КОРРИГИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ

Публикация «Комплекс корригирующих упражнений» размещена в разделах

Дети, у которых ослаблена мышечная система, и дети, у которых имеются дефекты в осанке должны заниматься так, чтобы все группы мышц были вовлечены в работу.

Детям, у которых растянуты мышцы, надо их укреплять, способствовать их укорочению, а укороченные мышцы – растягивать.

Цель корригирующей гимнастики :

Тонизировать весь организм, воздействуя на биологически активные точки. Предотвращать простудные заболевания. Укрепить дыхательный тракт. Воспитывать бережное отношение к своему телу. Дать заряд бодрости.

Особенно много внимания надо уделять расширению грудной клетки. Что для этого необходимо?

В положении стоя ребенок должен полностью выпрямиться. Особое внимание надо уделить на выпрямление тазобедренных суставов. Если они не выпрямлены, то плечи ребенка наклоняются кпереди и грудная клетка уплощается.

Ребенку в положении стоя надо оттянуть плечи кзади и несколько книзу. Это способствует поднятию ребер и расширению грудной клетки.

Что надо учитывать при проведении корригирующих упражнений?

Во-первых, необходимо выяснить причины дефектов осанки ребенка. Зная первопричину, не так и трудно найти хорошее «лекарство».

Во-вторых, обязательно надо знать вид и степень искривления позвоночника, чтобы подобрать именно те упражнения, которые могут помочь укрепить нужные мышцы.

В-третьих, важен возраст ребенка и его физическая подготовленность. Для младших и старших дошкольников количество повторов отличается, да и выносливость у малышей намного меньше.

Для профилактики нарушений осанки

Корригирующие упражнения (2-ая младшая группа)

месяц Корригирующие упражнения

Цель: укреплять связочно-мышечный аппарат ног, мышцы нижних конечностей, участвующих в формировании сводов стопы.

Давайте представим, что наши ножки— ножницы.

Первый вариант: и. п. : лежа на животе, поднимать поочередно прямые ноги вверх-вниз. Чтобы «ножницы» хорошо «резали», ноги должны быть прямые. Лечь на спину, отдохнуть. Повторить 3 раза. ( Второй вариант: и. п. : лежа на спине.)

«Стойкий оловянный солдатик»

Цели: развивать умение сохранять равновесие; формировать правильную осанку; укреплять связочно-мышечный аппарат туловища и конечностей.

Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику. Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик?

И. п. : стоя на коленях, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Сесть на пятки, отдохнуть. Повторить 3 раза.

Цели: улучшать функцию вестибулярного аппарата; укреплять мышцы позвоночника, верхних и нижних конечностей.

Что за странный колобок на окошке появился?

Полежал чуток, взял и развалился.

И. п. : лежа на спине, затем сесть, обнимая руками колени. Убрать голову в колени. Прижать колени к плечам и посмотреть на свои стопы.

Вот вы все и колобки!

Раз, два, три, четыре, пять —

Развалились все опять.

Вытянуть ноги и лечь на спину.

Цели: формировать правильную осанку; укреплять мышцы нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании сводов стопы.

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Скачут, вытянувши ножки!

Первый вариант: и. п. : стоя на четвереньках, присесть, пальцами рук касаясь пола. Колени развести в стороны, руки между ногами. Подпрыгнуть вверх и вернуться в и. п.

Второй вариант: с продвижением вперед.

Средь деревьев, на болотце,

Есть свой дом у лягушат.

Скачут, не жалея ножки.

ноябрь «Мышка и мишка»

Цели: укреплять мышцы верхних и нижних конечностей; формировать правильную осанку; улучшить координацию движений.

У мишки дом огромный.

И. п. : о. с. Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки вдох.

У мышки — очень маленький.

Присесть, обхватить руками колени, опустить голову — выдох с произнесением «ш-ш-ш».

Мышка ходит в гости к мишке,

Он же к ней не попадет.

Цели: формировать правильную осанку; укреплять связочно-мышечный аппарат туловища и нижних конечностей.

И. п. : сидя, ноги слегка согнуты в коленях, руки в локтях прижаты слегка к туловищу. Руки выполняют круговые движения, имитируя вращательные движения колес. Остановиться через 2—3 м, пауза. Затем продолжить движение ( второй вариант: движение назад).

Поехали! Двигаемся по полу вперед, помогая только ногами.

декабрь «Ежик вытянулся, свернулся»

И. п. : лежа на ковре, поднять руки за голову и максимально вытянуться. Затем, поднимая верхнюю часть туловища к коленям, наклониться вперед, т. е. сгруппироваться, обхватить ноги под коленями («ежик свернулся»). Повторить 2—6 раз. Между каждым повторением полежать и расслабиться.

«Ель — елка — елочка»

Цели: воспитывать и формировать правильную осанку; укреплять связочно-мышечный аппарат туловища и конечностей; тренировать внимание.

В лесу стоят высокие ели. Встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь. ( Голова, туловище, ноги — прямо, раздвинуть руки-«ветки» слегка в стороны ладонями вперед.) Пойдемте дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички? Вот и сестрички ели — едки. Они пониже, но такие же стройные. ( Принять правильную осанку, но в полу приседе.) Пойдемте, поищем еще сестричек елей. Вот они — совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные. ( Сесть на корточки, голова и спина выпрямлены, руки, ладонями вверх слегка разведены в стороны.)

Цель: укреплять мышцы нижних конечностей, участвующих в формировании сводов стопы.

Пл. : лежа на спине, «крутить педали велосипеда» со звуковым сопровождением «ж-ж-ж».

Цели: улучшать кровообращение в ногах; укреплять мышцы брюшного пресса и нижних конечностей; развивать координацию движений.

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед,

А за ним комарики на воздушном шарике.

А за ними раки на хромой собаке.

лежа на полу, руки вдоль туловища, круговые движения ногами, руки упираются о пол.

Цели: тренировать умение координировать движения; развивать мышцы голеностопного сустава и мышц, формирующих стопу.

И. п. : о. с., поднять левую (потом правую) ногу. Поворот стопы наружу, затем поворот стопы внутрь. Повторить 4—6 раз.

февраль «Танец медвежат»

Цель: укреплять мышцы нижних конечностей и мышечного корсета позвоночника.

Представьте себе, что вы маленькие медвежата, которые решили потанцевать.

И. п. : положить руки на пояс, выполнять полуприсед. Темп средний.

Цели: развивать координацию и быстроту движений в крупных и мелких мышечных группах; укреплять мышечный корсет позвоночника.

И. п. : лежа на животе, поднять руки вверх, в стороны, прогнуться. Махать руками, как птица крыльями.

Лечь на живот, опустить руки, пауза, отдых. Затем продолжить «полет». Повторить 2—3 раза.

Цели: формировать правильную осанку; укреплять мышечный корсет; развивать координацию движений в крупных мышечных группах рук и ног.

И. п. : стоя на четвереньках с опорой на колени и кисти рук, передвигаться вперед, одновременно переставляя правую руку, левую ногу, затем левую руку, правую ногу. Спина ровная, голову приподнять.

Цели: воспитывать и формировать навыки правильной осанки; развивать координацию движений; укреплять мышечный корсет позвоночника и мышечный аппарат стоп.

И. п. : о. с., Принять правильную осанку, мешочек с песком на голове. Ходьба боком приставным шагом (вправо, влево).

Цели: укреплять мышечный корсет позвоночника, мышцы тазового пояса.

И. п. : сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднять ноги вверх, руки развести в стороны («полетели самолеты»). Удерживать позу 5— 10 с, затем отдохнут. Повторить 3 раза.

Цели: укреплять мышцы туловища; мягко воздействовать на функции вестибулярного аппарата; формировать навыки правильной осанки.

Первый вариант: и. п. : о. с. ребенок, разводя руки в стороны, поднимает их на уровень плеч. Выполнять повороты в стороны.

Второй вариант: п. п. : пятки вместе, носки врозь, руки на пояс, присесть, развести руки в стороны, вернуться в и. п.

«Ходим в Шляпах»

Цели: воспитывать и формировать навыки правильной осанки; укреплять мышечный корсет позвоночника; развивать координацию движений.

И. п. : положить на голову легкий груз — «шляпу». Следить за осанкой, голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища. Ходьба по залу, сохраняя правильную осанку.

июль «Походи боком»

Корригирующие упражнения (средняя группа)

сентябрь «Ах, ладошки, вы ладошки!»

Цели: формировать правильную осанку, координацию движений верхних конечностей.

Хотите быть красивыми, стройными и иметь красивую осанку? Тогда.

И. п. : стоя прямо, завести руки за спину, соединить ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти рук так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти нужно приподнять, спину выпрямить, плечи отвести назад. Удерживать позу и произносить: «Ах, ладошки, вы ладошки! За спиною спрячем вас! Это нужно для осанки, это точно! Без прикрас!» Медленно опустить руки вниз, встряхнуть кистями рук и выполнить спокойный выдох.

Игра-упражнение «Жучок на спине»

Цель: формировать правильную осанку.

И. п. : лежа на спине, руки и ноги в свободном положении. Представить, как с ветки на землю упал жучок, но упал неудачно. Оказался на спинке и пытается перевернуться на животик, чтобы уползти.

Изображение барахтанья лапками в разные стороны. Раскачивание на спинке с боку на бок (боковая качалочка). Попытка рывком перевернуться на бок, а затем встать на локти и колени. Во время барахтанья не помогать головой и плечами, раскачиваться всем туловищем.

В конце игры детей можно спросить: Какая часть тела поддается раскачиванию легко, а какая остается неподвижной? Какой ты, Что у вас есть (лапки, крылышки, панцирь? Каково ваше настроение?

Цели: тренировать вестибулярный аппарат; укреплять мышцы туловища и конечностей.

Лиса — рыжая плутовка,

Прогибает спину ловко.

И. п. : стоя на четвереньках. 1 — прогнуться в спине, голову поднять, сделать вдох; 2 — выгнуть спину дугой, прижимая подбородок к груди, сделать выдох. Выполнять 5—6 раз.

декабрь Комплекс «Веселый гномик»

Цель) корректировать сутулость.

В сказочном царстве жил маленький гномик. Ему очень хотелось подрасти и стать высоким и стройным. Отправился он к старому доброму Волшебнику за советом. И что же тот посоветовал? Вот что он посоветовал.

И. п. : о. р. Поднимаясь на носки, прогнуться спиной назад, руки поднять вверх ладонями вперед, вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.

И. п. : о. с. Поднимаясь на носки, вытянуть назад соединенные в «замок» руки, прогнуться спиной назад; фиксировать положение спины, вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4—5 раз с интервалом в 40—50 с.

И. п. : ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. Наклониться вперед, руки развести в стороны ладонями вниз, прогнуться в пояснице, фиксировать положение спины, вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4—5 раз с интервалом в 1—2 мин.

И. п. : стоя на коленях, руки вниз. Наклониться назад, прогибаясь в спине, руки поднять вверх, в стороны, вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5—6 раз с интервалом в 30—40 с.

И. п. : стоя на коленях, руки на пояс. Сделать глубокий наклон назад, прогибаясь в пояснице, руки раздвинуты в стороны ладонями кверху; фиксировать положение спины, вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4—5 раз с интервалом в 1—2 мин.

И. п. : лежа на животе, руки вдоль туловища. Прогнуться, руки назад, кисти соединены, приподнять голову, плечи отвести назад, вернуться в и. п. Повторить 5—6 раз в медленном темпе с интервалом в 1—2 мин. ;

И. п. : сидя на гимнастической скамейке (стуле, руки на пояс. Медленно поднимая голову вперед-назад, прогнуться спиной назад, руки вытянуть вверх ладонями вперед; фиксировать положение спины, вернуться в и. п. Повторить 5—6 раз в медленном темпе с интервалом в 2—3 мин.

январь «Ах, ладошки, вы ладошки!»

И. п. : стоя на носках. Опуститься на пятки, снова подняться. Повторить 8-10 раз.

февраль Комплекс «Буратино»

Цель: формировать правильную осанку у вертикальной плоскости.

Ребята представляют, что они Буратино, висящий на стене. Карабас- Барабас повесил его за пояс на гвоздик. Но разве Буратино согласится спокойно висеть на стене? Надоело Буратино висеть, и решил он немного размяться.

И. п. : о. с., у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами, пятками. 1 — поднять руки через стороны вверх, вернуться в и. п. Повторить 5—6 раз.

Поднять ногу, согнутую в колене, затем вытянуть ее вперед, вернуться в и. п. ; то же другой ногой. Повторить 5—6 раз.

Приподняться на носки, словно пытаясь сняться с гвоздика, руки в стороны, вернуться в и. п. Повторить 5—6 раз. Вытянуть правую руку в сторону, не отрывая от стены, поднять левую ногу, не отрывая от стены, сохраняя равновесие; то же в другую сторону. Повторить 5—6 раз.

Поднять правую ногу, согнутую в колене, и, захватив руками голень, подтянуть колено к груди, вернуться в и. п. ; то же другой ногой. Повторить 5—6 раз.

Поднять правую ногу, согнутую в колене, потянуть к ней нос (плечи плотно прижаты к стене, двигаются только шея и голова, вернуться в и. п. ; то же левой ногой. Повторить 5—6 раз.

– Мелкими шажками, не отрывая пяток от стены, поставить ноги на ширину плеч, руки на пояс. Касаясь стены затылком, спиной, ягодицами и плечами, наклониться в правую сторону, вернуться в и. п. ; то же в левую сторону. Повторить 3—4 раза.

март «Ель — елка — елочка»

Цели: тренировать умение координировать движения; развивать мышцы рук, спины, голеностопного сустава и мышц, формирующих стопу.

И. п. : лежа на животе, ноги вместе, руки полусогнуты в локтях. Походить по комнате, как «крокодил» по песчаному пляжу. Выполнять остановки, чтобы посмотреть по сторонам, нет ли поблизости опасности.

май Игра-упражнение «Жучок на спине»

В конце игры детей можно спросить: Какая часть тела поддается раскачиванию легко, а какая остается неподвижной? Какой ты Что у вас есть (лапки, крылышки, панцирь? Каково ваше настроение?

июнь «Ах, ладошки, вы ладошки!»

июль «Ель — елка — елочка»

август Игра-упражнение «Жучок на спине»

Публикация «Консультация „Коррегирующая гимнастика и гимнастика после сна“» размещена в разделах

В основном решает проблемы позвоночника, направлена на исправление осанки, хотя как вид лечебной гимнастики может решать гораздо более широкий круг проблем и корригировать с ее помощью можно гораздо больше.

Корригировать — значит исправлять. А исправлять в фигуре и здоровье современного ребенка, к сожалению, есть что. При организации физкультурно-оздоровительной работы в учреждениях системы дошкольного образования педагоги должны четко представлять, какие упражнения и в каких ситуациях возможно использовать как элементы корригирующей гимнастики для детей. Организуя консультативную работу с родителями, также обращать их внимание на необходимость следить за развитием ребенка (особенно если ребенок уже занимается в какой-либо спортивной секции, танцевальном кружке, музыкальной школе и т. п.). Все дополнительные занятия, и динамичные, и статичные, без своевременной коррекции фигуры и физического развития могут достаточно серьезно навредить ребенку.

Для формирования правильной осанки необходимо особое внимание уделять упражнениям, вызывающим активную работу мышц разгибателей спины и мышц живота. Эти упражнения выполняются из исходного положения сидя и лежа. При этом необходимо следить, чтобы дети не задерживали дыхание, держали голову прямо, плечи расправляли, живот подтягивали. Положение с поднятой головой увеличивает тонус мышц, улучшает кровообращение в головном мозге. Предпочтение составляют симметричные упражнения.

Корригирующие упражнения могут проводиться около гимнастической стенки, на скамейках, с использованием различных предметов (гимнастические палки, мешочки с песком, мячи) и без них.

Выполняя упражнения, ребенок должен почувствовать и запомнить правильное положение тела.

В целях предупреждения плоскостопия следует использовать упражнения профилактического характера: ходьбу на носках и на пятках, «по-медвежьи» с опорой на наружные края стоп; по ребристой доске и т. п.

При деформации стопы применяются специальные корригирующие упражнения, которые включают активные движения стопы и пальцев ног, хождение по лежащей на полу лесенке, попеременное сгибание и разгибание стоп, собирание пальцами ног веревки, притягивание к себе палки и другие.

Корригирующие упражнения необходимо выполнять в разгрузочном исходном положении (устраняющем статическую нагрузку) – лежа, сидя. По мере укрепления связочно-мышечного аппарата голени и стопы вводятся упражнения в исходном положении стоя и в борьбе.

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки

1. Принять правильную осанку, стоя у стены или гимнастической стенки.

При этом затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены.

2. Принять правильную осанку, отойти от стены на несколько шагов вперед, сохраняя принятое положение.

3. Принять правильную осанку у стены, сделать

2-3 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку.

4. И. п. – о. с. у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами.

1-2 – поднять руки через стороны вверх;

3-4 – вернуться в и. п. (в медленном темпе);

Упражнения для укрепления мышц спины

1. И. п. – лежа на животе, руки вверху.

1-поднять плечи, голову, руки к плечам, прямые ноги;

2-3 – держать это положение,

4- и. п.

2. И. п. – лёжа на животе, гимнастическая палка лежит на плечах.

1-приподнять плечи, голову, соединить лопатки, ноги зафиксированы на полу;

2-3- держать это положение;

3. И. п. – то же, подбородок на тыльной поверхности кистей рук, положенных друг на друга.

1 -2 – поднять правую ногу, стараясь не отрывать таза от пола;

3-4 – опустить в и. п.

5-8 – повторить левой ногой.

4. И. п. тоже.

Приподнимание обеих прямых ног с удержанием их до 4-6 счетов.

5. И. п. – то же.

Выполнение руками и ногами движений как при плавании «брассом».

Упражнения для мышц брюшного пресса

1. И. п. – лежа на спине, руки в стороны.

1 – согнуть правую ногу, руками обхватив колено;

2- опустить в и. п. ;

3-4 – левой ногой.

2. И. п. — то же, руки за голову.

1 -2 – согнуть ноги в коленях;

3-4 – выпрямить вверх;

5-6 – согнуть;

7-8 – опустить в и. п.

3. И. п. -лежа на спине, упор на предплечья.

1 – приподнять прямые ноги от пола;

2-7 – поочередное разведение и скрещивание ног на весу – «ножницы».

4. И. п. -то же.

Работа ног как при езде на «велосипеде».

5. И. п. — лежа на спине.

1-4- перейти в положение спины и головы;

5-8 -лечь в и. п.

6. И. п. – лежа на спине, руки за голову или вдоль туловища. Ноги фиксированы нижней рейкой гимнастической стенки или партнером. Медленно принять положение сидя и вернуться в и. п.

Упражнения для укрепления свода стопы

1. Ходьба на носках и пятках.

2. Ходьба на внешней и внутренней стороне стоп.

3. Ходьба перекатом с пятки на носок.

4. Ходьба на носках с высоким подниманием коленей.

5. Ходьба на ребристой доске.

6. Ходьба по камешкам.

7. Ходьба на носках вверх и вниз по наклонной плоскости.

8. Ходьба по гимнастической палке, обручу, шнуру.

9. Стоя на рейке гимнастической стенки, хват руками на уровне груди. Приподнимание на носки и возвращение в и. п.

10. Катание малого мяча, гимнастической палки стопой.

11. Захватывание пальцами стоп мелких предметов (карандаши, платки, шнуры, и т. д.) и перекладывание их на другое место.

12. В положении сидя одновременное и поочередное сгибание и разгибание стоп.

13. Сжимание и разжимание пальцев ног.

14. Стоя на полу поочередное поднимание и опускание пяток.

15. Ходьба с поджатыми и поднятыми пальцами ног.

Существуют традиционные (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и физкультминутки) и дополнительные (массаж, индивидуальная работа по коррекции нарушений осанки) виды работы по организации двигательной деятельности детей, а также дополнительные комплексы упражнений: глазная гимнастика, упражнения на расслабление и напряжение отдельных групп мышц, дыхательная гимнастика расслабления. Эти упражнения положительно влияют на физическое состояние детей и на эмоциональную атмосферу в группе.

При проведении комплекса необходимо знать, какие группы мышц работают при выполнении каждого упражнения, контролировать состояние детей во время и после занятия. О правильном использовании техники релаксации свидетельствует внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное, ритмичное дыхание, вялые послушные руки, сонливость. Занятия только тогда эффективны, когда они приятны детям.

Ребенка следует научить различать не только крупные мышцы рук и ног, но и состояние расслабленности и напряжения определенных групп мышц при выполнении каждого упражнения. Инструкция должна быть четко сформулирована и образна. Это поможет привлечь и удержать интерес ребенка, добиться, чтобы при выполнении упражнений он автоматически включал в работу определенные группы мышц. Например: «Руки висят, как тряпочки, руки вялые, тяжелые и т. п.».

– во время одного сеанса рекомендуется тренировать не более трех групп мышц;

– расслабление должно быть более длительным, чем напряжение;

– некоторые инструкции, учитывая индивидуальные особенности и эмоциональное состояние ребенка, необходимо повторять большее или меньшее количество раз по сравнению с указанным.

Помещение, в котором проводятся упражнения, должно быть проветрено, температура воздуха – 20–22 градуса.

Гимнастика после дневного сна

Корригирующая гимнастика является разновидностью лечебной гимнастики и состоит из общей и специальной частей. Общая часть – это общеукрепляющие упражнения, которые являются составляющими деятельности ребенка с нарушением зрения, они способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы. Специальная коррекция (активные корригирующие упражнения) предусматривают решение главных задач:

– укрепление мышечного корсета, преимущественно мышц спины;

– профилактику и лечение функциональной недостаточности стоп;

– укрепление мышц брюшного пресса;

– предупреждение вторичных отклонений.

Каждое упражнение корригирующей гимнастики выполняется по 6 раз.

Методика проведения гимнастики после дневного сна.

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Общие задачи гимнастики :

• Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие сохранению правильной осанки, стопы и исправлению искривлений позвоночника.

• Способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, формированию красивой осанки, грациозности.

• Развивать двигательные способности ребенка, пластичность, выдержку, осознанность при сохранении правильной осанки.

Комплекс гимнастики состоит из нескольких частей:

1 Гимнастика в постели

2 Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия

3 Дыхательная гимнастика

4 Индивидуальные задания

5 Водные процедуры

Пока дети спят, педагог готовит «холодную» комнату (игровую, где температура с помощью проветривания снижается вначале на 3-5 градусов, по сравнению с «тёплой» комнатой. Пробуждение происходит под звуки плавной музыки с постепенным нарастанием громкости.

Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает её с уже проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает в себя потягивание, поочерёдное поднимание рук и ног, комплекс упражнений начиная с головы до ног. Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3минут.

Затем дети переходят в «холодную» комнату.

В «холодной» комнате дети выполняют корригирующую гимнастику : ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полу приседе на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, ходьба по корригирующим дорожкам. Важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Затем дети выполняют упражнения на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей можно использовать кубики, гимнастические палки, мячи, погремушки и т. д. Длительность этой части составляет 2-3 мин.

Затем выполняется дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика важна для восстановления сердечного ритма, снятия возбуждения, укрепления иммунитета, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Затем проводится индивидуальная работа с детьми. Педагог организует её как самостоятельную деятельность детей. Например, дать детям задание собирать жёлуди, камушки и т. п. поочерёдно правой и левой ногой.

после дневного сна закаливающими процедурами, пробежками по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам, обтиранием холодной водой, контрастным обливанием.

Общая длительность гимнастики после дневного сна для малышей составляет 7-10 минут, для старших дошкольников – 10-15 минут