Особенности древнерусской культуры
Устное народное творчество
Появление письменности: первые книги, распространение грамотности
Литературные сочинения: летописи и летописцы
Зодчество: древние соборы и храмы
Особенности древнерусской культуры
В латинском языке слово «культура» использовалось для обозначения процесса возделывания земли. Несколько позже оно отождествляется с такими терминами, как «образование», «воспитание», «развитие» и «почитание». Граждане Древнерусского государства искусно владели плугом и бороной, пользовались гончарным кругом и ткацким станком, собственноручно изготовляли предметы обихода. Но были ли ремесла единственной основой культуры Древней Руси? Конечно же, нет. Собираясь долгими зимними вечерами вокруг ткацкого станка или прялки, простые крестьяне слагали и рассказывали удивительные сказки, песни, поэмы. По мере увеличения свободного времени за счет разделения обязанностей и появления профессиональных работников (гончаров, ткачей, кузнецов, ювелиров), появились художники, резцы по дереву, мастера по созданию уникальных украшений. Все они также стали профессионалами своего дела.
Главной особенностью культуры Древней Руси стало испытанное ею внешнее влияние, без которого не возникло бы тех замечательных произведений искусства, которыми до сих пор восхищаются современные мастера. Значительное воздействие на особенности формирования Древнерусской культуры рассматриваемого периода, оказали:
Не следует, однако, думать, будто во всем подражали византийцам, русские мастера создавали собственные шедевры. Главная тема бытовой и духовной культуры народов Древней Руси – патриотизм. В каждой поэме или каждом сказе людей призывали к объединению. Это было главной особенностью в развитии древнерусской культуры.
Устное народное творчество
К устному народному творчеству Древней Руси относят:
Они передаются из уст в уста посредством рассказа. Древнерусский фольклор появляетсяпрежде письменности и становится единственным способ передачи нужной информации.
Излюбленными былинными героями были:
Главными героями сказок Древней Руси были животные и птицы, простые крестьяне, княжеские сыновья и молодые отроки. Рассказы об их приключениях передавались из уст в уста многими поколениями русских людей. Фольклор и древнерусская литература тесно связаны, былинные мотивы проявляются во многих древнерусских летописях. Мифы и былины Древней Руси записали на бумагу и в таком виде они дошли до наших дней.
Богатыри, В. М. Васнецов
Первые книги, распространение грамотности
О появлении письменности на Руси известно еще до принятия христианства, но простые люди активно используют ее для своих нужд лишь ближе к началу X века. Создателями славянской азбуки становятся братья Кирилл и Мефодий. По имени первого из братьев, русский алфавит называют кириллицей.
В XI-XII веке большим спросом пользуются жизнеописания святых и исторические сочинения («Александрия» – самая первая книга на Руси, правдиво повествующая о жизни и подвигах Александра Македонского). Древнейшей из сохранившихся рукописных книг Руси считается «Новгородский псалтырь» (XI в). Все остальные были уничтожены еще при монголо-татарском нашествии.
Литературные сочинения
В XI веке основными жанрами Древнерусской литературы стали:
Первыми по-настоящему литературными произведениями стали русские летописи. Первая русская летопись называлась «Повесть временных лет». Ее написал монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Он же стал первым русским летописцем. Примерный год написания – 1113. При создании летописи Нестор опирался на известные ему произведения своих предшественников и различные документы (договор Руси с Византией и т.п.). Как и многих его соплеменников, Нестора интересует происхождение русской земли и княжеской власти. В своем сочинении он рассказывает об образовании Древней Руси, строительстве Киева, первых князьях, отношениях нового государства с соседями.
Летописи пользовались большим спросом у читающего населения Руси. Сюжеты и герои русских летописей близки народу. Популярными в это время становятся также различные жития святых и поучительные обращения (Слово).
Жития становятся еще одним жанром древнерусской литературы и источником информации о чудодейственных делах, совершенных святыми («Житие Бориса и Глеба»). Первые такие произведения принадлежат перу все того же Нестора. Русские летописцы уделяют много внимания князьям и значительным их деяниям.
Наиболее известный памятник древнерусской литературы–«Слово о Законе и Благодати». Его автор – Илларион (митрополит Киевский). Поводом для создания «Слова» стало окончаниепостройки оградительного вала вокруг Киева. В поучении Илларион прославляет христианскую веру, Владимира Красное Солнышко, как крестителя Руси и Ярослава Мудрого, как продолжателя его дела. Илларион возвеличивает Русское государство, подчеркивает особую его значимость для всего христианского мира.
Не менее известным литературным произведением было «Поучение детям» Владимира Мономаха, в котором князь предстает справедливым и сильным правителем.
Древние соборы и храмы
Зодчество в Древней Руси, как искусство сооружения различных построек с соблюдением требований удобства и красоты, развилось уже у восточных славян. Основными материалами для постройки первых памятников культуры Древней Руси были дерево и камень.
Самым доступным для славян строительным материалом было дерево (строения возводятся из деревянных бревен). Дерево легко обрабатывать, нехватки в нем славяне никогда не испытывали (густые леса покрывали земли Новгородского и Владимиро-Суздальского княжеств). Из дерева строились избы крестьян, терема князя и бояр, крепостные стены. Традиционно все строения имели несколько ярусов, их украшали башенки и терема. Отдельные здания соединялись между собой переходами, клетями и сенями. Деревянное зодчество Древней Руси продолжило развиваться в 13-14 вв.
Первые значительные каменные строения появляются только к концу 10 в. В основном это храмы и крепости. Храмы древней Руси заслуживают особого внимания историков. В 989 г. Владимир Красное Солнышко закладывает фундамент церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Чтобы построить храм, князь выделил деньги из своей казны (десятую часть дохода), из-за чего церковь долгое время назвалась Десятинной. Она получилась по-настоящему грандиозной. Выстроили ее из кирпича, перемешанного с камнем. Для украшения использовали резной мрамор.
В 11-12 веке камень используют повсеместно. Самым знаменитым строением того времени становится Софийский собор в Новгороде. Этот памятник русского зодчества удалось сохранить и в наши дни. Этот Новгородский храм Древней Руси имеет всего 5 куполов. Его стены известняковые, а внутренняя часть украшена фресками.
Первые храмы Древней Руси сосредоточили в себе несколько видов искусства – непосредственно зодчество, изобразительную живопись и обрядовость.
Изобразительное искусство
Основной художественной культуры Древней Руси была настенная живопись – фрески, мозаики, иконы. Домонгольская фресковая живопись Древней Русисохранилась не в полной мере. Мозаика в храмах Древней Руси частично обнаружена в Софийском соборе Новгорода. Самой древней из икон считается Богоматерь Владимирская, относящаяся к XI в. Богоматерь нарисована в умиленной позе, она нежно прижимает к себе младенца Иисуса Христа. Автором иконы по преданию является евангелист Лука. Иконопись Древней Русистала образцом подражания для иконописцев последующих эпох
Древнейшая Новгородская икона называлась «Ангел Златые власы». Ее создали на рубеже 12 века. Еще одна не менее известная икона – «Устюжское Благовещение». Ее также написали в Великом Новгороде.
Рисунками покрывают посуду, ювелирные изделия и даже оружие. Чтобы изготовить сережки и кольца пользуются сложной техникой.
Картин в современном понимании еще не существует, но это не мешает говорить о высоком уровне культурного развития. Влияние Византии, христианства и даже запада на культуру Древней Руси обогатило ее, но позволило сохранить некую самобытность, которой лишены культуры многих других стран.
Словарь
1. Былина – рассказ о прошлом в форме стихотворения. Основная идея – прославление подвига русского воина (богатыря).
2. Нечистая сила – демоны, духи, все негативное, что есть в мире и рассматривается людьми, как зло.
3. Челядь – зависимое население в Древней Руси (прислуживали князю). Иногда челядью звали обедневших родственников князя, не имевших дома и живших за счет его подачек.
4. Миниатюры – небольшие картинки, иллюстрирующие текст.
5. Устав – древнейшая форма кириллицы, правила, применяемые при написании рукописного текста.
6. Береста – особым образом обработанная кора березы, использовавшаяся вместо бумаги. Берестяные грамоты были найдены при раскопках Древнего Новгорода.
7. Летопись – жанр литературы, представляющий погодовое изложение исторических событий с подробным их описанием.
8. Житие – литературное описание жизни и деятельности людей, причисленных православной церковью к лику святых.
9. Фреска – разновидность живописи, при которой картина пишется водяными красками по мокрой штукатурке.
10. Мозаика – картина из множества вдавленных в штукатурку стеклянных камешков.
11. Грифон – крылатое мифическое существо с туловищем льва и головой орла.
Распространение славянской письменности, созданной братьями Кириллом и Мефодием, начинается в Х в. В 863 г. этими просветителями и проповедниками христианства была создана первая славянская азбука — кириллица. Принятие христианства послужило мощным стимулом к дальнейшему развитию письменности, грамотности. Основными центрами грамотности были монастырские и церковные школы. Кроме чтения и письма, в них преподавались богословие, диалектика, риторика и др. О достаточно высоком уровне грамотности в период Древней Руси свидетельствуют многочисленные граффити (надписи), нанесённые на стены монастырей и церквей.
Рис. 1. Кирилл и Мефодий. Создатели славянской письменности.
В середине ХХ в. в Новгороде археологами были обнаружены берестяные грамоты. Позже их находили и в других городах — Пскове, Смоленске, Полоцке. Появились первые рукописные книги. Древнейшие из дошедших до нас русских книг — Новгородский кодекс (конец Х в.) и Остромирово Евангелие (1056–1057). Основным материалом для написания книг служил пергамент. Всего из домонгольского периода развития Руси до нас дошло около 150 книг, большинство из них украшено различными рисунками-миниатюрами. В дальнейшем миниатюра стала неотъемлемой составляющей книжного дела, выполняя функции художественного оформления и иллюстрации к тексту.
Рис. 2. Остромирово Евангелие.
Широкое распространение имела переводная литература, преимущественно религиозного содержания, но встречались и произведения светского характера, в частности «Александрия», повествовавшая о подвигах Александра Македонского.
Летописи — это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, достаточно подробную запись исторических событий. Истоки русского летописания относятся к XI в., когда в Киеве начали делать исторические записи, хотя летописный период начинается в них с IX в. Древнейшая из дошедших до нас летописей — «Повесть временных лет» (1113), которая создавалась в первое десятилетие XII в. при дворе князя Святополка Изяславича. Предположительно её автором мог быть монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Высоко ценятся историками Ипатьевская и Лаврентьевская летописи, повествующие о Руси периода раздробленности.
Рис. 3. Летописец Нестор.
Общий подъём Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Первым сохранившимся в истории автором литературного произведения на Руси стал митрополит Иларион. В начале 40-х гг. X I в. он создал «Слово о Законе и Благодати», в котором изложил собственное понимание места Руси в мировой истории, подчёркивая её равноправие с Византией. Особым жанром были жизнеописания святых («Житие Бориса и Глеба»). Наивысшим достижением в литературе Древней Руси стало «Слово о полку Игореве» (1185) неизвестного автора. Его жанр можно скорее определить не как слово-хвала, а слово-сожаление, автор которого описывает страдания родной земли из-за гибели русской дружины, которая была принесена в жертву княжескому стремлению славы и военной добычи.
Несколько раньше появилось «Поучение детям» Владимира Мономаха, которое является примером мемуарной литературы. Хотя автор и касался в нём вопросов веры, однако главная идея этого произведения — создать идеал государственного деятеля, сочетающий в себе высокие нравственные и политические качества, необходимые для блага родной земли. Это произведение одновременно было и морально-философским обобщением, и автобиографией выдающегося государственного деятеля, и своеобразной исповедью перед смертью.
При строительстве жилья и оборонительных сооружений славяне издревле использовали местные материалы и опирались на традиции, достигавшие ещё трипольской культуры. В условиях лесостепи основными строительными материалами были дерево и глина. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением в русском зодчестве.
Христианство требовало соблюдения определённых канонов религиозной службы, которая обязательно должна была проходить в стенах храмов. Поэтому, вскоре после крещения Руси, начинается строительство церквей. Васильевская, построенная из дерева по образцу храма в Корсуни, и возведённая в 996 г. Десятинная, или Богородицкая — первая каменная церковь в Киеве. Она была возведена греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями. На сегодняшний день от этого сооружения сохранился лишь фундамент, а сама церковь была разрушена во время нашествия Золотой Орды.
Рис. 4. Десятинная церковь в Киеве (996 г.).
Со временем древнерусская культура строительства стала отличаться от иностранных традиций зодчества. Ей было присуще использование глубоких (до 4 метров) и широких фундаментов, для возведения которых использовали грубый камень, залитый цементом (так называемая рустика). Стены выкладывались из тонких кирпичных полос, чередовавшихся с толстыми слоями цемента особого состава, в котором в качестве основного компонента выступала известь.
Шедевр древнерусской архитектуры — 13-купольный Софийский собор, возведённый в 1037 г. в Киеве, уже отражал сочетание славянских и византийских традиций. По замыслу создателей, храм Святой Софии символизировал Дом Премудрости Божией Небесной Софии, которую олицетворяли и вселенская христианская Церковь как собрание верующих, и как её прообраз — Матерь Божья. Киевская София строилась по крестово-купольной модели. Пять её нефов и тринадцать куполов образовывали символ шатра, медленно поднимавшегося снизу вверх к грандиозному центральному куполу, расположенному на величественном цилиндре с прорезями для изящных арочных окон.
Рис. 5. Софийский собор в Киеве (1037 г.). Рис. 6. Золотые ворота в Киеве.
Параллельно с ним в Киеве появились Золотые ворота — главные ворота города времён Древней Руси. Они были построены в честь разгрома печенегов. С конца XI в. в древнерусской архитектуре происходит отказ от грандиозных форм. Размеры храмов становятся меньше. Получают распространение кубические однокупольные храмы. Жемчужиной такого типа церквей стал храм Покрова на Нерли, заложенный в 1165 г. Строились выдающиеся сооружения и в других городах Руси. Всего сохранилось около 150 памятников древнерусской архитектуры домонгольского периода.
Рис. 7. Церковь Покрова на Нерли.
Для древнерусского искусства было характерно широкое распространение иконописной, фресковой живописи. Искусство масштабных мозаичных композиций пришло из Византии. Мозаика несёт в себе идею гармоничного единства множества различных единичных компонентов, их стройной организации в целостную картину, где все элементы находятся во взаимодействии, взаимно дополняя друг друга. Мозаика состояла из ряда узоров либо изображений, выполненных из небольших кусочков камня, мрамора, керамики. Бесспорными шедеврами являются мозаика «Нерушимая стена» или Богоматерь Оранта под куполом Софийского собора и выполненные древнерусскими мастерами мозаики Михайловского Златоверхого монастыря (1113), после его разрушения в 1934 г. вывезенные в Москву. Большинство мозаик периода Древней Руси выполнялись из специального стекловидного материала — смальты.
Рис. 8. Мозаика Богоматерь Оранта.
Так как мозаики были очень дорогими в исполнении, большинство изображений в храмах и в княжеских палатах выполнялись в виде росписей краской — фресок. Фреска представляла собой рисунок, нанесённый водяными красками на влажную штукатурку. Храмы и соборы Чернигова, Ростова, Суздаля, Переяслава и других городов украшали фрески, иллюстрирующие сюжеты Святого писания.
Появились иконы, первоначально написанные греческими мастерами. Главной святыней Руси считается Владимирская икона Богоматери, держащей на руках младенца, по преданию, написанная евангелистом Лукой (хранится в Третьяковской галерее). Икона отличается высоким психологизмом, передавая всю палитру чувств молодой матери.
Рис. 9. Владимирская икона Богоматери.
Первым древнерусским иконописцем, чьё имя сохранили письменные источники, был Алипий (Алимпий) Печерский — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI в., ученик греческих мастеров. Со временем в иконописи складывались местные художественные школы, имевшие собственные стилевые особенности. Развита была резьба по дереву и камню, украшавшая как культовые сооружения, так и жилища феодалов.
Важной составной частью древнерусской культуры являлся фольклор. Это песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы, сказки. Главными героями былинного эпоса были Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович, Садко. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражены уклад и особенности жизни людей того времени.
Многие годы древнерусская культура развивалась под влиянием языческой религии и мировоззрения. Крещение Владимира и акт принятия православия не означали мгновенного распространения христианства и полное искоренение язычества. Христианизация Руси повсеместно встречала протесты русского населения. В истории остались записи о народном сопротивлении в Новгороде, Киеве и Суздале.
В городах и селах христианизация породили двоеверие на Руси: христианское верование смешалось с языческими обрядами. Евангелие и языческие представления шли бок о бок, что прослеживается и в наши дни. Обряды предков и многобожие приобрели христианскую внешность. Только на Руси появилось новое явление – языческое христианство. В нем христианство заняло место культа, а язычество осталось верованием. Одновременно возникло и двуязычие: древнеболгарский язык богослужений переплетался с древнерусским разговорным языком. Человек имел два имени: одно церковное, которое дают при крещении, а второе – языческое. К ним добавлялось прозвище, закрепившееся на всю оставшуюся жизнь. Язычество до XII века открыто выражало свое сопротивление. И даже после полного крещения Руси оно только уступило важные позиции, но не отошло в небытие. Многобожие осталось на бытовом уровне жизни людей, совместно существуя с православие. Постепенно они образовали одно мировоззрение, которое церковные авторы в средние века назвали двоеверием. Храмы и «красные углы» в домах существовали с перекрестками, банями и овинами – «нечистыми местами» обитания темных сил. Если у человека что-либо случалось, он шел не только в храм к священнику, но и к колдунам-волхвам, которые давали советы и различные зелья.
Православное духовенство аккуратно и медленно начало вводить ритуалы язычников в церковный календарь. Святки стали неотъемлемой частью Рождества Христова, а на Купалу праздновали Рождество Предтечи и русалии. Сюжеты и образы с язычества начали органично приживаться в «высокой» культуре. В Новгороде церковь Святого Василия была возведена на Волосовой улице, а сам святой был окружен скотом подобно Волосу.
Письменным доказательством двоеверия является «Слово о полку Игореве» XII века. В произведении нет христианской основы, но ярко прослеживается язычество. Историки считают его чудом сохранившимся осколком древнерусской литературы 11-13 веков.
Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро»® – Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491.
Отправка запроса ни к чему не обязывает, это бесплатно. Будем рады помочь!
Особенности культурного развития
Влияние золотоордынского ига на культуру Древней Руси
Особенности культурного развития
Раздробленность, оказавшая значительное негативное влияние на политическое устройство русских княжеств, развитию культуры Руси не помешала. Появляются новые ремесленные центры, зарождаются местные культурные традиции. Основными центрами культуры Руси 13 века становятся Великий Новгород, Псков, Владимир-на-Клязьме и Галич.
В культуре нижегородских и псковских земель явственно проявляется влияние вече, бояр и городской жизни. Ремесленные изделия, созданные во Владимире и Суздале, отличает пышность и величие. Целью их было прославление власти князя. Главными особенностями развития культуры Руси рассматриваемого периода являются:
Период феодальной раздробленности становится временем расцвета самобытной русской культуры на Руси.
Научные знания
Религиозная литература продолжает пользоваться повышенным спросом, но переводчики XII-XIII вв. все чаще интересуются не только церковными, но и научными текстами. Так появляются переводы книг, содержащих ценную информацию об устройстве мира и человека. Переписываются книги медицинской тематики, труды по истории и географии. Распространению новых знаний и науки в Древней Руси все еще мешает божественное представление о мире. Но накопленные материалы способствовали развитию научных знаний в Древней Руси в будущем. Из переведенных книг люди узнали, что о природных явлениях, ранее принимавшихся за выражение воли Бога.
Новые знания по математике, географии, физике и химии применяются в архитектуре и живописи. Эти области науки в 12 веке пользуются повышенным спросом.
Средневековая наука Руси ни в чем не уступает европейской.
В XII-XIII вв. устанавливаются новые торговые связи. Это способствует накоплению информации о географическом устройстве мира. Образованные люди знают, что вокруг них простирается огромный мир. Путешественники подробно описывают свои странствия по Европе, Китаю, Индии, Ближнем Востоке и даже Египте. Богомольцы рассказывают о красотах Царьграда и Иерусалима.
Благодаря развитию науки в Древней Руси появились первые профессиональные лекари. Известнейшим лекарем стал монах Киево-Печерского монастыря Агапит.
Литература
В XII-XIII вв. основными памятниками литературы Древней Руси остаются летописи, продолжает развиваться местное летописание. Центр летописания и литературы на Руси перемещается из Новгорода и Киева на окраины. Каждый князь считает почетным иметь при своем дворе летописца, что повышает интерес народа к созданным ими произведениям. Местные летописцы описывали в основном события, очевидцами которых являлись, но были и исключения. Так, стремление владимирских князей приобрести главенствующее положение на Руси, отражалось и в летописях. Летописцы пытаются представить историю Владимирского княжества в рамках общей истории Руси. В созданных ими летописях владимирский князь представляется законным приемником князя киевского.
Значительно отличались произведения литературы Древней Руси киевского периода от тех шедевров, которые были созданы в эпоху раздробленности. Отличия проявлялись также и на местном уровне. Так, основной новгородских летописей стали события городской жизни, летописцы писали о простых людях, боярах и купцах, о князе и его семье рассказывалось немного. Летописи Новгорода написаны в светской манере, слог деловой, простой, церковные термины отсутствуют.
Летописцы Галицко-волынского княжества больше внимания уделяют приданию поэтичности своим произведениям. Главная тема летописей – борьба между князьями и непокорными боярами.
В литературе Киевской Руси возникают новые направления и жанры. У простых людей особую популярность приобрели поучения. Известнейшим памятником литературы Руси становится «Поучение детям» Владимира Мономаха. В этом произведении поднимаются важные для Руси вопросы объединения, важности соблюдения традиций. Рассказывая о своей жизни, князь пытается убедить читателя в важности семейных ценностей, праведной жизни и почтения к старшим. По примеру Владимира Мономаха поучения начали писать и другие князья.
Слово о полку Игореве
Значительное место в литературе Руси 10-13 века занимает «Слово о полку Игореве». Сам термин «Слово» чаще всего употребляется в заглавии различных сочинений. Изначально такие сочинения предназначались для произнесения в храме и впоследствии стали основой для церковной проповеди. Примером является “Киево-Печерский патерик”, бывшим сборником повествований о жизни в монастыре. Он стал первым, созданным именно на Руси патериком. В произведении описана жизнь русских людей и отражен настоящий быт монастыря, занимавшего значительное место в развитии древнерусской культуры.
Зодчество
Раздробленность не оказала отрицательного влияния на зодчество Древней Руси. В небольших княжествах появляются собственные мастеровые и различные умельцы, с помощью которых создаются настоящие архитектурные шедевры. Увеличивается количество каменных построек. Отличительной особенностью церковного зодчества Древней Руси является стремление архитекторов поразить обывателя не масштабностью, а простыми и красивыми образами, изящной отделкой. Типичным строением стало здание (храм) в виде куба с напоминающей шлем верхушкой.
Строительство на Руси рассматриваемого периода поручалось исключительно местным мастерам. В Новгороде, Пскове, Владимире и Суздале появились собственные художественные школы. В больших городах воздвигли новые каменные церкви. Каменное церковное зодчество Древней Руси в Ладоге представлено новым величественным храмом на берегу Волхова (церковь Святого Георгия). Выстроен храм неизвестными зодчими, отличался простотой и изяществом.
Выдающимся памятником каменного зодчества Древней Руси XII в. стал храм Спаса на Нередице, воздвигнутый вблизи Новгорода. Храм украшала фреска, изображавшая князя Ярослава (отец А. Невского).
Расцвет каменного зодчества Киевской Руси наблюдается во Владимире. Здесь были воздвигнуты величественные соборы, украшавшиеся иконами и росписями. По приказу Андрея Боголюбского выстроили Успенский собор. Стоял он на берегу Клязьмы и был самой высокой каменной постройкой того времени (32 метра). Изнутри храм украшали фрески, полы были выложены разноцветными плитками, а двери оббиты медью и покрыты позолотой.
Настоящим произведением каменного и деревянного зодчества на Руси стала церковь Покрова на Нерли, строительство которой началось в память о любимом сыне князя Андрея. Он повелел заложить храм вблизи своих палат. Согласно пожеланию князя зодчие воздвигли небольшую однокупольную церковь, изысканность архитектурных линий которой прекрасно сочеталась с окружающей природой.
В XII в. на Руси появляются не только каменные храмы, но и замки. Так, в 1158 г. началось строительство резиденции Андрея Боголюбского. Она включала двухэтажный каменный дворец, церковь, переходы и башни. Замок строили из белого камня. Украшали его прекрасные скульптуры.
Новые памятники зодчества Древней Руси появились во владимирской земле и при приемниках князя. Так, Всеволод Большое Гнездо распорядился заложить Дмитриевский собор. Он был однокупольным, стены собора покрыли каменной резьбой, изнутри расписали фресками.
Живопись
Живопись Киевской Руси в XII-XIII вв. по-прежнему имеет религиозный характер, но в ней появляются и отдельные бытовые сюжеты. Искусство живописи пришло на Русь из Византии, но русские художники стараются выработать свой стиль, внести в иконописные образцы новизну, церковные каноны написания икон перестают соблюдаться с прежней строгостью. Так, новгородские живописцы используют красные, синие и зеленые краски, делают лица святых менее строгими.
Фресковая живопись Древней Руси, на примере Владимиро-Суздальской земли, также отличается яркостью и самобытностью. В лицах святых легко узнаются обычные люди, иногда иконы и вовсе пишутся с лица заказавших их князей. На полотнах появляются сцены из реальной жизни, что заметно отличает живопись Руси от византийской и греческой.
Интереснейшим направлением живописи Древней Руси становится книжная миниатюра. Заглавные буквы в книгах приобретают самые причудливые формы, для их украшения используются фигуративные и растительные мотивы.
Влияние золотоордынского ига на культуру Древней Руси
Нашествие Батыя на Русь и установление монголо-татарского ига негативно отразилось на развитии страны. Присутствие татар оказало негативное влияние на культуру Древней Руси. Повсеместно прекратилось строительство храмов, имеющиеся деревянные и даже каменные здания были разрушены. В огне пожаров погибли прекраснейшие творения русских и зарубежных иконописцев, ценные книги. Лучших мастеров пленили и увели в рабство, многие ремесла были надолго позабыты. Прекратили свое существования библиотеки, перестали работать школы, больше не писалось летописей.
Для восстановления утраченных ценностей не хватало средств и грамотных людей. Передававшиеся ранее от отца к сыну секреты мастерства были навсегда утрачены, прервались целые династии искусных каменщиков, резчиков по дереву, мозаичных дел мастеров. Культурные связи с европейскими государствами были разрушены. Такового было влияние орды на культуру Руси.
Таким образом, русская культура в XII-XIII вв. переживает период подъема. Строятся новые каменные храмы и замки, развивается фресковая живопись, появляются красивейшие скульптурные композиции. Основной темой литературных произведений становится объединение русских земель. После нашествия монголов происходит упадок культуры, исчезают многие направления в искусстве. Последствия негативного влияния ига на культуру Руси проявлялись спустя столетия после освобождения.
1. Немилость – утрата расположения конкретного лица
2. Образчик – образец
Древнерусская культура – это культура Древней Руси с IX до XII века (до нашествия татаро-монголов). Основные особенности древнерусской культуры:
Стоит сказать, что на древнерусскую культуру оказывали влияние как западные государства, так и восточные.
Опубликовано 1 августа, 2021