КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ

Добавить рабочую программу

С 1 сентября 2023 года на смену примерным приходят федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП), а с ними и федеральные рабочие программы по учебным предметам. Рассказываем, как учителю составить рабочую программу с учетом всех требований

курсы повышения квалификациикурсы профессиональной переподготовки

менеджмент в образованииработа с родителямиработа с детьмиподготовка к школеЭОР и ИКТ

для учителей начальных классовдля педагогов дошкольного образованиядля педагогов дополнительного образованиядля преподавателей СПОдля преподавателей ВПОдля педагогов коррекционного образованиядля социальных педагоговдля классных руководителей

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Иностранный (английский) язык»

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Иностранный (немецкий) язык»

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Математика»

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Технология»

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

Федеральная рабочая программа по учебному предмету “Физическая культура”

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Музыка»

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Информатика» базовый уровень

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Информатика»  углублённый уровень

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Физика» углублённый уровень

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Химия» углублённый уровень

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Обществознание»

Федеральная рабочая программа по учебному предмету “География”

Федеральная рабочая программа по учебному предмету “Иностранный (английский) язык”

Федеральная рабочая программа по учебному предмету “Музыка”

Федеральная рабочая программа по учебному предмету “Основы духовно-нравственной культуры народов России”

Рабочая программа учителя

С. А. Чекмарева, учитель немецкого языка ЧОУ Газпром Школа Санкт-Петербург

На основе образовательной программы каждый учитель, для каждого отдельного класса, а в нашем случае и для каждой группы в классе, создает  по своему предмету. Рабочая программа конкретизирует образовательную программу, определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса/группы содержание, формы, методы и приемы работы в классе, учитывает состояние здоровья учащихся, уровень их способностей, а также возможности педагога и состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения школы. Рабочая программа составляется на основе Положения школы о рабочих программах. В федеральном законе об образовании прописаны только обязательные компоненты рабочей программы. Положение о рабочей программы принимается на педагогическом совете в каждой школе.

Рабочая программа составляется в электронном и печатном виде. Электронный утверждённый вариант передаётся заместителю директора по ИКТ для включения в информационный банк школы. В печатном виде рабочая программа составляется в двух экземплярах. Один экземпляр хранится у учителя, второй у заместителя директора по УВР. Рабочая программа рассматривается на заседаниях школьных предметных методических объединений учителей. Срок согласования рабочей программы на заседаниях школьных предметных МО до 30 августа. По итогам рассмотрения оформляются протоколы заседаний МО учителей. Председатель школьного МО формирует предметную папку и в срок до 30 августа текущего года передаёт её заместителю директора по УВР. Заместитель директора по УВР в срок до 1 сентября передаёт все рабочие программы на утверждение директору школы.

Согласно Положению школ рабочая программы включает в себя следующие главы/пункты:

Обязательными структурными элементами рабочей программы являются:

Во-первых, это Закон Российской Федерации Об образовании, во-вторых, это ФГОС НО, если мы разбираем рабочую программу второго класса. Дальше, примерная основная образовательная программа, программа формирования универсальных учебных действий, само положение по разработке рабочих программ учителя , принятое на педсовете школы, а также учебный план школы на  текущий год, используемая авторская программа (в нашем случае – программа Инессы Львовны Бим к УМК для 2 класса)

2) Цели и задачи программы с учетом специфики  региона и образовательного учреждения/класса. В нашей школе, н-р, есть классы , изучающие  язык на базовом уровне (художественно-эстетический маршрут) и углубленном уровне (немецкий маршрут). Это отражается в данном пункте  программы.

3) Общая характеристика  учебного предмета. Здесь описываются задачи предмета иностранный язык в конкретном классе. Например, формировать  отношение к Ия как средству межличностного общения, обеспечить  психологическую адаптацию  к новому  языковому миру, расширять лингвистический кругозор,  эмоциональную сферу детей в процессе обучающих игр,  развивать личностные качества, внимание, мышление, память и тд.

4) Место предмета в учебном плане. Количество часов, отведенных на предмет, определяется тремя компонентами. Первый – , на иностранный язык во втором классе в РФ выделено 2 часа в неделю, следующий компонент – . Это дополнительные часы, обязательные для нашего региона, например, История Санкт-Петербурга. Третий компонент – , школа имеет определенное количество часов, которые распределяются по предметам в зависимости, например, от профиля школы. Наша школа – школа с углубленным изучением немецкого языка, соответственно, немецкий язык получает еще один час в неделю из школьного компонента. Таким образом, во втором классе мы имеем 3 часа немецкого языка в неделю.

это, в случае иностранного языка, речевые: говорение, аудирование, чтение, письмо, а также языковые: графика, фонетика, лексика и грамматика.

результатов, они делятся на познавательные, регулятивные и коммуникативные.

– Ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, отвечать на простые вопросы учителя, представлять информацию в виде текста, таблицы, устного сообщения.  – Самостоятельно организовывать своё рабочее место, корректировать выполнение задания, определять правильность выполнения задания и выполнять работу над ошибками.

– Участвовать в элементарном диалоге(этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении), слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения,  отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

11) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Список материально-технического обеспечения должен включать необходимые и имеющиеся в образовательном учреждении средства: печатные пособия, экранно-звуковые пособия, в том числе в цифровом виде, технические средства обучения; игры и игрушки; учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование; натуральные объекты и др. Очень важно отметить, что обучать детей можно только по умк, указанным в федеральном перечне. Все используемые пособия должны быть выпущены только издательствами, которые включены в перечень издательств школьной литературы. Все пособия, конечно же, должны быть в наличии в школе. Запрещено просить  родителей  покупать  пособия на свои деньги!!!! Это путь в прокуратуру. Лучше распечатать что-то нужное на множительной технике.

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА

Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Р АБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА – учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта. Рабочие учебные программы разрабатываются образовательными учреждениями на основании Закона «Об образовании» (ст. 32. пп.6-7.)Нормативные  документы  для  составления рабочей  программы:

Требования к оформлению рабочих программ педагога

Текст рабочей программы педагога включает 12 основных структурных элементов:

Все структурные элементы рабочей программы педагога должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

Пояснения к структурным элементам программы

Функции рабочей программы и требования к ней, способы построения рабочей программы.

Любая рабочая программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и к какой ступени общего образования она относится, выполняет следующие функции:

Функции программы определяют следующие требования к ней:

Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач. Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если:

Прописываются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса в соответствии с государственными требованиями. Требования к уровню освоения дисциплины формулируются в терминах «иметь представление», «знать» и «владеть». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений. Здесь же отражается организация итогового контроля по данному курсу.

При заполнении календарно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.

Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и других). Основная цель практического раздела программы – формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков. Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий. В описания отдельных видов практических занятий (например, семинаров) целесообразно включить перечень обсуждаемых на них вопросов.

В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.

В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. Пример библиографического описания: представлен в приложении 1.

Большое количество учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей и других составляющих учебно-методического комплекта необходимо внимательно изучать при составлении рабочей программы. Разработчик программы определяет, насколько данный комплект способен обеспечить достижение целей и задач, поставленных в авторской или модифицированной учебной программе. Необходимость этого обуславливается тем, что даже самая лучшая программа, не обеспеченная учебно-методическим комплектом, вызывает трудности для обучающихся и не может в полной мере способствовать достижению поставленных в ней целей. В случае невозможности использования существующих учебно-методических комплектов перед автором учебной программы возникает задача разработки соответствующего в программе комплекта. Для реализации авторской или рабочей программы уже имеющийся учебно-методический комплекс может быть использован не полностью, а частично. В этом случае очень важно, чтобы необходимые учебники и учебные пособия имелись в нужном количестве в фонде школьной библиотеки. Недостаточная информированность учителей о состоянии школьного библиотечного фонда часто влечет необоснованные требования по закупке необходимых учебников и пособий к родителям учащихся. Также учителю недопустимо в течение учебного года заменять на новые уже используемые учебники и пособия. Подобная непродуманность не только приводит к дополнительным материальным затратам, но и часто становится причиной несоответствия требований программы возможностям учебника. Таким образом, учебно-методический комплект, являясь неотъемлемой частью образовательной программы школы и учебной программы по предмету, должен быть объектом регулярного контроля со стороны администрации образовательного учреждения. В то же время, его изменение и уточнение – вполне допустимое явление. Однако нельзя забывать, что все проводимые корректировки нуждаются в тщательной и продуманной процедуре.

Что такое рабочая программа

Рабочая программа — это локальный нормативный документ, неотъемлемая часть образовательной программы школы. С помощью рабочей программы учитель планирует и организует образовательный процесс, а также управляет им. Документ конкретизирует порядок, содержание и объем изучения предмета, курса или дисциплины.

Кто должен составлять рабочую программу

Федеральные рабочие программы по некоторым учебным предметам носят обязательный характер, то есть нужно использовать готовую программу в утвержденном виде.

Оцените качество обучения

Однако расслабляться рано: придется еще разработать тематическое планирование, которого требует ФГОС, а утвержденные рабочие программы его не содержат.

Учебные предметы, по которым применение федеральных рабочих программ обязательно, представлены в таблице:

Согласно ч. 6.3 ст. 12 Федерального закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам можно применять в неизменном виде или как методическую основу для разработки авторских программ.

Главное в этом случае соблюдать условие: содержание и планируемые результаты авторской программы не должны быть ниже, чем в федеральных рабочих программах.

Состав рабочей программы

ФГОС третьего поколения требуют, чтобы рабочая программа по предмету включала три основных раздела: содержание учебного предмета, планируемые результаты освоения и тематическое планирование.

Содержание федеральной рабочей программы — это минимум, который должны освоить обучающиеся по предмету. Оно раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе.

Кроме требований к структуре программы ФГОС содержит планируемые результаты, которых необходимо достичь по окончании освоения учебного предмета. Это основной ориентир для учителя при разработке рабочей программы по предмету.

В тематическом планировании необходимо указывать количество академических часов, которые отводятся на изучение каждой темы, и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) ресурсов.

Как составить рабочую программу по новому ФГОС

Полезно собраться с коллегами на методическое объединение и вместе изучить основные нормативные документы и локальные акты школы, обсудить их и отметить важные моменты.

Вот список этих документов:

В положении о школьной рабочей программе должны быть прописаны примерная структура и объем, сроки составления и документы, на основе которых формируется рабочая программа по предмету.

Если предмет входит в список обязательных, используйте содержательную часть федеральной рабочей программы в утвержденном виде без изменений. Однако все же стоит предварительно убедиться, что в содержании программы и предметных результатах по ФГОС нет принципиальных расхождений. Если же таковые обнаружатся, необходимо дополнить содержание программы недостающими темами.

Рабочие программы для углубленного изучения обязательных предметов также составляют на основе федеральных рабочих программ. Кроме того, Министерство просвещения РФ рекомендует использовать их в качестве методической основы для разработки авторских программ (Письмо Министерства просвещения РФ от 16.01.2023 № 03-68).

Также нужно убедиться, что содержание рабочей программы учитывает концепции преподавания учебных предметов и рабочую программу воспитания.

Планируемые результаты

ФГОС не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому необходимо обратиться к школьному положению о рабочей программе, в котором должно быть указано, как подготовить этот раздел.

За основу можно взять раздел «Планируемые результаты освоения программы учебного предмета» федеральной рабочей программы. В ней планируемые результаты описаны как система из трех компонентов:

Личностные результаты освоения учебного предмета достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности, поэтому учитель должен формировать их с учетом рабочей программы воспитания школы.

Стандарт не регламентирует, как это сделать. Значит, учителю следует опираться на школьное положение о рабочей программе, которое должно содержать указание, как и в каком разделе программы отразить рабочую программу воспитания.

Тематическое планирование

Необходимо учесть требования ФГОС и добавить в тематическое планирование обязательные элементы:

Если использовать тематическое планирование федеральной рабочей программы, то в каждом тематическом блоке необходимо прописать отдельные темы и определить количество часов, которое понадобится ученикам, чтобы их освоить.

В рамках отдельных тем нужно отвести время на контрольные, лабораторные и практические работы, а также на проектную и учебно-исследовательскую деятельность.

Последовательность изучения тем учитель может менять для дифференциации содержания с учетом уровня подготовки учеников конкретного класса.

Как подобрать учебники к рабочей программе

Учебники и пособия необходимо подбирать из Федерального перечня учебников, допущенных к использованию, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858.

В соответствии с п. 37.3 ФГОС ООО школа должна предоставить ученику «не менее одного учебника и (или) учебного пособия в печатной форме» по учебным предметам:

По другим учебным предметам учебники и пособия можно предоставлять как в печатной, так и в электронной форме.

Если в учебнике отсутствуют отдельные темы, которые необходимо изучить по программе, учитель может брать их из другого учебника Федерального перечня.

Кроме обычного учебника, можно использовать конспекты занятий, электронные образовательные ресурсы, распечатки электронных версий рабочих тетрадей либо организовать проектно-исследовательскую деятельность, чтобы изучать новый материал по разным источникам.

Как указать в тематическом планировании электронные образовательные ресурсы

Для этого в таблицу тематического планирования можно добавить отдельный столбец, например, «Учебно-методические материалы» или «Электронные (цифровые) образовательные ресурсы».

В этот столбец необходимо внести:

Электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий, а их содержание должно соответствовать законодательству об образовании.

При подборе электронных ресурсов можно опираться на Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию.

Для чего нужна рабочая программа

Рабочая программа учителя определяет содержание преподавания и изучения предмета на базовом и углубленном уровнях и обеспечивает преемственность между ступенями общего образования.

Федеральная рабочая программа создает условия для реализации системно-деятельностного подхода. Ее цель — чтобы каждый школьник достиг планируемых результатов.

Разбираем ФГОС и ФООП с экспертом

Курс повышения квалификации

Федеральная рабочая программа позволяет учителю определить содержание учебного предмета на каждый учебный год и на основе этого разработать свое тематическое планирование с учетом особенностей конкретного класса. Например, учитель может использовать рекомендованное распределение учебного времени на изучение разделов или тем, а может перераспределить время с учетом часов, выделенных на изучение предмета в учебном плане школы.

Чем отличается образовательная программа от рабочей программы

Федеральные рабочие программы — часть федеральной основной общеобразовательной программы (ФОП).

ФООП описывают единые для всей страны базовые объем и содержание образования, а также планируемые результаты освоения программы. Министерство просвещения РФ утвердило федеральные основные общеобразовательные программы для начального, среднего и основного общего образования.

Каждая ФОП состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. Целевой раздел, как несложно догадаться, описывает назначение, цели и задачи, а также планируемые результаты освоения программ и систему достижения этих результатов.

Компоненты содержательного и организационного разделов представлены в таблице.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *