КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПАДЕЖИ

Падежи имени существительного.

формированию умения определять падежи имени существительного.

– Познакомить учащихся  с падежами имён существительных.

– Формировать умение определять падеж имён существительных по вопросу и вспомогательному слову.

– Активизировать способность языкового чутья и способа постановки смысловых и падежных вопросов.

– Прививать любовь к родному языку, к родному городу; воспитывать чувство прекрасного через художественное слово.

– Продолжить работу над формированием коммуникативной культуры при работе в парах.

– Способствовать развитию умения склонять имена существительные, распознавать падежи.

– Развивать навыки грамотного письма.

– Развивать и совершенствовать речь учащихся.

– Способствовать развитию мышления, продолжить учить делать выводы.

– Развивать познавательную активность учащихся на уроке и заинтересованность тайнами языка во внеурочной деятельности.

1). Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2). Уметь проводить самооценку на основе успешной учебной деятельности.

3) Воспитание трудолюбия и способности к познанию;

4). Воспитание нравственного чувства, эстетического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

5). Формирование интереса к русскому языку;

1). Извлекать информацию из схем и текстов;

2). Выявлять сущность особенности объектов;

3). На основе анализа объектов делать выводы.

1). Понимать учебную  задачу  урока и  стремиться  ее выполнить;

2). Умение прогнозировать предстоящую работу (планирование);

3). Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1). Слушать и понимать других;

2). Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

3). Оформлять свои мысли в устной форме;

1). Уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять число;

2). Выполнять операции анализа, синтеза и сравнения;

3). Отвечать на  итоговые  вопросы и оценивать  свои достижения на уроке.

учебник «Русский язык» 4 класс  Школа России, словарь Репкина, методическая литература

Обоснование выбора учебника русского языка из вариативных УМК (Школа России):

Соблюдение санитарно-гигиенических норм:

1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.

2. Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно.

3. Придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для праворуких).

4. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради (бумаги).

5. Ручка должна составлять одну линию с рукой; рука при этом должна располагаться под линией письма;

6. правая рука придерживает бумагу (тетрадь) в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости;

7. свет при письме падает справа

2. Проверка готовности к уроку.

1. Проверка домашнего задания

А) Индивидуальные карточки по предыдущей теме

Б) Фронтальная проверка упражнения

Обратите внимание, что наклон букв одинаковый. Правильно             положите тетрадки, сядьте правильно, а теперь запишите этих буквы до конца строки.

-Напишите слово, чтобы в нем присутствовало и заглавная буква А, и строчная. Это может быть имя, город и т.д.

-Составьте словосочетание с этим словом.

3. Словарная работа.

А) Чтение загадки и отгадывание ее детьми.

– Ребята, сейчас я вам прочитаю загадку, а вы должны ее отгадать. Слово, которое вы узнаете мы запишем с вами в словаре.

В сентябре у нас алели

-Кто знает, что такое аллея?

-Где мы можем с вами ее встретить?

-Давайте теперь проговорим с вами это слово.

-Произнесите это слово по слогам.

-Сколько слогов в данном слове?

-На какой слог падает ударение?

-Что необычного вы увидели в слове аллея?

-Посмотрите на доску, давайте с вами отгадаем кроссворд.

1. Какой знак препинания чаще всего ставится перед союзами?

2. Какая самостоятельная часть речи не имеет грамматических значений?

3. Какое значение является постоянным у имени существительного?

4. О какой части слова можно сказать, что она является носителем лексического                  значения  слова?

5. Автор “Словаря русского языка”.

6. Слова, противоположные по значению.

Ответы:  1. Запятая  2. Наречие  3. Род   4. Корень   5. Ожегов   6. Антонимы

-Наверно, самые внимательные заметили, что здесь спряталось одно слово? Кто мне скажет, что это за слово? (падежи)

-Падежи. Именно о них мы будем сегодня говорить.

– Друг – это человек, который всё поймёт и поможет. Друга не забудешь через годы. Другу доверишь любую тайну. Я уважаю своего друга. Я горжусь другом. Многие мечтают о настоящем друге.

– Что объединяет эти записи? Выпишите из каждого предложения слово «друг» с вопросом, на который оно отвечает. Выделите окончания в его формах.

Запись на доске: кто? друг               кого? друга

кого? друга            кем? другом

кому? другу          о ком? о друге

– Скажите, что менялось в существительном «друг»? Почему изменялась форма слова и его окончание? Как называется такое изменение формы имени существительного? Для чего же существительные в тексте изменяют свою падежную форму?

-А что еще вы знаете о падежах из прошлых уроков?

1. Выделение существенных признаков.

– Какие части речи имеют это грамматическое значение?(существительные, прилагательные, местоимения, числительные)

– Какие способы определения падежа существительного мы знаем? (По падежному вопросу,  по предлогу, по смыслу).

-Есть ли у падежей вспомогательные вопросы?

-Какова роль в предложении каждой падежной формы имени существительного?

2. Работа над формулировкой правила.

-А теперь подтвердим наши доводы и предположения. Для этого откройте учебник на странице 80-82 и прочитайте информацию о падежах.

Работа у доски. -На доске я записала ряд слов, одно из них в транскрипции.

– Кто узнал это слово?

– Сколько звуков в нем? Букв?

– Почему звуков меньше?(ь)

– Прочитайте слова, они стоят в начальной форме, вам нужно построить предложение.

– Кому-то может быть, поможет схема.

Проверка. ( В феврале непрогладная метель упрятала под снегом тропинки).

-Обозначьте орфограммы данного предложения, и определите падежи существительных.    – Как понимаете слово «метель»?(сильный ветер со снегом)

– Назовите синонимы этого слова (буран – снежная буря, метель в степи; вьюга – снежная буря; пурга – снежная буря, сильная вьюга)

– Что сильнее? Метель или буран? Вьюга или пурга?

– Как понимаете слово «непроглядная»?(такая темная, что нельзя разглядеть)

– Однокоренные слова к слову упрятала?(см. словарь Репкина)

-Молодцы, к этому предложению мы еще вернемся, а сейчас устроим соревнование по рядам.

-Вернемся к нашему предложению. О чем оно сообщает? Это предложение является началом рассказа. Вам нужно продолжить его, т. е. составить 2-3 предложения. Можно придумать название. (используют словосочетания с предыдущего задания)

Работа по карточке

Написать пять существительных 1-го склонения, пять – 2-го склонения, пять -3 склонения.

Друга ищи, а найдешь- береги. Друзей много, а настоящего друга нет. Медведи у волка не гостят. От волка бежал, да на медведя напал. Для медведя зима- одна ночь. Без кота мышам раздолье. Есть сало, да не для кота.

1 вариант – выпишите слова именительного падежа.

2 вариант – выпишите слова родительного падежа.

3) Выборочный диктант.

Лиса – хитрый зверь. У (кого?) пушистый хвост.(Кому?) т.пло зимой. Охотник высл.дил (кого?). Заяц не любит встреч.ться с (кем?). О (ком?) народ сложил сказки.

(Учащиеся списывают текст, изменяя по вопросам существительное «лиса», и вставляют пропущенные буквы. Учитель помогает «слабым» ученикам.)

– Прочитайте предложения. Назовите окончание существительного «лиса» и покажите падеж.

Какие буквы вы вставили в слова? Докажите.

Стр.83 упражнение 140

-Посмотрите упражнение, что вам непонятно?

– Что мы делали на уроке?

– Какова была цель нашего урока? (повторить и закрепить способы определения падежа существительного)

Поурочные методические разработки, составленные в соответствии с учебником М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой пи др. ” Русский язык .5 класс.” (М.:Просвещение). Поурочные разработки включают подробное описание хода уроков суказанием их целей и планируесмых результатов, методических приемов, с разбором наиболее сложных вопросов и характерных ошибок.

Скачать

Урок 1. Ваш учебник .

На доске записаны пословицы: 1. Мир освещается солнцем, а человек — знаниемВек живи — век учись. Ученье — свет, а неученье — тьмаЗа одного ученого двух неученых дают.

Учащимся предлагается прочитать их, определить смысл. Одна две пословицы записываются в тетради.

Ре б я та!

Сегодня в мир знаний вас поведет книга — учебник русского языка. Чтобы уметь пользоваться этой книгой, надо знать, как она устроена, то есть ее аппарат (лат. apparatus — снаряжение).

Выразительное чтение заранее написанного на доске текста.

У тебя на парте лежит учебник русского языка. В нем встречаются условные обозначения. Они тебе понятны? Если нет, открой страницу 9 учебника и познакомься с ними. Сможешь ли ты теперь объяснить значение значков-символов? Знание условных обозначений учебника поможет тебе успешнее выполнять задания.

Над созданием учебника работало много людей: ученые, художники, печатники. Бережно относись к своему учебнику!

— Перескажите текст. Определите его основную мысль.

Чтение стихотворения В. Суслова «Твой учебник — твой портрет». ( Задание дается по усмотрению учителя.)

Дают вам учебники в школах бесплатно!

И это, конечно же, очень приятно.

Но в этой приятности

А если ты, скажем, не очень опрятна

И там на страницах какие-то пятна?

Чернилами синими залит

В тарелку свалился учебник

Так что же:

отныне твой личный секрет—

Какой-то мальчишка из младшего

Отыщет там пятнышко

— Скажите, вы правда такая

Вы этот учебник весною вернули

С большим живописным пятном

Еще я нашел там следы вашей

Ведь надо же:

там, где фамилия ваша,

Печать приложила перловая каша!

Ну, что в нем?

Но он в то же время —

Хозяйка учебник зубрит, изучает,—

И он, между прочим, весь год

И может весной доложить

О разных привычках и нравах

Коллективное составление памятки «Как относиться к учебнику», которая записывается в тетрадь (выборочно).

Бережно относись к учебнику, в него вложен труд многих людей. Обращайся с ним аккуратно. Никогда не пиши в учебнике ручкой, черновые записи делай в блокноте.

Помни: свой учебник ты должен передать чистым и опрятным будущему пятикласснику.

вспомнить и записать 2—3 пословицы или поговорки о книге, о роли знаний в жизни человека.

Предварительный просмотр

Язык и человек. Урок 2.

Работа с текстом упр. 1. Ответы на вопросы к упражнению.

Беседа с учащимися.

Учитель сообщает пятиклассникам, что ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных. И ни один из них не научился говорить, когда попадал в человеческое общество.

— Как вы думаете, почему это происходило?

— Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны?

— Русский язык — это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Известный писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, писал, что «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

К слову нужно относиться бережно. Недаром поэт В. Шефнерписал:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

— Как вы понимаете эти слова?

— А вот как выразил эту мысль народ в пословицах и поговорках о языке (2—3 пословицы записываются в тетради):

На великое дело — великое слово.

Язык мал, а великим делом ворочает.

Хорошую речь хорошо и слушать.

Ласковое слово и кость ломит.

упр. 2 (устно: прочитать, пересказать), упр. 3 (письменно).

Состав слова. Повторение. Урок 4.

морфема — значимая часть слова (в отличие от слога), передающая определенные языковые значения.

: находить морфемы в слове, доказывая, что это значимая его часть; отличать слова с одинаковыми по звучанию корнями от однокоренных; учитывать при подборе однокоренных слов значение корня слова.

Запись на доске слова повредит и разбор его по составу.

Учитель напоминает учащимся порядок разбора слова по составу: он начинается с определения принадлежности слова к части речи; затем выясняется значение слова ( — причинит вред). После этого выделяется окончание и указывается, что оно обозначает (это закрепляет представление школьников о связи структурного состава слова с его морфологическими признаками).

Образец ответа учащегося, к которому необходимо стремиться уже в V классе.

— глагол, обозначает действие — причинит вред. Окончание  указывает на то, что этот глагол II спряжения стоит в будущем времени, 3-м лице, единственном числе. Такое же окончание в глаголах висит, сгорит, закричит и пр. Приставка – — неизменяемая на письме. Такая же приставка в словах поговорить, побелить, поворот и др. Корень  Этот же корень в словах  и т. д.

Такой порядок разбора слова по составу не противоречит разбору, предлагаемому в учебнике. Как показывает практика, он помогает школьникам яснее осознавать морфему как значимую часть слова, отличающуюся от слога или любой произвольно отсекаемой части слова, выявлять значения морфем, обогащает слова запас школьников.

Упр. 16 (устно). Учащиеся выписывают слово удивился, выделяют его корень.

Запись в «Словарь корней».

(Внимание учащихся обращается на то, что во всех записанных словах обязательным является выделение корня и указание на принадлежность слова к части речи.)

Указываем на чередование . С некоторыми из записанных в словарь слов устно составляются предложения.

— Как называются слова с одним и тем же корнем?

— Что надо учитывать при подборе однокоренных слов?

— Являются ли однокоренными слова

. Запись под диктовку.

О б р аз е ц:

Мы разглядели в высокой траве светлячка. Конец его брюшка светился холодным огоньком. В теплые летние дни вдоль тропинок появлялось много светлячков. Вечерами тропинка украшалась зелеными фонариками огоньками.

§ 5, упр. 20, 21; запомнить написание слов из «Словаря корней».

Язык и речь.

Язык и его единицы. Урок 3.

Взаимопроверка заданного на дом упр. 3.

Дополнительный вопрос: какие три функции выполняет русский язык?

Беседа по рисункам (с. 6).

Упр. 5 (устно).

Знакомство с теоретическими сведениями § 3.

Учитель сообщает учащимся, что язык изучает специальная наука — л и н г в и с т и ка (от  — язык), и предлагает по оглавлению учебника познакомиться с теми разделами лингвистики, которые будут изучаться в этом учебном году.

V. Упр. 7, 8, 9 (устно).

Урок 5. Орфограмма. Повторение.

что такое орфограмма.

находить орфограммы в различных морфемах.

Запись на доске слов дом — дома́. В корне слова дом буква  стоит под ударением, поэтому в написании гласной в корне этого слова нет выбора букв. В корне же слова есть выбор букв (), потому что гласная корня стоит в безударном положении. То есть в корне данного слова есть буква, написание которой определяется правилом. Такие буквы называются орфограм- мами.

Итак, в слове в корне нет орфограммы, в слове  — орфограмма в корне — буква  (проверочное слово —

Чтение материала § 6 на с. 11-13.

— Что такое орфограмма?

— Как вы понимаете выражения «орфограмма в корне», «орфограмма в окончании»?

Учитель дает образец графического обозначения (объяснения) орфограммы: указывается часть речи, затем выделяется часть слова, в которой есть орфограмма. Одной чертой подчеркивается та буква, написание которой следует проверить, двумя — та, которой определяется ее выбор.

Запись образцов обозначения (объяснения) орфограмм в различныхморфемах:

Запись слов — по два примера — с орфограммой в корнеи окончании.

На доске записаны слова удивить, скрип, глядеть, загадать, жалеть, загадка, жалко, скрипучий, стрелка, взгляд. Учащиеся должны вначале прочитать только те, в корнях которых нет орфограммы, затем те, в корнях которых она есть. ( Упражнение направлено на отработку умения «видеть» орфограмму в слове, то есть «видеть» те места, где можно допустить ошибку в написании слова.)

Затем слова, в которых нет орфограмм в корне, стираются с доски. Оставшиеся слова учащиеся записывают и графически объясняют выбор гласной в корне.

При подборе однокоренных слов желательно использовать два способа:

1) изменение формы слова; 2) подбор однокоренного проверочного слова. Запись лучше делать в два столбика.

Делается вывод о том, что безударная гласная в корне может быть проверена:

1) изменением формы слова; 2) подбором однокоренного проверочного слова.

Упр. 25, 26 (частично).

Объяснительный диктант (при записи предложений безударные гласные в корнях выделенных слов объясняются графически).

к себе в деревню.  в сосновом лесу. Все вокруг было покрыто пахучими травами. На поляне около опушки я синие цветы. Полянки с ними были похожи на  озера с синей водой. Я сорвал цветок. Когда я  его, в нем

(По К. Паустовскому)

§ 6, упр. 27; повторить слова, записанные в «Словарь трудных слов».

Правописание проверяемых безударных

гласных в корне слова. Повторение. Урок 6.

что при нахождении однокоренных слов необходимо учитывать значение корня.

различать слова с одинаковыми по звучанию корнями; подбирать однокоренные слова, учитывая значение слова.

Проверка домашнего задания.

вода — водить, лето — лететь.

Запись слов свыделением в них корней: оса — осинка, пища — пищать, гора — горе.

Учащиеся должны доказать, что однокоренными являются лишь те слова, которые объединены одним значением и имеют один и тот же корень.

Подбор к данным словам родственных слов.

Учитель читает стихотворение А. Кушнера.

У шиповника — шипы.

На шиповнике — бутоны.

Вот он блещет у тропы.

Он глаза мои слепит,

Он костер напоминает.

Он шиповник. Он шипит.

Искры алые роняет.

— Однокоренные ли слова шиповник, шипы, шипит? Записать слова, выделить в них корень.

На доске заранее написаны (или спроецированы с помощью графопроектора) слова. Учащиеся должны найти в каждой строке однокоренные слова и записать их в отдельные столбики; выделить корень, подчеркнуть в нем безударную гласную, объяснив графически ее написание. Выделенные слова разобрать по составу.

, горевать, горец, горе.

Водитель, водяной, водить, вода,

, дело, разделить, деловой, делец.

с заданием выделить и графически объяснить написание безударных гласных в корнях выделенных слов.

Учащиеся делают вывод о том, что при подборе однокоренных слов необходимо учитывать значение слова.

Чтение правила на с. 15.

дать, давать, задавать, продавать, продавец, преподаватель, преподавать, раздаваться.

Устно с 2—3 словами учащиеся должны составиФь предложения.

§ 7, упр. 31; составить и записать два предложения со словами, имеющими корень –

Урок 7. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

способы проверки написании безударных гласных корня.

: учитывать значение слова при подборе однокоренных слов при выборе гласной в корне.

На доске заранее написаны (или спроецированы) словаволна — вол, травить — травы, частичный — частный.

— Можно ли проверить безударную гласную в словах, расположенных слева, словами из правого столбика? Почему?

III. На доске заранее написаны слова число — чистый, ползти — польза, белизна — белый, лепить — лепка, спешить — спешка, ложка — ложный. Учащиеся должны выписать только те пары, в которых одно слово является опорным, проверочным для другого; выделить корни в этих словах.

Делается вывод: при подборе однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне необходимо учитывать значение слова.

Запишите слова и объясните их значение; обозначьте графически орфограмму в корне. Например: пахучий (цветок) — цветок, который пахнет.

Застеклить рамы (вставить стекла в рамы), пломбировать зуб (), рисковать (), отмечать (), полезный урок (урок, который приносит пользу

Объяснение значения слов  — пространство вдоль реки, расположенное ниже окружающей местности (виз).  — слова, противоположные по значению словам

далекий, дальний, отда-

гался по нижнему течению реки); лять, удаление, далече, да-

леко, удалиться, вдали

Устно с 2—3 словами составляются и записываются предложения.

Графически объясните орфограмму в корнях глаголов.

Посветить фонарем, посвятить стихотворение, удалиться от берега, угостил конфеткой, поседел от старости, посидел на скамейке, известил письмом, отворили дверь, отварили грибы, соединили провода, преодолеть.

: § 7, упр. 34, 35; повторить слова из «Словаря корней».

Урок 8. Правописание проверяемых

Какие значимые части слова вам известны?

Что является главной частью слова? Почему? (В корне заключено основное значение слова.)

единство, единение, объединиться, единица, соединение, единственный.

С 2—3 словами различных частей речи составляются и записываются предложения.

Выделите корень с безударной гласной, подберите проверочные однокоренные слова.

Удивительный день, скрипучий снег, приближаться к дому, укротить зверя, расчищать двор, объяснить задачу, объединить людей, сожалеть о потере.

Списывание предложений (текст заранее записан на доске или спроецирован с помощью графопроектора). Учащиеся должны выбрать правильное написание, учитывая значение слов.

1. На мачте разввался флаг. 2. В отдднелись картофельные поля. 3. Растение хорошо разввается. 4. Ребята умляли взять их на всю ночь лвить рыбу. 5. Закрпи полозья саней, чтобы они не скр

Напоминаем: прежде чем работать над орфограммой в слове, необходимо указать его принадлежность к части речи.

Игра «Составь слово».

Предлагается составить слово, взяв определенные значимые части (морфемы) из других данных учителем слов. Вначале учащиеся устно составляют слово, затем записывают в столбик названные учителем слова, выделяют в них указанные морфемы. Полученное слово записывается справа от столбика слов.

взять корень, от прилагательного  — суффикс, от прилагательного

: (по выбору учащихся) упр. 19 или самостоятельно составить 5 загадок к игре «Составь слово»; повторить слова из «Словаря корней».

Урок 9. Правописание безударных гласных в корне слова

слава, славить, прославлять, прославление.

Контрольный словарный диктант.

Графически объясните выбор орфограмм в корне.

Преподаватель, долина, удивительный, объединить, удивиться, удалиться, преодолеть, соединение, далекий лес, единица, задавать тон, продавать, раздаваться в тиши.

Выразительное чтение записанного на доске отрывка из стихотворения А. Майкова.

Мой сад с каждым днем увядает;

Помят он, поломав и пуст,

Хоть пышно еще доцветает

Настурций в нем огненный куст.

Учащиеся выписывают слова с проверяемой гласной в корне, рядом пишут проверочные слова.

— В каком слове безударная гласная в корне слова не проверяется ударением? (Настурций.)

Запись в «Словарь трудных слов».

Настурция, оранжевый, аромат.

С данными словами (устно) составляются предложения.

Чтение правила на с. 16; упр. 30, проверка его выполнения.

1. В единении сила народа. 2. Потянул ветерок, воду морщит, рябит. ( И. Никити н.) 3. Машенька обвела удивленными глазами свою комнату. ( А. Чехов.) 4. Поэты в своих стихах прославляют красоту родной земли.

§ упр. 31; повторить слова из «Словарякорней».

Урок 11. Правописание согласных в корне слова

виды орфограмм (согласных) в корне.

определять вид орфограммы (согласной) в корне слова, применять правило, обеспечивающее правильный ее выбор.

I. Чтение текста, записанного на доске.

Скрипит мороз. Сердит мороз.

И снег, сухой и колкий.

И вяз озяб, и дуб замерз.

Насквозь продрогли елки.

— Какие слова стихотворения «оживляют» природу? В каких словах произношение согласных звуков не совпадает с их обозначением на письме? Вспомните правило написания звонких и глухих непроизносимых и непроверяемых согласных в корнях слов (можно прочитать правило на с. 17, 19, 20 учебника).

Коллективная работа по составлению таблицы.

Учащиеся заполняют таблицу примерами, взятыми из пословиц.

1. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. 2. Добрая пословица не в бровь, а в глаз. 3. Умный надеется на себя, глупец — на счастливый случай. 4. Длинный язык — лестница, по которой ходят несчастья.

Найдите лишнее слово.

Капустный, ужасный, хрустнуть, грустный.

Известный, участник, вкусный, яростный.

Объясняя написанное, учащиеся должны выделить корень, подобрать (устно) проверочное слово.

Вокзал, рюкзак, шествовать, шефствовать (шефы), спортсмен, отсюда, блеснуть, сиять, сверкать, вести

Графически объясните написание согласной в корне.

Звездное небо, шествовать по дороге, участвовать в конкурсе, шефствовать над малышами, опасный переход, честное признание, напрасные усилия, грустная мелодия, хвастливый заяц, громоздкий узел, здравствовать, тростниковые заросли, страстный призыв, блеснуть на солнце, просьба отца.

§ 8, упр. 46.

. И, У, А

: о написании и, у, а

: объяснить орфограмму в слове (и, у, а

Запишите, пропустив все орфограммы в корнях (один из школьников с целью сокращения времени на проверку выполняет задание на пленке графопроектора).

На озере доцвели кувшинки. Широкой желтой полоской выделялись эти цветы на фоне голубой воды. По ночам небо над ними оживало.

(По К. Паустовскому.)

Учащиеся вставляют пропущенные орфограммы, объясняя устно их выбор.

— На какое правило вы опирались в выборе орфограмм после шипящих? (Повторение правила или чтение его на с. 21 учебника.)

Брошюра, парашют, жюри.

Выяснение значения слов по «Толковому словарю» учебника.

Работа над таблицей «Виды орфограмм (гласных) в корне» (см. урок 7); дополните таблицу пунктом 3: и, у, а

Диктант «Проверь себя».

За одну ночь все в природе изменилось. Низкие облака ползли над самой землей. Они чуть не цеплялись за верхушки елей. Вид был печальный. В воздухе кружилась живая сетка из мягких пушистых снежинок.

§ 10 упр. 53 запомнить написание слов исключений.

Урок 13. Разделительные

условия выбора разделительных

распознавать на письме разделительные

Небесный свод, чувствовать усталость, поздно вечером, прекрасный вид, яростный ветер, блеснуть на солнце, гигантская сосна, окрестные места, властный голос, воскресная прогулка, чинить часы, вязкая трясина, шествовать по улице.

Объясните графически, почему в словах с одинаковыми приставками в одном случае пишется , в другом — нет.

Разлить — разъяснить, съехать — сузить, Семка — съемка, предъюбилейный — предложить.

Вспомните правило, известное из начальной школы, о написании разделительных  (или провести наблюдения над материалом на с. 22 учебника).

Обозначают ли звуки? Какую роль выполняют разделительные ? В каких случаях пишутся разделительные

Вьюга, серьезный, барьер.

1. Упр. 55 (устно).

2. Запишите, графически объясните написание разделительных

Разъяренный зверь, съежиться от холода, объяснить задачу, льется дождь, разъединить провода, большой объем, разувериться, сузить юбку, подъезд, вьет гнездо, сверкнуть в листьях деревьев, серьезная опасность.

Игра «Кто больше придумает слов?» с

§ 11, упр. 57 (письменно); подготовиться к контрольному словарному диктанту.

Урок 14. Отличие предлога от приставки

в чем отличие предлога от приставки; об орфограмме-пробеле.

: различать орфограмму-букву от орфограммы-пробела.

I   в а р и а н т

2. посветить огнем

II   в а р и а н т

Работа с материалом учебника, с. 23.

1. Упр. 58 (выполняется под руководством учителя).

2. Заполните колонки примерами. Графически объясните выборорфограмм.

Объединял, опасность, из-за леса, низкое солнце, взглянул, из-под пера, ощущать, подтянуть, под тяжестью, бежал по мостику.

3. Упр. 59.

В целях экономии времени для проверки задания один из учеников делает упражнение на пленке графопроектора.

Материал для наблюдений на с. 24.

: § 12, упр. 61.

Урок 15. Части речи

: определения частей речи.

различать части речи по вопросу, значению, морфологическимпризнакам.

I. Запись в «Словарь корней».

Записывая слова, учащиеся определяют принадлежность их к ча стям речи.

II. Вопросы к классу.

— Назовите 2—3 предмета, которые окружают вас. К какой части речи относятся названные вами предметы? Какие действия они выполняют? К какой части речи относятся названные слова? Назовите признаки этих предметов. К каким частям речи относятся эти слова?

— Прочитайте стихотворение О. Высоцкой «Веселая грамматика» (упр. 67). О каких частях речи, кроме названных вами, говорится в нем? Приведите примеры этих частей речи.

Запись слов в столбики. Графическое обозначение орфограмм в корне.

Посвятить ему стихотворение, удивить нас, объединение в союз, дрожать от холода, долина роз, прославлять его, поздним вечером, разглядеть в темноте, вьется на ветру, отдалиться от меня, утешать ее.

— Можно ли определить часть речи по следующим признакам:

изменяется по родам, числам, падежам;  относится к одному из трех родов, изменяется по числам, падежам? Приведи те примеры.

Упр. 69 (устно).

Вправо, влево, впереди; справа, слева, вскоре.

Поздняя осень, выпал снег. Белой пеленой покрыл он вязкие болота, долины и лесистые сопки. Справа от дороги лес поредел. Сквозь голые деревья видно далеко вокруг. Только местами на ветвях дуба еще держатся багровые листья.

(По Е. Спангенбергу.)

Индивидуальная работа по карточкам.

К а р т о ч к а   № 1

1. Списать, вставить пропущенные буквы.

Здра.ствуй, облас.ной, б.ет, чес.вовать г.роя, сер.це, трос.ник, п.ет воду, в.юга.

2 Записать однокоренные слова с корнем  Обозначить часть речи записанных слов.

Гиган.ская ель, окрес.ный, несчас.ный, раз.яснить, об.ем, мя.кий сне., ле.кий ветер.

2. Записать однокоренные слова с корнем –. Обозначить часть речи записанных слов.

Домашнее задание: упр. 70.

Урок 16. Развитие речи. Текст. Стили речи

Учащимся предлагается сравнить две записи в учебнике на с. 25. Почему первую запись нельзя назвать текстом? (Предложения не связаны общим смыслом.)

Учитель сообщает учащимся, что текст — это высказывание, которое состоит из предложений, связанных общим смыслом, темой.

— Прочитайте вторую запись. Докажите, что это текст, определите, о чем он.

— Предложения в тексте построены в определенной последовательности. Прочитайте упр. 64. Почему его нельзя назвать текстом? Можно ли переделать его так, чтобы получился текст? Что для этого нужно сделать? Составьте текст (устно).

— Существует ряд способов соединения предложений в тексте. Это повторы слов, замена имен существительных местоимениями или словами, близкими по значению. Найдите эти средства связи в текстах упр. 65.

— Сравните два текста, В чем отличие текстов по содержанию?

Одним махом он выбросил на луг тяжелую, крупную щуку. Хороша! Спинка темная, с зеленым отливом. На боках чешуя вся золотистая, так и блестит на солнце.

(По Г. Скребицкому.)

Красноперка очень красива. Спина у нее зеленая, на боках золотистая чешуя с коричневой каемкой по бокам. Глаза оранжевые, губы желтые. Прозвище свое рыбка получила за окраску плавников.

(По Н. Осипову.)

Учащиеся отметят, что оба текста — описание рыб, но тексты отличаются конкретным содержанием; в одном речь идет о щуке, в другом — о красноперке; отличаются темой высказываний.

Учитель сообщает школьникам, что тема это то, о чем говорится в тексте. Часть текста, которая раскрывает содержание подтемы, называется абзацем.

Наблюдения на с. 8, § 4.

Чтение текстов, ответы на вопросы:

— О чем говорится в этих текстах — об одном и том же или о разном? Как говорится — одинаково или по-разному? Какая задача ставится в каждом из отрывков — сообщить сведения о ветре, об меняться впечатлениями о ветреной погоде или нарисовать картину порывистого ветра?

— Можно ли в домашнем разговоре (с мамой, сестрой, бабушкой) использовать второй или третий текст? Почему? Каким текстом вы воспользуетесь, чтобы поделиться впечатлением о погоде? А чтобы дать научное определение ветра?

Учащимся сообщается, что в зависимости от того, с кем говоришь (или кому пишешь), зачем, в какой обстановке (то есть от речевой ситуации), определяется стиль речи.

Знакомство с признаками разговорного стиля (используется в беседах со знакомыми людьми, в непринужденной обстановке; задача стиля — общение; высказывание в разговорном стиле обычно бывает живым, в нем, как правило, раскрывается отношение автора к предмету речи и собеседнику; в нем часто встречаются ласкательные слова, обращения, восклицательные, вопросительные предложения).

— Найдите признаки разговорного стиля в тексте упр. 14.

Знакомство с научным, деловым и художественным стилями (научный стиль обычно используется для сообщения какой-либо информации, научных сведений; художественный — если необходимопередать читателю свои чувства, переживания, если нужно нарисовать словами картину).

— Сравните второй и третий тексты. Чем они отличаются? Какой из этих текстов уместен в научной литературе, какой — в художественной? Какие задачи решали авторы этих текстов? (Сообщение и воздействие.)

Урок 18. Глагол

о глаголе как части речи.

находить изученную часть речи; обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глагола; использовать глагол в речи.

Выразительное чтение записанного на доске отрывка из стихотворения А. Н. Плещеева «Весна».

Уж тает снег, бегут ручьи,

— Определите тему текста. Какова роль глаголов в нем? (Передается движение природы, зрительные и слуховые впечатления.)

— Выпишите глаголы, выделите в них окончания, определите, на какие морфологические признаки они указывают.

— Что вы можете рассказать о словах с данными частями слова:

— От чего зависит написание личных окончаний глаголов? Как определяется спряжение глагола?

Учащиеся должны усвоить способ действия по определению спряжения глагола: а) выяснить, ударные или безударные окончания (если ударные, то спряжение глагола определяется по ним: — I спр.;  — II спр.); б) если окончания безударные, поставить глагол в неопределенную форму; в) выяснить, оканчивается ли он на  или является исключением (тогда это глагол II спряжения); если нет, то это глагол I спряжения.

Учащиеся определяют спряжение глаголов (работа проводится устно).

Строить город, писать письмо, слышать свист, гореть в костре, спать на воздухе, держать книгу, таять на солнце.

— Почему спряжение глаголов  нельзя определять по неопределенной форме? В каких случаях спряжение глагола определяется по начальной форме? Почему глаголы  относятся ко II спряжению? (Это глаголы-исключения.) Какие еще глаголы-исключения вы знаете?

— Запомните написание начальной формы глаголов:  — I спряжения;  — II спряжения.

Составить (устно) с этими словами предложения.

. Выразительное чтение отрывков из стихотворений А. Барто (с. 31).

Благодаря какой особенности произношения глаголов на  рифмуются вторая и четвертая, первая и третья строчки?

Запомните: в конце глаголов никогда не пишется ! Такие конечные буквы возможны лишь в написании имен существительных. Например: курица, красавица, птица, синица.

Наблюдения на с. 31.

— Чем определяется выбор  в глаголах? (Вопросом  чтоделать? —

1. При выполнении упр. 77 формируется умение определять способ действия при выборе написания

1) установить, от какого слова зависит глагол;

2) поставить к глаголу вопрос от слова, к которому он относится, определить форму глагола;

3) вспомнить правило написания (в неопределенной форме  пишется, в 3-м лице — не пишется).

2. От слов слеза, лечить, вить, сеять образуйте глаголы на  С 2—3 из них составьте и запишите предложения Графически объясните написание

§ 16, упр. 78.

Урок 19. Глагол

Вспомните способ действия при написании безударных личных окончаний глаголов: а) поставить глагол в начальную форму; б) выяснить, оканчивается ли он на  и является ли глаголом-исключением; после этого определить спряжение глагола.

(что делаешь?); чтоделать? — , глагол на -, значит, II спряжение —

Работа с таблицей на с. 33 учебника.

Запись под диктовку. Графически обозначьте окончания глаголов.

Не борются за чистоту воздуха, заклеит конверт, веет ветер, тростник не колышется, сеется дождь, строят дом, не пашет в поле, бушует океан, осы жалят, топором рубят, сверкает на солнце.

Не был, не нужно, не мог, исчезать, исчезнуть.

На доске заранее написан (или спроецирован) отрывок из стихотворения Н. Некрасова «Перед дождем». Нужно найти глаголы с безударными личными окончаниями, записать их в форме 2-го лица единственного и множественного числа.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей, сухой и острой,

— Назовите глаголы, которые «оживляют» картину природы. Какие слова передают состояние тревоги перед дождем?

Образуйте от данных глаголов форму женского рода единственного числа прошедшего времени. Графически объясните написание глагольного суффикса.

Видеть, слышать, строить, таять, веять, клеить.

Урок 20. Имя существительное

невинный, вина, обвинять

С 2—3 словами составьте предложения.

Наблюденияна с. 36 (упр. 91).

— Приведите примеры существительных III склонения с основой на шипящий.

Знакомство с обозначениями орфограммы № 8 (с. 36).

— Графически объясните орфограммы в глаголах, обозначьте склонение существительных.

Оказать помощь, носить ветошь, появляется дрожь, схватить мышь, освещает луч, заделываешь брешь, охраняешь рожь, спасает дочь, точишь карандаш, развеваться на ветру

На доске заранее начерчена таблица.

Т а б л и ц а   3

-и или -е в окончаниях существительных

Один из учеников заполняет таблицу, отвечая на вопросы учителя:

— Почему только об окончаниях  идет речь? (Потому что только эти окончания существительных I склонения в безударном положении звучат неясно и их можно написать неверно.)

— Почему в качестве проверочных слов мы можем подставлять слова земля, вода, страна? (Эти слова I склонения имеют ударное окончание, которое совпадает с безударным.)

Почему к словам II и III склонений не нужно подставлять проверочные слова? (Потому что там один вариант написании:для слов II склонения — только , III — только

(Позднее, когда учащиеся познакомятся с существительными на-ия, -ие, -ий, работа с данной таблицей будет продолжена. Пока же она в таком виде чертится в разделе «Справочник» ученического словаря.)

О бр а з е ц р а с с у жде н и я: идут по дорог, сущ. I скл., подставляю слово идут по земле́идут по дороге

Висит на ветке, на ветви; посидеть у проруби; уехать от дяди, к дяде; писал в тетради, в тетрадке; подойти к юноше, говорить о юноше, услышать от юноши; идти по дороге к избушке; на высокой ели, елке; падают с ветки; сиять от радости.

§ 19, упр. 96.

: дать понятие широкой и узкой темы; формирование умения соотносить тему и содержание высказывания.

Наблюдения на с. 33. Определение широкой и узкой темы высказывания.

Сопоставьте данные темы; определите, какие из них уже, запишите их в тетради.

1. Как я отдыхал на туристской базе. Прощальный костер. В походе. Праздник Нептуна.

2. Летом в деревне. В ночном. Летние каникулы в деревне.

Из тем, написанных на доске, выберите широкую, в которую входили бы все остальные, узкие темы.

Подберите и запишите узкие темы к широкой теме.

Зимние развлечения. Зима. Мой сад. Любимый уголок природы. Полевые работы.

Напишите сочинение по данному началу. С этой целью уточните для себя тему, определите ее границы. Озаглавьте сочинение.

закончить сочинение; подготовиться к контрольному словарному диктанту.

Урок 22. Имя прилагательное

3. не мог

6. дрожать от страха

8. из-за дерева

11. проливной дождь

Выразительное чтение отрывка из стихотворения С. Есенина, написанного на доске.

Загорелась зорька красная

В небе темно

Полоса явилась ясная

В своем блеске золотом.

— Назовите части речи. Выпишите имена прилагательные со словами, к которым они относятся. Графически обозначьте окончания прилагательных.

— Что вы знаете об имени прилагательном? Чем отличается прилагательное от имени существительного?

Работа по определению роли прилагательного в тексте упр. 98.

Запишите под диктовку, объясните графически окончания прилагательных и написание  в окончаниях имен существительных.

На праздничной улице, легкой зяби, из-за далекого горизонта, на тяжелой работе, властного голоса, о гибком пруте, зябкого дыхания, о низком навесе, у громоздкой стройки, о ненастной погоде, в лесной избушке, о счастливой жизни.

§ 20, упр. 105 (письменно) 107 (устно).

Урок 24. Местоимение

Ответы на вопросы учащихся по упр. 107.

Контрольный словарный диктант по упр. 107.

Упр. 109 (устно).

Замените повторяющиеся слова местоимениями. Сделайте вывод о роли местоимений в тексте.

1. В воздухе кружился желтый лист. Лист медленно летел к земле.2. Ребята отправляются в поход по родному краю. Ребята соберут много интересных материалов. 3. Учитель познакомил школьников с интересной книгой Игоря Акимушкина. Книга всем понравилась. 4. Внизу ласково плескалось море. Море манило к себе.

Коллективное выполнение упр. 112.

Когда руки бывают местоимениями? (Когда они

Какие два местоимения портят дорогу? (

1) 1-е л. ед. ч. им. пад. (

2) 3-е л. ед. ч. ср. р. им. пад.;

3) 3-е л. мн. ч. род. пад.;

4) 2-е л. мн. ч. пр. пад.;

5) 3-е л. ед. ч. род. пад. м. р. (

6) 1-е л. мн. ч. дат. пад.;

7) 2-е л. ед. ч. род. пад.;

8) 2-е л. ед. ч. пр. пад

§ 21, упр. 111.

Урок 25. Контрольный диктант

Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны, редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути.

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьет подземный ключ. Этов болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляетсяв далекий путь. Наши поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт зеленым ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов.

Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются.

(По Н. Ф. Ефимовой.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *