КРИТЕРИЙ ПОЛОЖЕННЫЙ В ОСНОВУ КЛАССИФИКАЦИИ ФЕДЕРАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ

Вид правомерного поведения, основанный на страхе перед применением мер государственного принуждения

По особенностям
конституционно-правового статуса
субъектов федеративного государства
выделяют:

Симметричные
(субъекты обладают одинаковым
конституционно-правовым статусом (пр.
Федеративная Демократическая Республика
Эфиопия, Соединённые Штаты Америки))

Aсимметричные
(конституционно-правовой статус субъектов
различен (например, Республика Индия,
Федеративная Республика Бразилия,
Российская Федерация))

Абсолютно
симметричных федераций на сегодняшний
день не существует: все они обладают
теми или иными признаками асимметричности.

По особенностям
формирования федерации
выделяют:

территориальные
(при формировании территориальных
федераций используется территориальный
географический признак (пр. Соединённые
Штаты Америки, Германия))

национальные(по
национальному признаку (пр. бывшие Союз
Советских Социалистических Республик,
Чехословакия, Югославия))

смешанные
(формирование
идет по обоим признакам (пр. Россия)).

Способы формирования
федерации в значительной мере определяют
характер, содержание, структуру
государственного устройства.

По способу
образования федерации
делятся на:

договорные
(возникают в результате объединения
ранее независимых государств в одно,
для чего подписывается договор об
объединении (пр. С ША)).

конституционные
(возникают
на базе ранее существовавшего единого
государства (пр. Германия, Бразилия,
Россия)).

Онлайн-тестыТестыЮриспруденция, государство и правоТеория государства и прававопросы

331.правовое основание образования федерации

332. Критерий, положенный в основу классификации федераций на симметричные и асимметричные
• правовой статус субъектов федерации

333. Критерий, положенный в основу классификации федераций на территориальные и национальные:
• принцип образования субъектов федерации

334. Критериями цивилизационного подхода к типологии государств являются:
• культура, религия, технология и т.д.

336. Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет:
• имеют частичную дееспособность

338.экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ

339. Международно-правовые нормы реализуются в РФ:
• в форме непосредственной реализации норм международного права для регулирования общественных отношений• в форме принятия внутригосударственных актов, детально регулирующих те же общественные отношения, что и международно-правовые нормы

341. Меры государственного принуждения, применяемые к правонарушителю в случае правонарушения, закреплены в:
• санкции правовой нормы

342. Меры юридической ответственности должны быть назначены правонарушителю индивидуально в зависимости от тяжести совершенного им деяния — в этом заключается принцип:
• целесообразности

343. Методом правового регулирования в частном праве является:
• метод координации

345. Механизм государства — это:
• система государственных органов и иных государственных организаций, с помощью которых государство осуществляет свои функции

2. Правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные в зависимости от:
функций права
принципов права
предмета правового регулирования

5. Понятия «юридическая ответственность» и «государственное принуждение» совпадают
да, совпадают
понятие «юридическая ответственность» шире, чем понятие «государственное принуждение»
понятие «государственное принуждение» шире, чем понятие «юридическая ответственность»

10. Функция правовой культуры состоящая в передаче правового опыта:
познавательная
регулятивная
трансляционная

11. К признакам права не относится:
формальная определенность
системность
эффективность

16. Критерий, положенный в основу классификации федераций на территориальные и национальные:
принцип образования субъектов федерации
правовой статус субъектов федерации
правовое основание образования федерации

23. Бездействие может ли быть противоправным
нет
да, если не исполняются юридические обязанности
да, если бездействие имеет умышленный характер

34. К общеправовым принципам права не относится:
принцип состязательности
принцип законности
принцип гуманизма

36. Какой из элементов механизма правового регулирования представляют собой индивидуально-конкретные властные предписания, направленные на индивидуальную регламентацию общественных отношений:
нормы права
акты реализации прав и обязанностей
акты применения права

40. Как соотносятся между собой понятия общественного порядка и правопорядка:
эти понятия имеют одно и то же содержание
понятие общественного порядка – более широкое, чем понятие правопорядка
понятие правопорядка – более широкое, чем понятие общественного порядка

Соотношение между законностью и правопорядкомзаконность и правопорядок существуют независимо друг от другаправопорядок выступает в качестве предпосылки формирования законностизаконность выступает в качестве предпосылки формирования правопорядка

Представитель теории естественного праваГанс КельзенЖан Жак РуссоФома Аквинский

Признак правадуализместественно-правовой характерформальная определенность

Критерий, положенный в основу классификации федераций на договорные и конституционныепринцип образования субъектов федерацииправовое основание образования федерацииправовой статус субъектов федерации

Научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающая в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целому социальному явлению, называетсяправопониманиемправовым нигилизмомправосознаниемправовым воспитанием

Роль идеологического, научного обоснования необходимости и правомерности колониальных захватов развитыми государствами Запада отсталых народов Африки, Азии, Латинской Америки игралатеория завоеванийтеория насилиярасовая теорияисторическая теория

По цивилизационному критерию государства подразделяются навосточное и западноерабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическоетоталитарное, авторитарное, либеральное и демократическоеполицейское, правовое и социальное

Государство рассматривается как «централизованный правопорядок», а право — как своеобразная «лестница норм», на вершине которой находится «основная норма», обычно зафиксированная в конституции, сторонникамичистой теории правадоговорной теорииисторической теорииматериалистической теории

По формационному критерию государства подразделяются нарабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическоедемократическое и антидемократическоевосточное и западноедревнее, средневековое и современное

Из перечисленных видов социальных норм, государственным принуждением обеспечиваются(-ется)корпоративные нормынормы моралирелигиозные нормыправовые нормынормы обычаев

17. Одним из оснований объединения правовых систем разных стран в правовые семьи является:
общность юридической терминологии
одинаковый уровень правовой культуры
одинаковая структура общественного правосознания

18. По связи с волей участников правоотношения все юридические факты подразделяются на два вида:
юридические акты и юридические поступки
правомерные и неправомерные действия
события и действия

21. Применение права осуществляется:
только физическими лицами
как физическими, так и юридическими лицами
только уполномоченными органами и должностными лицами

25. Функция юридической ответственности, проявляющаяся в возмещении имущественного вреда потерпевшей стороне
штрафная
воспитательная
компенсационная

28. Какой из элементов механизма правового регулирования выражается в фактическом правомерном поведении участников правоотношения, направленном на осуществление принадлежащих им прав и обязанностей:
нормы права
акты реализации прав и обязанностей
акты применения права

29. Понятия «правотворчество» и «правообразование» соотносятся следующим образом:
правотворчество шире, чем правообразование
правообразование шире, чем правотворчество
они тождественны

34. В каком соотношении между собой находятся законность и правопорядок:
законность выступает в качестве предпосылки формирования правопорядка
правопорядок выступает в качестве предпосылки формирования законности
законность и правопорядок существуют независимо друг от друга

38. Критерий, положенный в основу классификации федераций на договорные и конституционные:
правовой статус субъектов федерации
принцип образования субъектов федерации
правовое основание образования федерации

39. Соотношение между законностью и целесообразностью
если соблюдение закона нецелесообразно, его предписания не являются обязательными для субъектов права
закон надо соблюдать даже тогда, когда это нецелесообразно
субъекты права должны выполнять предписания подзаконных актов, в которых определяется целесообразность следования тому или иному закону

42. Существует ли правовая семья, которая не допускает использования нормативно-правовых актов в качестве источника права:
да, это семья традиционного (обычного) права
да, это семья религиозного права
такой правовой семьи не существует

55. К признакам права не относится:
нормативность
казуистичность
системность

56. Что первично: механизм государства или функции государства?
механизм государства
в зависимости от ситуации
функции государства

По способу образования субъектов федерации выделяют:

· Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США,Бразилия, Мексика).

· Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. ( Бельгия, Индия, в прошлом СССРи Югославия).

· Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

По способу образования самой федерации выделяют:

· Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия).

· Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ,СССР).

· Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).

В зависимости от правового статуса субъектов федерации выделяют:

· Симметричная федерация — субъекты обладают равным объёмом полномочий и у них у всех одинаковое правовое положение в рамках федерации.

· Асимметричная федерация — федерация, в которой одни субъекты имеют более высокий статус, чем другие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий.

· Симметричная федерация с элементами асимметрии — связано с наличием в составе федерации различных автономных образований.

В зависимости от соотношения объёма полномочий федерации и её субъектов:

· Централизованные — федерация обладает большим объёмом полномочий, определённых достаточно подробно, чем субъекты.

· Децентрализованные — определён достаточно подробно круг полномочий субъектов, все иные полномочия по остаточному принципу являются федеральными.

В зависимости от характера связи федерации и её субъектов:

· Дуалистические — в конституциях определяются только вопросы исключительного ведения отдельно федерации и субъектов.

· Кооперативные — кроме вопросов исключительного ведения федерации и субъектов, также определяются вопросы их совместного ведения.

Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало сОбъединённой Арабской Республикой и Сенегамбией).

В своё время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776—1789), Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария, согласноКонституции, формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.

Первое
различие между федерациями заключается
в измеряемой области – в вопросе о
границах
федерации, включающем проблемы
оптимального или максимального
числа субъектов федерации,
а также
размеров федерации.

Не последний вопрос
для России –
количество
субъектов федерации. Люди, не задумывающиеся
о последствиях реализации их идеи
создания единой Русской республики из
всех “русских” областей (а это непременно
будут лозунги “Русские – в Рязань,
татары – в Казань”) утверждают, что в
настоящей федерации не может быть так
много (89 по Конституции) субъектов и их
количество ведет к приоритету русских.
Однако на деле к последнему приведет,
скорее, “вырезка” из всех областей и
краев. В мире отсутствуют примеры
федераций не с множеством субъектов, а
с субъектом, охватывающим 87% жителей и
оставляющим на 31 субъект 13% населения.
По числу же субъектов федерации очень
разнообразны: от 3 в Бельгии и 4 в Пакистане
до 23 в Швейцарии, 24 в Бразилии, 31 в Мексике
и Индии и 50 в США. Так что нельзя сказать,
что Россия “перегружена субъектами”.
Наоборот, большое число субъектов здесь
закономерно, учитывая нашу геополитическую,
этническую и историческую специфику.
Другое дело, что в РФ наметилась тенденция
к «укрупнению» субъектов федерации
путем слияния ряда регионов, ранее
входивших друг в друга. Специалисты по
федерализму предостерегают от
нестабильности, вызываемой неоправданным
уменьшением числа субъектов (Я. Элстер;
С.2). Очевидно, что идея русской республики
вызвана стремлением не допустить
равноправия населения республик
и
областей
РФ. Ее сторонники из числа татарских
этнонационалов “забыли”, что в Русской
республике останется татар много больше,
чем в Татарской, причем лишенных права
на учреждение государственности,
которого так добивались эти националы
здесь в РТ.

Не менее праздным
является “размерный”
вопрос: “Зачем нам такая большая родина?
Не говорит ли это о нашем имперском
характере?”. Однако в мире имеются
федерации (тоже полиэтнические) с гораздо
большим
населением:
Индия, США, Бразилия. Свыше 100 млн. человек
живет и в федеративной Нигерии, где
правительство путем гражданской войны
подавило этнический сепаратизм провинции
Биафра. Границы между субъектами РФ
чаще проходят по естественным и
историческим рубежам, а не по параллелям
и меридианам, как в США. Поэтому хочется
спросить: какую часть Родины надо отсечь
от России, каких сограждан не жалко
превратить в бесправных иностранцев,
как русских в Латвии? И есть ли еще одна
страна, где патриот – бранное слово,
где за доблесть и демократизм, а не за
преступление почитаются призыв к
расчленению Отчизны, нарушение федеральных
законов и прав сограждан?

Анализ
мирового опыта федерализма убеждает в
том, что в основу классификации федераций
могут быть положены разные критерии, в
зависимости от того, делим мы их по
принципам формирования субъектов или
по соотношению полномочий “центра” и
составных частей федерации.

Первый
из этих критериев тоже является предметом
спора: от чьего имени провозглашается
государственность элементов федерации
– от имени этноса
(или
этнолингвистической, историко-региональной
группы) или
всего населения
региона? Зарубежные федерации имеют
образцы и того, и другого, однако судьба
их разная. По источнику
власти в
субъектах
в мире
выделяются три
модели
федераций
(См. Табл.1). Первая
из них – федерации, основанные на чисто
территориальной (неэтнической)
государственности (в большинстве
федераций устройство не служит «решению»
этнических проблем). Вторая
– федерации, где часть субъектов выделена
по этническому или лингвистическому
признакам. В
третьей все
субъекты – носители этнической
государственности.

Табл.1. Типология
федераций по источнику власти в субъектах

В первой
группе федераций право нации на
самоопределение понимают так, как
принято в международном праве, – как
право всего населения. Такой отказ от
“огосударствления” этносов дает
образец наиболее
прочной федерации
со стабильным
развитием
этнических и иных социальных процессов.

В федерациях второй
группы тоже скептически смотрят на
“особость” этноса и выдуманного
коммунистами и этнонационалистами его
“права” на государственность. Этот
вид федераций можно назвать смешанным,
т.к. в них лишь часть субъектов выделена
по этническому или лингвистическому
признакам. Другая же часть субъектов
возникла в силу исторических, географических
и иных неэтнических причин. К федерациям
смешанного типа относятся новые, еще
не устоявшиеся федерации. В них имеются
регионы конфликтогенности в виде именно
“этнических” субъектов, нарушающих
федеральную законность и инициирующих
сепаратизм (т.е. доведение до логического
конца привязки этноса к государственности).
Поэтому использование этой формы в
России, весьма опасное в силу заложенного
в нем неравноправия этносов и граждан,
может носить лишь переходный, исторически
краткосрочный характер: на пути к распаду
России или к переходу в первую группу
федераций. Конечно, речь идет о целой
исторической эпохе сохранения смешанной
федерации.

Третья
разновидность федераций основана на
идее сугубо этнической государственности,
хоть и противоречащей международному
праву, но встречающейся в практике
тоталитарных режимов. Этносубъектные
федерации жестко привязывают
государственность своих составных
частей лишь к “титульным” этническим
группам, прямо дают последним право на
государственность (См. Декларацию о
государственном суверенитете ТССР и
Конституцию РТ), лишая
“свою” же
диаспору,
расселенную в других частях страны, и
“инородцев”,
живущих на территории данного субъекта,
такого же права
и вытекающих из него
иных прав:
на определение названия субъекта и
атрибутов его государственности, права
именоваться государствообразующим и
“коренным” народом (этого названия
удостаиваются лишь предпоследние
завоеватели), а затем и прав на выбор
профессии, места жительства и занятие
сначала руководящих, а потом и всех
“интеллигентских” должностей. Очевидно,
что такие “жесткие” федерации с
этническими привилегиями тоже могут
быть вполне стабильными – но лишь в
условиях тоталитаризма, выхолащивавшего
этнократические и центробежные тенденции
монополией номенклатуры на власть.
Однако с ликвидацией тоталитаризма они
распадаются. Поэтому вряд ли этот
этногосударственный, жесткий образец
является перспективным для России, как
и для иных стран – так, во всех странах
этот путь прямо запрещен, а в Косово
разрешен, но только для албанцев. Выбор
здесь такой: или неэтническая федерация,
или отрицание демократии и переход к
тоталитаризму.

Третьей, самой
серьезной проблемой являются принципы
построения самой федерации, в частности
соотношение
полномочий
федерального центра и субъектов, а также
полномочий разных субъектов федерации.
Соотношение прав центра и регионов
составляет второй
критерий классификации федераций.
Схематично, используя метод идеальной
типизации, по этому критерию можно
выделить два
полярных типа федераций (хотя в чистом
виде их встретить трудновато). В
первом
субъекты наделены минимальным набором
полномочий, остальные оставлены за
центром. Такой тип федерации также
является жестким.
Второй
тип
характеризуется передачей весьма
широкого круга компетенции от федеральных
органов – “субъектным”. Это мягкие
федерации. Вместе с тем оба типа
отличаются как от унитарного государства
(смотри выше эти отличия),
так и от конфедерации как
союза независимых государств (опять же
смотри выше). В отличие от жесткой
федерации, составные части мягкой
федерации обладают дополнительными
правами, которые можно сгруппировать
в три
класса: квазигосударственные (номинальные),
парагосударственные и, наконец,
“асимметричные” (особые) права отдельных
субъектов (См. Табл.2).

Табл.2. Жесткие
и мягкие федерации

Квазигосударственные
права лишь номинально сближают субъекты
мягкой федерации с членами конфедерации;
парагосударственные права более
содержательны. Кроме этого, имеются и
“асимметрично”
розданные права, которые центр в Испании,
Индии, США, РФ отдает одним субъектам,
а других, неспособных их освоить, лишает,
оставляя их за собой. Только в этом и
проявляется асимметрия, а отнюдь не в
том, что одни члены федерации “сидят
на шее” у других. Но даже этих прав нет
у субъектов жестких, симметричных
федераций. Как совмещается асимметрия
федерации и особый статус субъекта с
равноправием?
Как это ни парадоксально, равноправие
неравнозначно полному равенству прав.
Равноправие означает адекватное
(неравное) воздаяние за деяние (например,
неравную оплату за неравный труд;
неравные налоги с неравных доходов;
неравное наказание за разные преступления).
И в практике мягких федераций всегда
имеется неравное распределение прав
субъектов. Равноправие же сохраняется,
кроме прочего, в том, что если область
хочет больше прав (взять на себя экологию,
обслуживание реки или муниципальную
полицию), то она сама их оплачивает.

Тем самым мировая
теория и практика федерализма предлагают
разные успешные образцы, кроме одного:
сепаратизма и нарушения общих законов.

Существует несколько классификаций федеративных государств.

Во-первых, федерации делятся на конституционные и договорные. Практически идентичным является деление федераций на центробежные и центростремительные. В обоих случаях  речь идет о генезисе федерации как основном признаке.

Договорные, или центростремительные, федерации создаются преимущественно снизу, на основе договорных отношений между политиями. Отличительным признаком является учредительный договор между региональными сообществами. К этому типу федераций относятся США, Швейцария, которые называют классическими федерациями. Примером договорной федерации следует считать и ОАЭ. На этапе становления федерации договорные отношения активно использовались в Аргентине. Как правило, в договорных федерациях субъекты отличаются более высоким уровнем политической автономии.

Конституционные, или центробежные, федерации создаются сверху, в результате конституционной реорганизации территории и изменения модели территориально-государственного строительства. К этой группе относятся Германия, Индия, Пакистан, Мексика. Конституционные федерации могут не считаться классическими с точки зрения глубины их истории, но в то же время становятся наиболее распространенным типом. Их появление соответствует современным тенденциям децентрализации в унитарных государствах.

Четко отделить два типа федераций на самом деле невозможно, и можно говорить о переходных типах конституционно-договорных федераций. Например, федерации могут формироваться на договорных началах, а потом их могут воссоздать или преобразовать с помощью конституционной реорганизации и, возможно, с новыми межрегиональными границами (Германия, Австрия). В конституционных федерациях могут использоваться договорные формы, но договорные отношения между центром и регионами (или между отдельными регионами) не обязательно носят характер учредительного договора, создающего федерацию. Даже США не являются чистым примером договорной федерации, поскольку договорной принцип в полной мере относится только к 13 первоначальным штатам.

Во-вторых, федерации делятся на этнические, территориальные и смешанные. Отличительным признаком является использование структуры этнических ареалов при формировании субъектов федерации.

– В этнических федерациях субъектами обычно становятся крупные этнолингвистические ареалы.

– В территориальных федерациях регионы или вообще не отличаются по этническим параметрам (если государство является мононациональным), или же этнические границы сознательно не используются.

– Смешанный тип относится к тем федерациям, где есть субъекты федерации, выделенные как на этнической, так и на территориальной основе.

Классическими примерами этнических федераций являются Индия, Пакистан, Эфиопия, Нигерия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория (до 2006 г.). Однако ни в одном из случаев нет буквального совпадения этнических и региональных границ. Мелкие этнические ареалы обычно не выделяются в качестве регионов первого порядка. Проведение этнических границ, как уже неоднократно подчеркивалось, затруднено по объективным причинам. Наконец, возможны ситуации объединения этнических общин в одном субъекте федерации. Поэтому этническая конгруэнтность практически всех федераций является условной.

Территориальных федераций в мире гораздо больше. Практически все постколониальные федерации делятся на субъекты, восходящие к колониальным провинциям, а не этническим ареалам. К федерациям этого типа относятся США, Аргентина, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Австралия. Также к их числу можно отнести Германию и Австрию, Малайзию и ОАЭ, Микронезию, Коморские острова, Сент-Киттс и Невис.

В то же время говорить о чисто территориальной федерации можно только в мононациональных государствах, таких, как Германия или Австрия. Серьезные элементы этнокультурных различий между регионами есть в США (афроамериканское, латинское и пр. население). В Мексике есть штаты с преобладанием индейцев. Этнические различия между регионами прослеживаются в Малайзии (китайцы, народы Калимантана и др.).

В этой связи целесообразно разделить территориальные федерации на моноэтнические, где этнический принцип невозможен в принципе, и полиэтнические, где он возможен, но практически не используется.

Смешанный тип федерации связан с теми федерациями, где различные этнические группы могут иметь от одного до множества субъектов федерации. Яркий пример — Канада, где есть франкоязычный Квебек, эскимосский Нунавут и большая группа англоязычных провинций. Аналогично в Швейцарии есть большинство из германоязычных кантонов, большая группа франкоязычных кантонов, один италоязычный кантон и ряд смешанных франко-германских кантонов. К разряду смешанных федераций могут быть причислены Ирак и Судан — федерации, находящиеся в процессе становления.

Существует точка зрения, в соответствии с которой территориальные федерации представляются более устойчивыми образования по сравнению с этническими. Действительно, в мире, где принципы национально-государственного строительства определили политическую карту, создание субъекта федерации, являющегося одновременно этническим ареалом, таит в себе риск сепаратизма. Этнонациональный принцип государственного строительства создает территориальный формат для возможного распада страны. Известны примеры социалистических федераций, построенных с активным использованием национального принципа и впоследствии распавшихся, когда наднациональная социалистическая идея утратила поддержку населения.

Однако в то же время недоучет этнонационального принципа в условиях полиэтнического государства может вызвать острую политическую борьбу вплоть до межнациональных войн и терроризма. Важно еще раз подчеркнуть, что политические границы не могут быть бессмысленными, они должны совпадать с геоструктурами региональной идентичности, а этнические ареалы являются наиболее развитыми и консолидированными структурами. Другое дело, что государство должно, исходя из общенациональных интересов, обеспечивать центростремительные тенденции, подавляя и “замораживая” сепаратизм.

Поэтому в полиэтнических государствах речь идет о таком формировании политической карты, которое снижало бы риски сепаратизма, позволяя при этом учитывать потребности этнических ареалов. Редко где используется принцип “один этнос — один субъект федерации”. Редки и ситуации, когда в рамках региона одна этническая группа составляет абсолютное большинство и при этом целиком сосредоточена в этом субъекте федерации. Как результат, минимизируется число ситуаций, когда этнический ареал можно легко и безболезненно “вырезать” из территории страны и превратить в независимое государство.

В-третьих, федерации можно классифицировать по степени дробности их политико-административной структуры.

Двухсубъектные федерации являются наименее устойчивыми, поскольку каждый из субъектов по своему формату оказывается близок к формату независимого государства. Нередко сепаратизм усиливается в меньшем по размерам субъекте, который считает, что в случае обретения независимости сможет активнее развиваться. В настоящее время такими федерациями являются Сент-Киттс и Невис, Танзания, Босния и Герцеговина, Чехословакия, Сербия и Черногория не смогли долго существовать в таком формате и распались, а Камерун и Эфиопия перешли в свое время от двухсубъектности к унитаризму.

Небольшое число субъектов федерации также не характерно для современных федераций. Среди примеров — Бельгия и Коморские острова (по три субъекта), Пакистан и Микронезия (по четыре).

Большинство федераций относится к числу полисубъектных. Здесь риски распада ниже, поскольку субъекты федерации обычно невелики и прочнее связаны друг с другом. Менее 10 субъектовфедерации насчитывается в Австралии, Австрии, ОАЭ и Эфиопии, в Канаде их 11 (плюс две территории), в Малайзии — 13, в Германии — 16. Латиноамериканские федерации являются достаточно дробными: 22 штата в Венесуэле, 23 провинции в Аргентине, 26 штатов в Бразилии и 31 штат в Мексике. В составе Швейцарии — 23 кантона, в Судане — 26 штатов, в Индии — 28, в Нигерии — 36. Наибольшее число субъектов федерации (кроме России) насчитывается в США — 50 штатов.

Современные федерации можно группировать также по ряду других дифференцирующих признаков. Различают федерации симметричные и асимметричные. Симметричная федерация означает однородность и равноправие составляющих федерацию субъектов, обычно симметричные федерации возникают «снизу», на основе союза государств.

Асимметрия может приобретать в федерациях различные формы: наряду с субъектами федерации могут присутствовать другие территориальные образования (примеры: провинции и территории в Канаде, штаты и ассоциированное государство — Пуэрто-Рико — в США) или же федерация включает только субъекты, однако они имеют разные статусы и пользуются разными правами (например, Российская Федерация). В некоторых федерациях имеются федеральные владения, как правило, это небольшие прибрежные территории или острова без стабильного населения. Иногда в федерациях элементами особого статуса пользуются резервации для коренного населения (они находятся в составе штатов, но их положение регулируется федеральным законодательством). Такие резервации есть в США, Австралии.

Каждая симметричная и асимметричная федерация имеет свои достоинства и недостатки. В принципе можно говорить о том, что симметричная федерация более стабильна, в ней отсутствует борьба за выравнивание статусов субъектов. Однако асимметрия может как раз представлять собой адекватный ответ на объективно существующие различия между субъектами, она опирается на социально-экономические, исторические, культурные, этнические и иные различия между территориями государства. В случае серьезных различий искусственное выравнивание может принести только вред, способствовать территориальной дезинтеграции государства.

К тому же само разграничение симметричных/асимметричных федераций является достаточно спорным, идеально симметричных федераций нет, поскольку даже конституционно симметричная федерация имеет ту или иную «скрытую асимметрию». Наиболее часто она проявляется в неодинаковом представительстве регионов в верхней палате парламента (пример: представительство федеральных земель ФРГ в бундесрате).

Дифференцирующим признаком федерации является и подход к формированию второй (верхней) палаты парламента, которая выражает специфические интересы субъектов федерации (такой палаты нет в Танзании, Венесуэле, на Коморских островах, в ОАЭ). Выделим основные способы формирования вторых палат.

1) Депутаты избираются прямым голосованием населения соответствующих субъектов федерации. Так, в США сенаторы избираются прямым голосованием с 1913 г., по два сенатора от каждого штата (независимо от численности населения) сроком на шесть лет. В Швейцарии в совет кантонов избирается по два представителя от каждого кантона на четыре года. В Бразилии сенат избирается на 8 лет — от каждого штата и федерального округа по три сенатора и одновременно по два их заместителя.

2) Депутаты второй палаты избираются на выборах, которые проводятся в легислатурах субъектов федерации. Так, в Австрии Федеральный совет формируется парламентами земель исходя из принципа пропорционального представительства в зависимости от численности населения земли (земля с наибольшей численностью населения имеет 12 мест, однако каждая земля должна иметь не менее трех представителей).

3) Депутаты второй палаты не избираются, но назначаются — правительствами субъектов федерации, федеральным правительством или главой государства. Так, в Германии 68 членов бундесрата назначаются правительствами земель исходя из численности населения земли и имеют не менее трех и не более шести представителей (отметим, что, согласно разъяснению Конституционного суда, бундесрат не является палатой парламента, поскольку не избирается посредством прямых выборов. Бундесрат является федеральным законодательным органом, который действует совместно с нижней палатой германского парламента — бундестагом).

В Канаде сенат формируется генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра: десять провинций разбиты на четыре группы, каждая из которых имеет по 24 сенатора (маленькие провинции имеют от четырех до десяти сенаторов, наиболее крупные — Онтарио и Квебек — по 24 каждая). Территории имеют в сенате по одному представителю.

4) В федеративном государстве может действовать более сложная — смешанная — система, при которой часть членов «палаты регионов» могут избираться населением, а другая часть — избираться парламентами субъектов или назначаться органами государственной власти.

Так, сложная система действует в Королевстве Бельгии: 40 членов сената избираются населением регионов на основе пропорционального представительства (25 — от Фландрии и фламандского населения Большого Брюсселя, 15 — от Валлонии и франкоязычного населения Большого Брюсселя), 21 избирается коммунальными советами, 10 кооптируются избранными сенаторами (шесть от Фландрии и четыре от Валлонии). Помимо этого, в состав сената входят сенаторы по праву — дети или родственники королевской семьи). В Индии большая часть Совета штатов избирается законодательными собраниями штатов и союзных территорий, а 12 членов Совета назначаются президентом из лиц, имеющих особые заслуги. Интересно, что представительство в Совете штатов не пропорционально населению штатов — штаты имеют в Совете от 1 до 34 представителей.

Различными способами реализуется в федеративных государствах размежевание предметов ведения федерации и ее субъектов, в целом эти способы могут быть сведены к пяти основным вариантам.

1) Конституция устанавливает исключительную компетенцию федерации, а все остальные вопросы относит к ведению ее субъектов (примеры: Танзания, бывшие Югославия и Чехословакия). Такой подход к размежеванию компетенций чреват бесконтрольным расширением компетенций федерации, поскольку исключительная компетенция субъектов федерации не определена.

2) Конституция устанавливает исключительную компетенцию субъектов федерации (это обычно вопросы культуры, образования и т.д.), сферу, в которую федерация не может вмешиваться. Это редкий способ размежевания компетенций, в настоящее время он не используется.

3) Конституция устанавливает две сферы компетенций — федерации и ее субъектов (примеры: Швейцария, Канада, Аргентина и др.). Конституция может давать перечень компетенций, однако иногда четко перечислены только компетенции федерации, а компетенции субъектов охарактеризованы в «негативном плане» — сказано, какие меры федерацияне вправе применять по отношению к субъектам. Так формулирует соответствующие положения Конституция США.

4) В Конституции могут быть указаны три сферы компетенции: федерации, субъектов федерации и сфера совместной (совпадающей, конкурирующей) компетенции. Так, среди конституций федеративных государств наиболее подробный перечень содержится в Конституции Индии 1950 г., где названо 97 вопросов, относящихся к ведению федерации, 47 вопросов совпадающей компетенции и 66 вопросов ведения штатов. В Германии в Основном законе, помимо сфер исключительной компетенции федерации и федеральных земель, перечислены сферы конкурирующей компетенции. Это означает, что федеральная земля правомочна принимать законы в этой сфере лишь до тех пор, пока эта сфера не «покрыта» законами федерации, после чего все принятые ранее на земельном уровне законы в этой сфере автоматически упраздняются.

5) Конституция дает перечень только двух сфер компетенций: федеральной и совместной (примеры: Пакистан, Нигерия).

Федерализм не является «самоподдерживающимся» порядком — для сохранения и развития он нуждается в рамочных условиях. Крайне важным фактором, определяющим стабильность федеративного устройства, является прочная партийная система. В стабильных федерациях действуют т.н. «интегрированные партии», в рамках которых политики одного уровня состоят в постоянных институциональных отношениях с политиками других уровней. Так, в США особенности истории становления и развития политической системы способствовали становлению интегрированных партий, растущих снизу.

При этом особую роль здесь сыграло самое широкое использование выборов при замещении должностей. Однако добиться подобного смогли не только американцы. В Германии после окончания войны политические партии восстанавливались или создавались снизу, и лишь затем формировались общефедеральные организации, тем самым местные организации заполняли политический вакуум, существующий на федеральном уровне. В настоящее время списки партий формируются не на федеральном, но на земельном уровне.

Представитель договорной теории происхождения государства

1)
Федерация

это форма гос устройства, представляющая
собой сложное (союзное) гос-во, состоящее
из гос образований, обладающих определенной
политической самостоятельностью

2) Это
союзное государство, и оно объединяет
в своем составе субъекты федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *