КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ МЕТОДЫ ПОВЫШАЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА

Татьяна Огай Консультация для воспитателей «Методы, повышающие познавательную активность дошкольника»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ №5» ДО №19

Консультация для воспитателей на тему :Методы повышающие познавательную активность дошкольника”

Подготовила: воспитатель первой категории

Огай Татьяна Станиславовна

Цели: (Слайд 2)

Наталья Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников»

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации»

определяет дошкольную образовательную организацию первой ступенью

системы образования в целом.

Выпускная квалификационная работа

Познавательная активность школьников в применении различных методов обучения в начальной школе

Глава 1.  Сущность формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения

1.1        Понятие «познавательная активность». Уровни познавательной активности

1.2        Роль личности учителя в формировании познавательной активности младших школьников

Глава 2. Характеристика основных методов обучения в начальной школе и их роль в формировании познавательной активности.

2.1 Общие представления о методах обучения

2.2 Роль методов обучения в формировании познавательной активности младших школьников

Глава 3. Исследование влияния активных методов обучения на познавательную активность школьников

3.1 Описание методики исследования констатирующего эксперемента

3.2 Организация формирующего эксперимента

3.3 Описание контрольного эксперимента

3 Описание контрольного эксперимента

В ходе контрольного эксперимента мы использовали ту же методику, что и на этапе констатирующего эксперимента. Материалы исследования представлены в приложении №9. Проанализировав полученные данные контрольного эксперимента выяснили, что низким уровнем познавательной активности обладают 4 обучающихся, средний уровень – 7 обучающихся, высокий уровень – 4 обучающихся (Таблица 3).

Группа детей с высоким уровнем познавательной активности составила 26,67% обследованной выборки (15 человек); группа со средним уровнем познавательной активности – 46, 66 % выборки; группа детей с низким уровнем познавательной активности – 26, 67 % выборки (Диаграмма 2)

Диаграмма 2. Результаты контрольного эксперимента

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного эксперимента можно отметить, что:

а) низкий уровень: было – 40%; стало-26, 67 %  ; он уменьшился;

б) средний уровень: было – ; стало – 46, 66 %; он уменьшился;

в) высокий уровень: было – ; стало – 26,67%; он увеличился на 20%.

Можно сделать вывод, что в данном классе познавательная активность обучающихся в целом увеличилась (диаграмма 3)

Диаграмма 3. Сравнительная диаграмма уровней познавательной активности

Таким образом, сделаем вывод, что благодаря активным методам обучения, применённым на уроке, познавательная активность обучающихся данного класса увеличилась.

Наша гипотеза о том, что применение активных методов обучения обеспечит повышение уровня познавательной активности младших школьников полностью подтвердилась.

Существует огромное множество понятий что же такое познавательная  активность, но мы выяснили, что под познавательной активностью младшего школьника рассматривается постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях.

Развивая познавательную активность, учитель воспитывает стремление к знаниям, развивает личность младшего школьника, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника посредством применения различных методов обучения актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

В качестве гипотезы исследования выступало предположение о том, что применение активных методов обучения обеспечит повышение уровня познавательной активности младших школьников. Проведённое исследование показало, что благодаря активным методам обучения на уроках в течение длительной практики  уровни познавательной активности большинства обучающихся данного класса повысились.

Наша гипотеза полностью поддтвердилась.

1 Описание методики исследования констатирующего эксперемента

учебной деятельности должен быть познавательный интерес, формирование которого естьне только средство, обеспечивающее успешное усвоение программного материала, нои цель обучения. Приэтом очень важно, чтобы познавательный интерес был достаточно интенсивным. У одних детейинтересы хорошо развиты, у других они проявляются очень слабо.

активность младших школьников.

роль методов обучения в  формировании познавательной активности в процессе обучения

Задачи практической части исследования:

Гипотеза: мы предполагаем, что применение активных методов обучения обеспечит повышение уровня познавательной активности младших школьников.

База исследования практической части: –  15 человек, 4 «в» класс (список респондентов в приложении №1).

Эксперимент состоял из трех этапов.

1 этап – констатирующий. На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня познавательной активности младших школьников экспериментального класса.

2 этап – формирующий. На этом этапе нами была организована работа по повышению уровня познавательной активности на уроках посредством применения активных методов обучения.

3 этап – контрольный. На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня познавательной активности обучающихся 4 класса, проведен анализ полученных результатов.

На этапе констатирующего исследования мы провели первичное анкетирование. Цель его проведения – выявить имеющийся уровень познавательной активности младших школьников экспериментального класса.

Таким образом, количество набранных баллов определяло уровень сформированности познавательной активности ученика.

По результатам исследования все дети были разделены на три группы:

Материалы опроса респондентов представлены в приложении №3.

Данные констатирующего исследования представлены в сводной таблице1. (таблица в приложении №4)

Пранализировав ответы обучающихся, мы выяснили, что на момент проведения исследования низкий уровень познавательной активности имеют 6 обучающихся данного класса, средний уровень – 8 обучающихся, высокий уровень – 1 обучающийся (таблица 2).

Уровни познавательной активности обучающихся

Группа детей с высоким уровнем познавательной активности составила 6, 67% обследованной выборки (15 человек); группа со средним уровнем познавательной активности – 53,33 % выборки; группа детей с низким уровнем познавательной активности – 40 % выборки. Полученные данные представлены в диаграмме №1.

Диаграмма 1. Результаты констатирующего эксперимента

Проанализировав результаты констатирующего исследования  можно сделать вывод, что в данном классе преобладает низкий и средний уровни познавательной активности.

2 Роль методов обучения в формировании познавательной активности младших школьников

Методы обучения, которые максимально повышают уровень познавательной активности обучающихся, побуждающие их к исправному обучению, принято называть активными.

Прежде всего рассмотрим факторы, побуждающие обучающихся к активности. В педагогической науке их представлено три.

1. Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

2. Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащихся. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

Учитывая перечисленные факторы, учитель может безошибочно активизировать деятельность обучающихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный подход – это прежде всего у обучающихся вызовет интерес к урокам, они будут с радостью идти на уроки, так как предугадать учителя будет не возможно.

Эмоциональное воздействие выше названных факторов на обучающихся оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.

Основными методами развития познавательного интереса являются следующие:

Можно сделать вывод, что данные способы активизации познавательной деятельности осуществляются с помощью методов обучения.

Нами уже было отмечено, что в педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы oбучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), нaглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы).

Рассмотрим возможности активизации учебного процесса через отдельные методы обучения.

1. Метод дискуссии применяют по вопросам, требующим размышлений, сами вопросы формулируются так, что они требуют, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно выслушивать мнение выступающих.

3. Метод беседы применяется для уточнения или корректировки знаний детей, при котором педагог путём постановки вопросов подводит обучающихся к осмыслению нового материала и проверяет усвоение уже изученного. При проведении беседы учителю важно правильно формулировать и задавать вопросы. Они должны быть чёткими, содержательными, краткими. Беседа активизирует учебно-познавательную деятельность обучающихся, развивает, в первую очередь, правильную и логическую речь, память, мышление, помогает контролировать знания обучающихся. Важно беседой охватить всех обучающихся класса.

4. Средствами активизации познавательной деятельности являются наглядные методы обучения, так как они предполагают применение различных наглядных пособий (плакаты, стенды, муляжи, инструменты: ручки, карандаши, линейки), сигнальные карточки, технические средства обучения. Разнообразивуроки различными видами работ и используя средства обучения, учитель получает большую активность обучающихся на уроке. Очень важно и нужно использовать на уроке раздаточный материал. Это способствует лучшему усвоению материала и повышает интерес к предмету.

Помимо указанного выше, для активизации нужны различные формы оценок обучающихся за работу и различные формы проверки их знаний и умений.

Для проверки знаний хорошо использовать карточки с заданиями, как индивидуальные, так и для группы обучающихся. Это можетбыть урок – игра: дети играют ничего не подозревая, но знают, что их знания помогут им выиграть. Формаоценивания может понравиться детям, еслив течение урока они будут зарабатыватькружки или квадратики разного цвета (цвет соответствует правильности ответа). Дети могут проверять работы поменявшись тетрадями. Учитель должен научить детей уметь оценить устный ответ свой и одноклассника. Для проверки знаний и оценки можно использовать технические средства обучения.

Таким образом сделаем вывод, что прочность и действенность результатов обучения, усвоение знаний и умений обучающимися будет успешным, если они совершают полный цикл познавательных действий, состоящий из восприятия изучаемого материала, егоосмысления, запоминания и применения на практике в различных методах обучения.

Во второй главе мы выяснили, что метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и обучающихся, которая направлена на достижение определёной  цели обучения.  Так же выяснили, что не существует единой классификации методов обучения и на данный момент их  множество.

Различные методы благотворно влияют на развитие познавательной активности. Это мы попробуем доказать в практической части.

Глава 1. Сущность формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения

Развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности, познавательной активности – важнейшие стороны человеческой деятельности, осуществляемой на протяжении всей жизни. Прежде всего обратимся к ключевому понятию темы, рассмотрим, что же такое познавательная активность.

Существует достаточно много определений познавательной активности. Рассмотрим различные толкования понятия «познавательная активность».

подход к познавательномук внешнему стимулу обучения может иметь основания. Действительно, если из окружающего мира человек отбирает далеконе все, а только то, что является для него более значимым, то следует задуматься над тем, чтобы особо важное и значительное в обучении представить в интересной для ученика форме.

результатам исследования В. А. Коротаевой, познавательная активность связана с укреплением субъектной позиции обучающегося.

В. А. Коротаевой условно выявить четыре основных типа познавательной активности и выработать тактику(ближайшие педагогические взаимодействия) и стратегию (перспективу развитияпозиции школьника в учебном процессе) педагогической деятельности:

В психолого-педагогической литературе нет единого, общепринятого подхода к классификации уровней познавательной активности.

Диагностика уровня познавательной активности обучающихся с позиции  Г. И. Щукиной, Т. И. Шамовой представлена в таблице 1.

Таким образом, можно сделать вывод, что существует большое разнообразие взгладов учёных на понятие «познавательная активность». Одни авторы рассматривают познавательную активность как черту личности, а  другие как деятельность. Но эти подходы нельзя отрывать друг от друга, а использовать их в единстве, что позволит выработать единую точку зрения на понятие «познавательная активность». Главной целью познавательной активности является повышение качества учебно – воспитательного процесса. Для себя мы определяем познавательную активность, как изменяющееся свойство личности, которое означает огромную убежденность ребенка в необходимости познания, творческого усвоения системы знаний, что находит проявление в осознании результата деятельности, готовности к активным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.  Так же и с уровнями. Не существет единой классификации, но с точки зрения количественного измерения обычно выделяют три уровня: восокий уровень, средний и низкий.

Учитель дoлжен иметь все шансы, чтобы пробудить в pебенке те скрытые «сокровищa», которыми он облaдает. У него есть способ развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере воплотили себя в нашем современном мире. Для этoгo учитeлю необходимо давать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. И тогда познавательная aктивность ребенка проявится во всех направлениях учебной деятельности.

С целью рaзвития у детей пoзнaвательной aктивности учитeлю неoбхoдимo:

врeмя на учителявозлагается огромная ответственность за развитие социально активной, креативной, умеющей рационально перерабатывать инфоpмацию и находить нестандартные способы решения проблем личности. Oбеспечить новoe качествo обpазования может только учитель творческий, инициативный, не равнодушный к результатам своей деятельности, обладающий современным мышлением, остро понимающий особенности нового времени, ищущий новые пути повышения качества знанийобучающихся. Однако, не смотря на личность учителя и её заинтересованность в качественном обучении детей, нередко можно наблюдать картину, когда учащийся «отсиживает» положенное время и может при этом оставаться абсолютно неактивным и равнодушным к уроку.

Учитель-мастер в становлении и развитии у ребят интересов к учению, как правило, постоянно руководствуется следующими основными положениями, представим их ниже.

Рассмотрим основные причины того почему многие обучающиеся плохо усваивают учебный материал и не хотят работать на уроке.

Причины отсутствия познавательного интереса:

Следует также отметить, что познавательная активность обучающихся формируется средствами отбора информации и путей включения школьников в познавательную деятельность. Объясняется это тем, что любая информация педагога, в какой бы степени она ни была интересной, не может постоянно удовлетворять обучающихся. Обучающиеся испытывают удовлетворенность при условии, если в собственной деятельности преобладает успех, и они ощущают интеллектуальное и духовное развитие. Не менее важным этапом в подборе информации является учёт уровня развития детей и их способностей. Значит, познавательная активность возникает, если информация:

1) заставляет удивляться, поражает воображение;

2) заставляет задуматься;

3) подводит учащихся к видению нового в знакомом материале;

4) является основой для формирования понятий, законов, правил;

5) нацеливает на внутрипредметные и межпредметные связи;

Таким образом, в этом параграфе мы выяснили, что познавательная активность напрямую зависит от учителя. Учителю, особенно  начальных классов, готовясь к урокам, необходимо тщательно просматривать и уметь выбрать ту информацию, которая будет доступна, понятна и интересна детям. Главное в деятельности обучающихся — чувство собственного роста в условиях постоянно создаваемых для него педагогом ситуаций успеха.

В этой главе мы выяснили, что познавательная активность выступает одним из наиважнейших факторов, влияющих на показатели обучения. Для себя мы определяем познавательную активность, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность обучающегося в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний.

Публикация «Опыт работы „Развитие познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах

В Концепции Российского образования одним из главных направлений является интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Система образования сегодня ориентирована на воспитание и развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения.

В соответствии с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования и с требованиями к

результатам освоения основной образовательной программы, представленными в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, выдвигается важное направление – любознательность.

Ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.

Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. Именно поэтому, ФГОС ДО направляет задачи и содержание образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального потенциала.

Познавательное развитие – одно из важнейших направлений дошкольного

образования. Задача педагогов дошкольной образовательной организации –

создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для

развития любознательности, познавательной активности, познавательных

Проблема развития познавательной активности

Проблема развития познавательной активности детей не является новой

На протяжении длительного времени свой вклад в исследование этой проблемы внесли выдающиеся психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддъяков, С. Л. Рубинштейн; педагоги М. И. Лисина,

Г. И. Щукина, современные ученые В. В. Щетинина, Е. А. Меньшикова, А. Н. Нефедова, М. Н. Полякова и др.

Феномен познавательной активности как один из важнейших факторов обучения постоянно привлекает внимание исследователей. Анализ психологопедагогической литературы свидетельствует, что среди исследователей нет единого определения понятия «познавательная активность».

Понятие «познавательная активность» рассматрим с позиции разных авторов.

-Деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности

Т. И. Шамова.

-В основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком

противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент

В. С. Ильин

-Естественное стремление человека к познанию, характеристик деятельности, ее интенсивность и интегральное личностное образование

Т. И. Зубкова

радость успеха от самостоятельно найденного пути решения познавательной активности».

По мнению В. В. Щетининой, «познавательная активность – это черта личности, которая проявляется в отношении к познавательной деятельности,

предполагающая состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленная на усвоение ребенком социального опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, находящая

появление в познавательной деятельности».

Исследованием познавательной активности у дошкольников занимались такие педагоги, как С. А. Козлова и Т. А. Куликова. Они изучали познавательную активность, как деятельность, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир, учится анализировать и сравнивать предметы ближайшего окружения, начинает устанавливать взаимосвязи. Проблема развития этой деятельности заключалась в развитии мышления, внимания и речи.

Результатом познавательной активности независимо от того, в какой форме познания она осуществляется, являются знания. Значит, одной из проблем развития познавательной активности является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающего мира, о взаимоотношениях взрослого и ребенка, о явлениях природы и их причинах.

Интересна позиция Д. Б. Годовиковой, которая считает, что «познавательная активность» – это стремление получить знания о явлениях окружающего мира, это и познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Познавательная активность, по ее мнению, имеет отчетливые внешние проявления, опираясь на которые можно судить и о характере ее организации. Чем заинтересован ребенок, какова интенсивность его стремлений к знакомству с определенными явлениями.

М. И. Лисина подтверждает: «Познавательная активность занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности к познавательной деятельности». Отсюда ясно, что познавательной активности близки понятия любознательность, любопытство.

Г. Н. Щукина рассматривает любознательность как стадию развития

познавательного интереса, на которой обнаруживаются достаточно сильные

выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности

деятельностью. Любознательность характеризуется стремлением человека

проникнуть за пределы увиденного, становясь устойчивой чертой характера,

имеет значительную ценность в развитии личности.

Дети по своей природе очень любопытны и любознательны. Они проявляют устойчивый интерес к тем объектам, которые вызывают у детей непроизвольное внимание.

«Любознательность – это склонность к приобретению новых знаний,

пытливость, определенная разновидность любопытства – «дельное любопытство» – говорит Е. А. Меньщикова.

По мнению Т. А. Хабаровой, «Поощряя детское любопытство, педагог

порождает потребность в исследовании. У ребенка появляется возможность

действовать с разными предметами и материалами; формируется мотив,

связанный с внутренними желаниями, узнавать новое неизвестное. Дошкольник учится сам исследовать различные проблемы и открывать для себя новые знания».

Рассматривая и делая анализ двух данных понятий, можно сделать вывод

о том, что любопытство это начальный этап проявления познавательной

активности, чаще всего не имеющий определенной цели, а любознательность

мы можем охарактеризовать как стремление к познанию, любовь к знаниям.

Распознать познавательную активность ребенка несложно. Чаще всего

познавательная активность проявляется в процессе восприятия и мышления

ребенка. Е. И. Щербакова считает, что наиболее общими показателями

познавательной активности ребенка являются :

– увлеченность предметом, рассказом, деятельностью;

– ярко выраженное стремление выполнять разнообразные, особо сложные

задания, желание продолжать занятие по его окончанию;

– проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий,

достижение результата, осуществление контроля;

– общение с взрослым, вопросы направлены на познавательные интересы;

– эмоциональное отношение к предмету (рассказу, деятельности и т. п.)

постоянное к нему стремление.

У детской познавательной активности есть характерные особенности:

– познавательная активность проявляется с самого рождения и интенсивно

развивается на протяжении всего дошкольного возраста, выходя за его пределы, обеспечивая ребенку накопление разных способов познания окружающего мира;

– познавательная активность проявляется в разных видах деятельности,

как правило, не характеризуясь целенаправленностью познания в отдельной

сфере, ребенка интересует всё, что его окружает;

-познавательная активность ребенка дошкольного возраста ярко

проявляется в вопросах, сравнении, экспериментировании, постановке и

решении разнообразных детских проблем, направленных на более глубокое

познание ребенком окружающих предметов и явлений;

– ребенок дошкольного возраста проявляет интерес и всеохватывающее

любопытство от «что это?» до «хочу все знать!».

Итак, изложенное в данном параграфе позволяет сформулировать рабочее

определение познавательной активности, которым мы будем пользоваться в

дальнейшей работе. Наиболее близким нам является определение

познавательной активности, которое приводит С. А. Козлова. Она отмечает, что это активность, возникающая по поводу познания и в его процессе, которая выражается в заинтересованном принятии информации, желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Условия формирования познавательной активности

На сегодняшний день в современном обществе отмечается резкий рост числа детей среди дошкольников с недостаточным уровнем развития познавательных процессов. В условиях интенсивного изменения в окружающей жизни, активного проникновения научно-технического прогресса во все сферы, информатизации дошкольного образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей.

Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

На этом основан выбор моей темы по самоподготовке: «Детское экспериментирование как средство познавательной активности дошкольников». Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, дидактики, психологии.

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой, Н. Г. Черниловой.

А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисин, Е. Е. Кравцова в своих работах отмечали важность собственной активности ребенка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущей пути и способы их достижения. Иначе говоря, когда ребенок выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности.

В исследованиях Л. М. Маневцовой отмечается влияние поисково-исследовательской деятельности на формирование познавательного интереса у дошкольника, который проявляется в активном включении в любую деятельность, в проявлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.

С. Л. Рубинштейн писал: «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи».

Цель экспериментального обучения, по мнению Н. Г. Черниловой, которая рассматривает экспериментальное обучение как развивающее, состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

-развивают системное мышление.

Профессор – академик Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, а, значит, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности.

Виды опытно-экспериментальной деятельности

По характеру познавательной деятельности воспитанников можно выделить три вида детского экспериментирования.

Детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает знакомые факты. Например, дети знают, что куличи лучше всего получаются из влажного песка. Опыты на способность песка впитывать воду и держать форму иллюстрируют этот факт.

Результат названных действий над объектами неизвестен, его предлагается получить опытным путём. Дети знают, что растения пьют воду, но как жидкость движется по стеблю и листьям, им неизвестно. Для выяснения это вопроса проводится эксперимент с подкрашенной водой и листьями китайской капусты: листья оставляют на ночь в стаканах, а утром видят, что они приобрели цвет той жидкости, которую «пили» ночью. Ребята приходят к выводу, что потребляемая корнем или срезом вода движется в растениях снизу вверх.

На занятии создаются такие учебные условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования для поиска ответов. Этот вид экспериментирования является практической составляющей обучающего метода решения познавательных задач. Опыт «Бусинки в ледяном плену», дети пытаются разрешить проблемную ситуацию, пробуя различные способы растапливания льда.

Формы организации опытно-экспериментальной деятельности

Экспериментированию могут быть посвящены различные режимные моменты в детском саду: занятия НОД, время на прогулках, тематические досуги, праздники, самостоятельная деятельность детей в центрах познавательной активности. Кроме того, элементы практических исследований могут быть включены в занятии музыкой («Почему колокольчики по-разному звучат? — Потому что сделаны из разных материалов: дерева, керамики, металла, пластмассы».) и физкультурой («Какой мяч более прыгучий: кожаный, резиновый, поролоновый или пластиковый? Проверьте».). Экспериментирование может осуществляться в совместной деятельности с семьё й: на консультациях воспитателем раздаются инструкции и описания проведения различных опытов в домашних условиях и на улице.

Поскольку основными видами деятельности детей дошкольного возраста являются исследования и игра, экспериментальные занятия должны сочетать в себе их элементы:

игры дидактические и игры-эксперименты.

Игровая деятельность детей 4–5 лет приобретает сюжетный характер, участники распределяют несложные роли, придумывают историю. Разыгрывая увлекательные сценки, дети удовлетворяют свою потребность в общении, делятся опытом. Экспериментальные занятия в средней группе могут быть полностью построены в игровой форме: вымышленный персонаж просит помощи у ребят или создаёт проблемную ситуацию, озвучивает задания, направляет ход рассуждений, построение выводов и т. д. ;

Опытно-экспериментальное занятие в детском саду

Занятие по экспериментированию в средней группе имеет продолжительность не более 20 минут. Разрабатывая конспект занятия, воспитатель должен подбирать разнообразные формы деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей подопечных. Для профилактики переутомления чередуются задания из образовательных областей: игровой (дидактические и сюжетные игры, двигательной (физкультминутки, подвижные игры, танцевальные паузы, эстетической (прослушивание музыкальных фрагментов и художественных текстов, рассматривание иллюстраций в книгах и мини-выставок, речевой (проведение познавательных и дидактических бесед, познавательной (проведение опытов и экспериментов, наблюдение процессов, исследование образцов и макетов).

Изучив методическую литературу по детской опытно – экспериментальной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям своей группы и создала свою план – программу.

В план – программу вошли несколько разделов:

-“Вещество” – дети знакомятся с веществами, и агрегатными состояниями (твердое, жидкое, газообразное)

-“Жидкость. Свойства воды”

-“Снег и лед. Их свойства”

-“Твердое тело. Материалы” (гранит, глина, бетон, уголь, мел и др.)

-“Воздух. Его свойства”

Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов, систематизировала описание вошедших в перспективное планирование опытов в картотеку.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с эти мною был дополнен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В центре хранятся разнообразные материалы, оборудование (лабораторная посуда, лупа, образцы глины, песка, разные породы камней и др.). В центре создала условия для проведения опытов с водой, почвой, растениями др. Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому стараюсь уделять больше внимания опытам и наблюдениям. Разработала дидактические игры, пособия, игры – упражнения по исследовательской деятельности.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

В целях систематизации развивающей работы с детьми по направлению разработала перспективный план работы с детьми, родителями по опытно – экспериментальной деятельности для средней группы.

В своей работе я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

– в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

– в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

– они практически безопасны.

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

-поиск путей решения проблемы;

-проверка гипотез, предположений;

-обсуждение увиденных полученных результатов;

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:

-внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

– тайна, сюрприз;

– мотив помощи;

-познавательный момент (почему так);

Работу по опытно-экспериментальной деятельности веду, исходя из перспектив индивидуального развития ребенка. Вся работа проходит как партнерская деятельность взрослого и детей, где последние получают возможность проявлять собственную исследовательскую активность. методику исследовательской деятельности строю на игровой основе. Это способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательный интерес к различным видам деятельности.

С помощью эксперимента дети получают новые знания, развивают творческие способности и коммуникативные навыки, успешно адаптируются к окружающему миру. Дети с большим удовольствием принимают участие в познании нового, интересного. Пытаются самостоятельно решать доступные познавательные задачи. Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе игровой деятельности. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Оформленная консультация для родителей: «Экспериментируем дома с детьми», дала возможность привлечь их в процесс развития познавательного интереса детей, провести экспериментирование с детьми в домашних условиях. Привлечение к работе над проектом родителей, большинство поняли, что эксперимент имеет влияние на всестороннее развитие ребенка.

Считаю, единственной возможностью научить ребенка жить в быстро меняющемся мире – это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей, не указывать на проторенный путь, а помочь найти свою труднопроходимую тропу. Учить ставить цели и идти к ним. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность дошкольников.

2 Организация формирующего эксперимента

Нами был проведён формирующий эксперимент в рамках осуществления длительной практики в течение 28 дней. Были организованы уроки с применением активных методов обучения в течение прохождения длительной практики. Приведём в качестве примера 4 урока с применением активных методов обучения по различным предметным дисциплинам, организованных с целью проверки гипотезы.

1). Урок с применением метода беседы.

Урок №1. Литературное чтение (конспект урока в приложении №5).

А. Де Сент-Экзюпери « Маленький принц». Повесть – сказка.

Фрагмент урока на этапе постановки темы:

-Ребята, а вы  любите смотреть на звездное небо?

-О чем вы думаете, когда  смотрите на него?

-А никогда вы не задумывались над тем, что где – то там, далеко, на одной из маленьких бесчисленных астероидов – планет  живет Маленький принц, герой сказки, отрывки из которой вы прочитали на предыдущих уроках?

-Как вы думаете, случайно он появился на нашей планете?

-Для чего он пришел к нам?

-Давайте прочитаем вступительное слово авторов учебника  к сказке и ответим на этот вопрос. (с. 91)

-Значит, Маленький принц появился на нашей земле для того, чтобы понять истину.

-Но для начала разберемся, что такое истина. Это новое слово, которое обогатит ваш словарный запас.

– Каким синонимом мы можем заменить слово истина? (правда)

-Только ли об одной истине мы здесь узнаем? Нет,

Тема на слайде: «Уроки  истины  в сказке-повести Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц».

Результат: ребята захотели узнать, какие же уроки истины преподносит автор сказки – повести и большинство обучающихся уже к следующему уроку литературного чтения прочитали сказку – повесть до конца, что облегчило мне проведение следующего урока, так как дети знали ответы на многие вопросы; дети с удовольствием участвовали в беседе.

2) Урок с применением метода «практическая работа»

Урок №2. Русский язык (конспект урока в приложении №6).

Тема: Образование неопределённой формы глагола

Фрагмент урока на этапе словарно – лексической работы.

Живут на свете два глагола – «одеть и надеть». Они очень похожи, но у них разное значение: одеть можно кого-то. Например, Ира одела брата. Надеть можно что-то на себя. Например, я надеваю пальто, шапку.

-Посмотрите на стр. 154.

-Выполним упр. 370.

-Выполните это задание в паре.

-Распредели слова в соответсвтии с глаголами.

Надеть                         Одеть

Результат: благодаря стихотворной форме правила, дети  с лёгкостью запомнили и научились определять правильное значение глаголов «одеть» и «надеть»; применяли правило на практике.

3) Урок с применением наглядного метода (демонстрация).

Урок №3. Математика (конспект урока в приложении №7).

Тема: Соотношение единиц времени. Нахождение части от целого и целого по его части.

Фрагмент урока на этапе закрепеления нового материала.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа

-Выполним упр. 62.

-Что обозначает «через четверть часа»?

-Как найдем 1/4 часа?

-Что нужно сделать чтобы узнать, во сколько была назначена встреча?

-Давайте запишем решение.

-Что мы узнали первым действием?

60:1/4 = 15(мин)

-Что узнали вторым действием?

18ч 50мин + 15мин = 19ч 5 мин

-Прочитайте задачу №63. Выполним устно.

-Как узнать,сколько сейчас времени?

-Давайте прочитаем рассуждения Маши и Миши.

-Кто прав: Маша или Миша?

-Четверть часа – это сколько?

-Значит, как сказать по-другому?

-Часы показывают без четверти двенадцать. Сколько это часов и минут?

-Часы показывают без четверти восемнадцать? Сколько это часов и минут.

Результат: благодаря модели часов, которая была продемонстрирована на уроке, дети сами участвовали в определении времени, им всё было понятно, т.к. наглядно; научились правильно определять части от числа.

4) Урок с применением игрового метода

Урок №4. Окружающий мир

Тема: Крещение Руси (конспект урока в приложении № 8).

-Сегодня мы совершим путешествие во времени. Мы вернёмся на 1000 лет назад к нашим предкам.

-Кто мне скажет, что обозначает слово предки?

-А тему нашего путешествия вы определите сами, отгадав кроссворд.

-Какое слово получается в выделенном вертикальном столбце?

-Что означает слово крещение? (слайд)

-Какую учебную задачу поставите на урок?

-В ходе путешествия мы с вами познакомимся с Русью языческой, побываем в гостях у Князя Владимира, узнаем как проходило крещение киевлян и конечно же поговорим о значении крещения Руси.

Урок проводился в ходе игры-путешествия по станциям.

Первая станция «Русь языческая» (слайд №4)

Вторая станция «Князь Владимир»

Третья станция «

Результат: в игровой форме ребятам было интереснее изучать новый материал и в итоге, на проверочную викторину в конце урока все ребята ответили правильно.

Можно сделать вывод, что благодаря активным методам обучения, ребятам гораздо интереснее узнавать новое на уроках, активно включаться в диалог с учителем и одноклассниками, самостоятельно добывать нужную информацию.

Методы обучения благотворно воздействуют на учебный процесс, помогают детям в развитии мыслительной деятельности, самостоятельности, творческой активности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *