Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. « С. Михалков «Мой
щенок» УМК « Перспектива». Подготовила учитель высшей категории
начальных классов МОУ «СОШ№5» имени Воинов 100 и 101 отдельных
Обобщить знания детей о творчестве С. В. Михалкова.
Познакомить учеников с произведением “Мой щенок”.
Учить определять отношения автора к героям своих стихотворений на основе
Помочь детям выразить свое отношение к происходящим событиям.
Обучать самостоятельной работе с текстом,анализировать текст
Формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и
Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему
– воспитывать любовь к животным, интерес к чтению, умение слушать и слышать других;
– развивать критическое мышление, творческие способности, умение формулировать
– учить правилам дискуссии, разным видам чтения.
Учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения,объяснять лекситческое
значение слов,читать выразительно, рассказывать о героях,выражая своё отношение к
ним, соотносить смысл пословиц и содержание текста.
1. Орг. момент.
2. МинивикторинаУчитель читает отрывки из стихотворений С. Михалкова,дети
– Кто автор этого произведения? (С. В. Михалков)
3. Беседа о С. Михалкове.
Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Родители: отец —
Владимир Александрович Михалков (1886—1932). Мать — Ольга Михайловна Михалкова
(18831932). Двое детей: Старший сын — Андрей Сергеевич Михалков-
Вывешивается портрет. С.В. Михалков написал много произведений для детей.
4. Языковая разминка.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
У кого из вас дома есть питомцы?
Расскажите о них.
Предположите о ком будем говорить на уроке?
Урок литературного чтения
Вид урока: урок открытий новых знаний
Тема: С. В. Михалков «Мой щенок»
Планируемые результаты деятельности:
помочь детям выразить свое отношение к происходящим событиям;
учить определять отношения автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения;
учить правилам дискуссии, разным видам чтения; оценивать свою деятельность;
развивать критическое мышление, творческие способности, умение формулировать вопросы; умения определять позицию автора в произведении;
знать содержание стихотворения, выразительно читать.
системно-деятельностная (работа в группах), личностно-ориентированная технология (карточки с заданиями), частично-поисковая (работа с информацией), информационно-коммуникативная технология (презентация), проблемно-поисковая (разрешение проблемы), знаково- символическая система (работа с таблицей), здоровьесберегающая (физминутка)
Мультимедийный проектор, ПК, презентация, карточки с заданиями.
I. Cтадия вызова, ведение в проблему настраивает на получение новой информации: ученики активизируются; формируют запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний. У учащихся пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала
II. Cтадия осмысления, выполнения (содержательная, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа, показывает, что в процессе чтения происходит первичный анализ информации
III. Cтадия рефлексии превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Она направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. Заключается в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, “присвоить” новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы).
Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением, тем, что ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
На уроках используются такие формы как:
I Стадия вызова
Урок помещён в раздел «Авторская сказка». Вид урока: урок открытий новых знаний. Многие современные технологии можно использовать для формирования ключевых компетентностей, но мне близка технология “Развития критического мышления через чтение и письмо”. Эту технологию использовала на уроке. Она является одной из образовательных технологий по новым стандартам, поддерживающих компетентностно-ориентированный подход в образовании. Структура урока состоит из трех стадий: 1. Стадия вызова, ведение в проблему, 2 Стадия осмысления и выполнения, 3 Стадия рефлексии.
В начале урока дети разрешают проблемную ситуацию, соотносят названия произведения с прогнозированием содержания текста сказки. В стадии осмысления знакомлю с писателем сказки, расширяя знания детей об авторах литературных произведений. Провожу словарную разминку, обогащая словарный запас слов учащихся . Работа в парах помогает быстрее находить ответы на заданные вопросы, учит работать с информацией, доказывать свою точку зрения и позиции в коммуникации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы, организуют деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий. Работа над содержанием произведения помогает точнее раскрыть главную идею сказки, для этого показываю отрывок инсценировки сказки. При вторичном чтении отрабатываем навыки правильного и выразительного чтения. Применяю и здоровьесберегающие технологии, провожу две физминутки, логически свзанные с темой урока, при этом развиваю речь.
3 Стадия рефлексии помогает ученикам ещё раз осмыслить то, что они прочитали на уроке., оценить свою деятельность. Целью обучения литературному чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» по словам С. Маршака, т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.
Ф. И. О. Филиппова Наталья Сергеевна
Место работы: ГБОУ ООш№2 п.г.т. Новосемейкино
Должность: учитель начальных классов
Предмет: литературное чтение
Класс: 2 класс
Тема урока : «Мой Щенок» С. В. Михалков.
Базовый учебник: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий «Литературное чтение» 2 класс
Цели урока: Познакомить детей с творчеством С. В. Михалкова на примере стихотворения «Мой щенок»;
-Расширить знания детей о творчестве С. Михалкова;
-учить анализировать текст.
– Развивать внимание к слову; развивать навык выразительного чтения;
-развивать умение работать с текстом.
-формирование самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе, готовности открыто выражать и
отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать.
– Прививать любовь и ответственное отношение к животным,
-Продолжить воспитание умения работать в коллективе.
УУД учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов
Тип урока: уроки «открытия» нового знания;
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, по парам
Необходимое техническое оборудование: ноутбук, проектор, экран
Структура и ход урока:
И друг другу улыбнулись.
Собрались все точно в срок,
Начинаем наш урок
-Разделитесь на группы, раздаю
слова. Составь пословицу.
Учебная ситуация: Даны авторы
произведений, соедините их с
произведениями, которые они
С. Я. Маршак, Чуковский К. И
«Федорино Горе»Кот и лодыри,
«Мой секрет», «Сила Воли»
Все ли произведения с авторами у
вас получилось соединить?
Собакаверный друг человека
С. Я. Маршак «Кот и лодыри», (стихотворение)
К. И. Чуковский«Путаница», «Радость», «Федорино горе»
С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»
Почему возникли трудности?
Сформулируйте цель нашего
Следующее для вас задание.
Выберите из предложенных слов
слова, характеризующие С. В.
Михалкова и его творчество.
Я познакомлю вас с биографией
презентацию) Какая информация о
Михалкове для вас новая?
А теперь, добавите ли вы новые
Возникли трудности с произведениями «Мой секрет», «Сила
Мы не читали произведений «Мой секрет», «Сила воли»,
Познакомиться с произведениями Михалкова
ка цели и
Предлагаю вам познакомимся с
« Мой щенок»
стихотворения «Мой Щенок»
Я сегодня сбилась с ног,
у меня пропал щенок.
Два часа его звала, два часа его
За уроки не садилась
И обедать не могла
В это утро очень рано соскочил
щенок с дивана.
Стал по комнате ходить,
Всех будить.(чтение 4х частей и
Предположите, что произойдет
Не знали, что Михалков писал басни, что он переводчик,
• Автор гимна России
дальше со щенком.
продолжение событий в виде
Что общего между авторской
концовкой и предуманной вами?
1. Словарная работа.
Как вы понимаете «сбилась с
ног»?, «лежит пластом»?
Почему девочка грустила?
Какие чувства вызвало
Высказывают свои предположения,
Высказывают свое мнение.
Упорно искала, устала искать,
Лежит пластомне двигаясь
Жбан (с медом) – кувшин с крышкой.
еще раз, отметьте непонятные по
От чьего имени ведется речь?
О каком происшествии
рассказывается в стихотворении?
Что было с утра?
О чем размышляет девочка во
время ожидания щенка?
Речь ведется от лица девочки, хозяйки щенка
каким увидела щенка девочка,
когда он вернулся.
Как относится девочка к своему
щенку. Какие слова помогают
передать отношение девочки к
С какой интонацией будем читать
начало стихотворения? Почему?
Переживает за щенка, боится, что с ним случилось чтото
Распухший нос, не видно глаз, щека перекошена
Она его жалеет, любит его.
«Два чаа его ждала,
За уроки не садилиась
И обедать не могла.»
«Два часа я горевала,
Книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала,
Все сидела и ждала»
Будем читать с грустной интонацией
Потому что в первых строках описывается переживание
Какое настроение во втором
Что повлияло на смену
С каким настроением будем
читать эту часть стихотворения?
Какие слова вы прочитаете за
девочку с гордостью?
Сейчас прочитаем стихотворение
и постараемся передать те чувства,
которые испытывала девочка.
На какие части можно
Давайте словами нарисуем
На сколько частей можно
К каким частям можно отнести
иллюстрации в учебнике?
Девочка вспоминает о шалостях щенка
Я не бегаю к врачу
Я сама его лечу
Какие еще иллюстрации вы бы
С каким стихотворением
Кто из героев вам понравился?
Как бы вы поступили на месте
Почему стихотворение называется
«Мой щенок», а не просто
О чем надо подумать, прежде чем
взять животное в дом?
Предлагаю на выбор выполнить
-выучить 4 части
Словесное рисование картинок
К последней части
Девочка любит своего питомца
Что нужно ухаживать за животными, кормить, заботиться о
1)какие обязанности нужно
выполнять , когда приручаешь
животных,2) чем своего хозяина
может отблагодарить животное.
Что должны запомнить, когда мы
Карточка с заданием «Продолжить
Урок окончен . Спасибо за
Мы в ответе за тех, кого приручили
Учитель: Батырханова С. З
Цель: познакомить учеников с произведением “Мой щенок”.
Личностные: помочь детям выразить свое отношение к происходящим событиям;
Познавательные умения: учить определять отношения автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения;
Регулятивные умения: учить правилам дискуссии, разным видам чтения; оценивать свою деятельность;
Коммуникативные умения: развивать критическое мышление, творческие способности, умение формулировать вопросы; умения определять
Предметныезнать содержание стихотворения, выразительно читать.
Используемые технологии: системнодеятельностная (работа в группах), личностноориентированная технология (карточки с заданиями),
частичнопоисковая (работа с информацией), информационнокоммуникативная технология (презентация), проблемнопоисковая
(разрешение проблемы), знаковосимволическая система (работа с таблицей), здоровьесберегающая (физминутка)
Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг
другу. Приятно общаться с человеком весёлым,
доброжелательным. Начнём урок с игры «Привет,
сосед!» Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
Дети сидят в
педагога или по
Готовы к началу
2. Постановка цели
урока в начале или
в процессе урока
На данном этапе
Упражнение по тренажеру для чтения:
В этом тренажере спрятался герой нового
произведения. Найдите его:
О ком будет это произведение?
-Кого называем щенком?
– Сейчас откройте учебник на странице 35, и
прочитайте название и автора этого произведения
– Сегодня мы продолжаем знакомиться с
замечательного русского поэта и писателя Сергея
– Давайте вспомним, что вы знаете об
Цель и задачи
и точное выражение
своих мыслей в
3. Открытие нового Знакомство Учитель знакомит с темой урока. Читают название Волевая
материалас новой темой темы хором с
2 С. Михалков сочинил замечательное стихотворение учителем,
«Мой щенок» самостоятельно.
Чтобы наша дикция была четкой, учимся
Для выразительного чтения, нужно уметь
правильно ставить логическое ударение.
Прочитайте предложения, выделяя голосом
Прочитайте это предложение по кругу. ( Я, я
люблю, я люблю играть, я люблю играть с
Читаем длинные слова из текста сначала по
слогам, затем полностью:
покрываться, пена,перекошена, у
Учитель читает с детьми, проговаривая четко,
показывает одновременно движения.
Скрыть он радости не мог!
7. Работа с текстом
Учитель читает стихотворение. Размышляют над
Какие чувства вызвало это стихотворение?
Почему же девочка грустила?
Организует работу в группах по словарным словам Работают с
(групповая работа- методика «Верноневерно»).
Учитель объясняет: Жбан ( ведро для воды, кувшин с
1 группа: Кладовка (заведующая складом, помещение
хранения клада, пристройка к дому, где хранятся вещи и
2 Пчелиный рой (семья пчёл,
гонки). 3 группа: Сбилась с ног (измучиться, сбить себе
ноги, ). 4группа: Лежит пластом (лежать на пластыре,
вытянуться, лежать не шевелясь).
Учитель занимает работу координатора. организует работу Делают вывод
в группах. наблюдает за работой в группах, вносит
коррективы, следит за соблюдением дисциплины.
Проверка по таблице на экране.
Учет разных мнений,
разных позиций (К)
Стихотворение читают несколько учеников по
Поиск ответа на
Работа с тестом
1 группа и 2 группа- Составление плана на доске.
Заполните пропущенные пункты плана:
1 группа: Действия щенка.
1) Стал всех
3) Перевернул жбан с мёдом.
6) Залез лапой в клей.
2 группа: Опасения девочки.
3) Другое имя дали.
5) Мокнет под дождем.
3 группа и 4 группа- Работа над
Выделите те слова, которые
характеризуют девочку и щенка.
Обоснуйте свой выбор.
3 группа: Девочка
Дети работают в
точку зрения (К)
своего мнения (К)
Способ проверки: отчет о работе 1 ученика
С чего началась эта история? И т.д.
А)А теперь давайте выясним: Если в доме есть
животноеэто хорошо или плохо?
плюсы и минусы.
На доске: Держать дома животноеэто
Б) Подведение итога: У нас получилось много
плюсов и минусов. Но животное не виновато,
что оно появилось дома именно у вас, что ей
достался хороший или плохой хозяин. Давайте
еще раз вернемся к словам А. Д. Экзюпери «Мы
в ответе за тех, кого приручили».
Как вы их понимаете? Чему учит
В) Выставление отметок за урок. Дом.задание:
стр. 35 , читать выразительно.
Г) Рефлексия: Покормите щенка. Если вам
сегодня понравился урок, вам было интересно
прикрепите рядом со щенком оранжевую
Контроль и оценка
косточку, если было скучно и неинтересно
красную. Объясните свой выбор.
Спасибо за урок.
Литературное чтение 2 класс
ТЕМА: С. В. Михалков «Мой щенок»
Цели: продолжить знакомство с творчеством С. В. Михалкова; способствовать развитию речи, внимания, образного мышления, выразительного чтения; воспитывать любовь к животным, учить заботиться о них.
Оборудование: выставка книг С. Михалкова, А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского; презентация
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу и мысленно подарите добрые слова. Я надеюсь, что урок принесет нам всем радость общения.
II. Актуализация знаний
– Ребята, вы обратили внимание на выставку книг?
-Творчеству каких писателей она посвящена?
-Как называется раздел, над которым мы работаем? («Писатели – детям»)
-С творчеством каких авторов мы познакомились? Назовите произведения. Какое из них вам наиболее понравилось? Запомнилось?
-Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством одного из авторов.
III. Речевая гимнастика.
2. Речевая гимнастика (слайд )
Научитесь читать скороговорку «Два щенка, щека к щеке, грызли щетку в уголке!»
-Стихотворения какого детского поэта читали дома?
Выразительное чтение стихотворений С. В. Михалкова «Мой секрет», «Сила воли»
– Удалось вам раскрыть секрет поэта?
– Как он может одновременно жить и в стране детства, и в той стране, где живут взрослые?
-Как мальчик проявляет силу воли?
(Смотрит страшные фильмы,
Ходит один в лес, Не включает свет.)
-Почему он это делает?
(Чтобы не стать трусом.
Готовится к опасному путешествию.)
V. Организация художественного восприятия
1. Отгадайте загадки (слайды )
1)Лежит – молчит,
пойдешь – заворчит,
Кто к хозяину идет,
Она знать дает. ( Собака)
2)Поперёк крылечка лёг
Лохмоногий наш замок.
Но и ночью он, и днём
Чужаков не пустит в дом.
3)Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
(собака)
2. Расшифруй пословицу (слайд )
Акабос – йынрев гурд акеволеч.
3. Объясни пословицу.(слайд ) Собака – верный друг человека.
VI. Подготовка к восприятию художественного произведения
-Как вы думаете, с каким произведением мы сегодня познакомимся?
-Да, это стихотворение С. Михалкова «Мой щенок» (слайд )
Щенок, собака, пёс, моська, дворняжка
-Кто такой щенок? Чем он отличается от собаки?
-О ком будет это стихотворение?
-Что вы можете сказать о девочке на рисунке? (Она грустит)
-Как вы думаете, почему она грустит?
-Давайте прочитаем стихотворение и узнаем, что же произошло на самом деле.
2. Чтение стихотворения учителем
Словарная работа (Слайд )
Жбан – кувшин с крышкой
Кладовка – помещение для хранения припасов
Перекошена щека – щёки неодинаковые
Сбилась с ног – устала, много ходила
Лежит пластом – не двигаясь
Пчелиный рой – семья пчёл
Ку-та-ла у-ку-та-ла (слайд )
Крыл ук-рыл по-кры-вать-ся
– От чьего имени ведётся рассказ?
– Почему девочка грустит?
– Что почувствовала девочка, когда щенок пропал? Докажите свои мысли
– О ком это стихотворение? (о щенке)
– Какой он? Составьте словесный портрет щенка. ( Он маленький, забавный, весёлый)
– Как ведёт себя щенок? (шалит, проказничает)
– А почему он себя так ведёт? (чтобы обратили на него внимание)
– О каком происшествии рассказывается в этом стихотворении?
– Что предшествовало этому? Что было с утра?
– Как долго девочка ждала щенка?
– Прочитайте ее размышления во время ожидания.
– Прочитайте, каким увидела щенка девочка, когда он вернулся.
– Как вы думаете, где был щенок? Из каких строк мы узнаем об отношении девочки к щенку?
– Какие чувства вы испытывали, слушая это стихотворение?
5. Работа над выразительным чтением стихотворения.
6. Подбор иллюстраций по сюжету стихотворения.
7. Работа над выразительным чтением стихотворения:
Как нужно читать первую строфу стихотворения? (С чувством тревоги)
Как читать со второй по четвертую строфу, где рассказывается о том, что делал щенок утром?
(Спокойно, с удивлением)
– Какое чувство нужно показать, читая пятую и шестую строфы? (грусть, тревогу)
– Как нужно прочитать первые слова мамы? (Спокойно)
– А вторые? (быстро и с тревогой)
– Как прочитать строки, где девочка горюет, что пропал щенок? (грустно)
– Как будете читать строки, где появляется щенок? (с чувством удивления, страха, а потом с чувством жалости)
– Как прочитать последние строчки стихотворения? (с чувством жалости и любви, а самые последние – с гордостью)
8. Просмотр видеоролика. Проверка правильного составления иллюстаций.
9. Работа над характеристикой героев (слайд )
10. Игра «Восстанови стихотворение» (слайд )
Давайте поможем девочке вылечить щенка.
Задание: Вставьте подходящие слова в стихотворный текст. (слайд )
_______ нос и ____ глазки,
_____ лекарство мой щенок.
Не прожить ему без _____,
Он со мной не _____.
Слова для справок: (мажу, мою, пьёт, ласки, одинок)
Проверка по образцу.
Мажу нос и мою глазки,
Пьёт лекарство мой щенок.
Не прожить ему без ласки,
Он со мной не одинок.
– В начале урока мы девизом взяли слова Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили!»
-Кто может теперь объяснить слова эпиграфа? ( Прежде чем взять животного в дом, надо прочитать специальную литературу, правильно ухаживать за домашними животными, любить их) – Наверное, каждый из нас желает иметь такого друга в доме. Но не все понимают, какую ответственность будет нести семья, взявшая в дом собаку. Собака требует ежедневной заботы и ухода. Особенно маленькая. Она много не умеет, её надо всему научить.
1. Выписать из текста в рабочую тетрадь, какие проказы совершил щенок
2. Составить рассказ о пропаже щенка. Придумать имя девочке и кличку щенку
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему ” С. Михалков “Мой щенок” “»
Цель: знакомство с произведением С. Михалкова «Мой щенок»
– познакомить обучающихся с произведением С. Михалкова «Мой щенок»;
– продолжить работу по совершенствованию навыка чтения и умения работать с текстом;
– развивать связную речь, память, мышление, творческое воображнение;
– расширять словарный запас;
– развивать коммуникативные навыки обучающихся;
– воспитывать у детей любовь, чуткое отношение к животным.
– картинки с иллюстрациями стихотворения;
– мультимедийный проектор;
– выставка книг писателя.
1. Орг. момент. ( Слайд 2)
На уроке я сижу
Не кричу и не стучу.
Руки тихо поднимаю.
Если спросят – отвечаю.
– Сейчас у нас урок речевая практика и к нам на урок пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы работаете на уроках и чему вы уже научились.
2. Актуализация знаний о осени:
Ответьте, на мои вопросы:
-какое сейчас идёт время года?
-день недели; число.
3. Дыхательная гимнастика (сдувание снежинок с рукавичек)
4. Артикуляционная гимнастика.
«Улыбка», «Трубочка» 5. Работа со скороговоркой. ( Слайд 3)
– Прочитайте скороговорку с удивлением, восторженно, сердито, хором, шепотом. Два щенка, щека к щеке, Грызли щетку в уголке!
6. Сообщение темы:
– Сегодня на уроке мы познакомимся с интересным стихотворением, а о ком это стихотворение, вы узнаете попозже, если правильно выполните мое задание.
7. Постановка проблемы. ( Слайд 4)
Отгадайте загадки о животных:
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает? (медведь)
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)
Спит под крылечком,
Хозяина встречает. (собака)
Рыжая плутовка спряталась под ёлкой.
Говорят, она хитра, кур уносит со двора. (лиса)
– Ребята, посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему?
– Правильно, собака- это домашнее животное, а медведь, заяц и лиса- дикие.
– Каких домашних животных вы знаете?
– Как называются детеныши у домашних животных?
(У кошки- котёнок, у козы- козлёнок, у свиньи- поросёнок, у собаки- щенок). – Молодцы! – Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со стихотворением «Мой щенок», которое написал Сергей Михалков (портрет на доску) (Слайд 5)
7. Знакомство со стихотворением.
– Послушайте стихотворение и скажите, какое чувство оно у вас вызвало.
Показ презентации «Щенок» с иллюстрациями по тексту. ( Слайды 6 – 18)
(Дети слушают стихотворение и рассматривают иллюстрации)
– Понравилось вам стихотворение?
– Какое чувство вызвало это стихотворение?
– Почему девочка грустила?
– Как девочка относилась к своему щенку? (Девочка очень любила щенка. Она заботилась о собачке. Очень переживала, когда собака пропала)
– Можно ли сказать, что девочка и щенок были друзьями.
8. Физминутка. ( Слайд 19)
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз- прыжок и три кивка,
Два- направо голова,
Три –налево поворот»-
И помчался до ворот.
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
9. Словарная работа. ( Слайд 20)
(объяснение трудных слов и словосочетаний, встречающихся в тексте):
Кладовка – пристройка к дому из дерева, где хранят вещи, продукты.
Жбан – кувшин с крышкой.
Пчелиный рой – семья пчел, во главе с маткой образующая обособленную группу.
Перекошенная щека – неодинаково выглядят левая и правая стороны.
Лежит пластом – лежит, вытянувшись, и не шевелится.
Горевала- грустила, переживала.
10. Чтение стихотворения учащимися.
– Прочитайте стихотворение самостоятельно.
11. Выборочное чтение.
– Поработаем с текстом. Сейчас мы будем читать стихотворение по частям.
а) Чтение первой части.
– Как вы понимаете словосочетание «сбилась с ног» (искала везде, устала)
– Почему девочка сбилась с ног?
– Как можно озаглавить эту часть? (пропал щенок)
б) Чтение второй части.
– Как вел себя щенок с самого утра?
– Как вы понимаете эти строки:
«Он увидел одеяло – покрываться нечем стало»? (утащил)
– Что же самое главное в этой части? (щенок расшалился)
– Как автор пишет о шалостях щенка? (с юмором, ласково)
– Как можно озаглавить эту часть? (щенок расшалился)
в) Чтение третьей части.
– Как чувствует себя девочка, потерявшая щенка? (волнуется, переживает)
– Из каких слов это видно? Прочитайте.
– Как озаглавим эту часть? (девочка волнуется)
г) Чтение четвертой части.
– Каким вернулся щенок домой?
– Как вы думаете эта часть стихотворения грустная или смешная? (и грустная, и смешная)
– Почему автор так рассказал о несчастье щенка, что нам грустно и в то же время смешно? (Автор жалеет щенка, которого покусали пчелы, но о его внешнем виде пишет с улыбкой: «страшный зверь»)
– Почему он так его назвал?
– Как теперь ведет себя щенок?
– Что значит «лежит пластом»?
– Как девочка относится к своему щенку?
– Как можно озаглавить эту часть? (девочка лечит своего друга)
На доске: (Слайд 21)
3. Девочка волнуется.
4. Девочка лечит своего друга.
12. Закрепление пройденного материала.
Составление картинного плана.
– Сколько частей мы выделить в произведении?
– Подумайте, о чём будет говориться в каждой части.
– На ваших партах лежат картинки. Поработайте с ними в парах.
Деление текста на части. ( Слайд 22)
– Расположи картинки в правильной последовательности, найдите название к части, определи настроение, с которым надо читать эту часть.
13. Работа над тестом. ( Слайд 23)
– Выберите те слова, которые характеризуют девочку и щенка. Объясните свой выбор.
А теперь давайте выясним: Если в доме есть животное- это хорошо или плохо и почему?
14. Подведение итога.
– Есть такое выражение: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
– Как вы его понимаете?
– Чему учит стихотворение С. Михалкова?
15. Задание на дом. ( Слайд 24)
1 гр. –пересказ стихотворения по составленному плану;
2 гр. – чтение стихотворения выразительно;
3 гр. – чтение стихотворения первой части.
16. Подведение итога урока.
– Ребята, наш урок подходит к концу.
– С каким произведением сегодня познакомились?
– Кто автор?
– Что делали сегодня на уроке?
17. Выставление оценок за работу на уроке.
18. Рефлексия. ( Слайд 25)
Покормите щенка. Если вам сегодня понравился урок, вам было интересно- прикрепите рядом со щенком красную косточку, если было скучно и неинтересно- синюю. Объясните свой выбор.
19. Выставка книг писателя. ( Слайд 26)
– Понравилось ли вам стихотворение С. В. Михалкова?
С. В. Михалков написал много таких замечательных произведений. В них говорится о мужестве, честности и благородстве, о любви к природе, к труду, о верности к своей Родине. (выставка книг)
– Кто заинтересовался, может взять их в библиотеке.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по речевой практике «С. Михалков «Мой щенок» 2 класс
МБОУ «Сакская средняя школа № 1
им. Героя Советского Союза В. К. Гайнутдинова»
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. « С. Михалков «Мой щенок»
подготовила учитель начальных классов Николаева Елена Александровна
– развивать критическое мышление, творческие способности, умение формулировать вопросы;
1. Орг. момент. Психологический настрой
Рады слышать мы звонок,
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять!
2. Языковая разминка.
Мы решали, мы гадали:Как же нам котят назвать?Наконец мы их назвали?Раз, два, три, четыре, пять.
– Прочитаем хором.
– Как называется стихотворение? («Котята»)
– Я подготовила для вас викторину. Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы должны назвать название стихотворений. (учитель читает отрывки из стихотворений: «Дядя Стёпа», «А что у вас?», «Прививка», «Два барана», а ученики говорят название стихотворения.)
4. Беседа о С. Михалкове.
Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Родители: отец — Владимир Александрович Михалков (1886—1932). Мать — Ольга Михайловна Михалкова (1883—1932). Двое детей: Старший сын — Андрей Сергеевич Михалков-Кончаловский. Вывешивается портрет. С.В. Михалков написал много произведений для детей.
5. Проверка домашнего задания.
К уроку вы выучили свои любимые стихи С. В. Михалкова. Расскажите отрывок из стихотворения, а ребята попробуют угадать название.
6. Подготовка к восприятию текста.
А)Упражнение по тренажеру для чтения В этом тренажере спрятался герой нового произведения. Найдите его. ( Щенок)
Б) -Кого называем щенком?
-Как называется детёныш у собаки? (щенок).
-О ком будет это произведение?
7. Знакомство с темой урока. Сергей Михалков сочинил замечательное стихотворение «Мой щенок».
8. Работа с текстом.
а) Первичное восприятие текста. А сейчас откройте учебник. Учитель читает стихотворение.
-Какие чувства вызвало это стихотворение?
– Почему же девочка грустила?
б) Словарная работа:
Прежде чем мы начнём слушать стихотворение, выясним значение нескольких слов и выражений.
в) Самостоятельное чтение (шепотом).
– Как девочка относится к своему щенку?
– У нашей героини нет имени. Я его придумала. Чтобы его отгадать, вы должны ответить на 5 вопросов и заполнить пустые клеточки или по-другому отгадать кроссворд.
1. Какой рой летел за щенком?
2. Как называется сосуд, который перевернул щенок? 3. Как лежал щенок после укуса пчёл? 4. Какую книжку порвал щенок у папы? Как она называется? 5. Что делал щенок, чтобы разбудить семью?
-Как зовут девочку? (Настя)
Чешем щеткой мы щенка,
Будет шерстка так мягка!
Скачет радостный щенок,
Г) Составление плана к стихотворению
1. Пропал щенок.
2. Волнение девочки.
3. Щенок нашелся!
Д ) Самостоятельная работа
1) Выбери и подчеркни слова, характеризующие девочку:
2) Выбери и подчеркни слова, характеризующие щенка:
Обсуждение правильных ответов, взаимопроверка
3) Расположи эпизоды стихотворения в логической последовательности. ( Поставь цифры.)
4) Задание перед чтением:
Найти строки, которые описывают проказы щенка
– Как нужно читать первую строчку? (с тревогой)
– Как надо читать о том, что делал щенок утром? (спокойно, с удивлением)
– Зачитайте, чего боялась девочка?
– Как надо читать? (грусть, тревога)
– Прочитайте, что сказала мать?
– Прочитайте. Как появился щенок? (неожиданно)
– Как он выглядел?
– Прочитайте с гордостью последние строчки.
е) Выборочное чтение.
Ё ) Работа над выразительностью
1. Чтение труднопроизносимых слов, подбор рифм
Чтение по цепочке, жужжащее, про себя.
ж) Выборочное чтение к иллюстрациям.
Учитель показывает иллюстрации, а ученики читают нужный отрывок с выражением.
з) Творческая работа.
– А теперь давайте придумаем продолжение к этому стихотворению, как девочка лечила щенка.
Мажу нос и мою глазки. Пьёт лекарство мой щенок. Не прожить ему без ласкиОн со мной не одинок.
и) Развитие памяти.
– Выучите наизусть и расскажите последние 6 строчек.
1. Любить животных – это кормить его, гулять с ним. Убирать за ним. Не обижать его. –
Прочитайте пословицу на доске и объясните её:
СОБАКА ЧЕЛОВЕКУ – НЕИЗМЕННЫЙ ДРУГ.
– Наверное, каждый из нас желает иметь такого друга в доме. Но не все понимают, какую ответственность будет нести семья, взявшая в дом собаку. Собака требует ежедневной заботы и ухода. Особенно маленькая. Она много не умеет, её надо всему научить.
2. Составление таблицы толстых вопросов
Дети формулируют вопросы, на которые нельзя ответить однозначно (проблемные), записываю их на доске, дети отвечают.
3. Что отражает название стихотворения: тему или основную мысль? (тему) Придумайте свое название, которое бы отражало основную мысль. ( Забота о щенке)
4. Презентация Показ сопровождается цитатами из текста, относящимися к каждой иллюстрации.
5. Исполнение песни « Пропала собака»
А) Кроссворд «По страницам произведений Михалкова»
– Отгадайте слова, узнайте ключевое слово.
1. И виляет еле-еле
2. Мать сказала: – Дверь закрой!
3. И, как ни странно, снова мне
4. Когда вокруг меня темно
6. Стал по комнате ходить,
7. Глаза закрытыми держу
БУ Д ИТЬ
БЕДН Ы Й
Вписываю слова в кроссворд. Дети читают слово хором: «Молодцы»
– Молодцы! Отлично запомнили все, что мы с вами прочитали! Надеюсь, теперь вам будет интересно прочитать и другие произведения С. Михалкова, поразмышлять над ними самостоятельно.
Б) Давайте покормим наших друзей. У вас на партах лежит по три косточке: красная, жёлтая, коричневая.
– Возьмите красную, если вам понравилось на уроке, вам было хорошо, интересно.
– Жёлтую, если вас устраивало на уроке не всё.
– Коричневая, если у вас осталось плохое впечатление от урока.
Выразительное чтение стихотворения, отрывок наизусть
Подготовить свод правил:
Что надо знать каждому, кто решил завести щенка или другое животное?
Список использованной литературы
1. Учебник «Родная речь 2 часть»Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Москва «Просвещение» 2005
2. Стихи Михалкова . Москва. 2007.
3. Портреты русских писателей и поэтов для начальной школы.
4. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику А. Ф. Климановой. 2 класс Москва «Вако» 2009
5. Уроки поэзии в начальных классах.1-4 классы. З.В. Климентовская Москва «Владос» 2002.
Урок литературного чтения во 2-б классе.
Тема: «С. В. Михалков «Мой щенок»».
портрет С. В. Михалкова, выставка книг, карточки с разноуровневыми заданиями, рефлексия ( портфель знаний, карточки), презентация, диск с произведениями.
формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
формируем умение представлять информацию в виде схемы;
) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
формируем умение работать в паре.
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).
– Ребята, здравствуйте. Улыбнёмся друг другу, улыбнёмся гостям, улыбнёмся мне. Ребята, на ваших партах лежат карточки. Напишите на них добрые слова, пожелания. Обменяйтесь карточками с соседом по парте, подарите друг другу хорошее настроение.
Ужасно интересно, все то, что неизвестно.
А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но, чтоб добыть нам знания
Проявим мы старание,
Тогда с тобою многое удастся нам понять.
2. Речевая разминка.
У учащихся на столах лежат карточки с текстами.
Лисичка-сестричка сидит за кустом,
А бедный з
У зайчика нету так
-Прочитайте стихотворение. Какие звуки в нём повторяются? Прочитаем стихотворение, выделяя голосом эти звуки.
Прочитаем стихотворение быстро. Прочитайте с весёлой интонацией. С интонацией удивления. ( Учащиеся читают стихотворение хором)
– Ребята, в этом стихотворении зашифрована фамилия автора. Будьте внимательны. Прочтите её (Михалков).
– Давайте посмотрим, что вы уже знаете о Сергее Михалкове? Поможет нам в этом мячик. Передавая, его друг другу расскажите то, что вы узнали о жизни этого замечательного поэта. (Игра в мячик. Ученики по очереди кидают мяч друг другу и сообщают о том, что они знают о Сергее Михалкове. Зовут Сергей Владимирович, родился в 1913 г., а умер в 2009 в возрасте 96 лет. Родился Михалков 13 марта 1913 года в Москве. Раннее детство Сергея Владимировича прошло в Подмосковье. Ходить в школу было далеко, и начальное образование он получил дома. В обычную школу Михалков пошел с четвертого класса после переезда семьи в Москву. Стихи Сергей Владимирович начал писать лет с девяти. Его произведения знают во всём мире. Также Михалков написал Гимн России. В армии Сергей Михалков работал во фронтовой печати. Позже он стал военным журналистом. Он был награжден двумя боевыми орденами и шестью медалями, а так же множеством орденов различной степени. В 1999 году именем Михалкова названа одна из малых планет Солнечной Системы. Умер Сергей Владимирович в 2009 году. Ему в этом году исполнилось бы 100 лет. За свою долгую жизнь Сергей Владимирович Михалков написал много разных произведений).
-С какими произведениями С. В. Михалкова вы знакомы?
-О ком пишет поэт в своих произведениях? (о детях, животных)
4. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока.
Сегодня мы продолжим изучать творчество этого поэта и познакомимся с новым произведением Сергея Владимировича.
– Определим название. Для этого надо эти слова прочитать слова справа налево.
( КОНЕЩ ЙОМ)
– Какова же тема урока? (С. В. Михалков «Мой щенок»)
– Какие задачи мы сегодня на уроке будем решать?
Поднимите руки те, у кого дома живут кошки (собаки, попугаи, хомячки, черепашки)Больше всего у ребят кошек и собак. Расскажите, нужно ли заботиться, ухаживать за домашними питомцами?
– Девизом у нас на уроке будут слова французского писателя Антуана де Сент Экзюпери : «Мы в ответе за тех, кого приручили»
-Как эти слова связаны с произведением С. В. Михалкова узнаем в
6. Изучение нового материала. Первичное чтение.
– Вы уже догадались, кто главный герой в произведении?
– Выберите картинку, которая подходит к слову щенок. Кто такой щенок? ( детёныш собаки)
– Откройте учебники. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 35. Что вы можете сказать о девочке? (Грустит) А вы можете сказать, почему она грустит? Давайте предположим с вами, что случилось. Поработайте в группах. На ваших столах листья, напишите на них, свои предсказания, предположения. ( Работа с деревом предсказаний).
– Что нужно сделать, чтобы узнать точно, что произошло? Чтобы узнать, надо прочитать стихотворение.
– Произведение прочитает нам сам автор (диск с записью)
– А что должны делать ученики?
Дети следят по учебнику
– Какие чувства вы испытывали при чтении?
– Почему же грустила девочка? Верны ли были наши предположения?
7. Повторное чтение стихотворения учащимися.
Сейчас мы ещё раз перечитаем произведение. Чтение стихотворения учащимися по цепочке.
–Давайте поработаем над значением новых неизвестных вам слов. Если значение слова не знаем, что надо сделать? (обратиться к словарю или к справочнику). Значение, какого слова мы найдём в словаре учебника?
– Поработайте в парах. На ваших словах карточки. Соотнесите слово и его значение.
КЛАДОВАЯ – помещение для хранения припасов
СБИЛАСЬ С НОГ – много ходила, устала.
лежит вытянувшись, не двигаясь
– Что нового узнали? (познакомились со значением некоторых слов)
– Как вёл себя щенок утром?
– Как девочка ждала щенка?
– Каким вернулся малыш?
– Сердилась ли на него девочка?
8. Закрепление пройденного материала.
Составление картинного плана.
– Сколько частей можно выделить в произведении?
– О чём будет говориться в каждой части?
На ваших партах лежат таблицы и картинки. Поработайте с ними в парах.
Деление текста на части (расположи картинки в правильной последовательности, найди название к части, определи настроение, с которым надо читать эту часть).
– Проверка по образцу
– Для чего мы составляли картинный план? (он помогает пересказывать,
– Определим отношение автора к героям.
– Как относится автор к девочке? (ему её жалко)
– Как относится автор к щенку? (он за него переживает вместе с девочкой)
– На ваших столах лежат карточки. Поработайте самостоятельно.
-Выбери и подчеркни слова, характеризующие девочку:
-Выбери и подчеркни слова, характеризующие щенка:
Обсуждение правильных ответов, взаимопроверка.
Выразительное чтение стихотворения по частям.
– Чему научились? (составлять картинный план, определять настроение, с которым надо читать произведение)
– Что надо было сделать, чтобы щенок не убежал? (погулять со щенком, закрывать дверь)
Домашнее задание на выбор: 1. Выразительное чтение стихотворения. 2. Составить рассказ о своём питомце. 3. Придумать свою историю про щенка.
– А если бы щенок не вернулся домой, что тогда можно бы было предпринять? (написать объявление)
Один ученик работал с дополнительной литературой и узнал, как пишутся объявления.
Ученик читает доклад.
В объявлении нужно указать, что продаёшь или покупаешь, кто пропал или что нашли. Описать внешность, признаки, особые приметы. Обязательно указать свой адрес или телефон.
Давайте посмотрим на объявления, которое написали дети. Всё ли верно написано? Исправьте ошибки.
– Кто может теперь объяснить слова эпиграфа? ( Прежде чем взять животного в дом, надо прочитать специальную литературу, правильно ухаживать за домашними животными, любить их)
-Что нового узнали? (Узнали, как писать объявление)
9. Итог урока.
– Чьё произведение мы сегодня читали?
– Какое произведение С. В. Михалкова мы сегодня читали?
– Что главное хотел сказать нам автор в этом произведении? Любите животных!
-А теперь подведем итог работы на уроке.
Получили ли мы новые знания? Продолжите предложения.
– А сейчас покажите мне своё настроение ( красная карточка – хорошее настроение, жёлтая – не очень хорошее, чёрная плохое)