1. Коррекционная
педагогика как научная отрасль. Предмет
и задачи коррекционной педагогики.
2. Источники
развития коррекционной педагогики.
Взаимосвязь коррекционной педагогики
с другими педагогическими науками.
3. Основные
положения коррекционной деятельности.
1. Акимова, М. К.
Психофизиологические особенности
индиви-дуальности школьников: учет и
коррекция / М. К Акимова, В. Т. Козлова.
– М.: Издательский центр «Академия»,
2002. – 160 с.
2. Гонеев,
А. Д. Основы коррекционной педагогики:
учеб. пособие для студентов высш. учеб.
заведений / А. Д. Гонеев, Н. И.
Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А.
Сластенина. – М.: Академия, 1999. –280 с.
Описание
Коррекционная педагогика – это область педагогики, которая занимается образованием и воспитанием детей с отклонениями в развитии, такими как ограничения в интеллекте, нарушения в поведении и коммуникации, аутизм и другие типы отклонений. Работа со студентами, нуждающимися в коррекции, требует от учителя особенных знаний и навыков.
Дети с отклонениями в развитии имеют свои особенности развития и требуют индивидуального подхода в обучении и воспитании. Наиболее важными принципами работы с данными детьми являются индивидуальный подход, использование максимального количества различных методик работы, наличие преемственности в воспитании и обучении.
Первым и наиболее важным принципом является индивидуальный подход к каждому ребенку. В процессе работы с этими детьми важно учитывать каждого ребенка, его особенности развития, темп переноса знаний или умений, поддерживать его личностное развитие и создавать условия для положительной самооценки. Учителя в коррекционных классах должны постоянно находить позицию, когда они работают с такими детьми, чтобы избежать искажений в разных областях их жизни.
Вторым принципом является использование максимального количества различных методик работы. Учителя в коррекционных классах должны иметь развитую систему прямых и косвенных методов обучения, включающих игры, упражнения, уроки, анализы, испытания, дискуссии. Важно, чтобы учителя были знакомы со всеми методами, используемыми в коррекционной педагогике, чтобы ребенок получил достаточное количество информации и понимал разные психологические модели и способы работы.
Третьим принципом является наличие преемственности в воспитании и обучении. Этот принцип означает, что нужно оформлять план работы с каждым ребенком, который будет рассматриваться с учетом его особенностей. Учителя, работающие в коррекционных классах, должны знать, какие проблемы у ребенка были в прошлом, какие положительные показатели были достигнуты, и что требует дальнейшей работы. Важно размещать акцент именно на тех проблемах, которые помогают улучшению качества жизни ребенка, его личностной структуры и физического здоровья.
Коррекционная педагогика – это одна из самых трудоемких и ответственных областей педагогики, которая требует постоянного профессионального развития и совершенствования работы с детьми, нуждающимися в коррекции. Учителя, работающие в этой области, должны иметь понимание о специфических методах и дидактических способах, которые позволяют улучшить качество образования и воспитания детей с отклонениями в развитии.
Всему этому Вы можете научиться на данном курсе повышения квалификации.
Выбрать необходимый Вам курс обучения и поместить его в Вашу корзину.
Перейти в корзину и оформить заказ. Если Вы участвуйте в акции и у Вас есть промо код, введите его в графу и получите скидку. При нажатии кнопки «оформить заказ» вы переходите на страницу оплату заказа.
После оплаты заказа в течении 2 суток Вы будите зачислены на курс. С Вами свяжется преподаватель выбранного курса, и откроет Вам доступ на образовательную платформу. В зависимости от выбранного курса, возможна отправка материалов по курсу на Вашу электронную почту.
После изучения материала, Вы проходите финальный аттестационный тест.
После прохождения теста, в течении одного – двух дней Ваше удостоверение будет доступно для скачивания.
Оригинал документов будет отправлен Вам по почте, на адрес указанный Вами при регистрации.
Обучайтесь с удовольствием! Обучение у нас это максимум материала и знаний при минимуме затрат денег и времени!
Актуальные программы, рекомендованные Минпросвещения России и Минобрнауки России
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минпросвещения России №287 от 31 мая 2021 года.
Дополнительная информация
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минпросвещения России №286 от 31 мая 2021 года.
Бесплатное повышение квалификации с выдачей электронного удостоверения. В программе рассмотрены теоретические вопросы распространения коронавируса и практические вопросы его профилактики в образовательных организациях на основе материалов Роспотребнадзора.
По завершении обучения обучающиеся получают диплом о профессиональной переподготовке, который удостоверяет право на ведение профессиональной деятельности в сфере образования по профилю «Классный руководитель».
При разработке программы учитывались положения федерального законодательства и изменения в области социальной политики в области образования детей с ОВЗ за последние 5 лет.
Актуальность программы обусловлена необходимостью соответствия педагогических работников общеобразовательных организаций требованиям профессионального стандарта, утвержденному приказом Минтруда России от 05.05.2018 года № 298н, и квалификационным характеристикам для реализации образовательных программ в системе дополнительного образования.
Программа для работников образовательных организаций о реализации мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В программе рассмотрены методика и формы организации обучения с использованием портала Минпросвещения России, а также предоставлены практические видео-инструкции от разработчиков портала.
Первая в Российской Федерации отраслевая программа профессиональной переподготовки для работников образовательных организаций, реализуемая в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование». Программа включена в программу конференции «Сетевичок» и Календарь обучения работников образования. По завершении обучения обучающиеся получают диплом о профессиональной переподготовке по профилю «Цифровой куратор» в сфере общего образования.
В программе рассмотрены все аспекты обеспечения безопасности образовательных организаций для соблюдения государственных требований в области безопасности. Программа подготовлена на основе материалов органов государственной власти, осуществляющих контроль за соблюдением данных требований. Программа включена в программу педагогической школы «Обеспечение комплексной безопасности общеобразовательных организаций» и Календарь обучения работников образования.
Программа организована в соответствии с Федеральным законом N 152-ФЗ “О персональных данных”, согласно которому все работники организаций обязаны пройти обучение по вопросам обработки персональных данных.
Программа позволит слушателям получить необходимые знания и навыки в области информационных технологий, являющиеся обязательными в соответствии с профессиональными стандартами работников сферы образования.
Программа позволит педагогическим работникам ознакомиться с законодательством в сфере прав ребенка для соответствия профессиональному стандарту «Педагог».
В программе представлена методика обучения детей и родителей основам права.
В программе рассмотрены вопросы организации здорового питания обучающихся и соответствующей просветительской работы в рамках выполнения образовательной организации государственных требований.
Программа разработана в целях реализации методических рекомендации по ограничению в образовательных учреждениях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети “Интернет”, причиняющей вред здоровья и (или) развитию, для ответственных лиц в образовательных организациях.
Программа разработана в целях реализации методических рекомендации по ограничению в образовательных учреждениях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети “Интернет”, причиняющей вред здоровья и (или) развитию, для всех педагогических работников.
В программе рассмотрены перспективные социально-педагогические направления развития воспитания и социализации детей в контексте Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Программа организована в целях реализации государственной стратегии развития иноязычного образования в Российской Федерации в образовательных организациях с учетом перспективных задач развития Российской Федерации. В программе рассмотрены основные подходы к обучению первому и второму иностранному языку, в частности основные цели и содержательные линии обучения предметам.
По завершении обучения обучающиеся получают диплом о профессиональной переподготовке, который удостоверяет право на ведение профессиональной деятельности в сфере преподавания истории.
Единыйурок.рф – официальный сайт, онлайн-площадка для проведения мероприятий и реализации проектов в сфере образования.
Информация о средстве массовой информации “Единыйурок.рф”
Соцсети
По статистике, в
настоящее время, в РФ насчитывается
около двух миллионов детей с физическими
и интеллектуальными недостатками, что
составляет почти 5% детской популяции.
К основным видам патологии относятся
психические заболевания (30%), неврологические
(20%), поражения органов слуха и зрения
(17% и 18%).
Для
детей с данными заболеваниями создана
сеть специальных образовательных
коррекционных учреждений, в которых
реализуются педагогические технологии,
направленные на исправление, ослабление
или замещение недостатков психофизического
развития посредством средств образования.
Область применения таких технологий,
ориентированных на учет особенностей
индивидуального развития каждого
нетипичного ребенка в процессе его
обучения и воспитания называется
коррекционной
педагогикой
(от лат. correctio – исправление).
Термин
педагогика
(от греч. paides-ребенок, gogos-вести) дословно
обозначает – детовождение – это наука о
воспитании и обучении детей. Педагогами
в Древней Греции называли рабов,
сопровождавших детей рабовладельцев
по до роге в школу и из нее. В дальнейшем
значение этого термина было переосмыслено
– так стали называть наставников, лиц,
занимавшихся воспитанием, обучением
подрастающего поколения и имеющих для
этого специальную подготовку. В отдельную
отрасль знания педагогика выделилась
в начале XVIIв.
Специальная
(коррекционная) педагогика
– это многоотраслевая наука, изучающая
психофизиологические особенности
развития детей с ограниченными
возможностями и занимающаяся разработкой
проблем их воспитания, обучения и
коррекции онтогенетических недостатков.
Она обеспечивает научные основы работы
специальных образовательных коррекционных
школ и дошкольных учреждений, классов
коррекции (классов выравнивания,
компенсирующего обучения), логопедических
пунктов, специальных дошкольных групп
при массовых школах и детских дошкольных
учреждений, которые занимаются решением
как общих
педагогических задач (всестороннее
развитие и гуманистическое воспитание
личности, обучение, трудовое обучение,
профориентация), так и специфических:
Дети
с ограниченными возможностями – дети,
имеющие функциональные ограничения в
результате заболевания, отклонений или
недостатков развития, состояния здоровья,
внешности, вследствие неприспособленности
внешней (окружающей) среды к их особым
нуждам, из-за негативных стереотипов,
предрассудков в отношении общества к
людям-инвалидам в целом.
Предметом
специальной (коррекционной) педагогики
является
исследование закономерностей обучения,
воспитания и развития детей со специальными
образовательными потребностями.
Объектом
выступают
определенные
ученические
коллективы,
группы школьников, занятые тем или иным
видом деятельности, а также отдельные
воспитанники и учащиеся специальных
образовательных коррекционных дошкольных
учреждений, школ и школ-интернатов.
Основными
задачами
коррекционной педагогики как науки
являются:
1. Психолого-педагогическое
изучение детей с отклонениями в развитии;
2. Изучение и
обобщение передового педагогического
опыта;
3. Разработка
педагогических технологий по воспитанию,
обучению и коррекции психофизических
недостатков аномальных детей.
Аномальными
(от греч. anomalos – неправильный ) – считаются
люди, у которых физические или психические
отклонения приводят к нарушению общего
развития
1.
Под нормой,
по-мнению
В. П. Кащенко, понимается, “просто
среднее и в то же время наиболее часто
встречающееся значение. Это среднее не
будет постоянным явлением, а будет
меняться в зависимости от
социально-экономических,
культурно-исторических, климатических
и прочих условий эпохи”2
. Коррекционная педагогика объединяет
ряд самостоятельных отраслей: это
сурдопедагогика
(от греч.
surdus-глухой), изучающая вопросы воспитания
и обучения детей с недостатками слуха;
тифлопедагогика
(от греч. tiphlos-слепой)
– вопросы
воспитания и обучения детей с дефектами
зрения; олигофренопедагогика
(от греч.
olygos-малый, phren-ум)
– вопросы
воспитания и обучения детей с умственной
отсталостью; логопедия
(от греч.
logos-слово, paideia-воспитание, обучение) –
вопросы изучения и исправления недостатков
речи.
Специальная
(коррекционная) педагогика, связана с
рядом смежных наук – психолого-педагогических
и медицинских. Это, в-первую очередь,
педагогическая психология, так как без
знания закономерностей функционирования
человеческой психики и психического
развития в норме нельзя разработать
научную систему обучения и воспитания
нетипичных детей.
Поскольку
коррекционная педагогика занимается
вопросами изучения, образования и
развития детей с психофизическими
отклонениями, ей необходимы данные их
клинического исследования, которые
можно получить из невропатологии (науки
об органических и функциональных
болезнях нервной системы), патологической
анатомии (науки, изучающей отклонения
в строении организма), патофизиологии
(науки о закономерностях возникновения,
развития и течения патологических
процессов), общей и медицинской генетики
(науки о законах наследственности и
наследственных заболеваниях),
психопатологии (науки, изучающей болезни
психики, их причины, течение, предупреждение
и лечение), детской психиатрии (науки,
изучающей психопатологические проявления
в детском возрасте). Для сурдо- и
тифлопедагогики большое значение имеют
данные отоларингологии (науки о
заболеваниях уха, носа, горла) и
офтальмологии (науки о заболеваниях
органов зрения). Разработке методов
восстановления нарушенных психических
функций с использованием приемов
компенсации дефекта помогает патопсихология
(отрасль психологии, изучающая изменения
психической деятельности при патологических
состояниях мозга).
Разработка
фундаментальных методических основ
образования и социализации нетипичных
детей осуществляется с опорой на общую
и специальную (тифло-, сурдо-, олиго-)
психологию, изучающую психологические
особенности детей с проблемами.
Основные положения
обучения и воспитания нетипичных детей
коррекционная педагогика разрабатывает
в соответствии с общепедагогическими
принципами, что и делает ее частью общей
педагогики. В свою очередь, специальная
(коррекционная) педагогика разрабатывает
специфические пути реализации данных
принципов, средства и приемы коррекционной
работы, что и делает ее самостоятельной
наукой.
О программе
В процессе обучения обучающийся приобретает профессиональные компетенции, обеспечивающие выполнение новой профессиональной деятельности и совершенствование своей профессиональной деятельности.
По завершении обучения обучающиеся получают диплом о профессиональной переподготовке, который удостоверяет право на ведение профессиональной деятельности в сфере образования по профилю «Педагог обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”.
Программа профессиональной переподготовки разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и включает в соответствии с учебным планом образовательной программы изучение широкого спектра общих и специальных дисциплин, в том числе аспекты педагогики, дидактики, психологии, в частности возрастной психологии, ИКТ-компетентности, теория и методика воспитания, правовые основы организации деятельности педагогического работника, в частности положения трудового и образовательного законодательства, вопросы коррекционной педагогики, внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ и другие аспекты профессиональной деятельности.
Учебный план предполагает самостоятельное изучение лекционного материала по образовательной программы без прохождения обучающимся стажировок и промежуточных аттестаций.
Подробнее о программе
Образовательная программа зарегистрирована:
в Единой государственной информационной системе учёта научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (ЕГИСУ НИОКТР), формируемой Рособрнадзором в рамках исполнения постановления Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. N 327;
в государственной информационной системе «Единая цифровая платформа научного и научно-технического взаимодействия исследователей», формируемой Минобрнауки России в рамках национального проекта «Наука и университеты».
Характеристика приобретаемой новой квалификации
Программа профессиональной переподготовки разработана на основе:
ФГОС высшего образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (уровень бакалавр);
ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры).
Планируемые обобщенные результаты обучения
Планируемые результаты обучения по дополнительной профессиональной программе соответствуют выполняемым трудовым действиям, необходимым знаниям и умениям в соответствии с профессиональными стандартами:
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель); Педагог-психолог (психолог в сфере образования); Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования; Специалист в области воспитания.
В рамках профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)»:
Режим занятий, срок освоения программы
Трудоемкость обучения: 1016 часов.
Форма обучения: заочная форма с применением дистанционных образовательных технологий. Форма обучения не указывается в выдаваемом документе.
Нормативный срок освоения программы – 48 календарных недель с возможность ускоренного обучения.
Этапы обучения
Предоставление информации о слушателе в личном кабинете. Для получения доступа необходимо предоставить информацию, требуемую согласно законодательству: данные об образовании и паспортные данные. После автоматической проверки информации о слушателе ему будет предоставлен доступ к обучению.
Изучение лекционных материалов. Слушатель может выбрать удобный ему режим обучения.
Прохождение итоговой аттестации в форме теста. Диплом о профессиональной переподготовки предоставляется в случае успешного прохождения теста: электронный документ предоставляется сразу после тестирования, печатный документ направляется на почтовый адрес Слушателя.
Подробная инструкция о записи и прохождении образовательных программ представлена на ссылке.
Учебный план программы профессиональной переподготовки
Итоговая аттестация организована в форме онлайн-тестирования, содержащего 130 вопросов по материалам программы профессиональной переподготовки с выбором одного правильного ответа в каждом вопросе. Пользователю предоставляются две возможности пересдачи итоговой аттестации. Оценка «Зачет» ставится при количестве верных ответов на не менее 65% вопросов. Оценка «Незачет» ставится при количестве верных ответов на менее 65% вопросов. Длительность итоговой аттестации – 260 минут.
Образцы выдаваемых документов
Диплом о профессиональной переподготовке предоставляется успешно прошедшим итоговую аттестацию (тест) по образовательным программам профессиональной переподготовки.
Диплом подтверждает присвоение квалификации и соответствует всем требованиям законодательства федерального и регионального уровня.
Диплом действует бессрочно и подтверждается во всех субъектах Российской Федерации.
Диплом изготавливается на бланке АО “Госзнак”, который является полиграфической продукцией, защищенной от подделок, что позволяет установить подлинность диплома в соответствии с требованиями письма Минобрнауки России от 21 февраля 2014 года N АК-316/06.
Диплом отправляется бесплатно заказным письмом АО «Почта России» с предоставлением трек-номера для отслеживания. Стандартный срок отправки – от 10 рабочих дней.
Об организаторе обучения
Организатором обучения выступает ООО “Центр инновационного образования и воспитания” на основании лицензии на образовательную деятельность по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки №Л035-01279-64/00197326 от 13 марта 2019 года.
Образовательные программы основаны на научно-методической литературе и соответствуют актуальным положениям законодательства Российской Федерации.
Авторами образовательных программ выступают эксперты Минпросвещения России, Минцифры России и других федеральных органов исполнительной власти и обладают необходимыми компетенциями и знаниями.
Образовательный процесс организован с участием АНО «Агентство поддержки государственных инициатив» и ООО ДПО «Центр дистанционного образования», которые включены в Перечень федеральных инновационных площадок в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Организатор обучения участвует в Герценовском образовательном округе ФГБОУ ВО “Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена”, который включен в перечень федеральных инновационных площадок и перечень организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
Современная
коррекционная педагогика как отрасль
педагогической науки имеет своей основой
дефектологию, но при этом ее объект и
предмет несколько шире, чем у дефектологии.
Дефектология является наукой о
психофизических особенностях развития
аномальных детей, закономерностях их
обучения и воспитания. Аномальные дети
– это дети, имеющие значительные отклонения
от нормального физического и психического
развития, вызванные серьезными или
приобретенными дефектами, и вследствие
этого нуждающиеся в специальных условиях
обучения и воспитания. Дефектология
включает: тифлопедагогику — воспитание
и обучение слабовидящих и слепых людей;
сурдопедагогику – воспитание и обучение
слабослышащих, глухих и глухонемых
людей; логопедию — воспитание и обучение
людей с нарушениями речи; олигофренопедагогику
– воспитание и обучение людей с недостатками
и отклонениями в умственном развитии,
а также имеет отрасли, изучающие нарушения
опорно-двигательного аппарата,
эмоционально-волевой сферы, множественные
комбинированные нарушения и др.
Другим
(альтернативным) названием дефектологии
выступает специальная педагогика. Это
— теория и практика специального
(особого) образования лиц с отклонениями
в физическом и психическом развитии,
для которых образование в обычных
педагогических условиях при помощи
общепедагогических методов и средств
затруднительно или невозможно.
В
отечественной педагогике в последнее
время более употребительным становится
термин «коррекционная педагогика». Для
термина «аномальные дети» также вводится
ряд альтернативных понятий: дети с
особенностями психофизического развития,
с отклонениями в развитии, с патологией
развития, с дизонтогенезом (нарушением
индивидуального хода развития), с
трудностями в обучении, с недостатками
в умственном и физическом развитии, с
особыми образовательными потребностями,
лица с ограниченными возможностями
здоровья и др. Коррекционная педагогика
изучает особенности образования людей,
имеющих отклонения в физическом или
умственном развитии. Объектом коррекционной
педагогики является личность ребенка,
имеющего незначительные отклонения в
психофизическом развитии
(сенсорно-двигательной, соматической,
интеллектуально-речевой сферах) или
отклонения в поведении, затрудняющие
его адекватную социализацию и школьную
адаптацию (А. Д. Гонеев, 1999). Рассмотрим,
как исследователи коррекционной
педагогики определяют ее предмет.
Предмет
коррекционной педагогики – процесс
дифференциации обучения, воспитания и
развития детей и подростков с недостатками
в развитии и отклонениями в поведении,
определение наиболее результативных
путей, способов и средств, направленных
на своевременное выявление, предупреждение
и преодоление у них отклонений в развитии
и поведении (А. Д. Гонеев и др., 1999). Предмет
коррекционной педагогики — это виды,
средства и способы коррекционного
воздействия на отклонение в развитии
(дефект) (Т. В. Варенова, 2003).
К
наиболее общим задачам коррекционной
педагогики относят (Т. В. Варенова, В. В.
Хитрюк):
Определим
основные специальные понятия коррекционной
педагогики. Под дефектом обычно понимают
физический или психический недостаток,
вызывающий нарушение нормального
развития ребенка. Недостаток определяется
как неблагоприятное состояние, вызванное
инвалидностью. Инвалидность — любое
ограничение или отсутствие (в результате
дефекта) способности выполнять какую-либо
деятельность в соответствии с нормой.
«Аномальное»
развитие — это развитие, отклоняющееся
от нормы, от общей закономерности. Строго
научного понятия «норма личности» не
существует. Между нормальным типом
поведения и патологическим (болезненным)
находится множество переходных форм.
У практически здорового ребенка могут
наблюдаться проявления, состояния,
формы поведения, отклоняющиеся от нормы.
Это так называемые факторы риска,
существующие в каждом возрастном
периоде. Их коррекция — обязанность
педагога.
В
целом о недостатке, отклонении в развитии
можно говорить тогда, когда возникает
несоответствие возможностей человека
общепринятым социальным ожиданиям,
школьно-образовательным нормативам
успешности, установленным в обществе
нормам поведения и общения, то есть
когда налицо ограничение социальных
возможностей.
К
основным понятиям коррекционной
педагогики относятся «коррекция»,
«компенсация», «реабилитация»,
«адаптация».
Коррекция
— система специальных и общепедагогических
мер, направленных на ослабление или
преодоление недостатков психофизического
развития и отклонений в поведении у
детей и подростков. Коррекцией называют
как специфические педагогические
действия, направленные на частичное
исправление недостатка или преодоление
дефекта, так и составную часть
учебно-воспитательного процесса,
направленную на изменение формирующейся
личности ребенка.
Биологическим
основанием коррекции являются процессы
компенсации. Компенсация — процесс
возмещения недоразвитых, нарушенных
или утраченных функций за счет перестройки
или усиленного использования сохранных
функций. Компенсаторный процесс опирается
на резервные или недостаточно
задействованные возможности организма
человека.
Понятия
коррекции и компенсации связаны с
понятием реабилитации. Реабилитация —
есть система мер по обеспечению и/или
восстановлению функций, компенсации
их утраты или отсутствия, снятию
функциональных ограничений. В частности
социальная реабилитация — это система
медико-педагогических мер, направленных
на включение ребенка с отклонениями в
развитии или поведении в социальную
среду, в адекватные взаимоотношения со
сверстниками и общественно полезную
деятельность.
Адаптация
— процесс приспособления индивида к
изменившимся условиям или преодоление
им возникающих трудностей. Школьная
адаптация – процесс приспособления
ребенка к условиям школьной жизни, к ее
нормам и требованиям. Напротив,
дезадаптация — это состояние невозможности
приспособиться к изменившимся условиям
или преодолеть возникающие трудности.
Коррекционно-педагогическая
работа выступает той составной частью
учебно-воспитательного процесса, которая
направлена на изменение познавательных
возможностей ребенка, его эмоционально-волевой
сферы и личностных качеств. Необходимость
такой работы обусловлена уже тем, что
личность ребенка изменчива и не всегда
формируется по восходящей линии. Более
того, временные психологические
трудности, эмоциональные расстройства
и нарушения поведения встречаются у
многих детей. Вместе с тем, дети, у которых
возникающие психические расстройства
и нарушения поведения носят затяжной
и устойчивый характер, и, следовательно,
искажают процесс нормального развития,
требуют особого внимания и помощи со
стороны педагогов, родителей, психологов,
врачей.
На
современном этапе выделяются следующие
основные направления коррекционно-педагогической
работы: корректирующие воздействия на
ребенка средовыми (природными, социальными)
факторами; коррекционная направленность
учебного процесса; специальный подбор
культурно-массовых и оздоровительных
мероприятий; психогигиена семейного
воспитания. Указанные направления
коррекционно-педагогической работы
реализуются с учетом следующих ее
принципов.
·
Принцип системности коррекционных,
профилактических и развивающих задач.
·
Принцип единства диагностики и коррекции.
·
Принцип учета индивидуальных и возрастных
особенностей ребенка.
·
Принцип деятельностного подхода.
·
Принцип комплексного использования
методов и приемов коррекции.
Педагогическая
коррекция осуществляется как общими
методами воспитания (убеждение, беседа,
упражнение, пример, поощрение, наказание,
переключение, естественных последствий
и др.), так и специальными мето-дами. К
специальным методам относятся:
субъективно-прагматический метод, метод
возмещения, метод коррекции через труд
и др. Так, сущность субъективно-прагматического
метода (И. П. Подласый) основывается на
создании условий, когда быть невоспитанным,
необразованным, нарушать дисциплину
не выгодно. Модификациями данного метода
являются, например, контракты между
воспитателями и воспитанниками, в
которых определяются обязанности;
программы самосовершенствования;
профилактическая работа с детьми из
«групп риска», включающая мониторинг
их поведения, социального развития;
штрафы (в баллах, очках), влекущие реальные
наказания (денежные компенсации, лишение
привилегий и т.п.). Широко применятся
также и методы психологической коррекции:
суггестивные и гетеросуггестивные
методики, основанные на самовнушении
и внушении; методики, обучающие управлению
собой, укреплению своего нервно-психологического
здоровья, рефлексии; методики групповой
психокоррекции, в том числе разыгрывания
ролевых ситуаций; методы арттерапии,
социальной терапии, разрешения конфликтов,
поведенческого тренинга и др.
Продуктивными
технологиями воспитательно-коррекционной
работы являются индивидуальное,
групповое, семейное социально-педагогическое
консультирование; индивидуальная или
групповая психологическая терапия, а
также социально-педагогическая поддержка
и патронаж. Все названные выше методы,
методики и технологии коррекционной
работы с детьми, имеющими нарушения
личностного развития и поведения,
направлены на развитие представлений
о себе, своем будущем, формирование
ценностных ориентаций и нравственных
норм, коррекцию самооценки, агрессивности,
развитие навыков взаимодействия с
другими людьми. Это, в свою очередь,
будет способствовать социальной
реабилитации и интеграции детей в
социум.
Коррекционная педагогика как научная отрасль. Предмет и задачи коррекционной педагогики.
На основе причин
возникновения школьной напряженности
(внутренних и внешних, врожденных и
приобретенных) всех детей с отклоняющимся
поведением и развитием можно разделить
на две большие группы: 1) дети с отклонениями,
вызванными болезнью; 2) дети с отклонениями,
вызванными приобретенными скверными
привычками.
Дети с органическими
повреждениями (органики) – это больные,
страдающие от разнообразных повреждений
мозга и отягощенной наследственности.
Органические повреждения центральной
нервной системы вызываются в основном
физиологическими и физическими причинами:
патологией беременности матери, частыми
болезнями, ушибами головы и др.
Отклоняющееся поведение этих детей –
следствие болезни. Таких детей лечат,
обучают и воспитывают в специальных
учреждениях. Однако сегодня дети с
легкой, иногда даже средней формой
органических нарушений воспитываются
в обычных школах, тут их отклонения в
развитии более ощутимы.
Вторая, самая
многочисленная группа учеников с
отклоняющимся поведением, – это здоровые,
не имеющие органических повреждений.
Неорганические причины связаны с
расстройствами души – нравственности,
эмоций, характера. Это испорченные дети,
которые уже приобрели негативные
привычки, и их поведение «выпадает» из
рамок социальной нормы. В детском и
подростковом возрасте усвоение скверных
привычек – главная опасность. Девиантный
ребенок опасен для себя не столько своей
нестандартностью и плохим поведением
в определенный момент, как тем, что это
поведение выводит его на такой негативный
путь, с которого потом очень трудно
вернуться назад. Своевременная коррекция
– единственный способ уберечь ребенка
от худшего.
Коррекция
(от лат. correctio
– исправление)
– система
мер, направленных на ослабление или
преодоление недостатков психофизического
развития и отклонений в поведении людей.
Исходя из этого,
коррекционная педагогика
– раздел педагогики, который изучает
личность ребенка, имеющего незначительные
отклонения в психофизиологическом
развитии (сенсорно-двигательной,
соматической, интеллектуально-речевой
сферах) и отклонения в поведении,
затрудняющие его адекватную социализацию
и школьную адаптацию.
Отсюда коррекционная
педагогика связана не только с проблемами
аномального развития детей, но и с
проблемами детской и подростковой
невоспитанности и делинквентности.
На современном
этапе процессы развития и воспитания
необходимо постоянно совершенствовать,
так как изменяются условия жизни людей,
накапливается информация, усложняются
условия и требования к учебной и
профессиональной деятельности. На эти
запросы общества коррекционная педагогика
отвечает созданием более совершенных
технологий гуманистического коррекционного
воспитания.
Практическая
польза коррекционного воспитания весьма
значительна. Своевременная и грамотная
коррекция всегда дает положительные
результаты. При этом следует исключить
безразличие, бездействие, нежелание
помочь ребенку и учитывать ограничения
для улучшения педагогических воздействий,
которые вызываются физиологическими,
социальными и воспитательными факторами,
характеризующими ребенка: сила нервной
системы (выносливость, работоспособность,
подвижность), степень запущенности
вредных привычек, особенности развития
и интенсивность коррекционной работы.
Коррекционная
педагогика представляет собой науку
педагогической заботы и доброты, которая
раскрывает общие и конкретные зависимости
между причинами возникновения
отклоняющегося развития и поведения,
его следствиями, способами преодоления.
Она объясняет, почему возникают те или
иные проблемы, указывает пути преодоления
типичных затруднений.
Традиционно
предметом
коррекционной педагогики считалось
обучение и воспитание детей с ограниченными
возможностями здоровья. Само понятие
коррекционной работы связывалось с
аномальными, т.е. неправильно развивающимися
детьми, причиной чего выступают
органические нарушения. В
иных случаях коррекционная педагогика
охватывает не только область специальных
научных знаний, но и основы
психолого-педагогических знаний о
сущности и закономерностях образования
и воспитания детей и подростков, имеющих
нерезко выраженные недостатки в
развитии психики и отклонения в
поведении.
Но сегодня, как
было отмечено выше, у детей появляется
все больше неорганических, т.е.
приобретенных отклонений, которые также
приводят к искажению их развития и
поведения. Здоровых детей сегодня
приходит в школу все меньше. Следовательно,
целесообразно «не оспаривать традиционное
понимание предмета коррекционной
педагогики, а расширить границы этой
педагогической отрасли, включая в сферу
ее действия вех детей с нарушениями
развития и поведения»
(И. П. Подласый).
Предметом
коррекционной педагогики служит процесс
дифференциации обучения, воспитания и
развития детей с недостатками в развитии
и отклонениями в поведении, определение
наиболее результативных путей, способов
и средств, направленных на своевременное
выявление, предупреждение и преодоление
отклонений в развитии
и поведении у данных детей.
Проблемами
воспитания и обучения детей с отклонениями
в психофизическом развитии занимается
такая педагогическая отрасль как
дефектология. Коррекционная педагогика
же, как составная часть дефектологии,
сосредоточивает свое главное внимание
на кризисных явлениях и отклоняющемся
поведении. Ее главная цель
– накопление и систематизация научных
знаний об отклоняющемся развитии и
поведении детей; выявление и преодоление
(исправление) недостатков в развитии
личности ребенка, помощь ему в успешном
освоении картины мира и адекватной
интеграции в социум.
Обучение, воспитание
и развитие детей с отклонениями в
психофизиологическом развитии и
поведении — сложная социально-педагогическая
проблема. Ее решение лежит в основе
подготовки данной категории детей к
активной общественно полезной
деятельности (в соответствии с их
возможностями), к равноценному участию
со своими сверстниками в различных
видах деятельности, к наиболее полному
освоению социальных ролей, к результативной
интеграции в социальную среду. Исходя
из сложившейся социально-педагогической
ситуации, в которой оказываются дети
с недостатками в развитии и девиациями
в поведении, коррекционная педагогика
призвана помочь в решении следующих
задач:
1. Определить
природу и сущность недостатков в
развитии и отклонений в поведении
детей и подростков, выявить причины
и условия их появления.
2. Изучить
историю становления и развития
коррекционно-педагогической деятельности
с детьми с недостатками в
психофизиологическом развитии и
девиациями в поведении.
3. Выявить
ведущие тенденции в предупреждении и
преодолении отклонений в развитии и
поведении детей и подростков, этиологию
(причинно-следственную обусловленность)
психофизиологического развития и
социально-педагогических условий
жизнедеятельности ребенка.
4. Разработать
технологии, совокупность методов,
приемов и средств коррекционно-педагогического
воздействия на личность ребенка с
недостатками в развитии и отклонениями
в поведении.
5. Провести
анализ общего и специального образования
детей с недостатками в развитии и
поведении в условиях массовой школы.
6. Определить
цели, задачи и основные направления
деятельности специальных,
коррекционно-развивающих учреждений
и центров социальной защиты и реабилитации
детей и подростков.
7. Создать
необходимую учебно-методическую базу
в подготовке учителя к коррекционно-педагогической
работе с детьми и подростками с
недостатками в психофизиологическом
развитии и девиациями в поведении.
Педагогическое
воздействие на личность аномального
ребенка в целом не сводится к тренировочным
упражнениям, направленным на исправление
отдельных недостатков. Вся специальная
педагогика имеет коррекционную
направленность. Ряд задач коррекционной
педагогики имеет общий характер и
относится ко всем видам нарушения
развития и поведения. Это:
Коррекционная
педагогика вооружает специалиста
профессиональными знаниями
о причинах возникновения отклонений в
развитии и воспитании, особенностях
протекания коррекционных воспитательных
процессов у детей разных возрастных
групп; умениями
прогнозировать, проектировать и вести
коррекционный учебно-воспитательный
процесс в различных условиях, оценивать
его эффективность;
навыками
осуществления индивидуального подхода
и личностно-ориентированного воспитания.