КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА ДЛЯ 1 КЛАССА УРОК ПРЕДЛАГАЕТ ПОДРОБНЫЙ ОБЗОР ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НАБЛЮДАЕМЫХ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ ЗИМОЙ ОН УГЛУБЛЯЕТСЯ В УВЛЕКАТЕЛЬНУЮ КОНЦЕПЦИЮ ТОГО КАК РАСТЕНИЯ АДАПТИРУЮТСЯ ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ В ЭТОМ СЕЗОНЕ УДЕЛЯЯ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ ПРОЦЕССУ ЗИМОВКИ ЭТОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА И ИМЕЕТ ЦЕЛЬЮ РАСШИРИТЬ ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ КРОМЕ ТОГО БОНУСНЫЙ УРОК В ГОСТЯХ У ЗИМЫ ИССЛЕДУЕТ СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КОТОРЫЕ ИСПЫТЫВАЕТ НЕЖИВАЯ ПРИРОДА ЗИМОЙ ОБЕСПЕЧИВАЯ ЦЕЛОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ЭТОЙ ТЕМЫ

Елена Новикова Конспект НОД «Зимние явления в неживой природе».

Тема: Зимние явления в неживой природе.

Цель: Стимулировать детскую любознательность, стремление глубже изучить явление природы (свойства снега, поддерживать проявление интереса детей к экспериментированию, исследованию.

1. Формировать элементарные представления об изменении положения Земли относительно Солнца; представление о снеге и его свойстве (снег тает в тепле, снег не прозрачный, снег белый, снег не имеет запаха).

Ирина Трушникова Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Изменения в природе зимой»

Образовательные области: познавательное, речевое развитие.

1. Систематизация и обогащение знаний о признаках зимы

2. Знакомство с особенностями жизни животных, птиц, насекомых, рыб зимой.

3. Обобщить знания детей о том, как человек помогает животным и птицам пережить зимние месяцы.

4. Воспитание любви к природе, гуманного отношения к живой природе.

-Ребята, нам пришло письмо от Незнайки, давайте посмотрим,что там.

Урок по предмету «Окружающий мир» 2класс УМК «Школа 2100»

Тема «Зима. Сезонные изменения в живой и неживой природе зимой».

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий (изучения

Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в природе,

овладение способами наблюдения за природными изменениями, развитие

Задачи: учить раскрывать причинноследственные взаимосвязи в природе;

дать понимание сезонных изменений в живой и неживой природе зимой,

осуществлять экологическое воспитание, дать понятие, что это главная

проблема всего человечества,

Предметные: формировать целостное представление о мире, познакомить

учащихся с зимними изменениями в природе

Метапредметные: высказывать свою версию, выделять особенности

изменений в природе зимой, использовать атласы, таблицы , совместно

договариваться при работе в группе.

Личностные: высказывать свое мнение, уважать мнение других, быть

готовым к саморазвитию

Оборудование: интерактивная доска, атлас «Люби и знай свой край»,

карточки для работы в группах

1 Мотивация к учебной деятельности.

Вы сегодня готовы к уроку, настроение отличное. Вперед за новыми

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление

Работа в группах: Распределение картинок по группам (растения, неживая

природа, изделия, животные, люди, грибы)

I ель, тополь, облако, снег, карандаш, диван

II еж, тигр, река, камень, шарф, пенал

III строитель, доктор, одуванчик, ромашка, мяч, портфель, солнце

IV мухомор, береза, подосиновик, лампочка, телевизор, звезда

Учитель: На какие группы разделили?

На этот месяц выпадает первозимье – начало зимы. А с 23 декабря – со дня зимнего

солцестояния начинается коренная зима.

Щиплет уши, щиплет нос, Самый холодный месяц зимы. Но световой

Лезет в валенки мороз. день прибавляется.

Брызнешь воду –

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи за месяц это?

Последняя часть зимы – когда запела веселая синичка. Перелом

наступает в последнем месяце зимы.

Снег мешками валит с неба, Самый снежный и метельный месяц.

С дом стоят сугробы снега. А в конце месяца весна дает о себе знать.

То бураны и метели Солнышко и первая капель.

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это? (февраль)

Об изменениях в какой природе мы говорили? О неживой природе.

Солнце греет землю слабо, (руки вверх и руки вниз)

По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у снежной бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда, (прыжок)

Вьюга злится, снег кружится, (кружатся)

Заметает все кругом белоснежным серебром. ( имитируют движения руками).

III Изменения в живой природе.

Деревья в лесу стоят голые, только сосны да ели стоят в лесу зеленые. ( Плакат про

ель.) Игра – «Ботанические ошибки». ( На доске картинки с елью, сосной, их хвоей и

шишками – все перемешано. Нужно все расставить правильно.)

Игра: «Расскажи про зверя».

Загадки про зверей читает учитель. Тому, кто отгадает, дается маска животного, и он

рассказывает про то, как зимует этот зверь.

Длинные ушки, быстрые лапки. Рыжеогненный комочек, с хвостиком как парашют,

Серый, но не мышка, кто это? По деревьям быстро скачет, был он там, теперь уж тут

(зайчишка) Быстрый он, как стрелочка. Кто же это? (белочка)

Рыжая плутовка спряталась под елкой. Серый, страшный и зубастый произвел переполох

(лиса) (волк).

Бурый, косолапый, по лесу бредет Колюч он, но не елочка,

Любит одолжить он у лесных пчел мед. В иголках, но не сосенка.

Тема урока: Зима в неживой природе.

Задачи: дать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на опыт уч-ся: снежный покров на земле, лёд на водоёмах, снегопад, метель, изморозь, оттепель, гололёд;

Формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в совместную учебную деятельность.

Планируемые результаты: обобщить и систематизировать наблюдение детей над зимними природными явлениями, запомнить дату зимнего солнце стояния ( 22 декабря)  и день зимнего солнцеворота( 25 декабря)

Тим урока: комбинированный.

Основные дидактические методы:

Дидактические средства: презентация, фонограмма, учебник « мир вокруг нас» Плешаков А. Новицкая М. 2 класс, рабочая тетрадь.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня я  проведу у вас урок окружающего мира. Меня зовут Алла Константиновна.

Я очень рада, что сегодня мы будем работать вместе.

Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку мне. Спасибо.

Желаю вам успехов в работе.

2. Постановка учебной проблемы и темы урока.

– Назовите из списка зимние явления природы.

Зимой грозы редки. В Москве за последние 100 лет зафиксирована одна- в январе 1985году. Она была вызвана столкновением тёплых и холодных масс воздуха.

Отгадайте загадку.           Снег на полях,

Лёд на реках,

Когда это бывает?   (зимой) слайд1.

– О чём будем говорить на уроке?

– Какая тема урока?   Слайд 2

– Что бы вы хотели узнать?

– Для чего вам это нужно?

3. Актуализация знаний.

-Назовите зимние месяцы.

-Какие старинные названия зимних месяцев вам знакомы?

Декабрь- студный    Слайд 3.

Январь- лютовей.     Слайд 4.

Февраль -снежень. Слайд 5.

-Обратите внимание какой цвет преобладает в каждой картине

Слайд 6, 7. Музыка А. Вивальди « Зима»

– Какой цвет преобладает в каждой картине? Почему?

-Что такое лазурь?

-Какие чувства вызывают картины?

-Как изменилась природа с приходом зимы?

– Какие зимние праздники вы знаете?

– В какие игры любите играть зимой?

2) Физкультминутка. Песенка « Кабы не было зимы.»

3)   Создание картины « Зимняя природа»

4)  Индивидуальная работа.

Прочитать 2-ой абзац в учебнике с.12 и выполнить задание в тетради с. 8 № 3

5) Проверка  Слайд 8-9.

6) Работа в парах по карточке    « Зимние явления»

Проверка   Слайд   10-14.

Работа в группах. создать мини проект и защита его.

Темы на экране. Слайд  15.

Просмотр содержимого документа

«Конспект урока по окружающему миру ” Зима в неживой природе”»

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе

В гости к зиме. Неживая природа зимой

изучение нового материала

Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе

знать зимние изменения в неживой природе;

объяснять причины изменений в неживой природе зимой;

приводить примеры зимних явлений природы;

понимать происхождение снежинок и знать их форму

– понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить, оценивать свои достижения на уроке;

– работать в паре: извлекать информацию из текста и фотографий, проводить     взаимопроверку и самопроверку;

– выполнить рисунок на предложенную тему

– обобщать изученный материал

понимать целостность картины мира;

– проявлять самостоятельность и ответственность за свои действия;

– понимать и принимать ценности здорового образа жизни

: Литературное чтение, изобразительное искусство «Зимние картины»

: Плешаков А. А. Учебник, с. 130, 131; рабочая  тетрадь, с.51, мультимедийный проектор, компьютер, листы с текстами для учеников; листы с синим фоном, краски, кисточки, баночки с водой, раздаточный материал – снежинки.

1. Мотивация познавательной деятельности

2. Актуализация необходимых знаний

3. Организация познавательной деятельности

4. Творческая работа

5. Подведение итогов

Стихотворение М. Лесна-Раунио.

Кто рисует так искусно,

Что за чудо-фантазёры,

Ледяной рисунок грустный:

Реки, рощи и озера?

Кто нанёс орнамент сложный

На окно любой квартиры?

Это всё один художник.

Это всё его картины.

Порезвясь в широком поле

И устав в лесу скитаться,

Дед Мороз от скуки, что ли,

В тёплый дом решил забраться.

Но испуганные люди

Дверь держали на запоре,

И Морозно — будь что будет —

Сквозь окно полез к ним вскоре.

Но и там была преграда —

В окнах стёкла были всюду,

И Морозко от досады

Навредить решился людям.

Он прикинул хитрым оком,

Кисти взял, белил, эмали —

И к утру все стёкла окон

Света в дом не пропускали.

Стихотворение И. Сурикова «Зима».

Белый снег, пушистый, в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес что шапкой принакрылся чудной

Отрывок сказки Г. Скребицкого «Четыре художника».

Первой вызвалась написать картину Зимушка-Зима.

Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день всё кругом разукрасила.

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит.

Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть.

Заглянула Зима в лес. « Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»

Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.

Хорошая получилась картина зимнего леса!

Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится.

Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе заискрились, заплясали разноцветные огоньки.

В зимний холод всякий молод.

Зима лодыря морозит.

Береги нос в большой мороз.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Рассказ В. Архангельского « Летят снежные пушинки»

С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки.

Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звёздочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Побывали учёные в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.

Под самолётом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились лёгкими, нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе— это замёрзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой — в снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звёзды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звёздочки и лучи.

Идёт зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.

А тут ещё пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твёрдая корочка. Она называется настом.

В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени и козы острой коркой снега режут ноги, с трудом выкапывают из-под наста мох и листья.

Зато зайчишке раздолье! Он и по рыхлому снегу ходит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.

МБОУ «Пирово-Городищенская ООШ»

Урок окружающий мир 2 класс.

«В гости к зиме». Сезонные изменения

в неживой природе зимой.

Провела: Зубанова Л. А.

Урок окружающий мир 2 класс. В гости к зиме.

Познакомить учащихся с зимними явлениями природы.

Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся, умение анализировать, обобщать.

Воспитывать  умение работать в группах,  любовь и бережное отношение к природе.

Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки.

Плешаков А. А. Мир вокруг нас. 2 кл.- М.: Просвещение, 2010г.

1. Эмоциональный настрой на уроке.

Всё кругом бело-синее,

Всё в тонком кружеве теней.

А лес укрыт пушистым инеем,

Уснул до первых вешних дней.

-О каком времени года это стихотворение?( зиме)

2. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.  И мы, каждое утро, выходя из дома должны учитывать все природные явления.

-Ежедневно в природе происходят изменения. Кажется, ещё недавно мы наблюдали за красотой осенних листьев. И вот уже за окном падают снежинки. Нет ничего более изменчивого, чем природа.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (об изменениях в природе зимой)

3. Основная часть урока.

А) -Зима пришла не одна, а с братьями-месяцами. Как их зовут? (Декабрь, январь, февраль.)

Декабрь – «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь –«студень», самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме середина.

Февраль-«лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели».

Б) Неживая природа зимой.

-Как вы думаете, когда наступает зима?

-По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.

А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки- это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

-Посмотрите вокруг. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.)

-Из чего состоит снег? (Из снежинок.)

-Рассмотрите разнообразные снежинки. ( Слайд )

-Как образуется снег, расскажет ученик.

Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.

Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

-Всегда ли снегопад одинаков? (Наблюдения детей)

-Чтобы вспомнить , какие ещё изменения происходят, отгадаем загадки.

Бежал по тропке луговой –

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой –

Речка сделалась рябой.

-Охарактеризуйте ветер. Какой он зимой? (холодный, обжигающий, колючий, лютый)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. ( мороз)

-Где вы можете видеть рисунки мороза? ( на окнах)

-Почему они там появляются? (из-за разности температур внутри помещения и снаружи).

Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (метель)

-Кому приходилось видеть метель? Что при этом происходит?

Не колючий, светло-синий

-С чем можно сравнить деревья, покрытые инеем? (белоснежным покрывалом, с кокосовой стружкой, ажурной шалью и т. д.)

В) Проверка дом. задания.

-Расскажем  стихотворение о прекрасной зимней берёзе, написанное С. Есениным.

Г) Физ. минутка

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе – хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

Д) Работа в учебнике.

-Откроем учебник на с.132-133.,прочитаем.

-О каких ещё зимних явлениях в неживой природе мы не сказали?(рассказ детей об оттепели, гололедице).

-Какие ещё зимние  природные явления вы знаете? (вьюга, пурга)

Е) Работа в парах.

-Перед вами карточки : на одних написано начало зимних примет, на других – конец.

Соединить карточки и прочитать примету.

(Больше снега — больше хлеба.

Быстрая оттепель — будет мало и дождей летом.

Воробьи дружно чирикают — к теплу.

Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.

Длинные сосульки в конце февраля — к долгой весне.

Дым из трубы столбом — к холодам.

Если зимой сухо и холодно, то и летом будет сухо и жарко.

Если зимой тепло — летом будет холодно.

Если окна начинают потеть при двойных рамах — к усилению мороза.

Если снег выпадает, когда лист с дерева не спадает, то зима будет лютой.)

Проверим на экране.

Ж)Работа в тетради. Граф. диктант.

Учитель диктует утверждения. Если оно верное- ставим «+», А если нет , то ставим «-«.

С приходом зимы температура воздуха понижается.

Оттепель- это талый снег.

Метель- это сильный ветер с обильным снегом.

Снег в оттепель становится липким, потому что он сухой.

Зимой почва становится сухой и вязкой.

Лёд белого цвета, непрозрачный, рыхлый.

Изморозь- это снег, покрывающий ветки деревьев.

( +++ – – – + Самопроверка по образцу).

З) Работа в группах.

Каждой группе даётся кроссворд о зимних явлениях природы. Заполнить, проверка по слайду.

3. Шуба бела – весь свет одела.

4. Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года.

5. Снег на полях,

4. Домашнее задание.

Учебник с.132-133,задания в тетради.

5. Итог урока. Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

-Поставим оценку на свой «листок оценок»

-Какое настроение было на уроке? (Смайлик «солнышко» в уголок настроения).

1. Обучать видеть, наблюдать и объяснять изменения в неживой природе                  зимой.

Развивать память, внимание, речь, логическое мышление, творческие способности, эрудицию.

3. Воспитывать любовь к природе.

ноутбук, презентация, интерактивная доска, задания и бланки для теста, дидактические раздаточные материалы, сувениры-снежинки, учебник «Окр.мир» УМК «Перспектива».

Чтоб природе другом стать

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать

Учимся мы наблюдать.

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет все узнать, наша любознательность.

– Добрый день, ребята! Сегодня у вас урок окр.мира проведу у вас я. Меня зовут – Эльмира Ильдаровна. Пусть сегодняшний день будет действительно добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас и согреет своим теплом.

– Вдохните глубоко, и когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться. Почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу. Пусть прекрасное настроение не покидает вас!

Давайте вспомним, что мы с вами знаем об окружающем нас мире. И выполним задание – . Ребята, я  буду читать вопросы, а вы должны выбрать правильные ответы и записать буквы.

(раздаю листочки ученикам и они выполняют задание)

1. Что относится к неживой природе?

А.   солнце

Б.    птицы;

В.   деревья;

Г.   звери

2. Отметь явление в живой природе.

Д.   восход солнца

З.   отлет перелетных птиц

Е.   снегопад.

3. Какое время года описано в стихотворении?

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной   ( И. Бунин)

4.  Сколько месяцев в году?

П.    15

Р.    6

С.   10

– А сейчас поменяйтесь листочками, возьмите красный карандаш. Проверим задание.

– Посмотрите, какие вы обвели буквы в правильных ответах. Составьте из них слово? Какое слово получилось?

1) Просмотр отрывка из мф. “12месяцев”.

– Сейчас мы посмотрим отрывок из одной очень доброй и знакомой сказки, и постараемся определить тему и задачу урока.

Январь забирает посох у апреля и возвращает все на свои места. Выключить, когда покажется дворец.

2) Беседа по просмотренному отрывку.

– Как называется сказка? (12 месяцев)

– Почему она так называется? (Основные персонажи – 12месяцев)

– А как мы в жизни по-другому называем 12 месяцев? (Год)

– На какие 4 части делится год? (Времена года: лето, осень, зима, весна)

– Вспомните, что увидели в отрывке, посмотрите за окно, и скажите тему урока. ( Зима)

– А какая была показана природа живая или неживая? (Неживая)

– Значит, мы работаем по теме “Зима в неживой природе”.

– Когда приходит новое время года, что происходит в неживой природе? (Многое меняется)

– Что мы должны сегодня увидеть, понаблюдать, узнать? (Как изменилась неживая природа с приходом зимы.)

Тема: “Зима в неживой природе”.

– Это тема нашего урока, а наша задача – определить изменения в неживой природе зимой, познакомиться с явлениями природы. А изучать все эти признаки и явления мы будем в роли метеорологов.

-Кто такие метеорологи?

1. Беседа  о признаках зимы.

– На прошлых уроках вы уже начали говорить о зиме.

Поэтому, я хочу, чтобы вы рассказали по своим наблюдениям, что изменилось в природе с наступлением зимы.

– Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь построит она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озера и реки. Солнце теперь поднимается в небе совсем невысоко, дни стоят короткие. Поэтому земля получает мало тепла. Повсюду лежит снег. Водоемы скованы льдом. Замерзла почва.

– Из-за чего все это происходит? ( из-за понижения температуры)

С неба падают снежинки,Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками, А потом покажем маме.

Дети над головой поднимают руки и делают хватательные движения, словно ловят снежинки)

А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги.

Потягивание рук в стороны)

Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги.

Ходьба на месте, колени высоко поднимаются

2. Работа по учебнику.(стр.12-13)

– Вспомните, в роли кого мы сегодня выступаем? (метеоролога). Вот первое задание для вас. По строчкам стихотворений и иллюстрациям слайдов  вы должны будете узнать, о каком зимнем явлении идёт речь. Затем вам нужно будет найти это явление в учебнике и прочитать вслух, что оно обозначает.( параграф учебника «Неживая природа зимой.» )

Зачитывают тезисы из параграфа о снегопаде.

– Ребята! Давайте вспомним из чего состоит снег?

– одно из самых прекрасных созданий природы. Нам бы пришлось немало потрудиться, чтобы создать форму, сравнимую по красоте с формой снежинки. В снегопад миллионы снежинок падают на землю. И среди них нет двух одинаковых.

При замерзании кристаллики воды настолько малы, что их не видно.  При образовании снега эти кристаллики перемещаются воздушными потоками  в атмосфере вверх и вниз. Во время таких перемещений они группируются вокруг мельчайших частичек пыли или капелек воды. Эта группа становится большой, тяжелой и падает на землю. Мы называем ее «снежинкой».  Некоторые снежинки достигают трех сантиметров в диаметре. Размеры снежинок зависят от температуры. Чем ниже температура, тем меньше снежинки.

– Посмотрите, какие красивые снежиночки я вам сейчас покажу. И все они разные, но они не настоящие – на них написаны  загадки.  Давайте отгадаем их.

1) Бело покрывало

На земле лежало,

Оно все ушло. (снег)

2) На всех садится,

Никого не боится. (снежинка)

3) В огне не горит,

В воде не тонет. (лед)

4) Запорошило дорожки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (зима)

Отрывок из стихотворение С. Есенина «Поёт зима, аукает.»

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется

Но больно холодна.

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Дети зачитывают строчки из учебника о метели.

– А вы знаете, что у слова «метель» есть синонимы. В народе иногда метель называют , если прислушаться к метели, то можно услышать: звук «вьююююуу». Если разыгралась сильная метель да пошел снег и ветер такой, что на улицу не выйдешь, то это уже настоящая снежная буря. В разных местах ее называют по-разному: где . Страшно в такую погоду! Сквозь снежную пелену днем, как в густом тумане, ничего не видно. Такое помутнение воздуха от снежинок называют снежной мглой.

– Итак, какие синонимы к слову метель вы запомнили? ( вьюга, пурга, буран)

– Слушаем следующее стих-е:

Под моим окном

На пушистых ветках

Дети узнают явление, зачитывают нужный отрывок из параграфа учебника.

Ребята, а еще есть одно явление, которое называется     Это когда снег подтаивает, становится влажным и легко лепится.

– Слушаем след-е стих-е:

Что на улице не так,

Не пойму пока никак.

Шагу ни могу ступить,

Чтоб чуть-чуть не поскользить.

Объяснил потом народ:

– Зачитывают тезисы о гололедице.

– Молодцы, ребята!

– Давайте теперь делаем вывод, перечислим хором зимние явления, с которыми только что познакомились  (снегопад, изморозь, метель, гололедица, оттепель).

а) работа в группах

– Закрываем учебник и заполняем карточки. Проверим, какие явления неживой природы вы запомнили.

Давайте теперь проверим. Читаете только первое задание. А второе проверим вместе.

Я буду называть явления природы, если зимние явления, вы хлопаете в ладоши три раза, если нет, топаете ногами.

– Что нового узнали?

– Какую задачу ставили?

– Удалось решить поставленную задачу?

– Каким способом?

– Где можно применить новые знания?

– Домашнее задание.  А на больших снежиночках у вас написано домашнее задание, вы должны нарисовать на ней рисунок “ Зимние забавы”.

– А сейчас в завершении нашего урока, давайте отправимся в зимнюю сказку.  Видеоролик «Зимняя сказка»)

На этой прекрасной, расслабляющей  ноте наш урок подошел к концу. До свидания!

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Изменения в природе зимой“» размещена в разделах

Письмо: «Дорогие, ребята, помогите мне ответить на трудные вопросы, эти вопросы мне написал Дед Мороз и мне очень нужна ваша помощь»

Какое сейчас время года? Осень,зима, весна?

-Найдите нужную картинку и прикрепите на доску.

Давайте расскажем Незнайке стих «Зима», которое мы выучили (слайд№3)

Вопрос 2: Какие признаки зимы вы знаете? (слайд№4)

1. Низкое положение солнца на небосводе.

2. Короткие дни и длинные ночи.

3. Замерзают почва, водоёмы (улетели водоплавающие птицы, рыбы приспосабливаются к понижению температуры воды, уменьшению света и кислорода в воде)

4. Земля покрыта снегом (животным и птицам трудно найти корм)

5. Туман, снегопад, лёд, иней, гололёд, изморозь, вьюга, метель, пурга

Вопрос 3: Как зимуют деревья и кустарники? (слайд №5)

Вопрос 4: Как зимуют насекомые? (слайд№6)

Вопрос 5: Как питаются животные зимой? (слайд№ 7, 8, 9)

Белки мыши бобры – запасы или корм из-под снега

Волки, лисы охотятся на мышей, зайцев

Лоси, кабаны, зайцы- ветками и корой деревьев

Весело в лесу

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли. ( Прыжки на месте.)

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте.)

Вот лиса идёт по лесу.

Кто там скачет, интересно? (Потягивания — руки вперёд.)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. ( Прыжки на месте.)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Бег на месте.)

И зайчата убегают. ( Ходьба на месте.)

Вот голодная лиса

Грустно смотрит в небеса. ( Потягивания — руки вверх.)

Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)

Садится, отдыхает. ( Садится, отдыхает.)

Вопрос 6: Кто впадает в зимнюю спячку?(слайд№10)

Кроме медведей в зимнюю спячку впадают бурундуки, барсуки и хомяки, еноты, ежи.

Вопрос 7: Как зимуют рыбы?(слайд №11)

Вопрос 8: Где зимуют лягушки, змеи, ящерицы?(слайд№12)

Чем они питаются? (слайд№13, 14)

Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека

Дятел, пищуха- личинками насекомых из-под коры деревьев

Сойка, щеглы, синицы- оставшимися плодами и семенами растений

Снегири, свиристели- ягодами рябины

Вопрос 10: Как человек заботится о птицах? (слайд№15)

Давайте вспомним стихотворение «Покормите птиц» А. Яшина (слайд№ 16)

Расскажите, кто заботится о диких животных?

Обычно дикие животные заботятся о себе сами, но иногда им тоже помогают люди (слайд№17)

Посмотрите, как заботятся люди о домашних животных зимой (слайд№18, 19)

1. Выбери животных, впадают в спячку зимой: белка, медведь, лось, лиса, заяц, волк

Кабан, ёж,, барсук, бобр, енот.

2. Выбери животных, которых можно встретить зимой: муравей, лягушка, медведь

ёж, белка, лиса, заяц, синица, ворона, волк, ласточка, змея, лось, бабочка, синица.

3. Размести животных в домики:

Домик №1- животные, которые делают к зиме запасы.

Домик №2-животные,которые зимой впадают в спячку.

Домик №3- животные, которые ищут корм.

-Спасибо, ребята, вы мне очень помогли (слайд№20)

2. А. Л. Калуцкий энтомолог «Как насекомые зимуют»

3.*Подробнее о перелетных бабочках см. « Биология», № 30/2004. – Прим. ред.

4. Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете. Млекопитающие. – М. 1998г.

5. Руковский Н. Н. По следам лесных зверей. – М. 1988г.

Публикация «Конспект НОД „Зимние явления в неживой природе“,» размещена в разделах

2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

3. Активизировать речь за счет слов: наст, водяной пар, снежная крупа, лупа, эксперимент. Совершенствовать умение детей отвечать на поставленные вопросы по содержанию рассказа

4. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы, желание активно познавать и действовать.

5. Воспитывать стремление сохранить и оберегать природный мир, видеть его красоту.

6. Оздоровительная: здоровье сберегающий подход к образовательной деятельности.

1 . Рассматривание картин на зимнюю тематику

2. Чтение стихотворений о зиме, снежинках.

3 . Наблюдения за падающим снегом, снежинками, игры со снегом на прогулках.

4. Рисование снежинок.

5. Вырезывание снежинок из салфеток.

Материалы и оборудование

Дем. – модели планет (Солнца и Земли); наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега;

Разд. – одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке, снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, салфетки и полотенце.

Методические приёмы:исследовательский метод; постановка проблемы и её разрешение; моделирование; чтение художественной литературы с использованием информационно- рецептивного метода направленного на организацию обеспечения восприятия запоминания детьми информации; музыкальное сопровождение; имитация движений; рефлексивный метод.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель говорит: Ребята, послушайте стихотворение внимательно и скажите, всё ли в нём правильно.

«Стали дни короче,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы-

И ВЕСНА настала!»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?

Воспитатель (обобщает ответы детей) Мы с вами знаем, что наша Земля планета, и она вращается вокруг своей оси,вот так как сейчас поворачивается наш глобус, а теперь представим, что это солнце, так вот земля еще вращается и вокруг солнца, вот так. А теперь давайте представим, что планета наша разделена на четыре части, на первой обязательно наступит весна, на второй лето, на третей -осень и на четвертой зима. Тот, бочек земли который ближе всего она подставила к теплому солнышку греется больше всего- здесь лето, зимой конечно тоже светит солнышко, только в течении трех зимних месяцев солнце находится от земли дальше всего, поэтому греет меньше. От этого зимой холодно, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Воспитатель: А, что бывает зимой? Одна из примет зимы – с неба падает снег. Воспитатель: Есть такой рассказ Владимира Архангельского

«Летят снежные пушинки». Хотите его послушать?

Беседа с детьми по содержанию прочитанного рассказа.

– Как называется рассказ? Кто автор?

– О каких снежных пушинках идет речь?

– О каких снежных пушинках говорит автор в рассказе? (он говорит о снежинках)

– На что были похожи снежинки? ( «Цветок с шестью лепестками», «Звездочка с шестью лучами»)

– Где побывали ученые? (в облаках)

– Что они там увидели? (они увидели как образуются снежинки)

– Что же такое снежинка? (это замершая капелька водяного пара)

– Как образуется наст?(твердая корочка на снегу)

– Кому тяжело передвигаться по насту? Почему?

– А почему заяц по насту мчится как по паркету?

Физкультминутка “Зимний сон”

Тихо, тихо сказку напевая,

Проплывает в сумерках зима (бег по кругу на носочках)

Теплым одеялом укрывая,

Землю и деревья, и дома.

Над полями легкий снег кружится,

В полночь звезды падают с небес.

Опустив мохнатые ресницы,

Дремлет в тишине дремучий лес.

Спят на елках золотые совы,

В сказочном сиянии луны.

На опушки леса спят сугробы

Как большие снежные слоны.

Все меняет форму и окраску,

Гасят окна сонные дома.

И, зима рассказывая сказки

Засыпает медленно сама.

Воспитатель: Хотите еще больше узнать о снеге. Представ те, что вы ученые- исследователи. А кто такие ученые? Давайте сядем за столы. Будем выяснять, какой снег и каковы его свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа). А что такое лупа? (увеличительное стекло). А, что еще вы видите на столах?(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, с утра я принесла в группу снег, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? (на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле). А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? (попросим принести второго воспитателя, используя волшебное слово”пожалуйста”). Давайте возьмем лупу и внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите?(вода грязная). Ребята, а почему вода грязная? (приносят снег)Давайте потрогаем снег какой он на ощупь? (холодный). Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? Почему? Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным).

Воспитатель: Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круг, квадрат). Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где крут видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 2 снежинка: снег непрозрачный – нарисован закрытый глаз)

Воспитатель:Сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (крепится 3 снежинка: снег белый – в центре снежинки вата).

Воспитатель: Ребята, а как узнать, снег пахнет? (надо понюхать). Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое). А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха – на снежинке нарисован нос)

Воспитатель: Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, еще один опыт. Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем холодную воду (приглашается ребенок проверить температуру воды, (холодная). Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную, почему? (холодную, затем горячую). В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Для этого мне нужен помощник. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? Выводы. (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды).

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега). Обращает внимание детей на то, что снег – это замерзшие капельки водяного пара. Мы свами знаем, что снег превращается в воду, у меня есть две капельки одна улыбается, другая грустит, если вам понравилась наша образовательная деятельность возьмите улыбающуюся капельку, если нет- грустную.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *