КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ

Публикация «Опыт работы по краеведению в школе, Поисковая работа учащихся» размещена в разделах

Одним из важнейших принципов работы педагогов любого учебного заведения стал принцип ориентации школьников на Отечество как на ценность, поскольку, именно чувство патриотизма подвергается серьезным испытаниям. Переосмысливается судьба изменившегося Отечества, его прошлое, настоящее, будущее. Поэтому наша задача – воспитать у учащихся не просто любовь к Родине, а показать значимость бесспорных ценностей – семьи, родителей, отчего дома, города, в котором живешь. В современных условиях молодежь не имеет четких нравственных ориентиров, все чаще отдает предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпрепровождению, погоней за удовольствиями, что приводит к утрате общественных ценностей (чувства патриотизма, норм морали, духовности, ослаблению роли семьи. В сознании и поведении молодых формируются стандарты и идеалы потребителя. А патриотизм – чувство не врожденное, оно воспитывается и приобретается в процессе многогранной жизнедеятельности человека. Именно поэтому школа как социальный институт, решая задачи обучения и воспитания, должна помочь каждому ученику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества, в первую очередь – гражданственности и патриотизма.

Гражданственность и патриотизм не столько воспитываются (хотя и это важно, сколько формируются той культурной средой, в которой происходит социализация индивида, при этом условии, что ей присущ дух уважения и бережного отношения и к своему историческому прошлому, и к мировому культурному наследию. Общеизвестна формула: “Патриотами не рождаются – патриотами становятся”. Становятся под влиянием тех факторов, тех условий, в которых живут.

1. История создания и деятельности военно-патриотического отряда «Поиск» в Кировской средней школе в 1970-е годы.

Решая в школе проблему патриотического воспитания, еще в 1975 г. был создан военно-патриотический отряд «Поиск». В него вошли учащиеся 8-10-х классов, возглавил отряд учитель географии и руководитель школьного музея Голуб Валентина Афанасьевна.

Основная цель отряда – собрать материал о земляках, погибших или пропавших без вести во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и ветеранах, которые проживают в совхозе «Комсомолец» (ныне п. Лазаревский Городовиковского района Республики Калмыкия) и на прилежащих отделениях. Из активных ребят создали штаб отряда, который координировал работу групп. Совхоз был разбит на зоны поиска, которые были закреплены за группами ребят, состоящие из 2-3-х человек. В ходе этой работы был составлен примерный план сбора, включающий вопросы и перечень материалов, которые следует собирать – это фронтовые письма, фотографии военных лет, документы, воспоминания ветеранов, тружеников тыла и др.

Поисковые группы вышли в «народ», встречались с родственниками погибших на фронтах войны, записывали их воспоминания, собирали документы о них в районном военкомате. Многие родственники погибших отдавали ребятам самое дорогое – это письма с фронта, военные фотографии, копии «похоронок», письма. В результате поисковой деятельности было выявлено более 100 воинов – земляков, погибших или пропавших без вести в годы ВОв.

Другие поисковые группы вели сбор материалов о ветеранах войны, проживающих на центральной усадьбе совхоза «Комсомолец» и на отделениях. Они встречались с ветеранами, брали у них интервью, делали записи, фотографировали. Ветераны отдавали ребятам некоторые вещи: полевые сумки, гимнастерки, шинели времен войны. Посещали семьи ветеранов, которые умерли после войны и похоронены на местном кладбище. Родственники рассказывали об их боевых походах, многие отдавали наградные документы, боевые награды, записанные воспоминания. Одна из поисковых групп обнаружила, что в нашем поселке живет скромный человек Попов Михаил, который прошел с боями до Берлина. Никто не знал, что он награжден тремя Орденами Славы І,II и III степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги. Сегодня память о его заслугах перед Отечеством хранится в музее лицея.

Все поисковые группы выполнили свою задачу – собрали большой, ценный материал о воинах – земляках, погибших или пропавших без вести в годы ВОв, ветеранах Великой Отечественной войны. А в мае 1975 года в нашем поселке по инициативе работников совхоза «Комсомолец» был сооружен памятник погибшим воинам в годы ВОв. Он был торжественно открыт 9 мая 1975 года к 30-летию Победы. Сооружен памятник на пожертвования жителей совхоза, учителей и учащихся школы в знак великой благодарности погибшим воинам – землякам, пропавшим без вести в годы Великой Отечественной войны.

2. Поисковая работа учащихся

МКОУ «Кировский сельский лицей» в наши дни.

При музее МКОУ «Кировский сельский лицей» «Юный патриот» и сейчас существует группа «Поиск», которая активно продолжает начатое дело их сверстниками в далекие 70-е годы уже прошлого столетия. Работа в этом ученическом объединении способствует формированию исследовательских умений обучающихся, развитию их творческих способностей, воспитывает чувства любви к родному краю, уважительного отношения к историческому прошлому Родины, своего народа.

Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает первый шаг в большой мир, к его познанию.

Так в рамках республиканского конкурса социальных проектов «Я – Гражданин Калмыкии» в 2010 году к 65-летию Великой Победы учащиеся лицея 10 класса реализовали проект «Вечно живые», под руководством Мишкиной Любовь Григорьевны.

Идея проекта состояла в том, чтобы пополнить списки воинов – земляков, погибших или пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также установить мемориальные доски, где будут высечены эти имена. Таким образом, проявляя свою гражданско-патриотическую позицию, ребята решили сохранить поименную память наших односельчан. Было выявлено еще 63 имени и фамилии, что составляет 253 имени погибших и пропавших без вести воинов-земляков, призванных на фронт в годы ВОв. Из 190 имен и фамилий, предоставленных музеем лицея, ребята пополнили и указали следующие сведения: указали дату рождения, каким военкоматом был призван, где воевали и место гибели, место захоронения. Итогом проекта стало создание «Книги Памяти», в которой указаны полные данные о погибших односельчанах, хранится в музее лицея. А 9 мая 2010 года состоялось торжественное открытие мемориальных досок с именами погибших воинов-земляков.

Данный проект был отмечен на республиканском этапе «Я – гражданин России», где ребята заняли почётное 3 место.

Участники проекта не просто остались довольны результатами проделанной работы, а их переполняла гордость о том, какой след они оставили в памяти односельчан.

Сегодня учащиеся нашего лицея ведут большую работу по сохранению мемориала в хорошем состоянии. Каждый год там проходят торжественные линейки, встречи с тружениками и детьми войны, ветеранами труда. Учащиеся лицея в дни торжеств возлагают живые цветы к мемориалу. Ежегодно в дни Победы 9 Мая, дни освобождения г. Элиста и п. Башанта от немецко-фашистских захватчиков проводятся митинги.

Большой опыт гражданской активности и патриотизма в социальном проектировании получили ребята нашего лицея, реализуя проекты, «Времен связующая нить», «Маленькая страна», «Книга Памяти».

По итогам муниципальной акции «Я гражданин Калмыкии» команда учащихся заняла 2 место, а в республике проект отмечен дипломом.

Сегодня наш музей привлекает не только учащихся нашего лицея и жителей поселка, но и ребят из других школ, гостей школы.

Так, применение в практике социального воспитания, направленного на патриотическое становление личности с помощью проектного метода, позволяет педагогам организовать личностную причастность учащихся к объекту их исследования, раскрыть творческий потенциал учащихся, формировать ответственность за себя и других; в том числе способствует развитию интереса к социально значимой деятельности, формирует основы понимания общечеловеческих принципов и ценностей и их принятие в процессе реализации проекта, развивает интерес к исследовательской и проектной деятельности. Проекты ориентируют на достижение конкретных результатов, что помогает оценить эффективность проделанной воспитательной работы. Важно заниматься не только правовым, но также и социальным формированием личности ребенка, учитывая закономерности, которым он подчинен.

И все-таки, анализируя выше изложенные результаты поисковой работы учащихся, хочу обратиться к основам краеведения.

Как ранее было отмечено, особая роль в краеведении принадлежит военной и послевоенной истории. Соприкасаясь с ней, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отечеству, готовности встать на его защиту.

Общаясь с ветеранами и тружениками войны, ветеранами труда, слушая их воспоминания, знакомясь с реликвиями народного подвига, подростки овладевают огромным духовным богатством.

В своей работе ребята используют такую форму работы, как ИНТЕРВЬЮ. Ответы собеседника на вопросы ученика (корреспондента) составляют содержание интервью.

Задача корреспондента состоит не только в том, чтобы записать толково ответы, но и в том, чтобы подготовиться к интервью, расположить к себе собеседника, суметь заинтересовать беседой.

Для того, чтобы интервью было интересным, «журналисту» предварительно необходимо собрать сведения о человеке, с которым он будет вести беседу, знать как можно больше о событии, о котором пойдет речь.

Интервью строится в виде диалога. Корреспондент спрашивает, собеседник отвечает.

Например, тема беседы с ветеранами – их военная биография, участие в Великой Отечественной войне, их мысли о пережитом, их воспоминания и оценка событий.

Отправляясь на «задание», учащиеся (корреспонденты) имеют на руках определенный перечень вопросов:

1. Фамилия, имя, отчество интервьюируемого, уроженцем какой местности является.

2. Где, когда и при каких обстоятельствах застало его известие о начале войны?

3. В каких родах войск ему пришлось служить? Какие чувства испытывал, вливаясь в ряды защитников Родины?

4. Где дислоцировалась (располагалась) часть? Фамилия, имя, отчество командира (если помнит?

5. Каков воинский путь ветерана? Где начал войну? Где впервые встретился с врагом?

6. Где закончилась военная карьера? Почему?

7. Имеются ли ранения? Где проходил реабилитацию?

8. Какие награды имеет ветеран?

9. На войне, как на войне: бывают трагические события, но бывают на фронте и комические ситуации. Не происходило ли в военные будни что-то неординарное? (один случай из военной жизни)

10. Какой из дней войны ему запомнился особенно ярко. Почему?

Во время беседы можно предложить ветерану (труженику) показать фотографии, вырезки из газет о нем или его боевых товарищах, возможно, сохранившиеся письма, вещи военного и послевоенного времени. Все это освежит в памяти события тех давних лет.

После того как материал собран, подкреплен документами (это могут быть документы и статьи из домашнего архива, ребята приступают к изложению интервью и оформлению исследовательской работы, эссе о ветеране (труженике). В дополнение к проведенной работе является изучение фондов школьного и краеведческого музеев, фондов сельской библиотеки.

Отмечу, что на всех этапах исследовательской работы педагогу важно координировать деятельность учащихся.

Ещё одной формой работы по формированию гражданственности и патриотизма у учащихся являются экскурсии по памятникам родного города, а также экскурсии в другие села, города республики Калмыкия и нашей страны.

Уже по традиции в канун празднования очередной даты со дня Великой Победы в Великой Отечественной войне проводятся экскурсионные поездки учащихся нашего лицея в город Герой Волгоград. Итогом такой формы работы является творческое оформление выставок: «Славные страницы земли волгоградской».

Также в октябре 2019 года в канун празднования 140-летия О. И. Городовикова и 109-летия Б. Б. Городовикова была организована экскурсия в районный краеведческий музей, по теме «Гордость Калмыкии», где ребята воочию смогли соприкоснуться с личными предметами обихода и деятельностью руководителей республики Калмыкия. Результатом экскурсионной работы стала исследовательская работа «Встречи, подаренные судьбой» (о Б. Б. Городовикове) и реферат «Гордость Калмыкии – О. И. Городовиков».

Одной из важных составляющих экскурсионной работы является проведение самостоятельных экскурсий учащимися лицея в родном музее, что даёт основание для последующей поисковой работы учащимися.

Так ежегодно ребята нашего лицея принимают участие в туристско – краеведческой конференции «Бичкн Торскм» разных уровней, во всероссийском конкурсе исследовательских работ «Отечество», «Первые шаги в науку» и имеют высокие результаты.

Только при правильной организации этой работы и ее всесторонней поддержке – на всех уровнях – можно получить реальные результаты. И главным итогом работы является возрождение интереса нашей молодежи к военной службе, любви к нашему городу, краю, Отчизне.

Живой интерес вызывают занятия, которые являются составной частью краеведческой работы, по теме «Моя родословная».

Главной задачей этой работы является : вовлечь учащихся в научно-исследовательскую работу по генеалогии и семейной проблематике.

Сегодня генеалогией может заниматься каждый, кому интересна история семьи. История конкретной семьи становится частичкой общей истории страны, и человек, составляющий таблицу родословной своих предков, осознает связь с историей. Таким образом, школьникам наиболее понятны все вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу близких родственников.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские школьные годы, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Патриотическая работа – это не простая формальность или дань моде. Это традиция нашего лицея, которую мы трепетно храним, развиваем, совершенствуем.

1. Музей и школа /Сост. Э. А. Павлюченко. М. : Просвещение, 1985. –

Публикация «Система воспитательной работы краеведческой направленности в школе» размещена в разделах

1. Содержание краеведческой работы ___стр. 4

2. Формы и методы краеведческой работы___стр. 4 – 6

3. Организация краеведческой работы в школе___стр. 6 – 8

IV. Краеведческий кружок___ стр. 9 – 12

V. Заключение ___ стр. 13

VI. Приложение___стр. 14

VII. Литература___ стр. 15

Система краеведческой направленности в МБОУ «Краснохолмская сош № 2 им. С. Забавина» разработана на основе методических материалов, размещенных на педагогического опыта ТОИУУ помещен материалы, регионального тьютера образовательного округа №2, Заслуженного учителя РФ, заместителя председателя Тверского отделения Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания» Любови Юрьевны Татаренко.

В наше сложное время мы все чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времен, осознаем необходимость изучения своих национальных корней, как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Тверского края, родного района. Воспитывает любовь к малой родине, истории ее возникновения, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителя. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе являются глубокие знания самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы, района, региона. Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа.

Цель моей работы – показать систему краеведческой работы в школе, взаимосвязь ее разных направлений.

При этом решались следующие задачи:

• показать важность краеведческой работы в школе;

• охарактеризовать ее направления;

•показать варианты использования краеведческого материала во внеурочной деятельности;

• проанализировать исследовательскую работу по изучению истории родного края;

• выделить основные пути организации краеведческой работы;

• оценить результативность работы.

II. Цели и задачи краеведческой работы в школе :

-воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и город, желающего сохранить его и принять активное участие в его развитии; создание условий для всестороннего развития личности.

Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви и уважения к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.

Все это способствует воспитанию патриота своей страны, что сделать в наше непростое время сложно, но очень важно. Человек будет любить свой край, его историю, если будет знать его прошлое и настоящее. Одних громких призывов здесь мало. Важно заинтересовать ребят историей родного края, развить этот интерес, умело направлять желание знать больше.

Актуальность данной системы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Основные принципы, положенные в основу системы :

• принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

• принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

• научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

• систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении системы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.

III. Система краеведческой работы в школе

Краеведческая работа в школе должна строиться в комплексе и вестись по нескольким взаимосвязанным направлениям.

Направления краеведческой работы :

№ Направление Вопросы теоретического изучения Практическая деятельность

История родного края История Тверской области.

Сбор и оформление материалов.

История Краснохолмского района.

Подвиги героев Советского Союза Краснохолмского района Совместная деятельность с краеведческим музеем г. Красный Холм.

Выполнение поисковых заданий.

2. История православных памятников г. Красный Холм История краснохолмских памятников культурно-исторического прошлого. Встреча с краеведами

Тема родины в произведениях краснохолмских писателей. Творчество писателей Краснохолмского района.

4. Духовно-нравственное Составление родословного древа.

Народные обычаи, обряды.

Творчество знаменитых уроженцев района Запись воспоминаний старожилов.

5. География родного края.

Флора и фауна родного края География Краснохолмского района. Редкие растения и животные края.

Участие в экологических субботниках.

6. Основы туризма Что должен знать и уметь юный турист.

Туристские маршруты Краснохолмского края. Походы по родному краю.

Участие в турслётах.

Только ведя работу по разным направлениям, можно добиться хороших результатов. Необходимо помнить, что предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае – жизнь людей в её развитии, во всех многообразных её проявлениях и результатах, в границах определё нной территории:

– духовная жизнь (взгляды, помыслы, идеалы);

– особенности культуры, быта, истории коренных жителей края;

– деятельность многих поколений жителей села, района, края, социально-экономические и политические отношения;

– судьбы конкретных людей, история семей.

История края, местные события и явления изучаются в единстве трё х временных измерений: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая историю села, важно познакомить учащихся с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействовать формированию исторического мышления.

Формы и методы краеведческой работы.

Составляющей системы школьного краеведения являются организационные формы обучения. К ним относятся:

-изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Здесь следует понимать, что региональный материал используется как часть урока по истории России или как самостоятельный урок по истории края в рамках учебного плана.

-кружковая работа, которая проводится за счет часов школьного компонента. На них занимаются учащиеся, проявляющие глубокий интерес к истории края. Основной задачей кружка по краеведению является развитие интереса к родному краю, его истории и исторической науке, с целью углубления знаний и развития способностей учащихся. Кружки по краеведению сочетают в себе многие формы, приемы и методы как внеклассной, так и урочной работы с детьми : здесь и семинары, и практикумы в музеях и архивах, конференции, экскурсии. В процессе кружковой работы ребята могут научиться правильно писать рефераты, проводить различные исследования, анкеты, опросы, работать с научной, научно-популярной литературой и источниками, а также получают опыт публичных выступлений.

Они могут быть массовыми, групповыми, индивидуальными. Поэтому мероприятия, основанные на сведениях по местной истории и проходящие во внеурочное время, можно разделить на три группы:

1) мероприятия, на которых участники выступают в роли потребителей информации (классные часы, экскурсии, встречи с представителями администрации и другими интересными людьми);

2) мероприятия, продолжающие ученическую деятельность, начатую на уроке (игры, праздники, выставки творческих работ);

3) мероприятия, которые позволяют применить знания и умения, полученные ребятами в учебном курсе (работа краеведческого кружка, защита рефератов, научно-исследовательская работа, поисковые экспедиции).

Пути и методы изучения родного края разнообразны. Их выбор зависит, прежде всего, от возраста школьников, от уровня их подготовки, от целей занятия, от задач проводимой работы.

Экскурсии, являются продолжением изучения материала. Полученные сведения конкретизируют учебный материал, делают предметным.

Экскурсии, целью которых является углубление, закрепление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников.

Историко-производственные экскурсии, помогают правильной профориентации учащихся

Методы самостоятельной работы :

– опросы, анкетирование (не нуждается в специальной подготовке ребят, необходима лишь тщательная работа по продумыванию вопросов);

– интервьюирование (занимает гораздо больше времени для подготовки т. к. интервьюеру приходится менять вопросы с учетом текущих событий, обстоятельств интервью, атмосферы беседы и возраста опрашиваемого);

– коллективно творческие дела (главной целью является вовлечение большого количества учащихся в активную поисково-исследовательскую работу. В этом направлении нужно очень внимательно подходить к разработке тематики занятий. Необходимо учитывать возрастные особенности и уровень развития, степень подготовленности класса. Возможна дифференциация заданий. Готовясь к ктд, классы производят поиск, сбор, накопление материала, подвергают его анализу, систематизируют, обобщают, делают первичные выводы. Более подготовленные учащиеся пишут доклады, рефераты, а остальные — разрабатывают отдельные вопросы и выступают в качестве содокладчиков, оппонентов); – практические (лабораторные) занятия (учащиеся учатся приемам работы с местной литературой, периодической печатью, документами, вещественными памятниками, методам составления сложного плана, конспектов, рефератов); – составление летописи по истории школы, предприятия, села, города Игра – это тоже один из видов изучения краеведения. В увлекательной форме ребята осмысленнее узнают что-то новое, закрепляют ранее изученный материал и навыки работы с документами.

Многообразие форм и методов— все это делает краеведческую работу более живой и интересной, помогает увлечь детей в замечательный мир исследований и открытий, раскрывает их творческие способности, раскрепощает и оказывает воспитательное воздействие на учащихся.

Включение краеведческого компонента в программы учебных предметов

-краеведческий материал изучается на уроках «Истории Тверской области», которые включены в школьный компонент.

-на уроках географии краеведческий компонент : в 8-х классах «Природа Тверского края», в 9-х классах- «Экономика региона».

-работа кружка «В мире географии» учитель Васильева В. В.

Систематически проводятся мероприятия краеведческого направления

-работа кружка «Знаем история нашего города», который ведет Белякова С. А. для 5-х классов.

Привлечение ярких эпизодов из истории родного края позволяет сделать многие события истории более близкими и понятными для учащихся. По ряду вопросов можно дать задание самостоятельно проработать материал в краеведческой литературе, выполнить творческое задание.

Краеведческая работа в МБОУ «Краснохолмская сош №2 им. С. Забавина» имеет разные формы;

Школьный музей «Истоки»

-работа с архивными документами, с периодической печатью;

-сбор газетных материалов о людях и событиях родного края, района, села;

-работа школьного музея;

-работа лекторской группы;

-летопись школьной жизни;

-встречи с участниками и очевидцами исторических событий;

-фотографирование участников событий, других знатных людей, а также зданий и иных исторических объектов;

-консультации научных сотрудников архивов, музеев, работников библиотек и внешкольных учреждений;

-беседы с местным населением;

-поиск предметов материальной и духовной культуры;

-использование материалов для написания рефератов, исследовательских работ.

Совет музея школы

Промыслы Краснохолмской земли. « Уроки мужества», посвященные С. Забавину

Оформление новых стендов.

Проведение экскурсий по различным экспозициям.

Познавательная краеведческая работа имеет три уровня.

1 уровень. Получение готовых знаний

– со слов учителя, из учебных пособий и СМИ; – встречи с ветеранами; – экскурсии.

2 уровень. Самостоятельное приобретение знаний

– оформление стендов «Родной край», «История школы в лицах»; – работа с архивными документами.

3 уровень. Участие в научно-исследовательской деятельности.

Учащиеся принимают участие в подготовке и проведении многих мероприятий разных уровней.

Участие учащихся и учителей ОУ в мероприятиях краеведческого направления районного и краевого уровней.

№ Мероприятие Участники Результат

Проведены масштабные долгосрочные проекты

-воспитание уважения к памяти защитников нашей Родины в годы Великой Отечественной войны;

Патриотическая поисковая акция «Помните их имена»

– расширить знания по историческому краеведению о Героях Советского Союза Краснохолмского района;

-развивать умения поисковой деятельности, обработки и представления материалов, полученных в результате проведения акции; формировать умения работать в коллективе, в творческой группе;

-развивать чувство патриотизма, чувство долга перед памятью героев – защитников нашей Родины у подрастающего поколения.

Традиционными стали проведение «Уроков мужества», посвященные героям интернациональных войн, проводимые с обучающимися начальных классов с целью привития патриотических чувств у детей, гражданского долга, любви к Родине. Проводят экскурсоводы школьного музея.

19 февраля 2018 года все обучающиеся школы принимали участие в торжественной линейке, посвященной 20-летию присвоения школе имя воина-интернационалиста Сергея Забавина.

Коллективно-творческое дело «Не забудем никогда» в котором принимали участие все классы школы.

Долгосрочный исследовательский проект «Забытые храмы Краснохолмского района»

Целью проекта по духовно-нравственному воспитанию- сохранение духовно-нравственного здоровья детей. В реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.

2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Основные принципы исследовательского проекта:

1. Принципы духовно-нравственного воспитания (гуманистическая направленность воспитания, природосообразность, культуросообразность, светский характер образования и законность).

Участие в конкурсах

” Люблю тебя, мой город родной! ” в номинации «Трудом родную землю славлю» -1место; в номинации «Любимый сердцу уголок» – 1 место. 2017 г.

Районный конкурс творчества среди населения района «Родные берега» по номинациям:

– на лучшее исполнение песни о городе Красный Холм;

– лучшее стихотворение собственного сочинения о родном крае;

– лучшее исполнение стихов краснохолмских поэтов;

Районный конкурс методических разработок педагогов ОО «Красный Холм: вчера, сегодня, завтра»

1. М БОУДО «Краснохолмский районный Дом детского творчества» и администрация городского поселения Красный Холм 2016 г. районный краеведческий конкурсе команд знатоков истории родного края

«Край родной – земля Краснохолмская», посвященном 240-летию г. Красного Холма и 555-летию Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря -1 место

2. Конкурс МБОУДО «Краснохолмский районный Дом детского

творчества» и активном содействии государственного бюджетного

учреждения культуры «Тверской государственный объединенный музей», архивного отдела районной администрации, центральной районной библиотеки, кинотеатра «Край родной – земля Краснохолмская», посвященном 500-летию первого упоминания о селе Преображение Спасово,

ставшем впоследствии г. Красный Холм 2017 г. -1 место

Квест-игра «По улицам города» в номинации «Знатоки истории родного края», посвященной 500-летию первого упоминания о селе Спас на Холму 2018 г. – 1 место;

Конкурс «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» номинация «Семейный альбом-память в сердце храним» видеоролик о Герое Советского Союза А. Никитине – 1 место; (презентация);

ГБОУ ДПО ТИУУ Видеоконференция экскурсоводами в онлайн режиме о Сергее Забавине, чье имя присвоено нашей школе.

3. Центр русского языка и русской культуры ТвГУ

МАОУ СОШ № 5 им. Л. Н. Гумилева г. Бежецка Тверской области

6 краеведческие Чтения обучающихся северо-восточной зоны Тверской области «Бежецкий Верх». Исследовательская работа «Родоначальник династии Мясниковых»- 2 место

4. Вторая метапредметная олимпиада краеведческой направленности «Моя малая родина – Красный Холм» 1 место.

5. Областная краеведческая викторина, посвященная 75-летию освобождения г. Калинина от немецко-фашистских захватчиков 20.11.2016. Пр. № 49 от 04.11.2016.

6. Конкурс патриотической песни «К подвигу героев сердцем прикоснись», посвященному Дню Победы. (ежегодно);

7. « Смотр строя и песни», посвященный Дню защитника Отечества в номинации «За волю к победе»;

8. Встреча с клубом «Ветераны» в Доме народного творчества. Тема «Герои Советского Союза Краснохолмского района» май 2018 г.

3. Районные конференции исследовательских работ обучающихся

«Шаг в науку»

– «История: прошлое и настоящее нашей школы» -2 место

– работа по теме «Великая династия Мясниковых» – 3 место

– работа по теме «Математика в архитектуре Путевого дворца» -3 место;

– работа по теме “Родники- святые источники Краснохолмского района”-участие;

Районная конференция исследовательских работ для 1-4 классов «Юные дарования» по направлению «Красный Холм глазами юных жителей», «115 лет любимой школе»

Сотрудничество с районным краеведческим клубом «Спас на Холму»

Тесная связь и взаимодействие с районным краеведческим клубом «Спас на Холму» предоставляет новую интересную информацию, постоянно происходит обмен опытом исследовательской и познавательной деятельности.

В 2017 году заседание клуба проводилось в Юровской библиотеке на тему «Знаменитые уроженцы земли Краснохолмской».

Наша школа презентовала выступление об известном географе, исследователе Антарктиды Русине.

На заседании клуба к 185-летию со дня рождения П. П. Чистякова обучающиеся нашей школы выступали с презентацией «О поездке в д. Пруды» -28.07.2017 г.

14 мая 2018 г. обучающиеся нашей школы посетили новую интересную выставку периодических изданий, посвященных изучению Тверского края.

Взаимодействие с районным музеем

Круглый стол «Клуб любителей краеведения» показ презентации обучающейся 9-а класса Кузнецовой Татьяной «Знаменитые уроженцы земли Краснохолмской»;

25 января 2018 г. в краеведческом музее для учащихся 7-а класса сош №2 им. Сергея Забавина прошел урок мужества “Незатихающая боль блокады”. Его совместно подготовили и провели работники музея, дома детского творчества и центральной библиотеки, рассказав ребятам о мужестве жителей города – героя.

Конкурс видеороликов «О, Холм, стремительные склоны» Центральной районной библиотеки по книге «Город Красный Холм в художественной литературе и публицистике. Антология», приуроченный к 500 – летию города. Стихи читала обучающаяся 10 класса нашей школы Носова Яна

2 октября, Всемирный день архитектуры, отмечается ежегодно в первый понедельник октября. Поздравляем архитекторов и ценителей архитектурных шедевров. По городу организованы экскурсии на которых обучающиеся знакомились с архитектурными зданиями и памятниками города.

Г. Тверь. Путевой императорский дворец

Экскурсии по городу (по заявкам жителей и школ) «Соборы наших душ», «Краснохолмское купечество»

д. Утехово Экскурсия на могилу летчиков, погибших в годы Великой Отечественной войны.

д. Пруды на родину знаменитого художника П. П. Чистякова. Приведение в порядок памятника, знакомство и беседа с жителями деревни.

Районный слет юных книголюбов, посвященный 500-летию первого упоминания села Спас на Холму (впоследствии г. Красный Холм) «Родному городу посвящается»;

Пионерский сбор «Всё с этим городом навек».

Традиционными стали участия на межрегиональной Антониевской ярмарке. Весной и осенью дети с удовольствием выставляют поделки декоративно-прикладного искусства и в концертных программах.

Наличие программно-методических материалов:

-Конкурс «По родным тропинкам» -Васильева В. В. -учитель географии

-КВН «Знатоки природы»-6-е классы;-Васильева В. В.

– «Тверская земля-гордость моя»-5-е классы Васильева В. В.

-Коллективно творческое дело «Прекрасная наша Земля»

Васильева В. В., учитель географии, МБОУ сош № 2 им. С. Забавина

– методическая разработка по теме «Экологическое право». 11 класс Львова С. Ю. учитель обществознания;

– методическая разработка по теме «Охрана природы и охраняемые территории» для обучающихся 8 классов. Васильева В. В. учитель географии;

-экскурсия на пищекомбинат;

-уборка территории сквера и парка Победы;

-посадка сосен на территории больницы;

-акция «Посади дерево!»

Таким образом, в МБОУ «Краснохолмская сош № 2 им. С. Забавина» сложилась система краеведческой направленности, накоплен большой опыт по организации краеведческой работы, достигнуты неплохие результаты. Все направления краеведческой работы взаимосвязаны и позволяют вести эту работу в комплексе. За это время уже несколько выпусков ребят, так или иначе, были связаны с изучением родного края. Эта работа для них не прошла бесследно – позволила лучше узнать свою малую родину, внести свой вклад в изучение ее истории, поднять престиж школы в краеведческой работе, определиться с выбором будущей профессии.

1. В. Н. Суслов. Моя семья. Мой народ. Моё Отечество. Легион, 2011

3. Т. К. Щеглова. Устная история и краеведческая работа. Преподавание истории в школе, №5, 1998г. : Школа- Пресс, 1998

4. Краеведение в школьном историческом образовании. Преподавание истории и обществознания в школе, №10, 2004: школьная пресса, 2004

5. Материалы школьного музея

Информационные технологии в краеведческой деятельности

Компьютерные информационные технологии – это совокупность сфер деятельности, относящиеся к технологиям образования, хранения и обработки информационных данных с использованием компьютерной техники. В результате такой работы школьники могут разрабатывать презентации собственных работ, делать фильмы, принимать участие в олимпиадах дистанционно. При этом использование компьютерных технологий не приводит к отказу от приемов традиционного обучения. Живое общение между учеником и учителем является старым, но проверенным временем приемом.

Закрепляя пройденный материал, удобно совершать виртуальные прогулки, пользоваться информацией музейных сайтов, использовать электронные обучающие тесты. Электронный обучающий тест предназначен  для  применения на этапе первичного закрепления  изученных теоретических  сведений, самоподготовки и самоконтроля учащихся.

Важную роль в активизации учащихся на уроке играют презентации. Компьютерная презентация служит методическим стержнем медиаурока,  помощником учителя в  организации учебной деятельности детей, в создании им условий развития речевых компетентностейЭто могут быть презентации, подготовленные учителем к уроку – лекции, презентации учащихся, созданные самостоятельно к уроку, возможна презентация – защита проекта.

При написании исследовательской работы обучающимся необходимо предложить список сайтов, где они могут получить необходимую информацию.

Наиболее интерактивной и действенной в краеведении является воспитательная работа, которая имеет гражданско-патриотическую, духовно-нравственную, социокультурную направленности и нацелена на формирование и  воспитание лучших человеческих качеств личности у подростков. Наиболее эффективными активными и интерактивными формами проведения таких мероприятий являются:

-встреча в музейной гостинойэто тематическая встреча с известной личностью, проводится по актуальным темам или вопросу, который требует активного дискуссионного обсуждения, может включать концертные вокальные и песенные номера.

– фольклорный праздник – активная тематическая театрализованная форма мероприятия, содержание которой наполнено познавательными и игровыми заданиями, показательными и импровизированными номерами, включает викторины и соревновательные задания и пр.

-экспресс – час, час памяти, урок-панорама, цикл консультативно – экскурсионных часов – лекционная форма подачи материала с элементами беседы, показом фото, видео материала, с использованием публицистической и художественной литературы для передачи содержания; приурочена и проводится к памятным датам страны, региона, района.

– слет, тематическая акция – мероприятия носят патриотический характер, включают тематическое выступление приглашенных гостей, активов краеведческих ДО, агитбригады, отчеты о работе и участии в акциях, награждения за проведенные дела.

– интеллектуальные викторины, тест-викториныузконаправленные формы, как правило являются частью других более крупных по содержанию воспитательных мероприятий, направленные  на систематизацию тематических знаний.

игровые конкурсы и программы –  интерактивные формы общения, связующим звеном в таких мероприятиях является движение от этапа к этапу, совместный поиск решения, выполнение практических заданий; заключительным этапом является подведение итога игры и награждение команд-победителей.

При подготовке воспитательных мероприятий необходимо  учитывать, что   невозможно разграничить учебную и воспитательную деятельности, поскольку одна вытекает из другой, переплетается и взаимодополняет друг друга. Поэтому правильнее будет говорить об учебно-воспитательной работе, где прослеживается непрерывная связь обучения и воспитания с жизнью, практикой, окружающей действительностью.  Компьютерные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, саморазвития, самореализации и   творческого потенциала обучающихся. Подростки становятся активными участниками учебно-воспитательного процесса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *