кибербуллинга входят:Клевета. Распространение оскорбительной, унизительной и неправдивой информации on-line, чтобы повредить репутации жертвы. Отчуждение (изоляция). Исключение из виртуальной группы – считается косвенным видом кибербуллинга. Флейминг. Перепалка в виде обмена злыми, жестокими и грубыми сообщениями между двумя и более пользователями в публичных и приватных местах общения в сети Интернет. Хеппислепинг (от англ. Happy Slapping – счастливое хлопанье, радостное избиение). Физическое нападение, избиение человека, в то время как обидчики снимают это на видео или фотографируют, чтобы впоследствии разместить материалы в сети Интернет.    Нападки. Повторяющиеся обидные и оскорбительные сообщения, направленные на жертву. Самозванство. Преследователь притворяется жертвой и от его или ее имени рассылает сообщения или распространяет информацию с целью уничтожения репутации жертвы. Текстовые войны/нападения. Травля, преследование жертвы посредством большого количества оскорбительных СМС-сообщений или электронных писем. Обман. Получение и распространение конфиденциальной информации, личной переписки или фотографий и публикация их в интернете.

Об том нужно проинформировать родителей и вместе с ними обратиться к оператору сотовой связи с просьбой выяснить, кто это делает и заблокировать его. Если же обидчик будет продолжать свои действия, то необходимо обратиться в полицию.

Заблокируй его в списках своих друзей, подобная функция есть во многих онлайн играх. Если это приложение  в социальной сети, то блокировка недругов осуществляется через блокировку профиля. Также можно пожаловаться администраторам игры на этого человеке, но необходимо будет предъявить доказательства.

3 тур  –  Помоги человеку ( Чего нужно опасаться в интернете)

За каждый правильный ответ по 2 балла.

(выдается ватман с нарисованным человеком, команда отвечает на поставленный вопрос)

В течении трех минут команды должны записать ответ на ватмане)

4 тур – Реши ребусы

5 тур – Запиши правила пользования Интернетом в таблице:

Что же нужно делать, чтобы себя защитить? Чтобы это узнать, давайте выполним следующее задание. Каждая команда запишет  правило. (за правильный ответ по 2 балла).

Итак, ребята, соблюдайте эти правила и вы будете работать в безопасном Интернете!  А сейчас посмотрите мультфильм.