Приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе
Вот несколько приемов развития критического мышления на уроках чтения:
Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Говоря иначе, эта технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.
Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления на уроках литературного чтения, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Статья на тему «Эффективные формы и
методы проведения уроков в начальной школе»
Уроки в начальной школе являются основной формой взаимодействия педагогов и учащихся, и объединяют в себе все стороны образовательного процесса. Несомненно, занятие должно быть актуальным, полезным, увлекательным и комфортным для всех.
Результат урока зависит от профессионализма учителя, а также от выбранных форм и методов обучения. В настоящее время федеральный государственный стандарт предполагает использование приёмов и методик, которые развивают способность к самообразованию. При этом учителю важно не просто излагать материал, но и активно применять собственные творческие разработки. Это касается как построения урока, так и его содержания, а также подачи информации.
Гармонично сочетать учебную и творческую деятельность, а также всесторонне развивать личность младших школьников позволяют нетрадиционные формы уроков. Они мотивируют учащихся, снимают психологическое напряжение, а также помогают формировать прочные и глубокие знания благодаря сильному эмоциональному воздействию.
Классификация нестандартных уроков достигает нескольких десятков. Среди них наиболее распространёнными являются следующие:
Использование таких форм уроков позволяет сделать яркой, интересной и запоминающейся даже самую скучную и сложную информацию. Кроме того, разнообразие форм помогает вовлечь в активную работу весь класс.
Процесс обучения становится разнообразным, выходит за пределы стандартной методической структуры и больше нравится учащимся.
Но делать основной нестандартную форму уроков не стоит, поскольку это требует больших временных затрат и не даёт слишком высоких результатов. Лучше использовать такую практику для разрядки школьников.
Чтобы сделать уроки увлекательными и обеспечить познавательную активность обучающихся, можно использовать методы активного обучения.
Особенно эффективными являются те, которые педагог разработал самостоятельно с учётом индивидуальных особенностей класса. Они позволяют более доступно преподнести материал, способствуют прочному усвоению знаний, развивают память, внимание, мышление, речь.
Традиционно числу методов активного обучения относят следующие:
Игровой метод. Применяется довольно широко, так как позволяет приблизить процесс обучения к реальной жизни и открывает простор для экспериментов. В зависимости от предмета, темы урока и его целей можно использовать разные виды игр:
Метод свободного обучения. Федеральный стандарт предполагает такую организацию обучения, при которой учитель не указывает и не диктует, а даёт возможность проявить собственную активность. Это можно сделать с помощью:
Метод кейса. Предполагает обучение на конкретной ситуации. Как правило, примеры из реальной жизни позволяют сформировать высокую мотивацию у учеников начальных классов.
Важно помнить, что в начальной школе закладываются основы знаний для дальнейшего обучения, а ещё именно в это время дети осваивают сам процесс обучения и привыкают к школьной жизни. Важно сделать этот период обучения эффективным и интересным.
Разнообразные формы уроков позволят не только освоить новый материал, но и развить у учащихся способность к самообразованию, творчеству, умению мыслить и самовыражаться. А использование эффективных и современных методов на уроках сделают занятия полезными и оригинальными.
Физкультминутки на уроках технологии
Уроки технологии, в отличие от других предметов, сочетают в себе теоретическую часть и работу с инструментами и оборудованием, требуют от обучающихся умственных и физических усилий. В целях снижения утомляемости и повышения работоспособности в каждое своё занятие я включаю обязательный элемент – . Необычное содержание физкультминуток вызывает интерес к предмету у обучающихся, способствует восстановлению сил и позволяет сделать отдых, отвлечься от работы.
В сторону отложим учебник и тетрадь,В работе нужен отдых – это надо знать!Пальчики по парте отбивают такт,Словно на рояле играет музыкант.
А теперь мы встанем с ваших мест друзьяИ поаплодируем – без этого нельзя!Влево мы посмотрим, а затем направо,А теперь, ребятки, мы посмотрим прямо.
Глазками покрутим по стрелке часовой,Вверх поднимем ручки, сомкнём над головой. Сделаем глубокий очень вдох, друзья,Жить без кислорода нам никак нельзя.
Ручки опустили, на носочки поднялись,Сели, успокоились, работой занялись. Взяли мы учебник, взяли мы тетрадь,Снова мы готовы знания получать!
Рубанок, стамеска, ножовка на время забудьте о нас,Минутная тренировка зовёт к себе нас. Сегодня мы много трудились и много труда впереди. Усталость у нас накопилась, закончились силы, смотри.
Мы руки на пояс положим, и в сторону будет наклон,В другую – сделаем тоже, а дальше будет поклон. Посмотрим своими глазами сначала на нос, потом вдаль,Затем снизу вверх посмотрим, как будто рвём календарь.
Поднимем вверх правую руку, а левую прямо вперёд,Теперь поменяем руки и сделаем наоборот. На улице солнышко светит, на улице птичка поёт,И мы улыбнёмся в ответ ей несколько раз наперёд.
Закончилась тренировка, и мы отдохнули, друзья. И сил для работы набрались, усталость от нас ушла. Рубанок, стамеска, ножовка снова встречайте нас,«Учитель, к работе готовы!». « Прекрасно, ребята! Сейчас».
1) Упражнение «Буратино»:
Руки в стороны развел,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.
2) Упражнение «Ванька-встанька»:
Руки кверху все подняли.
Ванькой – встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора.
3) Упражнение «Утро»:
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз
И учитель учит нас.
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем
А потом наоборот,
Будет вправо поворот.
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись еще разок!
Раз, два, три, четыре,
Плечи выше, руки шире!
Опускаем руки вниз
И за парту вновь садись!
4) Упражнение «Стрелка»:
Исходное положение – стоя, спина прямая;
руки, согнутые в локтях, подняты над головой,
ладони касаются друг друга. Нужно встать на носки и очень медленно приседать. Далее нужно медленно вернуться в исходное положение. И так повторить 3 раза.
5) Упражнение «Дружба»:
Потянуться, подняв руки вверх и слегка запрокинув голову назад. Затем плавно опустить руки вниз, очерчивая ими круг, как бы обнимая этот большой прекрасный мир.
6) Упражнение для тренировки мышц глаз, для профилактики близорукости
Это упражнение разработано доктором медицинских наук В. Ф. Базарным.
Оно выполняется по схемам зрительных траекторий, которые располагают на стене (передней или боковой) под самым потолком. На схеме с помощью специальных стрелок указаны направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по «восьмерке». Каждая траектория имеет свой цвет: №1 и №2 – коричневый, №3 – красный, №4 – голубой, №5 – зеленый. Упражнение выполняется только стоя.
7) Упражнение «Стрельба глазами».
Нужно вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
Чтобы собрать внимание учеников и настроить их на работу на уроке я использую следующие игры:
1) Игра «Зернышко».
Правило игры: показать самый красивый цветок какого-либо растения или дерева.
Дети садятся на корточки, обхватывают руками колени и опускают голову. Это исходное положение. Каждый из них – это «зернышко» какого-либо растения, дерева (вид растения определяем заранее). Затем считаю до десяти, и «ростки» начинают пробиваться, подрастать, и в конце счета распускаются и замирают. Моя задача: выбрать самый красивый цветок на сегодняшний урок.
Это упражнение помогает ученикам будоражить фантазию, отбирать наиболее выразительные жесты, быть кратким и точным в изложении своих мыслей.
2) Игра «Перекрестные движения».
Правило игры: выполнять движения точно, иначе выбываешь из игры.
Под музыку выполняются перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой движется левая нога, и наоборот. Выставить руку и ногу вперед, в сторону, назад.
Такая игра активизирует оба полушария мозга, готовит к усвоению знаний.
3) Игра «Ленивые восьмерки».
Эта игра активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания детей.
Правило игры: нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой, а затем обеими руками.
4) Игра «Картина».
Детям предлагается мысленно перенестись из класса в мир образов картины и совершить прогулку по изображенным на картине уголкам природы, интерьеру и т.п. Если есть время на уроке, можно «изобразить» картину, обыграть ее. Непременное условие этой игры: постараться ощутить на себе эмоциональную атмосферу картины, силу воздействия порой непривычного ее колористического решения, вставая на позицию того или иного героя произведения, пережить вместе с ним какое-либо событие или душевное состояние. Получается очень интересно!
Цель: ознакомление учителей начальных классов с приёмами критического мышления.
Оборудование: интерактивная доска, презентация.
Целевая аудитория: учителя начальных классов.
Я хотела бы представить Вашему вниманию мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах». Т РКМ предлагает для выбора целый веер приемов и методов, учитель вполне может использовать те приемы, к которым он привык, которые наиболее эффективны в начальной школе. Т РКМ предполагает гуманистический подход к обучению, в противоположность авторитаризму, предполагает личностную вовлеченность обучающегося в учебный процесс. Ученик в нем инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его активность, любознательность поощряется. Данная технология – один из способов превратить учение в личностно-ориентированное обучение. Авторы говорят, что мы даем ребенку не рыбу, а удочку, т.е. что он сам «поймает». Учащийся анализирует информацию, выражает свое отношение, выбирает главное, а ненужную информацию пропускать. Ценность данной технологии в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, дает возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, развивает познавательный интерес, реализуется системно-деятельностный подход в обучении на уроке, основа в ФГОС. Обучающиеся становятся более смелыми, активными, чувствуют себя уверенно и решают поставленную задачу, добывая знания. В ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах. Это позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент саморазвития и самообразования человека. С другой стороны, вся учебная деятельность строится на основе партнерских взаимоотношениях между учителем и учеником, между учениками. Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого учебный процесс тесно связывается с жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми ребенок встречается в жизненной ситуации.
Критическое мышление развивается при диалоговом обучении — диалоги проходят в парах и группах.
КР предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа)
Ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. Работа с вопросами может проходить в 2 этапа: «я сам», «мы вместе» (парная или групповая работа). На стадии вызова у ребёнка формируется представление, чего же он не знает, «Что хочу узнать?».
2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления)
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей отвечает на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). Это, как правило, самый длительный этап урока, который предполагает получение новых знаний, их осмысление, соотнесение с имеющимися знаниями. Цель данного этапа — побудить ребёнка к высказываниям. При этом важно, чтобы дети обменивались мнениями, говорили, ведь это обогащает их словарный запас, вырабатывает гибкость мышления.
3 этап — «Рефлексия» (размышление)
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Данный этап способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы, а также анализу самого процесса изучения материала. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися знаниями.
Практическая часть мастер-класса
Попробуем поработать с некоторыми приемами КМ. Прошу Вас проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение. Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении занятия.
Урок литературного чтения. Тема « Л. Н. Толстой «Котенок»
Участникам коллегам раздаётся одинаковый текст, по которому участники группы будут работать.
“Ведь чтение без размышления – скучное развлечение” гласит китайская пословица.
Поэтому я вам желаю чтения нескучного, интересного и увлечённого.
Приём «Мозговой штурм» Слайд Портрет Л. Н. Толстого (На доске портрет писателя)
— Какие ассоциации возникают, глядя на портрет этого человека? (Старик, бородатый, добрый, умный, писатель, поэт, Л. Н. Толстой и т.д.)
-Теперь, когда его имя названо, давайте каждый сам в течение двух-трех минут подумает и напишет на своем листочке все, что всплывает в памяти, когда звучит имя Л. Н. Толстого (Данный прием носит название «Корзина идей»). ( Писатель, давно жил, написал много произведений)
– Предлагаю вашему вниманию 5 утверждений о писателе: обсудите в группах, согласны вы с ними или нет. Свою оценку вы строите на имеющихся у вас представлениях о писателе.
– Поработайте в парах и поставьте значки напротив предложений: + правда; – не правда; ? – не уверен.
Перед вами автобиография Л. Н. Толстого. При чтении будем карандашом выставлять пометки на полях.
(Такой прием называется ИНСЕРТ)
V — уже знал
+ — узнал новое
? — хочу узнать
– Скажите, пожалуйста, много ли у вас на полях значков – это я знал?
– А новая информация для вас?
– А есть ли информация, которая осталась непонятной для вас? О чём бы хотелось узнать?
– Вернёмся к «корзине идей», все ли идеи были верными. Те что были верными обведём цветным фломастером, те что не подтвердились зачеркнём.
– Вернёмся к утверждениям, какие оказались истинными?
– Какие произведения Л. Н. Толстого вы уже читали? Составим кластер. ( Приём «Кластер» )
– Посмотрите на картинку. Кто на ней изображён? (Котенок).
(Какие чувства испытывает человек, глядя на котенка? (Нежность)
– Подберите к нему синонимы. (ласка, любовь, милосердие)
1. Назовите имя существительное по теме.
2. Два имени прилагательных.
3. Три слова-действия.
5. Слово-смысл темы.
Котенок
Милый, маленький
Ласкается, прыгает, озорничает
Котенок играет с бантиком.
Малыш.
— О чем может быть рассказ с таким названием?
— Может ли произойти что-то в рассказе?
— Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?
— Какой рассказ будем читать и кто его автор?
Приём таблица «З-У-Х»
– Ставим учебную задачу. Что мы хотим узнать? (Возвращаемся к таблице)
Приём «Чтение с остановками» работа в группе.
– Читать текст будем по частям, с остановками. Чтение 1-й части.
– Где происходит действие рассказа?
– Куда исчезла кошка?
– Какие чувства у вас вызвала данная картина?
– Какой была погода? Предвещала ли погода какое либо несчастье?
– Какие у вас возникли чувства?
– Что произойдет дальше?
Давайте, попробуем предсказать различные варианты. С этой целью
построим (Приём «Дерево предсказаний»), где в виде ветвей отражаются возможные исходы, а в виде листьев на каждой ветке отражаются доказательства той или иной точки зрения.
– Дочитываем 3 часть («А Вася, что было духу пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к котенку»)
– Какое чувство испытывал Вася?
(Приём «Толстые и тонкие вопросы»)
– А как бы ты поступил на месте Васи?
– Почему он принял такое решение?
– А как поступила Катя в данной ситуации? Почему?
– Как по-другому можно назвать рассказ? (Спасение котенка)
– Вернемся к «Дереву предсказаний» оправдались ли ваши предположения.
– Вернёмся к таблице. Что узнали?
Мы прошли по стадиям урока и увидели, как можно использовать различные приемы критического мышления. В данной технологии, меняются роли педагога и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая. Надеюсь, что я кого-то заинтересовала приёмами КМ.
Благодарю за внимание!
Активные формы работы на уроке в начальной школе.
Главная задача современной школы — открытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и навыков, помогающих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Урок – это такая организационная форма обучения, при которой. Учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета Посредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников. ( А. А. Бударный).
В образовании каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя, таким образом, структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она, может быть, простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов и форм.
Поэтому образование в школе строится на принципах системно-деятельностного подхода:
Принцип целостного представления о мире.
Принцип психологической комфортности.
позволяют активизировать учебную деятельность. Дети должны принимать непосредственное участие в процессе обучения, так как 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. А в жизни ребёнку будут нужны не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, считать, но и умение слушать другого, высказывать своё мнение, анализировать, сравнивать, решать возникающие проблемы, быть ответственными и так далее.
В своей работе учителя сочетают активные формы обучения. Именно они побуждают учащихся к мыслительной и практической деятельности в освоении учебного материала. Здесь воспитываются такие качества личности как самостоятельность, инициативность, способность добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей.
Именно форма активного обучения — это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Вот некоторые из активных форм обучения:
1. Настрой на работу.
Перед началом урока создание в классе доброжелательную, комфортную атмосферу. В этом помогают такие упражнения, как «Улыбнитесь друг другу», «Собери энергию в ладошку»
2. Проблемное обучение.
Это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Основной дидактический приём – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Такие задачи должны быть доступны по своей трудности, учитывать познавательные способности обучаемых, быть значимыми для них.
3. Технология проектного обучения (сейчас модная форма обучения).
Характерной особенностью этого метода является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя – это роль наставника, советника, но не исполнителя.
Цель проектного обучения – овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, развивать коммуникативные свойства личности, т.е., например, исходя из проведённой игры-путешествия дать ученикам домашнее задание проанализировать игру и каждому ученику, определить свои затруднения, внести предложения, как улучшить игру (т.е. как улучшать проведения урока).
Ребята начальной школы с удовольствием участвуют в проектах.
Учебный проект – «Порядок слов английского предложения», или «Основные предлоги места и времени», или «Отрицательные предложения» и т.д. по предложенному ниже списку – . На уроках английского языка ученик знакомится с такими словами, выписывает их в словарики. Почему бы не оформить их в виде кроссворда? Ребята знакомятся с различными видами кроссвордов, оформляют их и представляют на орфографических минутках уроков английского языка.
4. Интерактивные технологии – это такая организация процесса, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей информационной средой. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания. Основной метод – общение. Форма – обучение в содружестве, в группе, в парах.
Например, при отработке морфемного анализа слов использую работу в группе, где каждый ученик отвечает за свой этап разбора (поиск окончания, корня, приставки, суффикса). Затем группа выступает перед всем классом с проделанной работой.
Часто дети выполняют словарную работу в парах, творческие задания.
5. Игровые технологии.
Учителя начальных классов отлично понимают, что как бы ни были трудны и серьёзны знания в наших учебных программах, дети остаются детьми. Они хотят играть, любят играть, испытывают в этом необходимость даже больше, чем это было несколько лет назад.
Игровые ситуации и сюжеты помогают активизировать учебный процесс, усвоить ряд учебных элементов.
Игры «Бинго», «Эскалатор», «Сыщики» (лексическое значение слова), «Мим-театр» (фразеологические обороты), «Да-нет» и т.д.
Игра может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока должна решить задачу усвоения темы. В конце урока может носить творческий, поисковый характер.
Конечно, поддерживать активность учеников на всём протяжении урока очень сложно. Необходима постоянная смена деятельности, минутки отдыха, которые не вырывают ребёнка из учебного процесса, а позволяют сменить деятельность, находясь в заданной теме.
С ребятами разучивать разные рифмованные зарядки и песенки на английском языке и исполнять их на уроках (можно использовать специальные музыкальные диски для детского сада, они есть разные для проведения занятий по логопедии, есть и на английском языке), они очень простые, короткие, ритмичные и весёлые. Поручать каждый день руководить проведением физкультминутки разным ученикам в классе, с использованием самостоятельно подобранных песенок. В конце каждой четверти отмечать лучшие варианты, дарить детям скромные сувениры или поделки самих ребят, сделанных ранее.
Если работа была очень активной, ребята много общались в парах и группах, высказывали своё мнение, доказывали – физминутки помогают успокоиться, прийти в равновесие с окружающим миром, восстановить внимание. («Движение под счёт», «Звуки вокруг тебя» и т.д.).
Уроки с использованием активных форм обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Они помогают обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление образовательного процесса для достижения вовлечённости и заинтересованности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность, формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям учеников, родителей, общества.
Нетрадиционные формы урока:
ролевые игры; урок-спектакль; исполнение сказочного сюжета; смотр знаний; урок фантазирования; урок-игра; деловая игра; урок-зачет; урок взаимообучения; урок-путешествие; круглый стол или конференция; урок-состязание; пресс-конференция; урок взаимообучения; урок открытых мыслей; урок-восхождение; урок-соревнование; урок-диалог; урок-КВН; мозговая атака; урок-викторина; урок-брифинг; игра “Следствие ведут знатоки”; актуальное интервью; аукцион знаний; имитационно-ролевое моделирование; урок-диспут; моделирование мышления учащихся; урок-турнир; ролевая деловая игра; урок-эврика; урок-лекция; игра “Волшебный конверт”; межпредметный интегрированный урок; урок-конкурс; лекция вдвоем; урок творчества; пресс-конференция; математический хоккей; лекция-конференция; лекция-провокация; лекция-диалог.
Анцибор М. М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002
Букатов В. М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения. – М., «Первое сентября», 2001.
Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. – Москва, «Педагогический поиск», 2002.
Нетрадиционные формы организации учебных занятий. Составитель Беляева Н. В. – Калинин, 1980.
Ничкова Т. А. Активные формы, методы и приемы, используемые на уроках русского языка.
Прием «синквейн»
В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идет о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.
При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.
Прием «Чтение — суммирование в парах»
Можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Например, при изучении главы «Крутим барабан времени» (литературное чтение, 4 класс) класс делится на две группы и каждой даются разные произведения из этой главы: рассказы Л. Андреева «Петька на даче» и А. Чехова «Ванька», которые рассказывают о жизни их сверстников конца XIX — начало XX веков. Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания всех текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что мы узнали об истории России, чем дополнило представление детей каждое из произведений.
Интересный прием — «чтение с остановками»
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.
Прием критического мышления «Создание викторины»
К этому приему обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины по литературному чтению, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего — «знатока», а потом весь класс задает «знатокам» вопросы.
Кластер («гроздь»)
Суть этого приема критического мышления в рамках литературного чтения — выделение смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
«Грозди» — графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты.
Выделяем центр — это тема, от нее отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот прием с моделью солнечной системы.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.
Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.
Советы по работе с «гроздьями»
Оцените текст, с которыми будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?
Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить такие смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова, фразы.
Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.
Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.
Если вы хотите остановиться на каком-нибудь смысловом блоке, попросите сделать эту веточку ярче.
Применение данных приемов критического мышления на уроках чтения в начальной школе позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках в начальной школе важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.
Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.
Об авторе: Силантьева Ирина Сергеевна, учитель начальных классов, Юрловский филиал МОУ “Никифоровская СОШ №2”. Материал был впервые опубликован по адресу: http://pedsovet.su/load/239-1-0-13778 21.04.2011 г.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Прием «Мозговой штурм»
Этот прием позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Прием «Знаю, узнал, хочу узнать»
К этому приему можно обращаться как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А. С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Прием «Уголки»
Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
Прием «Написание творческих работ»
Прием хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.
«Логическая цепочка»
После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
Другой прием — «Работа с вопросником»
Этот прием можно применять при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.