КОНСТРУКТОРСКОЕ ЗАДАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ КУРСОВОЙ СТАТЬИ 1 2 3 4 КЛАССЫ

Послушайте стихотворение поэта Валентина Берестова.

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

«А кто умеет рисовать?»

Рук поднялось – не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

«Ну, кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

«Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых и не видать.

А ведь, ребята, в самом деле

Когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось.

Куда всё это подевалось?

У современного учителя есть множество возможностей для того, чтобы избежать столь печального развития событий. Один из эффективных способов формирования самостоятельности и развития познавательных умений –

цитата 2 слайд

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в  активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

Проектные задачи – одна из форм организации учебного процесса при реализации ФГОС. В прошлом году на Метод Объединении учителей начальных классов мы рассмотрели вопрос  о решении проектной задачи  на уроке, по введению этих уроков в календарнотематическое планирование. С введением ФГОС у нас появилась возможность  решению проектной задачи мы можем реализовать эти часы во внеурочной деятельности. Каждому учителю выделили 1 час, который называется проектная деятельность.

В последнее время в образовательном сообществе обсуждаются результаты международного исследования. Одна из претензий к нашим школьникам – неумение пользоваться арсеналом разных средств в новой, незнакомой, нестандартной ситуации. Эту проблему в начальной школе пытаются решать через организацию проектной деятельности с младшими школьниками. С  точки зрения учёных,  для младших школьников проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям. Переносить способы работы из основной школы в начальную неэффективно и, как правило, вредно.

Чем отличается проект от проектной задачи –  нет определённых заданий, материалов, действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств.

– проектировщикам предлагаются все необходимые средства и материалы в  виде набора (системы) заданий

Прообразом проектной деятельности основной школы у младших школьников могут стать проектные задачи.

Задача – это сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения

В образовательной практике развивающего обучения до сих пор использовались в основном два типа задач: конкретно-практическая и учебная. Кратко дадим характеристику этим типам задач.

направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения Учебная задача – всегда   До нее подобных задач дети не решали, и поэтому «сходу» она не может быть решена учащимися. Это –  задача. Именно в ходе организации поиска через определенное время дети смогут решить такую задачу

ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (правильный ответ). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.

Творческая (олимпиадная) задача  задача, которая не имеет готового формального способа решения.

Перечисленные типы задач   не позволяют:

(10 слайд)  Идея системы  заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования.

ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми.

Проектная задача носит групповой характер. Проектная задача содержит набор (или систему) действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. Решение проектной задачи требует коллективно-распределительной деятельности учащихся – работы в малых группах. При этом проявляются умения (или неумения) : планировать ход решения задачи распределять работу между членами группы осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль

Педагогические эффекты, в ходе решения проектных задач:

Этапы решения ПЗ(проектной задачи):

Проектные задачи бывают предметные,  межпредметные, разновозрастные и одновозрастные

(16 слайд) Основная педагогическая цель проектных задач в 1-3 классах: Способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Возможность наблюдать за способами работы, как отдельных учащихся, так и целой группы школьников.

Анализ учителем всех экспертных листов после решения проектной задачи дает полную картину того, как строили свою работу школьники на всех этапах решения. Таким образом, постоянный сбор и анализ данных экспертизы позволяют учителю вести мониторинг формирования учебного сотрудничества в классе и вводить коррективы в свои педагогические действия. Для становления учебного сотрудничества в классе существенное значение имеют публичные выступления экспертов, в которых отмечаются как положительные, так и отрицательные примеры работы групп школьников.

В 4-5 классах целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них квазиреальную

учащиеся, пользуясь описанием проблемной ситуации, должны сами сформулировать стоящую перед ними задачу.

Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам. Проектные задачи, встраиваясь в учебную деятельность, кардинально меняют практически все составные части образовательного процесса: систему оценивания, тип отношений школьников друг с другом и с педагогами, отбор учебного содержания, и т. д. Особое место проектные задачи должны занять на переходе из начальной школы в основную школу, т. е. в 5 классе, как необходимое условие плавного перехода к проектным формам учебной деятельности в подростковой школе. Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя.

Своё выступление хочу закончить словами

То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л. Выготский

Проектные задачи в начальной школе

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

На чём основана проектная деятельность учащихся, в общем, и проектные задачи в частности

Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.

Педагоги должны помочь маленькому человеку ориентироваться в этом сложном мире, решать поставленные жизнью задачи и выходить победителем из сложных ситуаций, легко адаптироваться в современной социокультурной среде.

Как видно из вышесказанного, решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы, практически невозможно. Необходим поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.

Одной из таких адекватных форм является  (основателями считаются американский психолог, педагог и философ Джон Дьюи и его ученик Уильям Килпатрик), которая способствует:

Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др.) могут быть достигнуты только через проектную деятельность школьников.

Однако проектная деятельность свое центральное (ведущее) место занимает в подростковой (основной) школе. В начальной школе могут возникнуть только ее прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

В деятельностной педагогике задачный принцип построения учебного содержания является ключевым. В образовательной практике используются разные : учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В. В. Давыдов). Как правило, учитель (через содержание программы) сам ведет класс к постановке и решению очередной учебной задачи. Цель педагога на уроке постановки учебной задачи — создать в классе такую ситуацию, в которой дети приняли бы именно эту запланированную задачу.

всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому с ходу она не может быть решена учащимися. Это поисковая задача. Именно в результате поиска через определенное время дети смогут решить эту задачу. Как уже отмечалось, результатом решения подобного типа задач является общий способ для решения широкого класса частных конкретно-практических задач, в процессе поиска которого происходят изменения в самих младших школьниках.

ориентирована на   применение   (отработку)   уже   освоенных   способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.

— это такая задача, которая не имеет готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, в основном спонтанно пытается сам найти способ решения. Как правило, этот способ решения не поддается алгоритмизации. Поэтому такие задачи обычно решают немногие учащиеся (ученики, обладающие нестандартным мышлением).

Что не могут сделать в обучении перечисленные типы задач? Они не позволяют:

А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы.

Для осуществления перечисленных образовательных условий мы предлагаем ввести еще один тип задач —

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» ее решения.

Через опыт решения серии подобных задач на протяжении пяти первых лет обучения в школе  младшие школьники (без специального акцента) осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Система заданий, которая входит в ткань задачи, фактически задает «стратегию решения» этой задачи. В 4—5 классах целесообразно вместо упорядоченной системы заданий использовать их неупорядоченный набор; в этом случае дети сами строят свою «стратегию» решения задачи. В предельном случае некоторые задания вообще не выделяются явным образом изначально. Выявление их в общем контексте задачи возлагается на самих учащихся. Такая форма проектной задачи является наиболее приближенной к собственно проекту.

— это система (для 4—5 классов — набор) заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».

Фактически проектная задача задает общий способ /проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.

Почему задачи такого типа получили название «проектные»?

Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Важнейшей характеристикой проектирования является различение того, что производится, и того, что в результате получается. Производимый «продукт», по словам К. Н. Поливановой, не является самоцелью, его нужно рассматривать в более широком контексте. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач?

Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие

Итак, применение  проектных задач благотворно сказывается на развитии учащихся младшей школы. Рассмотрим теперь, каким же образом на практике удаётся осуществлять проектную деятельность учащихся на примере межпредметной разновозрастной проектной задачи  «Доктор Айболит».

Планирование работы начальной школы при решении проектной задачи

оценивание сформированности основных ключевых компетентностей у младших школьников при работе в группе или в паре, перенос способов действий в нестандартную ситуацию.

Проектная межпредметная задача

Замысел проектной задачи

В качестве сюжета задачи взята квазиреальная ситуация путешествия доктора Айболита и его друга писателя Корнея Чуковского в Африку для лечения заболевших животных. В рамках этого сюжета учащиеся должны выполнить ряд заданий по пяти учебным предметам; при этом конкретные указания на соотнесенность каждого задания с тем или иным предметом не даны.

Задания простроены таким образом, что в процессе их выполнения учащиеся должны обращаться к текстам и результатам других  заданий и справочному материалу для получения необходимых данных.

Нужная для решения задачи информация, во-первых, не всегда привязана к тем местам, в которых она непосредственно должна быть использована, и, во-вторых, зашумлена избыточными сведениями, не относящимися к решаемой задаче. Это вызывает необходимость проведения тщательной работы с предлагаемым текстом.

Итоговое задание требует рефлексивного отношения к результатам всех предыдущих этапов работы и создания на их основе связного иллюстрированного текста, который и является «продуктом» решения проектной задачи.

Цель, которую должны достичь дети:  по результатам выполнения отдельных заданий, составляющих проектную задачу, создать итоговый «продукт» – иллюстрированный рассказ о путешествии в Африку для лечения заболевших животных.

Проектная задача как актуальная технология организации современного урока

МБОУ «Лицей №22 «Надежда Сибири»

Учитель начальных классов:Смолянская Г. Д.

Сегодня всеобщее признание получило положение о том, что в основе успешности обучения лежат универсальные учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

С введением новых образовательных стандартов главными становятся следующие ценностные ориентиры начального образования:

Перед учителем стоит задача поиска новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких форм является . Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать , применение которых становится возможным, начиная с 1 класса

Данная  тема меня заинтересовала после знакомства с книгой «Проектные задачи в начальной школе» Алексея Борисовича Воронцова, в которой раскрыта специфика использования проектных задач  в процессе обучения учащихся младших школьников.

Авторы пособия выделяют три типа задач, используемых в практике развивающего обучения на уроке: конкретно-практическая, учебная и проектная задачи.

ориентированы на применение (отработку) освоенных способов действий в известной школьниками ситуации, как правило, в рамках одного предмета;  – правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (правильный ответ).

побуждают детей искать общие способы решения конкретно-практических задач, это всегда новая поисковая задача;  – нахождение общего способа решения частных конкретно-практических задач, в ходе которого происходят изменения в самих младших школьниках.

Требования к «проектной» задаче:

имеет общий сюжет; задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;

состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;

двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);

задания могут иметь определённые «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи;

заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи).

Этапы работы над проектной задачей:

восстанови основные этапы работы твоей группы в ходе урока;

2) укажи свой личный вклад в работу группы;

3) что у тебя не получалось при выполнении своих обязанностей в группе?

4) что нового ты узнал в ходе решения этой задачи и над чем тебе придется дальше работать?

Проектная задача принципиально носит групповой характер, что решает задачу формирования учебного сообщества.

Учебное сообщество — это группа детей, способная организоваться для совместного учебного труда, непосильного для каждого участника, общей работы. Задача учителя при формировании такого сообщества состоит в создании условий для того, чтобы совместная работа детей стала возможной. В период функционирования группы взрослый в ее работе не участвует, дети работают самостоятельно, относительно автономно. Взрослый включается в работу группы в том случае, если дети сами приглашают его к сотрудничеству. Взаимодействие «учитель — группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Групповая работа позволяет:

Один из важных применения технологии проектных задач на уроке – это формирование ключевых  учащихся. Ребёнок учится осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи. Дети получают навыки делового партнерского общения в группе. Формируется ряд организаторских компетентностей (умение проектировать процесс (изделие); планировать деятельность, время и ресурсы; анализировать собственную деятельность). В такой работе активно формируются коммуникативные и презентационные компетентности. Итак, применение  проектных задач благотворно сказывается на развитии учащихся младшей школы. Рассмотрим теперь, каким же образом на практике удаётся осуществлять проектную деятельность учащихся. Представляю вашему вниманию проектные задачи из своего опыта.

Проектная задача « Фразеологизмы».

Цель. Познакомить учащихся с фразеологизмами – устойчивыми выражениями.

Ребята, cегодня  у нас не совсем обычный урок, и я вам хочу пожелать не ударить в грязь лицом,  держать ушки на макушке, работать засучив рукава.

Заметили что-то необычное в моем обращении? (употребила, фразеологизмы)

2 Определение темы.

-Встречались ли вы в своей жизни с фразеологизмами?

Догадайтесь, какова тема сегодняшнего урока?

-Как вы думаете, почему их называют устойчивыми выражениями?

3. Постановка проблемного вопроса.

– Как появляются  фразеологизмы?

4. Постановка цели.

-Какую цель поставим? (узнать происхождение фразеологизмов)

5. Замысел проектной задачи.

-Ребята , а давайте превратим наш класс в редакцию , выпустим журнал, с помощью которого расскажем друг другу о происхождении некоторых фразеологизмов. Согласны?

-Представители от групп подойдите, выберите по одному фразеологизму.

Довести до белого каления.

После дождичка в четверг.

Намотать на ус.

– На столе лежит материал , который вы можете использовать , оформляя страничку: фотографии, рисунки, дополнительный материал, фразеологические  словари, кроме того вы можете сами рисовать рисунки.

6. Обсудим  план работы.

2. С помощью вопросов сделать вывод (вопросы составлены учителем).

2. Выбрать подходящий материал.

3. Обсудить оформление станицы.

4. Распределить работу в группе.

6. Подготовиться к выступлению.

План работы выдается каждой группе.

7. Обсуждение критериев оценки работы по листу самооценки

8. Презентация страниц журнала.

– Какую цель ставили?

– Выполнили ли ее?

– Было ли интересно работать?

Заполните лист самооценки.

10. Что хотите сделать дома?

«Животный мир в задачах». 3 класс.

I этап. Погружение в проект.

Идея нашего проекта возникла во время изучения тем о животных на уроках окружающего мира. Почти у каждого ученика нашего класса в домашней библиотеке есть интересные энциклопедии о животных, которые они с удовольствием читали, готовили дополнительные сообщения, доклады о различных животных. Желающих выступить с сообщениями было много, ребятам не хотелось расставаться c блоком тем о животных.

Я задумалась, как можно поддержать этот интерес, поговорила с ребятами о том, где еще можно применить наши знания,  и мы решили использовать информацию о животных в математике: составить сборник задач для 3-го класса, используя статьи из энциклопедий. Так были определены тема и цель нашего проекта . Предстояло выяснить, кто будет участвовать в проекте,  распределиться по группам, выбрать руководителя группы, который помогал бы организовывать  будущую деятельность.

После того, как это было сделано и первый подготовительный этап , этап погружения в проект состоялся , мы перешли ко второму этапу: планирование деятельности.

II этап. Планирование деятельности.

В процессе обсуждения был составлен следующий

1. Найти источники информации, на основе которых мы будем составлять задачи, составить список источников. Ребята договорились найти в энциклопедиях статьи, которые содержат числовые данные, сделать закладки.

2. Рассмотреть математические сборники задач, проанализировать их структуру  и определить структуру нашего будущего сборника.

Выяснили, что задачи в сборниках могут классифицироваться по классам: 1-й класс, 2-й класс, 3-й класс, 4-й класс, по количеству действий в решении задач: простые и составные, по уровню сложности , по типам.

После обсуждения решили классифицировать задачи то типам.

Выделили следующие типы задач:

III этап. Деятельность по составлению задач была организована в группах. Ребята действовали по плану:

IV этап. Оформительский.

В конкурсе на лучшую обложку для нашего сборника приняли участие все ребята, некоторые дети нарисовали несколько обложек. Выбирали лучшую обложку дети сами, голосованием . Победила в этом конкурсе Литвиненко М.

Иллюстрации для сборника также выбирали сами ребята. А напечатать тексты задач ребятам помогли родители.

V этап. Презентация готового продукта.

Анализируя проведённую работу, хочу отметить, что занятия по решению проектных задач помогли достичь следующих результатов:

· возрос познавательный интерес обучающихся;

· повысилась мотивация к учебной деятельности;

· появился интерес к освоению нового материала;

· совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива;

· повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа;

· ребята стали более самостоятельными и коммуникабельными.

В заключении хочу сказать, что чем больше мы продвигаемся в данном направлении, тем чётче понимаем, насколько огромен потенциал проектных задач в подготовке младших школьников к освоению новых стандартов в основной школе. Применение данной технологии полностью созвучно с девизом современного образования «Школа для жизни», т. к. решая проектные задачи, наши дети учатся тому, что позволит им быть поистине успешными людьми информационного века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *