Курс для учителей начальных классов по реализации персональных образовательных программ в начальном общем образовании

Занятие 12. Содержательный раздел ФОП ДО

Второй раздел ФОП – содержательный.

В содержательном разделе Федеральной образовательной программы ДО раскрыты:

  • Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям.
  • Основные направления развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО: «Федеральная программа определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие)».

ФОП ДО в рамках каждого направления определяет:

  • Задачи образовательной деятельности.
  • Содержание образовательной деятельности.

Задачи и содержание образовательной деятельности утверждены для следующих возрастных групп:

  • от 2 месяцев до 1 года;
  • от 1 года до 2 лет;
  • от 2 до 3 лет;
  • от 3 до 4 лет;
  • от 4 до 5 лет;
  • от 5 до 6 лет;
  • от 6 до 7 лет.

Направления развития в соответствии с ФОП ДО

  1. Социально-коммуникативное развитие включает следующие подразделы:
  • в сфере социальных отношений;
  • в области формирования основ гражданственности и патриотизма;
  • в сфере трудового воспитания;
  • в области формирования основ безопасного поведения.

Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на приобщение детей к таким ценностям, как Родина, природа, семья, человек, жизнь, милосердие, добро, дружба, сотрудничество, труд. Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:

  • воспитание уважения к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране;
  • воспитание уважительного отношения к другим людям – детям и взрослым (родителям (законным представителям), педагогам, соседям и другим) – вне зависимости от их этнической и национальной принадлежности;
  • воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России;
  • содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, красоте и уродстве, правде и лжи;
  • воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции;
  • создание условий для возникновения у ребенка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребенком опыта милосердия и заботы;
  • поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;
  • формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.
  1. Познавательное развитие включает следующие подразделы:
  • формирование сенсорных эталонов;
  • знакомство с окружающим миром и природой;
  • формирование математических представлений (с 2 лет).

Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие» направлено на приобщение детей к следующим ценностям: человек, семья, познание, родина и природа, что предполагает:

  • воспитание отношения к знанию как к ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны;
  • приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России;
  • воспитание уважения к людям – представителям разных народов России – независимо от их этнической принадлежности;
  • воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну);
  • воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы.
  1. Речевое развитие включает формирование на ранних этапах (до 2 лет):
  • понимания речи;
  • активной речи;
  • слушания;
  • активного пользования речью.

С 2 лет выделяются следующие направления речевого развития:

  • формирование словаря;
  • развитие звуковой культуры речи;
  • овладение грамматическим строем языка;
  • формирование связной речи;
  • формирование интереса к художественной литературе;
  • подготовка детей к обучению грамоте (с 3 лет).

Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «культура» и «красота», что предполагает:

  • владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения;
  • воспитание отношения к родному языку как к ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).
  1. Художественно-эстетическое развитие

На ранних этапах (до 2 лет) сводится к формированию положительного отношения к творческой деятельности, приобщению к творческой деятельности, эмоциональному отклику.

Начиная с 2 лет, художественно-эстетическое развитие осуществляется в следующих направлениях:

  • приобщение к искусству;
  • изобразительная деятельность;
  • конструктивная деятельность;
  • музыкальная деятельность;
  • театрализованная деятельность;
  • культурно-досуговая деятельность.

Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области
  «Художественно-эстетическое развитие»
направлено на приобщение детей к ценностям «культура» и «красота», что предполагает:

  • воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социального), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями);
  • приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры;
  • становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего и внутреннего мира ребенка;
  • создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественно-творческой деятельности;
  • формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми;
  • создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальности, поддержки его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми).
  1. Физическое развитие

На ранних этапах физическое развитие (до 1 года) сводится к приучению ребенка к определенному жизненному ритму и порядку в ходе режимных процессов, организации двигательной деятельности, созданию условий для сохранения и укрепления здоровья средствами физического воспитания.

С 1 года выделяются следующие подразделы:

  • основная гимнастика (основные движения, общеразвивающие упражнения);
  • подвижные игры и игровые упражнения;
  • формирование основ здорового образа жизни;
  • активный отдых (с 3 лет);
  • спортивные игры (с 5 лет);
  • спортивные упражнения (с 5 лет).

Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «жизнь» и «здоровье», что предполагает:

  • воспитание осознанного отношения к жизни как к основополагающей ценности и здоровью как к совокупности физического, духовного и социального благополучия человека;
  • формирование у ребенка возрастосообразных представлений и знаний в области физической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
  • становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, гигиеническим нормам и правилам;
  • воспитание активности, самостоятельности, самоуважения, коммуникабельности, уверенности и других личностных качеств;
  • приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях их физического развития и саморазвития;
  • формирование у ребенка основных гигиенических навыков, представлений о здоровом образе жизни.

Занятие 3. Структурные элементы ФООП

ФООП состоят из трех разделов:

  • целевого
    , который определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ФООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов;
  • содержательного
    , который включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:

а) федеральные рабочие программы учебных предметов;

б) программу формирования универсальных учебных действий;

в) федеральную рабочую программу воспитания;

  • организационного
    , который определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации образовательной программы и включает:

а) федеральный учебный план;

б) план внеурочной деятельности;

в) федеральный календарный учебный график;

г) федеральный календарный план воспитательной работы.

Такая структура ФООП соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) к структуре основной образовательной программы.

При этом в структуре ФООП отсутствует раздел, содержащий требования к условиям реализации федеральных основных общеобразовательных программ. Соответствующий раздел основных общеобразовательных программ, включая финансовые, кадровые, материально-технические, психолого-педагогические и информационно-методические условия реализации образовательных программ, формируется образовательной организацией самостоятельно, исходя из имеющихся у неё условий и возможностей.

Требования к условиям реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования определены в ФГОС общего образования и включают:

  • общесистемные требования;
  • требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению;
  • требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.

В ФОП НОО представлены пять вариантов федерального учебного плана с учетом режима работы школы, языка обучения, возможности изучения родного языка/родной литературы.

Также необходимо учитывать требования санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее – Гигиенические нормативы), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 г. № 62296), а также санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – Санитарно-эпидемиологические требования), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г. № 61573).

Функционирование электронной информационно-образовательной среды образовательной организации должно соответствовать Федеральному закону № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г., Федеральному закону № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27 июля 2006 г., Федеральному закону № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г.

При этом необходимо учитывать региональные/муниципальные нормы и требования в случае их закрепления нормативными правовыми актами.

Занятие 2. Изменения в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральным законом № 371-ФЗ от 24 сентября 2022 г. « О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”» (далее – ФЗ № 371-ФЗ) введены единые для Российской Федерации ФООП, которые разрабатываются и утверждаются Минпросвещения России.
При этом, согласно статьям 1 и 2 ФЗ № 371-ФЗ, термин «примерные образовательные программы» на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования исключен из Закона «Об образовании в РФ».

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими Федеральными основными общеобразовательными программами.

Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральных основных общеобразовательных программ.

Важно отметить, что общеобразовательные организации
, согласно части 6.3 статьи 12 ФЗ «Об образовании в РФ», в обязательном порядке используют Федеральные рабочие программы по учебным предметам:

  1. Для начального общего образования:
    • «Русский язык»;
    • «Литературное чтение»;
    • «Окружающий мир».
  1. Для основного общего и среднего общего образования:
    • «Русский язык»;
    • «Литература»;
    • «История»;
    • «Обществознание»;
    • «География»;
    • «Основы безопасности жизнедеятельности».

Федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки педагогическими работниками рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации углубленного изучения предмета.

При этом для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», «Родная литература» и «Второй иностранный язык» по-прежнему могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в образовательной организации необходимых условий (Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего (далее – ФГОС НОО), основного общего (далее – ФГОС ООО) и среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденные приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 и от 31 мая 2021 г. № 287, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413).

Образовательные организации вправе непосредственно применять при реализации соответствующих основных общеобразовательных программ Федеральные образовательные программы, а также предусмотреть применение федерального учебного плана и (или) федерального календарного учебного графика, и (или) федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). В этом случае соответствующая учебно-методическая документация не разрабатывается.

Занятие 15. Корректировки ООП ООО в соответствии с ФОП ООО

Основное требование к ООП ООО – содержание и планируемые результаты должны быть не ниже тех, что указаны в ФОП ООО ( п. 3 ФОП ООО
, ч. 6.1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
).

При разработке ФОП ООО учитывали сразу оба ФГОС ООО: старый 2010 года
и новый 2021 года
( приказ Минпросвещения от 16.11.2022 № 993
). Однако в деталях содержание Федеральной программы им не соответствует.

Полностью заменить ООП на ФОП, как предполагалось в части 6.4
статьи 12 Закона «Об образовании в РФ», пока нельзя, так как отсутствуют компоненты программы, установленные стандартами. Можно копировать компоненты из ФОП и не разрабатывать свои.

Следует проверить и скорректировать в соответствии с ФОП ООО и стандартами все разделы ООП – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел ООП ООО

Целевой раздел ФОП ООО включает пояснительную записку, планируемые результаты освоения ФОП ООО и систему оценки достижения планируемых результатов. Такая структура соответствует обоим ФГОС ООО. Однако компоненты разделов отличаются. Подробнее – в таблице. Она поможет проанализировать различия и скорректировать целевой раздел ООП ООО по новым требованиям.

Как изменить целевой раздел ООП ООО по ФОП ООО и ФГОС

Содержательный раздел ООП ООО

Основное требование к содержательному разделу – включать федеральные рабочие программы по предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» (п. 4 ФОП ООО, ч. 6.3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Содержательный раздел ФОП ООО включает:

  • обязательные федеральные рабочие программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ;
  • программу формирования универсальных учебных действий;
  • федеральную рабочую программу воспитания.

Следует добавить в обязательные рабочие программы тематическое планирование. В ФОП его упоминают, но не приводят. Однако тематическое планирование обязательно по требованиям обоих ФГОС ООО. Необходимо указать количество академических часов, отводимых на освоение каждой темы. Также можно добавить, как учитывается при обучении рабочая программа воспитания. В ООП по новому ФГОС нужно описать возможность использования электронных образовательных ресурсов по каждой теме.

Педагогам необходимо включить в раздел рабочие программы по оставшимся обязательным предметам и модулям, предметам и курсам из формируемой части, в том числе курсам внеурочной деятельности. При необходимости надо включить и программу коррекционной работы, если в ОО обучаются дети с ОВЗ, для которых не нужна АООП (п. 32.1 ФГОС ООО-2021, п. 14 ФГОС ООО). Эти компоненты можно взять из ООП ООО организации.

Занятие 9. Формы методической поддержки внедрения ФООП

В марте-апреле 2023 года
прошли окружные и всероссийские совещания по вопросам введения ФООП.

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» представил методические рекомендации по реализации федеральных рабочих программ по учебным предметам и единый подход к формированию календарно-тематического планирования.

На портале Единого содержания общего образования
доработан и обновлен конструктор рабочих программ
– удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации федеральных рабочих программ по учебным предметам.

Конструктор рабочих программ обновлен в соответствии с ФООП в части шаблонов учебных программ по предметам непосредственного применения.

Индивидуальную консультативную помощь по вопросам введения ФООП учитель или руководитель образовательной организации может получить, обратившись через ресурс «Единое содержание общего образования»
на горячую линию по вопросам содержания образования
.

Также в открытом доступе находятся материалы Всероссийских просветительских мероприятий «
Федеральные основные общеобразовательные программы и федеральные рабочие программы учебных предметов начального, основного и среднего общего образования: изменения в Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации

”»
.

Целесообразно не только проинформировать педагогов и образовательные организации о возможности получить консультативную поддержку на федеральном уровне, но и подключить к этой работе региональные, муниципальные и школьные методические службы и объединения, а также лидеров методических сообществ субъекта Российской Федерации.

Дополнительный материал к занятию

Занятие 5. Календарный учебный график ФОП

Федеральные календарные учебные графики в программах всех уровней образования представлены по учебным четвертям. Однако образовательным организациям оставили право организовать учебный год по триместрам.

Если на 1 сентября приходится выходной день, то учебный год начинается в первый, следующий за ним, рабочий день. Для 9 и 11 классов окончание учебного года определяется графиком ГИА.

Также зафиксировали продолжительность учебных четвертей и каникул для всех уровней образования.

Целесообразно составить календарные учебные графики для трех уровней образования – НОО, ООО и СОО. График включен в образовательную программу уровня образования (п. 9 ст. 2 Закона «Об образовании в РФ»), поэтому для каждой ООП, в том числе и по новым ФГОС НОО и ООО, нужно составить свой календарный учебный график на весь уровень образования.

Чтобы учесть все нормативные акты, нужно подготовить проект календарного учебного графика в апреле-мае. Окончательный график следует утвердить в составе ООП до 1 сентября нового учебного года.

Занятие 9. Содержательный раздел ФОП НОО

Содержательный раздел ФОП НОО включает федеральные рабочие программы по учебным предметам, обязательным для уровня начального общего образования:

  1. Русский язык

Программа по русскому языку на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной программе воспитания. На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретенные знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка не только станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, но и будут востребованы в жизни.

  1. Литературное чтение

Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения; читательской грамотности, а также закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.

Литературное чтение призвано ввести учащегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приемов работы с различными видами текста и книгой, знакомство с детской литературой. Вместе с тем предмет направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию его творческих способностей; на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

  1. Окружающий мир

Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нем, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нем человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания);
  • освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
  • формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
  • развитие умений и навыков применения полученных знаний в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретенных знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определенному этносу;
  • проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
  • освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
  • обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребенка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
  • становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:

  • «Человек и природа»;
  • «Человек и общество»;
  • «Человек и другие люди»;
  • «Человек и познание».

Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание
, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.

Программа формирования универсальных учебных действий

Цель развития обучающихся на уровне начального общего образования реализуется через установление связи и взаимодействия между освоением предметного содержания обучения и достижениями обучающегося в области метапредметных результатов. Это взаимодействие проявляется в следующем:

  • предметные знания, умения и способы деятельности являются содержательной основой становления УУД;
  • развивающиеся УУД обеспечивают протекание учебного процесса как активной инициативной поисково-исследовательской деятельности на основе применения различных интеллектуальных процессов, прежде всего теоретического мышления, связной речи и воображения, в том числе в условиях дистанционного обучения (в условиях неконтактного информационного взаимодействия с субъектами образовательного процесса);
  • под влиянием УУД складывается новый стиль познавательной деятельности – универсальность как качественная характеристика любого учебного действия и составляющих его операций. Это позволяет обучающемуся использовать освоенные способы действий на любом предметном содержании, в том числе представленном в виде экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов, что положительно отражается на качестве изучения учебных предметов;
  • построение учебного процесса с учетом реализации цели формирования УУД способствует снижению доли репродуктивного обучения, создающего риски, которые нарушают успешность развития обучающегося, и формирует способности к вариативному восприятию предметного содержания в условиях реального и виртуального представления экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов.

Федеральная рабочая программа включает:

  • Пояснительную записку.
  • Содержание обучения: пункт разбит на годы обучения.
  • Планируемые результаты освоения программы по предмету.

Занятие 4. Рабочая программа воспитания ФОП

В ФООП всех уровней образования содержится Федеральная рабочая программа воспитания, которая соответствует обновленной примерной рабочей программе воспитания. Федеральная рабочая программа воспитания из ФООП будет основой для разработки рабочей программы воспитания. В ней – обязательные требования к организации и содержанию воспитания. На её основе можно внести изменения во все разделы Федеральной рабочей программы воспитания, кроме целевого.

Цели, задачи, направления и целевые ориентиры воспитания для всех образовательных организаций одинаковы, а вот в содержательный и организационный разделы программы необходимо внести дополнения.
Например, добавить к обязательным модулям воспитательной работы дополнительные. Описать вариативные виды и формы воспитательной работы с учетом специфики региона или традиций образовательной организации.

Организационный раздел ООП к 01.09.2023 г. необходимо скорректировать полностью.
Привести в соответствие с ФООП придется учебный план, план внеурочной деятельности, календарный учебный график и календарный план воспитательной работы.

Образовательная организация ежегодно уточняет и конкретизирует учебный план на соответствующий уровень общего образования в зависимости от своих потребностей. К 01.09.2023 г. все образовательные организации должны привести свои учебные планы в соответствие с федеральными.

ФООП всех уровней образования содержат несколько вариантов федеральных учебных планов. Учебные планы уровней ООО и СОО имеют особенности. В федеральном учебном плане ООО на физическую культуру отводится два часа. При этом третий час образовательная организация должна реализовать за счет часов внеурочной деятельности или спортивных секций. На уровне СОО учебный план универсального профиля предназначен для старшеклассников, чей выбор предметов для углубленного изучения не подходит под остальные профили. Универсальный профиль позволяет как ограничиться базовым уровнем изучения учебных предметов, так и выбрать предметы для углубленного изучения.

При составлении учебных планов на 2023-2024 учебный год необходимо проконтролировать выполнение федеральных рабочих программ по обязательным предметам. На эти предметы часов должно быть не меньше, чем в федеральном учебном плане.

На уровне ООО и СОО образовательная организация вправе перераспределить часы учебного плана (Федеральный закон от 24.09.2022 г. № 371-ФЗ). Например, сократить количество часов по предметам, по которым не проводят ГИА, и организовать углубленное изучение отдельных предметов. Учебный план для СОО на 2023-2024 учебный год разрабатывается с учетом обновленного ФГОС СОО.

Занятие 17. Формы совместной деятельности в образовательной организации

ФОП описывает основные направления взаимодействия педагогов ДОО с субъектами образования, предлагает формы взаимодействия.

Дополнительные материалы

Занятие 19. П ООП и ФОП

Примерная основная образовательная программа (ПООП) имеет ряд сходств и различий с вводимой Федеральной образовательной программой.

Различия

  1. ПООП носит рекомендательный характер, в то время как ФОП ДО является нормативным правовым документом.
  2. ФОП включает раздел «Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов»,
    в то время как ПООП не давало четких ответов, как именно и когда диагностировать педагогический процесс, как интерпретировать полученные данные.
  3. Основные цели ПООП и ФОП отличны:
  • Цель ПООП:
    «Проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности»;
  • Цель ФОП:
    «Всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
  1. Содержательные разделы документы отличны.
  1. Организационный раздел ПООП и ФОП также имеют принципиальные различия.

Сходства

  1. Включенные формулировки «примерные»
    подразумевают вариативность.
  2. Имеют одинаковую структуру: целевой, содержательный, организационный разделы.
  3. Задачи ПООП и ФОП, в большей степени, схожи. Задачи переформулированы, конкретизированы.

Занятие 3. Особенности содержательного раздела ФООП

Содержательные разделы утвержденных Федеральной образовательной программы основного общего образования (далее – ФОП ООО) и Федеральной образовательной программы среднего общего образования (далее – ФОП СОО) включают федеральные рабочие программы учебных предметов «Русский язык», «Литература», «Обществознание», «История», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Работу по включению в ФООП федеральных рабочих программ остальных учебных предметов, являющихся обязательными для изучения в соответствии с требованиями ФГОС, планируется завершить до 1 июня 2023 года
.

В содержательных разделах ФООП реализован принцип единства образовательного пространства и преемственности начального общего, основного общего и среднего общего образования
, выраженный в том числе в детализированном описании планируемых личностных и метапредметных результатов за весь период обучения на отдельном уровне общего образования, а также планируемых предметных достижений обучающегося за каждый год обучения.

В ФОП ООО
предусмотрена возможность изучения учебных предметов («Математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология») на углубленном уровне
за счет добавления учебных часов из части федерального учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

Для реализации модуля «Введение в Новейшую историю России» в учебном курсе «История России» количество часов на изучение учебного предмета «История» в 9 классе рекомендуется увеличить на 14 учебных часов.

При переходе на ФООП не в первый год изучения учебного предмета необходимо предусмотреть особый порядок учебного планирования на соответствующем уровне общего образования (переходный период).

Так, например, программой учебного предмета «Математика» и федеральным учебным планом в рамках как базового, так и углубленного уровня предусмотрено введение в 7-9 классах нового учебного курса «Вероятность и статистика». Ф ОП ООО определено введение этого курса с выделением соответствующего для изучения учебного времени, начиная с 7 класса. Чтобы обеспечить реализацию требований ФГОС основного общего образования учащимися 8 и 9 классов, овладение программой учебного курса «Вероятность и статистика» целесообразно организовать в рамках учебного курса «Алгебра». Для этого следует добавить в курс вероятностно-статистическое содержание, предусмотренное программой к изучению в настоящий и предшествующие годы обучения, а также добавить один час в учебный план.

Также возможно использование ресурса часов внеурочной деятельности, что позволило бы в большей степени реализовать деятельностный и практико-ориентированный подходы к овладению содержанием учебного курса «Вероятность и статистика». Необходимо обратить внимание и на организацию текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по указанному курсу.

При этом в учебном плане образовательной организации, а также при ведении классного журнала в 7-9 классах указывается наименование конкретного учебного курса «Алгебра», «Геометрия» или «Вероятность и статистика», а при выставлении итоговой оценки в аттестат указывается наименование учебного предмета «Математика» и проставляется оценка. Она рассчитывается как среднее арифметическое годовых отметок по трем учебным курсам и экзаменационной отметки выпускника.

Если в 2022-2023 учебном году в образовательной организации не реализовывалось преподавание в 5 классе учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», то при внедрении ФОП ООО целесообразно предусмотреть в учебном плане 6 класса, помимо одного часа, предусмотренного федеральным учебным планом, дополнительно один час в неделю в рамках внеурочной деятельности на освоение образовательной программы по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» за 5-6 классы в течение одного учебного года.

Занятие 13. План внеурочной деятельности

ФОП НОО включает также план внеурочной деятельности.

Назначение плана внеурочной деятельности
– психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. При формировании плана внеурочной деятельности образовательная организация предоставляет участникам образовательных отношений право выбора направления и содержания учебных курсов.

Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:

  • поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования;
  • совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде;
  • формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни;
  • повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;
  • развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде – умения договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы;
  • поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;
  • формирование культуры поведения в информационной среде.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все её формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики.

При выборе направлений и отборе содержания обучения образовательная организация учитывает:

  • особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав);
  • результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности;
  • возможность обеспечения условий для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательную связь с урочной деятельностью;
  • особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация.

Направления и цели внеурочной деятельности.

  1. Спортивно-оздоровительная деятельность
    направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
  2. Проектно-исследовательская деятельность
    организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.
  3. Коммуникативная деятельность
    направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества.
  4. Художественно-эстетическая творческая деятельность
    организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
  5. Информационная культура
    предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере.
  6. Интеллектуальные марафоны
    организуются через систему интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересы и способности к самообразованию.
  7. «Учение с увлечением!»
    включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов.

Занятие 18. Корректировки ООП СОО в соответствии с ФОП СОО

Организационный раздел ФОП СОО содержит не все компоненты, которые требуют ФГОС СОО. Решение этой проблемы – в таблице.

Что включить в организационный раздел ООП по ФОП СОО

Занятие 6. Календарный план воспитательной работы ФОП

Федеральный календарный план воспитательной работы содержит единый для всех образовательных организаций перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат. Каждая образовательная организация вправе проводить и другие мероприятия. Главное, чтобы они соответствовали Федеральной рабочей программе воспитания и ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей. Федеральный календарный план воспитательной работы может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Рекомендуется сопоставить мероприятия с содержанием рабочей программы воспитания и проследить, чтобы каждое мероприятие решало воспитательную задачу.
Необходимо также привлечь ресурсы других организаций в рамках сетевой формы реализации образовательных программ: совместные мероприятия, дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы. Форму проведения мероприятий следует зафиксировать в плане.

Необходимо осуществлять контроль над выполнением требований федеральных программ со стороны рабочей группы. Этим может заняться директор или назначенный им заместитель. При разработке документации члены рабочей группы должны выполнять требования учебно-методических документов для всех уровней образования. Задача – проконтролировать, все ли требования ФООП соблюдает рабочая группа при обновлении ООП; выполнены ли требования федеральных учебно-методических документов.

Следующий этап – подготовка педагогического коллектива к переходу на новые ООП.
На этом этапе важно организовать методическую поддержку учителей. Дело в том, что не все могут понимать смысл перехода на ФООП и федеральные рабочие программы по учебным предметам. Необходимо это пояснить, а также подробно проконсультировать об изменениях в ООП всех уровней образования. Отдельное выступление следует обязательно посвятить нововведениям на итоговом педсовете в конце 2022-2023 учебного года, а также на августовском педагогическом совете перед началом 2023-2024 года. Предварительно необходимо провести диагностику образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов. По её результатам можно будет выявить, какие дефициты в знаниях есть у учителей. После этого нужно отправить на повышение квалификации тех педагогических работников, у кого результаты диагностики окажутся неудовлетворительными.

Далее следует представить изменения в программах родителям. Рассказать обо всех изменениях нужно до конца 2022-2023 учебного года. Лучше всего это сделать в рамках общешкольного родительского собрания. До родителей необходимо донести, какие изменения коснутся их и детей, а также для чего необходимо такое нововведение. Чтобы выявить запросы родителей и сформировать проекты учебных планов и планов внеурочной деятельности в соответствии с ФООП, нужно провести анкетирование учеников и родителей.

Завершающий этап – утверждение изменений в ООП.
Рассматривают и принимают изменения обычно на педсовете. После этого директор утверждает изменения приказом. Заранее необходимо запланировать в повестке вопросы о работе с ООП. Выступить необходимо как минимум два раза: на февральском собрании педагогов, когда необходимо начинать работу по приведению ООП в соответствие с ФООП, и на августовском педсовете, когда придет время утверждать изменения перед новым учебным годом. Утвердить изменения в ООП можно одним из способов:

  • утвердить поправки в ООП отдельным приказом для каждого уровня образования;
  • утвердить поправки в ООП единым приказом сразу для трех уровней образования.

Таким образом, ФООП – это программа возможностей, и она вовсе не означает унификацию программы. И программы, и школы, и педагоги – все могут быть разными. Но будут треки, обеспечивающие доступность всех программ, независимо от места проживания и доходов родителей, от местонахождения школы.

Занятие 3. Организация методической поддержки педагогических работников и управленческих кадров

Министерство просвещения РФ обязуется оказывать методическую поддержку педагогам на стадии перехода на федеральные образовательные программы.

В марте-апреле 2023 года
запланировано проведение окружных и всероссийских совещаний по вопросам введения ФООП.

Одновременно во втором квартале 2023 года
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» представит методические рекомендации по реализации федеральных рабочих программ по учебным предметам и единый подход к формированию календарно-тематического планирования.

На портале Единого содержания общего образования
осуществляется доработка и обновление конструктора рабочих программ
– удобного бесплатного онлайн-сервиса для индивидуализации федеральных рабочих программ по учебным предметам. Следить за актуальной информацией можно на ресурсе: edsoo.ru/constructor
.

Индивидуальную консультативную помощь по вопросам введения ФООП учитель или руководитель образовательной организации может получить, обратившись через ресурс «Единое содержание общего образования»
на горячую линию по вопросам содержания образования
.

Целесообразно не только проинформировать педагогов и образовательные организации о возможности получить консультативную поддержку на федеральном уровне, но и подключить к этой работе региональные, муниципальные и школьные методические службы и объединения, а также лидеров методических сообществ субъекта Российской Федерации.

Занятие 17. Корректировка содержательного и организационного разделов ООП НОО с учетом требований ФОП НОО

Содержательный раздел ООП НОО

Основное требование к содержательному разделу – включать федеральные рабочие программы по предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир».

Содержательный раздел ФОП НОО включает:

  • обязательные федеральные рабочие программы по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру;
  • программу формирования универсальных учебных действий учащихся;
  • федеральную рабочую программу воспитания.

Педагогам необходимо скопировать из ФОП обязательные рабочие программы и добавить в них тематическое планирование – оно также обязательно по требованиям и старого, и нового ФГОС НОО. В планировании надо указать количество академических часов, отводимых на освоение каждой темы. Также можно добавить, как учитывается рабочая программа воспитания.

В ООП по новому ФГОС необходимо описать возможность использования электронных образовательных ресурсов по каждой теме. Также следует добавить в раздел рабочие программы по оставшимся обязательным предметам и модулям, предметам и курсам из формируемой части, в том числе курсам внеурочной деятельности.

В ООП, разработанную по старому ФГОС НОО, нужно дополнительно включить программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни и программу коррекционной работы, если среди обучающихся есть дети с ОВЗ, для которых не нужна АООП (п. 16 ФГОС НОО).

Организационный раздел ООП НОО

Организационный раздел ФОП НОО содержит не все компоненты, которые требуют ФГОС НОО. В таблице представлено, что необходимо включить в организационный раздел ООП по ФОП НОО.

Дополнительный материал к занятию

  • Чек-лист приведения основных общеобразовательных программ школ в соответствие с ФООП
    .

Занятие 22. Корректировка рабочих программ с учетом новых требований

Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (п. 14. 1 ФОП ДО).

  1. Целевой раздел: цель

Курс для учителей начальных классов по реализации персональных образовательных программ в начальном общем образовании

  1. Задачи программы

Процесс внесения корректировок в имеющуюся программу включает несколько этапов.

Курс для учителей начальных классов по реализации персональных образовательных программ в начальном общем образовании

  1. Организационный раздел

Корректировки в организационный раздел ООП вносятся исходя из следующих аспектов:

  • Какие технологии позволят реализовать принципы ФОП?
  • Какие технологии позволят достичь планируемых результатов?
  • Какое нужно методическое и дидактическое сопровождение?
  1. По результатам проведенной работы (пункты 1-3) вносятся корректировки.

Занятие 5. Целевой раздел ФОП НОО

ФОП НОО является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС НОО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Цели ФОП НОО:

  1. Обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на получение качественного образования, включающего обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося.
  2. Организация учебного процесса с учетом целей, содержания и планируемых результатов начального общего образования, отраженных в ФГОС НОО.
  3. Создание условий для свободного развития каждого обучающегося с учетом его потребностей, возможностей и стремления к самореализации.
  4. Организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одаренных, успешных обучающихся и (или) для детей социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.

Задачи ФОП НОО:

  1. Формирование общей культуры, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное развитие, становление творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
  2. Обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
  3. Становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости.
  4. Обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования.
  5. Достижение планируемых результатов освоения ФОП НОО всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ).
  6. Обеспечение доступности получения качественного начального общего образования.
  7. Выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и т.д., организацию общественно полезной деятельности.
  8. Организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности.
  9. Участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации.

Дополнительные материалы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *