Пожалуйста, введите три или более символа
Присоединяясь к ЛитРес, вы заботитесь об экологии
Экспрессивная алалия и методы ее преодоления
Как читать книгу после покупки
По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее
Стоимость книги: Ваш доход с одной покупки друга:
Эта и ещё 2 книги за 399
Оплачивая абонемент, я принимаю условия оплаты и её автоматического продления, указанные в оферте
Оставьте отзыв
Поделиться отзывом на книгу
Экспрессивная алалия и методы ее преодоления
Мы используем куки-файлы, чтобы вы могли быстрее и удобнее пользоваться сайтом. Подробнее
Языковая концепция
В настоящее время приоритетной является «языковая концепция» патогенеза алалии. Ее придерживаются многие современные исследователи патологии речевого развития: В. А. Ковшиков, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Е. Филичева, Б. М. Гриншпун, В. К. Воробьева, Л. Р. Давидович, Е. Ф. Соботович, Т. Г. Визель. Согласно ей, у ребенка с алалией не развивается «языковая способность», которая дана человеку от природы. И при сенсорной, и при моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой). При этом навыки, не требующие значительного словесного сопровождения, могут успешно вырабатываться (например, умение рисовать, считать, конструировать, играть в разные игры, не связанные непосредственно с речью). Это обусловлено тем, что речевые стимулы, особенно при моторной алалии, воспринимаются, и внутренняя речь формируется. Она становится базисной для психического развития в целом. При сенсорной алалии формирование внутренней речи тоже происходит, но сводится в основном к зрительному восприятию объектов мира и оптических образов артикуляционных движений взрослых. Сенсорные алалики, не получившие своевременной помощи, в меньшей степени овладевают неречевыми навыками и нередко их психическое развитие приобретает черты вторичной умственной отсталости.
Вопрос о механизмах алалии в настоящее время является наиболее сложным и дискуссионным.
Существующие концепции объяснения механизма алалии условно подразделяются на сенсомоторные, психологические и языковые. Сторонники сенсомоторных концепций связывают речевое недоразвитие при алалии с патологией сенсомоторных функций (слуховой агнозией, апраксией). В соответствии с психологическими концепциями при алалии отмечается патология некоторых сторон психической деятельности. Сторонники языковой концепции связывают недоразвитие речи с несформированностью языковых операций процесса восприятия и порождения речевых высказываний. Последняя точка зрения является более обоснованной и соответствует современным научным представлениям о речи как о многоуровневой деятельности, которая имеет сложную струн туру и не может быть сведена только лишь к сенсомоторному уровню.
КЛАССИФИКАЦИЯ АЛАЛИИ
Алалия неоднородна по своим механизмам, проявлениям и степени выраженности речевого (языкового) недоразвития На основе выбранного подхода к ее изучению и различий, наблюдаемых в картине алалии, исследователи называют несколько разновидностей нарушения.
В связи с тем что в основание различения форм положены разные критерии, имеются различные классификации алалии. Так А. Либманн (1925) выделил следующие формы алалии: моторную слухонемоту, сенсорную слухонемоту, сенсомоторную слухонемоту, переходную форму между слухонемотой и тяжелым косноязычием.
Р. Е. Левина (1951) предлагает психологическую классификацию нарушения, выделяя группы детей с неполноценным слуховым (фонематическим) восприятием, с нарушением зрительного (предметного) восприятия и с нарушением психической активности.
В. К. Орфинская (1963) разработала лингвистическую классификацию, выделяя по ведущему типу нарушения языковых систем 10 форм алалии с первичным или вторичным нарушением языковых систем: 4 формы моторной, 4 формы сенсорной недостаточности и 2 формы, связанные с двигательно-зрительными расстройствами, лежащими в основе недоразвития речи.
Согласно психологическим концепциям, механизм моторной алалии составляют нарушения психических процессов (мышления, памяти), а также соотношения отдельных этапов речевой деятельности.
И. Т. Власенко, В. В. Юртайкин (1981) подчеркивают, что выявляется диссоциация между структурными компонента ми, составляющими речевую деятельность таких детей: у од них имеет место несформированность целевых установок при сохранности операционных возможностей, у других — недостатки в операционном звене деятельности при наличии достаточно стойкой мотивации. Страдает и контрольное звено за исполнительской деятельностью; нет возможности сличения результатов с исходными установками.
Современный психолингвистический подход нашел отражение в языковых концепциях (Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшиков, Б. М. Гриншпун, В. К. Воробьева и др.).
В. А. Ковшиков (1985) полагает, что ядром нарушения при этой форме алалии является несформированность языковых операций производства высказывания (лексических, грамматических, фонетических) при относительной сохранности смыслового и моторного уровня порождения высказывания. Это дает основание интерпретировать алалию как преимущественно языковое нарушение. При моторной алалии может отмечаться и нарушение внутреннего программирования (глубинных синтаксических структур) в сочетании с несформированностью отбора слов, словосочетаний, с несформированностью речевых действий по построению фраз и текста.
Е. Ф. Соботович (1985) отмечает, что основным при моторной алалии является нарушение овладения знаковой формой языка, т. е. правилами сочетания и использования знаков в процессе порождения речи. У детей не формируются операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения высказывания; могут быть несформированными как операции выбора, так и операции комбинирования, следствием чего оказывается нарушенным языковое (и речевое) оформление высказывания. Нарушаются все аспекты лексико-грамматического структурирования: выбор слов и порядок их расположения, грамматическое маркирование и звуковое оформление высказывания. В целом это может быть охарактеризовано как несформированность психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, воспроизводство и адекватное восприятие знаков языка.
В конце 20 века, благодаря современным исследованиям в области психолингвистики и нейропсихологии сформировалась Языковая концепция, использование которой в коррекции моторной алалии дает полное излечение. Ее создателями и сторонниками являются: В. А. Ковшиков, Б. М. Гриншпун, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Т. Г. Визель, В. К. Воробьева и др.
Основные положения языковой концепции:
· МА является исключительно языковым нарушением – без патологии мышления и моторных (артикуляционных) функций, с сохранной импрессивной (воспринимаемой) речью.
· В результате многочисленных исследований и наблюдений авторы языковой концепции сделали вывод о том, что ведущую роль в симптоматике МА играют именно языковые нарушения, а моторные (артикуляционные и двигательные) нарушения могут сопровождать МА, а могут отсутствовать. Если моторная алалия не осложнена дизартрией (стертой формой дизартрии), фонетическая сторона речи ребенка с МА не имеет отклонений от нормы, т.е. звуки, даже артикуляционно сложные, ребенок может произносить нормально. Проблемы при МА появляются в фонематике, т.е. на этапе выбора нужной фонемы (звука-смыслоразличителя).
· Так же при анализе психологических особенностей детей с МА было выяснено, что эти особенности носят вторичный характер, появляются у моторного алалика позже, из-за недоразвития речи. Поэтому сторонники психологической концепции МА, работая в первую очередь с неречевой симптоматикой, давали неопределенный прогноз на излечение алалии, ведь они занимались устранением последствий, ничего не делая с причиной – несформированностью речи.
· Основным механизмом МА считается проблема выбора (актуализации) слова, формы слова, грамматической модели или фонемы ребенком в процессе вербальной речи.
· В коррекционной работе ведущими являются патогенетический и онтогенетический принципы.
1. Патогенетический принцип коррекционной работы предполагает, что поскольку нарушенными являются нейронные связи между различными участками коры головного мозга, значит воздействовать нужно путем формирования недостающих связей или укреплением неустойчивых нейронных связей между предметом, образом, понятием, имеющимся у ребенка, и словом в его вербальном выражении. Для этого предлагается использовать научение алалика новым словам через большое количество «семантических полей» – всевозможных связей нового слова с другими словами и понятиями, эмоциями, доступными ребенку, задействуя оба полушария мозга, формируя межполушарные и ассоциативные связи.
2. Главным в логопедической работе с ребенком с моторной алалией является формирование словаря, грамматических моделей, обучение связной самостоятельной, а не формализованной, речи.
4. В то же время – онтогенетический принцип предполагает, что не имеет смысла заниматься с неговорящим моторным алаликом звукоподражаниями, формированием мелодики речи, поскольку эти этапы своего речевого развития (гуление, лепет, вокализации) ребенок с моторной алалией проходит нормально
5. В соответствии с нормальным речевым развитием работу начинают со слов, а не со звуков, поскольку минимальной значимой частью человеческой речи является слово, несущее смысл, и имеющее смысл для ребенка.
6. Поэтому коррекционная работа идет от смысла (содержания) к форме его выражения (в частности, к фонетике), как это происходит у нормально развивающегося ребенка. Звуковое и слоговое оформление слова будет вторичным в работе с моторным алаликом. При этом, чтобы ребенок в процессе обучения не закреплял неправильное произношение новых слов (а переучивать алалика достаточно сложно) – рекомендуется использовать специально подобранный речевой материал, который распределен по концентрам (сначала -слова со звуками раннего онтогенеза и максимально простой слоговой структурой, затем по мере развития речи, материал соответственно усложняется).
7. Сторонники языковой концепции ведущую роль в речевомразвитии ребенка видят в коммуникативной функции речи, поэтому начинать работу следует не с номинативного (имена существительные, называющие предметы), а с предикативного словаря (глаголов, обозначающих действия).
8. Практически сразу (при наличии у ребенка хотя бы десятка слов) приступают к формированию первой двусловной фразы. По сути именно так и должна развиваться речь в норме, поэтому некоторые авторы называют такую логопедическую работу «материнским методом».
9. Учитывая особенности работы головного мозга, авторы языковой концепции предлагают больше использовать эвристический, активный и по большей части бессознательный метод. Что означает что ребенок не механически заучивает фразы, а активно ищет нужные слов и грамматические формы под руководством логопеда. Именно это позволяет создавать и закреплять ассоциативные нейронные связи в КГМ, обеспечивающие процесс речи. Поэтому отраженное проговаривание (вслед за логопедом) и чистое заучивание языковых форм в коррекционной работе по моторной алалии не используются, как бессмысленные. Вместо них – вопросы логопеда и ответы ребенка, построение диалога, а затем и монолога ребенка.
10. И лексическая и грамматическая работа строится на дифференциации (сравнении) ребенком языковых единиц (слов или отдельных морфем). Поэтому речевой материал ребенку предоставляется не только последовательно поэтапно, но и блоками (изучение одной грамматической модели после другой) – чтобы они не смешивались друг с другом.
11. В результате практической работы с моторными алаликами авторами был выделен 4 уровень общего недоразвития речи, или лексико-грамматическое недоразвитие речи. Это обусловлено тем, что дети с МА нуждаются в логопедической поддержке до заключительных моментов формирования устной речи – самостоятельной монологической формы речевого высказывания.
Использованы материалы следующих авторов:
О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов. / Б. М. Гриншпун. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. / Ковшиков В. А. СПб., 2006гЛогопедия. Основы теории и практики/ Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Э КСМО, 2011г. Основы нейропсихологии. / Т. Г. ВизельИзд. А СТ, 2009.
Этапы формирования устной речи (соответствуют развитию детской речи от первых детских слов до сложных форм фразовой речи):
Лечение (коррекция) Моторной алалии
Представление о Моторной алалии
Моторную алалию часто путают с другими диагнозами
План коррекционной работы по сенсорной алалии
Логопедическая работа строится по уровню ОНР (общее недоразвитие речи). Так как, практически у всех детей с сенсорной алалии присутствует компонент моторной алалии, то начиная со второго уровня ОНР начинается параллельная работа с планом по коррекции моторной алалии. Если своевременно начать коррекционную работу (в 2-3 года), то план работы по моторной алалии выполняется быстрее в 3-5 раз, чем у обычных моторных алаликов. Если начать заниматься, когда ребенку будет уже 3-4 года, то ускорения результата не будет. Именно поэтому детям в 3-4 года сенсорную алалию очень редко ставят. Обычно пишут диагноз Сенсомоторная алалия, и работать по двум планам необходимо параллельно.
Развитие понимания вербальной речи.
Коррекция поведения и высших психических функций:
Развитие произносительной стороны речи:
Развитие понимания речи:
Это то, что нужно делать самостоятельно между логопедическими занятиями примерно по 4-8 часов в день, каждый день. Одновременно отрабатывая то, что вы прошли на самих логопедических занятиях.
а. домашние животные
б. дикие животные
Развитие понимаемой речи
Развитие произносительной стороны речи.
Если вы выполняли все вышеперечисленные пункты, то больше их выполнять не нужно. Можно оставить то, что ребенку нравится. Некоторые из пунктов можно давать ребенку для самостоятельной работы, и мама может в это время отдыхать. Домашние задания после занятий нужно выполнять не 8 часов в день, а 30 минут в день. Что нужно делать на этом этапе:
Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.
Лечение (коррекция) Сенсорной алалии
Представление о Сенсорной алалии
Диагностика (отличие) Сенсорной Алалии от других диагнозов
План (программа) коррекционной работы логопеда Ирины Петровны с детьми по коррекции Моторной (Экспрессивной) алалии.
Этапы коррекционной работы представлены согласно уровням ОНР (Общее недоразвитие Речи).
1) Вызвать у ребенка желание подражать вербальной речи взрослых. Беседа с родителями
2) Уточнение активного словаря. Составление словаря родителями.
3) Формирование предикативных слов.(на, дай), «указательных» слов (вот, тут, там, здесь, это)
4) Формирование фразы из двух слов (обращение +предикативное слово). Беседа о слове ребенка как фразе.
5) Расширение глагольного словаря за счет глаголов повелительного наклонения. Формирование фразы из двух слов (Обращение +глагол повелительного наклонения). Беседа важность глаголов.
6) Слова слоговой структуры СГСГ, СГС
1) Научить пользоваться фразой из 2х или 3х слов (обращение + глагол повелительного наклонения + сущ Вин.п). Уточнение окончаний существительного-объекта (сначала модель женского рода с окончанием – у, затем мужского рода с нулевым окончанием, затем мужского рода с окончанием –а). Беседа с родителями о необходимости последовательной отработки моделей.
Грамматика. Словоизменение. Словообразование.
1) Уточнить понимание грамматической конструкции (сущ И.п + глагол 3 лица + сущ Вин. П.)
1) Лексические темы: Умывание и Купание, Части тела и лица, Одежда. Беседа с родителями «Актуализация слов и семантические поля»
2) Научить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности. Понимать вопросы «кто?» и «что?».
3) Признаки предметов: размер (большой-маленький), цвет (3 основных цвета – красный, желтый, синий или зеленый). В пассивном, потом в активном словаре – соотносить, показывать, называть).
4) Расширение активногословаря существительных (бытовой словарь, темы интересные ребенку).
5) Глаголы движения. Один предмет + несколько глаголов. Один глагол + несколько существительных.
1) Формирование слов со слоговой структурой СГССГ («наращивание слога –КА)
Фонетика. Развитие фонематического слуха.
1) В речи использовать слова со звуками раннего онтогенеза, артикуляторно простыми: п, б, м, к, г, х, т, д, н. на произношение других звуков на этом этапе внимания не обращаем. Беседа с родителями о звуках.
1) Понимание слов «одинаковый», «такой же», «отличается». Развитие зрительного восприятия и внимания.
2) Конструирование из кубиков по образцу и по инструкции, с использованием признаков предметов.
1) Научить пользоваться фразой из 2-3х слов («сущ. в И. п. + глагол 3-го лица наст.времени», «сущ в И.п. + глагол в 3 лице наст времени + сущ в Вин п.»).
2) Преобразование глаголов повелительного наклонения в глаголы 3го лица. («спи – спит»)
3) Научить договаривать последнее слово в строчке стихотворения. Запоминать короткие двустишия и потешки.
4) Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом по картинке и по знакомой ситуации.
5) Научить понимать субъект (подлежащее, существительное в Именительном падеже) и объект (дополнение, существительное в Винительном падеже) в предложении.
1) Понимание основных грамматических форм слов (- единственное и множественное число существительных,- числовые формы глаголов,- родовые и числовые окончания).
2) Научить пользоваться существительными 1го склонения в винительном падеже прямого объекта: последовательно – женского рода, мужского рода неодушевленные, мужского рода одушевленные.
3) Научить понимать и образовывать формы множественного числа существительных (модель с окончаниями –Ы, -И). Научить образовывать форму единственного числа от существительных во множественном числе. Беседа с родителями об использовании модели именительного падежа множественного числа.
4) Понимание грамматической конструкции, обозначающей место предмета.(где? на чем? в чем?) (вместе с темой «животные»)
5) Понимание формы множественного числа глаголов настоящего времени.
6) Согласование глаголов и существительных во множественном числе.
1) Лексические темы. Увеличение активного словаря существительных и глаголов. « Животные: домашние и дикие», «транспорт»,
2) Расширение словаря качественных прилагательных (цвет, вкус, форма)
3) Окончание ведения словаря родителями.
1) Слова из 3х открытых слогов. Правильное употребление 3хсложных слов с ударением.
1) (При необходимости) постановка звуков В, Ф, С, З.
1) Развитие пространственных представлений (верх, низ, правое и левое). Понимание.
2) Исключение 4го лишнего предмета (по цвету, форме или размеру).
3) Сформировать представление о времени (было, есть, будет).
Это то, что нужно делать самостоятельно между логопедическими занятиями примерно по 8 часов в день, каждый день. Одновременно отрабатывая то, что вы прошли на самих логопедических занятиях.
2) Научить договаривать предложение словом в нужном падеже.
3) Научить пользоваться фразами с модальными глаголами и глаголами в начальной форме (я хочу гулять, он может летать).
4) Научить пользоваться глаголами будущего времени(сложное будущее время глаголов несовершенного вида).
5) Научить составлять небольшие рассказы (3-5 предложений) по сюжетной картинке.
6) Научить составлять рассказ-описание (по схеме, по образцу, самостоятельно).
7) Пересказ небольших рассказов по вопросам, самостоятельно после прослушивания.
1) понимание рода существительных (мужской и женский). Обратить внимание на окончания слов.
2) Научить согласовывать притяжательные местоимения «мой», «моя» с существительными.
3) Научить согласовывать прилагательные с существительными в роде.
4) Понимание глаголов в форме прошедшего времени единственного и множественного числа, мужского и женского рода.
5) Научить согласовывать существительные с глаголами в прошедшем времени.
6) Понимать и образовывать существительные со значением уменьшительно-ласкательности (с суффиксом -ик)
7) Научить понимать и образовывать формы множественного числа существительных (модель с окончаниями –А; -Ы, со сменой места ударения).
8) Научить пользоваться падежными формами существительных в единственном числе:
• Дательный падеж косвенного объекта (кому?)
• Дательный падеж пространственных отношений (к кому? к чему?)
• Родительный падеж отсутствия (нет кого? без чего?)
• Родительный падеж для обозначения принадлежности (у кого?)
• Родительный падеж в значении материала (из чего?)
• Предложный падеж пространственных отношений (Где? на чем? в чем?)
• Предложный падеж мысли и чувства (о ком? о чем?)
• Творительный падеж совместности действий (с кем?)
• Творительный падеж пространственных отношений (под чем? над чем?)
9) Научить понимать общность вопросов «Где?» и «На чем?», «В чем?». « Куда?» и «На что, во что?». Беседа с родителями об особенностях восприятия и понимания вопросов.
1) Притяжательные местоимения (мой, моя)
2) Использовать качественные прилагательные (цвет, форма, размер, вкус) во фразе.
4) Лексические темы «Животные» (хищные, травоядные, морские, жарких стран), «Насекомые», «Птицы», «Дом», «Мебель», «Посуда»)
5) Тема «Детеныши» – научить понимать, запомнить названия детенышей домашних животных, научить образовывать названия детенышей от основы животного. Находить название взрослого животного от названия его детеныша.
6) Формировать понимание обобщающего значения слова.
7) Учить отгадывать предмет по описанию.
8) Понимать разницу в глаголах совершенного и несовершенного вида.
1) Научить делить на слоги слова из 2 и 3 открытых слогов.
1) Включаем в речь звуки С, З, Сь, Зь, Ц. По возможности (использовать или научить) Ш, Ж, Л, Ль, Й.
2) Определять первый звук в слове. Беседа с родителями «Какие звуки использовать в задании»
1) Научить объединять предметы в одну категорию (даже если нет вербального обозначения категории).
2) Исключение 4го лишнего (по признаку принадлежности к той или иной категории предметов).
3) Научить выделять главное в сюжетной картинке.
4) Учить анализировать и сравнивать предметы.
5) Научить относить живое существо к одной из категорий: животное, птица, рыба, насекомое – на основе анализа внешнего вида.
Ко всем вышеперечисленным пунктам в ОНР 1 добавляется:
1) Научить строить и использовать сложносочиненные предложения в рассказах-повествованиях.
2) Составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
3) Научить строить и использовать сложноподчиненные предложения. Значение причины, цели, времени, качества и т.д. научить понимать разницу между причиной и целью действия, адекватно использовать союзы «чтобы» и «потому что». Прямой и обратный порядок построения сложноподчиненного предложения со значением времени.
1) Существительные среднего рода: научиться определять, соотносить с местоимениями, научить образовывать множественное число, уменьшительно-ласкательные формы.
2) Научить пользоваться существительными (мужского, женского и среднего рода):
• в винительном падеже со значением пространства (куда?). Беседа с родителями о двойном употреблении вопросов «куда?» и «во что?» «откуда?» и «из чего?».
• в родительном падеже со значением пространства (откуда?).
• в творительном падеже со значением орудия действия (чем?) (инструменты)
• в творительном падеже для обозначения временных отношений (когда?) (время суток, время года)
3) Научить образовывать притяжательные прилагательные (Чей хвост? – волчий. Чьё ухо? – волчье. Чья сумка – мамина.). Беседа с родителями о блоковом изучении словообразовательных моделей.
4) Закреплять согласование существительных и прилагательных в роде и числе.
5) Научить согласовывать и использовать во фразовой речи согласованные прилагательные и существительные в косвенных падежах.
6) Научить образовывать наречия от качественных прилагательных.
8) Научить правильно употреблять числительные «один» – «одна» – «одно» с существительными мужского, женского и среднего рода.
9) Научить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чк, -ок, -ышк, -ц. Отрабатывать использование параллельно с фонетическими темами «звук Ч», «звук Ш», «звук Ц», «звук Ж».
10) Научить образовывать прилагательные, имеющие ласкательное значе¬ние, с использованием суффиксов: -еньк—оньк.
11) Научить правильно использовать в речи предлоги с, со, к, от, за, над, под, для, около, рядом с, у, между, вокруг и др.
12) Научить различать значение и правильно использовать предлоги по – на, на – над, между – вокруг.
13) Множественное число: существительные, у которых нет формы единственного числа (тема «Одежда», «Развлечения», «Инструменты»); существительные у которых нет формы множественного числа (темы:»Овощи», «Ягоды»).
14) Несклоняемые существительные.
1) Темы: Овощи, фрукты, ягоды, продукты питания, времена года, осень, зима, весна, лето, развлечения, инструменты, природные явления, одежда.
2) Закреплять навык подбора слов по теме (тема «лето» – какая одежда, какие фрукты, ягоды, какие развлечения).
3) Антонимы: для существительных, прилагательных, глаголов, наречий время, размер, расстояние. Сравнение и противопоставление в одном предложении с союзами А, Но, Или.
4) Уточнить значения приставочных глаголов.
5) Научить образовывать и использовать в речи слова с увеличительными оттенками. (вместе с фонетической темой «звук Щ» ).
1) 2,3,4хсложные слова с несколькими стечениями согласных.
2) Делить на слоги слова из 2-3-4х слогов со стечением. Определять количество слогов в односложном слове. Беседа с родителями.
3) Определять количество слогов в слове. Называть указанный слог.
1) Тренировка зрительного внимания (последовательное изучение предъявляемого материала слева направо и сверху вниз).
2) Тренировка слухового внимания – исключение четвертого лишнего без зрительного подкрепления.
1) При необходимости постановка и автоматизация шипящих и сонорных звуков.
2) Дифференциация имеющихся звуков.
3) Определять первый и последний звук в слове, наличие звука в слове.
4) Подбирать слова на заданный звук по определённой теме.
1) Закрепление навыка составления рассказа по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа, объяснение причин, сделать вывод и т. п.).
2) Закреплять навык самостоятельного рассказа о событиях своей жизни.
3) Научить считать количество слов во фразе. Выделение предлога как самостоятельного слова.
4) Научить составлять предложения из предложенных слов, правильно их согласовывая.
5) Закреплять использование в самостоятельной речи фраз с однородными подлежащими и сказуемыми.
1) Научить образовывать относительные прилагательные (со значением материала, из которого сделан предмет) с помощью продуктивных суффиксов; -ов, -ин, -ев, -ан, -ян. Отрабатывать совместно с лексическими темами «Фрукты», «Ягоды», «Деревья», «Материалы».
2) Научить образовывать сравнительные степени прилагательных.
3) Научить правильно образовывать формы существительных во множественном числе в косвенных падежах. Использовать во фразовой речи.
4) Научить согласовывать числительные «один», «два», «пять» с существительными.
5) Закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приста¬вок, передающих различные оттенки действий (выехал, подъехал, въехал, съехал и т. п.).
6) Научить правильно использовать в речи предлоги «Из-за», «из-под», «через».
7) Научить образовывать существительные от глаголов (по теме «Профессии») с помощью продуктивных суффиксов –чик, -щик, -тель, -исти непродуктивных суффиксов –арь, -ёр.
8) Научить преобразовывать существительные мужского рода со значением занятиедеятельность человека в существительные женского рода с помощью суффикса –ниц.
9) Дать представление об изменении числительных по падежам.
10) Научить использовать и изменять по лицам, числам и временам возвратные глаголы (-ся). Возвратные глаголы во втором лице единственного числа использовать при дифференциации звуков С и Ш.
11) Закрепление правильного использования согласованных числительных, прилагательных и существительных (1-2-5).
1) Темы:«Дом», «Город», «школа», «больница», «профессии», «посуда», «Семья»,
2) Закрепление антонимов (существительные, глаголы, прилагательные, наречия).
3) Синонимы. Научить точнее выражать мысль с помощью синонимов.
4) Научить различать точное значение глаголов, нюансы употребления (шьет – вяжет, вышивает – пришивает, закрыть – застегнуть, стирать – мыть и т.д.)
5) По теме «семья» – расширить запас слов за счет уточнения взаимных родственных связей (бабушка, мама, внучка, дочка, сестра, племянница, тетя, и т.д.)
6) По теме Животные – семья животных, научить образовывать существительные женского рода с помощью суффиксов –иц, -их.
7) Использовать в речи слова, обозначающие моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений (смелый, храбрый, трусливый, боязливый, добрый, умный, жадный, капризный, хитрый, смекалистый).
8) Слова, обозначающие чувства и эмоции человека.
9) Познакомить с многозначными словами и фразеологическими оборотами. Объяснение переносного значения слов.
10) Слова с двумя корнями – научить вычленять 2 корня (понятие корень не дается) из слова, толковать значение слова, исходя из анализа его частей. Образовывать из 2х слов одно сложное.
11) Понимать и образовывать родственные слова.
12) Выучить дни недели, названия месяцев. Беседа с родителями о «субъективности» восприятия ребенком времени.
1) Научить составлять слова из слогов, стоящих по порядку, стоящих в любом порядке.
2) Научить соотносить движение руки с произнесением слога.
1) Решать арифметические примеры в пределах десятка.
2) Понимать и решать простые задачи.
3) Решать логические задачи. Выстраивать последовательность событий в рассказах или в сериях сюжетных картинок.
1) При необходимости постановка и автоматизация сонорных звуков.
2) Дифференциация всех оппозиционных звуков (свистящих, шипящих, соноров).
3) Закреплять навык определения наличия звука в слове, места звука в слове.
Нужно продолжать выполнять все тоже самое, что вы уже делаете дома с ребёнком. ( План самостоятельной работы родителей ОНР-3).