Мария Арькова Конспект нетрадиционного родительского собрания во второй младшей группе «Начало учебного года»
Тема: Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада, его воспитанников и родителей»
размещение консультации в родительском уголке “Возрастные особенности детей 3-4 лет. ”
Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.
– Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 3- 4 лет;
Конспект родительского собрания во второй младшей группе (нетрадиционная работа с родителями) «Давайте познакомимся»
Цель: Создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу ДОУ и родителей.
Задачи:
– Познакомить родителей друг с другом и педагогом.
– познакомить родителей с режимом, правилами и работой детского сада.
– заполнить анкетные данные семей воспитанников.
– выбор родительского комитета.
– подведение итогов собрания.
Повестка:
1. Вступление
2. Тренинг на знакомство
3. Знакомство с режимом, правилами и работой детского сада.
5. О разном.
Итак, Вы привели своих детей в детский сад и у нас с Вами одна общая цель, сделать их пребывание здесь комфортным, безопасным, интересным, увлекательным, познавательным и т. д.
Во время пребывания ребенка в детском саду мы (дети, педагоги, родители)составляем треугольник. Во главе треугольника конечно же стоит ребенок. Как Вы думаете, что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка (упадет)Вот именно, упадет! Вспомните басню Крылова «Лебедь, рак и щука» где говорится:»Когда в товарищах согласья нет на лад их дело не пойдет, выйдет у него не дело, только мука!» Следовательно нам с Вами нужно объединить усилия для того, чтобы детям было интересно и комфортно в детском саду и здесь очень важно наличие взаимопонимания и поддержки. Мы с вами будем жить одной, я надеюсь дружной семьей. А для начала нужно поближе познакомиться.
Тренинговое упражнение «Клубочек»
Воспитатель держит в руках клубочек и предлагает родителям немного рассказать о себе, о том, что они ждут от детского сада, какие пожелания воспитателям они хотели бы озвучить. Сначала воспитатель говорит о себе, наматывают на палец нитку и передают по кругу. В итоге, когда клубок возвращается к воспитателю, получается замкнутый круг.
Меня зовут Анастасия Михайловна, я воспитатель второй младшей группы, которая называется “Светлячок”.
Уважаемые родители. Посмотрите, пожалуйста, каждый из нас соединён ниточкой и не просто ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжении 4 лет. Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья наших детей! Мы как большая семья, должны действовать вместе. Ведь не надо забывать, что родитель – это главный воспитатель, а детский сад создан в помощь родителям.
Мы с вами познакомились и теперь с хорошим настроением переходим к серьезным вопросам.
Очень важно чтобы вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться – это значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся и их мамы и папы, бабушки и дедушки.
ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Родители должны приводить ребенка в детский сад без опозданий (не позднее 8.00 часов).
2. Родители, и другие лица, которые по их поручению приводят ребенка в детский сад, должны передавать ребенка воспитателю; вечером при уходе детей воспитатель обязан передать ребенка родителям или другому взрослому человеку (по доверенности).
3. Приводить ребенка в опрятной одежде, с носовым платком, с расческой. Одежда и обувь должна соответствовать размеру ребенка, сезону. Ногти должны быть подстрижены.
4. При заболевании ребенка обязательно сообщают в детский сад, чем он болен. По выздоровлении ребенка предоставляют справку в детский сад не позднее 12 часов.
5. Оплату за детский сад необходимо вносить до 20 числа текущего месяца.
6. Родители могут оказывать посильную помощь детскому саду в починке мебели, игрушек, изготовлении пособий, в ремонте детского сада, участвовать в мероприятиях по благоустройству территории.
У ребенка должны быть сформированы следующие культурно-гигиенические навыки:
• Самостоятельно есть разнообразную пищу;
• Своевременно сообщать о своих потребностях – проситься в туалет;
• Мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком.
– Одеваться при помощи взрослых.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Можно разрешить ребенку взять в детский сад любимую игрушку, лучше, если она будет хорошо мыться, не металлические вещи – деньги и.д.
2. Научитесь прощаться с ребенком быстро, давая таким образом понять, что вы уверены в нем и его умении справиться с собой. Не затягивайте процесс расставания. Ребенок почувствует ваше беспокойство за него, и ему будет еще труднее успокоиться.
3. Никогда не пытайтесь ускользнуть незаметно от ребенка, если хотите, чтобы он вам доверял.
4. Не пытайтесь подкупить ребенка, не обещайте и не покупайте ему игрушек за согласие остаться в детском саду.
5. Четко дайте ребенку понять, что, какие бы истерики он не закатывал, ему все равно придется пойти в детский сад. Если вы хоть раз ему уступите, в дальнейшем вам будет гораздо сложнее справиться с его капризами и слезами.
6. Не удивляйтесь, если вы уже справились с проблемой, а она опять возникла после болезни или больших выходных, когда ребенок долго находился дома. Помните, что в страхе расставания нет ничего плохого, он лишь свидетельствует о том, что между вами и ребенком существует тесная связь.
7. Настраивайте ребенка на позитивный лад.
8. Дома поиграйте в детский сад. Роль ребенка может исполнять любимая игрушка малыша. В игре ребенок покажет, с какими проблемами сталкивается в детском саду, а вы сможете предложить ему пути их решения.
9. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
«Давайте дружить с детьми»
Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.
Взрослые, надейтесь на детей
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!
Игра “Какой он – мой ребенок”
Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени ребенка. Затем родителям предлагается расшифровать буквы, назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву.
Подведение итога
Чаще всего даются положительные характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех. Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности личности ребенка.
Итог собрания
В заключении хочется сказать, что мы вместе будем закладывать фундамент доброжелательных отношений в детском саду и в родительских коллективах. Нужно сделать так, чтобы ребенку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он с радостью шел в детский сад, дружил с ребятами и довольным возвращался домой.
Обратная связь
Если сегодняшняя встреча вам понравилась и вы хотели бы принять участие в следующей встрече, то возьмите листочек с «солнышком» и напишите положительные отзывы, понравившиеся моменты.
На листочке «тучка» — то, что не понравилось, на что необходимо обратить внимание.
Рекомендуем посмотреть
Первое родительское собрание в группе раннего возраста
Родительское собрание в 1-й младшей группе. Конспект
Конспект родительского собрания во второй младшей группе
Родительское собрание в 1 младшей группе на тему: Новый год
Конспект итогового родительского собрания во второй младшей группе
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Конспект нетрадиционного родительского собрания
«Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Основные задачи речевого развития.
Формирование словаря. Активный словарь.
в речи присутствуют существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (тут, там, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (дядина шляпа, мамино пальто).
обобщающие понятия (дикие животные, домашние животные, их детеныши; фрукты, овощи; игрушки, посуда.)
Грамматический строй: отвечают на вопросы взрослых развернутыми фразами, состоящими из 3-4 и более слов.
Советы логопеда: речь взрослых: четкая, неторопливая грамматически и фонетически правильно оформленная, не следует искажать слова, имитировать детскую речь;
обращать внимание детей, на то, как они согласовывают слова в предложении, поправлять ребенка (исправлять допущенные ошибки);
играя с ребенком упражнять в согласовании имен существительных с разными частями речи, например, с глаголами: взять куклу и спросить: “Кто к нам приехал в гости?, и ребенок дает полный ответ: “К нам в гости приехала кукла”;
использовать игру “Чего не стало?” им. существительное в р.п. ед.ч. (выст.3-4 игр и т.д.) – использовать игрушку для обучения предлогов;
учить ребенка самостоятельно описывать игрушку. Поставить игрушку, посмотреть, затем задать вопросы:
Что это? или кто это?
Какого цвета?
Это что у зайки? (показать на ушки, хвостик, лапки)
Как можно назвать зайку?
учите детей сравнивать предметы находить общее; чем отличается?
учите подбирать слова к определенным глаголам: собака бежит, а кто еще может бегать и т.д.
Артикуляционная гимнастика: – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут.
Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений:
Для губ:
“Улыбка”
“Заборчик” удерживать, считая до 5
“Хоботок”
“Трубочка”
слайд 12.слайд 11.
Массаж.
1). “ Покусать язычок”
2). “ Язычок вырывается, а зубки стараются удержать”
3). Расслабить язык “Наказать непослушный язык”
2. Развитие просодической части речи: голос, дыхание, темп, ритм, речевой слух.
Речевой слух очень важен в овладении ребенком речью. Слыша слова, малыш начинает сам произносить их.
Запись игра “Эхо” – голос, интонация, сила выдоха.
II. Затем выступление по презентации «Анкетирование «Знаете ли Вы любимую сказку своего ребёнка?», советы родителям по чтению русских народных сказок.
Нравится ли Вашему ребёнку чтение? Внимательно ли он слушает, когда Вы ему читаете?
Совет: читайте ВЫРАЗИТЕЛЬНО, с интонацией, совершайте имитационные движения – детям очень нравится. Например, дед бил бил яичко – стучать кулачком о кулачок. Сказка должна быть понятна детям. Читая детям сказку, отвечайте на их вопросы, заменяйте незнакомые слова на знакомые или объясняйте их значение (например, светлица, коромысло и т.д.).
Учитываете ли Вы возраст ребёнка, просматриваете ли содержание книги при покупке?
Совет: прежде, чем читать детям сказку — прочтите ее сами от начала и до самого конца.
Во-первых, вы определитесь и решите стоит ли тратить время и читать ребенку сказку, в случае, если она вам не понравилась.
Во-вторых, некоторые сказки могут содержать страшные или неприятные моменты, особенно, это касается современных вариантов известных сказок. Прислушавшись к этому совету, вы не прочтете на ночь детям сказку о смерти или отрубленных головах.
Читайте детям сказки, соответствующие их возрасту. Только тогда они будут полезны и интересны малышам.
Есть ли у вашего ребёнка своя книжная полка или уголок с книгами?
Совет: какие-то свои хитрости есть у многих родителей, которые привили своему чаду любовь к чтению. « В детской комнате все игрушки спрятаны в шкафы. Когда сыну на глаза не попадаются игрушки, он тянется к открытой полке, где стоят книжки с яркими обложками А в зале на открытых полках стоят «взрослые» книги. Когда сын спрашивает, можно ли взять какой-нибудь роман, я отвечаю, что через несколько лет, когда он повзрослеет, сможет прочитать», – рассказала мать двух детей Анна. Такой прием может хорошо сработать лишь в том случае, если родители отнесутся к выбору книг со старанием и ответственностью. На полках должны стоять не комиксы, а увлекательные и поучительные издания.
Часто ли Вы читаете ребёнку книги?
Мозг ребенка устроен так, что сначала информацию он запоминает, выучивает на память, а потом уже приходит понимание, осознание этой информации. Как правило, сказка содержит цепочку событий, при этом нам, взрослым, кажется, что в книге всё доступно изложено. Но в реальности ребенку трудно переваривать всю сказку целиком за однократное прослушивание, поэтому есть потребность слушать ее и слушать.
Кроме этого, у ребенка есть потребность в стабильности, в ритуалах. Сказку он уже прослушал, концовку ее помнит, и, тем самым, у ребенка возникает чувство уверенности, защите, он себя как бы обезопасил от неожиданных событий. И, конечно же, с этим бороться не нужно, а скорее наоборот, всеми действиями поддерживать у ребенка привязанность к конкретной сказке.
Назовите, пожалуйста, самые любимые сказки Вашего ребёнка?
Совет: чаще читайте детям их любимые сказки, даже если вам они приелись. Любимая сказка есть у каждого ребенка. Такую сказку дети готовы слушать снова и снова, переживая каждый раз за ее героев, потому что отождествляют себя с ними. Если вы поймете почему ваш малыш любит именно эту сказку, то вы лучше постигните его внутренний мир.
Если вдруг ваш ребенок не любит сказки — выберите ему сказку, по сюжету его любимого мультика (например, по Диснею).
Беседуете ли Вы с ребёнком о прочитанном, оцениваете ли поступки героев?
Совет: во время чтения сказки ведите диалог с детьми. Читая детям сказки, интересуйтесь их мнением. Спросите хорошо или плохо поступил главный герой. В конце обязательно узнайте у малыша понравилась ли ему сказка и чем именно. Подобные беседы учат детей думать и анализировать чужие и собственные поступки.
Перед тем, как прочитать ребенку финальную сцену, спросите у него, как на его взгляд должна закончиться сказка. Пусть малыш пофантазирует.
При чтении у ребенка развивается образное мышление и расширяется кругозор. Кроме того, хорошая книга доставляет эстетическое наслаждение, что положительно сказывается на развитии мозга.
Еще один важный аспект – посредством чтения ребенок учится разграничивать добро и зло, изучает понятие чести и формирует поведенческие стереотипы.
«Книга – это замечательная возможность развивать воображение, развивать позицию героя в жизни. Раньше через сказки передавали знания о жизни, о ценностях, об этике и культуре. Этот прием передачи знаний был весьма весомый в обществе.
III. Открытое итоговое мероприятие по проектной деятельности «Сказочный театр». (/blogs/marina-vladimirovna-murav-va/konspekt-po-razvitiyu-rechi-skazochnyi-teatr.html).
IV. На чаепитии подведение итогов. Минута благодарности. Воспитатель благодарит родителей за активное участие в проведении собрания и желает успехов в воспитании детей.
Презентация на тему: Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста
Первое родительское собрание в группе раннего возраста
Нетрадиционное родительское собрание во 2 младшей группе детского сада
Родительское собрание во 2 младшей группе по ПДД
Родительское собрание во второй группе раннего возраста по ОБЖ. Тема «Летний отдых ребенка»
Память человеку необходима для
проявления души.
Без памяти человек не может ничего
изобразить, не может скомбинировать и двух идей.
Вопросы для обсуждения:
Подготовительная работа к родительскому
собранию:
1. Оформление выставки литературы по проблеме
собрания.
2. Рекомендуемая литература для родителей:
- Аткинсон Р. Человеческая память и процесс
обучения. М.,1980 - Коломеский Я. Л. Человек: психология. М., 1986
- Лезер Ф. Тренировка памяти. М.,1979
- Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.,
1968
3. Анкетирование детей и родителей.
– Какой вид памяти преобладает у вашего ребёнка?
4. Тестирование учащихся класса по проблеме
собрания.
Для того чтобы не быть голословным, классный
руководитель должен показать родителям реальные
результаты памяти учащихся.
Для этого, готовясь к собранию, он может
провести исследования функции памяти учащихся.
Такое исследование познавательных процессов
учащихся четвёртого класса необходимо ещё и
потому, чтобы в пятом классе педагоги, которые
будут работать с детьми, не списывали сложности
адаптационного периода обучения
учащихся-пятиклассников на неспособность и
отсутствие интеллектуальных данных.
Исследования можно провести следующие:
1. Числовые ряды.
Учащимся представляется числовой ряд,
записанный на доске. После просмотра учитель
предлагает учащимся записать запомнившиеся
числа, сохраняя их последовательность. Числа
вытираются с доски. Учитель повторяет выполнение
задания несколько раз. Ряды:
Затем учитель вновь зачитывает ряды чисел, и
неправильно воспроизведённые числа учащиеся
зачёркивают. Пропуски чисел в ряду не считаются
ошибкой. После однократного предъявления обычно
правильно воспроизводится ряд из пяти чисел. Это
число удержания близко к норме. (7+2)
2. Проверка зрительной памяти при помощи карты
Сперлинга.
Учащимся следует внимательно посмотреть на
карту в течение 20 секунд и запомнить количество
изображённых знаков, их расположение,
последовательность и записать на листе бумаги.
Анализ полученных результатов позволяет судить
об объёме зрительной памяти.
9 2 W G
A R 6 4
С 5 X В
3. Проверка слуховой памяти.
Зачитываются ряды из пяти однозначных чисел.
Следует запомнить эти числа в том порядке, в
котором они зачитываются. Затем в уме нужно
сложить первое число со вторым и записать сумму,
третье число с четвёртым и записать сумму,
четвёртое с пятым и записать сумму. Ряды:
2 5 4 7 1
4 1 6 2 3
5 7 9 3 8
Оценка результатов производится по количеству
правильно записанных сумм. Время выполнения – 2
минуты.
5. Выставка рисунков детей “Рисование по памяти
натюрморта”.
Учащимся предъявляется набор предметов,
которые они должны нарисовать: яблоко, груша,
ваза, банан, сливы, виноград, кружка. Затем
предметы убираются. Учащиеся должны нарисовать
их так, как они были расположены на столе.
6. Памятка для учащихся по развитию памяти.
Ход собрания
Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мне
хотелось бы начать несколько необычно.
Вот какой разговор был подслушан психологом, а
мне хотелось бы вам его рассказать:
Это разговор об очень важном мыслительном
процессе – памяти, существование человека как
человека без него невозможно.
Сегодняшний наш разговор мы поведём о том, как
сделать так, чтобы ребёнок, у которого не очень
хорошая память, мог её развить с помощью
специалистов школы и своих родных. Проблемы с
памятью накладывают серьёзный отпечаток на
успешность учёбы ребёнка. Ребёнок много учит,
пересказывает, но приходит на урок и –
результата нет. Многие родители сетуют на то, что
ребёнок не может запомнить стихи, тексты для
пересказа, даты и т.д. Есть и в нашем классе
проблемы, связанные с тем, что память работает не
всегда успешно и поэтому не выполняет
возложенные на неё надежды.
Анализ тестирования учащихся
Классный руководитель приводит результаты
проверки функций памяти учащихся: зрительной,
слуховой, ассоциативной.
Анализ рисунков учащихся
Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти
назвать все предметы, которые стоят в его
комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит,
верно, ли были им названы предметы.
Напечатайте тексты диктантов для начальной
школы и размножьте их. Повесить текст в комнате и
попросить ребёнка переписать его. Для этого он
должен встать из-за стола, подбежать к листочку с
текстом, прочитать предложение или несколько
предложений, запомнить их, вернуться на своё
место и записать то, что запомнил. Такое
упражнение можно повторять несколько раз в
неделю.
Разложите на столе спички в виде своеобразного
узора. Ребёнок должен внимательно осмотреть на
узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете
узор на столе. В его задачу входит восстановление
узора в первоначальном виде.
Прочтите ребёнку диктант из сборника или из
учебника. В первый раз читайте весь диктант
полностью. Во второй раз в каждом предложении
пропускайте одно-два слова. В задачу ребёнка
входит восстановление содержания всего диктанта
самостоятельно. После написания диктанта он
должен самостоятельно сверить свой текст с
оригиналом.
Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите
его ребёнку и попросите нарисовать такой же
рисунок по памяти.
Прочитайте текст вслух один раз. Затем
прочитайте его, пропуская в каждом предложении
неточности. Попросите ребёнка вас исправить.
Пусть он перескажет весь текст без опущенных
вами ошибок.
Заключительное слово классного руководителя
Главное условие работы с ребёнком – это
сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы.
Все упражнения выполняются в игровой форме. Если
ребёнок хочет, чтобы и родители тоже выполняли
эти задания – будьте к этому готовы. Взрослым это
тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать
себя гораздо увереннее, если выполняет задание
не только один. Хвалите ребёнка за достигнутые
результаты. Похвала послужит толчком к его
дальнейшим занятиям. Помните, что заниматься с
ребёнком 2-3 раза в неделю недостаточно. Нужно
набраться терпения и уделить этим занятиям
столько времени, сколько потребуется ребёнку для
улучшения его результатов. Главным достижением
ваших занятий будет формирование у ребёнка
интереса к развитию самого себя. Если ребёнок
будет с удовольствием развивать свои
способности без вашей помощи – в таком случае вы
добились настоящего успеха, который скажется на
всей дальнейшей судьбе.
Рефлексия собрания, оценка родителями его
результативности
Литература для подготовки к родительскому
собранию:
- Локанова И. П. Как помочь слабоуспевающему
школьнику. М.,2001. - Сонин В. А. Психологический практикум. М., 1998
- Филимонова Н. И. Через занимательное – к
развитию личности. М., 2000. - Дереклеева Н. И. Справочник классного
руководителя. М.: ВАКО, 2002.
Тема собрания: «Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника
Без памяти человек не может ничего изобрести, не может скомбинировать и двух идей.
1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.
2. Показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.
– Значение памяти в учебной деятельности.
– Методы и приёмы развития памяти ребёнка.
– Какое сегодня число? спрашивает у своего друга товарищ.
– Не знаю, – отвечает тот.
– Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.
– А она вчерашняя!
-Мы поведем разговор об очень важном мыслительном процессе существование человека, как человека без него невозможно.
– великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека.
-это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.
-способность мозга сохранять информацию и воспроизводить её при необходимости спустя какое-то время.
Большая часть неудачников по жизни стали из-за своей неразвитости памяти.
Сейчас ребенок обязан многое запоминать: заучивать материал практически, уметь пересказать его близко к тексту либо своими словами, а, не считая того, держать в голове заученное и уметь воспроизвести его через долгое время. Неумение школьников запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе. Ребёнок много учит, пересказывает, но приходит на урок и – результата нет.
У младших школьников более развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения объяснения. Они склонны к механическому запоминанию, путём механического повторения, без осознания смысловых связей. Они часто заучивают дословно! Это объясняется тем, что механическая память развита у них хорошо, и тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания, ещё плохо владеет речью, ему легче заучить всё, чем воспроизводить своими словами. Дети ещё не умеют разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.
По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребят находить приемы организации памяти. Чаще всего таковым приемом оказывается многократное повторение – универсальный метод, обеспечивающий механическое запоминание (для ребят3-4 класса)
В младших классах, где от ученика требуется только обычное воспроизведение маленького по размеру материала, таковой метод запоминания дозволяет управляться с учебной перегрузкой. Но часто он остается у школьников единственным на протяжении всего периода обучения в школе. Это связано в первую очередь с тем, что в младшем школьном возрасте ребенок не овладел приемами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформированной.
Основой логической памяти является внедрение мыслительных действий в качестве опоры, средства запоминания. Таковая память базирована на понимании. В данной связи уместно вспомнить высказывание Л. Н. Толстого; «Знание лишь тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью». К переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что он понадобится в скором времени, то материал запоминается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее. А также должна быть мотивация на успех достижения. Проблемы с памятью накладывают серьёзный отпечаток на успешность учёбы детей.
Память необходимо тренировать.
Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на неё надежды.
В классе была проведена анкета по вопросам:
1. Легко ли тебе заучивать стихи?
Да – 57%
Нет – 43 %
2. Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?
Испытывают – 80%
Не испытывают – 20%
3. Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?
Быстро – 38%
С трудом – 62%
4. Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?
Могут – 19 %
Не могут – 81%
5. Помогают ли тебе дома тренировать твою память?
Да – 66%
Нет – 34%
6. Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?
Да – 80%
Нет – 20%
Выяснилось, что дети испытывают затруднения при пересказе; с трудом вспоминают заученное; особенно то, что учили давно; нужна помощь в тренировке памяти.
Как сделать так, чтобы ребёнок, у которого не очень хорошая память, мог её развить?
Упражнения для развития памяти
Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем откроет глаза и проверит верно ли были названы им предметы.
«Мысленные образы и эмоции»
«Я вам буду говорить фразы, а вы после каждой закройте глаза и представьте себе соответствующие картинки».
Собака, виляющая хвостом.
Муха в вашем супе.
Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.
Молния в темноте.
Пятно на вашей любимой рубашке или юбке.
Капли, сверкающие на солнце.
“Теперь возьмите листок бумаги и попробуйте вспомнить и записать названные фразы». Это же упражнения можно использовать для тренировки зрительной памяти, а не слуховой. Тогда список фраз не произносится ведущим, а дается написанным на листке бумаге. Инструкция так же меняется соответствующим образом: «прочитайте ниже приведенные строчки и после каждой строчке, закрыв глаза, представьте себе соответствующею картину».
Игра «Исчезнувший предмет»
На столе ставится несколько небольших игрушек. Ребятам предлагается запомнить, что находится на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет один предмет и предлагает участникам игры отгадать, какой именно.
Игра «Игра на развитие зрительной памяти»
Для этой игры понадобятся 10 штук палочек. Их кладут на стол. Ребёнку даётся мало времени, чтобы посмотреть на них. Через 1-2с. Их накрывают листом бумаги. Это-условие игры. Учащийся должен сказать, сколько палочек на столе.
Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.
Прочтите ребёнку диктант из сборника или из учебника.
В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно-два слова. В задачу рёбёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно.
После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.
Правила тренировки памяти
Заключительное слово учителя.
Человек без памяти оставался бы вечно похожим на новорождённого.
Тренировка памяти в быту: 1) Новую информацию читайте каждый день. 2) После просмотра фильмов и передач мысленно «прокручивайте» их в голове от начала до конца. Точно ли Вы помните название? Обратили ли внимание на имена режиссёра, актёров? Вам не было интересно или виной всему банальные невнимательность и лень? 3) Список что нужно купить держите в голове, а не в кармане. 4) Думайте именно о том, чем заняты в данный момент. 5) Старайтесь запомнить имена: общих знакомых, в том числе случайных, членов семьи начальства. Это экономит нервы и улучшает кровоснабжение в коре головного мозга. 6) Запоминайте все нужные телефонные номера. 7)В конце дня (можно в постели) припоминать события дня с самого утра. Это ценно не только для тренировки памяти, но и для анализа — наилучшим ли образом я построил день.
8)Запоминайте Дни Рождения, расписание дня и недели. Это не значит, что нужно отказаться от планирования на бумаге, но лучше иметь копию в голове. 9) Самый лучший способ для тренировки памяти – заучивание стихотворений наизусть. Возьмите томик стихотворений любимого вашего поэта и в неделю заучивайте одно стихотворение – прекрасная память вам гарантирована до 100 лет! К тому же, по статистике, люди, которые постоянно держат в работе свой мозг, практически не болеют болезнью Альцгеймера, т. е. старческий маразм им не грозит. 10) Запоминание снов развивает память. Используя сновидения, можно научиться управлять своей памятью. 11) Прежде всего чтобы иметь хорошую память надо вести здоровый образ жизни, т. к. злоупотребление алкоголем, курением и плохое питание негативно сказывается на памяти. Необходима физическая активность, особенно плавание и водные процедуры.
Тренируйте память и будьте здоровы!
“Значение
памяти в интеллектуальном развитии
младшего школьника”
Учитель
начальных классов МОУ СОШ № 11 п. Новый
Ургал
Без
памяти человек не может ничего изобрести,
не
может скомбинировать и двух идей
1. Показать родителям
результаты работы памяти учащихся
класса в учебной деятельности.
2.
Показать родителям методы и приемы
развития памяти детей.
Подготовительная
работа к родительскому собранию:
1. Оформление выставки
литературы по проблеме собрания.
2. Рекомендуемая
литература для родителей:
- Аткинсон Р. Человеческая
память и процесс обучения. М., 1980. - Коломинский Я. Л.
Человек: Психология. М., 1986. - Лезер Ф. Тренировка
памяти. М., 1979. - Лурия А. Р. Маленькая
книжка о большой памяти. М., 1968.
3. Анкетирование
детей и родителей.
Тестирование
учащихся класса по проблеме собрания.
Психолог должен показать
родителям реальные результаты работы
памяти учащихся.
Для этого, готовясь
к собранию, она провела исследования
функций памяти учащихся. Такое исследование
познавательных процессов учащихся
четвертого класса необходимо еще и
потому, чтобы в пятом классе педагоги,
которые будут с детьми работать, не
списывали сложности адаптационного
периода обучения учащихся- пятиклассников
на неспособность отсутствие интеллектуальных
данных.
Учащимся предлагаются
числовой ряд, записанный на доске. После
просмотра учитель предлагает учащимся
записать запоминавшиеся числа, сохраняя
их последовательность. Числа вытираются
с доски. Учитель повторяет выполнение
задания несколько раз. Ряды:
3, 7, 4, 8, 9, 5
2, 4, 7, 3, 4,
9, 5, 8
8, 9, 6, 5, 1, 7, 5, 5, 7, 8
5, 3, 2, 7, 8, 7, 9,
1, 2, 3, 4, 7
1, 6, 5, 2, 3, 8, 4, 3, 8, 7, 1, 4, 9, 2
Затем учитель вновь
зачитывает ряды чисел, и неправильно
воспроизведенные числа учащиеся
зачеркивают. Пропуски чисел в ряду не
считаются ошибкой. После однократного
предъявления обычно правильно
воспроизводится ряд из пяти чисел. Это
число удержания близко к норме. (7+2)
2. Проверка
зрительной памяти при помощи карты
Сперлинга
Учащимся следует
внимательно посмотреть на карту в
течение 20 секунд и запомнить количество
изображенных знаков, их расположение,
последовательность и записать на лист
бумаги.
Анализ полученных результатов
позволяет судить об объеме зрительной
памяти.
9 2 w g
А r 6 4
C 5 х в
3. Проверка слуховой
памяти.
Зачитываются ряды из
пяти однозначных чисел. Следует запомнить
эти числа в том порядке, в котором они
зачитываются. Затем в уме нужно сложить
первое число со вторым и записать сумму,
третье число с четвертым и записать
сумму, четвертое с пятым и записать
сумму. Ряды:
2 5 4 7 1
4 1 6 2 3
5 7 9 3
8
Оценка результатов
производится по количеству правильно
записанных сумм. Время выполнения – 2
минуты.
4. Выставка рисунков
детей «Рисование по памяти натюрморта».
Учащимся предъявляется
набор предметов, которые они должны
нарисовать:
Яблоко, груша, банан,
ваза, сливы, виноград, кружка. Затем
предметы убираются. Учащиеся должны
нарисовать их так, как они были расположены
на столе.
5. Памятка для
учащихся по развитию памяти.
Собрание
начинает председатель родительского
комитета.
Объявляет тему собрания,
знакомит повесткой дня. Дает слово
классному руководителю
Вступительное
слово классного руководителя.
Уважаемые папы и
мамы! Сегодняшнее собрание мне хотелось
бы начать несколько необычно. Вот какой
разговор был послушан психологом, а мне
хотелось бы вам рассказать:
– Какое сегодня
число? – спрашивает у своего друга
товарищ.
–
Не знаю, – отвечает тот.
–
Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в
руках газета.
–
А она – вчерашняя!
Это разговор об
очень важном мыслительном процессе –
памяти, существование человека как
человека, без него невозможно.
Сегодняшний наш разговор мы поведем о
том, как сделать так, чтобы ребенок, у
которого не очень хорошая память, мог
ее развить с помощью специалистов школы
и своих родных.
Проблемы с памятью
накладывают серьезный отпечаток на
успешность учебной деятельности ребенка.
Ребенок много учит, пересказывает, но
приходит на урок и – результата нет.
Многие родители сетуют на то, что ребенок
не может запомнить стихи, тексты для
пересказа, даты и т. д. Есть в нашем классе
проблемы, связанные с тем, что память
работает не всегда успешно и поэтому
не выполняет возложенные на нее надежды.
Поэтому необходимо
представлять себе, как работает память,
каковы её особенности и каким образом
её можно упражнять. Память – это свойство
психики воспринимать, сохранять и
воспроизводить некоторую информацию,
которая может иметь самую различную
форму и содержание. Можно помнить
ощущения и образы, которые мы получаем
благодаря нашим органам чувств: зрению,
слуху, обонянию, вкусу, осязанию. Можно
помнить лучше других стихи и прозу, лица
людей, даты, фамилии, номера телефонов,
дорогу. Можно помнить долго, всю жизнь
– в этом случае говорят о долговременной
памяти, которая имеет очень большой
объём. Можно помнить несколько секунд
– время, необходимое для прочтения вами
одного предложения; здесь мы имеем дело
с кратковременной памятью, которая
построена часто на механических связях
(ассоциациях). Для того, чтобы информация
из кратковременной памяти перешла в
долговременную, её нужно повторять до
заучивания. Самое главное для нас – это
то, что память ребёнка можно упражнять
и развивать. Актёры, заучивающие наизусть
многие страницы, не имеют этот навык
от рождения, а приобретают его благодаря
упражнению. Для ребёнка память – это
основной способ познания и привыкания
к миру. Он запоминает правила, предложения,
таблицу умножения, чтобы затем понять
их смысл, а пока не понял – пользоваться
механически, доверяя своей памяти. Важно
также знать, что у разных детей может
главенствовать либо зрительная, либо
слуховая , либо моторная память. 80% всей
информации человек получает благодаря
зрению и слуху, и мы сосредотачиваемся
в дальнейшем именно на этих видов памяти.
.
Упражнения для тренировки памяти
учащихся дома.
Предложите ребенку
закрыть глаза и по памяти назвать все
предметы, которые стоят в его комнате.
Затем пусть он откроет глаза и проверит,
верно ли были им названы предметы.
Напечатайте тексты
диктантов для начальной школы и размножьте
их. Повесьте текст в комнате и попросите
ребенка переписать его. Для этого он
должен встать из-за стола, подбежать к
листочку с текстом, прочитать предложение
или несколько предложений, запомнить
их, вернуться на свое рабочее место и
записать то, что запомнил.
Такое
упражнение можно повторять несколько
раз в неделю.
Разложите на столе
спички в виде своеобразного узора.
Ребенок должен внимательно посмотреть
на узор, затем он закрывает глаза, а вы
изменяете узор на столе. В его задачу
входит восстановление узора в
первоначальном виде.
Предложите ребенку
внимательно посмотреть на слова в рамках
в течение 10 секунд.
Затем он должен
самостоятельно начертить рамки и вписать
туда слова в соответствии с рисунком.
Прочитайте текст вслух
один раз. Затем прочитайте его, допуская
в каждом предложении неточности.
Попросите ребенка вас исправить. Пусть
он перескажет весь текст без допущенных
вами ошибок.
Для расширения объема
восприятия предложите ребенку поиграть
в игру. Напишите на листок в столбик
слова, состоящие из четырех букв, и
закройте их сверху листом бумаги. Быстро
открывайте и закрывайте слова, а ребенок
пусть читает их до тех пор, пока не
научится их схватывать за одно мгновение.
Предложите ребенку
ряды слов, между которыми смысловые
связи отсутствуют. Вы зачитываете пару
слов, а ребенок должен запомнить второе
слово пары, стараясь при этом установить
между словами какую–нибудь смысловую
связь.
Через 10 минут после первого
прочтения вы читаете слова из первого
столбика, а ребенок называет второе
слово этой пары. Чем больше слов
воспроизводит ребенок, тем лучше у него
развито умение устанавливать смысловые
связи.
V.
Заключительное слово классного
руководителя.
Главное условие работы
с ребенком – это сохранение дружелюбной
эмоциональной атмосферы. Все упражнения
выполняются в игровой форме. Если ребенок
хочет, чтобы и родители тоже выполняли
эти задания – будьте к этому готовы.
Взрослым это тоже не помешает, а ребенок
будет чувствовать себя гораздо увереннее,
если выполняет задание не только один.
Хвалите ребенка за
достигнутые результаты. Похвала послужит
толчком к его дальнейшим занятиям.
Помните, что заниматься с ребенком 2-3
раза недостаточно. Нужно набраться
терпения и уделить этим занятиям столько
времени, сколько потребуется ребенку
для улучшения его результатов.
Главным
достижением ваших занятий будет
формирование у ребенка интереса к
развитию самого себя.
Если ребенок
будет с удовольствием развивать свои
способности без вашей помощи – в таком
случае вы добились настоящего успеха,
который скажется на всей его дальнейшей
судьбе.
V.
Рефлексия собрания, оценка родителями
результативности собрания
1. Волкова, С. И.,
Столярова, Н. Н. Тетрадь с математическими
заданиями для 1 класса, -М.: Просвещение,
1993
2. Крутецкий, В. А.
Психология. – М.: Просвещение, 1986
3. Люблинская, А. А.
Учителю о психологии младшего школьника.
–М.: Просвещение,1971
4. Минскин, Е. М. От
игры к знаниям: развивающие и познавательные
игры младших школьников. М., 1982
5. Черемошкина, Л.
В. Развитие памяти детей: популярное
пособие для родителей и педагогов. –
Ярославль: Академия развития. 1997.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.