КОНСПЕКТ УРОКА ПРИСТАВКА И ПРЕДЛОГ 3 КЛАСС

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания, научить распознавать предлоги и приставки.

Методические задачи урока

Основные дидактические методы:

Форма проведения урока:

Технологическая карта урока

 компью, мультимедийный проектор, экран;

 презентация уроку

 Полякова А. В. Русский язык. 3 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2012

 карточки с текстом;

 слова для составления опорной схемы;

 значкисимволы (смайлики) для оценивания своей работы.

1. Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел и смолк звонок, начинаем наш урок.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Повторим материал, закрепим умения,

Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.

Мне очень приятно видеть, что в ваших глазах зажглись лучики любознательности.

Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.

Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не

покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем улыбкой друг друга, пожелаем

мысленно себе удачи и начнём урок

2. Актуализация знаний. Определение темы урока.

Мы начнем сейчас урок с этих строк.

Вы на строчки посмотрите,

Что заметили, скажите?

от под до про

Борис Петрович (от) ехал (от) магазина.

– Посмотрите внимательно на первую строку. Что написано? (предлоги и приставки).

Почему вы так думаете? (в русском языке есть предлоги от, под, до, про; в словах

пишутся приставки от, под, до, про

Чистописание (слайд № 1)

Открываем тетради. Кладём правильно. Пишем красиво.

Письмо буквосочетаний от под до про.

– предложение. Нужно записать его правильно. Чем являются данные в

скобках записи – предлогами или приставками?

Где приставка? Где предлог?

Кто бы нам ПОНЯТЬ ПОМОГ!!!

(Дети объясняют, чем являются буквосочетания в предложении)

– Найдите и подчеркните в словах знакомые орфограммы.

Борис Петрович отъехал магазина.

– Определите тему нашего урока. (слайд № 2

– Какие задачи ставим на уроке?

(Наша задача на уроке: повторить правописание приставок, учиться отличать их от

Разработка урока по русскому языку в 3 классе МКОУ «Кузьмищенская средняя общеобразовательна школа Косромского муниципального района Костромской области»

Тема: Приставка и предлог.

: Познакомить учащихся с отличительными признаками приставки и предлога.

: Научить  различать приставки и предлоги.

: Развивать навык распознавания приставок и предлогов.

: Воспитывать интерес к предмету.

: Создать психологически комфортные условия на уроке, следить за правильностью осанки.

карточки с различными заданиями, шкатулка с шестью дверцами, сигнальные кружки – красный и синий.

Планируемые результаты (УУД)

Структура и содержательный аспект урока способствовали  формированию у учащихся следующих УУД:

– положительное отношение и интерес к предмету;

-понимание важности изучения русского языка;

-способность оценивать трудность предлагаемого задания;

-чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре и  группе.

– умение корректно и аргументированно строить высказывания.

– умение понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы;

– умение  выделять существенную информацию из источников знаний.

– умение использовать знаково-символические средства для решения языковых задач;

-умение анализировать и классифицировать языковой материал;

-умение определять грамматические признаки глаголов.

-сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре, группе;

-строить монологические и диалогические высказывания;

-обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий.

-распределять обязанности при работе в группе, паре;

-учитывать мнение партнера, аргументировано анализировать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.

– компьютерная презентация;

– раздаточный материал: тексты, картинка  рефлексии;

– рабочая тетрадь к учебнику:

урок « открытия нового знания».

– помочь осознать место возможного возникновения орфографической ошибки;

– способствовать первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

– научить отличать приставки от предлогов, применять правила правописания предлогов

– формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

поиска средств ее осуществления;

– понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности

конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

– способствовать освоению способов решения проблем творческого и поискового

характера и начальных форм познавательной и личностной рефлексии; активному

использованию речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

– развивать логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения;

– формировать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных

социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных

– готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и

аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить

общее решение при выполнении работы в паре, группе.

– установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к

работе на результ

Материально – техническое обеспечение:

1. Учебник Русский язык. 3 класс. Часть 1. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Изд.

2. Компьютер, проектор, интерактивная доска.

3. Раздаточный материал

– Как они называются?

внимательно на доску

На, за, по, от, со, под,

-Так приставка или

возникла у нас? (

различить приставку и

– Значит, какую учебную

задачу предстоит нам

решить на этом уроке?

различать предлоги и

– Для чего нужно уметь

различать их? (

правильно писать слова

с предлогами и

приставками, уметь

правильно употреблять

в речи приставки и

выступать в роли и

умение осознавать трудности в распознавании

приставок и предлогов, стремление к их

осознание ответственности за произнесённую в

включение учащихся в активное восприятие

речи одноклассников при выделении

существенных признаков приставок и предлогов

умение высказывать свои предположения при

формулировании учебной проблемы.

умение составлять устное высказывание о

приставке и предлоге, ориентироваться в своих

умение участвовать в диалоге и выражать свои

мысли в устной и письменной форме по

различию приставок и предлогов, соблюдая

нормы литературного языка

написать письмо,

заявление и другие

и предлогов со словами)

отличается приставки от

– Как пишутся приставки

– Как пишутся предлоги

(Приставки со слова

и части речи

гипотезу на основе

Личностные: понимание того, что правильная

устная речь есть показатель индивидуальной

планировать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей по определению частей

слова и частей речи.

Познавательные: осознанно строить речевое

высказывание при выдвижении гипотез о

правописании приставок и предлогов.

Коммуникативные: учитывать разные мнения

и интересы и высказывать своё собственное

мнение и аргументировать его

1. На ИД записан текст.

«Ночью пришли первые

морозы. Он надышал

холодом на стёкла,

захрустел под ногами. В

Выпишите в первый

образцом на ИД,

с приставками и

Личностные: умение оценивать свои учебные

достижения при повторении правил о

приставках и предлогах.

Регулятивные: принимать и сохранять цель и

учебную задачу при правописании приставок и

сравнение, сопоставление и классификац слов

с приставками и предлогами

Коммуникативные: умение с достаточной

полнотой и точностью выражать свои мысли

7. 4. Вспомнить правило

«Друзья познаются в

-Объясните ее смысл.

-Выделите приставки и

сформулируйте правило о

и предлогов со словами.

– Найдите в учебнике (с.

132) правило о

и предлогов со словами и

Обратимся к таблице.

Слайд 5. –

Работа по учебнику

правило и делают

предлогов в словах

их в тексте

Личностные: умение оценивать себя и своего

товарища при выполнении самостоятельной

работы и работы в группе.

Регулятивные: волевая саморегуляция при

возникновении затруднений в распознавании

Умение принимать учебную задачу на основе

соотнесения того, что уже известно и усвоено

учащимися, и того, что еще неизвестно;

Познавательные: выполнение действий по

алгоритму, построение логических рассуждений

Коммуникативные: умение работать в группе,

внимательно слушать друг друга при

выполнении заданий по теме урока.

Урок русского языка в 3 классе

Правописание приставки и предлога.

развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.

индивидуальная рабочая тетрадь;раздаточный индивидуальный материал.

Урок «открытия» новых знаний.

II. Организационный  момент.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

– И пусть  наш урок пройдет под девизом:

Не говори: « Не умею»,

А говори: «Научусь!»

– Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Начнем наш урок.

II. Минутка чистописания.

Я тетрадочку открою.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Открываем тетради.  Пишем число, классная работа.

: Ребята, начнём с минутки чистописания. Обратите внимание  на доску. Пропишите данные буквы и сочетание букв правильно, красиво.

От  по    за   с под

III. Постановка темы и целей урока.

1. Подготовительное упражнение

: Чем являются данные буквы и сочетания букв, если рассматривать их в слове?

: Ребята, а что  называется приставкой?

часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка со словами пишется слитно.

:  Образуйте новые однокоренные слова с помощью данных приставок от корня и запишите эти слова.

Отлет, полет, залет, слет, подлет.

Посмотрите ещё раз на эти сочетания букв. Могут ли они  превратиться в отдельные слова?

Могут, если их употребить как предлоги.

Придумайте слова с данными предлогами.

: Что мы должны вспомнить, прежде чем написать слова с предлогами?

Предлоги со словами пишутся раздельно.

т дома , по улице, за деревом, с другом, под партой

Посмотрите на свои записи. Какой вывод мы можем сделать?

Одни и те же сочетания букв могут быть как приставками, так и предлогами.

2. Постановка темы и целей урока.

Попробуем определить тему урока. О чем мы будем говорить на уроке?

О приставках и  предлогах.

Верно. Мы вспомним, что знаем о приставке и предлоге.

:  Почему такие разные понятия мы должны рассмотреть на одном уроке?

Потому что можем допускать ошибки на письме.

У: Что же мы не знаем? Чему мы должны научиться?

Как отличить приставку от предлога?

IV. Повторение необходимых знаний для дальнейшей работы.

Давайте для начала сравним эти понятия. Сейчас вы разделитесь на группы. У каждой группы есть свой конверт. Вы должны собрать определение из слов, находящихся в конверте. Чья группа сделает быстрее, поднимает руки.

(Дети делятся на  группы)

1 группа  – собирает сведения о предлоге2 группа  – собирает сведения о приставке –  Слова на карточках: для связи слов в предложениидля образования новых слов, –  Группы составляют свои сведения.

Все ребята справились с работой. Давайте  расшифруем то, что у вас было в конвертах.  О чём идёт речь в ваших заданиях?

(Коллективная проверка донесений)

2. Составление таблицы для сравнения

3. Анализ полученных результатов.  Очень много отличий. Ошибиться нет причин? Или есть?

В чем же трудность?

Они похожи по написанию и отличать будет сложно.

V. Составление алгоритма действий.

У: Чтобы у нас с вами не было трудностей при написании приставки и предлога, давайте выполним данное задание

Определить, где приставка, а где предлог?

(в)летел  (в)окно,                 (на)брёл  (на)избушку,

(за)шло (за)тучу,               (с)прыгнул  (с)качели

У: Что мы должны вспомнить, чтобы определить, где приставка, а где предлог?

1 шаг. Д:  Предлоги не пишутся перед глаголами. Значит, сначала нужно определить часть речи определить глагол или другая часть речи)

2 шаг. У:  Как проверить существительные? Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем – нельзя.

работа  по карточкам

Запишите  двустишие, раскрывая скобки.  Докажите, в каком слове  – приставка, а в каком – предлог.

Сугробы снега вьюги (на)мели,

И грузовик, как баржа, (на)мели.

А сейчас отдохнём. ( Упражнение для глаз.)

VII. Закрепление алгоритма действий.

1. Самостоятельная работа

У: В продолжение нашей работы я предлагаю вам  выполнить следующее задание.

Мальчик  (с)прыгнул  (с)велосипеда, (по)бежал (по)дорожке, (до)бежал (до)дома.

VII. Итог урока.

Чему мы научились на уроке?

Отличать приставку от предлога. Что общего между приставкой и предлогом?

Они одинаково произносятся. Чем отличаются приставка от предлога?

Приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно. Приставка-часть слова, предлог-часть речи. У какой части речи не бывает предлогов?

Составьте несколько предложений на тему , используя данные сочетания букв и буквы.

Я очень довольна вашей работой на уроке. Спасибо!

Цель: формирование у детей четкого
представления о роли приставок в слове и
предлогов в речи человека, умение отличать
предлог от приставки.

1) формировать умение правильно употреблять в
речи слова с предлогами и приставками; навыки
правильного написания приставок; показать
нецелесообразность применения предлогов перед
глаголами
2) развивать умение образовывать родственные
слова, способствовать развитию речи, памяти,
мышления, орфографической зоркости.

Оборудование: “Русский язык. Учебник для III
класса начальной школы” (авторы Л. М. Зеленина,
Т. Е. Хохлова), индивидуальные карточки с
разноуровневыми заданиями, веера с буквами,
карточки зеленого и красного цвета, конверты с
предложениями, слова на карточках.

Ход урока

Как вы понимает эти слова?

На уроке мы покажем, как владеем родным языком.

Минутка чистописания.

Под солнцем подсолнух быстро подрос.

– Прочитайте предложение, записанное на доске.

– Какой одинаковый звук слышится в начале слов:
под солнцем, подсолнух, подрос?

– Дайте характеристику звуку.

– Посмотрите, как она пишется буква Пп.

– Пропишем в воздухе.

– Скопируйте как фотографы и пропишите одну
строчку в тетради.

– Найдите слова с приставкой в предложении.
Докажите.

– Найдите слова с предлогом. Докажите.

(Учащиеся доказывают, что между предлогом и
словом можно подставить другое слово или вопрос)

Вывод: – Что такое приставка? (приставка –
это часть слова)

– Что такое предлог? (предлог – это слово).

– Сформулируйте тему урока.

III. Объявление темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы закрепим правописание
приставок и предлогов, вспомним о роли приставок
в слове и предлогов в речи, докажем
недопустимость применения предлогов перед
глаголами.

Словарная работа.

В словах первый слог мышки унесли в норки.

?пуста, ?тофель, ?рох, ?рёза, ?ковь,
?гурец.

– Назовите эти слова? (капуста, картофель,
горох, берёза, морковь, огурец)

– Запишите их, поставьте знак ударения,
подчеркните орфограммы.

Проверка: Покажите с помощью веера, какие буквы
вы подставили в слова.

– Подумайте, какое слово лишнее? (Берёза –
дерево, огурец – ударение на 3-ем слоге).

– Подберите к слову береза однокоренное с
приставкой. ( Подберёзовик).

– Разберем его по составу.

– Почему подберезовик так называют?
Подберезовик растет под березой.

– Как напишите предлог с существительным?

– Прочитайте данное предложение без предлога,
получилось у вас предложение?

Вывод: – Для чего служит предлог в речи? (для
связи слов в предложении).

– Для чего служит приставка в слове? (для
образования новых слов)

(Учащиеся делают сообщения о роли приставок и
предлогов в речи)

Предлог – с греческого означает “калька”
переводится “перед словом”.

Всего около 200 предлогов. Занимают 4– е место по
частоте употребления.

Работа по теме урока.

1. А сейчас мы с вами побудем волшебниками.
Рассядьтесь по группам.

Возьмите карточки желтого цвета.

– Назовите слова с приставками, слова с
предлогами. Докажите.

2. Составить предложение из слов.

Достаньте слова из конверта и разложите перед
собой. Можем мы сказать, что это предложение.

дорожке, снежной, ребятишки, с, побежали,
санками, по.

(Нет, так как слова не связаны по смыслу).

– Составьте предложение.

По снежной дорожке побежали ребятишки с
санками. ( Комментированное письмо).

– Выделить приставку, подчеркнуть предлоги.

– Разобрать предложение по членам предложения.
(Взаимопроверка тетрадей)

– Все ли выполнили правильно.

Физкультминутка.

Если я называю слова с приставками, вы
приседаете, если с предлогами – хлопаете в
ладоши.

Стряхнул, с ветвей, в окно, влетел, заглянул, за
компьютером, написал, посмотрел, по телевизору,
над верандой.

VII. Работа по теме урока.

1)Работа с учебником.

с.6 Упражнение 9. (работа в группах). Учебник
Русский язык, 2 часть.

Каждой группе дается одно словосочетание.
Назовите с данными существительными
словосочетания 1) с прилагательным; 2) с глаголом.

( Устно назовите словосочетания с
прилагательным в 1 столбике, назовите
словосочетания с глаголом во 2 столбике)

1 группа – под дубом; 2 группа – с горки; 3 группа
– на берегу; 4 группа – у дороги.

под старым дубом,
с высокой горки,
на крутом берегу,
у большой дороги,
стоять под дубом
съезжать с горки
растет на берегу
расти у дороги

Обратите внимание на место предлога в
словосочетаниях

а) существительного с прилагательным;
б) существительного с глаголом.

Попробуйте сделать вывод.

Предлоги никогда не стоят перед глаголом.

(Дети рассаживаются по местам. На столах лежат
карточки розового цвета, учащимся необходимо
показать нужную карточку учителю и классу).

– Мне нужны слова с приставками.

– Посмотрите внимательно, все ли выполнили
верно.

– Мне нужны слова с предлогами.

Слова с приставками: (в)ходить, (на)писать,
(за)думать, (из)мерить, (по)дарить, (от)дать,
(у)ехать, (под)бросить, (до)делать.

Слова с предлогами: (в)классе, (на)болоте,
(за)столом, (из)стали, (на)улице, (от)берега, (у)дома,
(под)деревом, (над)озером.

VIII. Итог урока.

Мы все повторили о приставке и предлоге. А
сейчас мы проверим, как вы усвоили материал,
проведем тест. Если вы согласны с утверждением,
поднимаете красную карточку, если нет – зеленую

Тест

– На карточках записаны 3 задания, подумайте, с
каким заданием вы смогли бы справиться, и
выполните его.

1. Списать. Выделить в словах приставки,
подчеркнуть предлоги.

Лодка отплыла от берега. Мальчик нашел на
дороге монетку. Солнце зашло за тучу. Всадник
слез с коня. По дорожкам сада побежали ручейки.

2. Спишите, раскрывая скобки. Выделите
приставки. Подчеркните предлоги.

(От)тащил (от)лужи, (с)лез (с)дерева, (за)шло (за)
тучу, (по)ехали (по) дороге, (во)шел (во) двор,
(под)прыгнул (под)потолок.

3. Списать, подставляя подходящие по смыслу
приставки и предлоги.

Д/з. упр.

Учитель: Лощинина Светлана Константиновна, г. Тамбов

Тема урока: «Приставка и предлог

Русский язык 3 класс, Каленчук М. Л, Чуракова Н. А.

(УМК «Перспективная начальная школа»)

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: дать понятию «предлог» новый статус статус служебной части речи;

напомнить о разнице между предлогом и приставкой.

Планируемые результаты обучения:

– различать на письме приставки и предлоги;

– правильно писать и употреблять в речи

– распределять слова на служебные и самостоятельные части речи.

-узнатьо предлог – это часть формы имени существительного, служебная

часть речи, которая нужна для связи слов в предложении, а приставка – часть

– работать со словарём происхождения слов;

– упражняться в различении приставки и предлога;

– выделять корни и приставки; выписывать существительные с предлогами;

выписывать глаголы с приставками

– дифференцировать части речи на служебные и самостоятельные.

Обучающиеся научатся, получат возможность научиться:

– осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной

-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

-осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий, описывать

результаты учебных действий;

-работать с несколькими источниками информации (с частями учебной

книги, в одной из которых — система словарей, тетрадью для

-выполнять задания познавательного характера;

-работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе.

– формирование представления о причинах успеха в учебе;

– формирование интереса к учебному материалу

1. Мотивация к учебной деятельности.

– начать словами В. О. Ключевского

«Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости

– Как вы понимаете это высказывание?

– Что нужно делать, чтобы писать разборчиво?

-Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? ( минутка чистописания)

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального

затруднения в пробном действий.

– Пропишите прописную и строчную буквы п в соединении (Пп) всю

– Пропишите соединения букв. Составьте из них два слова.

Пред ка при лог став

– Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

– Какие задачи мы перед собой поставим на сегодняшний урок

– Прочитайте на ст.58 , какую проблему перед нами ставит волшебница

-Как ты ответишь на этот вопрос?

3. Выявление места и причины затруднения

Работа с учебником. Упр.50 (1 часть, ст.58

– О чём говорит знак в названии стихотворения? (Нужно заглянуть в

словарь происхождения слов).

– Найдите в словаре слово «бутерброд», откуда оно к нам пришло?

-Что для себя мы узнали нового? (Неправильно говорить «бутерброд с

маслом»бутерброда без масла не бывает!)

– Найдите и назовите предлоги, которые встречаются в стихотворении?

– Какую часть речи обивают предлоги ? (им.существительное)

– На какие вопросы отвечают им.существительные?

-А на какие вопросы отвечают предлоги?

– из 2, 3 предложений в столбик все существительные вместе с

предлогами, вставляя между предлогом и существительным ещё одно

– вам дается это задание? (напомнить о правописании предлогов

– В состав каких частей речи входят приставки во 2, 3 предложениях?

Приставки входят в состав таких частей речи, как глагол ( в большей

части слов: за/хотелось, про/гуляться, по/валяться с/манил, за/кричали)

существительное (). Это не значит, что приставки не

употребляются с прилагательными просто в данном тексте таких

– Выпишите из 2, 3 предложений глаголы с приставками в столбик.

Выделите корни и приставки. Рядом с каждым глаголом запишите

однокоренной глагол с любой приставкой.

– Что такое приставка? Какую работу она выполняет? (Приставка-

часть слова. Она участвует в образовании родственных слов).

– Какую работу выполняют предлоги? Для чего они нужны? (они нужны

для связи слов в предложении).

– Что нужно помнить, когда пишем приставку? (постоянные приставки

пишутся неизменно, непостоянные помнить и применять правило их

– – это часть слова, это служебная часть речи,

который нужен для связи слов в предложении, участвует в образовании

новой формы слова.

– Прочитайте объяснение темы Анишит Йокоповны на

– Что же она имела в виду? Какие части речи можно считать

самостоятельными, а какие – служебными?

– А какие части речи мы уже открыли для себя, перечислите их

-Давайте попробуем их распределить на две группы.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

– Прочитайте список знакомых частей речи: имя существительное, имя

прилагательное, глагол, местоимение, предлог.

– слова из списка на две группы ( фронтальная работа, результат

фиксируется на доске

1)самостоятельные 2)служебные

– Что обозначает каждая часть речи? На какие вопросы отвечает

(обращение к образовательному порталу Учи.ру).

5. Реализация построенного проекта.

– Давайте выполним задание, используя образовательный портал «Учи.ру»

– Вернитесь к тексту из упр.50. Найдите в нём по 3 примера на каждую

часть речи. Запишите их в тетрадь в начальной форме.

– У какой части вы смогли написать только один пример в начальной

-Дополните эту часть речи своими примерами.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней

– Выполните задание в группах.

Задание: Миша узнал о том, что в древних русских книгах все слова

писали без интервалов.

«Вот бы и нам так!- подумал Миша.- Тогда –то уж точно не сделаешь

ошибок на приставки и предлоги.»

И Миша написал так:

1 и 6гр.: Почистомуснегупроехалисани.

2 и 5гр.: Ветерсрываетсдеревьевсухиелистья.

3и 4 гр.: Вуютном дуплебелкапроводитхолоднуюзиму

Попробуй разобраться, что здесь написано.

Спиши правильно. Выдели приставки, подчеркни изученные орфограммы.

Обозначьте в словах части речи. (сущ., прил, гл., мест., пред.)

-Прокомментируйте выполненное задание.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1) – Выполните из РТ упражнение 36 (с.40

(+ – всё было понятно, с заданием справился;

+- не всё понятно, есть вопросы.

?- тему не понял.)

2) Дополнительное задание. Прочитайте. К слову из первой строчки

подберите подходящее по смыслу слово из второй и третьей строчек.

Напишите полученные имена существительные с предлогами.

Девочк работают со словами, подчеркнутыми один раз, мальчикидва

раза. У существительных выделите окончания.

поэт, река, город, озера, улица

Днепр, Ростов, Пушкин, Подгорная, Байкал

с, из, около, в, по

Вариант ответа: с поэтом Пушкиным.

– Что произошло с нашими существительными, когда они «встретились» с

предлогами? (изменили свою форму)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Задание в группе:

Как произносятся и как пишутся данные слова? Объясните.

1 и 6 гр.: Навес – на вес.

2 и 5 гр.: Согнём-

3 и 4гр.: Подушка – под ушки.

Составьте с этими словами словосочетания или предложения. Запишите

их в тетрадь.

Обсуждение выполненного задан

9. Рефлексия учебной деятельности.

– Наше занятие началось с буквы «П» и закончить я вам предлагаю этой же

Вам необходимо написать как можно больше слов о нашем уроке,

начинающихся на эту букву. Обоснуйте свой список

Побеждает группа с самым длинным списком.

На выбор одно упр. из РТ 34 или 35. Выучить вывод волшебницы на ст.60

На столах доп.задания для тех, кто быстро справляется с заданиями.

1. Название какого очень распространённого дерева состоит из четырёх

Ответ: __________ (сосна)

2. Из каких двух предлогов можно составить название домашнего

животного? И из трёх?

Овет: ______________ (кот, коза)

3. Из каких четырёх предлогов можно составить название

принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в

Ответ: ____________________ (насо

1. Мой первый слогпредлог,

А во втором мы проживаем всё лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждёт ответа.

__________ (задача)

2. Предлог и стройматериал

Морской выдерживают вал.

Конспект урока русского языка в 3-м классе

УМК В. П. Канакиной «Школа России» по теме«Правописание приставок и предлогов»

Выполнила: Петрова А. С.

Место и роль урока в изучаемой теме: 1-ой урок по  теме «Приставки и предлоги»

урок освоения новых знаний

создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.

1.        Образовательная – обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога

2.        Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

3.        Воспитательная  – содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения, доброму отношению к окружающей природе.

4.        Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

1.  Русский язык: Учебник. Часть 1: для 3 класса четырёхл.нач.шк. – М.:Просвещение, 2013г.

3. Карточки с заданиями.

4. Средства обратной связи (светофоры)

: проблемного обучения; в урок взяты элементы технологии системно – деятельностного обучения.

: словесный, практический, наглядный

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Цели урока направлены на достижение учащимися:

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить  выходы из спорных ситуаций;

– установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

–  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

–  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

–  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

–  логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

–   готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

–  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.

– осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

– первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

– отличать слова с приставками от предлогов;

– применять правила правописания предлогов и приставок;

Скажите, что хотели бы получить от сегодняшнего урока

-Какое у вас настроение?

– Ребята, улыбнитесь друг другу, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

– Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? (Да). Тогда начнём:

-Возьмите тетрадь. Положите парту, возьмите ручку, запишите  тетради  дату. ( Выполнить не можем.)

– Почему выполнить не можете задание? (Пропущено слово.)  Догадайтесь, какое слово я пропустила? (На, в.)

– Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах. Как они называются?  (Предлоги.)

Возьмите тетрадь. Положите на парту, возьмите ручку, запишите  в тетради  дату.

– А теперь выполните данную инструкцию. ( На  и на доске: число, классная работа).

: На, за, по, от, со, под.  (На доске)

– Запишите данную строку в тетради.

– Посмотрите внимательно на строку. Что записали вы?  (предлоги и приставки). На, за, по, от, со, под,

Так приставка или предлоги? Кто сможет доказать?

Где приставка? Где предлог? Кто бы нам понять помог?

Значит, какую учебную  задачу  предстоит  нам  решить на  этом  уроке?  (Будем учиться различать  предлоги  и  приставки).

– Для чего  нужно  уметь  различать их? (Чтобы  правильно писать  слова  с  предлогами  и  приставками,  уметь правильно  употреблять  в  речи  приставки  и предлоги, правильно написать  письмо, заявление  и  другие  документы).

– Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока? ( Правописание приставок и предлогов).

нашего занятия – различать приставки и предлоги,  правильно  употреблять в письменной и устной речи. Слайд 4 (на доске)

Слайд 5: Хорошеесловодосердцадойдет.

Расшифруйте данную пословицу. Слайд 6: Хорошее слово до сердца дойдет.

Объясните смысл данной пословицы.

На что нужно обратить внимание при написании данной пословицы? (На то, что предлоги пишутся раздельно, а приставки слитно).

Запишите данную пословицу, выделите приставку и предлог. Предлог выделяем в кружок, сверху обозначаем. ( На слайде 7

– Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая  стоит  перед  корнем  и  служит  для  образования новых слов

– Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме, пишется слитно

– Как найти приставку в слове? (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.) Докажите, подберите однокоренное слово с другой приставкой (Уйдет, пойдет и т.д.).

– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении

– Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно

– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово.

Слайд 8: Хорошее слово до (до чего?) сердца дойдет.

Хорошее слово до щедрого сердца дойдет.

Поэтому предлоги пишутся раздельно.

– С какой частью речи употреблен предлог в данной пословице? (Имя существительное).

– Я хочу вам открыть небольшой секрет. В русском языке предлоги никогда не употребляются с глаголами. Надеюсь этот секрет вы будете помнить всегда.

– Сейчас я вам предлагаю составить в группах кластеры по нашей теме урока. У каждой группы на столах лежат фразы, распределите их так, чтобы получилась сравнительная таблица. Можете использовать фломастеры, выделять главное, подчеркивать. После один ученик будет защищать свой кластер у доски. На это вам 2 минуты.

Предлагаю данные кластеры сохранить как памятку.

Положите руки на стол

Положите руки под стол.

Поднимите руки вверх, похлопайте над головой.

Поднимите правую руку, поднимите левую руку.

А теперь все дружно встали

Покружились, наклонились вперед, назад, влево, вправо.

И друг другу улыбнулись.

– Какие предлоги и приставки  вы услышали на физминутке. ( На, под, над; в, по)

– Пальцы в замок, повертели, покружили, ладошки растираем и к щекам прикладываем.

Работа  в парах.

– Предлагаю поработать в парах.  У вас на столах карточка со словами. Ваша задача –  составить пары слов, вставляя пропущенную букву. Выделить приставку и предлог. На это вам 2 минуты.

доехал       до гор.да

слез            с б.рёзы

устроил     у д.ма

наклеил    на р.сунок

впустил     в комн.ту

изгнал       из кв.ртиры

отплыл      от бер.га

постучал   по дер.ву

подсунул   под меб.ль

зашёл         за д.ревню

пропел       про р.машку

надписал   над к.мпьют.ром

– По какому принципу искали пару? (Чтобы получилось словосочетание)

– А что такое словосочетание? (Слова связанные по смыслу)

-Чем отличается группа слов справа от группы слов слева? (Слева  – глаголы, справа – существительные с предлогами. Приставки пишутся слитно, предлоги раздельно. Предлоги никогда не употребляются с глаголами. Предлог это часть речи, а приставка – часть слова. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово, а между приставкой и корнем – нельзя). Например, докажите.

хал до (чего?) города

хал до большого города.

– Оцените свою работу в паре. Если все верно как на слайде – поставьте +, если возникли вопросы – ! .

– Предлагаю выполнить интересное задание, которое будет являться вашим билетом на выход.

У каждого есть карточка. Дан текст, ваша задача – выделить в словах приставки и предлоги. Приставку помним как выделяем, предлоги выделяем в кружок. Подпишите. На это вам 3 минуты.

– В конце урока каждый из вас сдает свой билетик.

1.(С)востока (по)тянул ветерок. 2. Далеко (в)лесу (за)кричала сова. 3. Туча краем (на)катилась (на)солнце. 4. Муравьишка (до)лез (до)вершины березы. 5. Синичка (по)летела (по)комнате, (в)летела (в)клетку и стала клевать зерно.

– Какое открытие сделали сегодня на уроке?

– Что нужно знать о правописании приставок и предлогов?

– Как отличить приставку от предлога?

– С какой частью речи не употребляются предлоги? Приведите примеры.

– Как вы считаете достигли мы сегодня с вами поставленную цель на уроке?

– Какие задания  помогли достигнуть поставленную цель? (Составление кластера, работа в парах, группах, работа с пословицей).

– О чем хотели бы узнать подробнее?

– Предлагаю оценить свою работу с помощью нашего светофора.

Зеленый – все было понятно, могу помочь одноклассникам.

Желтый – есть вопросы.

Красный – нужна помощь учителя.

– Передаем вперед.

Задание на выбор:

Учебник: упр. 260 с. 132 или выполните задание творческого характера: выписать 5 пословиц, в которых употреблены и приставки и предлоги.

Спасибо вам! Я вами довольна. При выходе сдаем билетики. Слайд 13.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *