КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ ВЗАИМОПОМОЩЬ И ДРУЖБА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Елена Шестопалова Беседа «Что такое дружба?» в старшей группе

Цель: выяснить представления детей о дружбе, с кем они дружат и почему.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Беседа на тему: «Дружба и взаимовыручка»

Цель занятия

поведении ориентироваться на эти нравственные

Показать ценность и необходимость дружбы, важность друзей в семейной и общественной жизни человека;

Расширять представления детей о понятии дружба. Способствовать формированию положительных взаимоотношений в коллективе;

формировать понятия «друг», «дружба»;

развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;

развивать навыки сотрудничества со сверстниками.

Фролова Лариса Конспект беседы «Взаимовыручка и дружба» в старшей группе

Конспект беседа на тему : «Взаимовыручка и дружба» в старшей группе.

Цель: формирование духовно-нравственные ценности.

1. Продолжать знакомить с произведениями устного народного творчества.

2. Развивать умение слушать и слышать товарищей.

3. Способствовать развитию понимания текста и умению давать нравственную оценку поступкам героев, прочитанного рассказа.

4. Пополнить словарный запас.

5. Вызвать положительный эмоциональный отклик в ходе беседы.

Беседа «Что такое дружба?» в подготовительной к школе группе

познакомить детей с правилами дружбы; формировать такие качества, как умение дружить; беречь дружбу.

учить доброжелательности, стремиться понимать друг друга, учить разделять радости и печали друзей. Развивать умение рассуждать; показать важность истинных друзей в жизни человека. Воспитывать уважение друг к другу, любовь доброжелательные отношения, ценить дружбу.

Предварительная работа: знакомство с пословицами.

Организационный момент (дети стоят в кругу взявшись за руки)

Мы весёлые ребята, мы ребята дошколята.

Никого в беде не бросим, не обидим, а попросим.

Всем нам весело, светло, всем нам будет хорошо.

Читаем отрывок из стихотворения:

Дружат солнце и весна

Дружат солнце и луна

Дружат в море корабли

Дружат дети всей Земли.

Вопросы  детям: О чём я прочитала стихотворение? Как вы думаете, что такое дружба? (ответы детей).

– Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете, с чего начинается дружба? (ответы детей)

– Дружба начинается с улыбки (ставится запись песни «Улыбка»), послушайте песню, а кто знает, подпевайте.

– О чём эта песня?  Как называется песня? (ответы детей).

– Молодцы, что вспомнили знакомую песню. Как вы думаете, кто такой друг? Каким должен быть друг? (ответы детей).

– Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой. Народная мудрость недаром гласит «Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты».

У меня теперь есть друг

Преданный и верный

Без него я как без рук

Мы гуляем во дворе

Скоро в школу в сентябре

II часть. Работа с пословицами.

Я сейчас вам прочитаю пословицы, а вы послушаете.

«Друзья познаются в напасти да в ненастье»

«Друга находит счастье, а проверяет горе»

– Как вы понимаете смысл этих пословиц? (высказывания детей)

– Какие пословицы о дружбе вы ещё знаете?

«Нет друга – ищи, а нашел, береги»

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

«Друг познаётся в беде».

Под песню «Улыбка» дети подпевают и танцуют.

III часть Словесная игра.

– Я буду вам называть слова, а когда вы услышите слово которое относится к слову «друг», «дружба» должны хлопнуть в ладоши:

– скромность, зависть, доброжелательность, общительность, злоба, отзывчивость, грубость, радость, жадность.

– А сейчас я вас познакомлю с правилами дружбы:

-уступать, не бояться просить прощения, если обидел друга.

– не грубить, не злиться, не жадничать, помогать друг другу.

– быть честным с другом.

Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.

III часть. Малоподвижная игра

Попросить детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук). Затем построить мостик втроём, вчетвером и т. д. Заканчивается игра тем, что все берутся за руки, образуется круг и поднимают руки вверх, изображая «мостик дружбы».

Давайте вспомним, о чём мы говорили сегодня?

Что было интересного на занятии?

Что вам больше всего понравилось?

Тот человек, который имеет много друзей, он счастливый и богатый. Если он попадёт в беду, то они помогут ему.

Публикация «Беседа „Что такое дружба?“ в старшей группе» размещена в разделах

С дружбой жизнь весной полна.


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ ВЗАИМОПОМОЩЬ И ДРУЖБА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ ВЗАИМОПОМОЩЬ И ДРУЖБА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ ВЗАИМОПОМОЩЬ И ДРУЖБА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ ВЗАИМОПОМОЩЬ И ДРУЖБА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Воспитатель: Дети, о чем это стихотворение? (ответы детей)

Да, это стихотворение о дружбе. Дружить – значит, не обижать, делиться своими игрушками и помогать. В свою очередь друг – это тот, кто всегда рядом и поможет в трудную минуту. Например, одеться или обуться, научить завязывать шнурки и шарфик. Тот, кто всегда поделится обедом. Найти друга не так-то тяжело, а вот сохранить хорошие отношения труднее. У каждого человека есть (должен быть) друг, не правда ли? Уверена, что и у вас есть друзья. Расскажите о них (3—5 и более высказываний). Кто же такой друг? Подумайте хорошенько и скажите, кого можно назвать своим другом?

(Воспитатель, выслушивает суждения детей). Суть их чаще всего сводится к тому, что друг — это тот, с кем интересно, кто не обижает, во всем слушается, охотно делится игрушками и сладостями. Другом может называться тот, кто готов разделить и твою радость, и твое горе, а если понадобится, отдать тебе все, что имеет сам,— уточняет воспитатель и спрашивает: — А как вы сами должны относиться к другу?

Воспитатель: Сейчас я предлагаю Вам подойти к своему другу или подруге, и поделится своей радостью, хорошим настроением и теплом (дети ищут себе пару).

Повторяйте вместе со мной такие слова:

Я – человечек! (показ рукой на себя).


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ ВЗАИМОПОМОЩЬ И ДРУЖБА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Ты человечек! (показ рукой на друга).


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ ВЗАИМОПОМОЩЬ И ДРУЖБА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

У меня есть сердечко (показ рукой на сердце).

У тебя есть сердечко (показ рукой на сердце друга).

У меня щечки гладкие (растираем щечки).


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ ВЗАИМОПОМОЩЬ И ДРУЖБА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ ВЗАИМОПОМОЩЬ И ДРУЖБА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

У тебя щечки гладкие (растираем щечки друга).


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ ВЗАИМОПОМОЩЬ И ДРУЖБА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

У меня губки сладкие (показ на губы).

У тебя губки сладкие (показ на губы друга).

Я с тобой дружу (берутся за руки).

Нашей дружбой дорожу (обнимают друга).

Звучит песня «Дружба крепкая».

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о дружбе.

Без беды друга не узнаешь.

Без друга в жизни туго.

Был бы друг – будет и досуг.

Верному другу цены нет.

Вода у друга лучше, чем у врага – мёд.

Дерево держится корнями, а человек — друзьями.

Дружба — великая сила.

Друзья познаются в беде.

Нет друга — ищи, а нашел — береги.

Старый друг лучше новых двух.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Дружба – как стекло, разобьешь – не сложишь.

Один за всех, и все за одного.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Дружба – самое, дорогое сокровище.

Дружба, дороже денег.

Доброе слово дороже богатства.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам немножко отдохнуть, и поиграть в игру.

Количество играющих: 3-8 и более человек.

Выбирается ведущий. Дети встают в круг, берутся за руки и поют:

«Танец танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та,

Танец танцуем мы — это лавата».

Мои ручки хороши? — спрашивает ведущий.

«Хороши!» — отвечают все хором.

Все берутся за руки и идут по кругу, повторяя первые две строчки.

«Мой носик хорош?» — спрашивает ведущий.


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ ВЗАИМОПОМОЩЬ И ДРУЖБА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«Хорош!» — отвечают все хором.

Все прикладывают кончик указательного пальца к носу впереди стоящего соседа и снова идут по кругу, повторяя первые строчки.


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ ВЗАИМОПОМОЩЬ И ДРУЖБА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ ВЗАИМОПОМОЩЬ И ДРУЖБА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ ВЗАИМОПОМОЩЬ И ДРУЖБА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«Мои коленки хороши?»

Все прикладывают ладошки к коленкам стоящих рядом детей и поют песенку, идя по кругу.


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ ВЗАИМОПОМОЩЬ И ДРУЖБА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«Мои ушки хороши?»

Все прикладывают ладошки к ушкам детей, стоящих рядом по кругу, и снова идут по кругу с песенкой.

Можно использовать в игре и другие части тела: щеки, лоб, живот.

Воспитатель: Дружба – это величайшая ценность, клад и подарок судьбы. Дружба всегда помогает нам и в учебе, и в работе, и в жизни в целом. Благодаря ей, человек становится лучше, добрее и духом сильнее. Поэтому, иметь хорошего друга – это огромное благо, без которого человеку прожить невозможно!

Спасибо за внимание!

Оборудование: пословицы,
импровизированные костюмы для сценки, сказка
«Репка», тесты «Репка».

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Вступительная беседа

– Друзья, сегодня наш классный час
посвящен вам, пятиклассники. Разговор наш будет
касаться очень важной темы. О чем? Вы сейчас
скажете сами, разгадав мини-кроссворд:

(Вспомните алфавит, вместо цифр вставьте букву)

Поговорим о дружбе и взаимопомощи

– Пятиклассники! У вас новый кабинет, много
учителей-предметников, а еще больше друзей и
приятелей. Все вы такие разные, тем более  что
часть из вас учились вместе 4 года. А теперь у нас
появились новые товарищи. Очень важно всем
научиться жить вместе. Делить радость и печаль
пополам, давать совет и принимать помощь, уметь
видеть ошибки других и признавать свои, помогать
одноклассникам и не предавать их.
– Как научиться этому? Начнем с игры.

2. Игра «Собери пословицы» (Слайд
3)

– Давайте поиграем и узнаем, какие вы дружные.
Распределитесь парами, выходят 7 пар, один из пары
читает начало пословицы, а другой– ее концовку

3. Игра «Улыбнись»

На доске нарисованы 2 значка

Под каждым из них надо записать те качества,
которые хотели и не хотели  видеть в друге
(выбрать из слайда 4: доброта, верность,
равнодушие, эгоизм, отзывчивость, жадность,
честность, хвастовство, внимание, лень,
откровенность, зависть)

– Когда вы были маленькими, да и сейчас,
наверное, тоже любили мультики, где главные герои
такие разные, но их объединяла дружба и
взаимовыручка.

4. Игра «Продолжи цепочку»

– Сказки любят все: и взрослые, и дети.
Вспомните «Репку». Ребята приготовили небольшое
представление (Слайд 4)

5. Старая сказка о взаимовыручке и доброте,
но на новый лад (Слайд 5)

Посадил однажды дедка
В огороде репку.
Ее часто поливал
От жуков оберегал.
Урожай убрать не просто
Репка стала с деда ростом.
Потянул ее дедок
Сразу тут же занемог.

Эй, старуха, помоги
Овощ вытянуть с земли

Бабка бросила дела
И на помощь прибыла

Нет, не вытащить нам репку,
Эх, засела она крепко.
Надо помощь нам искать
Надо внученьку позвать.

Внучка с фитнеса пришла
Модно вся одетая.

Вы подняли меня рано,
Что за спешка здесь такая?
Ох, и очередь такая?
Что съедобное дают?

Все: Дружно репку тянут тут.

Хоть я кошек не люблю,
Но все ж на помощь позову
Мурка. Мурка, хватит спать,
Пора людям помогать.

О-ля-ля!
Для чего, скажите, друзья
Здесь огромная листва?
Помогу, уж так и быть
Эту репку вам добыть

Сил немного не хватает,
И кого ж еще позвать?

Мышка, вынырнув из норки,
Пропищала. чуть дыша

Не хватает вам меня
Ну-ка дружно все беритесь,
Разом все вдруг улыбнитесь
По команде: 1-2-3
Каждый сильно потяни.

Это чудо! Слава Богу!
Дед не зря позвал подмогу.
Репа та кг на 100
Оторвалась от земли
И сказала: «На меня, бери»
Но а нам сказать осталось
Слава! Слава!
Коллективному труду.

На листе нарисована репка, у которой 
несколько листочков, а на каждом из них написано
следующее: доброта, лень, честность, зависть,
отзывчивость, умение доводить начатое дело до
конца, дорожу дружбой, откровенность, жадность,
приду на помощь другу, внимание, не обману друга,
умею признавать свою ошибку.
Если ребята думают, что в них то или иное качество
есть, то рядом ставят «+», если нет, то «–».

– Чтобы вы не ссорились с друзьями, помогали
друг другу, надо соблюдать законы дружбы и
взаимопомощи. Дарю вам эти маленькие памятки. ( Слайд 6)

1) Помогай другу в беде.
2) Умей с другом разделить радость.
3) Не смейся над недостатками друга.
4) Останови друга, если он делает что-то плохое.
5) Умей принять помощь, сам помоги.
6) Не обманывай друга.
7) Не предавай друга.
8) Относись к другу, как к себе.
9) Умей признавать свои ошибки

Педагог: Мухтарова Гульназ
Фанзиловна

Беседа с детьми старшей группы:
«Что такое дружба?»

ЦЕЛЬ: Обобщать представление
детей о дружбе, как о ценном качестве человека, развивать социальные чувства,
взаимопомощь.

– Формировать дружеские взаимоотношения;

– раскрыть сущность понятий
«дружба», «добро» и «доброта», «добрые поступки»;

– активизировать словарь детей
(добро, радость, счастье, забота, внимание, ссора);

– развивать у детей логическое
мышление, воображение и внимание, привить интерес к новой форме игровой
деятельности;

– формировать представление у
детей о дружбе, доброте, воспитывать добрые чувства к окружающим людям, помочь
понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении.

Воспитатель: В одной песенке
поётся: «Сыграть во все игры нельзя одному

Ни мне, ни тебе,
никому-никому»,

и уж тем более

«Всегда есть мороженное одному,

Как вы думаете, почему нельзя
сыграть во все игры одному, с кем можно это сделать? (Ответы детей)

Воспитатель: А что такое
дружба? Кто такой друг?

Воспитатель: Если мы хотим
иметь друзей, мы должны чувствовать, что нужно другому человеку. Дружба – это
готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу и радость.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

Воспитатель: Дружить – это
здорово, весело и хорошо. Сейчас давайте поиграем с вами в игру «Доскажи
словечко»

Мы друг друга из беды спасем,

Мне не жалко для тебя совсем

Леденца, конфеты и игрушки,

Лимонада и компота кружки

. Вместе во дворе гуляем,

Спорим, учимся, играем.

Видеться с тобой мне очень
нужно,

В куклы мы вдвоем играем,

В беде друг другу помогаем.

Говорят, что мы похожи,

Отвечаем: «Ну и что же?»

Без тебя мне очень скучно.

Мы почти что неразлучны.

Называют нас – болтушки,

Как же так – мы не друзья?

Ты ушел, в обиде я.

Мы с тобою разругались,

Вдоволь мы не наигрались.

Я один сижу, грущу,

Ты вернись, тебя прощу.

Ведь из-за простого вздора

Ты мой друг, и предлагаю

Нашу ссору позабыть.

Я тебя не избегаю,

Надо нам с тобой дружить.

Друг на друга хватит злиться,

Воспитатель: Ребята, а было у
вас такое, что вы ссорились и мирились потом? Ссориться и мириться – это
нормально. Людям свойственно совершать ошибки. Ничего зазорного нет в том,
чтобы признать собственную ошибку, простить своего друга или попросить
прощения. Ссоры и примирения – это тоже часть дружеских отношений, а обойтись
без них практически невозможно.

Воспитатель. Дети, я предлагаю поиграть в игру «Клубок дружбы».
Нить свяжет нас вместе. Когда вы будете передавать клубок, каждый может сказать
добрые слова своим товарищам. Последний, получая клубок, начинает его
сматывать, при этом произносит слова, сказанные ему. Легко ли говорить приятные
слова другим?

Друг задушевный навеки с тобой,

С тобою он связан одною
судьбой.

В ладони твоей неизменно крепка

Надежного, верного друга рука.

Воспитатель. Ребята, давайте
сейчас отдохнём немного. Проводится физкультминутка

Сказала кошка мышке:

— Давай с тобой дружить

И будем нашей дружбой

До смерти дорожить.

— Боюсь, — сказала мышка, —

Что цель твоя близка,

И будет наша дружба

— Ну что ж, — сказала кошка, —

Могу тебя понять,

Я вижу, что смекалки

У мышки не отнять.

Воспитатель: Дети, что вы
больше всего с друзьями любите делать? Конечно, играть.

«Подарки друг другу»

Мы можем помечтать и
представить какие подарки можно подарить друг другу.

Я подарю Кате цветок, он
замечательно пахнет.

Дети воображают, и дарят
подарки друг другу. Обратить внимание, чтобы «подарки» оказались у всех детей

Воспитатель: А сейчас новая
игра. Упражнение «Мир, любовь и добро»

«Мир, любовь, добро – всем,
всем кто слева от меня»

«Мир, любовь, добро, – всем,
кто справа от меня»

«Мир, любовь, добро – всем, кто
позади меня»

Конечно, нам с вами еще нужно
немного поработать, чтобы про нас могли сказать: «Какие дружные ребята!»

Скоро вы уйдете из детского сада
в школу. Вот вам мое пожелание:

Как птицы – с небом,

Как травы – с лугом,

Как ветер – с морем,

Поля – с дождями,

Как дружит солнце

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67

Приморского района Санкт-Петербург

Конспект беседы на тему: «Что такое дружба?».

Седова Елена Фёдоровна

формирование у детей представления о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.

чтение книг о дружбе, пословиц и поговорок,

цветная бумага, простой карандаш, ножницы.

В: Ребята, что такое ДРУГ, ДРУЖБА, ДРУЖИТЬ?

Что вы можете о них сказать? (ответы детей)

Есть ли у вас друг? Тогда вы можете мне сказать, кого мы называем другом?

Зачем нужна дружба?

Как проверяется дружба?

Дружба – главное чудо.

Дружба – главное чудо. Всегда с ней любая беда – не беда

Действительно, дружба – это великое чудо, драгоценность. Недаром русская пословица гласит: «Нет друга – ищи, а нашел – береги».

Возьмите бережно дружбу в ладошки (дети складывают ладошки), и бережно передавайте друг другу. Почувствуйте, какая дружба

В. Дружба подарила нам приятные ощущения.

Дружба бывает разная.

Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»:

Что такое дружба? Каждый знает?Может быть, и спрашивать смешно?Слово «дружба» что обозначает?Может быть, поход вдвоём в кино,Может быть, хороший пас в футболе,Может быть, подсказку у доски,Может быть, защиту в драке школьной,Или просто средство от тоски?Ну, а может быть, молчанье в классе,Если друг плохое совершит?Скажем, Коля стены разукрасил,Михаил всё видел, но молчит. Разве это дружба, если кто-тоДроби дома не хотел решать:Заниматься не было охоты,

В: Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?

Что такое дружба, каждый знает?Может быть, и спрашивать смешно?Ну а всё же, что обозначает

Если друг твой что-то, к сожаленью. Плохо сделал или же сказал,Надо честно, прямо, без сомненьяПравду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,Может быть, обидится он вдруг. Всё равно сказать ты правду должен,Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе. Друг последнее всегда отдаст. Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,Тот, кто не обманет, не предаст.

Дружба никогда границ не знает,Нет преград для дружбы никаких. Дружба на земле объединяетВсех детей — и белых, и цветных.

Дружба – это если пишут детиПисьма детям из другой страны. Дружба — это мир на всей планетеБез сирот, без ужасов войны.

В: Что такое дружба, по мнению автора?

С какими его мыслями следует согласиться?

А с чем вы не согласны?

Дружба, эгоизм, бескорыстие.

– бескорыстная стойкая приязнь”.

– это когда ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.

Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

Обсуждение проблемных ситуаций: “Как бы я поступил?”.

1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь,

чтобы его списать.

2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе

запрещают с ним дружить.

4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в

том числе и ты.

5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

Что значит дружить

В: Ребята, мы с вами уже вместе занимаемся, играем, разговариваем, спорим, иногда договариваемся. Все это время мы учимся многому. Но самая важная из них – это наука

Много лет назад древний философ Сократ сказал: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».

Ребята, а как вы думаете, какие поступки способствуют укреплению дружеских отношений.

( ответы детей).

В: да это

Сегодня мы с вами говорили о  и о том, как надо

Здесь тоже существуют свои правила, законы. Вот только некоторые из них. Они помогут вам найти друзей и сохранить дружбу на долгие годы.

На нашей беседе утвердим “Законы дружбы”:

1. Один за всех и все за одного.

2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.

3. Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.

4. Не ябедничай, лучше сам поправь его.

5. Не зазнавайся.

6. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.

7. Умей слышать тех, кто рядом с тобой.

У вас на столе лежит цветная бумага, сделайте из нее ладошки и подарите вашему другу.

Цель: способствовать воспитанию
моральных качеств необходимых для создания
благоприятного семейного климата.

Оборудование: 7 карточек с буквой Я;
карточка с ребусом «7Я»; карточка со словом
«Семья»; рисунок пламени над очагом; карточки –
кирпичики с качествами;  плакат с определением
понятия «взаимопомощь»; рисунок дерева на
плакате; веточки по числу участников; одинаковое
количество карточек двух цветов (по 4); рассказ В.
Осеевой «Хорошее»; зеленые листочки для дерева,
по количеству участников, бумажные цветы ромашки
по числу участников.

1. Сообщение темы и цели занятия – 5 мин.

Игра, разгадывание ребуса, определение
рассматриваемой темы в системе занятий.

2. Основная часть – 30 мин.

3. Подведение итога – 7 мин.

–Я предлагаю начать наш  час общения  с
игры. Я буду задавать вопросы, а вы должны мне
хором отвечать: «Это я, это все мои друзья».
Только будьте внимательны, договорились?

На доске с каждым ответом открывается буква
«Я».

– Давайте посчитаем сколько «Я» у нас
получилось? (хором)

Открывается 7 «Я».

– Какое слово спряталось за этим ребусом?
– Правильно «СЕМЬЯ».
– Мы сегодня продолжаем разговор о семье.
– Посмотрите на доску.
– Что вы там видите?
– Мы с вами зажгли этот очаг семейного счастья
несколько занятий назад. А под очагом выложили
прочный фундамент из кирпичиков – качеств.
Давайте вспомним, какими качествами должны
обладать все члены семьи, чтобы такую семью можно
было назвать счастливой?.

Дети по очереди подходят к столу, выбирают
качества и прикрепляют под очагом.

– Все ли мы качества вспомнили?
– Мы с вами поговорили о таком качестве, как
ответственность. А сегодня поговорим о
взаимопомощи. Определимся что это такое,
действительно ли это качество важно для
счастливой семьи.

Учащимся предлагается подумать над вопросом,
что значит «взаимопомощь» и зачем она нужна
людям? После небольшого размышления учащиеся
высказывают свои мысли, которые записываются на
плакате. Учитель подводит итог и дает
определение понятию «взаимопомощь».

Взаимопомощь – это  взаимная, обоюдная,
касающаяся обеих сторон помощь, помощь друг
другу. ( Толковый словарь С. И. Ожегова)

Интерактивное упражнение «Моделирование
взаимопомощи»

– Посмотрите на доску. Какое изображение я туда
поместила?
– Можно ли семью сравнить с деревом? Почему?
– Что символизируют корни в семье?
– А где на дереве будут наши родители?
– Где же ваше место на этом дереве?
– Семью я изобразила в виде дерева, могучего и
сильного. На нем есть место и бабушкам и дедушкам,
нашим родителям и нам. Каждый из вас это веточка
большого  семейного дерева. Веточки лежат у
вас на столе – возьмите её в руки. Посмотрите,
какие они тоненькие и хрупкие.
– А что я сейчас сделала? (ломаю ветку)
– Как вы думаете, мне легко это было сделать?
Почему?
Веточка – это один человек. Когда человек один
его легко сломать, т.е. обидеть, оскорбить.
– А давайте веточки соберем вместе.
– Посмотрите, теперь я попробую сломать эти
веточки вместе. У меня ничего не получается.
Может у тебя получится? (Дети поочередно
пробуют сломать)
– Ни у кого не получается. Почему?

Вывод: когда веточки вместе их сломать
очень трудно. А когда вместе вся семья, её  тоже
трудно обидеть. В семье  друг друга
поддерживают и защищают.
Поэтому в семье все должны быть всегда вместе,
помогать друг другу.

– Прошу всех встать и по очереди подойти к
столу, выбрать себе листочек понравившегося
цвета.
– Те, у кого карточки одного цвета, сядьте
рядышком, вы будете работать вместе.
– Сейчас я вам предлагаю поработать в группах,
подумать над следующим заданием: какую помощь в
семье и кому могут оказать бабушка и дедушка –
зеленые карточки, родители –  красные
карточки.
– Когда будете готовы, поднимите руки. На задание
– 4 минутки.

Проверка. Дети группы зачитывают варианты. Их
записываем на стрелочках на рисунке дерева.
Участники другой группы дополняют.

Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой
«Хорошее».

– О ком мы еще не поговорили? (О детях)
– Я вам предлагаю послушать рассказ  В.
Осеевой «Хорошее».
– Слушайте внимательно, какую помощь семье может
оказать ребенок?

– О чем Юрку попросила сестра?
– Почему Юрка не помог ей?
– Кому еще Юрка хотел помочь?
– Можно ли Юру назвать человеком, который не
готов помогать?
– Почему?
– А сейчас, вспомните рассказ, вспомните свою
жизнь в семье, и на листочках нашего семейного
дерева напишите, какую помощь семье могут
оказать дети. ( Индивидуальная работа детей)
– Назовите свой вариант и прикрепите на дерево.
– Можно ли нашу группу назвать семьей?
– Почему?
– Должны ли мы помогать друг другу, оказывать
взаимную помощь? Какую?
– А если помощь будет все время оказываться с
одной стороны, что может получиться из этого?

3. Подведение итогов

– Наш час общения подходит к своему завершению.

– Давайте вспомним, о чем шла речь на занятии?
– Что такое взаимопомощь?
– Кто и какую помощь в семье оказывает и кому?
– Почему в семье важно поддерживать и помогать
друг другу?
– Какими качествами должен обладать человек,
готовый всегда прийти на помощь другим? Запишите
эти качества на лепестки ромашки, которая лежит у
вас на столе. Эту ромашку вы возьмете с собой,
пусть она будет вам помощником и подсказкой.
– Закончить наше занятие я бы хотела пословицей
«Добра желаешь, добро и делай». Не забывайте, если
ты не помог, то и тебе никто не придет на помощь.
– Спасибо за занятие.

Публикация «Конспект беседы в старшей группе на тему „Дружба и взаимовыручка“» размещена в разделах

1. Слушать и слышать воспитателя, друг друга и отвечать строго на поставлен-

2. Описать словами ситуацию, изображенную на иллюстрации.

3. Дать нравственную оценку поступкам героев, прочитанного рассказа.

Материал

Рассказ Л. Н. Толстого «Веник»,

Иллюстрация (демонстрационный плакат) к рассказу,

Набор карточек «Русская изба и домашняя утварь»,

Два веника (один из веток с листьями, другой- голик,

CD –диск с записями русской народной музыки в обработке В. Городовской и песни В. Шаинского «Улыбка».

Предварительная работа

Знакомство с бытом и одеждой русского народа; чтение сказки Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»; просмотр мультфильма «Крошка Енот»; знакомство с различными эмоциональными состояниями и их характерными особенностями; определение эмоционального состояния по карточкам- лицам «Ми эмоций».

Ход занятия

Занятие начинается с прослушивания песни В. Шаинского «Улыбка». Дети с удовольствием слушают и отвечают на вопрос воспитателя об авторе музыки этой песни, о её названии и о мультфильме, в котором песня звучит.

– Ребята, вспомните, пожалуйста, как Крошка Енот подружился с тем, кто сидит в пруду?

– А чем помогла дружба крошке Еноту?

– Ребята, а вы умеете дружить?

– Кто сможет объяснить, что значит – дружелюбный человек? О ком мы так можем сказать?

– Как вы думаете, хорошо ли быть дружелюбным человеком?

Воспитатель вывешивает на доску три иллюстрации с изображением различных ситуаций (ссора детей, дружная спокойная игра детей и праздничное гуляние).

– Ребята, рассмотрите эти картинки. Расскажите, пожалуйста, что вы на них видите.

(несколько человек поочередно описывают увиденное)

– Скажите, как вам кажется, на какой иллюстрации изображены дружные ребята?

– Посмотрите на третью картинку, здесь мы видим, что дети улыбаются, они радуются празднику. Можно ли про них сказать, что они дружные? А дружелюбными их назвать можно?

-Оказывается, ребята, дружить и быть дружелюбным это разные вещи. Можно улыбаться, не грубить, не драться, быть дружелюбно настроенным, но совершенно не дружить друг с другом. Так что же такое настоящая дружба?

Поможет нам в этом разобраться наш старый знакомый дед Ермолай (кукла-домовёнок). Отправляемся к нему в гости. ( Включается русская наодная музыка).

Дети встают со стульчиков и становятся в круг. Игра «Как у деда Ермолая».

Как у деда Ермолая (идут по кругу, взявшись за руки)

Вся семейка небольшая (показывают уками – «небольшая»):

Только сам да сама (поочередно кладут правую руку на левое плечо и левую- на правое).

Только кум да кума (поочередно убирают руки с плеч, вытягивая вперёд,

Да два сына с усами (показывают движением рук усы,

Да две дочки с косами (показывают движением рук косы,

Да две внучки на печи (пальцами рук изображают кавычки)

Уплетают калачи (приседают).

После игры дети вновь садятся на стулья. На доску вывешивается плакат-иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Веник», на столе лежат карточки «Русская изба и домашняя утварь».

– Ребята, сегодня дед Ермолай принёс нам новую поучительную историю. Посмотрите на картину. В интерьер какого дома мы попали?

– Правильно, в русскую избу. Какие предметы вам об этом подсказали?

После полученных ответов воспитатель просит ребят найти и показать карточки с перечисленными предметами домашней утвари.

– Скажите, пожалуйста, согласно картине какие герои будут в рассказе деда Ермолая.

– Совершенно верно, дедушка –пожилой мужчина и три молодца. Теперь послушаем рассказ. ( Фоном включается русская народная музыка).

Отец учил своих сыновей, чтобы они жили в согласии и всегда друг другу помогали и друг друга выручали. Но не слушались его сыновья -вечно ссорились. Велел тогда отец сыновьям принести веник и говорит:

– Сломайте его!

Сколько ни бились сыновья, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Легко переломали сыновья прутья веника поодиночке. Отец и говорит:

– Так и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться и всё поодиночке делать, – вас любой победить и обидеть сможет.

– Какими были сыновья у отца?

– Как вы думаете расстраивался отец, переживал за них?

– Ребята, дед Ермолай задаёт вам такие загадки:

Он всегда стоит в углу,

Возле печки на полу.

Если кто-то сор бросает,

Он охотно убирает.

Взялся за уборку,

В пляс по комнате пошел,

Оглянулся- чистый пол.

Воспитатель показывает отгадку – веник. Рассказывает, что веники бывают разными. Веник с голыми прутьями (без листочков) называется голик.

-А действительно ли веник нельзя сломать? Есть у нас в группе силачи? Как думаете, сумеете сломать веник?

Воспитатель показывает веник детям и вызывает желающих попробовать его переломить.

– Что ж, оказывается, прав был отец. Веник сломить не получается. А давайте разберем его на веточки отдельные.

Воспитатель развязывает веник и раздаёт каждому по прутику, дети легко ломают прутики.

– Так и мы все с вами, если будем дружными, будем помогать друг другу, выручать друг друга, то никакая сила нас никогда не одолеет.

– Что же такое взаимовыручка? Взаимопомощь?

– Сегодня, ребята, мы узнали что значит быть дружелюбным, что такое настоящая дружба, взаимовыручка и взаимопомощь. А ещё узнали, что веник без листиков называют в народе «голик».

Публикация «Беседа на тему „Дружба, Кто такой друг?“» размещена в разделах

воспитывать у дошкольников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Развивать чувство самосознания, рефлексии, аналитического мышления, умении анализировать, рассуждать, делать выводы.

Воспитывать у детей желание иметь друга, положительные черты личности: доброжелательность, взаимопомощь, справедливость, желание делать друг другу приятное, бескорыстность, терпимость, справедливость.

Просмотр иллюстраций о дружбе, беседы о друзьях и их роли в жизни людей, просмотр мультфильмов о дружбе.

Ход беседы

Воспитатель: Дружба – это теплый ветер,

Дружба – это светлый мир.

Дружба – солнце на рассвете,

Для души веселый пир.

Дружба – это только счастье.

Дружба у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

Публикация «Конспект беседы „Взаимовыручка и дружба“ в старшей группе» размещена в разделах

Макет-ширма русской избы,

Игрушка-варежка дед Ермолай,

Картинки по теме беседы,

Флешка с записями русской народной музыки в обработке В. Городовской.

(звучит русская народная музыка)

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сегодня отправиться в гости к деду Семену (дети берутся за руки и под музыку змейкой отправляются на стульчики, садятся в полукруг, открывается ширм, появляется дед Ермолай)

А вот и сам дед Ермолай. Здравствуй, дедушка. Принимай гостей. Что ты нам приготовил на этот раз?

Дед протягивает три иллюстрации : дети ссорятся, дети спокойно играют, дети на празднике)

Дед Ермолай: Здравствуйте, ребята! Посмотрите на картинки, что вы можете сказать про детей, изображенных на них?

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим иллюстрации и обсудим как ведут себя дети.

(дети рассказывают, обсуждают)

Дед Ермолай: Ребята, на какой картинке дети дружные, а на какой дружелюбные? (ответы детей)

Воспитатель: Оказывается, ребята, дружить и быть дружелюбным это разные вещи. Можно улыбаться, не грубить, не драться, быть дружелюбно настроенным, но совершенно не дружить друг с другом. Так что же такое настоящая дружба?

Воспитатель: Ребята, сегодня дед Ермолай расскажет нам новую поучительную историю. Посмотрите, в каком доме живет дед Ермолай? В интерьер какого дома мы попали? (ответы детей)

Правильно, в русскую избу. Какие предметы вам об этом подсказали? (ответы детей)

Дед Ермолай: Молодцы! Вы очень внимательны и хорошо знаете предметы домашней утвари. А вот играть вы умеете?

Воспитатель: Умеем, умеем и игру про деда Ермолая знаем.

(воспитатель приглашает детей в музыкальную игру «Как у Деда Ермолая»)

Вся семейка небольшая (показывают руками – «небольшая») :

Да две внучки на печи (пальцами рук изображают калачи)

Уплетают калачи (приседают и быстро встают).

Дед Ермолай: Да, молодцы. Хорошая игра. Расскажу я вам ребята одну историю-притчу.

Воспитатель:(картинка с героями притчи)Ребята, скажите, пожалуйста, согласно картине какие герои будут в рассказе деда Ермолая.

Совершенно верно, дедушка – пожилой мужчина и три молодца. Теперь послушаем притчу деда Ермолая.

(Фоном включается русская народная музыка, дед Ермолай рассказывает).

Жил-был старик, и было у него три сына, которые постоянно ссорились и ругались, одним словом, не могли ужиться вместе. Старик очень хотел, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. И решил он научить их этому.

Как-то раз позвал он к себе сыновей и сказал:

— Разломите пополам вот этот веник.

Сначала взялся за веник старший сын, но, сколько бы он ни старался — ничего у него не получалось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал:

— Вот также бывает и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.

Воспитатель: Спасибо, дедушка. Очень интересная притча. Ребята, а вам понравилась? (ответы детей)

Дед Ермолай: А вот я вам еще загадку загадаю:

Оглянулся – чистый пол.

Воспитатель:(картинки с веникаими)Молодцы, Отгадали загадки деда Ермолая. Посмотрите, веники бывают разные: с листочками и голыми ветками. Веник с голыми прутьями (без листочков) называется голик.

Дед Ермолай: Ну что ж, хорошо мне с вами было, но пора мне отдыхать.

Воспитатель: Да и нам пора честь знать. Гости должны вовремя уходить, чтоб не утомит хозяев. Спасибо, дедушка. До свидания.

Воспитатель: А действительно ли веник нельзя сломать? Есть у нас в группе силачи? Как думаете, сумеете сломать веник?

(Воспитатель показывает веник детям и вызывает желающих попробовать его переломить).

(Воспитатель развязывает веник и раздаёт каждому по прутику, дети легко ломают прутики.)

Так и мы с вами, если будем дружными, будем помогать друг другу, выручать друг друга, то никакая сила нас никогда не одолеет.

Ребята, как вы думаете, что такое дружба? Как вы выбираете друзей? Кто ваши друзья?

Во все времена люди ценили друзей и дружбу. Существует много пословиц на эту тему. Какие вы знаете? ( проводится предварительная работа: заучивание пословиц, поговорок)

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Друг познается в беде.

Один в поле не воин.

Крепкую дружбу топором не разрубишь.

Дерево крепко корнями, а человек – друзьями.

– Оглянитесь вокруг себя. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вокруг вас окружают друзья?

В жизни мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих. Представьте, что вы идёте по дороге и на пути лежит камень, на котором написано: «Налево пойдёшь, дружбу найдёшь. Направо пойдёшь друга потеряешь.» Что и почему выберешь ты? (рассуждения ребят).

Что же такое дружба? (ответы)

В словаре по этике сказано так «Дружба – форма межличностных отношений, основанная на общности интересов взаимной привязанности.» Обратите внимание «общность интересов». Это серьёзно. Это не когда «есть пирожок – есть и дружок». Дружба предполагает не только общность интересов, но и взаимную привязанность:

Нет в мире радости сильней,

Чем лицезренье близких друзей,

Нет на земле мучительнее муки,

Чем быть с друзьями славными в разлуке!

Дружба возникает, если у людей есть общее дело. И у вас уже наверное есть друзья, а если нет, то всегда есть возможность найти их. Но для этого надо чтобы поле было распаханным. Что это значит? (быть воспитанным, добрым и т д) Если посеять эти семена, то они прорастут, главное, чтобы не было сорняков. Что вы понимаете под словом сорняки? (Ответы детей)

Давайте обсудим такие вопросы:

1. Нужна ли дружба вообще?

2. Когда мы можем дружбу назвать настоящей? (она бескорыстна, держится на на общности интересов, привязанности).

3. Почему люди ценят дружбу? Почему её ищут, дорожат? (Ответы учащихся).

Говорят же «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»,

«Нет друга – ищи, а нашёл – береги»! Почему?

Истинный друг –это твой советчик, товарищ, помощник. Он никогда не подведёт тебя в трудную минуту и не продаст. Друг первым придёт к тебе на помощь. Ему ты смело можешь открыть свою душу –он тебя поймёт. Твоё горе –его горе, твоя радость –его радость.

Настоящий друг везде

Верен в счастье и беде:

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь –он спать не может!

И во всём без дальних слов

Он помочь тебе готов.

5. Какими качествами должен обладать человек, чтобы к нему было дружеское отношение?

Иметь друга большое счастье. Но ты тоже должен проявлять интерес к проблемам друга, и ты как друг имеешь перед ним свои обязанности, и ты должен не оставлять друга в беде, и ты должен выручать его и помогать в горе, делитьс ним его радость. а то ведь и так бывает:

Как странно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить

Делить веселье все готовы –

Никто не хочет грусть делить.

М. Ю. Лермонтов.