Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Тип урока: урок обобщения знаний.
учащиеся должны знать: существительные бывают 3– х типов склонения:
Оборудование: учебник «Русский язык» (автор Рамзаева), тетрадь, предметные картинки овощей, фруктов и ягод, корзинки, презентация к уроку.
ОГБОУ “Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска”
в 4 классе
Тема: «Три склонения имён существительных»
Учитель: Сташевская Н. Н.
дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе.
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу
осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
умение слушать и слышать учителя, вступать в диалог; сотрудничать с учителем в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, формулировать собственное мнение.
Ожидаемые результаты: Умение определять тип склонения имён существительных.
Тип урока – урок изучения нового материала с элементами уровневой дифференциации.
Методы и формы обучения: продуктивный (частично-поисковый), репродуктивный (словесный, наглядный); индивидуальная форма обучения.
Оборудование и материалы: компьютер, Интернет; электронная тетрадь обучающегося, интерактивное мультимедийное упражнение.
Дополнительные ресурсы к уроку:
3) Интерактивное упражнение https://learningapps.org/2967452
4) Интерактивное упражнение https://learningapps.org/1651303
5) Видеоурок (таблицы) https://infourok.ru/videouroki/1740
1) Организационный момент
Проверка готовности обучающегося к уроку, эмоциональный настрой на работу.
2. Актуализация знаний
– Сегодня наш урок необычный, мы будем изучать новую тему и выполнять упражнения вместе с героем известного мультфильма «Котенок по имени Гав».
Но прежде вспомни, что мы изучали на прошлых уроках.
Перейди по ссылке: https://testedu.ru/test/russkij-yazyik/3-klass/test-opredelenie-padezhej-imen-sushhestvitelnyix.html и выполни тест “Падежи имён существительных”:
3. Определение темы урока, постановка целей и задач урока
– Найди в предложении однородные члены. ( О сестре и дочери)
– Как в предложении они соединены?(Союзом И)
– Каким членом предложения они являются? (Второстепенным, дополнением)
– Какой частью речи они выражены? (Это имя существительное)
– Определи их род и падеж. ( Женский род, предложный падеж)
– Как ты думаешь, какие окончания будут у этих существительных?
-Что ты заметил? (Окончания разные)
– Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания? (Наверное, у имен существительных есть еще какой – то признак, по которому и различаются эти два слова и от которого зависит окончание.)
На этот вопрос нам сегодня еще предстоит ответить.
Разгадай ребус и узнаешь тему нашего урока:
4. Открытие нового знания
Вывод: что окончания имен существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп.
Работа по таблицам.
Прочитай слова и окончания в каждой группе.
-Какие имена существительные относятся к 1 склонению?
-Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?
-Какие имена существительные относятся к 3 склонению?
5. Первичное закрепление знаний
1) Перейди по ссылке https://learningapps.org/2967452.
Физминутка для глаз
2) Игра “Четвертый лишний”.
3) Упражнение “Вставь окончания”. (интерактивное мультимедийное упражнение).
Перейди по ссылке https://learningapps.org/1651303
6. Подведение итогов урока
– Вот и подошел наш урок к концу. Ты очень хорошо поработал. Ты выполнил все задания героя мультфильма. А сейчас давай вспомним все то, что мы сегодня узнали и вспомнили.
Игра «Продолжи фразу»
-Оцени свою работу на уроке. Выбери в таблице картинку, соответствующую твоей работе на уроке: солнышко – тебе все удалось на уроке (оценка 5), солнышко с облачко – тебе не всё удалось, было несколько ошибок (оценка 4), и тучка – у тебя ничего не получилось, нужно еще раз повторить тему – (оценка 3).
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:
«Склонение имен существительных».
Формы организации познавательной деятельности:
мультимедийная приставка, набор слайдов или презентация урока, таблица “Правильная посадка во время занятий”.
– Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на экран. Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.
Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает. Слайд 2. (презентация – приложение 1)
– У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е. выход или решение наших проблем.
II. Сообщение темы и целей урока
Сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие в страну имен существительных. Впереди нас ждут новые открытия. В путь мы отправляемся на этом чудесном корабле.
Море знаний нас ждет. Волны открытий зовут.
III. Минутка чистописания
– Какие волны на море? Покажите в воздухе.
– Запишем в тетради такое упражнение.
– Какую букву вам напоминают волны? (На слайде 3 таблица с буквой Мм)
– В каких случаях слова пишутся с заглавной буквы М? (в именах собственных)
– Запишем строчку соединений
(Учитель записывает буквы на доске со счетом:«И – раз – и, два – и» )
– Итак, нас ждет море. Корабль отправился в путь.
(Слово море записать на доске.)
Игра «Чей ряд быстрее».
зап_д в_гон м_газин
косм_навт ра__каз
а_тобус инж_нер т_атр
в_сток автом_биль к_лендарь
к_лограмм сев_р адр_с
б_гаж д_кабрь
мес_ц кап_тан во_зал
– Найдите в каждом ряду лишнее слово, объясните свой выбор.
1. Игра «Собери родню»
– Подберите однокоренные слова к слову море.
(Моряк, морской, мореход, морячок, морячка, моряцкий, морячить, взморье, приморье, поморец, поморка, мореплаватель)
– Прочитайте слова.
– Все ли они являются однокоренными?
– Как вы понимаете значение слов
– Разберем эти слова по составу.
2. Орфографическое чтение
Прочитаем все слова орфографически.
3. Самостоятельная работа
(Два ученика работают у доски)
– Выпишите имена существительные.
(Море, морячок, мореход, моряк, морячка, взморье, поморье, поморец, поморка, мореплаватель)
– Поменяйтесь тетрадями. Проверьте. Если задание выполнено верно, нарисуйте на полях рыбку.
– Встаньте те, кто «поймал рыбку».
– Почему вы выписали именно эти слова?
– Что называется именем существительным?
– На какие три группы можно разделить имена существительные? (Мужской род, женский род, средний род)
– Назовите существительное с безударной гласной в корне.
– Какими словами можно проверить ее?
– Эти имена существительные и приведут нас в их родную страну имен существительных.
Нас ждут затеи и задачи,Игры, шутки – все для насПожелаем друг другу удачиЗа работу! В добрый час.
– А вот и Страна Имен Существительных.
(На доске открывается карта) (слайд 5)
– Что вы знаете об именах существительных?
– Какое новое грамматическое понятие вы встретили?
– Что такое склонение имен существительных.
– Можно ли назвать следующую группу слов предложением? Почему?
Нам нужны такой корабль на море, чтобы мы мог с любая волна поспорить.
– Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?
– Изменить окончания имен существительных по вопросам – просклонять.
– Живут в реке Склонение шесть братьев падежей.
– падеж общительный. С каждым хочет познакомиться. У всех спрашивает: «Ты кто? Ты что?».
– падеж удивительный. Хочет знать, кто твои родители. Спрашивает: «Ты кого сын или дочь?» И очень бывает удивлен, если нет кого или чего.
– добрый и внимательный. Все, что есть у него, раздает. Так и спрашивает: «Кому дать? Чему дать?»
– падеж зрительный. Зрение имеет прекрасное. Кричит громко и ясно: «Вижу кого? Вижу что?». А почему винительный? Он и сам не знает. Наверное, потому что один вопрос взял у именительного падежа, а другой у родительного падежа. Вот и чувствует свою вину.
– работник исключительный. Без дела не сидит. У каждого спрашивает: «Чем работать? С кем работать?». И очень доволен он, когда находится работа.
– рассказик невозможный. Много знает и может о ком или о чем рассказать. Наши предки его называли сказительным, а М. Ломоносов назвал его предложным, так как этот падеж употребляется только с предлогами.
Вот такие падежи здесь!А вы с ними подружитесь!
– Повторим названия падежей и их вопросы.
– Для чего нужны вопросы?
– При помощи вопросов падежей слово изменяет свое окончание.
– Каждый из нас сегодня моряк.
– Изменим окончание существительного «моряк» и «лодка» по вопросам падежей.
(Запись осуществляется на доске и в тетрадях)
– Изменение окончания имени существительного по падежам называется склонением.
– Прочитайте вывод в учебнике.
– Что такое склонение?
В гости к нам пришел один хитрый лесной зверек.
Хитрая плутовка,Рыжая головка, Пушистый хвост – краса. Кто это?
– Лиса пришла к нам не с пустыми руками. Она принесла для вас задание.
– Вместо вопросов вставьте существительное «лиса».
Лиса – хитрый зверь. У (кого?) пушистый хвост.(Кому?) т.пло зимой. Охотник высл.дил (кого?). Заяц не любит встреч.ться с (кем?). О (ком?) народ сложил сказки.
(Учащиеся списывают текст, изменяя по вопросам существительное «лиса», и вставляют пропущенные буквы. Учитель помогает «слабым» ученикам.)
– Прочитайте предложения. Назовите окончание существительного «лиса» и покажите падеж.
Какие буквы вы вставили в слова? Докажите.
5. Игра «Поможем Незнайке»
– Незнайка гулял по лесу. А хотите знать, за чем он пошел в лес?
– Прочитаем его телеграмму:
Долго я брожу в лНе найду нигде л
– Найдите ошибки.
– Какие слова одинаково произносятся?
– Выделите окончания в этих словах, определите падеж.
(Работа выполняется коллективно)
– Где живет лиса?
– Просклоняйте существительное «нора».
(Учащиеся работают по цепочке: падеж – вопрос – слово)
6. Домашнее задание
1 уровень – упр.167. Списать существительные, указать склонение.
2 уровень – Написать пять существительных 1-го склонения, пять – 2-го склонения, пять -3 склонения.
3 уровень – написать 5-6 предложений о природе. Определить склонение существительных.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Назовите падежи и их вопросы. (слайд 19)
– Оцените свою работу на уроке по таким критериям.
– Наш корабль остаётся в Стране Имен Существительных. На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Склонение имен существительных».
– Урок окончен. Спасибо.
8. Дополнительное задание.
«Найди лишнее слово».
Resource id #4838
Три склонения имён существительных.
Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду; развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес; воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.
блоки обратной связи, презентация к уроку, карточки с разноуровневыми заданиями.
1. Организационный момент.
– Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад.
2. Оформление рабочей записи.
– Откройте тетради, запишите число, «классная работа».
3. Минутка чистописания.
– Написание каких букв мы будем сегодня отрабатывать?
(Строчные буквы в, л, т, д)
– Назовите соединения.
(Нижнее, верхнее, нижнее)
– Обратите внимание на высоту букв по отношению к строке. Назовите лишнюю букву.
(л – непарная согласная, т – обозначает глухой звук)
4. Словарная работа.
–Переходим к повторению словарных слов.
4.1. Устная работа.
– Покажите пропущенную букву.
4.2. Письменная работа.
– Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
1. Приём пищи в середине дня.
2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами.
3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу.
4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета.
5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда.
– Пользуясь ключом, проверьте и оцените работу. Поставьте оценку за словарную работу на полях
«5» – нет ошибок
«4» – 1 ошибка
«3» – 2 ошибки
«2» – 3 и более ошибок
– Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой? Какую работу нужно выполнить?
– Мы будем продолжать работу на следующих уроках. И я думаю, вскоре все ребята будут писать словарные слова без ошибок.
5. Сообщение цели урока.
– Какой частью речи являются записанные слова?
– Найдите имена существительные в предложении.
Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.
(Автобус, по улице, Кирова, по площади, Свободы)
– Определите падеж существительных
– Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом? Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.
6. Работа по теме урока.
Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.
– Прочитайте слова, найдите общее.
(Существительные в единственном числе, в именительном падеже)
– Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания.
– Назовите существительные женского рода с окончаниями –а, –я.
– Назовите существительные мужского рода с окончаниями –а, –я.
– Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.
– Выделите в них окончания.
– Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.
– Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?
(Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)
Сущ. ж. р. Сущ. м. р. Сущ. м. р. Сущ. ср. р. Сущ. ж. р.
вода Юра конь окно степь
земля Витя стол море дочь
/__________________________/ /__________________________/ /__________/
1 склонение 2 склонение 3 склонение
– По каким признакам мы сгруппировали существительные?
(По роду и окончанию)
– С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.
– Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.
К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, –я в именительном падеже.
Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, –е в именительном падеже.
К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.
7. Работа с правилом
– Проверим, правильно ли мы рассуждаем. Откройте учебник на странице 88. Прочитайте правило.
(Первичное чтение «про себя», вторично читает ученик)
– Кто попробует рассказать правило наизусть?
8. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.
– Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
– она, моя – существительное женского рода с на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное
– Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. – наклон вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 скл. – подпрыгнуть.
1. Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу?
2. Кто на ветке шишки грыз,
И бросал объедки вниз?
3. В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
4. Закружу, заверчу,
В небеса улечу.
5. Ящик на коленях пляшет –
То поёт, то горько плачет.
6. Никого не обижает,
А её все толкают.
7. Много рук, а нога одна.
8. Колюч, да не ёж.
9. Шесть ног без копыт,
Летит – жужжит,
Упадёт – землю роет.
10. По земле ползёт,
А к себе не подпускает.
11. Закутан ребёнок в сто пелёнок.
12. Над домами и дорожками
Висит кусок лепёшки.
10. Работа с учебником. Упражнение 166.
– Прочитайте задание к упражнению.
– Какие задания мы должны выполнить?
(Определить падеж каждого существительного. Написать существительные в три столбика по склонениям)
9 существительных у доски, 9 существительных с комментированием, 10 существительных самостоятельно.
Проверка. Прочитайте существительные первого склонения. Прочитайте существительные второго склонения. Прочитайте существительные третьего склонения.
11. Разноуровневая самостоятельная работа.
– Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.
Спиши существительные. Укажи склонение.
Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.
Выпиши существительные 3 склонения.
Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.
Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.
Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.
12. Итог урока.
– Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади
(Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего склонения)
– С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?
(Чтобы правильно писать окончание существительного)
– Это мы изучим на следующих уроках.
14. Домашнее задание.
Упр. 168 стр. 89. Выучить три склонения имён существительных.
Муниципальное бюджетное основное общеобразовательное учреждение «Карасинская ООШ имени Шарафутдинова З. Т.»
Урок русского языка
«Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного»
учитель начальных классов
урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Закреплять знания о типах склонения имен существительных; познакомить с алгоритмом определения склонения имени существительного
Планируемые предметные результаты: определять тип склонения имени существительного; правильно определять тип склонения в косвенных падежах, правильно писать слова с безударной гласной в корне непроверяемой ударением; определять падежи существительных.
самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Прозвенел звонок для нас!
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Посмотрели все направо,
Посмотрели все налево,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
И урок мы свой начнем.
Посмотрите, все ли готово к уроку?
Запишите число, классная работа.
Ее Оо ьь Нн Сс
ес нь со не ос ен се (придумайте слова с этими слогами)
осень (запишите транскрипцию слова)
(Как переносится это слово?
Подберите к нему родственные слова (осенний, осенины).
Какими частями речи они являются?
Подготовим пальчики к работе (массаж пальцев)
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони) Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)Все покажут без подсказки. Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)Два здоровых бодрячка. Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)Молчуны, всегда упрямы. Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)
Актуализация знаний и умений. Повторение изученного.
Чтобы вспомнить, что мы изучали на протяжении последних уроков, я загадаю вам загадку.
Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар, окно, природа.
Изменяюсь по числам, по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Мы самые главные,
Мы самые умные,
Мы называем предметы, людей
И отвечаем на вопросы простых падежей.
Дайте определение имени существительного, как части речи. ( Существительное – это часть речи, которое отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает предмет)
Как изменяется имя существительное? (По числам и падежам)
Какие постоянные признаки имеет существительное? (Род и склонение)
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Прочтите предложение (слайд 5)
Каждый день прибавляет частицу мудрости.
– Что это? (Пословица.)
– Объясните её смысл.
– Найдите в этом предложении имена существительные. ( День, частицу, мудрости).
– Определите их род и склонение.
Проверяем на доске.
– Выпишем слово день. Сделаем морфологический разбор этого слова.
(День – сущ. (что?), нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., И. п., ед.ч., подл.)
– Слово день 2-го склонения. Какого склонения ещё могут быть существительные?
– Как отличить существительные одного склонения от другого? (По роду и окончанию).
– Постарайтесь определить тему урока. ( Склонения имен существительных.)
– Какие цели поставим? (Будем продолжать учиться определять склонение имени существительного. Выведем алгоритм определения склонения имени существительного)
4. Актуализация знаний.
– Определите склонение вставленных имён существительных. Выделите окончания.
Скажите, пожалуйста, как вы определяли склонения имен существительных? Что вы делали?
Посмотрите на вашем столе карточки, распределите их по порядку, в котором мы бы увидели алгоритм наших действий.
Как определить склонение существительного?
Ученик: Чтобы определить склонение существительного нужно:
1) Определить род существительного.
2) Определить окончание в И.п. в ед.ч.
3) По роду и окончанию определить склонение.
Например: человек. ( Ученик подробно рассказывает, как он определяет склонение существительного человек)
Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже?
Ученик: Чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже нужно:
Поставить его в начальную форму. Начальная форма существительного – это ед.ч., И.п.
Определить род и окончание существительного. Например: В русской избе – существительное избе. Ставлю в начальную форму. Что? Изба. Определяю род: изба она, моя- ж.р., окончание – а. Значит существительное в избе – 1 скл.
Уточняющий вопрос о косвенных падежах (это все падежи кроме именительного).
Учитель: – Зачем нужно уметь определять тип склонения существительных? В конце урока мы ответим на этот вопрос.
Затем дается задание: “Выписать существительные по склонениям”. Взаимопроверка по образцу.
5. Обобщение и систематизация знаний
Работа в парах.
Запиши имена существительные в три группы, определяя склонение.
Конь, помидор, радость, крыша, облако, рожь, капля, печь, деревня, небо, полночь, дядя, старость, лагерь, рыба
6. Физкультурная минутка.
Мы работали, писали и немножечко устали.
Вверх поднимем наши ручки и дотянемся до тучки,
— Уходи от нас скорей! Не пугай ты нас, детей.
Вот к нам солнышко пришло, Стало весело, светло!
7. Работа в группах.
У каждой группы на столе лежит «кейс» (папка-конверт на кнопке). Учащимся необходимо выполнить задания кейса.
( После завершения работы каждый командир группы оглашает результат).
8. Работа по учебнику.
Прочтите правило. Правильно ли мы с вами составили алгоритм действий.
Теперь применим наши знания на выполнении упражнения 177. Первый ряд выполняет первый столбик предложений. Второй ряд – второй столбик.
Дополнительные задания на карточках:
Определи склонение и падеж существительных:
Определите падеж и склонение существительных.
следить за законом (_____________),
надеть пальто (_______________).
9. Словарная работа.
Прослушайте стихотворение и доскажите последнее слово.
Если видишь, на картине
Или ель иль белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, –
Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
По толковому словарю на странице 152-153 учебника определите значение этого слова.
Посмотрите на репродукцию картины Анатолия Соломянного, художника– пейзажиста. Почему его так называют?
Составьте предложение по картине со словом На картине Анатолия Соломянного изображён великолепный предзимний пейзаж
Запишите это предложение.
Найдите в этом предложении существительные и определите склонение.
Мы с вами не ответили на вопрос: зачем нужно уметь определять тип склонения существительных?
нужно определять для того, чтобы грамотно писать слова, принадлежащие к разным склонениям. Очень часто у существительных являются
как писать правильно о гстье или о г
на станции или на станцие и т.д.
Поставить смайлик на выбранную ступеньку.
Какова была цель нашего урока? Смогли ли мы ее достичь?
10. Дифференцированная домашняя работа.
Разноуровневые задания на карточке (приложение 4)
(работа в группах) ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Материал на тему «Три склонения имен существительных».
Составьте таблицу склонений имени существительного?
Приложение № 1
Карточки для работы в парах
Карточки для индивидуальной работы
Найдите окончание каждого существительного. Определите склонение.
Голубь, тюлень, отряд, ручей, якорь, клей, пень, чай, дед, яблоня, рожь, лужайка, поле, колесо.
Запишите существительные группами по склонениям.
Волк, волчица, стрелок, стрелка, орел, орлица, козленок, коза, мышь, мышка, скрипач, скрипка.
Спишите. Определите склонение и падеж имен существительных.
Упадет луч солнца на траву, вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. На припеке горячо и сладко пахли трава и крапива.