Ситнова Ольга Евгеньевна Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней.
Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, курса в целом.
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагога.
Методическая разработка может представлять собой :
наталья постолова Консультация для педагогов «Как написать методическую разработку»
Развитие современной педагогики невозможно без создания новых методик.
Появление новых учебных дисциплин и их преподавание требует новых
методических разработок. Методическая разработка представляет собой пособие для преподавателя, в котором отражены цели, средства, методы и формы преподавания той или иной дисциплины. В методической разработке обязательно должен быть элемент новизны, иначе она никому не будет нужна. Методической разработкой может быть как конспект отдельного урока, так и методика преподавания курса в целом.
Екатерина Дурникова Требования к оформлению методической разработки
Рекомендации по оформлению методической разработки
1. Структура методической разработки
Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, при необходимости приложения.
На титульном листе методической разработки приводится наименование учреждения (в соответствии с лицензий) (вверху страницы); название работы (в центре листа; сведения об авторе (Ф. И. О., должность, квалификационная категория, педагогический стаж работы) (справа внизу); год написания разработки (по центру внизу).
КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ
Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе ОД в системе ДОУ), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.
Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
Примерная схема методической разработки может включать:
■ название разработки;
■ сведения об авторе;
■ цель мероприятия;
■ возраст детей;
■ условия осуществления мероприятия;
■ перечень используемого оборудования и материалов;
■ описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;
■ методические советы по его организации и подведению итогов;
■ список использованной литературы;
■ приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).
КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).
Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.
Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).
В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.
Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
Структура методических рекомендаций.
Методические рекомендации как вид методической продукции включают:
Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф. И. О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
– обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки;
– охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы;
– разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
– краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.);
– обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
КАК РАЗРАБОТАТЬ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дошкольного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.
Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги , способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дошкольного образования детей.
Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам ДОУ в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.
Методические пособия в системе ДОУ могут быть условно разделены на четыре основных типа.
1. Методические пособия, посвященные рассмотрению содержания, форм работы и методик, используемых в системе дошкольного образования детей в целом.
2. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной направленности ДОУ.
3. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной образовательной области ДОУ.
4. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей применительно к определенному виду учреждений ДОУ.
Типовая структура методического пособия включает:
– введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу работников ДОУ оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать педагогам использование данного пособия;
– теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дошкольного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
– практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в ДОУ;
– дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.
Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, использование которых позволит педагогу организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.
Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам ДОУ рекомендуемых работ.
Публикация «Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней» размещена в разделах
· Разработку конкретного занятия
· Разработку серии занятий
· Разработку темы программы
· Разработку частной (авторской) методики преподаваемого предмета
· Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания
· Разработки, связанные с изменениями материально-технических условий преподавания предмета
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию, необходимо:
1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
2. Определить цель методической разработки.
3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
4. Составить план и определить структуру методической разработки.
5. Определить направления предстоящей работы.
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятиях; использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т. д.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ
1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения
3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.
9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки-задания, образцы УПД, планы занятий, карточки-схемы, тесты, задания и т. д.)
4. Основная часть.
6. Список использованных источников.
В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.
Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т. е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.
Структура методической разработки занятия
В основной части методической разработки занятия можно выделить следующие разделы:
Обоснование выбора темы занятия
Методические рекомендации по проведению занятия
План занятия (с технологической картой)
Дидактический материал к занятию (в виде приложений)
Список литературы (источников) для учащихся
Список литературы для педагога
Рекомендуемый план занятия
1. Тема программы
2. Тема занятия
3. Тип занятия
Тип занятия определяется целью организации занятия, т. е. целью его проведения:
Занятие изучения нового учебного материала
Занятие совершенствование знаний, умений, навыков
Занятие обобщения и систематизации знаний
Занятие контроля знаний, умений и навыков
4. Вид занятия.
Вид занятия определяется формой совместной деятельности педагога и учащихся, которая доминирует на занятии:
Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени)
5. Цель методическая.
Методическая цель для каждого занятия подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т. д. Если занятие открытое, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данное занятие.
6. Цели образования (обучения, воспитания, развития).
Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков, воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т. д.).
7. Межпредметные и внутрипредметные связи.
8. Материально-техническое обеспечение занятия.
Рекомендуемая технологическая карта занятия
Дидактическая структура занятия
Методическая подструктура занятия
Признаки решения дидактических задач
Способы организации деятельности
Дидактическая структура занятия включает в себя следующие дидактические задачи:
1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.
2. Формирование новых понятий и способов действий.
3. Применение понятий и способов действий.
4. Наиболее эффективно, когда на занятии решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа занятия).
Дидактические методы (по Лернеру И. Я.)
3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.
Форма деятельности зависит от применения метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.
Методы и методические приемы обучения
Метод (от др. –греч. – путь) – систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.
Многообразие методов :
Более подробно с описанием данных методов можно ознакомиться в Материале из Википедии – свободной энциклопедии https:// ru/Wikipedia.org/wiki/ Метод
Часть методов предлагаем обсудить с коллегами:
· Метод демонстрации (наблюдения). Осуществление этого метода достигается путем показа (демонстрации) действия.
· Словесный метод заключается в сообщении учащимся о том, как выполняется действие, решается задача.
· Метод подводящих (специальных) упражнений выражается в использовании уже известных правил.
· Метод изучения по элементам (метод «вычленения»). Этим методом осуществляется разучивание действий по составляющим его элементам.
· Целостный метод представляет собой изучение 9совершенствование) действия в целом, без расчленения его на отдельные элементы. В процессе обучения он используется при освоении простых приемов.
· Метод акцентирования внимания заключается в том, что предлагается обратить особое внимание на выполнение какого-либо из элементов решения поставленной задачи.
· Метод дифференцирования. Сущность метода состоит в том, что упражняющийся должен своевременно среагировать соответствующим действием только на строго определенные ситуации, воспроизводимые педагогом (обучающимся, пропуская без внимания остальные.
· Контрольный метод.
· Соревновательный метод характеризуется выполнением действий в обстановке соперничества.
· Метод анализа предполагает теоретический и практический разбор изучаемого (совершенствуемого).
· Методический прием – дополнительный ориентир предполагает использование дополнительных слуховых, зрительных и кожно-мышечных раздражителей.
· Методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта, предполагает организацию совместной деятельности обучающихся.
· Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся.
Методы обучения – способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на решение задач обучения.
Прием – это составная часть или отдельная сторона метода.
Например, в методе организации работы обучающихся с учебником и книгой выделяют следующие приемы: конспектирование, составление плана конспекта, постановка тезисов, цитирование, рецензирование, написание словаря пройденной темы.
Один и тот же способ обучения в одних случаях может выступать как самостоятельный метод, а в других – как прием обучения. Например, объяснение является самостоятельным методом обучения. Однако, если он только эпизодически используется педагогом в ходе практической работы, то в этом случае объяснение выступает лишь как прием обучения, входящий в метод практической работы.
Метод и прием могут меняться местами.
Классификация методов обучения
Поскольку ученые-дидакты не пришли к единому пониманию и толкованию сути понятия «метод обучения», то не прекращаются дискуссии вокруг подхода к проблеме классификации этих методов и самой классификации.
Е. И. Перовский и Д. О. Лордкипанидзе предложили классификацию методов обучения по источникам получения знаний. Они выделяют три группы методов :
М. А. Данилов и Б. П. Есипов представляют классификацию по дидактическим целям:
· методы приобретения новых знаний
· методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике
· методы проверки и оценки знаний, умений, навыков
Организационная классификация Ю. К. Бабанского:
· методы организации учебно-познавательной деятельности
· методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
· методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер предложили классификацию методов обучения по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность (или по характеру познавательной активности учащихся) :
· объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный (рецепция – восприятие)
· проблемное изложение материала
· частично-поисковый (эвристический)
Кроме этого, выделяют методы обучения :
· по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный
· по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный (умозаключение от частного к общему, дедуктивный (от общего к частному, традуктивный (логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности).
Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструментов деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
· печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы. Раздаточный материал и т. д.)
· электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультумедиа – мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.)
· аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т. п.)
· наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
· демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
· учебные приборы (компас, барометр, колбы и т. д.)
· тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. п.)
· учебная техника (автомобили, тракторы и т. д.)
Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:
· объемные пособия (модели, коллекция, приборы, аппараты и т. п.)
· печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.)
· проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т. п.)
Способы организации деятельности педагога и учащихся (по Молчан Л. Л.)
Как написать методическую разработку
Опытный педагог знает, что отлично проведенное занятие — результат серьезной подготовки. Одним из видов такого «планирования» можно считать и методическую разработку, которая позволяет тиражировать опыт одного преподавателя и осветить непростую тему в образовательном процессе.
ЛаЛаЛань расскажет немного подробнее о методических разработках: что это, какой структуры стоит придерживаться при подготовке разработки, на что обратить внимание и чем полезно создание этого вида педагогических разработок.
Об этом и не только вы узнаете из нашей статьи.
Методическая разработка и ее место среди педагогических квалификационных работ
Преподаватели для обеспечения образовательного процесса учебными и методическими материалами используют различные виды квалификационных работ, то есть таких работ, которые позволяют в той или иной мере судить о квалификации педагога и уровне его профессиональной компетенции.
Все эти материалы называются педагогическими разработками, среди которых выделяют, например, учебные и учебно-методические пособия, учебники, методические рекомендации и указания. К этому перечню относятся и методические разработки как особый вид педагогической квалификационной работы. Что это такое?
В методическую разработку включаются конкретные учебные материалы, описание последовательности действий преподавателя и студентов, приводятся методические советы и рекомендации по организации занятия. Это могут быть сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки, игры и не только.
Следует помнить, что методическая разработка — это не переписывание учебников или пособий. Этот вид работы не должен повторять материал учебных изданий, методическая разработка — это творческая, кропотливая работа по описанию опыта педагога, которым он готов поделиться.
Методическая разработка для разных видов занятия
Методическая разработка может быть подготовлена одним преподавателем или несколькими педагогами и может представлять собой:
Чаще всего методическая разработка приурочена к конкретному занятию или серии занятий. Для ее успешной подготовки стоит заранее определиться с видом проводимого занятия:
О чем писать, или Как подобрать тему для методической разработки
Для любого из названных выше форматов важен выбор темы. Для того чтобы найти ответ на вопрос «О чем писать?», преподаватель сначала должен ответить себе, зачем он планирует заниматься этой работой. Выбор цели — объяснить, уточнить, разъяснить противоречия в учебной программе и пр. — будет непременно коррелировать с выбором темы.
Погружаясь в ту или иную тему и планируя посвятить ей методическую разработку, педагог должен опираться на накопленный опыт и личный интерес, а также предварительно изучить имеющиеся источники.
Для качественного выполнения методической разработки лучше выбрать не широкую тему, а какой-то ее отдельный вопрос, требующий обсуждения или вызывающий неоднозначные реакции. Кроме того, востребованность и ценность разработки определяется актуальностью темы.
В аннотации в нескольких предложениях ставится проблемный вопрос, которому посвящена методическая разработка, описывается целевая аудитория материала, то есть те, кому содержание разработки может быть интересно и полезно.
Во введении, как и в случае с любой квалификационной работой или научной статьей, следует раскрыть актуальность материала, указать цели и задачи, описать методы.
Основная часть будет посвящена описанию хода занятия, указанию на возможные трудности и пути их решения в ходе ведения урока и пр.
Зачем создавать методические разработки
Написанием методических разработок приходится заниматься преподавателям самых разных специальностей и с самым разным опытом.
Значимость этого вида работы огромна. С одной стороны, это вспомогательная информация, определяющая план изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. Этой информацией могут воспользоваться коллеги-преподаватели, молодые педагоги, студенты для выполнения педагогической практики. Сам автор методической разработки в процессе подготовки текста систематизирует собранную по теме информацию, логично и стройно представляет ее в первую очередь для себя самого. Он может таким образом не только обменяться педагогическим опытом, но и получить какую-либо обратную связь от коллег.
Все это делает методические разработки важным видом педагогической квалификационной работы, который позволяет применять новые методы, подходы и технологии в образовательном процессе, развиваться и тиражировать педагогический опыт.
Понравился ли Вам материал?
Публикация «Консультация для педагогов „Как написать методическую разработку“» размещена в разделах
1. Выберите тему. У опытных педагогов, которые давно работают по интересующей
их тематике, с этим проблем не возникает. Начинающему учителю или
воспитателю необходимо тщательно подойти к этому вопросу: тема должна быть востребованной, актуальной для общества и интересной другим педагогам.
2. Определите цель работы по данной теме. В конечном итоге она и станет целью данной методической разработки. Цель во многом зависит от того, что именно вы пишете. Для конспекта отдельного урока будет достаточно небольшой цели, которой можно достичь в ходе одного занятия — например, актуализация знаний по определенной теме, формирование одного или нескольких навыков. Для более крупных разработок нужны более крупные цели.
3. Если вы только начинаете работать по объемной теме, проведите начальный
эксперимент или диагностику. Выясните, в какой степени учащиеся обладают
качествами, которые вы бы хотели у них сформировать. Сформулируйте положения
относительно того, что нужно сделать, чтобы эти требуемые качества достигли
высокого уровня развития у всей группы учащихся. Исходя из этих данных,
определите направление работы.
4. Изучите литературу по данной теме. Выпишите, с чем вы не согласны и что
хотели бы взять для своей работы. Составьте план работы и начинайте копить
материал. После того, как вы проведете нужное количество уроков по теме,
организуйте диагностику или результирующий эксперимент и посмотрите,
насколько эффективна предложенная вами методика.
5. После того, как материал собран, приступайте к оформлению методической
разработки. Некоторые разделы можно начать писать заранее. Например,
аннотацию, где необходимо указать проблематику и предназначение данной
6. Напишите введение. В этой части необходимо указать, почему вы выбрали
именно эту тему, насколько она важна, что сделали в этом направлении ваши
предшественники, и какое развитие их методы получили в вашей работе. Можно дать краткий обзор имеющейся литературы. Введение — довольно короткая часть, оно занимает не более 2-3 страниц.
7. Основная часть наиболее объемна, и ее необходимо разделить на несколько более мелких разделов. Сначала необходимо указать, насколько важна предложенная вами тема, сколько времени вы отводите на ее изучение, какие знания даете учащимся и какие умения и навыки у них формируете. Укажите связь данного урока или раздела программы с другими частями курса, с другими учебными дисциплинами. Предложите читателям методы и формы обучения, которыми вы пользовались в своей работе. Здесь же можно рассказать о результатах
диагностики или начального и результирующего экспериментов.
8. В заключении сделайте выводы, объясните, почему лучше пользоваться
предложенными вами методами. Отдельным разделом укажите список
использованной литературы. Составьте приложения. В приложениях можете
привести рисунки и эскизы наглядного материала, таблицы, графики. Можно
наглядно оформить результаты экспериментов и указать их в приложениях.
Количество приложений обычно не ограничивается, чем их больше — тем удобнее будет вашим последователям пользоваться вашей методикой.
Как писать методические пособия
Методическое пособие – это документ, в котором подробно излагается оптимальная последовательность в освоении определенного научного или учебного материала.
Методическое пособие базируется на фундаментальных научных трудах по данной дисциплине и практических исследованиях. Как правило, работа отражает авторское мнение об эффективных способах достижения наилучших результатов.
1 Изучите существующие материалы по теме будущего пособия. Ознакомьтесь с основополагающими научными трудами по предмету и последними
исследовательскими данными. В качестве источников выбирайте не только
привычные книги, но и солидные сетевые ресурсы, и тематические каналы ТВ,
материалы научных конференций и симпозиумов, желательно, государственного и
международного уровня. Это придает методическому пособию необходимый
2 Одной теории для создания методических пособий недостаточно. Наилучшим
решением будет самостоятельное прохождение всех этапов, в соответствии с
рекомендациями вашего же пособия. Это не только покажет его жизнеспособность,
но и может вскрыть некоторые неточности и недоработки. Тогда необходимо будет внести корректировки в рабочий материал.
3 Составьте план будущего пособия. Отразите в нём самое главное в виде тезисов и
коротких замечаний. Этот план-схема в дальнейшем послужит основой для
конечного текста и позволит вам легко изменять конструкцию пособия для
достижения наилучшего результата.
4 Разработайте контрольные вопросы по теме «методички» и варианты решения рассматриваемых в ней задач и проблем. Дополните текст методического пособия иллюстрациями, диаграммами и фото. Приведите конкретные примеры грамотного использования изложенной методики.
5 Создавая методическое пособие, старайтесь излагать материал как можно более простым и понятным языком. Подобные работы, в первую очередь, предназначены для людей, которые только начинают осваивать данный предмет.
6 Не забудьте указать в конце работы список использованной литературы, а также ваши рекомендации по учебным и научным материалам, изучение которых поможет в освоении данного предмета.
Публикация «Требования к оформлению методической разработки» размещена в разделах
– проблема, которой посвящена методическая разработка;
– вопросы, которые она раскрывает;
– потенциальные пользователи (кому может быть полезна разработка).
Рекомендуемый объем – до 10 предложений.
– актуальность данной работы (автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и какого ее место в содержании образования);
– новизна методической разработки;
– цель методической разработки;
– условия применения (что нужно для того чтобы методическая разработка была реализована в практике образования);
– трудоемкость, ограничения, риски.
Рекомендуемый объем – до 2 страниц машинописного текста.
– замысел автора и логика разработки (на усмотрение автора основная часть может структурирована и разделена на составляющие части).
Рекомендуемый объем – не менее половины общего объема работы.
– основные выводы по теме разработки;
– информация о том, где, когда и в какой форме разработка была представлена профессиональному сообществу;
Информация о рассмотрении методической разработки профессиональным сообществом с указанием номера протокола заседания, данных о рецензентах и пр. выписка из протокола заседания, копиями отзывов, рецензий и пр. обязательно помещается в приложении.
Рекомендуемы объем – до 1 страницы машинописного текста.
Оформляется в стандартной форме в соответствии с библиографическими требованиями. Список использованных источников должен содержать 10-15 наименований (включая Интернет –ресурсы). Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.
Формируются на усмотрение автора методической разработки. В случае принятия автором решения об иллюстрации разработки приложениями рекомендуется:
– приложения пронумеровать;
– указать название каждого приложения;
– каждое приложение начинать с новой страницы. Справа страницы пишется слово «Приложение», которое обозначается соответствующей арабской цифрой, например «Приложение 1»
Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте не обязательны)