КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО КОМПЛЕКСНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ МЛАДШАЯ ГРУППА

Система работы по взаимодействию с родителями

В  соответствии с Законом РФ  «Об образовании»  и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования. Таким образом, определяются основные цели и задачи родительского образования в ДОУ:

Для работы с семьей можно выделить такие основные задачи перед ДОУ:

Задача модернизации  взаимодействия семейного воспитания и ДОУ  -развитие диалогических отношений «педагог – семья».

Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку  эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.                                                                                                                                            Имея  опыт работы с детьми,  я всё больше убеждаюсь, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребёнку. Поэтому свои отношения с родителями строю на основе взаимного доверия и взаимного уважения. В своей работе всегда помню о том, что ребёнок – уникальная личность. Его нельзя сравнивать с другими детьми.

Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать.

Основополагающим моментом во взаимодействии педагогов группы и родителей является изучение семьи.                                                                                 Изучать особенности воспитания ребенка в семье достаточно сложно. Используемые обычно наблюдения, анкетирование и беседы дают неполную картину, так как родители не раскрывают до конца свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях.

Выявить запросы родителей, их проблемы и затруднения в вопросах воспитания и обучения детей помогает  самостоятельный выбор ими тем для обсуждения из примерного перечня вопросов по каждому разделу программы, предложенных воспитателем. С учётом их пожеланий и предложений я осуществляю планирование работы с семьёй.

Практика показывает, что для установления диалога с родителями  важно активно использовать язык поддержки и соучастия. Дать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Необходимо создавать и использовать возможности для непосредственного общения. Существуют разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и обмена информацией друг с другом. Желательно создавать возможности и отводить время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Важно научиться слушать.  Но не для того, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем.

Планируя ту или иную форму работу, я как педагог всегда исхожу из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираю следующие требования к формам взаимодействия:*оригинальность, *востребованность, *интерактивность.

Для скоординированной работы ДОУ и родителей поставила перед собой следующие задачи:

– установление доверительных отношений с родителями;

– вовлечение семьи в единое образовательное пространство;

– активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

– работа в тесном контакте с семьями воспитанников;

– поощрение родителей.

Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. С этой целью использую разнообразные формы работы с ними: традиционные и нетрадиционные.

делятся на следующие группы:

коллективные – родительские собрания, групповые консультации, конференции;

индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

наглядные – папки – передвижки, стенды, выставки, фото, дни открытых дверей.

устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

На разных возрастных этапах развития детей нашей группы наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями стали родительские собрания: «Вот и стали мы на год взрослее», где были раскрыты возрастные особенности развития детей, задачи воспитания и обучения; особенности и условия образовательной работы в данной возрастной группе, способы развития у них коммуникативных качеств.

На тематическом собрании «Роль семьи в речевом развитии ребёнка» обсудили ряд факторов успешного речевого развития детей, логопед познакомил родителей с содержанием работы по данной теме, предложили родителям рекомендации специальных игр и упражнений для развития фонематического слуха. Обменялись опытом речевого развития детей в семье,  а  родители убедились в необходимости развивать и совершенствовать речь детей; познакомились с речевыми играми – помощницами.

В процессе дискуссий за круглым столом «Укрепление и сохранение здоровья детей», «Семья – здоровый образ жизни»  вместе с родителями обсуждали вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни, организации спортивного досуга, спортивного кружка в детском саду. Были даны рекомендации по применению детьми в повседневной жизни сформированных умений и навыков.

Анкетирование родителей  «Что нужно знать воспитателям о вашем ребёнке?», «Мой стиль воспитания в семье», «Чего вы ждёте от детского сада в этом году?», «Детский сад глазами родителей», позволило получить информацию о тех проблемах, с которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего ребёнка.

В ходе проведения консультаций «Как отвечать на детские вопросы?», «Как активно слушать ребёнка?» использовала прослушивание записи вопросов детей, их суждений. Старалась раскрыть их значение, понимание необходимости правильного ответа со стороны родителей.

Интересной формой налаживания доверительных отношений и взаимопонимания ДОУ с семьёй являются выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на различные темы. Проведение таких выставок, как: «Осенняя ярмарка», «В гостях у сказки», «Нос морковкой», «Украсим яичко к пасхальному дню», изготовление поделок родителей с детьми к проекту «Чтобы не было пожара, чтобы  не было беды» и др. стало стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей и родителей. В нашей группе  практикуется награждение участников выставок.

Регулярная организация фотовыставок «Как мы жили летом», «Как весело отдыхали и Новый год встречали»  и др. знакомила родителей с жизнью ДОУ, деятельностью их детей.

Важным звеном в системе совместной работы детского сада и семьи является приобщение родителей к непосредственному участию в работе детского сада; организации и участие в проведении праздников и развлечений: «Готовим вместе с мамой», «День матери», «Скоро, скоро Новый год»», «Наши мальчики самые сильные», «Широкая Масленица», «Пасхальные посиделки».

Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал: ширмы, стенды, папки – передвижки.

Из папки – передвижки «Осенние игры для детей и взрослых» родители узнали: как правильно организовать игры на свежем воздухе, чтобы прогулка была не только интересной, но и познавательной. А рубрика «Игры из сундучка» познакомила с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми на развитие мелкой моторики у детей, в которые родители смогут поиграть с ребёнком в любое удобное для них время.

Одной из форм обеспечения единства общественного и семейного воспитания на дошкольной ступени образования является создание информационных изданий для родителей. Особой популярностью пользуются буклеты по ОБЖ «Ребёнок дома», «Что нужно знать об укусах насекомых» и др., еженедельные рекомендации по темам недели. Выпуск журналов «Без напоминаний и с удовольствием», « Учим ребёнка общаться» помогли  родителям  возможность получить необходимую информацию  о том,  как формировать у детей привычку трудиться, получили практические советы по созданию системы домашних обязанностей детей; дали возможность родителям помочь своим детям разобраться в мире взаимоотношений со сверстниками.  В подготовке газеты родители принимали непосредственное участие, т.к.  родители делились  семейным опытом по воспитанию и развитию детей.

Использование разнообразных форм работы с семьёй позволило пробудить чувство расположения и доверия родителей к  детскому саду.

Современные формы работы с родителями.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включённостью»

родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий;  участие в выставках, конкурсах;  помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей

Родители – активисты, которые  с удовольствием участвуют в воспитательном образовательном процессе, видят ценность любой работы воспитателя и детского учреждения. Родители – исполнители, для них характерны средний уровень воспитательных возможностей по отношению к своему ребёнку, пассивность к работе в ДОУ, но, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Родители – наблюдатели (хорошо, что таких родителей  мало), мягко говоря,  равнодушные к тому, что происходит в детском саду.                                                           Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:                                                                      а) активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей;                                                                                      б)заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов;                                                                                                                                 в) равнодушные, считающие «вы за это получаете зарплату».                                                  У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Таким образом, было решено искать новые формы работы с родителями.

Был составлен паспорт каждой семьи, который содержал статистические данные. На основании полученных данных были составлены социальные портреты семей. Необходимо было найти инновационные методы работы с семьями, для того чтобы

а) Повысить уровень родительской компетентности;

б) Создать гармоничные отношения  детей и родителей в семье;

в) Повысить  ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ.

Как это повлияет на развитие ребенка:

– Улучшится эмоциональный климат в семье;

– Упрочится социальный статус ребенка в семье,  отношения с родителями станут более адекватными его возрасту;

– Изменится  в сторону большей объективности родительская оценка талантов ребёнка, уровень родительских притязаний будет лучше соотноситься с его способностями;

– Повысится эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они, по сути, приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

– Информационно – аналитические;

– Наглядно – информационные.

Информационно – аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет узнаю особенности дошкольников, что ребёнок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребёнка.                             К ним относятся также  опрос, тесты, интервьюирование, наблюдение, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут  помещать волнующие их вопросы.

организации общения с родителями является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношения в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального,  личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательной  образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.                                                                                                                              Создать  условия   для ситуативно-делового и личностно – ориентированного общения, педагогический коллектив  может  на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, подготовка к празднику, походу, разработка общего проекта и т. д.).  Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия: игротеки, выставки,  встречи с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов,  ведение домашних  дневников и многое другое.

Досуговые формы организации – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать тёплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями,  между родителями и детьми.  Родители становятся более открытыми для общения.

Суть познавательных форм организации –   ознакомление родителей  с возрастными и психологическими   особенностями детей дошкольного возраста, формирования у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Для формирования у родителей  навыков и умений воспитания ребёнка также проводятся тренинги, семинары – практикумы, дискуссии, предлагаются устные педагогические журналы и т.д.

Наглядно – информационные формы направлены на ознакомление родителей с работой дошкольного  учреждения, особенностями воспитания детей. Формирования у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Наглядно – информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания.

условно разделены на две подгруппы:

информационно – ознакомительная

информационно – просветительская.

Воспитательные функции ДОУ и семьи.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.

ДОУ играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность.                                                                                                                                     Однако  насколько эффективно он будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей  в образовательном  процессе вряд ли возможно.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй.  Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет. Бывает нелегко объяснить родителям, что ребёнка нужно не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, учить его думать, размышлять, сопереживать.

Трудности родителей в воспитании детей связаны с недостатком знаний по вопросам воспитания ребёнка, отсутствием выдержки,  терпения, педагогического такта.  Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание  вслепую, интуитивно. Всё это, как правило,  не приносит позитивных результатов.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент всё больше внимания начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Работники детского сада стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьёй и ищут новые формы сотрудничества с родителями.

Поэтому не случайно в последние годы  начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе её лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять воспитательную деятельность.

Детский сад, как социальный институт в поддержку  семье, помогает воспитывать ребёнка. В сложившихся социально – культурных и экономических условиях взаимодействие с семьёй является важным направлением деятельности детского сада.

Семья и детский сад составляют на определённом этапе основную воспитательную  образовательную микросреду – образовательное пространство. И детский сад, и семья по – своему передают ребёнку свой социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно – правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания» и «Типовом положении  о дошкольном образовательном учреждении» (Приказ Минобр науки РФ от 27.10.2011 г. №2562), « Законе  «Об образованиии» ( 2013г.) – федеральный закон   от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Так  в законе « Об образовании» в ст. 44, п.1. записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».  Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом их индивидуальных возможностей и способностей.

А важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели,  а активные участники воспитательного процесса. Всё это позволяет нам рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности ДОУ.

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших  условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях,  а, следовательно, помочь в его развитии.                                                                         Укрепление и развитие тесной  связи,  и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

В. А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

Воздействие семьи и детского образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста осуществляется в принципе совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи, которые  требуют, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.  Если такое единство и координация усилий не достигаются, то на успех рассчитывать трудно.

В основе организации взаимодействия ДОУ с семьёй лежат принципы:

– единства воспитательных воздействий;

– преемственности согласованных действий;

– обратной связи;

– индивидуального подхода к каждой семье.

Исходя из этого, острейшей задачей современного периода становится поддержка психологической компетентности родителей. Совместная работа родителей и педагогов позволяет совместно выявлять и решать проблемы воспитания детей. Такое сотрудничество помогает в следующих аспектах:

– изучение обеими сторонами воспитательных возможностей;

– совместное с педагогом выявление достижений и трудностей;

– совместная проектная деятельность детей и взрослых в контексте актуальных проблем воспитания.

Исходя из цели работы всего учреждения, я сформулировала свои цели так:

1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

2. Установление с родителями партнёрских отношений по взаимодействию.

3. Активизация участия родителей в различных мероприятиях.

Для себя, как педагога, я выделила две ведущие задачи своей деятельности:

1. Установление отношений сотрудничества с родителями и поддержка их психолого – педагогической компетентности;

2. Установление отношений игрового  партнёрства с детьми и содействие их успешному развитию в среде дошкольного учреждения.

Используя принцип индивидуального подхода, мне необходимо было раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответственные приёмы воспитания.                                                                                                                  Правильно построенное общение родителей и воспитателей – это залог успешного воспитания дошкольника. Внимательное отношение педагога к связям «родитель-ребёнок» позволяет увидеть сложный процесс становления родительского поведения. Детско-родительские отношения имеют важнейшее значение для осознания факторов, определяющих развитие ребёнка. Эмоциональное,  поддерживающее родительское отношение способствует формированию у ребёнка доверия, интереса, усвоению форм взаимодействия с окружающими.                                                                                                                   Меняются аспекты удовлетворённости родителей условиями деятельности детского сада. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.  Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Педагогические исследования показывают избирательное отношение родителей к различным формам просвещения. Так, по некоторым данным, 15% родителей положительно оценивают лекции, 40% – изучение материалов в папках-передвижках и родительских уголках, 60% – родительские собрания и 95% отдают предпочтения индивидуальным консультациям со специалистами.

Идея необходимости целенаправленного образования с целью повышения  функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами. Под образованием родителей понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнения родительских ролей в семье и обществе.

Публикация «Эффективные формы взаимодействия с родителями дошкольников» размещена в разделах

В соответствии с Законом “Об образовании в Российской Федерации” одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является “взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка”.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Готовясь к сотрудничеству с семьей, требуется четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию. Это необходимо для того, чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, пробудить их интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие в различных мероприятиях.

Все формы работы подразделяются на индивидуальные, коллективные и наглядно-информационные.

Индивидуальные формы работы с родителями

Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности, наблюдение за общением родителей с детьми как в группе, так и дома педагоги намечают конкретные пути совместного воздействия на ребенка.

В самом начале очень важно изучение семейной микросреды. Для этого проводится диагностико-аналитическая работа со взрослыми. Наиболее распространенный метод диагностики — это анкетирование. Оно позволяет выявить общий план семьи, возраст, образовательный уровень, сведения о ребенке, уровень педагогической культуры, характер взаимоотношений ребенка с родителями, уровень воспитательного потенциала родителей, их психолого-педагогическую компетентность, характер отношения к дошкольному учреждению и т. д.

Беседа воспитателя с родителями — наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью, другими членами семьи. Цель беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Материал для бесед воспитателю дают наблюдения за ребенком: выполнение им правил поведения в коллективе; отношение к детям, взрослым и их требованиям; отношение к деятельности; разговоры с воспитанником, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения. Беседы могут возникать по инициативе родителей и педагогов. Они должны отвечать определенным требованиям:

• быть конкретными и содержательными;

• давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания;

• пробуждать интерес к педагогическим проблемам;

• повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями являются консультации.

Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой — побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

Консультации по своему характеру близки к беседам. Разница в том, что беседа — это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать им квалифицированный совет. Тематика консультаций разнообразна. Она определяется потребностями взрослых (какие вопросы они задают, какие трудности испытывают, наблюдениями за поведением детей в детском саду, за взаимоотношением родителей и детей, актуальностью некоторых вопросов на данном этапе.

Консультация тоже предполагает выполнение определенных требований:

• рекомендации, советы, даваемые родителям, должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенности ребенка;

• каждая консультация должна давать родителям что-то новое, полезное, расширять их педагогические знания;

• прежде чем что-то посоветовать родителям, воспитатель должен тщательно подготовиться: прочитать соответствующую литературу, подобрать интересные примеры из практики, если потребуется — наглядный материал (детские работы, поделки, книги).

Коллективные формы работы с родителями

Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованного для ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Практика показывает, что если педагоги творчески готовятся к собранию, активно привлекают к участию в нем родителей, приводят примеры организации жизни и деятельности детей в семьях, то оно проходит живо, интересно, результативно. При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:

1. Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.

2. Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

3. Подготовка конкурсов, выставок.

4. Подготовка плакатов по теме собрания.

5. Проведение заседания родительского комитета.

Повышает активность мам и пап на собраниях участие детей. Это может быть проведение какого-либо развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности. Во время беседы воспитателя с родителями на собрании необходимо соблюдать некоторые требования:

• Не следует упрекать и поучать родителей.

• Чаще нужно использовать в качестве примеров момент из жизни группы.

• Рассказывая о нежелательных поступках детей, не следует называть их фамилии и имена.

• Беседу лучше вести при мягком освещении.

• Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.

• Разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

Если собрания проводятся в удобное для родителей время и организованы интересно, то его участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом.

Родительские тренинги (тренинговые игровые упражнения и задания) помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребенка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины. Например, невозможно испытывать чувства злости и гнева на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; сея в душе ребенка негативные эмоции, нельзя получать взамен его улыбку и любовь.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов — вечеров вопросов и ответов. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками. При их подготовке родители задействованы практически во всех мероприятиях:

• обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

• помощи в разработке сценария;

• разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;

• помощи в оформлении помещения;

• пошиве праздничных костюмов;

• подготовке отдельных номеров;

• изготовлении сюрпризов и подарков;

• подготовке праздничного стола.

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы. Еще праздники позволяют взрослым поиграть, дают им возможность стать «равными» ребенку в игре.

Семьи с удовольствием участвуют в экскурсиях, походах выходного дня. Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется общее поле интересов, действий детско-родительского сообщества в детском саду и дома. Наряду с этим устанавливается более тесная связь до школьных учреждений и семьи, что положительно влияет на воспитательную и оздоровительную работу с детьми. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к физической культуре, а через нее — к здоровому образу жизни.

Наглядно-информационные формы работы с родителями

Прежде всего, это уголки для родителей с различной информацией :

• Выставки детских работ по определенной тематике.

• Информационные – которые могут содержать следующий материал:

• объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

• просьбы о помощи;

• информацию о событиях в детском саду;

• обсуждение текущих событий в группе;

• рекомендации по проведению домашних занятий;

• благодарность добровольным помощникам.

• Памятки для родителей.

• Выставки книг, статей из газет или журналов по проблемам семейного воспитания.

• Папки-передвижки, которые формируются по тематическому принципу: «Чтобы ваши дети не болели», «Занятия с детьми дома», «Роль отца в воспитании детей» и др.

• Родительская газета, В такой газете отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам; описывают, как проводят выходные, чем любит заниматься их ребенок дома, какие у него любимые игрушки, какие семейные праздники они отмечают; делятся рецептами приготовления любимых блюд.

Газета может быть посвящена какой-то конкретной теме воспитания, а может быть оформлена в виде фотографий, рисунков родителей и детей. Например: «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома», «Я помогаю маме» и т. д.

Эффективность форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребенка

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют :

• возникновение дискуссий по их инициативе;

• ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

• размышления родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

• повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решении задач и обсуждении дискуссионных вопросов.

Соответственно родители участвуют в тех мероприятиях, которые считают наиболее значимыми и полезными для себя. Как показал опыт изучения эффективности индивидуальных форм работы с родителями, наибольшую значимость они придают индивидуальным беседам с воспитателем. Это объясняется тем, что беседы не требуют большого количества времени (можно подойти к воспитателю в любое свободное время и выяснить интересующие вопросы). Сегодня родителей в особенности волнуют проблемы неусидчивости, невнимательности, непослушания детей, а также повышенная нервозность.

Вместе с тем следует отметить, что многие формы работы не считаются родителями эффективными. Не все охотно делятся проблемами в воспитании детей; низкая активность наблюдается у родителей при обсуждении некоторых ситуаций. Причины этого чаще всего кроются в недостаточности педагогических знаний, отсутствии свободного времени для общения, нежелании заниматься своими детьми.

Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребенок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух необщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.

Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребенка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *