КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ И КОНСУЛЬТАЦИИ ПЕДАГОГА

Татьяна Огай Консультация для воспитателей «Методы, повышающие познавательную активность дошкольника»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ №5» ДО №19

Консультация для воспитателей на тему :Методы повышающие познавательную активность дошкольника”

Подготовила: воспитатель первой категории

Огай Татьяна Станиславовна

Цели: (Слайд 2)

Татьяна Юношева Семинар-практикум для воспитателей «Эффективные методы познавательного развития в дошкольном возрасте»

Тема : «Эффективные методы познавательного развития в дошкольном возрасте»

Цель: Систематизация знаний педагогов по развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста. Совершенствование педагогического мастерства.

2. Введение. Формирование познавательной активности дошкольников.

Ольга Гриднева Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС до

Месторасположение нашего детского сада позволяет активно сотрудничать с МБОУ СОШ, детской библиотекой, Центром культуры и досуга и физкультурно-оздоровительным комплексом.

В дошкольном учреждении функционирует семь групп для детей от 1,5 до 8 лет. Дошкольное учреждение реализует основную образовательную программу дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Формы и методы познавательного развития дошкольника.

Познавательное развитие – является одной из образовательных областей, согласно ФГОС ДО. Данная образовательная область предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т.д.

Образовательная область “Познавательное развитие” включает в себя:

– Формирование элементарных математических представлений;

– Развитие познавательно-исследовательской деятельности;

– Ознакомление с предметным окружением;

– Ознакомление с социальным миром;

– Ознакомление с миром природы.

В соответствии с ФГОС ДО познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, двигательной, музыкальной и изобразительной.

Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес, который связан с положительными эмоциями, такими как удивление, радость, успех. Это создает у ребенка уверенность в своих силах и порождает познавательную активность, деятельность. В процессе этой деятельности происходит развитие познавательной сферы ребенка, а также познавательных процессов – наглядного и логического мышления, произвольного внимания, воображения, восприятия, памяти.

Для организации образовательной деятельности используют разные формы и методы, такие как:

– познавательные беседы;

– чтение художественной литературы;

– изобразительная и конструктивная деятельность;

– экспериментирование и опыты;

– игры (сюжетно-ролевые, подвижные, драматизации);

– трудовая деятельность;

– праздники и развлечения;

– индивидуальные беседы;

Для более эффективной работы могут использоваться:

– методы, повышающие познавательную активность (элементарный анализ, сравнение по контрасту и подобию, сходству, группировка и классификация, моделирование и конструирование, ответы на вопросы детей, приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы);

– методы, вызывающие эмоциональную активность (воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры-драматизации, сюрпризные моменты и элементы новизны, сочетание разнообразных средств на занятии);

– методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности (прием предложения и обучения способу связи различных видов деятельности, перспективное планирование, создание проблемных ситуаций).

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС ДОУ, относятся:

– личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность; применение различных дидактических заданий и игр;

– использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.

Главным условием работы с детьми дошкольного возраста является ориентирование на их возможности и развитие деятельности, направленной на изучение мира и окружающего пространства. Занятия должны быть построены таким образом, чтобы ребенок был заинтересован в исследовании, был самостоятельным в своих познаниях и проявлял инициативу.

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Эффективные методы познавательного развития в дошкольном возрасте“» размещена в разделах

Эффективные методы познавательного развития в дошкольном возрасте.

3. Выступление педагогов.

4. Подведение итогов. Разгадывание кроссворда.

Добрый день уважаемые коллеги. Прежде чем начать работать, предлагаю снять мышечное напряжение, расслабиться и поиграть в игру “Волшебная шляпа”.

Игра “Волшебная шляпа”

Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению между собой.

Инструкция: – Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает её на себя (или шляпа может остаться в руках по желанию педагога) и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности и др. Тот, кому адресован «комплимент», должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно!»

Итак, тема нашего семинара :

«Эффективные методы познавательного развития в дошкольном возрасте».

Познавательное развитие ребенка – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Задачами познавательного развития являются :

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

На протяжении всего дошкольного детства, а особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте, наряду с игровой деятельностью, огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Очень важно развить у ребёнка память, мышление, внимание, воображение, восприятие, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им, так как это имеет большое значение для интеллектуального развития.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает развитие дошкольников по пяти образовательным областям:

Познавательное развитие – выделено отдельно в образовательную область.

Данная образовательная область предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т. д.

Образовательная область “Познавательное развитие” включает в себя, назовите пожалуйста?

Для работы используются разные формы и методы.

Для организации образовательной деятельности используются разные формы и методы.

Какие бывают методы работы с дошкольниками?

Я предлагаю вам распределить по группам методы познавательного развития детей, которые я буду вам называть:

– рассказ воспитателя;

– рассматривание картин;

– использование информационно – компьютерных технологий и технических средств обучения;

– рассказы детей;

Сейчас мы более подробно рассмотрим те методы, которые применяют наши педагоги на практике. Выступление с докладами.

Парамонова Е. А. « Познавательно – исследовательская деятельность в ВГРВ»

Бенюх О. М. Проект «Волшебный песок» в средней группе

Беребердина Т. В. исследовательская деятельность, конспект НОД «Игры с песком» младшая группа

Крылова О. М. Исследовательская деятельность раннего дошкольного возраста на прогулке

Чаплыгина О. А. проект «Волшебница вода» в средней группе

Ширяева Ю. Н. метод наблюдение

Ермакова Т. И. « Экспериментирование с детьми в процессе НОД «Художественно – эстетическое. Музыка»

1. Повторное выполнение действия с целью его усвоения (упражнение)

2. То же, что и эксперимент (опыт)

3. Монологическое изложение учебного материала (рассказ)

4. Процесс восприятия, осмысления и понимания письменной речи (чтение)

5. Ведущая форма деятельности в детском дошкольном учреждении (игра)

6. Метод сбора данных с целью последующего анализа (наблюдение)

7. Деятельность по созданию проектов (проектирование)

8. Взаимный разговор, общительная речь между людьми (беседа)

Итак, можно сказать, что на протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, в процессе которой, развиваются все психические процессы: память, внимание, мышление, наблюдательность, расширяется кругозор детей, углубляются знания, что напрямую связано с интеллектуальным развитием ребенка. Чем интенсивнее интеллектуальное развитие, тем успешнее будет обучение ребенка в школе.

Вот и подошёл к концу наш семинар-практикум. Надеемся, что наш семинар проведён не напрасно, что вы взяли для себя много полезной информации.

В заключении я предлагаю оценить сегодняшнюю деятельность смайликами.

етоды и приемы  в развитии познавательной активности детей

старшего дошкольного возраста»

развития познавательной активности является формирование у детей таких качеств, как: любознательность, находчивость, фантазия,  изобретательность, оригинальность, гибкость, самостоятельность, широта и глубина мышления.

Метод проектной деятельности как средства активизации познавательной деятельности у дошкольников

Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические  навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.

Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения.  При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности;

Лэпбук очень мобильная система (можно дать эту папку «погостить» в другую группу или даже домой ребенку);

Лэпбук – тематическая или интерактивная папка. Важно отметить, что лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения детей.

Так же хочется отметить, что при сборе информации и оформлении лэпбука происходит взаимодействие: педагог-ребёнок, ребёнок-родитель, педагог-родитель. Это отличный метод создания ЕОП (единого образовательного пространства) между детским  садом и родителями (законными представителями).

Экспериментально-исследовательский метод, как средство развития познавательной активности дошкольников

Познание мира живой и неживой природы, установление причинно- следственных связей происходят успешнее в процессе её опытнической деятельности и экспериментирования.

В ходе экспериментально – исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д. почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем).

Итак, специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

– эвристические беседы;

– постановка и решение вопросов проблемного характера;

– моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

– фиксация результатов наблюдений, опытов и т.д.

– «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

– подражание голосам и звукам природы;

– использование художественного слова;

– дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

– трудовые поручения, действия.

Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ — технологии.

Целью ТРИЗ-педагогики является формирование у ребенка  логического мышления, развитие полноценных творческих личностей и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем.

Руководство деятельностью детей в ходе  совместной деятельности осуществляется различными методами: наглядными, практическими, словесными.

представляют собой наблюдения двух видов, первый вид – наблюдения распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (например, опыты «Притяжение магнитом предметов», «Намагничивание предметов» и др.), второй вид – наблюдение за изменением и преобразованием объектов (опыты «Температура воды», «Вода и пар» и др.). Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении педагогом следующих требований: цели и задачи наблюдения должны быть ясными и конкретными; процесс наблюдения проводиться планомерно и последовательно.

, такие как игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом .

Метод элементарных опытов – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления, с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. («Внутри человека есть воздух», «Обнаружить воздух в окружающем пространстве» и др.).

является рассказ педагога. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

Определяя цели и задачи образовательной деятельности, воспитатель должен также продумать приемы активации детей. Условно эти приемы можно обозначить следующим образом:

К вербальным приемам можно отнести:

• словесные игры,

• чтения художественной литературы,

• малые фольклорные формы.

При чтении литературных сказок можно предложить детям:

нарисовать иллюстрацию к произведению,

вылепить героя из пластилина,

сочинить свою сказку с таким же началом или похожими персонажами,

подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку.

Невербальные приемы это:

• мимические упражнения,

• пальчиковая гимнастика,

• артикуляционная гимнастика,

• гимнастики для глаз,

• динамические паузы,

На сохранение заинтересованности детей оказывают влияние:

• проблемные ситуации,

• ситуации занимательности,

• ситуации успеха,

• нетрадиционные формы занятий,

• проектно-исследовательская деятельность,

• современные образовательные технологии.

Основной вид деятельности детей в детском саду – это игра и использование игровых приемов активации детей поможет поддержать их интерес в любой деятельности.

К игровым приемам активации относятся:

• дидактические игры,

• развивающие игры,

• сюжетные игры,

-Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Дети учатся быстро и логично рассуждать. Интерес у дошкольников вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующие сообразительности, поэтической выдумки.

-Игры-путешествия способствуют углублению, закреплению знаний

-Ещё большую активность у дошкольников можно наблюдать при использовании интеллектуальных игр: шарад, головоломок, загадок.

-Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

-Занятие-сказка (позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний и делает занятие более эффективным).

Таким образом, все методы  и приемы  должны использоваться в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Тогда дети не утомляются, у них проявляется стойкий интерес, и только в этом случае можно получить хороший, продуктивный результат познавательной активности дошкольников.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Данный документ в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, Стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности и трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом:

– развитие любознательности и познавательной мотивации;

– формирование познавательных действий, становление сознания;

– развитие воображения и творческой активности;

– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста как эволюционный процесс проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности, которые переходят от низшей к высшей в совместной специально организованной деятельности Значимого взрослого и ребенка.

Так, на стадии любопытства дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью, яркостью, необычностью самого предмета. Любознательность представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка дошкольного возраста проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого, на этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью. Новым качеством познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы; познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой развития которой служит целостный акт познавательной деятельности. Источником познавательной активности является познавательная потребность, и процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Методика познавательного развития детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:

направленный на получение ребенком информации об окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных задач, интеллектуальные умения) и формирующий целостную картину мира;

отражающий организацию разных видов детской деятельности (сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование),направленной на формирование познавательной активности ребенка;

определяющий отношение ребенка к познанию окружающего мира.

Компоненты познавательного развития реализуются:

для младшей группы предлагается система упражнений на сенсорное развитие детей.

для средней группы разрабатывается система познавательных задач к каждой теме календарно-тематического планирования.

для старших групп предлагается система заданий и упражнений на анализ, синтез, исключение лишнего, группировку предметов по родовидовому признаку. Такая работа способствует формированию любознательности, познавательного интереса и познавательной активности.

реализуется через игровую, проектную, исследовательскую деятельность и экспериментирование.

методики познавательного развития реализуется через развитие эмоциональной отзывчивости детей средствами музыки, художественной литературы, изобразительного искусства, природы; создание ситуации успеха для каждого ребенка в познавательной деятельности, которая настраивает его на положительное отношение к познанию окружающей деятельности.

В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, мы выделяем:

– организацию решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе ДОО;

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

Примерами познавательных задач могут быть следующие:

: почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замёрзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? Почему летом и весной идёт дождь, а зимой снег? Почему весной почва к полудню оттаивает, а к вечеру замерзает? и т.д.

: могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему растения весной быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему кактус поливают редко, а бальзамин часто? Почему рыба плавает? и т.д. После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

В качестве примеров предлагаем следующие эксперименты.

1. «Есть ли у воды вкус?» Дайте детям попробовать питьевую воду, затем солёную и сладкую. ( Вода приобретает вкус того вещества, которое в неё добавлено.)

2. «Испаряется ли вода?» Наливаем в тарелку воду, подогреваем на пламени. Воды на тарелке не стало. ( Вода испарится из тарелки, превратится в пар. При нагревании жидкость превращается в пар.)

3. «Куда делись чернила?» В стакан с водой капаем чернила, туда же кладём таблетку активированного угля. Вода светлеет на глазах. ( Уголь впитывает молекулы красителя.)

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относитсяпроектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

В практике современных дошкольных организаций используются следующие типы проектов:

(они требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение предположения решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных. Дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования);

(как правило, данные типы проектов не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, который может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации, программы праздника, альбома. Представление же результатов может проходить в форме праздника, видеофильма, драматизации, спортивной игры, развлечения);

Игровые (ролевые) проекты (структура данных проектов также только намечается и остается открытой до завершения работы. Дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, дети

Информационно – практико – ориентированные проекты (они изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Причем результат проекта обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Дети собирают информацию, обсуждают её и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей).

В последнее время в дошкольном образовании широко используетсяисследовательская деятельность, которая в наиболее полном, развернутом виде предполагает следующее:

– ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

– предлагает возможные решения;

– проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

– делает выводы в соответствии с результатами проверки;

– применяет выводы к новым данным;

Таким образом, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности. Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей – наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации. Отмеченные стадии познавательного развития не существуют изолированно друг от друга; на практике они представляют собой чрезвычайно сложные сочетания и взаимосвязи и характеризуют познавательное развитие ребенка как эволюционный процесс.

хочу отметить, что благодаря переходу на ФГОС, организация познавательной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая – подгрупповая, совместная деятельность). Таким образом, познавательная деятельность детей в ДОУ – это такая работа, которая  выполняется как без непосредственного участия  воспитателя, так и с ним, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС ДО» размещена в разделах

В процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) возникает необходимость в использовании инновационных подходов в работе с дошкольниками, которые опираются на разработку технологий организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса, поиск новых форм и методов образовательной деятельности.

Значительную роль играет применение современных информационно-коммуникативных технологий, использование интерактивных методов обучения.

Практика показывает, что интерактивное обучение влияет на структуру образовательной деятельности с детьми, требует особой организации и особого выбора необходимых интерактивных методов и приемов обучения.

Работая в дошкольном учреждении, проводя изучение особенностей развития детей, можно отметить, что активность детей на ОД, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер. Дети почти не задают встречных вопросов. После бесед, игровых ситуаций не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.

Увеличивается число дошкольников, которые не хотят идти в школу.

Причинами, препятствующими развитию познавательной активности детей, являются готовые знания, которые даются ребенку раньше, чем он может их усвоить. Поэтому дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки» и как следствие слабо владеют познавательными действиями.

Все вышеперечисленные аргументы и привели к изучению данной проблемы. Был сделан вывод об использовании интерактивных методов обучения для формирования познавательной активности детей дошкольного возраста.

Проблема развития познавательной активности ребенка дошкольного возраста в течение многих лет остается актуальной. Но как показала практика, познавательное развитие в детском саду, как правило, сводится к формированию у детей систематических знаний об окружающем мире, развитию элементов логического мышления в старшем дошкольном возрасте. Процесс обучения дошкольников строится по принципу «повтори за мной». Совсем по-другому происходит процесс усвоения знаний при интерактивном обучении. В этом случае ребенок сам добывает знания, сам находит ответы на поставленные вопросы. Преимущества такого обучения очевидны.

Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, проектную деятельность, совместное разрешение проблемных ситуаций.

Их использование способствуют установлению эмоциональных контактов между обучаемыми, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку дошкольников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Актуальность данного опыта обусловлена педагогической значимостью интерактивных методов обучения, а так же необходимостью всестороннего изучения и применения их на практике для развития познавательной активности дошкольников.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая идея данного опыта заключается в создании дидактически активной среды, способствующей познавательной активности дошкольников в ходе усвоения нового материала и закрепления пройденного через использование интерактивных методов обучения.

Теоретическая база опыта

В описании опыта были использованы понятия : «интерактивное обучение», «ИКТ», «познавательная активность», «интерактивные технологии».

Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Ребенок стремится к знаниям, а само их освоение происходит через многочисленные «зачем?», «как?», «почему?». Еще И. М. Сеченов писал о прирожденном и крайне ценном свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь.

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследователи–педагоги выделяют интеллектуальную готовность, которая включает достаточно высокий уровень развития познавательной, исследовательской деятельности и мыслительных операций.

В основе интеракции лежит теория социального взаимодействия, разработанная американским философом и социологом Дж. Мидом. Согласно этой теории, развитие личности совершается в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы в ходе совместной деятельности.

С 70-х годов двадцатого века технологии интерактивного обучения уверенно и прочно вошли в практику США, Германии, и других стран. Для российской школы и детского сада интерактивное обучение, появившееся только в начале 90-х годов, является достаточно новым явлением.

Методы группового взаимодействия принято называть интерактивными

Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет детям не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие.

Термин «Интерактивные технологии» автором рассматриваться в двух значениях: технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера и организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера.

Новизна опыта заключается в эффективном применении существующих и создание оригинальных интерактивных форм обучения детей, способствующих развитию познавательной активности дошкольников.

Характеристика условий применения опыта

Данный опыт работы может быть использован воспитателями и специалистами ДОУ, педагогами дополнительного образования и родителями. Представленный опыт позволяет любому педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, дополнить организацию образовательного процесса по познавательному развитию инновационными технологиями в процессе интерактивного обучения способствуя всестороннему развитию личности и решению задач ФГОС ДО.

Цель данного опыта заключается в развитии познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения ФГОС ДО.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

• Изучить и проанализировать данную проблему в научной литературе.

• Создать необходимые условия (мотивационные, организационные, информационные, материально-технические) для работы по данной теме.

• Отобрать оптимальные методы педагогического воздействия на познавательную активность дошкольников.

• Систематизировать работу по отработке алгоритма внедрения интерактивных методов обучения.

• Выстроить систему сотрудничества с родителями с использованием интерактивных методов обучения в развитии познавательной активности дошкольников.

• Создать в педагогическом коллективе атмосферы значимости по проблеме: «Использование интерактивных методов обучения в развитии познавательной активности дошкольников в условиях ФГОС ДО».

Работа по данному направлению началась с подбора и изучения методической, психолого-педагогической литературы, которая позволила создать условия для использования интерактивных методов педагогики в развитии познавательной активности дошкольников в условиях ФГОС ДО.

Познавательное развитие дошкольников предполагает рассматривать как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относятся : любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познаниями окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы, анализировать, сравнивать, группировать. У детей отмечалось бедное творческое мышление, воображение, слабо развиты коммуникативные умения, навыки. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо.

Проанализировав педагогическую диагностику психических познавательных процессов детей, был сделан вывод, что активное использование интерактивных методов обучения при работе с детьми позволит повысить показатели познавательной активности

С целью изменения сложившейся ситуации был обозначен комплекс нормативных показателей познавательной активности воспитанника к концу дошкольного возраста, который является целевым ориентиром для воспитателя (и критерием успешного продвижения ребенка) :

Ребенок проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы (почему? зачем? как); обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение («потому что.»); стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (лэпбуки, коллекции); проявляет интерес к познавательной литературе; пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним; самостоятельно составлять схемы, карты, изготавливать лэпбуки, и др. В ходе изучения психолого-педагогической литературы систематизирован материал, раскрывающий динамику формирования познавательной активности.

Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели. Например, создание комфортных условий обучения (умения использовать технику, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения, умения правильно организовывать пространство для занятия и т. д.) и включенность дошкольников в учебно-игровое взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Технология интерактивного обучения предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми, причем возможны следующие коммуникационные взаимодействия: «ребенок – ребенок» (работа в парах, «ребенок – группа детей» (работа в группах, «ребенок – аудитория» или «группа детей – аудитория» (презентация работы в группах) и т. д.

Таким образом, основными формами интерактивного обучения можно считать :

• Совместную деятельность детей и взрослого

• Совместную деятельность детей друг с другом

• Самостоятельную деятельность детей

Немаловажным направлением в работе стала организация предметно – пространственной развивающей среды как в группе так и в саду в целом. Согласно психолого-педагогическим требованиям к развивающей предметно- пространственной среде в свете требований ФГОС. Она должна быть содержательно- насыщенной, трансформирумой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.

Для организации образовательной деятельности есть возможность пользования локальной сетью, компьютером, ноутбуком, ксероксом, сканером, брошюровщиком, ламинатором, принтером, проектором, магнитофоном с флеш-памятью, DVD, медиатекой.

В зависимости от возраста детей, выступают следующие интерактивные методы и приёмы :

игры, мозговой штурм, обыгрывание ролей, игровое проектирование (лэпбуки, анализ конкретных проблемных ситуаций и другие.

• II младшая группа – работа в парах, хоровод;

• средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

• старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум;

• подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, большой круг, дерево знаний.

В процессе интерактивного общения в парах, группах, между группами у детей формируется собственное мнение по тому или иному событию, явлению, активная жизненная позиция, творческие способности; развиваются речь, чувство ответственности за общее дело, систематизируются, анализируются представления, понятия; устанавливаются логические связи, содействующие пониманию закономерностей.

Одним из средств интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей, выступают ИКТ.

Использование ИКТ должно быть дозированным и целесообразным. Самая замечательная компьютерная игра не заменит подвижных игр, игр с реальными предметами.

Интересным приемом работы являются интерактивные экскурсии. Преимущество такой экскурсии – не покидая помещения группы, ознакомиться с объектами, на основе которых раскрывается тема, услышать об этих объектах необходимую информацию, овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.

Обогащать опыт детей в овладении действиями наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями помогает «Корзина идей». Например, в игровой ситуации: «Зайкины именины»,, на мотивационном этапе дети получают прямой вопрос, вводятся в проблемную ситуацию, распределяются на малые группы и вспоминают нормы и правила сотрудничества. Сначала каждый ребенок ищет ответ самостоятельно: выбирает картинки. Затем происходит обмен информацией в малых группах. Дети обсуждают, выясняют, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли противоречия, находят общие решения. Далее все идеи «сбрасываются» в общую корзину, даже если они ошибочны. Воспитатель как субъект интерактивного общения вносит и свои идеи, новые сведения, знания. В процессе общего обсуждения уточняются идеи, исправляются ошибки и формулируется вывод. На заключительном этапе воспитатель организует рефлексию, обеспечивает возможность использования полученных знаний в повседневной жизни.

Перспективной формой интерактивного обучения, одной из разновидностью метода проекта считается Лэпбук- «умные книжки самоделки». (lap – колени, book – книга).

Например, реализуя образовательную деятельность по теме: «Домашние и дикие животные» из цикла («Кто нас окружает», лэпбук выступает заключительным этапом самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лепбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденные

Внедрение интерактивных форм дает положительные результаты в работе с педагогами. Автор использует как традиционные, новые, так и новейшие интерактивные формы и методы работы, которые помогают решать проблему развития познавательной активности ребенка дошкольного возраста.

Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус.

Как показывает практика, грамотно построенная система интерактивных методов работы с педагогическими кадрами – приводит к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплачивает коллектив педагогов. Это подтверждают выступления на педсоветах, семинарах и конференциях: «Методы интерактивной педагогики в дошкольном учреждении в условиях ФГОС ДО», «Формы и методы работы по патриотическому воспитанию в ДОУ средствами инновационных и активных методов обучения и воспитания» с мультимедийным сопровождением.

Внедрение Интерактивных методов работы дает положительные результаты и в приобщении родителей к участию в жизни детского сада

Основным направлением применения методики интерактивного общения с родителями является «цепочка» ПЕДАГОГ – РОДИТЕЛЬ – КОМПЬЮТЕР – РЕБЕНОК.

Использование средств ИКТ, конечно же, не заменяет традиционных методов и технологий работы с родителями, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует родителей и тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение интерактивных методов активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Проведенная работа доказала и подтвердила необходимость, важность и эффективность применения существующих и создание оригинальных интерактивных форм обучения детей, способствующих развитию познавательной активности дошкольников

Применение современных образовательных технологий и интерактивного обучения дает положительную динамику роста уровня познавательной активности воспитанников, которая прослеживается при проведении мониторинга.

Применяя современные образовательные технологии и интерактивное обучение с целью развития познавательной активности дошкольников можно добиться позитивных результатов с детьми

Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *