КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОБРА И ЗЛА

Шпилевая Татьяна Анатольевна Конспект занятия «Добро и зло»

Занятие для средней группы «Добро и зло».

Способствовать формированию понятия «доброта». Формировать эмоциональное отношение к действительности, как к основе развития нравственных чувств. Формировать доброжелательные дружеские отношения между детьми, навыки общения друг с другом.

Способствовать формированию творческого воображения.

Развивать связную речь, работать над выразительностью речи.

1. Формировать представление у детей о добре и зле.

Оксана Зайферт Конспект НОД в подготовительной группе «Что такое добро и зло»

Цель: сформировать у детей представления о понятиях «добро» и «зло», о хороших, добрых поступках.

1. Познакомить детей с понятиями «добро» и «зло»

2. Развивать умение отличать плохое от хорошего.

3. Воспитывать стремление совершать добрые дела.

4. Поразмышлять о важнейших нравственных ценностях: добре, дружбе, любви, сложности нравственного выбора.

5. Побудить к целенаправленному воспитанию в себе доброты.

6. Закреплять навыки чтения.

Татьяна Лапко Конспект непрерывной образовательной деятельности «Добро и зло» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование моральных представлений о добре и зле, формировать этические нормы поведения в обществе и общение друг с другом, самовоспитание личности ребёнка.

-Формировать умение различать и правильно оценивать добрые и злые поступки.

-Развивать память, произвольное внимания, речь, умение делать

простые умозаключения и выводы.

-Воспитывать стремление совершать добрые поступки, умение сопереживать, быть внимательным к окружающим, проявлять заботу.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Что такое добро и зло“» размещена в разделах

Предварительная работа: чтение стихотворений, художественных произведений (В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо» и др., пословиц, высказываний о добре и зле. Рассматривание иллюстраций о хорошем и плохом поведении людей. Изготовление деталей аппликации для картины.

Материал: плакаты с пословицами и высказываниями «Доброе слово человеку, что дождь в засуху», «Не одежда красит человека, а его добрые дела», «Спешите делать добро». Таблички с надписями: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь, солнце, мама, улыбка, дружба, воспитатель, радость, дети, честность, преданность, смелость, любовь, песня. Чистый лист бумаги (ватман, детали аппликации, вырезанные из цветной бумаги: дом, деревья, фигурки детей, птиц, животных, облака, солнце, бабочки. Клей – карандаш на каждого ребенка, игрушечные весы. П К, проектор, фонограммы песен: «Если добрый ты», «Барбарики», «Космос»

Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие – мы поговорим о доброте. Что такое добро? Как вы думаете? (ответы детей) Это все хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, улыбка, мама, цветы, воспитатель, (дети продолжают). А еще есть зло, как вы думаете, что это такое? (ответы детей). Это нечто противоположное добру : дурное, плохое, беда, несчастье (дети продолжают).

Воспитатель: Мы живем с вами на планете Земля. И если существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить добрые и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в вашей жизни добро, а когда зло? (ответы детей). Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы с вами отправились на ракете в космическое пространство и наш путь лежит на планету «Добро». Итак, давайте закроем глаза, руки опустим вниз, расслабимся (дети выполняют, звучит спокойная музыка). А теперь откроем глаза. Мы приземлились на планету добра. Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем? (ответы детей).

Просмотр презентации «Добро и зло»

Воспитатель: а теперь мы с вами вернемся на родную планету, чтобы делать только добрые дела. Давайте снова закроем глаза, опустим наши руки вниз, расслабимся (звучит музыка). Итак, мы вернулись назад. Ребята, послушайте стихотворение о добрых людях.

Кто любит собак или прочих животных,

Веселых котят и щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла,

Тот людям вовеки не сделает зла.

Воспитатель: Итак, какого же человека можно назвать добрым? (ответы детей). Подведем итог, добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми. Вспомните, часто ли употребляете добрые слова, их еще называют «волшебными словами» (ответы детей). А теперь послушайте пословицу: Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Как вы понимаете ее смысл? (ответы детей). Но не только слова, но и дела должны быть добрыми. Как гласит пословица: Не одежда красит человека, а его добрые дела. А еще вам необходимо помнить, что начатое дело нужно доводить до конца. Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать на улице, в транспорте, в природе (ответы детей). Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (ответы детей). Что для этого нужно иметь? (добрую душу, доброе сердце).

Физкульминутка. (группа «Барбарики» – «Что такое доброта») дети танцуют танец.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение А. Барто «Вовка – добра душа».

Шла вчера я по Садовой,

Так была удивлена

— Паренек белоголовый

Закричал мне из окна:

— С добрым утром! С добрым утром!

Я спросила: — Это мне?

— Улыбнулся он в окне,

Закричал еще кому-то:

Малышам и взрослым людям

Паренек махал рукой,

С ним теперь знакомы будем:

Это Вовка — есть такой!

Воспитатель: Пусть ваша душа будет такой же доброй, как у героя этого стихотворения. Все вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем в игру. Я буду показывать картинку сказочного героя, если он добрый – вы хлопаете в ладоши, если злой – вы приседаете и закрываете лицо руками. ( Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Мальвина) А на какого героя вы хотели бы быть похожи? (ответы детей) Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце – это доброта. Она очень нужна и вам самим и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают как солнце. Как вы думаете, чего на свете больше, добра или зла? (ответы детей). Может быть нам помогут это узнать старинные весы? (Воспитатель показывает чашечные весы). На одну чашу весов мы будем класть «зло» ( таблички с надписями: горе, война, беда, грубость, и т. д., а на другую – «добро» (солнце, весна, мама, честность, верность, улыбка и т. д.). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. (дети подходят к весам по одному, читают свои таблички с надписями, объясняют значение слова и кладут на чашу свою табличку. Вскоре чаша весов «добра» перевешивают чашу «зла»)

Воспитатель: Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: Человек прожил не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело? (ответы детей)

На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, птиц, животных, облака, солнце, бабочки. (звучит музыка «Песня кота Леопольда)») Получается красивая картина.

Воспитатель: Ребята, как мы назовем нашу картину? ответы детей (Как прекрасен этот мир, Доброта, Мир)

Воспитатель: какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (ответы детей). Делать добро очень приятно и радостно! Вы еще дети, но впереди вас ждет еще много добрых дел! Вы сделаете нашу планету Земля красивой и доброй!

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Добро и зло».

Образовательная область  «Социально-коммуникативное развитие».

формирование моральных представлений о добре и зле.

наклейки – «сердечки», карта «Доброй страны», черный мешок, картинки с изображениями детей, совершающих хорошие и плохие поступки, мультимедийная установка, презентация – изображения сказочных персонажей, три атласных ленты 10см х 200см

Ребята, как вы понимаете, что такое доброта? (Объяснение детей, как они понимают это слово).

– Правильно! Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта – самое главное качество человеческой души!

– Какого человека можно назвать добрым?

– Правильно! Добрый человек – это тот, кто любит людей и в трудную минуту спешит им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

– Что мы еще забыли с вами назвать из качеств доброго человека?

Верно! Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым, внимательным к окружающим,  уважительным в общении с товарищами и взрослыми. Он не грубит, не ругается, не кричит. Всегда ласковый, приветливый, с улыбкой.

Конкурс добрые слова

Доброе, ласковое слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, утешить, согреть душу. Кто называет доброе слово, получает наклейку «сердечко». У того, кто назовет больше теплых, добрых, нежных слов, будет больше наклеек. Выигрывает тот, у кого больше наклеек.

-Как много тёплых, ласковых,  добрых слов в нашей речи!  Добрые слова – это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

– Если существуют добро и зло, значит люди могут творить не только добрые, но и злые дела. Хорошие, добрые  поступки несут людям добро, например: помочь маме убрать посуду, полить цветы, донести тяжелые сумки, отогнать от беззащитного котенка злую собаку – это хорошо.

Дурные поступки. Давайте поговорим о них. Как вы понимаете слово «равнодушный»? Верно! Это человек, которого неприятности, горести других людей не волнуют. Если вы видите, что человеку стало плохо, он жалуется на боли в сердце, то нужно попросить кого-нибудь из взрослых вызвать «скорую помощь».  Если вы безразлично прошли мимо – это плохой поступок.

– Ребята, послушайте, какую я сегодня приготовила для вас «О Добре и Зле»

В одном сказочном лесу жили-были Добро и Зло. Они всегда ходили друг за другом. Добро имело белый цвет, а Зло-черный.

Добро жило  в маленьком хорошеньком домике. Добро всегда всем помогало. Каждое утро Добро очень любило приводить свой дом в порядок: оно поливало цветы в своем саду, ухаживало за ними, от этого они хорошо росли, улыбались всем окружающим и цвели прекрасными цветами. Добро любило птиц, живущих в лесу, заботилось о них: кормило их зимой, строило для них домики весной. А птицы отвечали ему тем же, они пели Добру свои звонкие и красивые песни, от их песен у всех вокруг было радостное настроение. Добро заботилось не только о цветах и птицах, оно еще очень любило животных и дружило с ними. Добро дружило с солнышком, которое дарило каждый день ему яркий, солнечный желтый цвет.

А недалеко от прекрасного домика Добра, в холодной каменной избушке жило Зло. Зло всегда мешало всем. Оно не любило яркий солнечный свет и редко выходило на улицу. Зло не дружило с животными, ему не нравилось пение птиц. Растения и цветы не росли возле его дома, Зло их не любило. Жилище Зла окружали засохшие коричневые кусты.

Однажды в этом сказочном лесу произошла история. Маленький бельчонок отстал от мамы и заблудился. Грустный он долго плутал по лесу, пока вдалеке не увидел каменную избушку. Подойдя к ней, он постучал в темное окно, и попросил о помощи. Зло сердитым голосом отказало бельчонку в помощи и прогнало его вон.

Загрустив еще больше, малыш пошел дальше. Тут навстречу ему выбежало Добро, бельчонок рассказал о своей беде. Добро ответило: «Я знаю, где твоя мама, я сейчас тебя провожу к ней». И с этих пор лесные жители, попав в беду, знают к кому обращаться за помощью.

Вопросы: О каких героях говорилось в этой сказке? Какие поступки Добро совершало в этой сказке? Как поступало Зло в этой сказке?

Игра  «Добрая страна»

Мы видим, что не только слова должны быть добрыми, но и дела. Я вам приготовила карту «Доброй страны». В этой стране живут только добрые люди. Они совершают только добрые поступки. Вы внимательно рассмотрите картинки и подумайте, правильно ли поступают дети? Если правильно, то картинку мы  прикрепляем к карте. А если нет – то картинку выбрасываем в мешок, и рассказываем, как бы поступили вы в этой ситуации?

Игра «Сказочный герой – добрый или злой?»

– Все вы любите сказки. В сказке встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. На экране вы увидите сказочного героя. Если герой добрый – вы радостно хлопаете в ладощи, если злой – закрываете лицо ладошками.

На экране Иван-Царевич, Баба-Яга, Золушка, Мальвина, Карабас-Барабас, Красная шапочка, Волк, Змей-Горыныч, Конек-горбунок, Золотая рыбка, Старуха Шапокляк Доктор Айболит.

Игра-физминутка «Какой путь выберешь?

Дети встают в колонну по одному. Перед нити три «дорожки», направленные в разные стороны. Каждому читается задание. Необходимо выбрать «путь»-дорожку, и пройти по ней до конца.

Прямо пойдешь – встретишь старушку, которой нужно помочь дойти до скамейки

Налево пойдешь – встретишь старика, которому нужно подсказать, где находится аптека

Направо пойдешь – найдешь игрушку, о которой давно мечтал.

Ребята, я предлагаю вам с помощью мимики (добрые поступки вызывают улыбку, злые – огорчение) изобразить добрый поступок или злой.

Игра «Превращение слов»

Каждому отрицательному качеству характера, которые совсем не украшают человека, можно подобрать другое, противоположное качество, из которого складывается доброта. Например, черствый – отзывчивый. Давайте с вами превратим плохие качества в хорошие.

Злой – Добрый

Жадный – щедрый

Грубый – вежливый

Лживый – правдивый

Невоспитанный – вежливый

Ленивый – трудолюбивый

Сердитый – дружелюбный

Упражнение «Незаконченные предложения».

Ребята, сейчас я буду читать вам незаконченные предложения, а вы должны для них придумать добрый и злой конец.

– Чтобы вырасти хорошим, добрым человеком, нужно каждый день совершать пусть маленькие, но добрые дела. С кем бы вы хотели дружить с добрым или со злым человеком?

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в группе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (помочь накрыть стол, вытереть пыль на полках, полить цветы, убирать игрушки, помогать младшим (поиграть с ними, поделиться игрушкой), починить книгу, помогать близким, друзьям, уступать место в автобусе пожилым и больным людям, накормить бездомного животного, не рвать цветы и т.д.

Поступайте с людьми так, как вы хотели бы, чтобы они поступили с вами. Если вы хотите, чтобы вам улыбались, – улыбайтесь сами, проявляйте внимание к людям, будьте добры и отзывчивы.

Итак, ребята, о каких двух понятиях мы сегодня с вами говорили? Что каждому из вас ближе Добро или Зло? Почему? Какие поступки вам нравится совершать больше? Почему? Почему добрым быть лучше?

1. Шорыгина Т. А. Добрые сказки. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели. – М.: ТЦ Сфера, 2014

2. Савченко В. И. Беседы с детьми о добре, дружбе и трудолюбии. – М.: ТЦ Сфера, 2018

3. Уроки доброты: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: Изд-во «Ранок», 2007

1. Формирование представлений о добре и зле как главных

моральных понятиях в жизни человека.

2. Развивать речь, мышление, воображение, коммуникативные

3. Воспитывать отзывчивость, душевное расположение к

окружающим, стремление делать добро, проявлять

учебник «Основы светской этики», проектор мультимедиа, компьютер, презентация, карточки с однокоренными словами к слову «добро», «Ларец добродетелей», картинки – плоды, картинка – корзина.

Итак,  друзья, прозвенел звонок.

Давайте скорее начнём наш урок.

А тему урока вы сами узнаете,

Если загадки мои разгадаете.

Введение в тему урока

Отгадайте загадки: (СЛАЙД 2)

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё,

А ну подскажите как звали её? (Красная шапочка)

Бабусю знает целый свет,Ей от роду лишь триста лет. Там, на неведомых дорожках,Дом её на курьих ножках. ( Баба Яга)

Человек немолодойВот с такущей бородой. Обижает Буратино,Артемона и Мальвину,И вообще для всех людейОн отъявленный злодей. Знает кто-нибудь из васКто же это?       (Карабас-Барабас)

Жил на свете кроха мальчик,Был малютка ростом с пальчик,Под дождем он танцевал,С солнечным лучом играл. ( Мальчик с пальчик)

Я старушка хоть куда:И умна, и молода!Со мною всюду крыскаПо имени Лариска.   (Шапокляк)

(Ученики по очереди отгадывают загадки)

На какие две группы можно разделить этих сказочных героев?

На добрых и злых.

Сообщение темы и целей урока

Тема нашего урока «Добро и зло». Вы узнаете ,что  означают эти слова. В чём  проявляются добро и зло. К чему должны стремиться люди.

Работа по теме урока.

. (читает стихи) Прикоснись ко мне добротой- (СЛАЙД 4)

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой.

Ребята, а как вы думаете, что такое доброта, добро?

Прочитайте какое понятие доброты даётся в словаре С. И. Ожегова

«Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим», «добро»- всё положительное, хорошее, полезное.

«Доброта- вещь удивительная. Она сближает людей. Как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и не прощённых обид. Мы больше приобретём, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что человек становится человеком только благодаря другому человеку» (В. Розов)

Ребята, какого человека мы можем назвать добрым? Кому нужна доброта? Где живёт доброта?

(читает подготовленное стихотворение)

В доме добрыми делами занята,Тихо ходит по квартире доброта. Утро доброе у нас,Добрый день и добрый час,Добрый вечер, ночь добра,Было доброе вчера.

И откуда спросишь, ты,Что от этой доброты,Приживаются цветы,Рыбки, ёжики, птенцы?Я тебе отвечу прямо:Это — мама, мама, мама!!!

Мама самый близкий и добрый для всех нас человек. И сколько бы ни было человеку лет, ему всегда нужна будет мать.

СЛАЙД 6 (картинка весны, солнца, портреты мам, бабушки)

Народная мудрость гласит: «Жизнь дана на добрые  дела». Ребята, стремитесь их делать. Стремитесь к этому всю свою жизнь. Ведь недаром народ придумал так много пословиц и поговорок о добре. Давайте вспомним их.

V  Работа в парах

У вас на партах конверты.  Из слов в конвертах вам нужно составить пословицы и поговорки о добре.

(Учащиеся составляют пословицы)

Проверка работы в парах.

Делать добро спеши.

Добрые дела красят человека.

Без добрых дел нет доброго имени.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Свет не без добрых людей.

Сделав добро – не хвались.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Хозяин добр – и дом хорош, хозяин худ – и в доме то ж

Доброе слово и кошке приятно.

Не зря говорится в пословице: «Доброе слово и кошке приятно».

Давайте вспомним слова и выражения с корнем «добро»

(Ученики отвечают. Но при затруднении по очереди подходят к учительскому столу, берут карточки со словами и прикрепляют их на доске)

Доброта, добросовестный, добродушный, добропорядочный, добросердечный, добронравный, доброжелательный, доброго здоровья, добродетельный.

Основа всех этих слов «добро». У поэта А. Яшина в одном из стихотворений есть такие строки:

Не от тяги к суесловью

И сложились не вчера

Это братское, с любовью.

И живётся, вроде, лучше,

И на сердце веселей,

Коль другим благополучья

Пожелаешь на земле.

В чём заключается основная мысль стихотворения?

Vl Игра «Торопись обрадовать»

Ребята, образуйте круг. Сейчас мы поиграем в игру

У меня есть волшебный предмет, и вы передаёте его из рук в руки. По моему сигналу тот, у кого оказался предмет, говорит доброе слово рядом стоящему игроку. Игра продолжается до следующего сигнала.

Только ли хорошие слова нужно говорить, чтобы быть добрым?

Добрыми должны быть и поступки.

назовите поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы сами так поступаете?

Работа в группах «Учитесь делать добрые дела

Ребята, выберите вариант правильного доброго  поступка в ситуации если:

«Друг просит у тебя списать задание»

« Твой друг (подруга) обзывают другого ученика, унижают его»

« Приятель в компании беззастенчиво врёт»

Человек  доброжелательный, желающий другим блага и ведёт себя соответственно. Он не сможет быть грубым, злым, жестоким. Его отношения с людьми окрашены приветливостью, улыбкой, проявлением внимания и заботы. Почему же не у каждого получается быть добрым.?

Путь к доброте нелёгкий. Это долгий путь на котором человека ожидают взлёты и падения, спуски и подъёмы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках.

. Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя.

То день не напрасно был прожит,

Значит живёшь ты не зря.

Пока существует человек, доброта ценилась всегда. Ещё в поучении Владимира Мономаха мы читаем»

СЛАЙД 12 (картинка царя на троне)

Добро сколь ни было оно мало

Гораздо лучше, чем большое зло.

К сожалению, рядом с добром уживается зло. Откуда же оно к нам пришло? Об этом поведает древнегреческая легенда о Пандоре.  СЛАЙД 13

Когда Прометей похитил для смертных огонь, научил искусствам и ремёслам, дал им знания, счастливее стала их жизнь. Но Зевс, разгневанный поступком Прометея, жестоко покарал его, а людям послал на Землю зло. Он повелел богу-кузнецу Гефесту смешать землю и воду, и сделать из этой смеси прекрасную девушку, которая обладала бы силой людей, нежным голосом и взглядом очей, подобному взгляду бессмертных богинь. Дочь Зевса, Афина-Паллада, должна была выткать для неё прекрасную одежду,  богиня любви Афродита  должна была  дать ей неотразимую прелесть, Гермес- хитрый ум и изворотливость.

Тот час же исполнили боги повеление Зевса. Гефест сделал необычно прекрасную девушку. Оживили её боги. Афина-Паллада вместе с хоритами  облекли её в сияющие одежды и надели на неё золотые ожерелья. Орры возложили на её пышные кудри венок из вешних благоухающих цветов. Гермес вложил ей в уста лживые и полные лести речи. Назвали её боги Пандорой, что означает наделённая всеми дарами. Пандора  должна была принести людям несчастья.

Когда она была готова, Зевс послал Гермеса отнести Пандору на землю к брату Прометея-Эпиметею. Мудрый Прометей много раз предостерегал своего брата неразумного и советовал не принимать ему даров от громовержца. Но не послушался  Эпиметей совета мудрого брата. Пленила его красотой своей Пандора, и он взял её в жёны.

В доме Эпимитея стоял большой сосуд, плотно закрытый тяжёлой крышкой. Никто не знал, что в этом сосуде. Никто не решался открыть её, т.к. все знали, что это грозит неисчислимыми бедствиями. Но любопытная Пандора тайно сняла с сосуда крышку, и разлетелись по земле все те бедствия, которые были некогда там заключены. Только одна Надежда осталась на дне громадного сосуда. Счастливо жили раньше люди, не зная зла, тяжёлого труда, губительных болезней. Теперь же мириады бедствий распространились среди людей.  Злом наполнились и земля, и море. Незваными и днём, и ночью приходят к людям зло и болезни, страдания несут они с собой. Неслышными шагами, молча приходят они, т.к. лишил их Зевс дара речи.(Н. Кун «Легенды и мифы древней Греции».)

И с тех пор борются между собой добро и зло.

Итак, что же такое зло? Как вы понимаете смысл этого слова?

Vlll Работа с учебником.

Прочитайте определение зла в учебнике на стр.13

Почему важно бороться со злом?

Зло разрушает отношения между людьми, препятствует развитию человеческих способностей. Злые поступки приносят беды и страдания людям.

Назовите важные задачи морального поведения человека.

Не допускать зла и бороться с ним – важные задачи морального поведения человека.

lX  Закрепление изученного.

А теперь заглянем в наш «Ларец добродетелей» (показывает ларец). Как вы думаете, что там? (выслушиваются предположения детей)

(Дети произносят эти слова, вынимают слова из ларца и прикрепляют их на доску:

Перед вами на партах дары осени – плоды.

(плоды нарисованы на бумаге и лежат у каждого на парте)

Подумайте, что вы за сегодняшний день  сделали  доброе.  Напишите об этом на плодах и положите их в корзину. ( Дети работают и прикрепляют плоды в корзину, изображённую на рисунке на доске.)

Богатый урожай получился. Какое чувство вы испытали, делая доброе  дело?

Делать  добро очень приятно и радостно.

Философы считают, что осознание сделанного добра – это награда для человека. Спешите делать добрые дела. Об этом Гёте сказал так: «Не часто людям даётся повод для таких высоких дел! Спешите творить добро!»

Сколько есть на свете добрых

И отзывчивых людей!

И поэтому добро не победит

Даже самый злой злодей.

Если будем улыбаться, Станем мы добрее!

Ну, а доброта на свете

Нам всего нужнее!

Xl Итог урока

О каких моральных понятиях говорили на уроке?

К чему должны стремиться люди?

Люди должны стремиться делать добро, не допускать зла и бороться с ним.

ll Домашнее задание.

Акция «Милосердие». Подготовить игрушки для детей группы продлённого дня, поздравительные открытки, сувениры  ко Дню пожилого человека, Дню матери, для ветеранов ВОВ.

Урок по модулю «Основы светской этики»

Тема урока: Добро и зло

Ямилова Ирина Платоновна,

учитель начальных классов, МБОУ «Мари Булярская СОШ»

: Формирование у младшего школьника  мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

– развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

–  воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру

– формирование уважительного отношения к интересам, ценностям, свободе других людей.

– развивать умения работать в группах, коммуникативные компетенции учащихся и культуру выражения мысли;

– формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;

– развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

– формировать знания о добре и зле как  основных этических понятиях;

– знакомить учащихся с закономерностями проявления «добра» и «зла» в личности человека и в окружающей жизни

– формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

рабочие тетради, ноутбук, проектор, презентация, разноцветные полоски, таблички со словами, карточки  с пословицами, карточки с притчей, чашечные весы, фасоль двух цветов, лист ватмана, готовые детали для аппликации.

– Я рада видеть всех вас, ведь каждый из вас, словно маленькое солнышко, которое согревает всех своими тёплыми лучами. А вы своими улыбками и добрыми делами согреваете сердца окружающих.

2. Сообщение темы урока.

– Тему урока, о которой мы будем говорить сегодня, узнаете, если внимательно прослушаете следующее стихотворение.

Гласит легенда, в смутное то время,

Воды с тех пор немало утекло,

Сев на коней, слегка поправив стремя,

Сражались на Земле Добро и Зло.

И белого коня вперед направив,

Добро открыто мчалось на врага.

Но Зло, оно не соблюдает правил,

Ударило ножом исподтишка.

Добро едва успело увернуться,

А может, ему просто повезло,

С тех пор они сражаются, дерутся,

И кто из них сильней, Добро иль Зло.

– О чем же мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

-Вы догадались верно, Мы попытаемся сегодня ответить на вопросы: что есть добро, а что зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла, что мы можем сделать, чтобы наш мир стал добрее?

– Ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня на уроке, но и всю жизнь.

Изучение нового материала

– Понятиями «добро» и «зло» руководствуются люди, совершая поступки. С точки зрения добра и зла человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря тому,  что люди понимают, что такое добро и зло, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом и запрещать, предотвращать ссоры, насилие, проявление жестокости. Рассмотрим подробнее, что же такое добро и что такое зло.

– А как вы думаете, что такое добро?

А) Работа над понятием «добро»

– Начнем с добра. Выберите из предложенных тот цвет, которым мы можем обозначить «добро», обоснуйте свой выбор.

(красный, черный, желтый, зеленый, фиолетовый, голубой, розовый, коричневый, золотой)

– А теперь посмотрите, как объясняется слово доброта в толковом словаре.

(В. И. Даль: «Доброта – добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека. Не ищи красоты, ищи доброты».

С. И. Ожегов: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».)

–  Прочитайте. Сделайте вывод, что такое добро.

-Доброта-это стремление человека дать полное счастье всем людям

-Итак, на маршруте Добра мы сделаем 3 остановки.

(на доске таблички :  «Добрые мысли», «Добрые поступки»)

–В обиходе культурного человека всегда присутствуют добрые слова. Какие? ( дети называют волшебные слова )                                                                          – Для чего они нужны людям?

– Они поднимают настроение. Говорят об уважении говорящего к окружающим. Говорят о чуткости. А так же, если у человека радость  -добрыми словами можно его поздравить.    А наоборот, если горе, неудача, то добрые слова могут утешить, успокоить.

Говорите друг другу как можно больше добрых слов.

Игра «Аукцион добрых слов»

А сейчас встаньте в круг и скажите как можно больше добрых слов своему соседу.

Вывод:  Не  скупитесь и стесняйтесь, говорить добрые слова.

Работа над  пословицами.

С древних времён наш народ ценил добро. Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.

– Какие пословицы и поговорки о добре и зле  вы знаете? (

Игра «Собери  пословицу»

(каждый учащийся на карточке стрелками соединяет начало  пословицы с её концом)

Кто любит добрые дела,                   будешь и сам без беды.

Делай другим добро –                            тому и жизнь мила.

Доброе слово человеку,                       на добрые дела.

Жизнь дана                                           а злое калечит.

Доброе слово лечит,                            что дождь в засуху

Добро помни, а                                    пожнёшь.

Что посеешь, то и                                зло забывай.

За добро                                               добра не делает никому.

Худо тому, кто                                    добром платим.

(Проверка по слайду  6)

В согласии должны быть с мудрыми словами не только уста, но и наши мысли.

– Только ли хорошие слова нужно говорить, чтобы быть добрым?– Научиться быть добрым сложно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка, поэтому важно осознавать свои действия и их результаты.– Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло. Но и добро нужно уметь делать правильно.

Добрым быть совсем – совсем не просто,Не зависит доброта от роста,Не зависит доброта от цвета,Доброта не пряник, не конфета.

Понять и исполнитьЖелание другого —Одно удовольствие —Честное слово!

Добро, сделанное втайне, отплатится явно. Делать людям хорошее — хорошеть самому. Красоту уносят годы, доброту не унесут.

Работа в группах. ( слайд 7)

Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:

Б) Работа над понятием «зло».

– Выберите из предложенных тот цвет, которым мы можем обозначить зло. (красный, черный, желтый, зеленый, фиолетовый, голубой, розовый, коричневый, золотой)

– Как вы думаете, что такое зло? ( слайд 8)

– Обратимся к толковому словарю.

(В. И. Даль: «Худое, лихое; противоположное добру»

С. И. Ожегов: «Нечто дурное, вредное, противоположное добру. Беда, несчастье, неприятность».

– Как с точки зрения русского языка называются слова «добро» – «зло»? (антонимы)

Вывод :  Встречаться со злом, жестокостью- страшно! И люди, которые творят зло, должны знать, что оно к ним обязательно вернется, только умноженное в сотни раз. Всегда помните и творите добро.

Закрепление нового материала

1) Задание в тетради.

Ребята, распределите сказочных героев. В сказках встречаются добрые и злые герои.   Сейчас, мы с вами поиграем в игру и проверим правильно ли вы сделали задание. Я буду называть имя сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Иван-царевич,  Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина.

2) Работа с произведениями

Добро и зло можно увидеть в художественных произведениях, в устном народном творчестве – притчах.

– Возьмите карточку. Прочитайте притчу. Посовещайтесь и ответьте на поставленный вопрос.

Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.

– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?

– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Как вы понимаете слова вождя: «В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная»?

– Почему в притче сравнивается «битва» светлой и темной сторон человека с битвой двух волков?

Понял ли внук сравнение «битвы» светлой и темной сторон человека с битвой двух волков?

– Как вы понимаете заключительные слова притчи: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»?

Теперь представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Это солнце — доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

Может быть, нам помогут это узнать старинные весы? На одну чашу будем класть “зло”

– Сначала мы ответим на вопрос: “Что такое зло?”    (В ходе ответов детей на чашечку весов  кладется темная фасоль)

– Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили,  по капельке положим их на чашу весов с “добром”.

(Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу белую фасоль. Вскоре, чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.)

-Давайте задумаемся, а что мы с вами можем сделать, чтобы избежать зла, чтобы его не прибавлялось в мире?

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки  добра, сливаясь, превращаются в ручеёк,  ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

На чистый лист ватмана каждый учащийся наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей, цветы. Получается общая

Ребята, как мы назовём эту картину?

.  Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?

Наш урок подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми.

Добро, как Божья благодать,

Спасеньем в жизни может стать,Друг, не жалей огня души,Дарить добро всегда спеши. И слово доброе, и делоТы применить сумей умело,Их не жалей любому дать,Добром их души исцелять. С обидой в сердце трудно жить,Добром за зло умей платить.

Тот, кто добро творить умеет,Зла сотворить уже не смеет,Дари, дружок, добро дари,За все добром благодари.

7. Подготовка к выполнению домашнего задания:

– О чем вы расскажете членам своей семьи и друзьям, которые не изучают новый предмет?

– Какой ответ вы дадите на главный вопрос нашего урока, что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

8. Домашнее задание:  (слайд 13)

1. Прочитать и обсудить с членами семьи и друзьями текст в пособии (с. 12-13).

2. Ответить на вопросы (с. 13)

3. Подобрать и записать пословицы о добре и зле.

4. Нарисуй символы добра и зла (по желанию)

9. Итог урока:

– Какой самый главный вывод вы сегодня сделали для себя?

– Какую же дорогу в жизни мы выберем?

– Оцените урок. Удовлетворены ли вы результатом своей работы? (

Спасибо за урок!

Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности „Добро и зло“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

– Ребята, как вы понимаете, что такое доброта? Почему доброта – «украшенье человека»? (Объяснение детей, как они понимают это слово).

– Правильно! Доброта – самое главное качество человеческой души! Добрый человек всегда вежливый, приветливый, с улыбкой на лице. Он с любовью относится ко всем людям и всегда готов прийти на помощь в трудную минуту. А главное, при этом он сделает это просто так, и не будет ждать ничего взамен. Такой человек вызывает уважение к себе.

– А что такое зло? Кто это злой человек? Верно, это нечто противоположное добру: плохое, то, что приносит людям огорчение и боль. Злые люди сознательно причиняют кому-либо вред и страдания. Но ведь таким быть очень плохо, не правда ли? Вспомните, встречали ли вы добро и зло, расскажите, чего встречалось больше. ( Ответы детей).

– Люди знают, что совершать злые поступки очень плохо, но почему-то не все стараются совершать благородные поступки. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

– Верно, кому-то мешает лень, кто-то невнимателен к беде другого, а кто-то любит больше себя и не хочет делать добрые поступки для других.

– Послушайте рассказ и скажите мне, понравился вам мальчик Витя или нет.

В. Донникова КАНАВКА

Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватится и канавку бранит.

Витя подбрасывает мяч, но все видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном — чуть не упала.

— А чтоб тебя! — рассердилась она на канавку:— Вот сколько молока пролила!

А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки — платье запачкала.

— Противная канавища! — топнула девочка ногой и убежала.

Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. « А чем она противная? — думает он. — Из нее птицы воду пьют. Возле нее незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»

Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток. сделал переход.

Теперь можно было переходить спокойно.

Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко.

И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно!

– Скажите, для кого постарался Витя. Когда сделал переход через канавку? (Ответы детей).

– Важно ли было для Вити, чтобы люди узнали о его хорошем поступке? (Ответы детей).

-Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами поиграем.

– Все вы любите сказки. В сказке встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. На экране вы увидите сказочного героя. Если герой добрый – вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками.

– А теперь давайте поиграем в игру: «Комплементы».

Ребята сядьте в круг и возьмитесь за руки. Каждый из вас должен повернуться к соседу справа и сказать доброе слово. Тот, кому говорят добрые слова, должен сказать: «Спасибо, мне очень приятно».

Доброта имеет такую особенность: чем больше её отдаёшь, тем больше её становится.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращение слов»

– А теперь, постарайтесь угадать, о какой сказке идет речь.

Викторина «По дорогам сказок»

1. « Я очень люблю свою бабушку, которая живёт за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки». ( Красная Шапочка)

2. « Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сразиться с Людоедом». ( Кот в сапогах)

3. « Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка»». ( Настенька)

4. « Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку». ( Дюймовочка)

5. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. ( Папа Карло)

6. А этот герой лечил зверей и птиц, он спасал больных зверей Африки. ( Айболит)

7. Девочка, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. ( Герда)

8. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. ( Женя из «Цветика-семицветика»)

9. Несмотря на строгость мачехи и сводных сестёр она всегда оставалась доброй и послушной. ( Золушка)

-Отлично! Все сказки угадали! Добрые, или злые герои этих сказок? (Ответы детей).

– Итак ребята, о каких двух понятиях мы сегодня с вами говорили? Что каждому из вас ближе Добро или Зло? Почему? (Ответы детей).

– Чтобы всем людям счастливо жилось на планете, каждый из нас должен стараться быть лучше, внимательнее к людям, помогать друг другу, жалеть, совершать пусть маленькие, но добрые дела.

Давайте станем чуть добрее,

Не будем злиться на других.

Жить с добрым сердцем веселее.

Ценить друзей, любить родных.

Мы все зависим друг от друга,

Плоха ли жизнь, иль хороша.

Дождь за окном, кружит ли вьюга.

С добром всегда светла душа.

– Спешите делать добро!

Ход занятия

В-ль: Ребята, посмотрите у нас сегодня много гостей! Давайте пожелаем всем доброго утра!

«Наша добрая улыбка»

Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)

Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)

Желаем, здоровья, счастья и добра

Всем гостям, детям с самого утра!

Воспитатель: посмотрите кто это у нас в гостях.

Сижу одна я дома,

Очень грустно мне без Гномов

Я решила не скучать,

Сказочных героев на бал к себе позвать.

Но Гномы мудрые меня предупреждали

Герои ведь не только добрые бывают,

Средь них и злые могут быть,

Испортить праздник могут,

Дети помогите, героев добрых от злых отличите.

Воспитатель: ребята поможем нашей Белоснежке отличить добрых героев от злых. Все вы любите сказки. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру.

«Работа с карточками»

Разделитесь, пожалуйста. Одна группа выбирает добрых сказочных героев, а другая -злых.

Кощей, баба-яга, бармалей, волк, лиса – злые.

Иван царевич, петушок, доктор Айболит, кот в сапогах, Золушка.

Как вы думаете, почему эти герои добрые?

Воспитатель: Белоснежка, ребята помогли тебе выбрать кого пригласить на бал, а кого не стоит.

Физкультминутка – танец «Что такое доброта». (группа «Барбарики)

Воспитатель: ребята, давайте вместе с Белоснежкой вспомним вежливые слова.

Игра «Радуга вежливых слов».

Есть одна игра для вас,

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.

5. Уходя, обернись на прощанье. Что ты должен сказать? (до свиданья)

А какие еще вы знаете вежливые слова? (Доброе утро, добрый вечер, доброй (спокойной) ночи, доброго пути, в добрый час, будьте добры)

Не забывайте волшебные слова говорить, они вам будут очень помогать в жизни.

Воспитатель: предлагают поиграть в музыкальную игру «Добрый мастер»

Возьмите музыкальные инструменты.

Белоснежка: ребята, а как же мне пригласить на праздник моих друзей?

Ответы детей (можно позвонить или послать пригласительные билеты)

Воспитатель: давайте поможем Белоснежке сделать пригласительные билеты, но сначала подумаем, какого цвета может быть доброта? Какими красками мы разукрасим билеты? Наверно, яркого, тёплого цвета, как солнышко или всё- таки серого и злого, как волк, чёрного, как туча? Дети предлагают.

Дети разукрашивают пригласительные билеты.

Воспитатель: Белоснежка, ну что ты готова теперь устроить праздник? Ребята помогли тебе разобраться каких героев приглашать тебе, вспомнили вежливые слова и помогли сделать пригласительные билеты.

На этом наше занятие наше заканчивается. Что мы пожелаем Белоснежке?

Публикация «Конспект занятия „Добро и зло“» размещена в разделах

2. Развивать умение правильно оценивать поведение людей и героев произведений.

3. Поощрять детей за желание делать добрые дела и предотвращать злые.

4. Развивать эмоциональный отклик через рисунок на понятие добра и зла.

5. Воспитывать доброе отношение к близким людям, друзьям.

6. Формировать положительное отношение к искусству. Развивать художественное восприятие.

-беседа с детьми о дружбе, об отношении друг к другу;

-чтение художественной литературы о дружбе;

-организация совместной прогулки и общих игр с детьми другой группы;

-разучивание стихотворений, пословиц, поговорок;

-подбор аудиозаписей с песнями о дружбе для сопровождения.

Оборудование и материалы: ИКТ, картинки с изображениями отрицательных и положительных героев, музыкальные инструменты (ложки, бубны, колокольчики, погремушки, шаблоны пригласительных билетов, цветные карандаши.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *