КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

И. А. Бунин «Лапти»

Нравственный смысл рассказа.


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

Иван Алексеевич Бунин pодился 23 октября 1870 года (10 октября по старому стилю) в Воронеже, на Дворянской улице.


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

Начало литературной деятельности- 1895г, Санкт-Петербург


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

1909год- почётный академик Академии наук


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

1920 год- эмиграция во Францию, П ариж В 1933 г. Он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии.


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

«Я очень русский человек» (И. А. Бунин)

Эпоха революционных перемен, в которую он жил, и вынужденная эмиграция наложили отпечаток на его творчество. Одним из произведений, написанных на чужбине и наполненных любовью к родине, является рассказ «Лапти».


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

Что же такое нравственность ?


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

Нравственность  —  моральное качество   человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как  синоним   морали .

В русском языке слово  нравственность  появилось во второй половине XVIII века(впервые зафиксировано в

«Словаре Российской Академии» в 1789


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

А чтобы проверить и уточнить свои предположения, мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не непосредственно, а через текст, созданный автором.  Попытаемся сопоставить свое и авторское видение?


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

Работа с текстом рассказа


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

Вопросы по содержанию текста


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

Назовите героев рассказа


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

Выход из затруднения.


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

Отправится ли Нефед за лаптями в Новоселки?


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

Стратегия ключевых слов


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

Средства художественной выразительности в рассказе


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

Какими эпитетами (прилагательными) описана вьюга? Непроглядная вьюга Утопая по сугробам «Белое, бешено несущееся степное море» Почему трудно было решиться идти за лаптями?


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

Мы чуть-чуть познакомились с автором рассказа «Лапти». А знаете ли вы этих людей:

Актером театра и кино  Константином Хабенским  был создан благотворительный фонд, который   занимается организацией помощи детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга.

Актрисой  Чулпан Хаматовой  создан благотворительный фонд помощи детям с тяжелыми заболеваниями ” Подари жизнь “.


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

В чем смысл названия рассказа?


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

Снова возвращаемся к заглавию рассказа, теме и цели урока


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

На что надо обратить внимание


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

И. А. Бунин посвящает свой рассказ мужику, говорящему «душа желает»?


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

И. А. Бунин похож на этого странника. На него похож и герой нашего рассказа Нефед, который не вернулся уже живым в родной дом. Вот и писатель И. Бунин был похоронен за границей, мечтая вернуться на Родину.


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

В каких произведениях русских писателей мы встречали людей, готовых пожертвовать собой ради других?


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию. Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия. Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

Характеристика героев произведения


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

Представьте, что вы автор произведения?

Как бы Вы закончили рассказ ?


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

-Весь божий свет душой любить.»


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ЛАПТЯМ БУНИНА 7 КЛАСС И И А БУНИНА ЛАПТИ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

Успехов в выполнении домашнего задания!

:  Рассказ И. А. Бунина «Лапти»

познакомить с творчеством И. А. Бунина  и рассказом  «Лапти»

: развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел, воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

урок – размышление

: чтение с остановками (методическая стратегия), обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, дерево предсказаний, синквейн, опережающее задание.

: тексты с рассказом И. А. Бунина «Лапти», портрет писателя, компьютер, компьютерная презентация о И. А. Бунине, запись музыки Свиридова «Метель», выставка книг писателя, лапти, тетради, ручки.

I. Организационный момент

–  Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас сегодня необычный урок. Поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы.

II. Слово учителя

– Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души. ( Рассказ ученика о писателе)

– Тема нашего урока: «Смерть ради жизни».

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О войне; о смерти.)

– Как вы понимаете выражение «смерть ради жизни»? (смерть помогла кому-то выжить)

–  А можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры.

– Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать. (слайд на экран «Лапти»)

–  Как вы думаете, будет связана тема урока с названием рассказа?

Постановка цели урока (сначала учениками, затем учителем)

Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни».

– Весь рассказ мы читать сразу  не будем. А будем читать с остановками.

IV. Осмысление содержания.

Стукнуло в прихожей, – Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

– Ну что, барыня, как? Не полегчало?

– Лапти? Что за лапти такие?

– А господь его знает. Бредит, весь огнем горит.

– Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

– Как добывать?

– В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

– Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

– С какими героями вы познакомились? (Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж.)

– Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?

(Открываем файл: Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.)

– В какое время года происходит действие рассказа?

– Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте. ( Пятый день несло непроглядной вьюгой.)

– Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении? (Эпитет – «непроглядная вьюга»)

– Что просит больной ребёнок? (Больной ребёнок просит красные лапти.)

– Как вы думаете, где  мог видеть лапти сын барыни? (У крестьянских детей.)

– Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.

– Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд? (Нефёд был слугой.)

– Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование) (Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзныйучастливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный.)

– Рассмотрите портреты И. Н. Крамского «Полесовщик», В. Г. Перова «Странник» с изображением старцев.

– Похож Нефёд на них? Чем?

– Почему – больше на старца Перова?

– Какое главное качество углядели? (кротость, добросердечие, смирение,  сила)

– Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили? (Добрые. Она называет его Нефёдушкой.)

– Как вы думаете, пойдёт ли Нефёд в Новосёлки, до которых шесть вёрст?

– Об этом узнаем из следующего отрывка.

– Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки?

– Что взял с собой Нефёд? Для чего? (Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал,  как средство опоры в метель.)

– Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?

– Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём? (Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек.)

– Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?

– Об этом мы узнаем в следующем отрывке.

– Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

– Господи, помоги! Господи, защити!

– Переживали ли домашние о Нефёде? (Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.)

– Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно? Зачитайте из текста. ( Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.)

– Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»? (Он предвещает что-то плохое.)

– Так что же произойдёт дальше? Об этом мы узнаем из последнего отрывка.

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

3- я остановка

– Почему автор назвал этот стук зловещим? (Так как привезли мертвое тело Нефёда.)

– Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков? (Да. Раскопав Нефёда,  мужики поняли, что жильё близко.)

– Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (Думаю, что он выздоровеет.)

– Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

– Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? (Да. Ради жизни мальчика.)

– Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? (Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.)

-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? (Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.)

А сейчас закройте глаза, сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь на лугу, рвёте цветы или высоко парите в небе, как птицы. А теперь протяните друг другу руки, возьмитесь за руки, улыбнитесь и помните, что жизнь прекрасна. Старайтесь в жизни быть добрыми, умейте приходить на помощь, не обижайте близких, будьте терпимы друг к другу.

Вы сегодня очень хорошо работали. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока. Я даю вам слова-подсказки: лапти, смерть, Нефёд, мальчик, вьюга, стук, барыня, беда. ( Схема синквейна на экране)

Правила составления синквейна.

правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

2.  ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ.

3.  РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.

4.  Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.

5.  ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО.

Проверка синквейнов. Учащиеся зачитывают их вслух.

VII. Итог урока

– Что понравилось сегодня на уроке?

VIII. Д/з по выбору: 1) подготовить рассказ о творчестве И. А. Бунина; пересказ

2) составить характеристику Нефёда;

3) написать мини-сочинение на тему «В жизни всегда есть

место подвигам» (д/з на экране)

Рассказ И. А. Бунина «Лапти» можно предложить учащимся для внеклассного чтения. Текста в учебнике-хрестоматии нет. Правда, текст рассказа размещен в «Сборнике текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы, 9 кл.» в разделе «Тексты для подробного или сжатого изложения» № 5 (М., 2004).

Возможно, стоит рассказ прочитать и обсудить на уроке. Предлагаю сделать это по технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Тип урока: работа с художественным текстом.

Основной методический прием – «чтение с остановками». Суть приема состоит в том, что каждый раз в момент остановок учащиеся выдвигают свои версии развития сюжета, то есть выступают в своем роде соавторами писателя. Однако, познакомившись со следующим фрагментом текста, те учащиеся, версии которых не совпали с авторской, должны спокойно отказаться от своей точки зрения.

Технологическая карта урока выглядит так:

Подготовка к уроку.

Вопрос к аудитории:

– Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе, который называется «Лапти»? (Примечание. Можно задавать на каждой остановке от одного до трех вопросов, но я задаю один и тот же для того, чтобы очевиднее стала для слушателей динамика изменений их предложений).

Дети предлагают свои варианты ответов. Составляем из них первую колонку вариантов предложений: «Речь пойдет о крестьянской жизни». « О том, как плетут лапти» и «как их правильно носить». « Случай о том, как лапти пропали странным образом» или «кто – то потерял лапти».

После этого учащиеся приступают к чтению рассказа до того места, где предполагается сделать остановку. ( Чтение вслух, про себя, вполголоса).

Первая часть текста.

«Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие–то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, – от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь?».

Стадия осмысления и стадия вызова.

Первая остановка в чтении и беседа. Это стадия осмысления прочитанного фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего фрагмента текста.

Учитель. Совпали ваши версии с авторским вариантом? Как на самом деле развивается сюжет?

– Речь идет о больном мальчике. Врач не может приехать из-за пурги.

– Мать в отчаянии: ребенок на грани жизни и смерти, он бредит.

Учитель. Как вы теперь полагаете, о чем пойдет рассказ?

На доске составляется вторая колонка предположений: «Мать сделает что-то, что спасет ребенка». « Случится чудо». « Пурга вдруг закончится и приедет врач».

Вторая часть текста.

«Стукнуло в прихожей, – Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

– Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

– В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

– Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

– Нет пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего.

На кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался, взял в руки кнут, и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море».

Вторая остановка в чтении и беседа.

– Нефед решил выполнить желание мальчика, потому что этого душа просила. Для этого пошел в соседнее село один, не боясь пурги.

Заполняем первую колонку предложений: «Нефед вернется, принесет лапти». « Нефед придет с врачом». « Пока Нефед ходит, ребенку станет легче».

Третья часть текста.

«Пообедали, стало смеркаться, смерклось – Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если Бог донес. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

– Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит!

Третья остановка в чтении и беседа.

– Нефеда нет всю ночь. Что-то случилось. Мать просит защиты у Бога. Мальчику совсем плохо. Страшно.

Учитель. Как вы теперь думаете, о чем пойдет речь?

Заполняем вторую колонку предложений: «Утром все изменится». « Пурга утихнет». « Придет Нефед».

Четвертая часть текста.

«А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно».

Четвертая остановка в чтении и беседа.

– Утро наступило. Пурга не утихла, но все-таки кто-то добрался.

Версии детей как будто совпали с тем, о чем пишет автор.

Заполняем вторую колонку предложений: «Наверно, приехал Нефед и привез врача, который вылечит ребенка». « Приехал человек, который спасет мальчика (спаситель)». « Молитвы матери дошли до Бога: случайно забрел человек, который оказался врачом». « Никто не стучал, просто показалось».

Чувствуется ожидание счастливого финала.

Последнюю часть текста лучше прочитать учителю.

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином».

Тишина в классе. Никто не ожидал такой драматической развязки. И все же задаю детям тот же самый вопрос.

– Нефед замерз, но он достал лапти.

– Мужики заблудились, но нашли замерзшего Нефеда и так спаслись сами.

Текст разделен на 5 частей, и каждый раз учащиеся выдвигают свой версии сюжета. После того как прочитана заключительная часть текста, наступает последняя стадия – рефлексия. Можно развернуть обсуждение способности человека к самопожертвованию на примере поступка Нефеда.

Примерные вопросы:

Далее предлагаю письменно ответить на вопросы различной сложности.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

№ 31 имени А. П. Жданова»

План-конспект открытого урока

по литературе в 7 классе

(по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Шилина Ольга Васильевна,

Учитель русского языка и литературы,

1 квалификационной категории

МОУ «СОШ № 31 им. А.П. Жданова»

Урок литературы в 7 классе

: «Смерть ради жизни» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

: чтение с остановками (методическая стратегия), обращение  к личному опыту, опережающее задание.

: тексты с рассказом И. А. Бунина «Лапти», портрет писателя, компьютер, компьютерная презентация о И. А. Бунине, тетради, ручки.

1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас сегодня необычный урок. Поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы.

2. Слово учителя

Сегодня мы познакомимся с рассказом  Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души.

– Ребята, знаете ли вы, что такое айсберг?

(это плавучая ледяная гора,  отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.)

– Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная, понятная, а большая – скрыта от нас, и её надо научиться видеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа ума и сердца.  Ведь прочесть произведение – это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ним и его героями.  На этом уроке мы будем учиться читать не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня «у каждого из слов душа своя».

3. Актуализация опорных знаний

Иван Алексеевич Бунин большой русский писатель и поэт. Он первым в русской литературе стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые высокие достижения в области науки и литературы.

Но давайте всё по порядку. Где и когда родился И. А. Бунин?

Иван Алексеевич Бунин родился  22 октября 1870г.  в  г. Воронеже (сюда семья переехала, чтобы дать образование старшим сыновьям). В Воронеже Бунины прожили 3,5 года и возвратились в хутор Бутырки  Елецкого уезда Орловской губернии.

Пас со сверстниками телят да жеребят, бывал не раз в ночном, рассказывал ребятам услышанные от матери и других сказки и предания. Иван Бунин рано выучился читать, с детства обладал фантазией и был очень впечатлителен. Поступив в 1888 году в гимназию в Ельце, проучился там всего 5 лет. Семья не имела средств, чтобы платить за обучение, и завершить гимназический курс пришлось дома. Осваивать программу гимназии, а потом и университета, ему помогал старший брат Юлий, с которым писатель был очень дружен.

С 1888г. И. Бунин начинает печататься. Его литературная судьба складывается счастливо. Он много и удачно переводит с английского и французского.

Февральскую революцию воспринял с болью. И в 1918г. Уезжает из Москвы в Одессу, а затем – за границу, во Францию. Постоянная тоска по Родине день ото дня становится всё глубже. В своём дневнике Бунин записывает: «Часто думаю о возвращении домой. Доживу ли?»

Желание вернуться домой было острым и сильным. В 1939г. Бунин пишет письмо Сталину с просьбой о возвращении. Письмо было передано за три дня до Великой Отечественной войны. Всё, что имело отношение не к войне, отодвинулось на задний план. Письмо осталось без ответа. Бунину не суждено было вернуться на Родину.

8 – го ноября 1953г. Писатель скончался в Париже, там же похоронен.

Человек умирает дважды: один раз – физически, второй раз, когда умирает память о нём. Бунин жив, благодаря своим произведениям, оставленным нам в наследство.

Тема нашего урока: «Смерть ради жизни» по рассказу «Лапти»

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (кто не прочитал)

– О войне.  – О смерти.

– смерть помогла кому-то выжить.

-А можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры

-Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать. (слайд на экран «Лапти»)

-Как вы думаете, как  будет связана тема урока с названием рассказа?

Чтение учителем до первой остановки

6. Анализ текста.  1-я остановка

-С какими героями вы познакомились?

+Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж.

– Обратите внимание, только один персонаж наделен именем. Почему?

+ Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа.

– Вряд ли кто-то из вас, ребята, слышал это имя раньше. А как вы думаете, от какого имени оно образовалось?

– Федор в переводе с греческого означает Бог.

Значит Нефед – это не Бог, но Бунин допускает чудо, а какое посмотрим далее.

– Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?

-В какое время года происходит действие рассказа?

+ Пятый день несло непроглядной вьюгой.

+ Эпитет – «непроглядная вьюга»

+ Больной ребёнок просит красные лапти.

+ У крестьянских детей.

+ Нефёд был слугой.

+ Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный

И. Н. Крамского «Полесовщик», В. Г. Перова «Странник» с изображением старцев.

– Какое главное качество углядели? (кротость, добросердечие, смирение,  сила)

+ Добрые. Она называет его Нефёдушкой.

– Как вы думаете пойдёт ли Нефёд в Новосёлки до которых шесть вёрст?

+ Ответы детей.

+ Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал как средство опоры в метель

+ Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек.

Нефед не бог, но именно он совершает невозможное.

+ Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней.  Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.

– Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно.

+ Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.

+ Он предвещает что- то плохое.

– Так, что же произойдёт дальше? Об этом мы узнаем из последнего отрывка. Его прочитает Красильникова Мария

+ Так как привезли мертвое тело Нефёда.

+ Да. Раскопав Нефёда,  мужики поняли, что жильё близко.

+ Думаю. Что он выздоровеет

+Да. Ради жизни мальчика.

-Ребята, а почему рассказ называется «Лапти».

Лапти – это зов души одной, зов души Нефеда   – совершить добро, а в результате спаслись мужики в поле. Лапти – это связность человеческих душ, поэтому и рассказ так называется.

+ Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.

+ Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.

– Перечитайте последнее предложение рассказа. Можно ли считать рассказ сюжетно завершенным? Оправдана ли эта сюжетная незавершенность?

В рассказе не говорится о том, выздоровел ли мальчик. Значит не это главное. Главное – это Нефед, который ценой собственной жизни спас мужиков, добыл лапти и фуксин, а значит, спас и мальчика.

– Так о чем же этот рассказ.

Этот рассказ о доброте, о самоотверженности. О жизни и смерти, о том, что роднит человека и природу: за смертью неостановимо  идет жизнь.

Лаконичный- отличающийся лаконичностью, немногословный.

Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброта, милосердие, сострадание, человеколюбие.

А как вы понимаете слова:

– самому переживать что-либо.

– любить кого-то, проявлять к нему сострадание, помочь в чем-нибудь.

– сопереживать какому-то человеку.

– тот, кто любит людей.

Оказывали вы когда-нибудь помощь людям? Испытывали ли когда-нибудь беспомощность и приходили  ли вам на помощь люди?

(Нарисуйте свое настроение на листочках, повесьте их на доску перед уходом). Напишите одно слово, с которым у вас ассоциируется сегодняшний урок.

VII Итог урока

VIII Д/з по выбору:

1) Пересказ рассказа «Лапти»;

Урок литературы в 6 классе.

Учитель: Рыкова Надежда Васильевна

Класс: 6 класс

Автор программы и учебника: Г. С. Меркин

Предметная область: литература

Оборудование: тексты с рассказом И. А. Бунина «Лапти»; портрет писателя; иллюстрации с изображением крестьянских детей; портреты старцев И. Н. Крамского «Полесовщик» и В. Г. Перова «Странник»; запись музыки Свиридова «Метель»; лапти, пузырёк с красной жидкостью; тетради, ручки.

Тема урока: Смерть ради жизни (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Тип урока: Открытие нового знания

Цели: познакомить с творчеством И. А. Бунина;

формировать исследовательские навыки обучающихся и навыки выразительного

Познавательные УД: выявлять и корректировать причины собственного затруднения, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УД: работать в паре, группе, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог.

Личностные УД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Регулятивные УД: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполненных действий.

Тема урока: «Смерть ради жизни» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Во всех случаях лучше

надеяться, чем отчаиваться.

Чем жизнь тяжелее, тем

одни люди становятся черствее,

а другие – милосерднее.

1. Познакомить с творчеством И. А. Бунина  и рассказом  «Лапти»

2. Развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел, воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, синквейн.

–  Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас сегодня необычный урок. Поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы.

– На этом уроке мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души.

– На прошлом уроке мы познакомились с биографией Ивана Алексеевича Бунина.

– Что показалось наиболее интересным, значимым для вас в биографии Бунина? Что вас потрясло? (Ответы детей). Молодцы.

– Ребята, писатель, создавая свои произведения, очень хорошо владел художественно-выразительными средствами. Давайте с вами вспомним, какие средства художественной выразительности вы уже знаете. ( Ответы детей).

– А какие нам сегодня могут понадобиться на уроке, как вы считаете? (Эпитет, сравнение). Правильно. Дайте определения этих понятий.

Эпитет – Образное определение предмета или явления, выраженное преимущественно прилагательным.

Сравнение – Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счёт которого усиливается значение первого предмета.

-А что особенного вы заметили в биографии писателя И. А. Бунина?

Биографическая справка о писателе. ( Рассказ ученика о писателе)

Трудной и драматичной оказалась судьба самого писателя, судьба скитальческая и неуютная. Потомок знатного дворянского рода, он ещё в детстве столкнулся с материальной необеспеченностью: отцовское имение было разорено после земельной реформы, и впавшая в бедность семья Буниных доживала свой век на небольшом одиноко стоящем хуторе. Повседневный быт господ мало отличался от крестьянского: семья жила в большой нужде. Будущий писатель хорошо представлял, как жили простые крестьяне. Не у каждого деревенского мальчишки был новый армяк, кожаные сапоги.

А теперь обратите внимание на эпиграфы к нашему уроку. Какой из них мог бы писатель взять для себя?

Почему? (Слова Гёте, потому что из любой ситуации есть выход).

– О жизни.

– Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать. ( Слайд на экране «Лапти»)

–  Как вы думаете, будет связана тема урока с названием рассказа? (Да. Нет. Не знаю.)

-Ребята, кто может дать ответ на этот вопрос?

– А кто не может дать ответ на этот вопрос? Почему вы не можете дать ответ на этот вопрос?

III. Цель деятельности: проанализировать рассказ и подумать, как связано содержание рассказа с выражением «Смерть ради жизни».

– Весь рассказ мы читать сразу  не будем. А будем читать с остановками.

– Но сначала давайте кратко воспроизведём основные эпизоды рассказа. Перед вами карточки с основными эпизодами рассказа. Ваша задача: Расположить обозначенные моменты произведения в соответствии с сюжетом. Работаем в парах:

ОБРАЗЕЦ для проверки: (слайд на экране)

IV. Осмысление содержания. ( Под музыку Свиридова «Метель»)

-Ребята, какое вам встретилось незнакомое слово? (Словарная работа.)

– Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает? Ответы ребят:

Справка из словаря на доске или у ребят словари (хотя бы один словарь на парту):

Фуксин – красная анилиновая (маслянистая) краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.

– В какое время года происходит действие рассказа? (Вьюжной зимой.)

– Как вы думаете, где  мог видеть лапти сын барыни? (У крестьянских детей.)

– Вот так выглядели крестьянские дети того времени (слайд на экране или картинка на доске) – конца 18 века: худой, латаный-перелатаный кафтанчик, старые штаны, шапка да лапти. Их можно покрасить фуксином, чтобы они стали красными, но в народе этого не делали. Красные лапти в бреду пригрезились мальчику, герою рассказа Бунина.

– Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование) (Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный.)

– Рассмотрите портреты И. Н. Крамского «Полесовщик», В. Г. Перова «Странник» с изображением старцев. ( Слайд на экране)

– Какие отношения были у Нефёда и барыни? (Добрые.)

– Почему вы так решили? (Она называет его Нефёдушкой.)

– Пойдёт ли Нефёд в Новосёлки, до которых шесть вёрст или нет, об этом мы узнаем из следующего эпизода?

– Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки? (Да.)

– Что взял с собой Нефёд? (КНУТ – изображение на картинке или на слайде) Для чего? (Может вызвать ЗАТРУДНЕНИЕ!!!) (Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал,  как средство опоры в метель.)

– Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок? (Догадывался.)

– Переживали ли домашние о Нефёде? (Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.)

– Вот об этом мы узнаем из последнего отрывка.

3- я остановка:

– Как вы думаете, смерть Нефёда была напрасной?

– Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас новосельских мужиков? (Да, раскопав его, мужики поняли, что жильё рядом, близко).

– А какой эпиграф сейчас может нам пригодиться? (Слова Шевелёва)

– Связано ли выражение «Смерть ради жизни» с содержанием рассказа? Обоснуйте свой ответ.

За образами героев, как вы, наверное, заметили, стоит сам автор. Как бы вы определили писательскую позицию? К чему призывает И. А. Бунин? (К человечности, состраданию)

В этой шкатулке помещены качества, о которых мы говорили на уроке, которые являются жизненными ценностями для каждого из нас, для того чтобы уметь строить взаимоотношения между людьми: самопожертвование, доброта, стремление помочь, любовь к ближнему, отзывчивость, милосердие, сострадание, человечность, чуткость. ( Дети по очереди вынимают листочки с надписями, читают, если подходит к теме нашего урока, то вывешивают на доску).

Актуальны ли эти вопросы сегодня?

Чему научил вас сегодняшний урок?

Я рада, что рассказ Бунина заставил трудиться ваши души и что наш разговор нашёл отклик в ваших сердцах.

VIII. Д/з по выбору: 1) пересказ рассказа «Лапти»;

3) написать мини-сочинение на тему «В жизни всегда есть  место

!!! – А урок мне хотелось бы закончить стихотворением Т. Кузовлёвой: (если останется время)

Путь к милосердию долог, но милосердие необходимо:

беспомощным людям и взрослым, особенно детям.

Не жалейте сердца: пусть недолго бьётся, беспокойное, оно,

Всё ж от своего земного долга сердце отступиться не должно:

от тревог за всех, кто рядом дышит, и от дум, что отгоняет ночь,

и от страха: вдруг да не услышать чью-то просьбу тихую – помочь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *