План урока: Жилой дом. 5 класс.
Раздел программы: Жилище
Тема урока: Жилой дом.
Цель: формирование знаний учащихся о видах жилых помещений и их назначений.
– Сформировать понятие учащихся о видах жилых помещений, их назначении, о значении каждой части дома.
– Коррекция пространственно – временных представлений учащихся через знакомство с историческими фактами о развитии жилых помещений.
Развитие связной речи через составление рассказа о своем доме.
– Воспитание любви к своему дому, развитие творческих навыков, аккуратности.
Оборудование: 1. Рисунки «Пещера», «Шалаш», «Землянка» 2. Части дома для демонстрации и слова – таблички
3. Конверты с частями дома на бумаге.
4. Мультимедийная презентация.
5. Макеты различных видов домов.
Здравствуйте, ребята. Какой у нас сейчас урок. А вот тему нашего урока вы сейчас попробуете мне назвать сами, для этого вам необходимо отгадать загадку.
Запишите тему сегодняшнего урока «Жилой дом».
Итак, сегодня мы с вами будем говорить о доме, или как по другому сказать о вашем жилище. У каждого из вас есть свой теплый и уютный, а самое главное ваш любимый дом, где вас всегда ждут ваши родные и близкие вам люди. Но всегда ли люди жили в таких красивых и уютных домах как сейчас. Нет, не всегда. И сейчас мы с вами узнаем какие дома были раньше , много лет назад.
Сведения из истории с демонстрацией картинок «Древние люди», «Пещера», «Землянка». Люди древнего мира использовали для жилищ пещеры. Там они спали, готовили еду, укрывались от непогоды. Чуть позднее люди научились строить шалаши, затем землянки. Но назвать это домом нам сейчас конечно сложно, скорее всего мы можем назвать это убежищем.
Прошли годы, века, человек научился многому, придумал и освоил различные орудия труда, научился работать с различными материалами (дерево, камень, глина). И вот спустя много веков в жизни людей появились совсем другие дома, похожие на те, в которых живете вы сейчас.
А сейчас давайте каждый из вас расскажет нам о своем доме.
Где ты живешь ( город, село)
Какой у тебя дом (индивидуальный, многоэтажный)
Какими словами ты охарактеризовал свой дом (теплый, родной, светлый, красивый).
А сейчас мы с вами все на немножко станем строителями. Я дам вам очень много «строительного материала» и каждый из вас в своей тетради построит небольшой дом, главное не перепутать части дома и собрать его в правильном порядке.
Выполнение аппликации из деталей дома.
Индивидуальные задания (Чуб Ирина, Петренко Женя).
Проговорить название частей дома, с помощью учителя выложить их на бумаге и выполнить аппликацию.
Вот и готовы ваши дома, молодцы. Конечно эти дома из бумаги, а из чего можно построить настоящий дом, вы узнаете на следующем уроке.
Итак, что же вы сегодня узнали нового:
-Как назывались жилища древнего человека?
– Какие дома существуют в наше время?
-Из каких основных частей состоит дом?
Тема урока: «Помещения в жилище»
получение новых знаний
– познакомить учащихся с видами помещений в жилище;
– обогащать и активировать словарный запас;
– упражнять в классифицировании помещений в жилище;
– работать над развитием координации движений, умением ориентироваться в пространстве;
прививать любовь к своему жилищу.
ПК, карточки-тесты, словарные слова, картинки с домами, тетради.
Прозвенел, друзья, звонок,
Начинать пора урок.
Вы друг другу улыбнитесь
И работать все садитесь.
II. ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО.
Разгадайте ребусы (
К какой теме относится это слово? (
– На прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с большой темой «Жилище». Узнали, какие бывают виды жилищ, каковы условия проживания в них. Сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко» и проверим, как вы всё запомнили.
Д/игра «Доскажи словечко».
Тестирование по теме «Жилище».
А вот в каком доме или квартире живёте вы, мы узнаем с помощью теста-анкеты, которая лежит у вас на парте (учащиеся работают самостоятельно).
– Встаньте, закройте глаза и выполняйте на слух мои задания. ( Поворот направо, налево, поднять руки вверх, вперёд, опустить правую руку, левую руку, открыть глаза, сесть на место).
III. Н ОВЫЙ МАТЕРИАЛ.
1. Сообщение темы урока.
– На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с темой «Жилище» и рассмотрим вопрос о видах помещения в жилище человека, узнаем их роль и предназначение в жизни каждого из нас.
2. Запись темы урока в тетрадь.
3. Знакомство с планировкой квартиры, дома.
По мере беседы вывешиваются на доску слова с названием комнат и подсобных помещений).
– Что делают люди в прихожей?
– По каким признакам определяете кухню?
– Почему гостиную так называют?
– Почему детская получила название «детская»?
– Что должно быть в детской комнате?
– Для чего предназначена спальная комната?
– В некоторых домах и квартирах есть такая комната, которая называется «кабинет». Как вы думаете, для чего он нужен?
4. Работа с компьютером.
– Сейчас я хочу показать те комнаты, о которых мы только что с вами говорили. ( Учащиеся рассматривают слайды по теме «Помещения в жилище»).
5 Классификация помещений в жилище.
– Посмотрите на доску, сколько слов мы с вами назвали. Оказывается, не такое уж и маленькое у нас жилище! (
– Все эти помещения можно разделить на две группы. Как вы думаете, на какие? (Если дети затрудняются сказать, то скажу сама: комнаты и подсобки).
Выберите те названия, которые относятся к жилым комнатам
– А в остальных помещениях люди живут?
– А как люди могут обойтись без них? Как выдумаете, почему? (потому что они помогают нам обустраивать своё жилище).
6. Запись в тетради.
– Прочитайте ещё раз, что относится к жилым помещениям и к подсобным помещениям. Запишите их в тетрадь.
IV. З АКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
по ПК дети определяют и называют вид помещения в жилище и отвечают на вопросы учителя).
V. Д ОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
– Нарисовать свой дом.
VI. И ТОГ УРОКА.
Тест-анкета по теме «Жилище»
1. В каком доме ты живёшь?
А) в каменном
Б) в деревянном
В) в панельном
2. Сколько этажей в твоём доме?
3. Как называется твоё жилище?
А) собственный дом
4. Какое у тебя отопление?
5. Где ты берёшь воду для пользования?
А) из колодца
Б) с колонки
В) с водопровода
6. Какой водопровод у тебя дома?
А) только холодная вода
Б) горячая и холодная вода
7. Где ты моешься?
А) в бане
Б) в ванне
8. Какой газ у тебя дома?
9. Где находится туалет?
А) в доме
Б) на улице
10. Какие удобства у тебя дома?
А) без удобств
В) все удобства
Вид урока по форме проведения: комбинированный,
нетрадиционный с элементами игры.
Форма организации деятельности учащихся: совместно-индивидуальная,
коллективная, групповая.
Цели и задачи:
Межпредметные связи: ИЗО, ППО, развитие речи,
РСВ.
Материально-техническая база: ноутбук,
проектор, презентация.
Оформление кабинета: словарь, высказывания,
рисунок дома.
Дом – жилище человека.
Дом (городской, деревенский).
I. Организационный момент.
– Какой сейчас урок?
Сейчас урок социально-бытовая ориентация.
– Ребята, на уроке слушайте, думайте, говорите
внятно, отвечайте грамотно. А в этом вам помогут
образцы высказывания. ( Cлухозрительно)
– Возьмите конверты, откройте и составьте
картину.
– Что ты сделал(а)?
Я взял(а) конверт, открыл(а) , составил(а) картину.
– Что у вас получилось?
У меня получился дом.
Я составила дом.
У меня дом.
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на
уроке?
Я думаю, что мы будем говорить о доме.
Мне кажется, что мы будем говорить о доме.
– Да ребята сегодня тема урока “Дом”.
– Какая тема урока? Тема урока ДОМ.
– Как мы будем работать? Мы будем работать
по плану.
– Прочитайте план урока. ( Читают план)
II. Работа по рисунку.
– Рассмотрите рисунок. Скажите, что здесь
нарисовано?
Я думаю здесь нарисованы дома.
Мне кажется, что здесь нарисованы дома.
– Расскажите, а какие бывают дома?
Дома бывают деревянные, кирпичные, каменные,
высокие, низкие, большие, маленькие.
– Скажите, какие дома нарисованы?
– Мы с вами разгадаем ребусы.
– Какие дома в деревнях и в городах?
Я думаю в городах дома высокие, большие,
кирпичные, а деревнях низкие, маленькие,
деревянные.
Мне кажется, что в городе дома большие, высокие,
кирпичные, а в деревнях маленькие, низкие,
деревянные.
– Какой у тебя дом?
– Ребята посмотрите ещё на один рисунок.
Сосчитайте этажи в каждом доме.
Дом, в котором один этаж – одноэтажный.
Дом, в котором два этажа – двухэтажный.
Дом, в котором три этажа – трёхэтажный.
Дом, в котором пять этажей – пятиэтажный.
Дом, в котором много этажей – многоэтажный.
– Сколько этажей в твоем доме?
IV. Рисовать дом.
Откройте тетради. Запишите: число, тему урока.
Я записал(а) число и тему урока.
– Спросите у меня, что дальше будем делать?
Наталья Александровна, скажите, что дальше
будем делать?
– Я думаю, будем рисовать дом.
– Ребята, что вам нужно чтобы нарисовать дом?
Я думаю, что нам нужна бумага и карандаш.
– Ты будешь рисовать простым карандашом или
цветными карандашами?
Я буду рисовать простым карандашом.
– Возьмите карандаш и нарисуйте свой дом.
(Дети рисуют свой дом, учитель выборочно задает
вопросы).
– Что ты рисуешь? Я рисую свой дом.
– Чем ты рисуешь? Я рисую простым
карандашом.
(После того как ребята нарисовали, подводят
итог работе)
– Спросите меня, какое будет домашнее задание.
Наталья Александровна, какое будет домашнее
задание?
– Закончить рисунок.
– Раскрасить цветными карандашами.
– Выучить словарь.
– Ребята, что мы делали на уроке?
1. Мы определяли по рисунку виды домов.
2. Мы рисовали свой дом.
– Что задано на дом?
– Дома мы будем раскрашивать рисунок цветными
карандашами и учить словарь.
– Карина, скажи как работали ребята на уроке?
Я думаю все работали хорошо.
– Слушайте оценки. Урок закончен.
Тип урока: комбинированный
формирование способности обустраивать своё жилище и создаватькомфортные условия проживания. закрепить и обобщить знания обучающихся о жилище человека;
– познакомить с различными видами жилых помещений;
– способами их меблировки и аксессуарами домашнего интерьера;
развитие мышления школьников через игровые задания.
Воспитательная задача: развитие коммуникативных способностей детей и умения работать в команде. карточки с изображением различных видов жилищ, карточки с изображением интерьера, иллюстрированные словари со словами объясняющими новые понятия.
I Организационный момент.
Где бы ни поселился человек – в жарких странах, за полярным кругом, на берегу моря или высоко в горах, ему обязательно нужно жилище, чтобы укрыться от холода или жары, от дождя и ветра. Люди всегда строили свои дома из того, что было под рукой, приспосабливались к природным условиям.
А какие виды жилищ знаете вы? (ответы детей)
II Сообщение темы урока
– тема урока;
– словарная работа
ИГЛУ, ИЗБА, ЯРАНГА, ЧУМ, ВИГВАМ, ЮРТА
– Давайте обратимся к нашему далекому прошлому и вспомним, какие жилища чаще всего встречались у славян, ведь они являются нашими предками.
– Наши предки строили избы, терема, палаты.
– Действительно, все началось с простой русской избы (мы не будем говорить о землянке). Наши предки строили свои дома из дерева, в таких жилищах и сейчас неплохо живется, хотя многие из них построены 100, а то и 200 лет назад. Славяне строили свои дома не просто так, а делали это с соблюдением определенных правил.
– Знаете ли вы, что нужно было для строительства новой избы? Каких правил придерживались славяне?
– Строительство жилища предваряли обряды:
1. выбор материала (нельзя использовать деревья с раздвоенным стволом или с дуплом, старые деревья и т.д.);
2. выбор места строительства (нельзя строить дом на месте старой дороги или на месте бани);
3. выбор времени и начала строительства (закладку дома следовало начинать после новолуния).
– Сохранились ли деревянные дома в наше время?
– Где больше сохранилось таких изб? (В деревнях)
– А в городе они есть?
– Что стало с жилищем сегодня, как оно изменилось?
– Почему человек стал строить высотные дома? (Много народу, город не может бесконечно растягиваться в длину, поэтому он растет в высоту)
Сейчас мы с вами незаметно выделили одно из отличий города и села. Это отличие в жилище. Но ведь между городом и селом есть множество других отличий.
Сегодня нам необходимо определить, чем отличается город и село. Представьте себе, что перед вами семья, которая никак не может решить, где поселиться: в городе или селе. Убедите их, что ваш город или село самое лучшее место для жительства. Агитировать следует убедительно, аргументировано, без негативных высказываний.
Свои аргументы вы кратко запишите на листе бумаги.
(Дети 1 (село) и 2 (город) группы высказывают, поочередно, свои мнения, идет обсуждение. Обсуждают условия жизни, красоту природы, культурные заведения, транспорт, экологию и т.д.).
Посмотрите, сколько аргументов в пользу каждого населенного пункта у нас набралось.
– Сейчас при строительстве домов и в городе и в селе, придерживаются одного проектирования. Каждый дом состоит из жилых помещений:
1. Стул для отдыха.
2. Мягкая мебель.
3. Прикроватная мебель.
1. Мебель для сна.
2. Мебель для приема пищи.
3. Мебель для отдыха.
– Можно ли с уверенностью сказать, где жить лучше?
-Каково ваше мнение по этому вопросу?
жить одинаково хорошо и в городе и в деревне. Каждый человек любит то, что ему близко и дорого. Но зато на уроке мы узнали много нового и интересного. Теперь мы можем по-другому взглянуть на любимый город и на любимое село
Нарисуйте обстановку в своем помещении.
III Итог урока. Оценка детей
Гигиенические требования к жилому помещению.(6 класс)
Обобщить, систематизировать знания учащихся о различных видах жилья человека.
Познакомить с гигиеническими требованиями к жилому помещению.
гигиеническими требованиями к жилому помещению.
Развивать речь учащихся, умения сравнивать, анализировать.
Формировать объективную оценку своей деятельности.
Прививать стремление к познанию окружающего мира.
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! (Слайд)
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «5».
– Мы продолжаем с вами знакомиться с темами большого раздела. Прежде, чем узнать тему сегодняшнего урока, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.
– Какая буква здесь пропущена?
– Почему мы именно её должны написать в этом слове?
– Что такое жилище?
Дома, в которых живут люди, называются жилыми помещениями или жилищем.
– Все вы проживаете в различных жилых помещениях, а какие они бывают, мы с вами сейчас вспомним
(Слабые ученики работают по карточкам (ПРИЛОЖЕНИЕ)
ВСЕ: Предлагаю рассказать о своём доме по плану:
Из какого материала построен?
Благоустроен или нет. Какие удобства есть, а каких нет?
Вывод: Мы вспомнили, какие бывают дома в зависимости из материала, кол-ва этажей и комнат.
В очень далекие времена, дом, прежде всего, должен был спасать хозяина от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей и драчливых соседей. И строить можно было только из того материала, который был под рукой. Было дерево — из дерева. Были камни — из камней.
Дома в Африке. ( Слайд) Необычные каменные дома круглой формы строят жители африканского государства Лесото. Дома покрыты соломенной крышей. Такой дом хорошо сохраняет прохладу, в нем можно спрятаться от жаркого африканского солнца.
Дома-пещеры. Слайд) Некоторые старые дома этого селения в Каппадокии (Турция) просто выдолблены в скалах и напоминают своим видом муравейник.
Хижины из бамбука и тростника. ( Слайд) В Таиланде тепло, свои легкие хижины местные жители и сегодня строят из бамбука и тростника.
Юрта. ( Слайд) А если вокруг — песчаная азиатская пустыня? Многие живущие там народы — например, казахи, киргизы, — с древнейших времен передвигались вместе со своими стадами с одного пастбища на другое, не имея постоянного места жительства. И сейчас кочующие скотоводы дома свои по старинке возят с собой, как туристы — свои палатки. Такая палатка называется «юрта», и она круглая. Расставят кочевники длинные палки-жерди, свяжут их между собой на манер клетки, покроют со всех сторон войлоком (очень плотный шерстяной материал, из него еще делают валенки) — и дом готов всего за несколько часов.
Иглу — дом из снега. ( Слайд) А канадские эскимосы строят из того, что само падает с неба! Иглу — их снежный дом, он защищает от ветра и непогоды, а изнутри для тепла выстилают звериными шкурами. Вот, наверное, какие мастера строили дворец Снежной Королеве! Кстати, бетон, из которого сегодня возводят небоскребы — не такой уж молодой материал. Его изобрели древние римляне, жившие на территории современной Италии, более двух тысяч лет назад. И умудрялись строить из него мосты, стадионы и даже шестиэтажные дома! Человечество на протяжении веков стремится создать себе покой и уют. И продолжает придумывать все новые удобства.
Дом – это не просто стены, пол и потолок. Дом – это маленький мир, где мы живем. Он немножко отгородился от большого мира, чтобы защитить человека от неприятностей вроде дождей, ветров, зверей и грабителей. Он дает не только тепло, но и чувство безопасности, душевный покой.
3. Сообщение темы.
– А теперь я предлагаю вам разгадать тему нашего урока, для этого в данном тексте нужно вычеркнуть все буквы «Д», если будете внимательными, то из оставшихся букв прочтете тему урока.
дгдигидеднидчесдкиде трдебодваднидя к жидлодму пдодмещдениюд.
Тема нашего урока «Гигиенические требования к жилому помещению».
– Что такое гигиена? Когда мы о ней говорили? Что такое личная гигиена?
– Сегодня мы с вами поговорим о том, что надо делать для того, чтобы ваше жилище было чистым, красивым и уютным.
(Слайд) Одна из самых первых потребностей человека – нужда в жилище. Да и не только человека. Птицы вьют гнезда или устраиваются в дуплах, многие животные роют норы, а есть и такие искусные «мастера», как, например, бобры которые выстраивают себе по истине хоромы. Но и человек, если постарается, тоже может жить в красивом, уютном доме.
– Где бы мы ни жили, в городе или деревне, без дома нам не обойтись. Кто-то живет в городской многоэтажке, у кого-то бревенчатый дом с печкой. Трудно сказать, какое жилище лучше. Каждый дом удобен по-своему, и у каждого есть свои недостатки.
Но самое главное – это чтобы в доме было чисто, а значит, соблюдались гигиенические требования. А какие как вы думаете?
Как часто моем? Проветриваем? Что не надо делать?
Что надо делать, чтобы было тепло?
Чистота всего помещения.
Как часто убираемся в доме?
Подведём итог, кто запомнил, какие гигиенические требования к жилому помещению вы запомнили:
1. Окно – для света и проветривания.
2. Отопление – для тепла и от сырости.
3. Коврик у входной двери – от песка и грязи.
4. Чистота всего помещения.
Существуют 3 основных секрета чистоты (выдать памятки (ПРИЛОЖЕНИЕ)
1. Для того, чтобы в доме было светло надо:
К) позвать Свету
Л) завести светлячков
М) помыть окно
2. Для уборки помещения необходимо:
П) волшебная палочка
3. Веник необходим для:
У) отпугивания злых духов
Л) подметания мусора
передвигаться по комнате
4. Чтобы в дом не неслась грязь, необходимо:
Р) умывальник для ног
О) коврик около двери
И) сумка для сменной обуви
5. Чтобы в доме всегда было чисто, надо:
Д) делать уборку помещения
Б) приглашать фею
В) уйти из дома
Чтобы в комнате был свежий воздух, надо:
Г) включить вентилятор
Е) проветривать помещение
Р) махать веером
7. Как часто надо вытирать пыль?
Ж) 1 раз в месяц
Ц) каждый день
Ш) это делать запрещено
(Слайд) Вывод: Наш дом, квартира – наша “крепость”, в которой дб обеспечены полноценный отдых, и восстановление сил после работы и учёбы, возможность удобного приготовления и приёма пищи. Эта та, крепость, в которую хотелось бы возвращаться с любого края света.
Англичане говорят: “Мой дом – моя крепость” и запирают ворота.
А мы открыли двери, распахнули окна, впустили в наш дом побольше тепла, больше света.
Пусть такой дом будет у каждого жителя планеты!
– Чем занимались на уроке? Что нового узнали? Ответить, используя слова-посказки
Мне было интересно .
Тема: «Виды жилых помещений в городе и селе», 5 класс
Цель: создать условия для расширения представлений о разнообразии жилищных построек, их особенностях, об удобствах, которые есть в квартире.
уточнение знаний детей о различных видах жилья; отработка словообразовательных навыков и умений, умения моделировать фразу.
коррекция памяти на основе упражнений в запоминании.
воспитывать любовь к родному краю, дому.
Урок хочу начать с улыбки, давайте улыбнёмся друг другу. Ведь от того, какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими. Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с хорошего настроения. И поможет вам ваша улыбка, добрые слова, внимание, находчивость и смекалка.
II. Актуализация знаний.
– Возьмите конверты, откройте и составьте картину.
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
– Какое слово можно составить из букв?
III. Новая тема.
-Сегодня мы начинаем новый раздел, который называется «Жилище».
Какую орфограмму вы заметили? Хором проговорим слово.
– Что такое жилище? Прочитайте про себя, а затем хором.
– – Вы все проживаете в разных жилищах и тема сегодняшнего урока «Виды жилых помещений в городе и селе».
– Расскажите, а какие бывают дома? А для чего нам нужны дома? Но такие дома, которые мы видим сейчас были не всегда. Как вы думаете, что для человека было первым жилищем?
Много тысяч лет назад человек еще не умел строить дома. Нашего далекого предка окружали леса, горы, пустыни. Но природа не строит, а как использовать деревья, камни или глину, человек тогда еще не знал. Он был очень голоден, и все время думал, где ему добыть еду. А еще первобытному человеку было холодно, потому что, в отличие от других животных и птиц, он не имел ни теплой меховой шкуры, ни оперения. Кроме того, нашему далекому предку со всех сторон угрожали свирепые хищные звери, которые только и ждали, чтобы напасть на него. Трудно человеку без дома!
Как построить дом надежный,
Человек еще не знал.
В первобытном мире сложном
Он жилье свое искал.
Он страдал от зимней стужи,
Хищный зверь ему грозил.
Человеку дом был нужен,
Где бы он спокойно жил,
Где бы он готовил пищу,
Ел и мирно отдыхал.
Он хотел иметь жилище,
Где б бояться перестал.
И в заботах невеселых
Человек мечтал порой,
Как с добычею тяжелой
Как семья его встречает,
И теперь он точно знает-
Дом найти ему пора!
– Нашел человек себе жилье? Какое?
1. Пещера – это пустое пространство, которое постепенно образуется в горе под воздействием ветра, воды, колебаний температуры воздуха.
– От чего и кого человек спасался в пещере?
Поиграем в игру «Пещера хорошо и плохо».
Хорошо – защищает от опасных диких зверей; защищает от непогоды; место для отдыха;
можно на очаге приготовить пищу.
Плохо – дверь тогда еще не придумали, поэтому вход в пещеру приходилось охранять от непрошенных гостей; не в любой местности были пещеры.
2. Чум Утратил свое былое назначение и обратился в служебную хозяйственную постройку: служит овином (шиш);покрытый соломой; он прикрывает ход в погреб.
3. Ю́рта — переносное жилище у кочевников. Юрта полностью удовлетворяла потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Она легко перевозится на верблюдах и лошадях, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и умеренный холод. Наличие отверстия на самой вершине купола создаёт тягу и позволяет легко пользоваться очагом. Юрта и поныне используется во многих случаях чабанами Тувы, Алтая и Бурятии
5. Сакля Характерно террасообразное расположение САКЛЕЙ на горных склонах, причём крыша нижнего дома может служить двором для верхнего.
6. В зависимости от местности были и такие жилища как дом на сваях и дом на деревьях.
Мелькает год за годом, идёт за веком век. Зависеть от природы не хочет человек. Полезные орудья создав своим трудом, сильнее стали люди и вот построен дом.
8. Мазанка В степных, богатых глиной областях вместо изб строили мазанки.
– А теперь проверим, как вы запомнили: Какое жилище было раньше и из чего люди его строили?
(соедините рисунок с названием)
– Какое жилище существует в наше время?
Прошли тысячелетья, и люди разных стран внесли в постройки эти уменье и талант.
Когда деревня становилась больше и больше, она перестала в посёлок и город. Место строить дома становилось мало. Тогда люди придумали строить дома в несколько этажей. В каждом доме уже жила не одна семья, а несколько. Каждое жилое помещение для семьи стали называть КВАРТИРОЙ.
Давайте рассмотрим, какие виды жилых помещений существуют в наше время.
Я думаю в городах дома высокие, большие, кирпичные, а деревнях низкие, маленькие, деревянные.
– Сельские постройки невысокие, окружены обычно садами, огородами. Рядом может быть лес, поле. Попробуйте объяснить, почему в городах строят многоэтажные дома?
Деревня – это небольшой населённый пункт, а город – большой. Занятия людей в городах и в сельской местности тоже отличаются друг от друга: в деревне люди занимаются растениеводством, животноводством, а в городе перерабатывают сырьё, развивают многие отрасли производства, занимаются машиностроением, наукой.
У нас в стране разрешают строить собственные дома. Их называют индивидуальными. Это могут быть одноэтажные, двухэтажные, трехэтажные дома. Как вы думаете, чем квартиры отличаются от индивидуальных домов?
Квартиры в домах имеют удобства, которые облегчают жизнь.
Как вы думаете, что это за удобства? (газ, водопровод, ванная комната, мусоропровод, канализация, центральное отопление). В зависимости от наличия удобств Жилище может быть:
С частичными удобствами
Некоторые студенты, учащиеся училищ, рабочие, занятые на временных работах живут в общежитиях.
Кто-нибудь из вас живет в общежитие? Расскажите про общежитие. Студенты, которые живут в общежитиях, обеспечиваются необходимой мебелью и постельным бельем.
Квартиры бывают однокомнатные, двухкомнатные, трехкомнатные. Чем больше семья, тем больше по площади дается ей квартира. А так же могут быть построены из разных материалов. Из каких?
Игра «Назови одним словом: какой дом?» (МЯЧ)
– А в каком доме живёте вы? Расскажите мне о своём жилище по плану:
1. Из какого материала построен.
2. Сколько этажей?
3. Количество комнат
4. Благоустроен или нет? Какие удобства есть, а каких нет?
5. Такой дом можно построить где (в городе или селе)?
Вывод: домом мы называем жилое помещение, квартиру, где ночуем, едим, отдыхаем, куда приходим из детского сада, школы или возвращаемся после долгого путешествия. Дом – это место, где нас ждут, где нам рады и всегда готовы помочь в трудную минуту. Приходилось ли вам слышать выражения “я здесь чувствую себя как дома” или “чувствуйте себя как дома”? Кто скажет, что они означают? Чувствовать себя как дома – это значит хорошо, свободно, радостно. Недаром говорят: “В гостях хорошо, а дома лучше!”
V Подведение итогов, оценивание.
Что вы узнали нового?
– Что показалось самым интересным и познавательным?
– О чём бы хотели ещё узнать?
Ответь: мне было интересно-
мне было трудно-
мне понравилось –
Вывод: Дом – это не просто стены, пол и потолок. Дом – это маленький мир, где мы живем. Он немножко отгородился от большого мира, чтобы защитить человека от неприятностей вроде дождей, ветров, зверей и грабителей. Он дает не только тепло, но и чувство безопасности, душевный покой.
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №12»
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО СБО ПО ТЕМЕ:
Подготовила и провела:
– Сельские постройки невысокие, окружены обычно садами, огородами. Рядом может быть лес, поле. Попробуйте объяснить, почему в городах строят многоэтажные дома? (Предположения ребят.)
Вывод: Деревня – это небольшой населённый пункт, а город – большой. Занятия людей в городах и в сельской местности тоже отличаются друг от друга: в деревне люди занимаются растениеводством, животноводством, а в городе перерабатывают сырьё, развивают многие отрасли производства, занимаются машиностроением, наукой.
Жилые помещения PPT / 7.9 Мб приложения к жилым помещениям DOC / 2.25 Мб жилище PPT / 7.9 Мб
Наглядное пособие: макеты комнат, кукольная
мебель.
Правило: Мебель не должна загромождать
комнаты, не загораживать окна. В комнате должно
быть просторно, много света и воздуха.
Слова: интерьер, мебель, освещение, детали
интерьера, бра, торшер, люстра, ковры, обои, шторы,
картины.
Эпиграф: “Каково на дому, таково и самому”.
Оборудование: таблица с темой урока, экран
работы, видио материал “Интерьер”,
DVD-проигрыватель.
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, дорогие ребята!
– Доброе утро, уважаемые гости!
Сегодня наш урок посвящён разделу: “Жилище”.
2. Повторение пройденного материала.
– Назовите виды жилых помещений в городе.
Многоквартирные и индивидуальные дома.
– Назовите виды жилых помещений в сельской
местности.
Индивидуальные дома (изба, коттедж, дом, дача)
– Какие бывают квартиры по количеству комнат?
Однокомнатные, двух, трёх, четырёх-комнатные)
– Какие бывают комнаты по назначению?
3. Сообщение темы и цели урока.
– Тема нашего урока: рациональная расстановка
мебели в квартире. Интерьер.
– Что мы должны знать?
(дети читают на доске)
– Правила расстановки мебели в квартире,
требования к подбору деталей интерьера.
– Чему будем учиться на уроке?
– Расставлять мебель на макете, подбирать
детали интерьера.
Ваше активное участие на уроке будет отмечено в
экране работы.
Эпиграф нашего урока: Каково на дому, таково и
самому.
– Как вы понимаете эти слова?
– Верно, всем хочется, чтобы комната была уютной,
со вкусом обставленной и не обязательно дорогой
мебелью. Сегодня на уроке мы поговорим об этом –
об особенностях интерьера.
4. Сообщение теоретических сведений.
– Что такое интерьер? Посмотрим в словарь с
С. И. Ожегова.
Интерьер – внутреннее убранство квартиры.
– Интерьер, в переводе с французского
“внутренний”. Это внутренний мир дома. Он
включает: расположение и взаимосвязь всех
помещений, находящихся в доме, мебель,
декоративное убранство и различное
оборудование.
Удобство и уют в квартире создаёт мебель и
другие предметы, которые имеются в квартире. Есть
мебель, без которой не может обойтись ни одна
семья. Какая это мебель?
– Мебель в квартире надо размещать так, чтобы
она:
– Как вы считаете, почему не надо ставить к
наружной стенке кровать и диван?
– Где должен располагаться письменный стол?
Почему?
Игра “Какая это комната?”
Я вам показываю фотографию с изображением
комнаты, а вы должны определить какая по
назначению эта комната?
По каким признакам вы догадались?
И сегодня мы будем знакомиться с правилами
расстановки мебели в квартире.
Задание №1 Подберите карточку с
изображением мебели к карточке с названием
комнаты. Докажите правильность выбранных вами
вещей.
Важную роль играет освещение в художественном
решении интерьера: свет и тень подчёркивает в
выгодные в декоративном отношении части
интерьера и помогают создать уют в комнате.
(ученики читают на карточках, учитель по ходу
демонстрирует на видео)
– Светильники направленного света встроенные в
потолок, они будут доставлять свет куда вам
нужно: подсвечивать картины, создавать светящую
дорожку в коридоре.
– Сейчас вошли в моду: люстры, торшеры и бра
эффективного дизайна.
– Где же может понадобиться освещение?
Конечно, над диваном или креслом. Здесь очень
удобен торшер или бра.
Бра – в переводе с французского – рука, и не
случайно этот светильник всегда находится под
рукой.
Ну и конечно на рабочем столе – настольная
лампа.
Лампы, именно они имеют значительное место в
оформлении интерьера и способны полностью
изменить его. Поэтому выбирайте светильники
тщательно.
Задание №2 Найди нужный светильник.
(Расставьте стрелки от рисунка к названию)
– Обаяние и неповторимость придают интерьеру
картины, произведения декоративно-прикладного
искусства.
– Картина должна притягивать ваше внимание,
по-настоящему украшать ваш дом. Рядом с высокой
мебелью лучше вешать горизонтальные работы и
наоборот. Развешивать картины следует на такой
высоте, чтобы их удобно было рассматривать
– Украшают интерьер ковры – это мощное
приковывающее взгляд декоративное цветовое
пятно.
– Иногда ковёр становится центральной частью
интерьера. Ковры осуществляют зонирование
интерьера, обозначая в помещении некоторые зоны,
например, обеденную или зону отдыха.
– В убранстве комнат большое место отводится
шторам.
– Cветлые шторы – как бы увеличивают маленькую
комнату. Тёмные – уменьшают и сделают уютнее
большую.
В гостиной шторы могут быть любого цвета,
гармонирующие с другими декоративными тканями и
стенами.
В спальне лучше повесить однотонные шторы.
Для кухни их можно сделать из плотного
материала с ярким рисунком.
Обустройство дома. (руки в сторону)
Справа шкаф, а слева стол (повороты в сторону,
руки на пояс)
И диван нам нужен (присесть)
И торшер – часть интерьера, тоже нам послужит (наклоны
в сторону)
И ковры, картины, люстры интерьером служат
(наклон вниз, прямо, руки вверх , через стороны
вниз).
– Узнали о какой комнате говорится в
физ.минутке?
-Отделка и убранство квартиры должно быть
гармоничным по цвету, соответствовать
назначению комнат. Прежде всего, надо решить
какой будет отделка всей квартиры.
– В квартире расположенной на север, лучше
использовать светлые, тёплые тона: светло-жёлтый,
кремовый, светло-розовый. Чтобы зрительно
повысить освещение комнат.
– В квартире расположенной на юг, окраска стен
должна быть несколько темнее. Здесь используют
холодные тона: серый, голубой.
– Таким образом, планируя оформление квартиры
надо позаботиться, чтобы все детали сочетались
друг с другом, создавая ваш индивидуальный мир,
чтобы эпиграф нашего урока “Каково на дому,
таково и самому”, действительно работал. И тут
без помощи дизайнера нам не обойтись.
Дизайнер – специалист по украшению интерьера.
Проведём практикум, где вы будете дизайнерами.
Но прежде вернёмся к нашей опорной схеме
размышлений и повторим правила расстановки
мебели.
6. Практическая работа.
– Учитывая правила расстановки мебели и
деталей интерьера, каждый покажет, как
обустроить свою комнату на макете.
– Какая комната по назначению? Почему ты так
думаешь?
– Какую мебель ты взял? Достаточно ли этого?
Почему?
– Какими деталями интерьера ты воспользовался?
7. Подведение итога урока.
– Что мы узнали?
– Чему учились на уроке?
8. Вывод по уроку:
– Рациональная планировка комнат, удобно
расставленная мебель делают жильё более уютным и
удобным. Но главное запомните на всю жизнь: самая
большая красота жилища – это его чистота!
9. Оценка знаний учащихся.
Обратимся к экрану работы. У кого сколько
значков (диванов).
Приложение 1, приложение 2, приложение 3.