Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж № 1»
Технологическая карта урока
Выполнила студентка 41 гр.
Ф. И. Карликова Елизавета
Проверила: Ленк А. И.
Тема урока: «Дательный падеж имён существительных»
– ознакомить с особенностями дательного падежа;
– развивать умения определять падеж по вопросу и предлогу.
– познакомить с особенностями дательного падежа;
– научить находить имена существительные в дательном падеже в тексте.
– развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
открытие нового знания.
Русский язык 3 кл. 2ч, Канакина В. П., Горецкий В. Г., Москва «Просвещение», 2013; индивидуальные карточки; презентация.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза И. И. Борзова
села Середниково Шатурского муниципального района
Филатова Ирина Николаевна,
учитель начальных классов
2012 – 2013 учебный год
: Дательный падеж имен существительных.
урок формирования новых знаний.
: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.
создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость
создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.
создать условия для положительной мотивации к учению, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.
таблица «Падежи»; учебник В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 3 класс», индивидуальные карточки, простой карандаш, линейка, записи на доске.
Урок русского языка в 3 кл.
Тема: «Дательный падеж».
познакомить с особенностями дательного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку пять!
–Как вы её понимаете?
Грамоте учиться – всегда пригодится.
В старину человека, умеющего читать и писать, называли грамотным. Если в старину его так называли, значит, нас с вами можно назвать грамотными людьми.)
Давайте проверим, насколько вы грамотные.
Ул.ца, расска., п.сьмо, с.стра, луч(?), гн.здо
Что объединяет все эти слова?
-На какие группы можно их разделить?(по родам)
-Что такое имя сущ-е? –Как изменяются имена сущ-е? (
Самоопределение к деятельности
– Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён существительных.
Плыл по реке, пришёл к бабушке, обрадовался другу.
– Сравните имена существительные. Чем они похожи? (Стоят в дательном падеже.)
Сформулируйте тему урока и цель.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр.82 (с. 46).
— Определите падеж имён существительных в словосочетаниях.
— Какие вопросы вы поставили?
— К каким существительным поставили вопрос кому?, а к каким — чему?
— Назовите предлоги, с которыми употреблены имена существительные.
— Выполните письменные задания к упражнению. ( Проверка.)
-По каким признакам можно определить Дательный падеж имён сущ-х?
Работа в парах
Составьте и запишите словосочетания с существительными в Д.п., используя предлоги
Упр. 83 (с. 46).
Из каких басен эти строки? «Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей».)
— Найдите имена существительные в дательном падеже. Как это сделать?
– Назовите алгоритм, как определить падеж им.сущ-го
— Назовите слова с орфограммами, объясните их написание.
— Назовите вопросы дательного падежа.
— С какими предлогами употребляются имена существительные в дательном падеже?
Каким членом предложения являются сущ-е в Д.п.?
V. Закрепление изученного материала
Работа с пословицей которая была озвучена вначале урока: Грамоте учиться – вперёд пригодится.
-Определить падеж имени сущ-го. (грамоте-Д.п.)
2. Игра «Кто первый?»
: выписать из ряда словосочетаний только те, где сущ-е стоят в Д.п.
Жить в Москве,
принести из магазина,
ехать по дороге,
пришёл с работы,
подошёл к девочке,
: подписать конверт (отправитель –в Р.п., получатель – в Д.п.)
VII. Подведение итога урока
– Какие тайны открыл для вас дательный падеж?
-С какими предлогами употребляются имена существительные в дательном падеже?
-Какое задание вам понравилась на уроке?
– Какое-то задание вызвало затруднение?
– Кто легко справился со всеми заданиями?
VIII. Домашнее задание:
Упр. 84 (с. 47).,написать 2 пословицы с именами сущ-ми в Д.п.
Раздел. Имя существительное.
Тема. Дательный падеж.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое склонение имён существительных, определять падеж имени существительного, отличать дательный падеж имён существительных от других падежей, составлять предложение с именем существительным в дательном падеже.
Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами по, к.
На этом уроке
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Прочитаем стихотворение известного автора Татьяны Рик.
Если б я названияПадежам давал,Я б тогда дарительнымДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
А еще как размечтаюсь,Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу:Братику, сестричке, псу.
А еще КОМУ? ЧЕМУ?Птенчику, коню, сому,Кошке, зайцу, бегемоту,Крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,По земле лечу, несусь!Всем подарки развезу я И тогда домой вернусь!
Ответьте на вопрос.
Почему дательный падеж герой стихотворения предлагает назвать дарительным?
потому что мальчик любит дарить подарки;
потому что отвечает на вопросы: кому? чему?
потому что хочет нарядиться дедом морозом.
На этом уроке мы узнаем, в чём особенность дательного падежа имени существительного.
Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами по, к.
Азбука – к мудрости ступенька.
Ступенька (к чему?) к мудрости (Д.п.).
Дательный падеж (греческий dotike) – это также дословный перевод с греческого языка. Возможно, название дательного падежа произошло от слова дать, ведь не случайно вопросы дательного падежа кому? чему? так хорошо сочетаются со словом дать.
Дать (кому? чему?) Саше, маме, Коле, дому (Д.п.).
Прочитайте словосочетания. Поставьте падежные вопросы к именам существительным.
бродил ( _________?) по лесу
росли ( _____________?) под дубом
вспоминали ( _____________?) о лете
заплакал ( ________________?) от обиды
подарили (____________?) игрушку
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
бродил (по чему?) по лесу
росли (под чем?) под дубом
вспоминали (о чём?) о лете
заплакал (от чего?) от обиды
подарили (что?) игрушку
Чтобы определить падеж имён существительных, надо:
– найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;
– по падежному вопросу определить падеж имени существительного.
бродил (где?) по лесу
росли (где?) под дубом
заплакал (почему?) от обиды
подарили (чего?) игрушку
2. Текст вопроса
Составьте словосочетания. У имён существительных определите падеж.
Слова для справок: событию, на лужайке, к мячу, о больном, флажком, по дорожке.
Удивляться (чему?) событию (Т .п.)
Играть (на чём?) на лужайке (П.п.)
Прикоснулась (к чему?) к мячу ( Д.п.)
Беспокоиться (о ком?) о больном (П.п.)
Размахивает (чем?) флажком (Т.п.)
Побежал (по чему?) по дорожке (Д.п.)
Русский язык, 4 класс
Урок № 38 «Дательный падеж»
На уроке Вы:
Основные термины урока:
Основная и дополнительная литература:
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.
* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Третий из шести падежей русского языка называется «Дательный». Давайте познакомимся с ним поближе.
Послушайте текст. Мальчик Коля всё лето жил в деревне у бабушки. Ему там очень понравилось, и он решил написать письмо другу и рассказать, как он радовался солнышку, первой росе и зелёному лесу. А теперь ответьте на вопросы.
КОМУ очень понравилось жить в деревне?
КОМУ решил написать письмо мальчик?
ЧЕМУ радовался мальчик в деревне?
Посмотрите на эти вопросы: Кому? Чему?
Это вопросы дательного падежа.
Вы уже знаете, что определить падеж нам помогают вспомогательные слова, от которых мы задаём вопросы. У дательного падежа вспомогательные слова: рад (кому? чему?), пойти (к кому?).
Послушайте предложения: Я обычно хожу к бабушке по большой дороге. Но сегодня я пошла по маленькой улочке, потому что мне надо было зайти к подруге. А теперь давайте ещё раз зададим вопросы:
К КОМУ обычно ходит девочка?
ПО ЧЕМУ она ходит к бабушке?
ПО ЧЕМУ пошла девочка в этот раз?
К КОМУ она хотела зайти?
Как изменились вопросы? Рядом с ними появились предлоги «к» и «по». Это предлоги дательного падежа.
Итак, давайте сравним начальную форму имён существительных и их изменение в дательном падеже.
Собака – собаке, собакам
Заря – заре, зорям
Кот – коту, котам
Конь – коню, коням
Окно – окну, окнам
Море – морю, морям.
А теперь давайте потренируемся!
Предлоги дательного падежа – это:
а) из, без
б) с, около
в) от, на
г) по, к
Заполните таблицу. Напишите слово в дательном падеже.
Выделите зелёным цветом слово, которое стоит в дательном падеже.
1 паспорт, рюкзаку, выключателя, резинки
2 волос, рубашка, простыне, дивана
3 стулья, листов, рукой, щёткам
4 котам, экран, мальчики, мышь
5 света, обоев, вазе, магнитофон
Выберите имена существительные в дательном падеже и найдите их в филворде.
Слова: поросёнку, леса, лисе, лось, платью, стулу, пледе, рекламе, футболка, картины, юле, мячам, дверь, замка, ключам, сумок
Правильный вариант: Г.
Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются не верными.
Неправильный вариант ответа:
Любые другие комбинации.
Слова: поросёнку, лисе, платью, стулу, рекламе, юле, мячам, ключам
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): остальные варианты являются неверными.
Возможные варианты (можно другие, если они не нарушают коммуникативной значимости слова)
1 Зимой Коля поедет к бабушке.
2 Мама несёт вкусные пирожки подруге.
3 Аня нравится Коле.
4 Летом я люблю гулять по парку.
5 Весной я всегда радуюсь солнышку.
6 Соня пишет сообщение сестре.
7 Сегодня я иду в гости к другу.
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные комбинации являются не верными.