КОНСПЕКТ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС ШВЕЙНЫЙ РУЧНОЙ ТРУД ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Технологическая карта урока технологии

Швейные ручные работы

ознакомить обучающихся с терминологией ручных работ, сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности.

Обучающая: Сформировать знания о ручных работах, дать определение «шов, «строчка», «длина стежка»,ширина шва», сформировать действенно-коммуникативные навыки, работая в группах, парах, научить самостоятельности в выполнении творческой работы;

Развивающая: Развивать сенсорные и моторные навыки; способности планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках технологии; творческие способности личности.

воспитывать внимательность, аккуратность, трудолюбие, усидчивость, при работе.

комбинированный; вводный нового материала.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, в малых группах

объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, частично-поисковый, моделирование, практическая работа.

инструктаж по технике безопасности, , смена физической активности.

Размер файла: 20.07 Кбайт

Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»


КОНСПЕКТ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС ШВЕЙНЫЙ РУЧНОЙ ТРУД ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Конспект урока по профессионально-трудовому обучению

Инструменты и приспособления для

познакомить учащихся с инструментами и приспособлениями для швейных работ.

: формировать у учащихся представления о правильном и безопасном использовании инструментов и приспособлений для швейных работ;

оррекционно – развивающие: коррекция и развитие связной устной речи, коррекция и развитие мыслительной деятельности, навыков самоконтроля;

: воспитывать положительную мотивацию к учебному процессу, прививать бережное отношение к инструментам и приспособлениям в швейной мастерской.

Методы и формы обучения:

словесный, наглядный, игровой, поисковый, практический;

компьютер, мультимедийный проектор, экран;

обучающая презентация к уроку «Инструменты и приспособления для

инструкции по правилам безопасной работы иглой, ножницами;

раздаточный материал: коробочки с инструментами и приспособлениями для

учебник: Картушина Г. Б., МозговаяГ. Г. Швейное дело: учеб. для 5кл. спец. (коррекц.) образоват. Учреждений. – М. Просвещение, 2004.

Сказка про Иголку

В большой картонной коробке хранились швейные принадлежности. Чего там только не было: и ножницы, и наперстки, и иголки, и нитки!

По какой-то пустяковой причине рассорилась Нитка с Иголкой. Из-за чего, теперь и не вспомнишь. Раньше-то они все время вместе были, а тут разошлись по разным углам коробки и видеть друг друга не хотят.

Иголка считает, что она права, потому что всегда и во всем первая, а Нитка свое тянет. Вот и работа у них перестала спориться – куда же Иголке без Нитки!

Иголка по ткани побегает, а та как была не сшита, так и осталась. Нитка тоже зря старается – ничего у нее без Иголки не выходит.

Перестали им люди работу приносить. А без работы вскоре заскучали и остальные швейные принадлежности. Сначала ушли ножницы, затем Наперсток. Вскоре опустела коробка, остались в ней только Нитка с Иголкой.

Сидят в разных углах и вспоминают, как им раньше хорошо жилось, весело да дружно.

Первой решилась на примирение Иголка. Подошла она к Нитке и говорит:

— Прости меня, подружка, за мою глупую гордость. Нет без тебя в моей работе никакого толку.

Обнялись подружки, взялись опять одна за другую, и такой красоты вместе нашили, что любо-дорого поглядеть!

Не зря говорится: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

Автор сказки: Мария Сладкова.

5кл. Труд (швейное дело). Инструменты и приспособления. PPT / 2.85 Мб

/data/files/j1592826510.ppt (5кл. Труд (швейное дело). Инструменты и приспособления.


КОНСПЕКТ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС ШВЕЙНЫЙ РУЧНОЙ ТРУД ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

КОНСПЕКТ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС ШВЕЙНЫЙ РУЧНОЙ ТРУД ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Тема урока
«Швейные ручные работы.
Пришивание пуговиц»


КОНСПЕКТ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС ШВЕЙНЫЙ РУЧНОЙ ТРУД ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Как появилась пуговица?

Какие бывают пуговицы?

Важна ли роль пуговицы в нашей жизни,
и можем ли мы
её назвать Госпожой?


КОНСПЕКТ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС ШВЕЙНЫЙ РУЧНОЙ ТРУД ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

ДЕВИЗ УРОКА:
«Наблюдай!
Исследуй!
Делай выводы!»

Цель урока:
познакомиться с историей возникновения
пуговиц, их видами
научиться правильно пришивать пуговицы;


КОНСПЕКТ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС ШВЕЙНЫЙ РУЧНОЙ ТРУД ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Сметать

Сметать

Наметать

Заметать

Пришить

временно закрепить подогнутые края детали, складки

прикрепить фурнитуру, отделку на изделие стежками постоянного назначения
временно соединить две или несколько деталей по намеченным линиям
временно соединить две детали, наложив одну на другую


КОНСПЕКТ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС ШВЕЙНЫЙ РУЧНОЙ ТРУД ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

КОНСПЕКТ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС ШВЕЙНЫЙ РУЧНОЙ ТРУД ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Пуговица — застёжка на одежде, предназначенная для соединения её частей. Пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюся на другой части, и тем самым осуществляется застёгивание.


КОНСПЕКТ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС ШВЕЙНЫЙ РУЧНОЙ ТРУД ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

утилитарная (застежка);

декоративная (украшение);


КОНСПЕКТ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС ШВЕЙНЫЙ РУЧНОЙ ТРУД ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

магическая (оберег или талисман);

утилитарная (застежка);

декоративная (украшение);

информативная (опознавательный знак).


КОНСПЕКТ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС ШВЕЙНЫЙ РУЧНОЙ ТРУД ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Укажите соответствия

Задание №1

1. Генеральская
2. Государственная лесная охрана
3. Гражданская авиация
4. Государственое рыболовство
5. Военно морской флот ВМФ
6. Советской армии


КОНСПЕКТ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС ШВЕЙНЫЙ РУЧНОЙ ТРУД ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

КОНСПЕКТ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС ШВЕЙНЫЙ РУЧНОЙ ТРУД ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.


КОНСПЕКТ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС ШВЕЙНЫЙ РУЧНОЙ ТРУД ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Оберег – предмет, оберегающий, охраняющий от порчи, дурного глаза.

«Пуговица — это пугалка»

Из словаря Владимира Даля


КОНСПЕКТ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС ШВЕЙНЫЙ РУЧНОЙ ТРУД ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Пуговицы отличаются по:

Цвету
Размеру
Форме
Материалу изготовления


КОНСПЕКТ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС ШВЕЙНЫЙ РУЧНОЙ ТРУД ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Как подобрать нитки?
Где должен находиться узелок?
Как пришить пуговицу с отверстиями?
Как пришивается пуговица на ножке?


КОНСПЕКТ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС ШВЕЙНЫЙ РУЧНОЙ ТРУД ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Нитки для пришивания пуговиц с отверстиями подбирают в цвет пуговицы, а для пуговицы на ножке—в цвет ткани.
Пришивают пуговицы в две нитки:
С 2-мя отверстиями — 4 –5 стежков свободно, на ножке из ниток;
С 4-мя отверстиями — 2 – 4 стежка в каждую пару отверстий; свободно, на ножке из ниток;
На ножке — 4 стежка в ушко, нить затягиваем туго.
Пришивая пуговицу, ткань прокалываем с лицевой стороны, чтобы узелок спрятался под
пуговку.


КОНСПЕКТ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС ШВЕЙНЫЙ РУЧНОЙ ТРУД ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Пуговицы с четырьмя отверстиями можно пришить прямоугольником, крест-накрест, или соединяя оба этих способа. Интересно смотрится способ пришивания лапкой, когда одно из отверстий, поочередно соединяется с тремя остальными.


КОНСПЕКТ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС ШВЕЙНЫЙ РУЧНОЙ ТРУД ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Домашнее задание предлагаю выполнить по выбору:

1. создать аппликацию из пуговиц;
2. подобрать приметы и пословицы о пуговицах.


КОНСПЕКТ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ 5 КЛАСС ШВЕЙНЫЙ РУЧНОЙ ТРУД ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Урок № 13 – 14 Класс 5_________________________

Тема: Технологии выполнения ручных швейных операций.

Ниточное соединение деталей.

Цель: ознакомить с инструментами и приспособлениями для ручных швейных работ , с терминологией ручных работ, с технологией выполнения ручных работ. Образовательная – ознакомить учащихся с приемами выполнения ручных стежков и строчек, техническими условиями; обучить рациональной организации рабочего места при ручных работах, соблюдению правил безопасного труда.

Развивающая – способствовать развитию мыслительных (обобщать, систематизировать,

анализировать) и учебных операций (планировать, наблюдать, осуществлять самоконтроль); развитию творческого мышления и воображения.

Воспитательная – воспитывать ответственное отношение к труду, преодолевая психологическое сопротивление учащихся в ненужности изучаемых тем. Ориентировать обучающихся на профессиональное самоопределение.

Здоровьесберегающие: использовать на уроке здоровьесберегающие элементы, повторить общие правила техники безопасности на уроках технологии, следить за выполнением санитарно-гигиенических требований.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные – иметь общее представление о рациональной организации рабочего места при ручных швейных работах;

– знать и соблюдать правила безопасного труда;

– требования к выполнению ручных швейных работ;

– знать инструментами и приспособлениями для ручных швейных работ;

– знать технологию выполнения ручных работ.

– познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. – регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё

предположение; ставить цель деятельности; контролировать свою деятельность; прогнозировать, предвосхищать результат.

– коммуникативные – обучающиеся овладевают навыками деловых, уважительных, культурных отношений в рабочей группе с учетом общности интересов её членов; Личностные – формируются учебно-познавательные интересы к новым способам решения практических задач; осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, экран, инструменты и приспособления для ручных работ, раздаточный материал, учебники, тетради.

Методы: беседа, работа с учебником и рабочей тетрадью, рассказ, демонстрация видеоматериалов, индивидуальный опрос, выполнение самостоятельной работы, методы контроля и самоконтроля.

Тип урока: Урок получения новых знаний

I. Организационный момент

Проверка явки учащихся;

Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация опорных знаний

-Для чего надо знать свойства ткани?

-Перечислите, какие свойства тканей вы знаете. Что к ним относится?

– Назовите положительные и отрицательные свойства хлопчатобумажных тканей?

-А как вы думаете, какие инструменты необходимы для выполнения ручных работ?

III. Мотивация к учебной деятельности

Как вы думаете, от чего зависит качество готового изделия?

Качество изделий зависит от многих факторов: от хорошо подобранной ткани, правильно построенной выкройки и т. д. Но, если все вышеназванные операции сделаны безошибочно, а вот строчки выполнены вкривь и вкось, тут уж о качестве трудно говорить.  Давайте вместе определим тему урока.

IV. Изучение нового материала

Процесс изготовления швейных изделий складывается из различных операций, для выполнения которых требуются определённые инструменты и приспособления, оборудование и материалы.

Инструменты и приспособления для ручных работ: а — ручные иглы и булавки; б — наперсток; в — маленькие ножницы; г — распарыватель;

д — копировальное колесико

Инструменты для пошива разделяют на рабочие (ручные иглы, ножницы) и измерительные (линейка, угольник, сантиметровая лента).

Ручные швейные иглы бывают различной длины и толщины. Чем тоньше ткань, с которой вы работаете, тем тоньше нужна игла. Игла должна быть идеально гладкой и ровной. Ржавчина или поврежденное острие делают ее негодной для шитья: такая иголка испортит ткань, она более опасна при ранении.

Наперсток предназначен для защиты пальца от проколов во время работы с иглами и булавками. Он подбирается по размеру среднего пальца правой руки. Наперсток не должен соскакивать с пальца или слишком сжимать его.

Маленькие ножницы с прямыми концами нужны для мелких работ, например для отрезания нити.

Распарывателем очень удобно распускать машинные и ручные швы.

Копировальное колесико предназначено для перенесения линий выкройки на ткань.

Все швейные принадлежности следует хранить в специальной укладке. Необходимо помнить, что неисправный инструмент или несоблюдение правил безопасного труда может привести к травмам.

Швейные операции при изготовлении любого изделия выполняют по определённым правилам. Они включают разные виды работ: ручные, машинные, влажно-тепловые. Для технологически правильного их выполнения необходимо знать специальную терминологию, соблюдать определённые технические условия.

Требования к выполнению ручных работ – работа по учебнику: § 19, стр.133-134

Правила безопасного труда при работе с иголкой, ножницами.

При выполнении ручных работ иголку держат большим и указательным пальцами правой руки, причём ушко её должно упираться в напёрсток, надетый на средний палец. Левую руку кладут на ткань в начале шва, при этом пальцы должны прижимать ткань к столу.

При изготовлении одежды используется ниточное соединение деталей, которое может выполняться в ручную или на швейных машинах. Сегодня на уроке вы будете изучать строчки временного назначения.

Виды строчек: сметочные, заметочные, выметочные, наметочные, копировальные, обметочные.

Строчка – это ряд повторяющихся стежков.

Стежок – это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Длина стежка – расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки.

По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.

Работа по учебнику (что такое шов, стежок, строчка)

Работа в тетради: записать термины шов, строчка, стежок.

Терминология ручных работ: работа с учебником § 19, стр.136-137 – изучить и записать.

VI. Практическая работа

«Выполнение образцов ручных строчек прямыми стежками»

Цель работы: овладеть приемами выполнения ручных строчек прямы-ми стежками.

Оборудование и материалы: утюг, гладильная доска, ножницы, ручная игла, булавки, линейка, треугольник, мел, образцы ткани размером 10 × 10 см — 6 шт., нитки.

VII. Закрепление изученного материала

– Какие инструменты и приспособления нужны для ручных работ?

– Правила ТБ при работе с иглой, ножницами.

– Как организовать рабочее место для выполнения ручных швейных работ?

– Какие нитки используют для выполнения ручных работ?

VIII. Рефлексия учебной деятельности

IX. Итог урока.

1. Самоанализ деятельности учащихся.

2. Оценка работы бригад:

4. Анализ допущенных ошибок.

Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ:

• перекусывать нитку зубами — от этого портится эмаль и можно поранить губу; 1

• пороть швы и прорезать петли бритвой, так как можно порезать руки;

Таблица. Терминология ручных работ

Сметывание Заметывание: Выполнение прямого стежка

а- с открытым срезом,

б- с закрытым срезом

Конспект урока технологии 5 класс

разработала  Хохлова Валентина

Васильевна учитель технологии

МКОУ «Поныровская средняя

Цель: создать условия для формирования правил выполнения

ручных прямых стежков, выполнения закрепки в строчке

прямых стежков, успешного оценивания своей деятельности и  деятельности  других, для  работы  с  подготовленными образцами (технологическими  картами), высказывания  своих  суждений.

:  образцы стежков и строчек, набор ручных

инструментов, хлопчатобумажные образцы, нитки, ПК, презентация

Тип урока: изучение нового материала

Знать  терминологию  по  теме  «Швейные  ручные  работы», правила  выполнения  прямых  стежков,

Умения: выдвигать  предложения  и  доказывать, понимать  учебную  задачу  урока  и  стремиться  её  выполнять, умение работать  в  паре, формулировать  правила  безопасной  работы  с  иглой, булавками, нитками  и  ножницами.

Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей.

Громко прозвенел звонок

наши ушки- на макушке.

Ни минуты не теряем.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня мы с вами проведём урок технологии. А знаете ли вы, что технология в переводе с греческого означает-«искусство, мастерство, умение».

(На учителе одета ткань в виде швейного изделия, а на манекене готовое изделие из той же ткани)

предлагает ответить детям на вопрос. Что на мне одето?)

отвечают (предполагаемые ответы детей)

– Молодцы ребята!

–А что вы видите на манекене?

– Отвечают предполагаемые ответы детей)

1) На манекене фартук;

2) На манекене косынка;

– По способу выполнения все швейные работы делятся на машинные и ручные. Каким способом выполнено это изделие на швейной машине или при помощи иголки, ниток и золотых рук швеи?

– Ребята, вы правильно ответили.

А вот теперь ответьте мне на вопрос, можно ли сшить швейное изделие если у нас не будет швейной машинки?

– (предполагаемые ответы детей)

Да, конечно можно.

-Как будет называться этот вид работ?

– Молодцы ребята и выводит тему урока на экране.

Тема урока: Швейные ручные работы.

А сейчас ребята, я расскажу вам притчу.

Притча. У одного крестьянина были ленивые сыновья. Умирая, он сказал им, что зарыл все свое золото на поле, и что это их наследство. Естественно, они принялись искать это золото и перерыли все поле. Не найдя ничего, они решили, что отец все раздал бедным и забыл об этом, а так как поле было уже вспахано, то решили посадить туда пшеницу и прожили год в достатке. Следующим летом они подумали, что могли пропустить зарытое золото и перерыли поле снова. Также ничего не нашли и посадили пшеницу. Так они постепенно привыкли к труду и поняли, почему отец дал им такое указ.

– А как вы думаете ребята, что поняли сыновья и почему отец им дал такой указ? Может вы , знаете пословицы и поговорки о труде, которые вам помогут ответить на мой вопрос?

II. Проверка знаний

Учитель- Пришло время вспомнить знакомые вам ранее инструменты и приспособления и поговорим о новых ранее не знакомых.

-Какие инструменты и приспособления необходимы для выполнения ручных работ?

Учитель- смотрим на экран, ребята.

К инструментам для ручных работ относятся:

К приспособлениям относятся:

III. Изучение нового материала(«Швейные ручные работы»)

Учитель- В начальной школе вы выполняли ручные швейные работы, поэтому попробуйте ответить на мои вопросы.

-Какие правила безопасного труда нужно выполнять, когда работаешь с иголками, булавками, ножницами, нитками?

Дети- (предполагаемые ответы детей)

Объяснение нового материала

Учитель- На современных швейных фабриках ручного труда почти нет, так как для производства важно выпускать много качественной продукции и за короткий срок. Поэтому на фабриках почти все операции выполняют швейные машины.

Ручной труд применяется при пошиве одежды в условиях ателье или дома, когда одежду изготавливают для конкретного заказчика. Это делают при помощи обычной швейной иглы. Как мы уже с вами выяснили, что для выполнения ручных работ нам необходимы инструменты и приспособления и всё необходимое находится на вашем рабочем месте в коробочках.

(смотрят содержимое коробки)

–  Для того, чтобы приступить к практической части урока я познакомлю вас с общими понятиями,  дети работают в таблице.

Шов – это место соединения деталей.

Выполнение практической работы.

– А теперь мы можем смело приступить к выполнению ручных работ. А начнем мы с выполнения строчки прямых стежков.  Но вначале я покажу вам, как это выполнять правильно. ( Показываю на большом образце контрастными нитками и большой иголкой.) Не забывайте, что в начале и в конце строчки необходимо ставить закрепку. В начале строчки –это узелок, а в конце строчки-два, три стежка примерно в одном месте.

Учитель- Строчка прямых стежков может образовать смёточный шов, которым можно соединить две или больше деталей и прошить на швейной машинке, тогда машинная строчка будет выполнена более качественно.

Учитель- перед началом выполнения ручных работ, давайте обратимся к требованиям по выполнению ручных работ ( инструкциялежит на столе).

-Молодцы ребята, вы хорошо справились с работай. А вот, как бы вы оценили себя? Что получилось, а что не очень?

Исходное положение – стоя, спина прямая;

руки, согнутые в локтях, подняты над головой,

ладони касаются друг друга. Нужно встать на носки и очень медленно приседать. Далее нужно медленно вернуться в исходное положение. И так повторить 3 раза.

(Образец -2 «Шов назад иголка»)

Самое распространенное использование этого шва при зашивании распоровшегося шва. Учитель показывает на своем образце, принцип выполнения шва «Назад иголка»

работают с образцом и оценивают свою работу самостоятельно.

Также и работу своих одноклассников.

Учитель- Ребята, какими видами работ мы овладели на сегодняшнем уроке?

Дети- (предполагаемые ответы)

1) Шов вперед иголку;

2) шов назад иголку.

Учитель- предлагает ученикам сшить подушку- игольницу.

Дети-соглашаются и приступают к работе.

Выполнение подушки- игольницы своими руками.

Правила безопасной работы

V. Домашнее задание . (кто не дошил игольницу делают это дома под присмотром родителей и декорируют её по своему усмотрению. Кто дошил, те просто её декорируют)

VI. Уборка рабочих мест.

VII. Подведение итогов урока учителем

Учитель- Ребята, мне очень понравилась ваша работа. Вы были активными, трудолюбивыми и уж точно не похожими на тех братьев из притчи. А сейчас я хочу чтобы вы составили букет ( на стикерах –  цветочках я предлагаю вам написать ответы на вопросы:

Учитель задаёт вопросы

1) было ли мнеинтересно на уроке?

2) с каким настроением я работали?

3) чему я научился?

Разработка урока по технологии в 5 классе

по теме: «Швейные ручные работы».

Урок № 2

организовать деятельность учащихся по приобретению умений и навыков выполнять ручные швейные операции

урок общеметодологической направленности

развивающего и личностно – ориентированного обучения, игровые технологии.

1. Сформировать навыки обмётывания  срезов косыми и петельными стежками, смётывания и замётывания деталей.

2. Закрепить правила безопасного труда с ручными инструментами и утюгом.

3. Научить оценивать качество обмётывания косыми стежками, смётывание и замётывание деталей срезов.

Дидактические средства обучения: учебник технологии 5 класс, проектор, материалы ЭОР; инструменты и приспособления для ручных работ, образцы стежков.

Презентация «Виды ручных швов»

о требованиях к выполнению ручных работ, терминологии ручных работ, правилах безопасного труда с ручными инструментами и утюгом.

выполнять ручные работы, соблюдать правила безопасного труда.

сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, прогнозирование

целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, оценка и самооценка

: диалог, организация учебного сотрудничества.

формирование мотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления

1. Проверка знаний по теме предыдущего урока («Швейные ручные работы»

Что называется стежком, строчкой, швом?

Что принято считать длиной стежка?

Что называется смёточным швом?

Где применяется смёточный шов?

Как правильно организовать рабочее место для выполнения ручных работ?

2. Игра по закреплению правил безопасного труда на уроках технологии

На прошлом уроке мы разделились на 3 бригады, и каждой было дано задание подготовить небольшие сообщения о ручных инструментах, которые мы используем при выполнении ручных работ.

Слово предоставляется бригаде №1

– У нас вот такая загадка:

На пальце одном

Ведёрко вверх дном. Что это?

( учащиеся отвечают – напёрсток)

– Отгадайте загадку:

Маленького роста Я

Тонкая и острая

Носом путь себе ищу

За собою хвост тащу. Что это?

(учащиеся отвечают – игла)

Ручные швейные иголки бывают разной толщины и длины. У каждой свой номер: от 0 до 12, и чем она толще, тем больше номер. Иголки должны быть острыми, с ушком достаточного размера. Начиная работу, нужно пересчитать их, а после её окончания – проверить, все ли они на месте. Если обнаружиться пропажа, необходимо отыскать иглу, в этом нам может помочь магнит.

Самый лучший способ хранения иголок – игольница из плотной ткани. Хранить иголку рекомендуется вместе с ниткой – при таком способе её труднее потерять.

Какие правила безопасного труда при работе с иглой и портновскими булавками необходимо соблюдать?

1. Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке или подушечке)   2.не оставляйте их на рабочем месте;

3. не берите иголку, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду;

4. не оставляйте иголку и булавки в изделии;

5.не используйте в работе ржавые иглы и булавки;

6. сломанные иглы  и булавок собирайте и выбрасывайте, завернув  в бумагу;

7. посчитайте количество взятых булавок перед началом работы и количество по окончанию работы, оно  должно совпадать;

Наша загадка самая простая:

-Два конца, два кольца

Посередине гвоздик. Что это?

(учащиеся отвечают – ножницы)

А знаете ли вы, чтобы ножницы подольше послужили, их нужно содержать в образцовом порядке. Храните ножницы только в сухом месте, после раскроя протирайте тряпочкой, следите, чтобы центральный винт не был разболтанным, но и не слишком тугим. Ножницы должны быть хорошо наточены. Можно сказать, что портновские ножницы – это самый важный аксессуар для швеи, и подчас от правильного выбора и состояния ножниц зависит качество и скорость работы.

Какие правила безопасного труда необходимо соблюдать при работе с ножницами?

1.    Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2.    При работе внимательно следите за направлением резания.

3.    Не оставляйте ножницы под тканью с раскрытыми лезвиями.

4.    Не кладите ножницы на край стола.

5.    Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6.    Не режьте ножницами навесу, а только над столом.

8.    Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

Учитель: Ещё будем играть в загадки? Кто хочет загадать?

– То назад, то вперёд

Ходит, бродит пароход.

Остановишь – горе

Правильно – утюг. Давайте вспомним правила безопасного труда при работе утюгом.

1. Перед включением электрического утюга в сеть встать на резиновый коврик. 2. Включать электрический утюг в сеть и выключать из нее только сухими руками. 3. Электрический утюг ставить на термоизоляционную подставку. 4. При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура. 5. Во избежание ожога рук не касаться горячих металлических частей утюга6. Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра. 7. Следить за положением терморегулятора

3. Изложение нового материала

На прошлом занятии мы познакомились с прямыми стежками, а сегодня узнаем, что такое косые и петельные стежки.

По назначению строчки делятся на две группы:

Строчки постоянного назначения.

Требования к выполнению ручных работ.

При пошиве изделий часто возникает проблема – осыпающиеся срезы ткани.

Один из способов предохранения их от осыпания – обмётывание, которое можно выполнить вручную косыми или петельными стежками. Обметывание предохраняет срез от осыпания.

Обметочный косой шов применяют для обметывания срезов более тонких тканей. Косым швом шьют слева направо. Чтобы край ткани не скручивался, не натягивают  туго нить

Петлеобразный обметочный шов прочнее косого стежка и применяется при обметывании очень сыпучих тканей. Шьют слева направо: иголкой прокалывают  край сзади, обводят нитку вокруг острия иголки и затем протягивают иголку через ткань. Нить слегка натягивают, чтобы край ткани не скручивался

При изготовлении швейных изделий в процессе пошива применяются следующие ручные операции: смётывание, намётывание,  вымётывание, обмётывание срезов, пришивание.

Терминология ручных работ.

Раздаю учащимся инструкционные карты

В ходе объяснения комментирую  каждый термин и выполняемую операцию.

Показ и объяснения приёмов работы с учётом правил техники безопасности.

Указание и рекомендации по осуществлению самоконтроля за ходом работы и её результатами.

4. Самостоятельная работа учащихся.

Выполнить в рабочей тетради задание № 17, пункт 1, 2

Изготовление образцов косой и петельной обмёточных строчек

Повторение правил безопасной работы. Вырабатываем критерии оценки практической работы

Объясняется ученикам последовательность выполнения задания, демонстрируются приёмы обмётывания как самим учителем, так и с помощью презентации «Виды ручных швов».

Учащиеся выполняют полученное задание, используя инструкционные карты. Учитель, обходя класс, рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения приёмов работы, соблюдения технических условий, правил

Во время практической работы выполняется упражнение для снятия усталости глаз.

Окончание практической работы, уборка рабочих мест

6. Контроль формирования знаний и умений

Итоги практической работы. Анализ типичных ошибок, раскрытие их причин и пути их исправления.

Оценка практической работы учащихся

Критерии оценки: правильно выполненные образцы ручных строчек, Правильно организовано рабочее место, соблюдение правил  безопасного труда.

Проверка знаний, полученных на уроке

-Что нового узнали на уроке?

-Научились ли вы чему-нибудь сегодня на уроке?

-Понятна ли вам технология ручных работ?

-какие затруднения возникли у вас при выполнении практической работы?

– Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные на этом занятии, в дальнейшей жизни?

Вместе  с ребятами сформулируем вывод урока.

Изучить материал параграфа №18, ответить на вопросы

Урок № ____       5 класс         Технология                   Иванова Л. М.

Тема урока: «Подготовка швейной машины к работе, работа на швейной машине».

Образовательная: ознакомить учащихся с организацией рабочего места при машинных работах, с техникой заправки верхней и нижней ниток, с правилами работы на швейной машине.

Воспитательная: воспитать самостоятельность и аккуратность в работе.

Развивающая: развивать требовательность и аккуратность в работе.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-наглядный, практический (объяснение с показом приёмов выполнения практической работы).

Наглядные пособия: образцы машинных швов, швейная машина с ручным приводом.

Литература: Г. Г. Мозговая, Г. Б. Картушина «Швейное дело», Интернет-ресурсы.

Оборудование: швейная машина с ручным приводом, нитки, ножницы, ткань.

Межпредметные связи: физика, физическая культура.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

III. Вводный инструктаж. Подготовка швейной машины к работе.

1. Организация рабочего места при машинных работах, подготовка машины к работе.

2. Заправка верхней и нижней ниток.

3. Правила работы на швейной машине.

IV. Практическая часть. Текущий инструктаж.

1. Практическая работа №1 «Тренировочные упражнения работы на швейной машине с ручным приводом »

2. Практическая работа №2 «Заправка швейной машины»

V. Заключительный инструктаж.

– Отметить отсутствующих.

– Проверить готовность к уроку: наличие рабочих тетрадей, инструментов и материалов для практической работы, рабочей одежды.

– Настрой учащихся на работу.

– Доведение до учащихся плана урока.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство со швейной машиной, научимся подготавливать швейную машину к работе и работать на ней. Но вначале давайте повторим санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе на швейной машине.

1. Как должен стоять стул при работе на швейной машине? (стоять против иглы)

2. С какой стороны должен падать свет на рабочую поверхность? (с левой стороны или спереди)

3. Каким должно быть расстояние между работающим и машиной?(10-15 см)

4. Можно ли класть на машину посторонние предметы? (нет)

5. Что категорически нельзя делать при работе на швейной машине? (не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины)

6. Кто может еще дополнить и рассказать о правилах ТБ при работе на швейной машине?

Цель: научить учащихся организовывать рабочее место при работе на швейной машине, научить учащихся заправлять верхнюю и нижнюю нити, ознакомить с правилами работы на швейной машине. Отработать навыки работы на швейной машине (тренировочные упражнения).

Прежде чем начать работу на швейной машине, необходимо правильно организовать свое рабочее место.

Вопрос: Как вы думаете, что значит «правильно организовать рабочее место»?

Организация рабочего места.

Рабочее место, это то место, где вы будете выполнять свою работу. В нашем случае, это стол, где стоит швейная машина. Рабочее место нужно организовать так, чтобы было удобно работать, соблюдая при этом санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда.

При выполнении машинных швейных работ все необходимые инструменты и принадлежности должны лежать в ящике машины, а на платформе – только ткань или изготовляемое изделие.

Подготовка машины к работе: (дать под запись)

1. Поставить приводной рычаг в рабочее положение;

2. Поставить машину на рабочий ход;

3. Поднять иглу;

4. Вынуть из-под лапки кусочек ткани;

5. Заправить нить.

При заправке верхней и нижней ниток необходимо соблюдать определенную последовательность. Малейшая неточность при заправке приводит к неполадкам в работе машины.

Заправка верхней нитки. (дать под запись)

1. Поставьте машину на рабочий ход и поднимите иглу верхнее положение.

2. Поставьте катушку с нитками на катушечный стержень и пропустите нитку через прорезь нитенаправителя.

3. Заведите нитку между шайбами регулятора натяжения верхней нитки, потянув её за оба конца вверх, а затем в петлю компенсационной пружины.

4. Вденьте нитку в ушко рычага нитепритягивателя и заведите её за крючок нитепритягивателя на иглодержателе.

5. Вставьте нитку в ушко иглы со стороны нитенаправителя, оставив свободный конец нитки длиной 10-15 см.

Все приемы объясняю и показываю на швейной машине.

Теперь познакомимся с челночным устройством.

Шпульный колпачок предназначен для заправки нижней нитки в челночное устройство и для регулирования её натяжения. Изготавливают его из стали. Давайте рассмотрим его и разберем его детали: корпус колпачка, установочный палец, рычаг защелки, винт, прорезь, пружина натяжения нитки.

Показываю учащимся шпульный колпачок и называю его детали.

Заправка нижней нитки. (дать под запись)

1. Вставьте шпульку с намотанной ниткой в шпульный колпачок.

2. Заправьте нитку под пружину натяжения нитки шпульного колпачка, оставив конец длиной 10-15 см.

4. Закройте задвижную пластинку и выведите нижнюю нитку наверх через отверстие игольной пластинки.

5. Концы обеих ниток заведите назад, под лапку.

При работе на швейной машине вы должны соблюдать следующие правила:

1. Маховое колесо вращать только на себя.

2. Толщину нитей и иглы подбирать в соответствии с тканью.

3. Проверять степень натяжения верхней нити, величину стежка, вид машинной строчки.

4. Заправлять нити в точном соответствии с инструкцией к швейной машине (нити верхней и нижней заправки должны быть одного номера и желательно одного цвета).

5. Помнить, что при шитье деталь изделия должна находиться с левой стороны от работающего, а припуски на швы — с правой стороны.

6. Не допускать работу швейной машины, когда ткань сошла с зубцов ее рейки.

Правила работы на швейной машине:

Подложить подготовленную для работы ткань под лапку и проколоть её иглой, придерживая концы ниток. Опустить лапку и приступить к работе.

При выполнении строчки направлять ткань так, чтобы намеченная линия строчки находилась между рожками лапки. При шитье нельзя тянуть или подталкивать ткань.

Поднять иглу, поднять лапку, отвести ткань от себя левой рукой и обрезать нитки, оставляяконцыдлиной10-15 см. Подложить кусочек ткани под лапку и опустить её. Поставить машину на холостой ход.

Учащиеся встают, делают один шаг в сторону от парты и выполняют зарядку:

Мы зарядку начинаем, наши руки разминаем, разминаем спину плечи, чтоб сидеть нам было легче.

(Руки перед грудью, рывки руками)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево, повернись, на соседа оглянись.

(Поворот туловища  в стороны.)

Голову тяну к плечу, шею я размять хочу.

В стороны разок-другой покачаю головой.

(Наклоны  головы  вправо и влево.)

Хорошо чуть – чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

(Дети садятся за парты)

Практическая работа №1 «Тренировочные упражнения работы на швейной машине с ручным приводом».

Раздаю ИТК «Тренировочные упражнения работы на швейной машине с ручным приводом» для ознакомления и учащиеся приступают к выполнению упражнения 1 и упражнения 2 в моём присутствии.

Наблюдаю за соблюдением ТБ и правильностью выполнения упражнений.

Раздаю ИТК «Заправка швейной машины» для ознакомления и учащиеся приступают к выполнению П.р. в моем присутствии.

Наблюдаю за соблюдением ТБ и правильностью выполнения заправки верхней и нижней ниток.

Подведение итогов урока.

Выставление оценок, их аргументация.

Домашнее задание (выучить записи в тетрадях и повторить ТБ при машинных работах).

1. Поставьте машину на холостой ход. Для этого винт-разъединитель поверните до отказа на себя, придерживая левой рукой маховое колесо.

2. Поставьте приводной рычаг в рабочее положение: вставьте его в гнездо привода, оттянув стопор.

3. Потренируйтесь, равномерно вращая маховое колесо за рукоятку ручного привода. Помните, что при работе оно всегда должно вращаться на работающего.

4. Выньте приводной рычаг из гнезда, оттянув стопор.

1. Начертите карандашом на ткани, сложенной вдвое, линии.

2. Поставьте приводной рычаг в рабочее положение. Оставьте машину на рабочий ход, повернув винт-разъединитель до отказа от себя.

3. Поднимите иглу и лапку и подложите под лапку подготовленную для работы ткань.

4. Опустите иглу, поворачивая маховое колесо на себя, и проколите ткань вначале намеченной линии.

5. Опустите лапку и, медленно вращая рукоятку привода, направляйте ткань так, чтобы проколы иглы проходили точно по намеченной линии.

6. Повороты делайте на опущенной игле.

7. При окончании работы, поднимите иглу и лапку и выньте ткань.

1. Заправка верхней нитки

2. Заправка нижней нитки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *