КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ВЕЧНЫХ ВОЛШЕБНИКОВ 8 КЛАСС И МУЗЫКАНТЫ

Тема: ««Музыканты — извечные маги» Обобщение материала(1 час)».

Систематизировать и закрепить полученные знания за вторую четверть.

повторить и закрепить пройденный материал:

– проверить знания о произведениях и композиторах по фрагментам из музыкальных произведений;

– развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии;

– воспитывать музыкальную и духовно-нравственную культуру учащихся, эмоционально-ценностное отношение к музыке.

Компьютер, мультимедиа установка для презентаций, музыкальный центр, музыкальный материал для прослушивания, дидактический материал карточки.

Учитель приветствует: здравствуйте ребята!

Психологический настрой на урок

А теперь я задам вопрос, а вы кивните головой, отвечая на него.

Вы готовы к работе на уроке?

Мотивация к уроку

В конце урока мы с вами будем выбирать самого активного ученика, поэтому обратите внимание кто и как работает на уроке. Любой из вас может им стать. Не забывайте оценка на уроке зависит от ваших знаний, а для этого надо быть внимательным, сосредоточенным, активным. Дополнением к оценки на уроке будут заработанные вами бонусы.

Систематизация знаний. Вопросы задаются по каждому произведению.

Знакомо ли это музыкальное произведение?

Учитель: назовите музыкальное произведение и его автора?

Сообщение цели и темы урока.

И сегодня обобщающий урок второй четверти.

Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Давайте определим тему урока.

С чего мы начали урок ?

Ответ дети: с прослушивания знакомого фрагмента;

Дети: с угадывания названия музыкального произведения и автора.

Учитель: да правильно. Сейчас мы попытаемся угадать слово, которое стоит в названии темы. Как вы думаете, что это?

игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой

Тема урока: «Музыкальная викторина. Музыканты — извечные маги

Задание № 1 Назовите музыкальное произведение и композитора? Выбери правильный вариант ответа

шествие гномов» пьеса из сюиты «Пер Гюнт».

2)М. Мусоргский «Картинки с выставки .«Гном»

Задание № 2  Определите какое музыкальное средство выразительности способствует развитию музыки

а) мелодическое – изменение мелодии;

б) темп – контраст темпов;

в) ритм- ритмическое развитие ;

смена громкости звучания – динамическое развитие, повтор, контраст.

Задание № 3 Определите форму построения музыкального произведения?

а) двух частная форма;

г) в форме вариации.

. Прочитайте и поясните значения слов, как вы понимаете?

на смекалку: догадайтесь, по какому признаку сгруппированы слова и уберите лишнее.

а) Симфония, этюд, песня, музыкант, соната.

б) Гитара, дирижер, баян, пианино, скрипка.

в) Вальс, полька, танго, опера, мазурка.

г) Моцарт, Бетховен, Глинка, Шопен, оркест

Как известно, преобладающим языком в музыкальной терминологии стал итальянский. Вот некоторые из музыкальных терминов. Расшифруйте их значение:

Меццо форте –

Задание № 7 Нужно спеть песню «В лесу родилась елочка

1 вариант: весело, радостно, легко.

2 вариант: грустно, уныло с надрывом.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 7 класса (УМК Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская «Музыка», 7 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 1 урока 3 четверти.
Цели и задачи урока:
– приобщение к духовно-нравственным ценностям музыки религиозной традиции и светской музыки;
– обобщение и систематизация представлений семиклассников об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки, осознание её социальных функций;
– формирование познавательных мотивов учения, умений излагать своё мнение в устной и письменной форме, осуществлять поиск новой информации в Интернете, справочниках и оценивать её качество.

УРОК 1

. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка

1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Звучитфрагмент 1 части Сонаты №8 до минор (Патетическая) Л. Бетховена.

– Вы прослушали музыкальный фрагмент. Соотнесите услышанный музыкальный фрагмент с тем видом (жанром) музыкальной культуры, которому эта музыка может принадлежать. Аргументируйте свой ответ:

1) Фольклор 2) Городская бытовая музыка 3) Популярная музыка 4) Джаз 5) Рок-музыка, рэп 6) Классическая 7) Камерная музыка 8) Духовная музыка

– Какие чувства выражает прослушанная музыка?

– Прозвучал один из фрагментов камерной музыки – Патетическая соната Л. Бетховена.

Камерная музыка относится к направлению «Академическая музыка». Существует всего четыре музыкальных направления: народная музыка, духовная музыка, академическая (светская) и популярная музыка. Развитие музыкальной культуры во все времена происходило во взаимодействии двух основных направлений: светского и религиозного (духовного).

Духовная музыка – это музыка, написанная на религиозные темы Священного писания, предназначенная для молитв, богослужений. Примерами такой музыки служат такие жанры, как литургия, молебен, месса, реквием, кантаты. Существуют авторские произведения Л. Бетховена, И. С. Баха, Ф. Шопена.

Светская музыка – это камерная музыка, опирающаяся на культуру и традицию стран. Жанровые примеры светской музыки: фортепианные песни без слов, пьесы, каприсы, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады, романсы любых авторов и исполнителей.

Главное отличие этих музыкальных направлений в том, что духовная музыка выражает религиозные чувства человека, а светская – любые настроения и любые человеческие чувства, кроме религиозных.

2. Сообщение темы урока. Целеполагание

Тема урока – «Два направления музыкальной культуры».

3. Основная часть

1) Введение в тему урока

Как уже было сказано ранее, музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основных направлений: светского и духовного (церковного).

Религиозная (духовная) музыка всегда была связана с Богослужением. К духовной музыке относят вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера, исполняемые во время церковной службы. Первые профессиональные музыканты – композиторы, теоретики, исполнители (певцы, инструменталисты) – вплоть до XVIII в. служили, как правило, капельмейстерами и органистами при дворах монархов, князей, архиепископов. С широким кругом слушателей они могли общаться только в церкви.

Светская же музыка была совершенно свободной от влияния церкви и в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру. Одна из разновидностей светской музыки – камерная – получила своё развитие с XVI века.

Камерная музыка (от лат. camera- комната). Так, в отличие от церковной и театральной, называют инструментальную или вокальную музыку.

2) Работа с учебником

Прочитайте самостоятельно в учебнике (ст. 72) о двух основных направлениях музыкальной культуры – светской и духовной (религиозной):

«Церковная музыка всегда обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки. В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрастах различных образов. В восточной, православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которых лежит знаменный распев. В западной, католической церкви — месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе — хорал, многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра. Библейское слово и его преломление в мелодиях церковных распевов определяли высокую художественно-нравственную силу духовного воздействия религиозной музыки.»

3) Углубление в тему

Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И. С. Баха и русского композитора М. Березовского. Бах чаще всего писал музыку для органа и хора, а Березовский — для хора a capella. Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие.

Содержание хора «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» И. С. Баха и 1-й части духовного концерта «Не отвержи мене во время старости» М. Березовского развёртывается в совершенной полифонической форме — фуге.

А) Слушание и сопоставление хора «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» И. С. Баха и Духовного концерта «Не отвержи мене во время старости» М. Березовского (1-я часть)

Послушайте и сравните названные хоры Баха и Березовского.

– Какую роль выполняет приём имитации в развитии их музыкальных образов?

– На основе выявления интонационно-выразительного смысла каждого из произведений сопоставьте линии этих произведений: русская — зарубежная музыка, хорал — знаменный распев, исполнительские составы, особенности оркестровки хорового пения.

– Охарактеризуйте своё личностное отношение к этой музыке.

– Рассмотрите иллюстрации, помещённые на странице 73 учебника, постарайтесь ощутить атмосферу, в которой звучала та или иная музыка, представьте эпоху и соотнесите её с соответствующим на ваш взгляд звучанием:

М. де Вос. Коронование Марии. 1590 г.

Б) Слушание и сопоставление музыкальных фрагментов из Реквиема В. А. Моцарта, «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова, «Аве Мария» Ф. Шуберта и «Ноктюрна» из Квартета №2 А. П. Бородина

– Прослушаем и сопоставим теперь другие линии произведений русских и зарубежных композиторов: светская — духовная музыка, вокальная — инструментальная музыка, полифония — гомофония.

В) Слушание песен современных авторов

К сфере духовной музыки относят, прежде всего, вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера, исполняемые во время церковной службы.

К этой же сфере принадлежат и духовные стихи — жанр русского народного песенного творчества, получивший большое распространение среди православных верующих.

Послушайте песни современных композиторов – иеромонаха Романа, С. Копыловой, А. и Е. Михайловых на религиозные сюжеты. Раскройте особенности их содержания, музыкального языка.

Прости меня, Господь,

Что я сегодня отпою

Свою живую плоть.

И да не будет мне виной

В местах, где лечь мне суждено,

Никто не отпоёт.

Не завезут из этих мест

В церковные врата.

Ведь там один лишь только крест –

Ну, а пока я расчешусь,

Умоюсь в роднике,

Соборным маслом освящусь,

Зажгу свечу в руке.

Поклон глубокий положив,

Расстанусь с суетой,

Открою на исход души

Канон ко Пресвятой.

Тоской предсмертною объят,

Твержу, твержу, как стих –

Избави, Радосте моя,

От прежних дней моих.

Предполагаемые размышления учащихся:

– Притча Светланы Копыловой будто предлагает человеку задуматься о смысле жизни, помогает задуматься о предназначении человека.

– Дуэт Александра и Елены Михайловых, их дивные голоса в необычном сочетании – высокий мужской и низкий женский – как бы призывают к спокойствию, к вере в добро, в духовное богатство и к поэзии тихой, мудрой и простой жизни.

– Характер музыки всех песен – молитвенный, что говорит о духовности, нравственных началах.

4. Вокально-хоровая работа. Разучивание песни М. А. Минкова на слова Ю. С. Энтина «Дорога добра»

Сегодня разучим песню, которую никогда не назовёшь религиозной, но в которой нравственные начала раскрываются в зависимости от особенностей её жанра: её современное ритмическое оформление в единстве со словом обретает силу внушения («Мой друг, всегда иди дорогою добра»). В этом смысле мы можем здесь говорить об истоках драматургии, которые восходят к заклинаниям в мифологических обрядах, к проповеди в церковной практике и поучениям.

5. Итог. Рефлексия

– Вспомните и спойте знакомые вам мелодии духовной и светской музыки из репертуара 6-7 классов.

– Ответьте на вопросы:

– Выберите правильный вариант ответа в следующих заданиях:

1)искусство, культура 2)совершенный, образцовый 3)эпоха, стиль

1)знаменный распев 2)гимн 3)молитва 4)романс 5)песнопения 6)тропарь 7)баллада 8)серенада

1)соната 2)сюита 3)романс 4)вокализ 5)этюд 6)гимн 7)кант 8)баллада 9)былина 10)молитва

6. Домашнее задание

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/478223-konspekt-uroka-muzyki-na-temudva-napravlenij

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 8 класса (УМК Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская «Музыка», 8 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 1 урока 3 четверти.
Цели и задачи урока:
– постижение интонационной выразительности музыки, её воздействующей силы;
– расширение жизненного опыта учащихся, обобщение знаний о музыкальном языке, о традициях и новаторстве в произведениях разных жанров и стилей;
– формирование умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

УРОК 1

. Музыканты – извечные маги: Обобщение темы полугодия «Традиции и новаторство в музыке»

– Как вы понимаете термины «традиции» и новаторство»?

– Традиция – это память культуры – наследие, которое живо сегодня, прошлое, которое важно для современников.

– Какие произведения можно назвать, чтобы ярко высветить понимание традиций и новаторства? Вспомните, назовите знакомые вам из материала 1-го полугодия музыкальные сочинения.

Звучат музыкальные фрагменты:

– Попробуйте напеть главные мелодии-темы прозвучавших музыкальных фрагментов.

– Выявите традиционные и новаторские черты в этих произведениях. Аргументируйте своё мнение.

– Прослушайте ещё один музыкальный фрагмент. К какой временной категории вы отнесёте эту музыку:

А) музыка, сочинённая в XX веке Б) музыка, сочинённая в XVII веке В) музыка, сочинённая в XX веке в современной обработке Г) музыка, сочинённая в XVII веке в современной обработке

– Прозвучала знаменитая «Ave Maria» в современной обработке. Долгое время считалось, что её автором является итальянский композитор XVII века Джулио Каччини. Но сегодня известно, что это одна из самых удачных мистификаций в истории музыки. На самом деле, эту мелодию сочинил наш соотечественник – композитор и гитарист Владимир Вавилов, живший относительно недавно – в XX веке. Досконально изучив традиции старинной музыки, он создал произведение, которое по стилю, музыкальному языку практически неотличимо от музыки XVII века. А вот инструментовка, включение ритм-группы – это, действительно, ещё более современная обработка популярного классического произведения.

Мы обратимся к таким примерам синтеза традиций и новаторства, как рок-опера А. Рыбникова «”Юнона” и “Авось”» и «Преступление и наказание» Э Артемьева, которые станут основанием для интонационных обобщений, закрепления полученных ранее знаний о музыкальном языке, его особенностях.

Тема урока – «Традиции и новаторство в музыке: Музыканты – извечные маги».

А) «Повторение – мать учения»

С понятиями «традиции» и «новаторство» мы встречались в первом полугодии уже неоднократно.

Напомню, что традиция (от лат. – передача) и новаторство (от лат. – обновление и изменение) – это два полюса, между которыми развивается пространство культуры и рождается искусство любой эпохи.

Традиция – это память культуры, присутствие прошлого в настоящем, которое проявляется в преемственности. Любое художественное произведение несёт в себе нечто новое, исключительное, опираясь на известные закономерности. Современное искусство развивается во взаимодействии с художественным наследием, непреходящими ценностями прошлого, имеющими общечеловеческую значимость. Непреходящие ценности прошлого, имеющие общечеловеческую значимость, обретают в современном искусстве новое звучание.

Как вы понимаете выражение «непреходящая ценность»?

Да, действительно слушатели имеют возможность, вновь и вновь переживая многие чужие жизни как свою, обогатиться опытом других людей, присвоить его, сделать фактом своей жизни. Именно в этом источник воздействия искусства на личность и его непреходящая ценность.

Культура всегда помнит и хранит то, что нужно современности, но «помнит» в преобразованном виде. Новаторство опирается на традицию, требуя бережного отношения к художественному наследию.

Б) Работа с учебником

Откройте электронную версию учебника. Внимательно прочитайте абзац на ст. 65, как традиционные основы человеческой жизни используются и показываются в творчестве композиторов:

«Композиторы, разворачивая перед нами художественную картину мира, утверждают непреходящую ценность таких человеческих качеств, как верность, любовь, преданность. Это традиционные основы человеческой жизни, которым следовали многие поколения людей. Композиторы переосмысливают вечные проблемы искусства, создают новую художественную действительность. Она проявляется в многообразии созданных произведений, своеобразии их интонационно-мелодической основы, в гармонии ритмических построений, формы и пр. Элементарные частицы музыки (звуки, их длительности, высота, тембр, динамика), из которых складываются произведения композиторов, одни и те же. Но подходы к применению, использованию музыкально-выразительных средств различны».

2) Обобщение темы

Традиции русской классической музыки, заложенные М. И. Глинкой, нашли продолжение в творчестве П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова. Г.В. Свиридова. Но в творчестве этих же композиторов мы можем заметить влияние и других традиций. Так на пересечении различных взаимовлияний нередко рождается новаторский индивидуальный стиль того или иного художника.

Стремление к обновлению музыкального языка, существовало в профессиональном искусстве всегда. Всматриваясь в историю развития культуры, можно отметить немало таких музыкальных революций, которые провозглашали новые принципы творчества. Новаторским стал жанр оперы в начале XVII столетия. Новаторской стала во второй половине следующего XVIII века оперная реформа К. В. Глюка. Новаторскими стали национальные по духу и стилю оперы – русская «Иван Сусанин» М. И. Глинки, испанская «Кармен» Ж. Бизе, американская «Порги и Бесс» Дж. Гершвина.

Ветви отдельных традиций переплетаются между собой, рождая новые идеи и образы, помогая изобретать новые элементы музыкального языка, и закладывая основу для новых направлений и форм в искусстве.

По способам изложения, музыкальному языку, особенностям музыкальной формы мы узнаём почерк композитора, его индивидуальность, стиль, то неповторимое «я», которое отличает его от других композиторов, выявляет новаторство его творчества.

Убедительными примерами синтеза традиций и новаторства могут служить оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «”Юнона” и “Авось”» А. Рыбникова, «Преступление и наказание» Э Артемьева, балет «Кармен-сюита» Р. Щедрина, «Фрески Софии Киевской» В. Кикты и «Фрески Дионисия» Р. Щедрина, «Симфония №7» («Ленинградская») Д. Шостаковича и многое другое. Эти произведения опираются на глубокие традиции классической музыки и вместе с тем используют достижения современного музыкального языка.

Многие из этих произведений мы рассмотрим на последующих уроках. А сегодня обратимся к рок-операм: «”Юнона” и “Авось”» А. Рыбникова и «Преступление и наказание» Э Артемьева. С первой вы познакомились ещё в 7 классе, со второй – в первом полугодии 8 класса.

3) Просмотр видео-, прослушивание аудиофрагментов

4) Музыкальный анализ

– В чём заключается новаторство этих произведений?

– В первую очередь новаторство заключается в новой трактовке самого жанра оперы. Рок-опера соединяет в себе черты классической оперы, мюзикла и рок-музыки.

– «Вечные темы» переплетены со злободневными проблемами. Но в то же время, опираясь на традиции классической музыки, авторы используют достижения современного музыкального языка, новейших технологий. В состав симфонического оркестра включены электронные музыкальные инструменты, синтезаторы.

– Спектакли отличаются зрелищностью, картинностью, эффектностью постановки. Свет, перемены декораций, работа лазеров, подъёмных механизмов, пиротехнические эффекты безукоризненно соотносятся с музыкой, музицированием актёров, их пластическим движением, хореографией.

– В чём же видится опора на традиции?

– В рамках традиций этих опер – обращение к литературным первоисточникам (А. Вознесенский, Ф. Достоевский); деление на музыкальные сцены (сцена молитвы, сцена бала; сцена «Сенная площадь и её обитатели»; сцена «Студенческая вечеринка» и др.).

– Традицией является переплетение в сюжете лирического: любовь главных героев и трагического: рок, судьба; жизнь и смерть.

– Также хор выступает действующим лицом, с его помощью характеризуется окружающая среда – как это было в классических операх.

– В опере А. Рыбникова – трактовка увертюры как краткого конспекта, система лейттем; использование классических жанров (ария, речитатив, хор).

– В рок-опере Э. Артемьева – интродукция заменяет увертюру и открывает действие оперы (как, например, интродукция к опере «Иван Сусанин» М. И. Глинки; современная музыка звучит в единстве с музыкой духовной, народной.

– Какие признаки именно рок-музыки можно выявить в этих произведениях?

– Предельная насыщенность звучания, острота, обнажённость высказывания приводят как бы к «антимузыкальной» манере пения или манере пения, близкой к бытовому исполнению.

– Музыкальные жанры упрощаются до песни, баллады: «Баллада о белом шиповнике», «Баллада шарманщика».

4. Рефлексия. Итог

Знакомство с этими произведениями как бы раздвигает рамки нашего опыта, передаёт исторически многообразный опыт человечества, который отобран, обобщён, осмыслен, оценён и художественно организован композиторами. Всё это позволяет вырабатывать собственные установки, формировать ценностные отношения к различным жизненным обстоятельствам.

А) Г. В. Свиридов Б) С. В. Рахманинов В) М. И. Глинка Г) П. И. Чайковский

А) Балет «Кармен-сюита» Б) Опера «Орфей и Эвридика» В) Опера «Порги и Бесс»

1. К.В. Глюк 2. Дж. Гершвин 3. Р.К. Щедрин

А) П. И. Чайковский Б) Л. ван Бетховен В) Г. В. Свиридов Г) Р. К. Щедрин Д) Ж. Бизе

3) Разучивание, исполнение финальной песни «Аллилуйя любви» из рок-оперы «”Юнона” и “Авось”» А. Рыбникова

Обратимся вновь к финалу рок-оперы А. Рыбникова, которая завершается выходом на сцену всех участников спектакля. Они поют гимн любви, обращаясь к «жителям двадцатого столетья», а теперь уже и нашего века.

Так утверждается непреходящая ценность таких человеческих качеств, как верность, любовь, преданность. Именно они являются традиционными основами человеческой жизни, которым следовали поколения людей. Мы как бы с дистанции Времени видим давно ушедших из жизни людей, но очень схожих с нами в своих порывах, страстях, суждениях, муках, радостях и горе.

А) Просмотр видеофрагмента -https://youtu.be/Rqn2ESVszSU

Б) Разучивание песни «Аллилуйя любви». Караоке – https://youtu.be/AuZLXbPKJZU

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/478221-konspekt-uroka-muzyki-na-temu-muzykanty–iz

Показ и выявление глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление информационно-жанрового богатства народной музыки, молитвы в музыке отечественных композиторов.     Образовательная:  закрепить в понимании учащихся знаний о духовной православной музыке как о неотъемлемой части русской духовной культуры, музыкальном образе, средствах музыкальной выразительности; познакомить детей с творчеством композитора В. А. Гаврилина на примере духовных образов, запечатлённых в его симфонии-действе «Перезвоны» («Молитва»); дать учащимся представление о роли молитвы в христианстве, раскрыть понятия: «симфония-действо» как жанровую разновидность музыки, «духовный стих»- как разновидность духовной (чаще всего анонимной) православной песни; закрепить у учащихся знание имён русских композиторов, являющихся создателями духовных музыкальных произведений (Д. Бортнянский, М. Березовский, П. И. Чайковский, др.), познакомить с духовными образами, показать межпредметную связь истории, литературы, изобразительного искусства, духовно – нравственной культуры России и музыки; помочь учащимся осознать мысль о том, что музыка оказывает на человека большое эмоциональное воздействие, она созвучна его чувствам и мыслям, делает более глубоким восприятие любых жизненных ситуаций.

Развивающая: способствовать развитию эмоций посредством создания на уроке ситуаций эмоционального переживания в процессе музыкального восприятия; развивать интерес к духовной музыке, элементарные певческие навыки, навыки культуры слушания и анализа музыкальных произведений. Развитие вокально-хоровых навыков, выразительное исполнение  при работе с песней «Мама» муз. В. А Гаврилина, сл. А Шульгиной

Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к музыкальному искусству; воспитывать чувство уважения к православной культуре, к музыке русских композиторов, к высоким образцам русского певческого хорового искусства, к духовной музыке, к православным традициям, способствовать воспитанию высокохудожественного вкуса, нравственных качеств личности, культуры исполнения, слушания музыки; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине. Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.

Личностные:  у обучающегося будет  сформирована мотивация к изучению музыки, умение  в процессе рефлексии проводить самооценку;Ученик получит возможность для формирования устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Предметные: ученик научится осознанно воспринимать и  исполнять музыкальные произведения; обращаться к литературным первоисточникам, выделять нравственную проблематику литературных текстов   как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов;  разбираться в музыкальных жанрах и видов искусства, определять на слух жанры музыки,  осмыслять специфику музыки.

Ученик получит возможность научиться  устанавливать связи между музыкальными и художественными  произведениями различных жанров и видов искусства.

Личностные:  ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;

ученик получить возможность научиться  объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;

Получит возможность  научиться  владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

Регулятивные: научится исполнять музыку, передавая художественный смысл;  получит возможность  научиться определять и формулировать  тему и проблему урока;

Коммуникативные:  научится организовывать работу в паре, группе;

Получит возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в группе.

Жанр, инструментарий,  вид искусства, язык искусства, образ, интонация, художественные и музыкальные средства.

компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, компьютерная презентация Power Point, фортепиано.

Хоровое пение,  пластическое дирижирование, слушание музыки, анализ музыкального произведения.

Индивидуальная, фронтальная,  групповая.

Урокрасширение и углубление знаний.

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Вход в класс учащихся

Учитель:  – Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Учитель: И так откроем тетради и вспомним тему прошлого урока «Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси».

-Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство собразами русской народной и духовной музыки. На примере ярких музыкальных произведений углубим свои знания об особенностях и разновидностях этих жанров.

-На предыдущих уроках мы с вами рассуждали о народной культуре Древней Руси и о том, как духовные православные традиции воплотились в музыке русских композиторов.

-Имена каких композиторов вы запомнили? Назовём их.

Ученики:  Д. Бортнянский, М. Березовский, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Т. Гречанинов, П. Г. Чесноков и др.),

Учитель:-Перед тем, как мы познакомимся ещё с одним ярким музыкальным примером, озвучим: что означает понятие «Духовная музыка»?

Ученики: – Духовная или церковная музыка — музыка религиозного характера, предназначенная для исполнения во время молитв, богослужений и в быту. Духовная (церковная) музыка, как правило, пишется на основе или под влиянием текстов религиозного содержания (напр.: Библии).

Учитель:- Духовная музыка имеет свои разновидности и жанры. Если говорить о православной музыке, следует уточнить, что: православная музыка — просторечное словосочетание, обычно обозначающее музыку, связанную в первую очередь с богослужением византийского обряда в Православной Церкви. Как правило, речь идет о православном пении или певческом искусстве.

-Какой вид духовной (церковной) музыки был распространён в Древней Руси?

-Каковы его особенности?

-Термин «Знаменный распев» происходит от слова «знамя» — знаки особой древнерусской безлинейной нотации — крюки (певческие знамена, похожие на крючки);

-исполнялся в церквях мужским хором без сопровождения ().

Учитель:Затем, позднее, в хш веке, в России было распространено партесное пение.

–Вспомним, что это означает?

Ученики: Партесное- многоголосное пение, исполнялось также при богослужении в церкви.-Сегодня на уроке мы послушаем фрагмент из произведения композитора

Валерия Александровича Гаврилина симфония-действо «Перезвоны».

ГАВРИЛИН Валерий Александрович (17 августа 1939—28 января 1999)- русский советский композитор, окончил Ленинградскую консерваторию. Детские его годы прошли в деревне Перхурьево (Вологодской области). Мальчик с рождения впитывал красоты северорусской земли и музыкально-поэтического творчества народа, проникался любовью к незамысловатому и нелегкому быту крестьян. Эти впечатления детства имели для будущего автора «Перезвоны» огромное значение – нравственное и художественное. Он навсегда сохранил любовь к простому человеку, к его жизни и через родство с ним сроднился с русской песней. Песня пленила его красотой выраженной в ней души и лишь потом уже – красотою звуков. Поэтому так органично и сильно развилось в нем острое чувство русской речевой и песенной интонации – первоосновы национального стиля. Гаврилин- автор балетов («Анюта», «Женитьба Бальзаминова» и др.), симфонических, вокально- симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки, музыки к кинофильмам. Лауреат Государственной премии СССР (1985). Народный артист РСФСР (1985).

Хоровая симфония – действо «Перезвоны» написана для солистов, смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца на стихи В. А. Гаврилина и А. А. Шульгиной в 1982 году. В.Гаврилин сопроводил свои «Перезвоны» подзаголовком: «попрочтении Шукшина». То, над чем думал В. М. Шукшин, было близко композитору. Корни искусстваВ. М. Шукшина также как и В. А. Гаврилина глубоко уходят в родную землю. Зрелого Шукшина, волнуют история, судьба России. Сочинение обозначено автором как хоровая симфония-действо. Назвав «Перезвоны» симфонией-действом он «хотел подчеркнуть высоту хорового сочинения». В «Перезвонах» – и это подчеркнуто словом «симфония» – представлены бытовые жанры, сюита картин народной жизни, бытовые жанры, они не просто переносятся в симфонию, а изображаются в ней. Эпиграфом к этому замечательному сочинению Валерия Александровича Гаврилина могли бы стать его собственные поэтические строки:

В центре «Перезвонов» – история человеческой души, духовное возрастание человека. От коллективного языческого ритуала – к молитвенному преображению личности. От веселого буйства языческих по природе игрищ – к христианскому покаянию. Хоровая симфония-действо Гаврилина предполагает элементы театрализации при исполнении. Это монументальное сочинение, в котором поразительным образом слились в неразделимое целое музыка поющаяся и музыка играемая. Изумляет своей подлинной симфоничностью хоровая «оркестровка» Гаврилина, полная ярких красок и остроумных деталей.

Не случайно главному делу своей жизни Валерий Гаврилин дал имя «Перезвоны».

И все эти перезвоны — знаки Событий, Дома, Дороги — то сливаются в один грандиозный символический звон несущейся вдаль. Академик Д. С. Лихачев на склоне лет вспоминал об одном старинном русском обычае: «Вызвонить грех» – отлить колокол, чтобы он своим звоном вымолил у Бога прощение. Или отлить колокол в чью-либо память». Тогда «по прочтении» и «перезвоны» — синонимы памяти, традиции и преемственности, синонимы нескончаемого пути жизни.

– Музыка В. А. Гаврилина современна. В концертном зале Мариинского театра не редко звучит это замечательное произведение выдающегося композитора ХХ века.

Учитель: -А сейчас мы послушаем одну из частей и ответим на вопросы:

В. А. Гаврилин «Симфония- действо «Перезвоны» «Молитва». Слушание

Анализ слушания музыки.

– Какой образ запечатлён в музыке?- Почему вы так решили?;

Учитель:- Как называется эта часть? (воспользуйтесь программкой и выберете из перечисленных в ней частей одну, название которой подходит по запечатлённому в музыкальном фрагменте образу;

Ученики:-Это была «Молитва»;

Учитель:-Что такое молитва?

Ученики:Молитва — обращениеверующего к Богу, богам, другим сверхъестественным или ассоциированным с Богом существам.

Учитель:-Какими средствами музыкальной выразительности воплощён образ?;

Учитель:-Кто является исполнителем?

Ученики:Исполнял хор (), ударные инструменты (оркестровые колокола), чтец, солист

Учитель:-Какая была молитва? (о чём?)

Ученики:-Здесь царство отрешенной от бренного мира возвышенной духовности.

-Характер музыки напряжённый и т.д.

Учащиеся формулируют главный вопрос урока

Вокально – хоровая работа:

песня «Мама» на слова А. Шульгиной

Учитель: -А какую песню вы знаете о любви, искренности к родному человеку

Учитель:  – Давайте исполним  её.  Сначала распоёмся. Встаньте, пожалуйста.

СольДоЛяФа» (Staccato, Legato)

Исполнение песни «Мама» Гаврилина.

Учитель: – А как ещё можно исполнить песню?

Ученики:  С солистами

Учитель: Кто хочет попробовать себя в качестве солиста? Давайте попробуем спеть с  квартетом солистов  (пригласить учащихся) Исполнение с солистами, пение песни с пластическим дирижированием.

Работа по группам и индивидуально

Учитель:А теперь вернемся к нашей теме и я предлагаю прослушать произведения

К жанру молитвы в своем творчестве обращаются также Иеромонах Роман и знаменитый поэт и композитор, известный бард Б. Окуджава. Иеромонах Роман (Александр Матюшин) – поэт, песнопевец (слайд 12). Имя иеромонаха Романа хорошо известно миллионам русских людей. Автор духовных стихов и песен, член союза писателей России. Кассеты с записями его песен продаются в церквях по всей России. Их поют профессиональные певцы, хорошо известны они и за рубежом. Давайте послушаем песню в исполнении самого автора Анализ. Вот как сказал современный русский писатель Валентин Распутин о творчестве иеромонаха Романа: «У иеромонаха Романа, собственно, не песни, а песнопения особого голоса. Сказать, что это молитвенный и аскетический голос, – значит указать только одну и, пожалуй, не главную краску израненного сердца и мятущейся души человека, продирающегося к свету. В них есть и скорбь, и боль, и безжалостное к себе покаяние. И первые движения пробуждающейся души. И счастливые слезы ее обретения. Иеромонах Роман – «человек не случайного дара, избирающий самую трудную дорогу». А сейчас прослушаем песню известного поэта и композитора Б. Окуджавы. Послушайте и скажите, о чем эта песня. Сравните с песней иеромонаха Романа. Какую из этих молитв можно назвать «просительная», а какую «покаянная»?Учитель:  задания каждой группе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *