«Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе
А. И. Куприна «Белый пудель»
: изучения нового материала.
организации учебной деятельности учащихся: словесный, практический, самостоятельная работа, индуктивный, продуктивный и репродуктивный метод.
организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
: информационно-коммуникационная, технологии развития критического мышления.
Выводы по уроку. Рефлексия (синквейн)
– Итак, ключевое слово на уроке- дружба. Чтобы подвести итог урока,каждая
творческая группа приготовит свой синквейн. Для написания синквейна
слову дружба(слайд 3)
– 1 группа составляет синквейн к слову дружба
– 2 группа- к слову добро
– 3 группа- к слову поддержка
Оборудование: рассказ А. И. Куприна
«Белый пудель», мультимедийная установка,
компьютерная презентация (Приложение
1)
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний СЛАЙД 1
– На табло представлено немецкого слово pudeln,
которое переводится как — плескаться, плыть
по-собачьи. Отгадайте это слово.
ПУДЕЛЬ – порода декоративных собак.
Предположительно эта порода произошла в 16 веке
от старинных длинношерстных пастушьих и
охотничьих «водяных собак». Пудели приобрели
огромную популярность, но впоследствии их
перестали использовать для охоты и они
постепенно превратились в
комнатно-декоративных. Прекрасно дрессируются,
послушны и дружелюбны. Пудели были любимцами
многих известных людей. Бетховен написал элегию
на смерть своего любимца, Г. Гейне сочинил стихотворение
«Добродетельная собака», а перу А. И. Куприна
принадлежит трогательный рассказ «Белый
пудель».
III. Сообщение темы урока
– На каникулах вы прочитали этот рассказ.
Понравился ли он вам?
– Попытайтесь сказать одним словом, чем он вам
понравился.
– Это и есть тема нашего урока «Преданность,
верность, дружба, доброта в рассказе Александра
Ивановича Куприна «Белый пудель». С ЛАЙД 2.
IV. Анализ произведения
– Из скольких частей состоит рассказ «Белый
пудель»? (6 глав)
– Озаглавьте каждую часть. Работа в парах.
Афиширование. С ЛАЙД 3.
V. Работа в группах по карточкам с
вопросами. Афиширование
VI. Композиционное построение рассказа
– Давайте отметим основные моменты (т. е.
основные пункты плана) (по ходу работы
заполняется таблица). Что в них описывается? СЛАЙДЫ
4, 5
– Мы с вами построили композицию данного
рассказа. С ЛАЙД 6.
– Так о чем же это произведение? Какова его
главная мысль? Что хотел донести до вас автор?
– Преданность, верность, дружба – это самое
главное в жизни человека. Куприн учит читателей
быть человечными, добрыми, благородными по
отношению друг к другу и к животным, осуждает
черствость и бездушие людей.
X. Итог урока СЛАЙД 8
– Закончить наш разговор мне хочется
стихотворением Вероники Тушновой.
– Давайте читать добрые книжки и спешить делать
добро.
– Спасибо за работу! (Выставление оценок и
ответы на вопросы).
XI. Домашнее задание СЛАЙД 9
1 вариант. Творческий пересказ
2 вариант. Ж ЗЛ (жизнь замечательных людей).
Рассказ об А. И. Куприне.
– создать условия для внимательного и
вдумчивого чтения художественного произведения,
– попытаться раскрыть понятие “личность” на
примере литературного героя.
– развитие речи, внимания, памяти, мышления,
– учить понимать чувства окружающих, вызвать
доброе отношение к людям и животным,
– активизировать самостоятельный поиск
информации к уроку,
– отрабатывать умение искать информацию в
тексте.
Ход урока
Начнём с биографии автора.
Ученики сообщают те биографические сведения,
которые сумели найти
Презентация. Слайд 2.
Работа с книжной выставкой
– Вы читали рассказ А. И. Куприна “Белый
пудель”.
Вам понравилось это произведение? Какие
события вас особо потрясли, удивили, восхитили,
взволновали?
/ Выслушать всех желающих/
Ребята, вы принесли книги разного издания.
Расскажите, какие события изображены на
обложках ваших книг.
/ Дети по очереди кратко рассказывают/
Ребусы
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
Учитель: Какой ребус лишний? Почему?
/Возможно, ученики исключат слово “личность”,
т. к. это не персонаж данного произведения /
Как вы понимаете слово “личность”?
Где можно найти объяснение значения данного
слова?
/ Толковый словарь/
Учитель: Даже психологи не дают однозначного
ответа на этот вопрос.
– Ребята, как вы считаете, уместно ли на уроке
литературы говорить о личности? Почему?
Думаю, что мы сегодня ещё вернёмся к понятию
“личность”, а пока вспомним содержание рассказа
“Белый пудель”.
Вопросы по содержанию рассказа/при этом
ученики пользуются текстами и доказывают свои
ответы цитатами/
– Сколько артистов в этой труппе?/старик,
Сергей, пудель Арто и щегол в клетке, обученный
вытаскивать из ящика бумажки с предсказаниями
будущего/
– Кем приходится Сергей старику? /чужой
человек/
– Что мы узнаём о родителях Сергея? /мать умерла
давно; отец – сапожник, пьяница, отдал сына
Мартыну Лодыжкину за рубль в месяц, но вскоре
умер/
– Сколько лет они вместе скитаются? /5 лет/
– Назовите 3 самые дорогие существа (или вещи)
старика?
/Сергей, Арто, шарманка/
– Где происходят события рассказа?/в Крыму/
– Как себя чувствует Сергей? Какое у него
настроение? /он восхищается красотой природы, он
беззаботен и счастлив /
Вспомним, что восхищало в Крыму Сергея:
Слайд 9.
Слайд 10.
Слайд 11.
Слайд 12.
– Кто такой Трилли? Как относятся к нему Сергей
и старик?
– Что значит “прописать ижу”?
Сценка “Наказание ученика” /роли исполняют
два заранее подготовившиеся ученика/:
Учитель: Петров, отвечай урок!
Петров: /молчит, мычит, мнётся/
Учитель: Петров, подойди сюда.
/ Порет, приговаривая/ – Учи урок! Учи урок!
Слайд 13.
Слайд 14.
/При просмотре слайдов, ученики поясняют их
смысл./
– Что ответил старик, когда барыня спросила за
сколько он продаст собаку?
/ “Собаками, барыня, не торгую – с”
– Почему старик не продал собаку?
– Как он объяснил свой отказ дворнику? Как вы
понимаете такой ответ?
/ “Не всё то продаётся, что покупается”/
– За что Сергей сердился на старика, когда
пропал Арто?
/За его беспомощность, “Что нам делать теперь,
Серёжа?”/
– Когда Сергей перестал злиться и пожалел
старика? Почему?
/ Когда тот рассказал о чужом паспорте/
– Какие чувства испытывал Сергей, когда
оказался в барском саду?
/ “Никогда в жизни мальчик не испытывал такого
мучительного ощущения полной беспомощности,
заброшенности и одиночества, как теперь”/
– Что заставляет Сергея спасать собаку?
– Как меняется Сергей от начала к концу
рассказа?
/Ученикам выдаются листы для письменной
характеристики героя; они работают
самостоятельно 2-3 минуты/:
Проверка самостоятельной характеристики героя
/ученики зачитывают свои варианты/
Возможный итог/ записывает учитель на доске/:
– А как могла бы закончиться эта история, если
бы Сергей повёл себя иначе?
– Вспомним, что понимают под словом
“личность”
Можно ли назвать Сергея “ личностью”? А
старика Лодыжкина?
Каким должен быть человек, чтобы его назвали Личностью?
/Можно дома продумать устный (или письменный )
ответ на этот вопрос с примерами из литературы
или из жизни/
– Ребята, помогите закончить наш разговор такой
известной фразой:
А. И. Куприн « Белый пудель».
«Не всё продается, что покупается»
формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное решение, отстоять свой выбор.
Оборудование: портрет А. И. Куприна, иллюстрации к рассказу, презентация
После краткого сообщения о биографии писателя и обмена впечатлениями о рассказе ребятам предлагается составить устный рассказ на тему «Один день из жизни бродячей труппы», попытавшись представить не тот день, который описал Куприн, а любой другой .
2. Какие трудности встречаются на пути бродячих артистов? (Голод, унижения, побои)
3. Какой характер складывается у человека, которому приходится жить в подобных условиях?
4. Докажите, Серёжа и дедушка Лодыжкин не ожесточились, не озлобились.
Устное рисование: дедушка Лодыжкин и Серёжа
Дедушка Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо».
«Столько же, сколько шарманку, может быть, даже немного больше, любил он своих младших спутников в вечных скитаниях: пуделя Арто и маленького Сергея».
« – Что, брат пёсик? Тепло? – спросил дедушка»
« – Поди сюда, Арто, поди, моя собаченька».
«- Иди-иди, дурашка, чего рот разинул? – подталкивал его шутливо старик»
«Сергей остался навеки связан с дедушкой и душою, и мелкими житейскими интересами»
« – Тут и выкупаемся, дедушка Лодыжкин, сказал решительно Сергей. На ходу он уже успел , прыгая то на одной, то на другой ноге, стащить с себя панталоны.»
Что дальше сделал Сергей?
« – Давай я тебе пособлю орган снять»
«Дедушка раздевался не торопясь».
« Прикрыв глаза ладонью от солнца и щурясь, он с любовной усмешкой глядел на Сергея».
«Потом он разломил краюху на три неровные части.»
Как дедушка Лодыжкин разделил хлеб?
О чём мечтает дедушка Лодыжкин?
Обратить внимание: мечтает не о собственном благополучии, а о благополучии Сергея.
– Какой эпизод ярче всего раскрывает силу любви артистов маленькой бродячей труппы?
– Почему дедушка не продал Арто, ведь на эти деньги он мог бы осуществить все свои мечты?
– Какие ещё качества характера помогают Серёже и дедушке Лодыжкину ?
– Дедушка Лодыжкин, а дедушка, глянь-кось, в фонтане-то – золотые рыбы! Ей-богу, дедушка, золотые, умереть мне на месте! – кричал мальчик, прижимаясь лицом к решетке, огораживающей сад с большим бассейном посредине. – Дедушка, а персики! Бона сколько! На одном дереве!»
Жизнерадостность, умение с юмором относиться к своим неудачамДолгое время старик и мальчик шли молча, но вдруг, точно по уговору, взглянули друг на друга и рассмеялись: сначала захохотал Сергей, а потом, глядя на него, но с некоторым смущением, улыбнулся и Лодыжкин.
– Что?, дедушка Лодыжкин? Ты все знаешь? – поддразнил его лукаво Сергей.
– Да-а, брат. Обмишулились мы с тобой, – покачал головой старый шарманщик». )
– А удалось ли героям сохранить в такой обстановке гордость, чувство собственного достоинства?
(Несмотря на скитания, голод и унижения, героям удаётся сохранить чувство собственного достоинства. Это доказывает эпизод с монетой: Наконец барыня вышла на балкон, швырнула сверху в подставленную шляпу Сергея маленькую белую монетку и тотчас же скрылась. Монета оказалась старым, стертым с обеих сторон и вдобавок дырявым гривенником. Дедушка долго с недоумением рассматривал ее. Он уже вышел на дорогу и отошел далеко от дачи, по все еще держал гривенник на ладони, как будто взвешивая его.
И он с негодованием и с гордостью бросил монету, которая, слабо звякнув, зарылась в белую дорожную пыль»
Составление сценария кинофильма: чем занималась барыня четверть часа, пока Сергей и дедушка Лодыжкин ждали плату за выступление?
О чувстве собственного достоинства свидетельствует и разговор дедушки Лодыжкина с дворником: Дедушка, который успел уже в это время напялить на себя коричневый, позеленевший на швах пиджак, гордо выпрямился, насколько ему позволяла вечно согнутая спина.
– Вот те и приравнял. Ты так и скажи своему барину, который железную дорогу строит, – возвысил голос дедушка. – Так и скажи: не все, мол, продается, что покупается».)
Во время трудных испытаний по-разному раскрываются характеры героев. Давайте откроем 5 главу и посмотрим, что изменилось во взаимоотношениях артистов после пропажи собаки.
(Если в первых главах дедушка Лодыжкин выступал в роли руководителя труппы, то после пропажи Арто он проявляет беспомощность и слабость, а Серёжа, напротив, ведёт себя как мужественный, решительный человек, командует дедушкой Лодыжкиным и помогает ему.)
– В какой момент Серёжа принял решение вернуть Арто?
– Докажите, что в дальнейшем Серёжа не бросит дедушку?
( «- Пойдем, дедушка, – сказал он повелительно и ласково в то же время. – К черту пачпорт, пойдем! Не ночевать же нам на большой дороге».)
– Мы начинали урок с того, что пытались представить один день из жизни бродячей труппы. А теперь давайте попытаемся представить себе один день из жизни Трилли.
– «Как его, такого, вырастили, шут его возьми?»
– Почему нищие артисты оказались добрей и благородней живущих в достатке богачей?
– Как вы думаете, кто счастливее: Сергей или Трилли?
– Мать Трилли не смогла купить собаку у дедушки Лодыжкина. Чего ещё она не сможет купить ни за какие деньги?
– О чём заставил задуматься рассказ Куприна «Белый пудель»?
Учебный предмет: Литература.
Тип урока: Урок внеклассного чтения.
Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, групповая.
Методы организации учебной деятельности: Словесный, практический, самостоятельная работа.
Приветственное слово учителя:
– Добрый день ребята, уважаемые коллеги!
Меня зовут Кравцов Иван Олегович, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 4.
Я рад нашей встрече, уверен, что работа на уроке будет интересной и продуктивной.
Давайте улыбнёмся друг другу.
Мы умные, мы внимательные, у нас все получится.
2. Этап погружения в тему урокаМотивация учебной деятельности
– Ребята, послушайте песню и скажите о ком она, о чем мы будем говорить на уроке?
Звучит музыка: песня про собаку «Человек собаке друг»
– Ребята, посмотрите на этот рисунок. Кто знает, какая это порода собак?
– Правильно, ребята, это – пудель, порода декоративных собак.
– Ребята. Кто хочет прочитать нам информацию о пуделях?
Личностные – смыслообразование
Познавательные – общеучебные универсальные действия
Коммуникативные – уметь формулировать собственное мнение и позицию
Регулятивные – планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
Учитель дает одному из учеников карточку с информацией о пуделях.
Пудель – порода, которая на данный момент относится преимущественно к группе декоративных собак. Изначально пудель являлся рабочей собакой, в частности использовался на охоте. Пудель занимает второе место в рейтинге самых умных пород, составленном доктором Стенли Кореном, после бордер – колли. Пудели умеют приспосабливаться практически к любому климату.
Продолжительность жизни пуделей составляет от 10 до 18 лет. В 18 веке крупные пудели активно использовались в военных действиях, в основном для поиска раненых и обеспечения полевой связи. В России пуделей также использовали как рабочую породу, в основном охота с пуделем шла на уток.
Также пудель может использоваться как пастушья собака.
Пудели являются любимцами многих известных людей. Бетховен написал Элегию на смерть своего любимца.
Г. Гейне сочинил стихотворение «Добродетельная собака», а перу А. И. Куприна принадлежит трогательный рассказ
«Белый пудель».
– Ребята, вот с этим произведением сегодня мы и будем работать на уроке.
Тема нашего урока:
«Судьба бродячих артистов. Чувство собственного достоинства, верность и дружба.»
Один из учеников читает по карточке информацию о пуделях.
3. Актуализация учебной деятельности
Тест на проверку знания текста
– Ребята, дома вы самостоятельно прочитали этот рассказ.
Понравился ли он вам?
Попытайтесь сказать одним словом, чем он вам понравился?
Отвечают на вопросы.
(Этот рассказ интересный, волнительный, трогательный, тревожный, жалобный)
Познавательные – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
доказательство
Коммуникативные – уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия
4. Этап самостоятельная работа. Тест
– А вот внимательно ли вы его читали, мы сейчас проверим, решив небольшой тест по этому произведению.
Ребята, предлагаю вам ответить на вопросы. Для этого вы уже поделены на две команды. Обсуждать каждый вопрос можно всей командой, отвечать будете по очереди.
Результат вашей работы я буду фиксировать на доске.
Тест. Команда 1
1) Где происходят события в рассказе?
А) В Подмосковье
Б) В Крыму
В) В провинциальной деревне
2) Кто является главными героями произведения?
А) Дед Мазай
Б) Сережа, дедушка, пудель
В) Бэтмен
3) Являются ли главные герои родственниками?
А) Нет, дед взял мальчика у сапожника
Б) Да, они дедушка и внук
В) Да, отец и сын
4) Чем занимаются герои рассказа?
А) Снимают ролики для Тик-ток
Б) Являются мошенниками
В) Зарабатывают на жизнь выступлениями
Тест. Команда 2
1) Почему на последней даче захотели купить пуделя?
А) У пуделя красивые глазки
Б) Трилли потребовал собаку
В) Узнали в собаке своего питомца
2) Почему дедушка отказался продать собаку?
А) Предлагали маленькую цену
Б) Не захотел, чтобы собака досталась злым людям
В) Не мог ни за какие деньги продать верного друга
3) Почему дедушка не пошел жаловаться властям, когда собаку украли?
А) Был занят – играл на шарманке
Б) У дедушки не было паспорта
В) Решил, что собака ему больше не нужна
4) Что произошло в финале рассказа?
А) Мальчик возвращает пуделя
Б) Дедушка и мальчик оставляют собаку
В) Дедушка не выдержал утраты собаки и умер
5) Чему учит рассказ «Белый пудель»?
А) Все можно купить за деньги
Б) Как дрессировать собак
В) Верности и дружбе
Ученики отвечают на вопросы теста и самостоятельно оценивают результат своей работы при помощи смайликов
Познавательные – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием текста произведения
Коммуникативные- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
Регулятивные – планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
уметь находить ошибки и самостоятельно оценивать результаты свое работы.
– А сейчас, ребята, физминутка.
На экране появляется видеоролик с записью физминутки под музыкальное сопровождение.
Ученики выполняют маленькую физическую разминку вместе с учителем.
6. Этап Самостоятельная работа в группах
– Ребята, скажите, пожалуйста, какие качества бродячих артистов раскрываются в рассказе?
Найдите аргументы ко всем качествам, которые назвали сейчас.
Работая с текстом попытайтесь ответить на следующие вопросы.
Эти вопросы есть у вас уже на парте. Вам нужно буде назвать качества героев рассказа и найти отрывок, подтверждающий это.
Каждой команде по два качества.
На подготовку вам даю 7 минут.
После того, как прошло время, идет выступление команд по очереди.
Ученики работают в группах, самостоятельно ищут в тексте ответы на заданные вопросы.
Читают вопрос и называют качество.
Зачитывают отрывок.
7. Этап
Работа с толковым словарем
– Ребята, вы отлично провели исследовательскую работу.
Найдите значение этих слов в толковом словаре.
– Восхищение
– Избалованность
– Отчаяние
– Смелость
Ученики работают самостоятельно.
Используют толковые словари.
8. Этап
Интерактивная игра
«Микрофон»
– Ребята, подводя итог нашего урока мы поиграем в интерактивную игру «Микрофон».
Здесь вы будете задавать вопросы и вместе находить на них ответы.
Один из вас будет корреспондентом, он задает вопросы, а вы поднимаете руку и отвечаете.
Вопросы к игре:
1 Как вы считаете чего в жизни нельзя купить?
2 Чем вам понравилось произведение?
3 Чему нас учит рассказ?
4 Хотели бы вы иметь такого друга, как Сережа?
5 У кого из вас дома есть собака? Коротко расскажите о ней.
Работают коллективно, задают вопрос и ищут на него ответ, который нужно обосновать опираясь на пример из произведения
Коммуникативные – уметь использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Регулятивные – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя.
9. Этап
Домашнее задание
– Ребята, запишите домашнее задание.
Найдите в тексте и запишите в тетрадь, какие качества бродячих артистов раскрываются в рассказе «Белый пудель»
Записывают домашнее задание.
10. Этап
Заключение
– Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, спасибо за урок!
Тема «А. И. Куприн «Белый пудель»»
Отметка руководителя педагогической практики за урок литературы
Ерофеева Анастасия Алексеевна
Подпись руководителя образовательного учреждения:
проанализировать 5-ую и 6-ую главы рассказа А. И. Куприна «Белый пудель».
учебник (Снежневская М. А, Хренова О. М., Кац Э. Э. Литература. 5 класс. : учебник-хрестоматия для общеобразоват.учреждений : в 2 ч. Ч. 2 / М. А. Снежневская, О. М. Хренова, Э. Э. Кац ; под ред. Г. И. Беленького. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Мнемозина, 2008.).
Жанры речи учителя
I. Организационный этап
Говорение. Жанр речи: слово учителя (приветственное слово, педагогическое требование) слово учителя)
(детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
II. Повторение изученного материала
Говорение. Жанр речи: слово учителя (сообщающее слово, педагогическое требование, инструктивное слово, обобщающее слово).
(неозвученное, изучающее, критическое, сознательное).
III. Изучение нового материала
Говорение. Жанр речи: слово учителя (проблемное слово, педагогическое требование), беседа (эвристическая).
VI. Задание на дом
. Жанр речи: слово учителя (инструктивное слово, педагогическое требование), беседа (репродуктивная).
V. Итог урока
Говорение. Жанр речи: слово учителя (педагогическое требование, похвальное, обобщающее, этикетно-благодарственное слово), беседа (репродуктивная).
1. Говорение. Жанр речи: слово учителя (приветственное, сообщающее слово, педагогическое требование).
Урок уже начался. Садитесь. Напомню, меня зовут Анастасия Алексеевна. Мы с вами уже познакомились с биографией автора, с Дарьей Александровной вы проанализировали несколько глав. Сегодня мы с вами завершим изучение рассказала Куприна «Белый пудель». Откроем тетради, запишем дату и вид работы.
1. Слушание (детальное, некритическое, нерефлексивное, информативное).
Запись на доске:
2. Чтение (неозвученное, изучающее, критическое, невыразительное).
3. Говорение. Жанр речи: беседа (репродуктивная).
Ребята, вчера на уроки вы проанализировали 2-ую, 3-ю и 4-ую главы рассказа. О чем там шла речь?
3. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
4. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
4. Говорение. Жанр речи: ответ по предмету (устный, краткий, индивидуальный ответ).
Эти главы познакомили нас с героями, которыми являются Арто, дедушка Лодыжкин, Сережа, владелица дачи, Трилли. Узнали о из жизни и характере. Также прочитали об истории, когда владелица дачи захотела купить Арто из-за прихоти своего сына. Однако наши главные герои отказались его продавать и ушли.
5. Говорение. Жанр речи: слово (похвальное слово), беседа (репродуктивная).
Хорошо. Ребята, о чем рассказывает 5 глава? Проверьте по тексту правильность ответа. Андрей.
5. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
6. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
6. Говорение. Жанр речи: ответ по предмету (устный, краткий, индивидуальный ответ).
Пятая глава рассказывает о том, как была совершена кража Арто в то время, когда Сережа и дедушка заснули после завтрака.
7. Говорение. Жанр речи: беседа (репродуктивная).
С чего начинается эта глава? Что подробно описывает автор в самом начале? Найдите этот фрагмент.
7. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
8. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
8. Говорение. Жанр речи: ответ по предмету (устный, краткий, индивидуальный ответ).
Пятая глава начинается с описания места, куда пришли наши герои, после чего автор рассказывает, из чего состоял завтрак труппы.
9. Говорение. Жанр речи: беседа (репродуктивно – эвристическая).
Как вы думаете, почему автор рассказывает нам о завтраке? Разве это важно для понимания рассказа? Ира.
9. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
9. Говорение. Жанр речи: ответ по предмету (устный, краткий, индивидуальный ответ).
Я думаю, что автор рассказывает нам о завтраке героев, чтобы мы поняли, что герои живут бедно и для них те деньги, которые предлагала владелица дачи были большими, но герои не продали своего друга.
10. Говорение. Жанр речи: беседа (репродуктивная), слово учителя (похвальное, педагогическое требование).
Все верно. А как Арто все-таки попал на дачу «Дружба»? Найдите фрагмент, который подтвердит ваши слова. Пожалуйста.
10. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
11. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
11. Говорение. Жанр речи: ответ по предмету (устный, краткий, индивидуальный ответ).
Арто украл дворник дачи «Дружба».
12. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
12. Чтение. Жанр речи: ответ по предмету (устный, развернутый, индивидуальный ответ).
Свел! ведь, подлец, собаку! -испуганно прошептал дедушка, все еще сидя на корточках, -Никто, как он, — дело ясное. Помнишь, давеча у моря – то он все колбасой прикармливал. Дело ясное, -мрачно и со злобой повторил Сергей Широко раскрытые глаза дедушки вдруг наполнились крупными слезами и быстро замигали. Он закрыл их руками. – Что же нам теперь делать, Сереженька ? А ? Делать – то нам что теперь? -спрашивал старик, качаясь взад и вперед и беспомощно всхлипывая.
13. Говорение. Жанр речи: слово учителя (похвальное, педагогическое требование), беседа (эвристическая).
Хорошо, верно. Кто нашел другой фрагмент? Хорошо.
13. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
14. Говорение. Жанр речи: слово учителя (педагогическое требование), беседа (эвристическая).
Какие эмоции испытывали наши герои, когда поняли, что собаку украли? Работаем по вариантам. 1 вариант ищет описание эмоций Лодыжкина, 2 – Сережи. Даю две минуты.
14. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
15. Говорение. Жанр речи: слово учителя (педагогическое требование), беседа (эвристическая).
Вижу, что многие уже готовы. Первый вариант читает, второй находит этот фрагмент в тексте. Наташа.
15. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
16. Говорение. Ответ по предмету (устный, краткий, индивидуальный ответ).
Лодыжкин не сразу понял, что происходит, а потом был очень расстроен, разочарован. Это доказывает данный фрагмент текста.
17. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
17. Чтение (неозвученное, изучающее, критическое, невыразительное). Ответ по предмету (устный, краткий, индивидуальный ответ).
-Арто! Ар-то-шень-ка! – жалобно завыл старик.
18. Говорение. Жанр речи: беседа (эвристическая).
Какие слова в тексте характеризуют чувства героев? Какие это чувства?
Как вы понимаете «стал кричать фальцетом»?
18. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
19. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
19. Говорение. Жанр речи: ответ по предмету (устный, краткий, индивидуальный ответ).
Это значит кричал высоким голосом. Его состояние выражено через глаголы и прилагательные.
20. Говорение. Жанр речи: слово учителя (похвальное, педагогическое требование), беседа (эвристическая).
Хорошо, верно. Кто нашел другой фрагмент? Хорошо. Второй вариант. Какие эмоции испытал Сережа? Какие слова использовал писатель для характеристики эмоционального состояния мальчика?
20. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
21. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
21. Чтение (озвученное, изучающее, критическое, выразительное). Ответ по предмету (устный, краткий, индивидуальный ответ).
Мальчик бегал взад и впредед по той стороне ручья, пронзительно свистал и кричал громко, с беспокойством и испугом – Арто, иси! Назад! Фью, фью, фью! Арто, назад!
22. Говорение. Жанр речи: слово учителя (похвальное, педагогическое требование), беседа (эвристическая).
Хорошо. Кто нашел другой фрагмент?
22. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
23. Говорение. Жанр речи: слово учителя (похвальное слово), беседа (репродуктивная).
Молодцы. Какая идея законного возвращения пуделя возникла у Сережи? Осуществилась ли эта задумка? Почему?
23. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
24. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
24. Говорение. Жанр речи: ответ по предмету (устный, полный, индивидуальный ответ).
Сережа предложил обратиться к мировому, чтобы законно вернуть собаку. Но эта идея не увенчалась успехом потому что пачпорт Лодыжкина был ненастоящим, он купил его у турка и теперь боялся обратиться к мировому, вдруг настоящий владелец был «воришка какой или беглый каторжник? Или, может даже убивец?»
25. Говорение. Жанр речи: слово учителя (похвальное слово), беседа (репродуктивная).
Хорошо. Как вы думаете, в какой момент У Сережи появился новый план по возвращению Арто?
25. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
26. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
26. Говорение. Жанр речи: ответ по предмету (устный, краткий, индивидуальный ответ).
Я думаю, что новый план появился в тот момент, когда «они нарочно сделали значительный крюк, чтобы еще раз пройти мимо «Дружбы».
27. Говорение. Жанр речи: слово учителя (похвальное слово), беседа (репродуктивная).
Хорошо. У кого другое мнение?
27. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
28. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
28. Говорение. Жанр речи: ответ по предмету (устный, краткий, индивидуальный ответ).
Мне кажется, что новый план появился у него, когда они молча шли до Алупки. В то время у мальчика было время все обдумать.
29. Говорение. Жанр речи: слово учителя (похвальное слово), беседа (репродуктивная).
Какие чувства вы испытывали, когда читали 5 главу? Пожалуйста.
29. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
30. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
30. Говорение. Жанр речи: ответ по предмету (устный, краткий, индивидуальный ответ).
Когда я читала эту главу, мне было очень обидно, что Арто похитили и герои ничего не могут с этим сделать.
31. Говорение. Жанр речи: слово учителя (похвальное слово), беседа (репродуктивная).
Хорошо. У кого другие ощущения. Катя.
31. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
32. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
32. Говорение. Жанр речи: ответ по предмету (устный, краткий, индивидуальный ответ).
Я надеялся, что Арто сбежит или произойдет что-то еще, но труппа все равно будет вместе.
33. Говорение. Жанр речи: слово учителя (похвальное слово), беседа (репродуктивная).
Хорошо. Ребята, о чем рассказывает 6 глава? Влад.
33. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
34. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
34. Говорение. Жанр речи: ответ по предмету (устный, краткий, индивидуальный ответ).
Шестая глава рассказывает нам о том, как Сережа вернул Арто, воплотив в жизнь свой план.
35. Говорение. Жанр речи: слово учителя (похвальное слово, педагогическое требование), беседа (репродуктивная).
Правильно. Глава начинается с предложения о том, что наши герои до Алупки шли молча. Как вы думаете почему? Герман.
35. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
36. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
36. Говорение. Жанр речи: ответ по предмету (устный, полный, индивидуальный ответ).
Я думаю, что они шли молча, потому что каждый думал о своем. Лодыжкину было стыдно, что они не могут вернуть Арто законно, потому что у него куплен пачпорт, а Сережа обдумывал как можно вернуть пуделя.
37. Говорение. Жанр речи: слово учителя (похвальное слово), беседа (репродуктивная).
Хорошо. Откроем страницу 146 – ую. Здесь мы видим иллюстрацию художника Прибыловской. Найдем фрагмент, соответствующий иллюстрации.
37. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
38. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
38. Чтение (озвученное, изучающее, критическое, выразительное). Ответ по предмету (устный, краткий, индивидуальный ответ).
На одном повороте вдруг открылось море Огромное, спокойное, оно тихо и торжественно зыбилось.
39. Говорение. Жанр речи: беседа (эвристическая).
Что значит зыбилось?
39. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
40. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
40. Говорение. Жанр речи: ответ по предмету (устный, краткий, индивидуальный ответ).
Зыбилось, значит, колебалось, колыхалось, на нем была зыбь.
41. Говорение. Жанр речи: слово учителя (похвальное слово), беседа (репродуктивная).
Хорошо. Были ли сомнения в душе героя? Богдан.
41. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
42. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
42. Чтение. Жанр речи: ответ по предмету (устный, полный, индивидуальный ответ).
Было несколько мгновений, в течение которых Сергей испытывал в душе колебания, почти страх. Но он поборол в себе эти томительные чувства и прошептал: – а все-таки я полезу. Все равно!
43. Говорение. Жанр речи: слово учителя (похвальное слово), беседа (репродуктивная).
Хорошо. Обратите внимание, автор называет мальчика уже полным именем – Сергей. Как вы думаете, почему? Соня.
43. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
44. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
44. Говорение. Жанр речи: ответ по предмету (устный, полный, индивидуальный ответ).
Мне кажется, что таким образом автор подчеркивает, что герой повзрослел, он уже не тот мальчик Сережа, а взрослый – Сергей. Ведь его поступок именно об этом и говорит.
45. Говорение. Жанр речи: слово учителя (похвальное слово, педагогическое требование), беседа (репродуктивная).
Верно. Есть другие мнения? Хорошо. Был ли момент, когда Сереже показалось, что его план провалился? Найдите и прочитайте этот фрагмент.
45. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
46. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
46. Чтение. Жанр речи: ответ по предмету (устный, полный, индивидуальный ответ).
47. Говорение. Жанр речи: слово учителя (похвальное слово), беседа (репродуктивная).
Хорошо. Найдем фрагмент, рассказывающий о том, как Сережа искал Арто и о том, как произошла их встреча. Читать будем так. Начинает один, я его останавливаю в какой-то момент, начинает читать кто-то другой. Поэтому следите, где мы сейчас читаем. Читайте выразительно! Ведь это произведение искусства. Кто не понял? Хорошо. Начинает Маша.
47. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
48. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
48. Чтение (озвученное, изучающее, критическое, выразительное).
49. Говорение. Жанр речи: слово учителя (педагогическое требование).
Дальше продолжает Ира.
49. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
50. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
50. Чтение (озвученное, изучающее, критическое, выразительное).
51. Говорение. Жанр речи: слово учителя (похвальное слово), беседа (репродуктивная).
Спасибо. Далее Куприн описывает состояние Сергея. Как вы думаете, почему мальчик был так взволнован? Саша.
51. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
52. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
52. Говорение. Жанр речи: ответ по предмету (устный, полный, индивидуальный ответ).
Я думаю, что Сережа хоть и решился выкрасть Арто, но все равно боялся, поэтому он то стоял как вкопанный, то мчался, как птица.
53. Говорение. Жанр речи: слово учителя (похвальное слово), беседа (репродуктивная).
Хорошо. Ребята, какие чувства были у Лодыжкина и Арто, когда они встретились? Найдем и прочитаем вслух этот фрагмент. Пожалуйста.
53. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
54. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
54. Чтение (озвученное, изучающее, критическое, выразительное). Жанр речи: ответ по предмету (устный, полный, индивидуальный ответ).
55. Говорение. Жанр речи: слово учителя (похвальное слово), беседа (репродуктивная).
Хорошо. А как вы думаете, похищение – это хороший или плохой поступок? Одинаково ли мы относимся к нему, когда Арто похищает дворник и когда это делает Сережа? Почему? Поразмышляйте над этим и напишите 3- 4 предложения. Постарайтесь ответить наиболее полно. На выполнение задания у вас будет 5 минут. Кто не понял?
55. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
56. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
56. Письмо. Жанр речи: ответ по предмету (устный, полный, индивидуальный ответ).
Я считаю, что похищение-это плохой поступок, т к это нарушение закона. Однако похищение в данном рассказе было одно, его совершил дворник, а Сережа, на мой взгляд, вернул Арто «домой». Его нельзя осуждать за это. Если бы собака не захотела, ей бы все нравилось на даче, то она бы не вернулась в труппу.
57. Говорение. Жанр речи: слово учителя (похвальное слово, педагогическое требование), беседа (репродуктивная).
Хорошо, давайте обсудим этот вопрос. Максим.
57. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
58. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
58. Говорение. Жанр речи: ответ по предмету (устный, полный, индивидуальный ответ).
Я думаю, что похищение – это плохо. Этот поступок Сережи и дворника нельзя оценивать одинаково, потому что цели у них были разные дворник просто выполнял поручение, а Сережа спасал друга.
59. Говорение. Жанр речи: слово учителя (похвальное слово, педагогическое требование), беседа (репродуктивная).
Хорошо. Есть другие мнения?
59. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
VI. Задание на дом.
60. Говорение. Жанр речи: слово учителя (инструктивное слово, педагогическое требование), беседа (репродуктивная).
Откройте дневники и запишите домашнее задание. Вам необходимо будет сделать кроссворд из 5-7 слов по рассказу «Белый пудель». Вспомните, какой вид игры называется кроссворд? Что означает это слово?
Как составляется кроссворд?
Обращаю ваше внимание, что сам кроссворд нужно будет начертить в тетради, ниже нужно будет написать вопросы. Ответы пишете в самом кроссворде карандашом. Каждый вопрос и ответ должен быть пронумерован. Ответ должен быть один. Он должен быть в именительном падеже. Приведу пример вопроса. Как фамилия автора рассказа «Белый пудель»? Какой верный ответ?
60. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
61. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
61. Говорение. Жанр речи: ответ по предмету (устный, краткий, индивидуальный ответ).
62. Говорение. Жанр речи: слово учителя (инструктивное слово, педагогическое требование), беседа (репродуктивная).
Верно. Если в вашем кроссворде будет этот вопрос, то я его не засчитаю, это был пример. Кто не понял? Хорошо. Запишите задание.
62. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
составить кроссворд из 5-7 слов по рассказу «Белый пудель».
V. Итог урока, обобщение
63. Говорение. Жанр речи: слово учителя (обобщающее слово), беседа (репродуктивная).
Подведем итог. Как вы думаете, о чем рассказал своему читателю Куприн? Что он хотел ему объяснить? Какова идея (основная мысль) рассказа?
64. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
64. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
65. Говорение. Жанр речи: ответ по предмету (устный, полный, индивидуальный ответ).
Я думаю, что идея рассказа в том, чтобы показать, что дружба – это очень важно. И если ваш друг оказался в беде, то ему нужно помогать, а не бросать.
65. Говорение. Жанр речи: слово учителя (похвальное слово, педагогическое требование), беседа (репродуктивная).
Хорошо. Есть другие мнения? Пожалуйста.
66. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
66. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
67. Говорение. Жанр речи: ответ по предмету (устный, полный, индивидуальный ответ).
Я думаю, что идея рассказа в том, чтобы показать, что животные могут быть нашими друзьями.
67. Говорение. Жанр речи: слово учителя (похвальное слово, педагогическое требование), беседа (репродуктивная).
Верно. Есть другие мнения? Матвей
68. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).
68. Слушание (детальное, критическое, рефлексивное, информативное).
69. Говорение. Жанр речи: ответ по предмету (устный, полный, индивидуальный ответ).
Я думаю, что идея рассказа в том, чтобы показать, что не все решают деньги.
69. Говорение. Жанр речи: слово учителя (похвальное, этикетно-благодарственное слово).
Ребята, вы верно определили основную мысль Куприна. Она очень глубокая и многогранная. Этим произведением автор хотел сказать, что другом может быть и животное, собака в данном случае. Дружбу нельзя купить за деньги. Настоящий друг не бросит в беде. Надеюсь, что это произведение станет для вас примером настоящей дружбы. Спасибо вам за урок!
70. Слушание (детальное, критическое, нерефлексивное, информативное).