Конспект урока растительный организм как целое

Урок биология 6 класс по теме «Растительный организм как единое целое». Задачи: (слайд 2)
• обобщить уже приобретенные учащимися знания о клеточном строении растений;
• систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и процессов растительном организме, подвести их к пониманию того, что растения – целостный организм, в котором все процессы жизнедеятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Оборудование: электронные таблицы, компьютер, комнатные растения с засыхающими листьями, гербарий органов цветковых растений, таблицы, начерченные на карточках, тестовые задания.

Содержимое публикации

Оборудование: электронные таблицы, компьютер, комнатные растения с засыхающими листьями, гербарий органов цветковых растений, таблицы, начерченные на карточках, тестовые задания.

Ход урока.

Изучение нового материала.

Органы цветкового растения. (слайд 3 -17)

Актуализация знаний о строении и функциях органов цветкового растения. Беседа с использованием электронных таблиц.

А) Какие органы имеют цветковые растения?

Б) Каково значение листа в жизни растения?

В) Какое значение имеет корень? Какое значение имеют для культурных растений копка, вспашка и рыхление почвы. Почему культивацию называют сухим поливом?

Г) Каково значение стебля?

Д) Какое значение имеет цветок?

Прокомментировав и оценив ответы учащихся, предлагаю заполнить таблицу, на примере корня показываю, как её надо заполнять. Такие же таблицы, начерченные на карточках, раздаются учащимся и по заполнению возвращаются учителю для проверки. Для заполнения таблицы учащимся дается 5 минут.

Роль вегетативных органов и взаимосвязь их в организме растения.

Пример взаимосвязи с другими органами

Укрепляет растение в почве, поглощает из почвы воду и минеральные соли

Без воды, которую поглощает корень, не может образоваться крахмал в листьях.

Сырые листья капусты, приложенные к больным местам, снимают боли при артритах и подагре.

Кусочки сырой свеклы, заложенные в ноздри, вылечивают от насморка.

У тех народов, которые употребляют в пищу много чеснока, заболеваемость раком ниже, чем у народов, его не употребляющих.

Из ячменя получают антибиотик гордецин.

Широко известную ацетилсалициловую кислоту – аспирин – вырабатывают из коры ивы.

«Репейное масло» – настой корней лопуха на миндальном масле – считается отличным средством для укрепления волос.

Корни подорожника в виде экстракта применяются при укусах насекомых и ядовитых змей.

В Англии и США чай из ромашки пьют на ночь – считается, что он вызывает спокойный и крепкий сон.

«Богородской травой» чабрец называют за сходство его цветка с иконописными изображениями богородицы.

Плоды черники усиливают остроту зрения, уменьшают усталость глаз от продолжительной работы. Во время второй мировой войны английским летчикам давали черничное варенье с целью повысить их зрение. С этой же целью чернику включают в обязательное меню космонавтов.

Связь между органами, проявляющиеся в процессах питания и дыхания растений. (Беседа на основании актуализации знаний о минеральном питании, фотосинтезе и дыхании. ) (слайд 18 – 19)

А) Какие химические вещества входят в состав растений?

Б) Какое значение имеют вода и минеральные соли для растения?

В) Какое значение органических веществ?

Г) Какие процессы жизнедеятельности протекают в растении?

Д) Расскажите о минеральном питании растений.

Е) Что такое фотосинтез? Как он происходит?

Ж) Как доказать, что растения дышат?

З) Сравните дыхание и фотосинтез.

И) Какие вещества выделяет растение в процессе жизнедеятельности?

К) Отличие процесса дыхания от процесса образования органических веществ (фотосинтеза)?

Л) Какие вещества выделяет растение в процессе жизнедеятельности?

Викторина «Знаешь ли ты?» (слайд 20 – 21)

Назовите самое высокое дерево наших широт.

Назовите дерево с самыми тонкими ветвями.

Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою?

Почему мать-и-мачеха получила такое название?

Назовите самое маленькое цветковое растение.

У какого дикого растения самые крупные цветы?

Какое растение послужило первым материалом для изготовления бумаги?

Соком какого растения можно вывести бородавки?

Какое растение заменяет вату и йод?

Как с помощью мхов и лишайников в лесу определить стороны горизонта?

Почему листья осоки режутся?

Что такое живица и какое значение она имеет?

Какая самая большая ягода?

Из какого дерева делают красивую фанеру?

Рост растения. (слайд 22)

А) За счет какой ткани происходит рост растения?

Б) Какие формы рост характерны для стебля?

В) Как регулировать рост корней и побегов?

«Узнай меня» (слайд 23 – 31)

Развитие растения.

Растение не только растет, увеличивая массу корней, стеблей и листьев, но и развивается. У него появляются новые органы и признаки. Выделяют 4 периода развития покрытосеменных растений:

Зародышевый – от образования зародыша до его прорастания.

Период молодости – от прорастания семени до первого цветения.

Период зрелости – растение цветет и плодоносит.

Период старости – растение перестает цвести, плодоносить и отмирает.

«Помоги растениям» (слайд 29 – 32)

Растение – целостный организм.

Вывод. (слайд 33)

Все органы растения имеют клеточное строение и связаны между собой. Нарушение строения и жизнедеятельности одного органа отражается на других. Повреждение корневой системы приведет к нарушению минерального питания растений. Повреждение листьев приведет к нарушению органического питания растений. Растение – это целостный организм с разделением функции между органами. Если все органы растения функционируют нормально, а процессы жизнедеятельности протекают активно, то растение растет.

Закрепление и обобщение знаний о растении как едином целостном организме. (Выполнение тестов. (слайд 34 – 37))

органы, отвечающие за размножение

органы, отвечающие за питание растения

органы, отвечающие за дыхание растения

Вегетативными органами являются:

цветок и корень

плод и лист

почка и семя

побег и корень

К низшим растениям относятся:

только одноклеточные растения

не имеющие вегетативных органов

не имеющие генеративных органов

вообще не имеющие дифференцированных органов

имеющие четко выраженные вегетативные и генеративные органы

Жизненную форму кустарник имеют:

сирень и орешник

смородина и осина

клен и бузина

ландыш и калина

переносе питательных веществ

водно-минеральном питании растений

фотосинтезе (создании органических веществ)

Первым при прорастании семени появляется

у однодольных растений – придаточные, а у двудольных – главный корень

Боковые корни развиваются:

только на главном корне

только на придаточных корнях

на стебле растения

на главном и придаточных корнях

Корень растения растет в ширину за счет особой образовательной ткани:

Вода с растворенными в ней минеральными веществами поднимается от корня растения вверх по сосудам:

Органические вещества перемещаются от стебля и листьев растения к клеткам корня по сосудам:

Побег состоит из:

стебля с расположенными на нем цветами

стебля с расположенными на нем листьями и почками

корня и стебля

узлов и междоузлий

Участок стебля, на котором развивается лист, называют:

Подведение итогов урока.

Вам также может понравиться:

Конспект урока растительный организм как целое

Всероссийский патриотический конкурс художественного слова «ЧИТАЮ О ТЕБЕ, МОЯ РОССИЯ!
» к Дню народного единства

15 Октября – 20 Декабря

Конспект урока растительный организм как целое

Конкурсы
14 работ

Конспект урока растительный организм как целое

Конкурсы
85 работ

Всероссийский конкурс педагогического мастерства и новаторства «ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩЕГО
»

01 Сентября – 30 Ноября

  • Презентации по биологии для 5 класса «РАСТЕНИЯ»
    Биология
  • Факультативы по биологии для «Воспитательный аспект в системе дополнительного образования на основе работы детского объединения «Юные кинологи»»
    Биология
  • Оценка знаний по биологии для 7 класса «Использование математических задач с биологическим содержанием для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности»
    Биология
  • Разное по биологии для 8 класса «Формирование и развитие умений и навыков исследовательской деятельности при обучении биологии»
    Биология
  • Разное по биологии для 5 класса «Рабочая программа внеурочной деятельности кружка по биологии “Я познаю мир”»
    Биология

Урок «Организм растения –единое целое»

Задачи урока:
Образовательные: закрепить знания об органах цветкового растения, обобщить и систематизировать знания о взаимосвязях органов цветкового растения, создать условия для осознанного применения знаний.

Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изученный материал, развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания. Воспитательные: воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда, бережное отношение к растениям.

Форма организации познавательной деятельности: групповая. Использование обучающих структур Сингапурской системы  «ТЕЙК ОФ-ТАЧ ДАУН»,«КОНЭРС», «ДЖОТ ТОТС»

Тип урока: Урок обобщающего повторения.

Приветствие (Здравствуйте уважаемые  гости, ребята. Садитесь. Начинаем урок

Знакомство гостей с детьми проводим используя обучающую структуру

ТЕЙК ОФ-ТАЧ ДАУН «встать-сесть»  (Ученики встают и проговаривают свое имя, )

Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня мы поговорим о растительных организмах, которые, обладая всеми признаками живых организмов, могут существовать на разных уровнях организации – от клеточного до организменного. Усложняясь в ходе эволюции, растения видоизменялись, совершенствовались, приспосабливались к разным условиям жизни. Но на всех уровнях они являются биологическими системами, состоящими из взаимосвязанных, соподчиненных частей, взаимодействующих между собой и образующих единое целое.

Сегодня на уроке мы будем работать с инструктивными индивидуальными картами. Запишите число и свою фамилию в верхнем правом углу карты.

(Запись числа, фамилий учащихся в инструктивные индивидуальные карты урока

Проблемный вопрос.

– Как вы понимаете выражение биологическая система?

Биологическая система – целое, составленное из частей соединение, множество закономерно связанных друг с другом функциональных элементов, представляющих собой целостное образование, единство.

– Можно ли клетку назвать биологической системой?

– Вспомните, из каких частей состоит клетка?

Назовите составные части клетки. (Ядро, цитоплазма, цитоплазматическая мембрана, ЭПС, рибосомы, митохондрии и т

Перед вами лежит инструктивная карта, найдите на ней задание №1.

Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь,  впишите его в предложение.

Учитель: Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, а из тканей состоят органы. Органы образуют живой организм. Продолжите запись понятия « организм».

Организм –единая, целостная, открытая биологическая система.

Организм – любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое.

(Дети продолжают запись в тетрадях

Учитель: А теперь перейдём к рассмотрению растений на более сложном эволюционном уровне.

Давайте вспомним, как устроен растительный организм? (Растительный организм состоит из следующих органов: корневая система, стебель, листья, цветок, плод с семенами

Учитель: Ребята, если бы у вас была возможность перевоплотиться и стать растением, то какой из органов вы бы выбрали? Корень, цветок, побег, плод. ( используя обучающую структуру «КОНЕРС»

Пожалуйста подумайте.

Подойдите к тому, углу какой вы выбрали.

Найдите партнера из другой команды.

Обсудите в парах причину вашего выбора, начинают те у кого длиннее волосы.

Выбираю несколько учеников из каждого угла, чтобы они поделились ответами своих партнеров.

Задача. Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведённое в правой колонке. Соедините их линиями простым карандашом.

А – один из органов растения, занимающий боковое положение и выполняющий функции фотосинтеза, газообмена и испарения.

Б – осевая часть побега, которая несёт на себе листья, почки и цветки.

В – осевой вегетативный орган растения, выполняющий функцию почвенного питания и закрепляющий растение в почве.

Г – орган размножения цветкового растения, из которого образуется плод с семенами.

Д – часть организма, выполняющая определённые функции и имеющая определённое строение, форму и расположение в организме.

Проверьте правильность выполнения задания.

Ответы: 1-В, 2-Б, 3-А, 4-Г, 5-Д.

– А как вы, ребята, думаете: кто из органов для растения самый главный? Ответ свой обязательно обоснуйте. (Итак, для растения все органы одинаково важны. Они взаимосвязаны между собой. Именно благодаря этому организм живёт как единое целое

Узелки на память.

Учёными доказано, что чем больше листьев, тем продуктивнее дерево.

Для созревания одного яблока необходимо питание от деятельности 70 листьев.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы надолго запомнили эти прекрасные строки, которые написал К. Паустовский: «Никогда не поздно посадить деревце; и пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения».

Используя обучающую структуру «МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР»

Лист А4 сгибаем пополам, далее еще раз пополам, угол отгибаем, получившиеся на листе линии прочерчиваем карандашом. В ромбике записываем основное понятие  Растение. В левой верхней части записываем обязательные характеристики, в левой верхней части записываем необязательные характеристики, в левой нижней части записываем примеры, а в правой нижней части противоположные примеры. Работаем в группах в течение 5 минут.

Учитель  А сейчас мы составим общую таблицу. (каждая группа проговаривает свои ответы, учитель записывает в общую таблицу)

Растение – это целостный организм, а это значит:

  • Строение и функции листа, стебля, корня взаимосвязаны, а развитие растений шло по пути приспособления органов к выполнению определённых функций.
  • Все органы связаны между собой. Жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов, т. е. организм живёт как единое целое. Поэтому повреждение какой – либо части организма может привести растение к гибели.
  • А нормальное функционирование всех органов растения позволяет осуществлению обмена веществ и энергии, необходимых для процессов жизнедеятельности, способствующих нормальному росту и развитию растения.

Домашнее задание.

  • На примере любого комнатного растения докажите, что это целостный организм, единая система.
  • Составьте экологическую сказку на тему «Растение – целостный организм. Воздействие на него неблагоприятных факторов среды. Меры устранения этих взаимодействий».

Просмотр содержимого документа

«Разработка урока биологии “Организм растения – единое целое” »

Тема урока: Организм растения – единое целое.

Задачи урока: сформировать знания о целостности организма, закрепить знания об основных органах растения, продолжить формировать умения логически мыслить, творчески работать, активизировать мыслительную деятельность учащихся, продолжить формировать умения работать в коллективе.

Оборудование: конверты с карточками 3-х цветов для каждого ученика; письмо «Советы барона Мюнхгаузена огородникам», таблички- анаграммы; стеклянные банки с номерами, коробка с фасолью и горохом, таблицы по теме «Органы растений».

Тип урока: урок- игра.

Организационный момент.

Подготовка к игре (инструктаж по правилам игры).

Сегодня и у нас будет развлечение. Но самое главное- это торг и товар. Я- покупатель, а вы купцы. Ваш товар- знания, и всем хочется, чтобы товар оказался добротным, не залежавшимся. Совершая торг, я, возможно, куплю ваши знания. Продав свой товар, вы станете очень состоятельными людьми, у Вас появится капитал, который обычно сохраняют в самом надежном месте- банке. Поэтому у нас тоже будут свои ярмарочные банки.

(учитель делит класс на 3 группы. Группы выбирают капитана и дают название своей команде. Учитель раздает на группы стеклянные банки с названием команд).

Проведение игры.

1 команда- корень, 2- стебель, 3- лист.

Определение данного органа;

Виды данных органов.

(при ответе учащиеся соблюдают последовательность изложения фактов, рекомендованную планом. По ходу получают заработанную валюту (полный правильный ответ- 5 горошин, или штрафные очки- ответ неточный. Ответы не обсуждаются, наводящие вопросы не задаются- дети сами излагают материал в том объеме, в котором он ими усвоен. Валюта и штрафы складываются в банку).

(учитель проверяет степень осмысленности знаний и способность в них ориентироваться. Дети раскладывают на столах перед собой 3 сигнальные карточки из конверта: красную, желтую, зеленую. Учитель задает вопросы классу и называет 3 ответа разного цвета- ребята должны поднять сигнальные карточки того цвета, которая соответствует правильному ответу).

А) Цветковые растения имеют:

Красный- корень и побег;

Желтый- корень, побег, плоды с семенами;

Зеленый- побег, цветки, плоды с семенами.

Б) Корневая система:

Красный- удерживает растение в почве;

Желтый- удерживает растение в почве и обеспечивает поступление в него воды и питательных веществ;

Зеленый- обеспечивает поступление в растение воды и минеральных солей, удерживает его в почве, служит местом запасания питательных веществ.

В) Главной частью цветка является:

Красный- пестик и лепестки;

Желтый- венчик и тычинки;

Зеленый- тычинки и пестик.

Г) Зародыш состоит из:

Красный- почечки и семядолей;

Желтый- зародышевого корешка, стебелька, почечки и семядолей;

Зеленый- зародышевого корешка, стебелька и почечки.

Д) Ткани, образующие растение, могут состоять из:

Красный- только живых клеток;

Желтый- живых и мертвых клеток;

Зеленый- только мертвых клеток.

(за правильные ответы команды получают горошины).

(учитель выявляет способность детей к творческому мышлению, задавая вопросы).

Вопрос 1 команде: Почему лист считается «зеленой» химической лабораторией?

Вопрос 2 команде: Почему устьице можно назвать «форточкой» зеленого растения?

Вопрос 3 команде: Почему осенью листья изменяют свою окраску?

(за правильный ответ- 5 горошин).

А) В яркий солнечный день обильно опрыскивайте листья растений- это их освежает;

Б) Никогда не рыхлите почву- это способствует повреждению корней;

В) Для закалки рассады особенно полезно использовать холодную воду;

Г) Уничтожайте дождевых червей, обитающих в почве- они подгрызают корни растений.

(команда первая правильно ответившая на вопрос получает 5 горошин).

Примеры: Золотое решето крупным бисером полно. (подсолнух).

Знакома с детства каждому их белая рубашка, с срединой ярко- желтой. Что это за цветы? (ромашка).

Ягода красна, ягода вкусна. Режь, да соли! Ешь да хвали! (томат).

Цветок- напрасный, плод- опасный, а поле все засеяно( картофель).

За каждый правильный ответ по 1 баллу.

-Составьте названия известных деревьев из слогов на карточках. (Задание раздаются капитанам команд. Команда, первая справившаяся с заданием получает свои 5 горошин, остальные 4 или 3).

Содержание карточек- анаграмм:

1 команда: на- сос (сосна); ни- вен- ца- лист (лиственница);

2 команда: поль- то (тополь); рис- па- ки (кипарис);

3 команда: тан- каш (каштан); би- ря- на (рябина).

Подведение итогов.

(Подсчитывается число горошин и фасолин, заработанных за время ярмарки). – Так определяются наиболее ловкие, удачливые купцы, ставшие благодаря своему товару- знаниям- состоятельными людьми.

Оценки за урок можно выставить:

1 место: все члены команды получают- «5»;

2 место: 50%- «5», 50%- «4»;

3 место: все «4».

« Советы огородникам».

  • В яркий солнечный день обильно опрыскивайте листья растений- это их освежает;
  • Никогда не рыхлите почву- это способствует повреждению корней;
  • Для закалки рассады особенно полезно использовать холодную воду;
  • Уничтожайте дождевых червей, обитающих в почве- они подгрызают корни растений.

Ни- вен- ца-лист

Урок по теме: «Организм как единое целое»

Цель урока: закрепление знаний учащихся о взаимосвязи строения и функции клеток и тканей живых организмов, их многообразии; формирование представления об организме как о целостной системе.

– сформировать представление учащихся об организме как о целостной системе;

– рассмотреть примеры негативного влияния работы органов на весь организм.

– формирование экологического мышления;

– продолжить формирование умений сравнивать объекты между собой.

– продолжить развитие умений работать с учебником и тестовыми материалами;

– продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, комнатные растения, таблицы: «Растительная клетка», «Ткани животных», рисунки учеников.

-Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

– Я желаю, чтобы урок был интересен и полезен для вас.

На нашей планете мир живых  существ очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать далёкие путешествия в тропические леса Африки или Южной Америки, достаточно выглянуть в окно, а ещё лучше пойти в парк, лес, на луг. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.

– Почему такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми?

– Вспомните и назовите свойства живого.

Итак, живые организмы имеют сходное клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.

Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут существовать на разных уровнях организации.

– Назовите  уровни организации живого. Для этого выполните следующее задание:

Задание – Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, и от этого слова образуйте название уровня

– Наименьшая часть любого живого организма – это.

– Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует.

– Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это.

– Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют.

– Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться.

(Показываю название уровней на слайде №1)

Итак, все живые организмы существуют на разных уровнях    организации, от клеточного  до организменного

На всех уровнях организации жизни организмы – это биологические системы. Сегодня на уроке мы попробуем доказать, что живой организм – единое целое

Понятие о системе

– Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или животном как об открытой целостной системе?

Запишем определение понятия «система» в тетрадь.

Система – (от греч. ) – это целое, составленное из частей, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, образуя единство (Н. Реймерс. Краткий словарь биологических терминов)

Клетка –  открытая система

-Внимательно прочтите определение системы и ответьте на вопрос: «Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или о животном как о биологической системе; т. является ли  отдельная клетка биологической системой? Почему?»

Покажите их на таблице

-Взаимосвязаны ли они между собой?

-Взаимодействуют ли они друг с другом?

Таким образом, клетку можно назвать биологической системой.

-Обменивается ли клетка с окружающей средой веществом и энергией?

Вывод:  По этой причине клетку называют открытой биологической системой, т. клетка «открыта» для окружающей среды.

Итак, мы рассмотрели понятие «биологическая система» на клеточном уровне.

Вопросы: 1). Что называется тканью?

Почему при изучении тканей нужен микроскоп?

Какие виды тканей растений и животных  вам  известны?

Сыграем в игру “Угадай-ка”, в ходе которой узнаем, существует ли взаимосвязь между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями?

Самостоятельная работа (по карточкам)

По особенностям строения и функциям узнайте, о какой ткани растительного организма идёт речь?

Задание 1. – Где в растении находятся фотосинтезирующая и запасающая ткани?

Задание 2. – После полива завядшие листья принимают нормальный вид. Объясните, за счет, какой ткани это происходит

Вывод: между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями существует взаимосвязь.

-Внимательно посмотрите на таблицу «Ткани животных и человека».

– Можно ли ткань назвать системой? Объясните, почему?

Давайте вернёмся к нашей схеме и вспомним, какой уровень организации следует за тканевым?

Вопросы:     – Что такое орган?

Назовите органы цветкового растения. Каково их значение. Назовите органы животных (игра «Снежный ком»)

Вывод:      Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, из тканей состоят органы, а группы органов, связанные общей работой, образуют систему органов.

-Проведем физкультминутку. Сейчас как раз время проверить согласованно ли работают ваши системы органов – нервная и мышечная. Проделаем упражнения на внимание. Вы должны выполнять те команды, которые я называю, а не повторять те движения, которые я показываю.

Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я достаю пальцем кончика носа)

Присели. (Я касаюсь уха)

Встали. (Я хлопаю в ладоши)

Достали указательным пальцем правой руки кончика носа.

Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны)

Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд)

Опустили руки.

Сели на места. Молодцы!

Организм – открытая единая целостная система

-Единицей этого уровня является организм. Что такое организм?

(Запись определения в тетрадь «Организм – любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое»).

–  Из каких частей состоит живой организм?(Работа у доски).

–   Назовите и покажите на таблице органы пищеварительной системы человека. Назовите функции пищеварительной системы

–  Назовите функции системы органов дыхания. Назовите и покажите их на таблице.

Проблемный вопрос. Представьте себе, что вы уменьшились настолько, что можете путешествовать внутри организма животного.

– Сможете ли вы попасть из ротовой полости в сердце, лёгкие, почки? Опишите маршрут своего движения. Объясните, почему это возможно. Можно ли организм назвать биологической открытой системой? Попробуйте доказать это самостоятельно, используя при ответе конкретные примеры, например, комнатные растения, иллюстрации на доске, в учебнике.

Нарушение целостности живого организма

-Целостность живого организма может нарушаться. К каким последствиям может привести данное явление?Рассмотрите рисунки в учебнике. Что вы можете сказать? (Беседа).

–  Посмотрите записи в тетради и попробуйте самостоятельно сформулировать вывод   по уроку.

Отработка изученного (рефлексия)

Послушайте стихотворение и определите, о каком органе растения идёт речь:Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых,

А потом цветов нам стало жалко.

Снова в землю закопали их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без чего расти они не станут?

– Доказано, что растение может жить без почвы, если его корни поместить в раствор минеральных веществ. А может ли растение жить без корней?

Приведите другие примеры из учебника или личного наблюдения

Просмотр презентации «Организм единое целое».

Закончите устно  предложения:

А вы знаете, что сегодня на уроке я______________________

Самым сложным для меня сегодня было_________________

Сегодня я задумался__________________________________

Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)

Подведение итогов и домашнее задание. Выставление отметок

– Вот и кончился урок,

И подводим мы итог!

-Сегодня на уроке мы доказали, что живой организм состоит из взаимосвязанных частей и является единым целым. Все потрудились на «отлично». (Выставление отметок)

Прочесть  статью в учебнике «Организм как единое целое».

Подготовить индивидуальные сообщения (темы на выбор).

Урок
по теме “Растительный организм как единое целое”

Систематизировать
знания  о строении растительного организма как биосистемы для доказательства
его работы как единого целого.

Деятельностная
цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанного с
построением структуры изученных понятий

Образовательная
цель:
выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий

  • раскрыть взаимосвязи в растительном
    организме;
  • рассмотреть  растительный организм
    как пример биосистемы;
  • доказать работу организма как единого
    целого
  • развивать умение устанавливать и
    объяснять причинно-следственные связи;
  • кратко и четко формулировать свои
    мысли;
  • развивать учебные навыки по поиску и
    систематизации информации;
  • развивать умение анализировать,
    делать выводы и аргументировать.
  • формировать у учащихся интерес к
    изучению биологии;
  • развивать у учащихся эмоционально-ценностное
    отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней.

Планируемые образовательные результаты:


  • развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной
    компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в
    образовательном процессе; осознание необходимости сохранения многообразия растительных
     организмов; формирование экологической культуры на основе признания
    ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного
    отношения к окружающей среде.

  • формирование целостных представлений об организме как единой целостной
    системе;

  • развитие умения  анализировать информацию;  преобразовывать информацию из
    одной формы в другую;

  • смыслообразование

  • целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат
    действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка,
    волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.
  • – поиск
    и выделение необходимой информации, структурирование знаний, умение
    осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ,
    синтез, сравнение, обобщение).

  • учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов.

Результативность обучения: умение формулировать общий
вывод

Основные понятия: клетка, ткань, орган, процессы
жизнедеятельности

Тип урока: урок методологической направленности
(урок обобщения и систематизации знаний)

Вид урока: беседа

Методы: частично-поисковый, проблемный

Растительный мир нашей планеты очень разнообразен. Чтобы
убедиться в этом, достаточно выглянуть в окно, пройтись по парку, лугу, лесу, а
возможно даже совершить путешествия в далекие страны. Присмотритесь, прислушайтесь,
и перед вами откроется удивительный мир растений. Что объединяет такие разные организмы?

?Назовите свойства живой материи.

Итак, живые организмы имеют сходное клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат,
двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между
ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии. Часто
организм называют биосистемой. Почему?


целое, составленное из частей
соединение,


множество закономерно связанных друг
с другом функциональных элементов,


целостное образование, единство,


совокупность упорядоченно
взаимодействующих структур


приведите примеры биосистем и их
структур


как должна работать любая система?

Итак, тема нашего урока “Растительный организм
растения как единое целое”. Нам предстоит систематизировать знания  о
строении растительного организма как биосистемы для доказательства его работы
как единого целого.

?Три из изображённых на фотографиях объекта объединены
общим признаком. Назовите объект, «выпадающий» из общего ряда. Объясните свой
выбор. (примеры организмов различных
царств, исключение составляют вирусы как неклеточная форма жизни)

?Какое строение имеет организм растений?

Строение организма растений можно рассмотреть на разных
уровнях.

?Вспомните особенности строения растительной клетки
(выполните задание №1 в распечатке)

? Что образуют клетки в организме растений. Перечислите
известные растительные ткани. Вспомните особенности их строения (выполните
задание №2 в распечатке)

?Что образуют ткани в организме растений. Как
классифицируют органы растений.

?Каковы функции органов растения.

Даже И. Крылов оценил в своей басне «Листы и корни»
важность некоторых органов растений.

Ребята, а что скажите вы о значимости органов растений? С
чем мы сегодня не согласимся?

Итак, растительный организм живая биосистема, т. обладает признаками живого и состоит из взаимосвязанных структур.

?Какие процессы
жизнедеятельности обеспечивают работу организма как единого

целого (питание, дыхание,
рост, развитие, размножение, транспирация)

?С чего начинается жизнь
растения.

?За счет чего организм растения растет и развивается. Поясните схему.

?Вспомните видоизменения органов для запаса питательных
веществ.

Вещества, регулирующие рост – гормоны роста,
вырабатываемые клетками образовательной ткани. Образующиеся в листьях органические  вещества  перемещаются
к различным органам для роста клеток или откладываются в запас

?Какова роль испарения воды в жизни растения.

Наличие каждого процесса жизнедеятельности можно доказать
(выполните задание

№3 в распечатке).

Итак, растение – целостная
биосистема.


Строение  клеток, тканей, органов 
взаимосвязано, а развитие растений шло по

пути приспособления органов к выполнению определённых
функций.


Нормальное функционирование всех
органов растения позволяет осуществлению обмена веществ и энергии, необходимых
для процессов жизнедеятельности, способствующих нормальному росту и развитию
растения.


Жизнедеятельность одного органа
находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов, т. организм живёт как единое целое. Поэтому повреждение какой – либо части
организма может привести растение к гибели.


Таким образом, в ходе эволюции растительных
организмов шло усложнение их организации как систем: от клетки – открытой,
саморегулирующейся системы, до организма, также являющегося биологической
системой, осуществляющего с окружающей средой обмен веществ и функционирующего
как единое целое.

?О чем свидетельствуют связи
между клетками, тканями и органами в растительном организме.


Почему в воде растение
восстанавливает корневую систему?


Как повлияет на прорастание семян
фасоли удаление одной семядоли?


Почему погибают деревья, если зайцы
объели кору?


Как зависит урожай растений от
окучивания и пикировки?


В сочных яблоках находится запас
питательных веществ – почему?


Почему на глинистых заболоченных
почвах растение погибает?

Карточка – задание к уроку «Растительный
организм как единое целое»

ФИ ученика (цы)_________________________

Задание № 1: Для каждой цифры подпишите название соответствующей
структуры клетки

Конспект урока растительный организм как целое

Задание № 2: Укажите стрелками составные части на рисунке

Конспект урока растительный организм как целое

Устьичные клетки      2. Устьичная щель    3. Клетки кожицы листа     
4. Ядро

Задание № 3: что доказывает данный опыт?

Конспект урока растительный организм как целое

Конспект урока растительный организм как целое

Конспект урока растительный организм как целое

Сосуды      2. Ситовидные
трубки      3. Волокна        4. Столбчатая ткань        5. Губчатая ткань     
6. Кожица  7. Устьице

Конспект урока растительный организм как целое

Конспект урока растительный организм как целое

Задание № 2: Назовите зоны корня, обозначенные на рисунке
цифрами  Зона всасывания –

Корневой чехлик –           Зона деления –         Зона роста –      
Зона проведения –   корневые волоски –

Конспект урока растительный организм как целое

Конспект урока растительный организм как целое

Задание № 2: подпишите части поперечного среза стебля
древесного побега

Конспект урока растительный организм как целое

Конспект урока растительный организм как целое

Технологическая
карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОС

Тема: “Организм как единое целое

Класс: 6 класс

Тип урока: Обобщение знаний

Здоровье сберегающая,
дифференцированная, проблемная, информационная технология,
системно-деятельностный метод.

–      
Сформировать представление о
растительном и животном организмах как о целостных системах на основе обобщения
знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, сиcтем
органов; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать
знания.

–      
Основные термины, понятия

–      
Система, открытая система,
органоиды клетки, строение и функции органов растения, организм – единое целое

–      
знать строение и функции корня,
побега, цветка, плодов, семян

–      
давать определение понятиям
«ткань», «орган»;

–      
называть особенности строения и
функции многоклеточного организма ;

–      
признаки взаимосвязи органов;

–      
распознать и описать на таблицах
органы и системы органов;

–      
Растения и животные – целостный
организм

–      
Взаимосвязь клеток, тканей и
органов как основа целостности многоклеточного организма.

Осознавать неполноту
знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Устанавливать связь между
целью деятельности и ее результатом

Оценивать собственный
вклад в работу класса, группы

Определять цели и задачи
урока

Участвовать в коллективном
обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

Определяют критерии
изучения цветка

Работать с таблицей

Работа с информационными
текстами

Сравнивать и выделять
признаки

Групповая работа по
обсуждению информации

Слушать товарища и
обосновывать свое мнение

Выражать свои мысли и идеи

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Ресурсы: ПК, проекционное оборудование, слайдовая презентация,
учебник, дополнительный материал, таблицы

Создать
эмоционально-психологическую готовность учащихся к общению и предстоящей
учебно-познавательной деятельности.

«На уроке будем думать,
предлагать и рассуждать,

и с собой возьмем внимание,
дружбу, интерес, старание».

В тетради запись числа

Новая тема:  (вступительное слово учителя)

-Итак, учебный год подошел к концу. Мы
хорошо поработали над предыдущими темами, которые познакомили нас с
жизнедеятельностью организмов. Давайте вспомним все темы, о которых  мы
говорили в течение этого учебного года. Сегодня нам нужно выполнить еще одно
важное задание. Откройте страницу 141 учебника и подумайте, о чем сегодня
пойдет речь на нашем уроке? (слайд 1)

– Давайте посмотрим на обложку учебника. Как называется наш
учебник? Живой организм. Вот с этого мы и начнем.

– Действительно, мир живых существ
нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, достаточно выглянуть
в окно, пройтись по парку, лугу, лесу, а возможно даже совершить путешествия в
далекие страны. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется
удивительный мир живых существ. Все они очень разные по размерам, окраске,
поведению и многим другим признакам.

– Почему же такие разные по
форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми? (слайд
2)

-Давайте вспомним и назовем
свойства живой материи. (слайд 3)

Итак, живые организмы имеют сходное
клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы
питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают
раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен
веществ и энергии.

Обладая всеми признаками живых
организмов, растения и животные могут отличаться друг от друга. Чем, например,
отличается амеба и слон? Да, они существуют  на разных уровнях организации.

–  Что такое уровни организации живой
материи? (слайд 4)

– Давайте их назовем. А  для этого
выполним следующее задание:

Задание
– Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, и от этого
слова образуйте название уровня (работа с учебником и с печатной тетрадью) (слайд
5)

– Наименьшая часть любого живого
организма – это.

Итак, 1 уровень – клеточный. (Запись
на доске и в рабочих тетрадях)

– Группа клеток, сходных по размерам,
строению и выполняемым функциям, образует.

2 уровень – тканевый

– Часть тела, выполняющая
определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это.

3 уровень – органный

– Связанные между собой органы,
объединённые общей работой, составляют.

4 уровень – систему органов

– Тогда, любая биологическая система,
состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет
называться.

5 уровень – организменный

(Показываю название уровней на
слайде)

Итак, все живые организмы существуют
на разных уровнях    организации, от клеточного до организменного.

– Посмотрите еще раз на
название параграфа на странице 141 учебника и уровни организации живой материи. Какой вывод можно сделать из этого? (живой организм – единое целое)

– Наша
задача сегодня на уроке доказать, что живой организм – единое целое. Итак начнем.

С неё начинается развитие
и размножение.

В науке она – основной объект
изучения.

Хоть сама и мала, но имеет
большое значение.

Клетка – самый низкий уровень организации материи. Сейчас
мы погостим немного у клетки.

(Слабые ученики, пока идет диалог о
клетке, рисуют клетку и подписывают ее главные части).

Работа с классом:

–  Что лежит в основе строения всех
организмов?

– Что такое клетка? (слайд 7)

– Почему клетку называют
структурно-функциональной единицей любого живого организма?

-А есть ли у клетки главные части?
(слайд 8)

– Чем растительная клетка отличается
от животной? (слайд 9)

– Какие химические элементы
составляют основу клетки?

– Из каких веществ состоят живые
организмы?

– Давайте посмотрим, как нарисовали
клетку наши ученики. (выходит 1 ученик и рисукт, остальные показывают в конце
урока). Все ли правильно?

Обобщение учителя о клетке.

Давайте посмотрим опять на ваш
рисунок.

– Во что объединяются клетки?

– Следующий уровень организации
материи тканевый.

– Что такое   ткань? На какие 2
группы делятся ткани? (слайд 10)

-Задание классу. Вспомните и назовите,
какие ткани относятся к растительным, а какие к животным. Давайте проверим (проверяют
по слайду презентации) (слайд 11)

Итак, животные ткани: (слайд 12-15)

Растительные ткани: (слайд 16-20)

Выполните задание: исправь ошибку.

– На столе у вас лежат листы с
надписью –  Приложение 1. Выполните задание, которое на них написано.

– Проверим животные ткани. (Слайд
13-17)

-Но ведь ткань играет для организма
какую-то роль?

Давайте выполним задание: соотнесите
ткань растения с особенностями строения и выполняемой ею функцией? (Приложение
2) (Слайд 18)

-Давайте проверим. (слайд 19-23)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  (Слайд 24)

Что образуется из тканей разных
видов? Следующий уровень организации материи – органный. (Слайд 25)

Один в земле копается,

Другой в свету купается.

И хотя они друзья –

Поменяться им нельзя.

– О каких органах идет речь? К какой группе они относятся?
(Слайд 26)

– На какие 2 группы делятся органы по их назначению? Какие
органы относятся к генеративным или репродуктивным?

Не рыли, не бурили, а воду добыли

– О каком органе идет речь? (корень)

По бетонке литой,
Многоножка ползет,
С собой листья везет.

Осенью – летят.

( листья) (Слайд 27)

Дальше класс работает по группам.

Один ряд характеризует корень, второй – стебель, третий –
лист,

– особенности строения

Проверка работы. (слайд 28,29,30)

-Назовите теперь органы животных. Давайте поработаем  с доской. (слайд 31-35)

Связанные между собой органы ,
объединенные общей работой, называются. (Системой органов). (слайд 36)

– Это следующий уровень организации
материи для растений или животных?

Выполняется задание: “Соотнести
систему органов с органами из которых она состоит и функциями которые выполняет
(Приложение 3)

ПРОВЕРКА. СЛАЙД 37-42

– И последний уровень, из тех, что мы пока знаем, это
организм (слайд 43).

– Какое определение можно дать организму?

Толковый
словарь Дмитриева
(слайд 44)

-Так почему живой органим – единое целое? Докажите мне.

Обобщение и
систематизация знаний.

Итак, мы выяснили, что в
любом живом организме  есть органы, клетки, ткани.

-А какой можно сделать вывод
о строении организма используя все данные части?

Давайте еще раз посмотрим на схему:
(слайд 45)

клетка           
ткань           орган            организм.

– Приведите   собственные
примеры, когда из-за повреждения одного органа страдает целый организм.

– А что отрицательно влияет
на работу организма?

– Как влияют курение,
алкоголь и наркотики на отдельные органы и как это отражается на целом
организме?

Вывод: (слайд 46)

Подведение итогов,
домашнее задание.

Выставление оценок. Рефлексия:

Что
нового я узнал сегодня на уроке?

Что
мне осталось непонятным?

Поставьте
оценку (по пятибалльной шкале) за ценность изученного  на уроке, а теперь
оценку себе за работу на уроке,  и ещё оценку учителю за проведение урока.

Спасибо
за урок.

Приложение 1:  Исправь
ошибку

ЖИВОТНЫЕ ТКАНИ
РАСТИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ

ПОКРОВНЫЕОСНОВНЫЕМЫШЕЧНЫЕМЕХАНИЧЕСКИЕСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕНЕРВНАЯ

ПОКРОВНЫЕМЫШЕЧНЫЕМЕХАНИЧЕСКИЕПРОВОДЯЩИЕСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕОСНОВНЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

Тип ткани растений
            Особенности строения
Функции

1 Образовательная
1. Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками,
напоминающими сосуды или трубочки. О  1. Придаёт опору растению. 2Покровная
2. Клетки ткани имеют утолщённые, одревесневшие
оболочки, живое содержимое в них часто отсутствует
2. Обеспечивает
передвижение растворов минеральных и органических веществ. 3Механическая
3. Данной тканью образована мякоть плодов, мягкие части
цветка, главная масса коры и сердцевины стеблей. В клетках мякоти листа
содержатся хлоропласты. Обеспечивает рост растения

4Проводящая
4. Ткань состоит из мелких, не имеющих вакуолей,
постоянно делящихся клеток с крупными ядрами. Главная функция – образование и накопление
питательных веществ. 5Основная
5. Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками,
очень прочно соединёнными друг с другом. Оболочки мёртвых клеток толстые и
прочные. Защищает растениеот неблагоприятных воздействий, от повреждений. Обеспечивает связь растения с окружающей средой (дыхание, испарение).

Работа по группам.

Дайте характеристику части растения
по плану:

Система органов
Органы
Функции

1. Пищеварительная
1. Почки,мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал
1. Воспроизведение себе подобных

2. Кровеносная
2. Головной мозг, спинной мозг, нервы
2. Регуляция деятельности организма

3. Дыхание
3. Скелет и прикрепленные к нему мышцы
3. Объединение организма в единое целое, связь организма с
внешней средой

4. Выделительная
4. Сердце, сосуды
4. Придает телу форму, служит ему опорой, защищает его
внутренние органы

5. Опорно-двигательная
5. Железы эндокринной системы
5. Выводит из организма продукты жизнедеятельности

6. Нервная
6. Легкие, жабры, трахеи
6. Переваривание и всасывание питательных веществ

7. Эндокринная
7. Семенники,яичники
7. Снабжает органы питательными веществами и кислородом,
выносит продукты обмена и углекислый газ

8. Половая
8. Рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, кишечник, анальное
отверстие
8. Обмен газов в организме

Скачано с www. znanio

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:
• конкретизация знаний учащихся о взаимосвязи строения и функции клеток и тканей живых организмов, их многообразии;
• формирование представления об организме как о целостной системе.

Конспект урока растительный организм как целое

Конспект урока растительный организм как целое

Мокеева Светлана Николаевна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

Загрузка началась. Понравился сайт? Получайте ссылкина лучшие материалы еженедельно!

Подарок каждому подписчику!

Цель: сформировать представления о живых организмах как целостных биологических системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов; выявить уровень знаний о строении живых организмов.

Задачи: обучающие: показать целостность живых организмов как биологических систем; развивающие: обобщить знания о взаимосвязях строения и функций клеток, тканей, органов и систем; воспитательные: создать условия для развития у учащихся самостоятельности, социальных и коммуникативных компетенций. Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения у учащихся на основе взаимосвязи строения и функций органов.

Тип урока:Методы обучения:Оборудование:

Слойкова Елена Викторовна

Неограниченная бесплатная загрука материала «Тема урока: Организм как единое целое» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Биология 6 класс» и представляет собой: «урок нов. материал».

Тема: «Организм как единое целое»

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕБИОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

В 6 КЛАССЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

1) образовательная (формирование познавательных УУД):

сформировать представление учащихся об организме как о целостной

системе; рассмотреть примеры негативного влияния работы органов на весь

2) развивающая (формирование регулятивных УУД): продолжить

развивать умения анализировать, классифицировать, обобщать, доказывать,

устанавливать аналоги и причинно-следственные связи; способствовать

формированию дивергентного мышления и рефлексивных умений учащихся;

3) воспитательная (формирование коммуникативных и личностных

УУД): воспитывать наблюдательность, толерантность, интерес к предмету.

Продолжить формирование умения работать с учебником.

Продолжить формирование умения находить отличия, работать с

информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать

и выделять признаки.

Продолжить развитие навыков обучения.

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать

учебное взаимодействие при работе в группе.

Продолжить формирование умения слушать товарища и

обосновывать свое мнение.

Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Продолжить формирование умения самостоятельно определять цель

учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения участвовать в коллективном

обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем

совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои

действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *