КОНСУЛЬТАЦИЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Креативные физминутки

Применение игр для развития, логического мышления, познавательных процессов умения принимать решения, воображения, восприятия, внимания, памяти. Сюда можно оотнести мини-викторины, кроссворды, загадки, ребусы. Гимнастика ума включает в себя упражнения для улучшения мозгового кровообращения – это двигательные действия (наклоны и повороты головы) + дыхательная гимнастика.

В процессе упражнений происходит механическое воздействие на стенки сосудов, облегчение и интенсивность умственной деятельности, расширение сосудов головного мозга и усиление мозгового кровообращения, повышение их эластичности.

Задания типа:  как может перемещаться пешеход с горы или в гору, по неровной дороге, или же как плывет корабль в шторм и в штиль.

Такие игры, как сюжетно-ролевые вводят дошкольников в мир взрослых. Чаще всего физкультурные упражнения  проводятся в стихах.

Методика проведения физминуток у детей. Пантомимическая гимнастика связана с подражанием птицам или животным.

“Сова” – упражнение на снятие усталости с мышц шеи и зрительного аппарата.

Исходное положение – захватите и сожмите мышцу левого плеча правой рукой, поверните голову и посмотрите через плечо. Изображаем сову, хлопаем глазками, делаем вдох, на выдохе выговариваем “ух”.

При выполнении этого упражнения происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, сокращения напряжения, расслабление мышц шеи, плечевого пояса, позвоночника, восстановление голосовых связок и снятие утомления со зрительного аппарата.

Спортивно-физкультурные физминутки

Эта гимнастика, проделывается под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на усиление определенной категории мышц.

Это могут являться игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала аналогично игре “Съедобное – несъедобное”, упражнения на координацию движения.

Публикация «Обучение в школе, Зачем нужны физкультминутки» размещена в разделах

В начальной школе дети, кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание рассеивается, поэтому страдает качество выполняемой работы. Вместе с тем в период обучения в школе происходят интенсивный рост и развитие детского организма, который чутко реагирует как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на оздоравливающие меры. Так, например, систематическая двигательная активность является естественным стимулятором, активизирующим работу всех физиологических систем организма, в том числе функций головного мозга. При поступлении в школу происходит снижение двигательной активности почти наполовину. Младшие школьники проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 20% времени суток. Для успешного усвоения учебной программы им нужна повышенная умственная работоспособность, а необходимость длительное время сидеть за партой, снижение двигательной активности, наоборот, приводят к ухудшению снабжения организма, мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности.

Физическая активность учащихся в младшей школе обеспечивается : 1) занятиями больших форм: уроками физкультуры, спортивных секций или танцевальных кружков; 2) занятиями малых форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения. Гимнастика до начала уроков обеспечивает быстрое включение школьников в активную работу, помогает удерживать правильную позу за партой. Физкультурные минутки на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, повышают внимание и активность детей на последующем этапе урока. Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей.

Физкультминутка представляют собой комплекс физических упражнений, направленных на снижение усталости. Для того чтобы снять напряжение, которое вызвано долгим сидением за партой, следует выполнять комплекс занятий: потягивание, разведение плеч, вращение головой, наклоны вправо и влево, выпрямление ног. Для возможного исключения близорукости и впоследствии её исключения проводится специальная гимнастика для глаз. Упражнения для глаз предусматривают движения глаза по всем направлениям. Физкультминутки в начальной школе действительно играют важную роль, поскольку помогают получить новый заряд энергии, способствуют поддержанию восстановления органов слуха, помогают активизировать дыхание. Они так же способны поднять нам детям эмоциональный настрой, снять статическое напряжение, вызванное продолжительным сидением за партой. По содержанию физкультминутки способствуют снятию утомления и предназначаются для определённого действия на конкретную область тела. Что может входить в комплекс обучения : гимнастика для формирования осанки, укрепление зрения, укрепление кистей рук, занятия для лица, гимнастика для органов дыхания. Какие существуют виды физкультминуток? Оздоровительно – гигиенические : Их можно выполнять как стоя, так и сидя за партой, расправив плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ногами». Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Напряжения на глаза оказывают не только чтение и письмо на уроках, но также очень сильно влияет и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глаза только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом. Танцевальные: Они выполняются обычно под музыку. Танцевальные движения повторяются за учителем, за анимационные картинками электронных физминуток или за учащимися, которые посещают танцевальные кружки. Кроме этого можно использовать распевание песенок и определенные движения под них. Физкультурно-спортивные :

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать повороты головы, наклоны, бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

Двигательно – речевые: Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их. Релаксационные: Релаксация – расслабление, сопровождающееся снятием напряжения. В качестве минутки отдыха можно использовать спокойную красивую музыку. Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Музыка сама по себе способствует хорошему настроению, что положительно влияет на здоровье. Для такого вида физкультминуток прекрасно подойдут записи звуков природы. Во время физкультминуток дети могут закрыть глаза. Также можно сочетать красивые иллюстрации и спокойную музыку.

Проведение физкультминуток решает следующие задачи: а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы; б) активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала; в) эмоциональная встряска учащихся, возможность сбросить накопившийся, например, во время опроса груз отрицательных эмоций и переживаний. Проводят физкультминутку на 10 – 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (в начале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели). Продолжительность 2-3 минуты.

Существует много причин, из – за которых может ухудшиться здоровье. Среди них недостаточная двигательная активность. Она вызывает зрительное, умственное и физическое напряжение. Для того чтобы снять напряжение необходимо проводить физкультминутки. Физкультминутка на уроке способствует снятию утомления и повышает качество выполняемой работы, отсутствие физкультминутки на уроке влечет за собой усталость и понижает качество выполненной работы.

Проанализировав анкеты учащихся, выяснилось следующее: Результаты анкетирования в 1 – 4 классах. Было опрошено 87 человек. Подводя итог анкетирования мы получили следующие результат 1. Нужны ли физкультминутки? 82 человека ответили положительно, лишь 1 ученик ответил нет, а 4 человека затруднились ответить на вопрос. 2. Для чего нужны физкультминутки? 66 человек считают, что физкультминутки необходимы для отдыха, 6 школьников полагают, что они нужны для озорства, а 15 учащихся затруднились ответить на вопрос. 3. Проводят ли у вас физкультминутки? 48 школьников согласились с утверждением, 27 человек считают, что физкультминутки проводят иногда, и лишь 1 ученик ответил нет. 4. Какие физкультминутки вам нравятся? 54 ученикам нравятся разные физкультминутки, 26 школьникам нравятся музыкальные, 7 ученикам нравятся словесные физкультминутки.

Результаты анкетирования 5-7 классов В опросе участвовало 54 ученика. Подводя итог, мы получили следующие результаты: 1. Нужны ли физкультминутки? 52 человека считают, что физкультминутки необходимы на уроках, и лишь 2 человека ответили отрицательно. 2. Для чего нужны физкультминутки? 52 школьника ответили для отдыха,1 ученик затруднился ответить на вопрос, и лишь 1 школьник считает, что физкультминутки не нужны вовсе. 3. Проводят ли у вас физкультминутки? 51 человек ответили иногда, 2 ученика ответили положительно, и лишь 1 человек ответил нет. 4. Какие физкультминутки вам нравятся? 21 человек ответили музыкальные, а 32 ученика разные, и лишь 1 ученик ответил никакие.

Результаты анкетирования 11 классов. В опросе участвовали 27 учеников. Подводя итог, мы получили следующие результаты. 1. Нужны ли физкультминутки? 18 человек считают, что физкультминутки необходимы на уроках, 3 человека ответили отрицательно, а 6 учеников затруднились ответить. 2. Для чего нужны физкультминутки? 24 ученика ответили для отдыха,1 ученик затруднился ответить на вопрос, и лишь 2 школьник считает, что физкультминутки не нужны вовсе. 3. Проводят ли у вас физкультминутки? 10 человек ответили иногда, 3 ученика ответили положительно, 14 человек ответил нет. 4. Какие физкультминутки вам нравятся? 9 человек ответили музыкальные, а 17 ученика разные и лишь 1 ученик ответил никакие.

Вывод: Для плодотворной работы на уроке, особенно в начальных классах, необходимо проводить физкультминутки. Они положительно влияют на умственную работу учеников и повышают качество работы на уроке.

Результаты анкетирования учителей. На вопросы анкеты ответили 4 учителя из начальной школы и 4 учителя из старшей школы : 1. Нужны ли физкультминутки ученикам? Все ответили положительно. 2. Для чего нужны физкультминутки ученикам? Единогласно ответили для отдыха. 3. Проводите ли вы физкультминутки на уроках? 1 учитель ответил положительно, а остальные ответили – иногда 4. Какие физкультминутки вам нравятся? 1 учитель ответил, что ему нравятся музыкальные физкультминутки, остальные ответили – разные. Анализ анкет педагогов показал, что учителя недооценивают роль формирующихся в процессе обучения состояний переутомления и не проводят на своих уроках физкультминутки разного типа, либо проводят лишь иногда. Вывод: Учителю нельзя забывать, что дети меньше напрягаются, если в промежутках учебной работы проводятся физкультминутки – кратковременный полезный отдых детей.

Выводы: По результатам анкетирования учащихся младших и старших классов мы видим, что учителя активно проводят физкультминутки с младшими школьниками. Чем старше ученики, тем меньше внимания уделяется физкультминуткам на уроках. Учителя считают, что чем младше ребенок, тем чаще он должен сменять вид деятельности, отдыхать, так как мышцы в этом возрасте менее выдержанные и быстро устают. Для плодотворной работы на уроке, особенно в начальных классах, необходимо проводить физкультминутки. Они положительно влияют на умственную работу учеников и повышают качество работы на уроке.

1. Василевская Е. В. « Физкультминутки в начальной школе. Упражнения для снятия напряжения на уроках. М – 2009 г.

2. Волина В. В. « Занимательное Азбуковедение»,- М. : Просвещение, 1991

3. Волина В. В. « Праздник числа» (Занимательная математика для детей, – М. : Знание, 1994

4. Волина В. В.» Учимся играя», -М. : Новая школа, 1994

5. Ковалько В. И. « Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1- 4 классов», М. : Вако, 2011г.

6. Лецких А. А. « Подвижный» способ обучения и его влияния на развитие учащихся 2010 г.

7. Соколова Л. А. « Коплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников», – М. : Детство – Пресс,2016

8. Тукачева С. И. Физкультминутки Волгоград : Учитель 2010 г.

Анкета для учащихся начальных и старших классов :

1. Нужны ли физкультминутки? а) да б) нет в) не знаю

2. Для чего нужны физкультминутки? а) отдохнуть б) поозоровать в) не нужны, они отвлекают г) не знаю

3. Проводят ли у вас физкультминутки? а) да б) нет в) иногда

4. Какие физкультминутки вам нравятся? а) словесные (стихотворные) б) музыкальные в) никакие г) разные

Анкета для учителей начальных и старших классов :

1. Нужны ли физкультминутки ученикам? а) да б) нет в) не знаю

2. Для чего нужны физкультминутки ученикам? а) отдохнуть б) поозоровать в) не нужны, они отвлекают г) не знаю

3. Проводите ли вы физкультминутки на уроках? а) да б) нет в) иногда

1) Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить

Эти легкие движенья

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочки часов,

Проведем глазами дружно,

Ну, а дальше – будь здоров!

2) Любопытная Варвара

Чуть присела на карниз

И с него свалилась вниз

3) Проведём, друзья, сейчас Упражнение для глаз. Влево, вправо посмотрели, Глазки все повеселели. Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Поморгали 8 раз

Лучше будет видеть глаз.

Физкультминутки в игровой форме :

1) Быстро встали, улыбнулись,

Ну-ка плечи распрямите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

2) (Ученики повторяют движения за учителем)

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты сесть опять.

3) Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях согнем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

4) (Ученики за учителем повторяют движения)

Из – за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

Физкультминутки для более старших учеников

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

Я иду, и ты идешь,

Раз, два, три.

Я пою, и ты поешь,

Мы идем, и мы поем,

1. Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

1. Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь писать начнем.

2. (и. п. сидя) Спал цветок и вдруг проснулся,

(встать, руки на поясе)

Больше спать не захотел.

(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)

Взвился вверх и полетел.

Неопределенная форма глагола

Раз – подняться, потянуться

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

1. Давай присядем столько раз,

Сколько подснежников (любое количество предметов назвать и показать) у нас.

Сколько подснежников у нас,

Столько мы подпрыгнем раз.

2. Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

Орфограмма «ЖИ – ШИ»

“ЖИ” и “ШИ” мы повторили,

ШИре руки развели,

На ладоШИ посмотрели

И захлопали в тиШИ.

По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ.

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем: “Поработать нужно!”

Для спокойствия перед выполнением контрольных работ

(Перед выполнением контрольной работы. Дети выполняют действия под речевку учителя. Учитель говорит строчку речевки и делает паузу, а дети про себя повторяют строчки)

Я скажу себе, друзья,

Не боюсь я никогда

Ни диктанта, ни контрольной,

Ни стихов и ни задач,

Ни проблем, ни неудач.

Я спокоен, терпелив,

Сдержан я и не хмурлив,

Просто не люблю я страх,

Я держу себя в руках.

(Учитель говорит, а дети выполняют действия. Все выбирают удобную позу.)

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновенье,

Серьезным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого,

А себя лишь одного!

Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зеленый или золотой цвет, поэтому в классе повесить зеленый или золотой круг из картона и дети выполняют упражнения с его помощью, например можно сфокусировать зрение на круге или дорисовать лепестки (взаимодействие с пальчиковой гимнастикой). Можно глазками посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать круг или первую букву своего имени. Любимое упражнение детей “Сладкий сон” – дети засыпают под счет от 1 до 10 и под обратный счет просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего.

Это воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления, креативных способностей, расслабление и тренировка мышц глаз, синхронизация полушарий головного мозга. Сюда можно отнести упражнения “Ленивые восьмерки” – рисование в воздухе, на листочке, рисуем то правой рукой, то левой, то одновременно двумя руками, начиная от серединной точки.

“Двойные рисунки”– рисуем двумя руками одинаковые удивительные формы. “ Постукивание пальчиками” – имитация игры на пианино. “ Пальчики замерзли”– растираем каждый пальчик

отдельности либо все одновременно. “ Салютик”– пальчики сжаты в кулачок, резким движением

их расправляем, “Замочек”, “Здравствуй, пальчик” – большой пальчик левой руки здоровается с большим пальчиком правой руки, с соседними пальчиками, с ладошкой, также указательный, средний, безымянный и мизинчик; письмо букв и цифр в воздухе. Физкультминутки для школьников средних и старших классов Упражнение 1. Исходное положение – основная стойка. На счёт «раз» – встать на носки, руки вверх наружу, на счёт «два» – потянуться вверх за руками. На счёт «три» – опустить руки дугами через стороны вниз, на счёт «четыре» – скрестить руки перед грудью, голову наклонить вперёд. Повторить упражнение в быстром темпе 6-8 раз.

Упражнение 2. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки вперёд. На счёт «раз» – поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. На счёт «два» – вернуться в исходное положение. На счёт «три, четыре» – упражнение выполняется в другую сторону. Повторить 6-8 раз в быстром темпе. Упражнение 3. Исходное положение-стойка ноги врозь. На счёт «раз» – согнуть правую ногу вперёд и, обхватив голень руками, притянуть её к животу. На счёт «два» – притянуть ногу, подняв

руки вверх. На счёт «три, четыре» – выполняется то же, но с левой ногой. Повторить упражнение в среднем темпе 6-8 раз.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

И. п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх, 2 – переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

И. п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз направо, 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 – круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 – то же в другую сторону, 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.

И. п. – стойка ноги врозь. 1-2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и. п., 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Упражнение для мобилизации внимания.

И. п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7-8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс, 13-14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3 раза – средний, 4-5 – быстрый, 6 -медленный.

Публикация «Консультация „Физминутка — важнейший элемент учебного процесса“» размещена в разделах

Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации, и как следствие – зрительный аппарат школьника испытывает постоянное перенапряжение. Все это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья – нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ.

Вот почему на уроках в начальной школе так важно не только уделять внимание реализации образовательных целей, но и способствовать укреплению здоровья деток. Для комплексного решения этих задач используются физминутки. Это небольшие по времени (от 2 до 5 минут) паузы в середине учебного занятия или первый этап урока, которые являются профилактикой гиподинамии и нарушений в работе органов зрения и слуха.

Физминутки в 1– 4 классах помогают:

• переключить внимание ребят с одного вида работы на другой (например, с чтения на пересказ);

• настроить на работу (не секрет, что дети с трудом включаются в работу после перемены, а физминутка как раз таки и сделает переход от активного физического времяпрепровождения к познавательному более гармоничным);

• дать отдых пальчикам (на уроке письма или рисования, глазам (на занятиях чтению, а также левому полушарию мозга, отвечающему за установление последовательности, логику (на уроках арифметики);

• расслабиться (психоэмоциональное здоровье школьников зависит от их физического состояния, поэтому учителю начальных классов необходимо планировать урок так, чтобы физминутки были обязательно включены в конспект занятия, тогда и уровень усвоения материала будет выше);

• поддерживать интерес к уроку (для малышей крайне важно постоянно поддерживать заинтересованность в познавательной деятельности, чтобы сохранялась «интрига» до конца урока).

Более того, физминутки формируют позитивное отношение к возникшим ситуациям в классном коллективе. Так, если в классе на перемене произошла потасовка, то для того, чтобы отвлечь малышей от случившегося, примирить и подготовить к учебной деятельности на занятии, нужно провести совместную развлекательную игру, которая будет ещё и полезна для здоровья. С этой задачей превосходно справляются минутки здоровья на уроке. Организовывать такие паузы нужно в середине занятия (на каждом уроке, в начале (на последних уроках, когда дети очень утомлены) и в конце (на первых уроках, чтобы у малышей было больше времени настроиться на следующий урок). Таким образом, на каждом учебном занятии проводится две физминутки.

С этой целью на уроках можно использовать физминутки (упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук, гимнастика для глаз, упражнения, корректирующие осанку, дыхательную гимнастику).

Комплексы физминуток подбираются в зависимости от содержания учебной работы на данном уроке. В комплекс физминуток входят простые, доступные упражнения, которые не требуют сложной координации.

На уроках, очень интересно использовать рифмованные упражнения. Проговаривание рифмовок – это прекрасное средство для физминуток, когда дети могут выполнять определённые движения. Рифмованные физминутки не только отвлекают детей от усвоения информации, но и тренируют их память и речь. Такие минутки обычно предполагают шуточный стишок, который может сопровождаться элементарными действиями (сгибанием-разгибанием пальчиков, движением глаз по кругу, приседаниями и т. д).

Зрение является самым важным инструментом для успешного обучения в школе. Электронные физминутки позволяют заниматься профилактикой, и не допустить зрительного утомления. В презентации несколько тем с сюжетами детских мультфильмов. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками. В физминутки добавляются и двигательные упражнения, которые помогают расслабить и костно-мышечный аппарат ребенка, укрепляют осанку

Утомление на уроке обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. Устранить его можно, если оптимизировать физическую, эмоциональную, умственную активность. Для этого необходимо переключиться на другие виды деятельности, отдохнуть, используя всевозможные средства восстановления работоспособности. Проведение физминуток помогают предупредить утомление, восстановить умственную работоспособность, являются профилактикой нарушения осанки. Предпочтение необходимо отдавать простым, интересным и знакомым детям упражнениям, не требующим для выполнения большой площади.

Физминутка необходима на каждом уроке, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности, это необходимый элемент в здоровьесберегающей деятельности учителя.

Продолжительность физминуток не менее 1,5 – 2 минут каждая.

В 1 классах проводятся 2 физминутки через 15 минут после начала урока и на 25 минуте рабочего времени. В остальных классах начальной школы одна после 20 минут от начала урока. Физкультминутки проводятся в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Обязательное условие эффективного проведения физминуток – положительный эмоциональный тон.

Физминутки могут быть направлены на снятие локального утомления и физминутки общего воздействия на усталый организм.

По содержанию физминутки способствующие снятию локального утомления различны и предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.

Физминутки общего воздействия применяются в комплексе на различные группы мышц, это упражнения, рассчитанные на мобилизацию внимания, восприятия, восстановления умственной работоспособности.

В состав упражнений для физминуток входят :

• упражнения по формированию осанки,

• укреплению зрения,

• укреплению мышц рук,

• отдых позвоночника,

• упражнения для ног,

• релаксационные упражнения для мимики лица,

• дыхательная гимнастика.

Физкультминутки можно отнести к следующим видам:

по степени воздействия на организм, это то, как воздействует каждая физминутка на ту или иную систему организма и по форме проведения – то, какие физминутки следует подбирать для каждого урока.

Физминутки делятся на группы, каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель, прежде чем предложить детям проведение физминутки.

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз

Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Упражнения для снятия зрительного утомления

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.

Упражнения для профилактики близорукости.

И. п. – стоя на коврике, ноги врозь, руки вдоль туловища: посмотреть вверх-вниз, влево – вправо (6 раз); закрыть глаза, расслабиться; посмотреть в правый верхний угол, в левый нижний (6 раз); закрыть глаза, поморгать, расслабиться; круговые движения глазами по часовой стрелки (3-5 раз); закрыть глаза, расслабиться; движения губами вперед, влево – вправо, вcе Сказки – зарядки.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4—5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4—5 раз,

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4—5 раз.

Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1—4, потом перенести взор вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз

В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.

“Взгляд влево вверх”. Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

“Горизонтальная восьмерка”. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т. е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.

“Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

Упражнения для тренировки зрения.

1. Движение глазными яблоками вправо и влево.

2. Движение глазными яблоками вверх и вниз.

3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки.

4. Фиксация взгляда на кончике носа.

После каждого упражнения, закрыть глаза, расслабиться (30-40 сек.)

Упражнения для снятия зрительного утомления:

Капля первая упала «кап – кап» – пальцем стучать

И вторая побежала «кап – кап» – по ладошке

Мы на небо посмотрели – смотреть вверх

Капельки «кап – кап» запели – постучать по голове

Намочились лица, – вытирать лицо

Мы их вытираем.

Туфли – посмотрите – посмотреть на туфли

Мокрыми стали – показать руками

Плечами дружно поведем – трясти плечами

И все капельки стряхнем

От дождя убежим – бег на месте

Под кусточком посидим – присесть

Закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном. Открыть, поморгать ими, как бабочка крыльями машет.

Большими и указательными пальчиками обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.

4. Глазодвигательный тренинг.

Если смотришь на предмет И не видишь, есть он или нет. На него ты не смотри, Глаза скорее отводи, Легко и быстро поморгай, Вправо, влево взгляд бросай, Снова глянешь на предмет — Изображенья четче нет!

Творческий подход учителя к планированию урока реализуется не только в выборе учебного материала, но и в систематизации, отработке физминуток. Главное, чтобы такие паузы были вовремя, то есть не прерывали сосредоточенную работу детей, а становились своего рода переходным элементом от одного этапа занятия к другому.

Физминутки в начальной школы крайне важны не только для того, чтобы дети меньше утомлялись, не теряли интерес к уроку, но и для сохранения здоровья подрастающего поколения. Педагог может воспользоваться имеющимися разработками или придумать свои, основываясь на интересах и увлечениях младших школьников. Ведь малыши с удовольствием декламируют рифмовки, поют песни и играют, особенно если учитель не просто наблюдает за ними, а столь же азартно и весело участвует.

Васюк Евгения Витальевна

учитель начальных классов

КГУ «Банновская средняя школа

отдела образования акимата

Требования к проведению физкультминуток

СанПиН рекомендует пользоваться формой двигательной активности:

Оздоровительные физминутки

Особо любимы детьми танцевальные физминутки, так как они организуются под веселую детскую музыку.

Движения в ритмическихфизминутках обязаны быть более четкими, хорошо отработанными. Ритмические физкультминутки чаще всего проделываются под счет.

Зеленый цвет очень полезен для глаз, поэтому рекомендуется смотреть именно на этот цвет. Можно глазами смотреть в разные стороны, или же нарисовать глазами какую-нибудь фигуру, например круг. Например, упражнение “Сладкий сон” – ребята засыпают под счет, и под обратный счет они  просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Кроме отдыха глаз, может  расслабиться позвоночник. Позвоночник утомляется быстрее всего.

Электронные зрительные физминутки

Такие физкультминутки несут в себе несколько функций. Их главная  цель – сохранять зрение, и снимать зрительное напряжение. Система упражнений, изображенная в виде мультимедийных презентаций сохраняет зрение, развивает функции глаз, увеличивает мотивацию дошкольников к выполнению зрительной гимнастики, активизирует приятные эмоции. Методика выполнения электронной физминутки элементарна в использовании. Дети прослушивают музыку и одновременно следят за движением объектов.

Электронные физминутки можно применять на любом занятии для снятия перенапряжения глаз. Можно предворять их стихами, разъясняющими детям, как следует проводить гимнастику для глаз.

Это корректировка зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления, творческих способностей, развитие и расслабление и тренировка мышц глаз, самосинхронизация полушарий головного мозга и  воздействие на мелкую моторику рук. В эту группу можно отнести упражнения:

“Ленивые восьмерки” – рисуем в воздухе то правой рукой, то левой, то одновременно двумя руками.

“Двойные рисунки”– рисуем двумя ручками одинаковые, необычные   формы.

“Постукивание пальчиками” – имитируем игру на пианино,

“Пальчики замерзли”– растираем каждый палец в отдельности либо все одновременно.

“Салют”– резким движением расправляем пальчики сцепленные в кулачок,

“Здравствуй, пальчик” – большой палец правой  руки здоровается с большим пальцем левой руки, с соседними пальцами, с ладошкой; письмо букв и цифр в воздухе.

Техника проведения физминутки для дошкольников

Если комплекс физнагрузки сопровождаются стихами или картинками, младшим деткам становится интересней.

Глазки – самый лучший друг.

Нарисую ими круг,

И восьмерку, и квадрат.

Друг мой будет очень рад!

При этом не нужно требовать, чтобы дети проговаривали стихи. Основная работа – это правильное выполнения инструкции детьми.

Когнитивные физминутки

Дидактические игры с движениями

При показе картинки или названии предмета воспитанники выполняют определенные упражнения. Игра “Умный светофорик” – красный цвет – дети стоят, желтый – сидят за партой, зеленый – шаг на месте.

Двигательные действия и задания

Игры на развитие познавательных процессов, памяти, внимания, нахождения различий, сравнения, воображения объединения в целое, выделение противоположностей. Допустим, упражнение “Покажи фигуру”, например: “Круг какой? А квадрат какой?” – детки показывают, игры “Летим – плывем” – соотнесение действия с изображенным предметом.

При помощи мимики, чередование радости и грусти, выражение разнообразных эмоциональных состояний, упражнение “Энергетическая зевота” – имитация зевоты, расслабление голосовых связок.

Методика проведения физминуток (кратко)

Физкультурная минутка (или, как еще ее называют, физкультурная пауза)– это один из обязательных, обдуманных элементов в занятии с детьми. Она необходима и важна.

Цель выполнения физминуток: внесение эмоционального заряда, продвижение общей моторики, выработка отчетливых координированных движений во взаимосвязи с речью, восстановление и активизация организма.

СанПиН рекомендует использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и занятия физической культурой на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, плавание и др.

Условие к методике выполнения  физкультурных минуток для детей: упражнения должны быть элементарны по структуре, увлекательны и упражнения должны быть такими, чтобы  дошкольники  хорошо их знали. Они должны быть комфортны для выполнения.

Программное содержанием занятия должно сочетаться с содержанием физкультминуток. В зависимости от вида образовательной деятельности её содержания, подбираются комплексы физкультминуток. Упражнения должны быть такими, чтобы  дети могли их  выполнять. Упражнения должны включать движения, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем и воздействующие на крупные группы мышц

В методику организации физкультурных пауз на занятиях у дошкольников входят три этапа: подготовительный, основной, заключительный. При помощи этих трех этапов мы подбираем комплексы нагрузки, определяем цели. Потом проводим сами упражнения, и в конце обязательно анализируем действия воспитанников в ходе выполнения.

Проводить физкультминутку не следует в том случае, если детки действуют на обучающем занятии сосредоточенно, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть их к работе будет сложно. Нет смысла устанавливать перед воспитанниками сразу несколько сложных задач. Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая проблема  может «отбить» интерес к выполнению физкультминутки.

Организация проведения физкультминутки

1. Выбрать физкультминутку необходимо с учётом:

2. Установить цели проведения физкультурной минутки: обучающую, воспитывающую, развивающую, здоровьесберегающую.

3. Выбрать место где она будет проведена.

4. Определить время выполнения.

5. Организовать специальный инвентарь, если нужен для проведения упражнений.

6. Для выполнения физкультурной минутки необходимо составить конспект, который включает:

2. Основной этап:

а) в соответствии с конспектом нужно проводить инструктаж выполнения выбранного физкультурного комплекса физической нагрузки:

Если проводится новая физминутка:

а)  взрослый демонстрирует воспитанникам движения физкультурного комплекса. Если физминутка выполняется на основе стихотворения, то:

1) с обратной стороны доски надо заранее написать ее слова;

2) в начале взрослый прочитывает стихотворение;

3) одновременно с его прочтением проделывает движения. Если физминутка уже знакома детям – то слова стихотворения повторяют на память, при необходимости;

б) взрослый просит детей подняться с рабочих мест и выполнить физминутку вместе (открывает часть доски со словами физминутки) ;

в) вместе с детьми проделывает физминутку не меньше  2-3 раз, наблюдает за активностью и дисциплинированностью  деток,

г) предлагает одному из ребят в качестве ведущего провести физминутку с остальными,

д) предлагает сесть на рабочее место ;

3. Итог (рефлексия)

— взрослый наблюдает отношение детей к выполнению данного комплекса физической нагрузки.

1. В ходе выполнения физминутки, взрослый должен проанализировать действия ребят:

— определить значимость выполненного физкультурного комплекса для воспитанников (наблюдения и беседы с отдельными детьми после урока)

— определить причины недисциплинированности отдельных ребят.

2. Изменить процесс проведения физминутки или подобрать новую.

Двигательно-речевые физминутки

Дыхательная и артикуляционная гимнастика

Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох, упражнения: “Задуй свечу”, «Подражания животным», “Звук вокруг” – при помощи звуков детки демонстрируют: дождь, полет шмеля, полет вертолета или же самолета, проезжавшую рядом машину и т д.

“Сгибание стопы” – упражнение, которое отвечает за речь и язык. При помощи данных упражнений происходит влияние на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, сокращение напряжения.

А также в эту категорию относим инсценировку небольших стихотворений.

Детки коллективно читают небольшие стихи и одновременно проделывают различные движения, будто инсценируя их.

Классификация физминуток

Различных физкультурных минуток большое количество. Их можно обнаружить в книгах и в сети интернет.

Представленная классификация поможет профессиональной няне,  организовать картотеку физминуток по видам и применять их на занятиях. При желании, можно составить картотеку по своему усмотрению, например, разделив физкультурные минутки их на группы по обучающей тематике.

Методика выполнения физкультурных минуток в процессе образовательной деятельности

Методика проведения физминуток у детей. Физкультурные минутки – физические упражнения, обладающие целью предупреждение утомления, возобновления интеллектуальной трудоспособности в ходе образовательной деятельности, требующей интеллектуального напряжения. Они улучшают кровообращение, снимают усталость мышц, психики, активизируют познание воспитанников, создают положительные эмоции и увеличивают интерес к образовательной деятельности. Физкультурные минутки  рекомендуется проводить начиная со средней группы, их продолжительность 1,5-2 минут;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *