Тема урока. « Путешествие в сказку»
Цели: систематизировать и обобщить знания по теме «Фольклорная
развивать логическую память, внимание учащихся, их речь, творческое воображение и мышление;
воспитывать любовь к народным сказкам;
формировать навыки коллективной работы, воспитывать командный дух и стремление побеждать.
Тип урока: систематизации и обобщения знаний
Форма урока: нетрадиционная(урок – КВН)
Оформление и оборудование:
Класс делится на 5 команд.
І. Объявление темы и цели урока.
ІІ. Работа над темой урока.
Ребята! Сегодняшний урок необычный. Мы с вами отправляемся в путешествие в страну сказок. Это будет нелегкое путешествие. Вас, как и многих сказочных героев, ждут испытания на сообразительность, смекалку, быстроту реакции и внимание; вам предстоит проявить ваши творческие способности; умение работать в команде. Сегодня вам предстоит доказать не только то, что вы все любите сказки, но и что очень хорошо их знаете. Путешествие далёкое, поэтому усаживаемся поудобнее, настраиваемся на интересные встречи и – в путь!
Путешествовать мы будем командами. Каждой команде необходимо выбрать капитана. Итак, наше путешествие начинается.
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.
Там принц Белоснежку полюбит,
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Сказки разные на свете.
Их, конечно, помнят дети.
Кто здесь сказочный всезнайка?
Вмиг названье угадай-ка!
Из предложенных букв составить название сказок. Кто быстрее?
Конкурс капитанов. Ответить на вопрос по теории.
Прекрасен сказок мир воздушный,
К нему ты с детских лет привык;
И мил, и дорог простодушный,
Животворящий их язык.
Язык сказок особенный, он отличается неповторимой выразительностью и живописностью, меткостью и простотой.
На предыдущей станции мы повторили особенности языка и строения сказки. А теперь мы проверим ваши знания на практике. Каждая команда получает задание: определить языковые особенности сказок.
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
Где играют дружно,
Там и сказке можно
Викторина «Узнай сказку»
(«Царевна – лягушка»)
(«По щучьему велению»)
(Участник каждой команды берутся за руки, изображая цветок)
Наши нежные цветки
Ветерок чуть дышит,
Все больше прочитанных книжек семья,
Все больше хороших друзей у тебя!
Давайте знакомые книжки откроем
И вспомним опять за страницей страницу:
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Работа по иллюстрациям.
Узнать героя, перечислить черты его характера, аргументировать ответ.
Самыми первыми героями сказок стали животные. Позже, в волшебных сказках, животные станут помощниками сказочных героев, а иногда – наоборот. Но в любом случае, трудно представить народную сказку без хитрой лисы и отважного петуха, без преданного пса и верного коня.
Команды выбирают животное.
Она в углу прогрызла норку,
Тащит в норку хлеба корку.
Но не лезет корка в норку,
Велика для норки корка. ( Мышь)
Хвост пушистый — красота.
Кто же это? (Лиса)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы. ( Заяц)
Зиму спит в берлоге,
Кто же это? (Медведь)
Серый, страшный и зубастый
Все зверята разбежались.
Докажите, что без вашего зверя (лиса, волк, заяц, мышь, медведь) русская сказка обойтись не сможет.
Например, собака. « Я – нужное животное в сказках. Верой служу я людям: дом охраняю, репку помогла вытащить, волшебное кольцо с котом хозяину вернули, лису с петухом наказали. А то, что с котом иногда ссорилась, так и помирились потом – с кем не бывает? Нет – я нужный герой, без меня многих сказок вовсе не было бы».
Мы из сказки – ты нас знаешь.
Если вспомнишь — отгадаешь!
Сказку заново прочтёшь!
1. Из чего сделана Снегурочка? (Из снега)
2. Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (Печку.)
3. Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк.)
4. Куда нельзя садиться медведю? (На пенёк)
5. Какими словами можно выманить петушка из избы? ( « Куры-то клюют, петухам не дают».)
6. Кто сломал теремок? (Медведь.)
7. Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три.)
8. Кому удалось съесть колобка? (Лисе.)
9. Что может случиться, если на прогулке сестрицу не послушать?
(Можно стать козленочком.)
10. Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Ба6ы-Яги? ( «Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».)
11. Какого роста мальчик-с-пальчик? (С пальчик)
12. Какие птицы помогали Бабе-Яге? (гуси-лебеди.)
13. Какие реки в сказках текут? (Молочные.)
14. Кто сумел прогнать из заячьей лубяной избушки лису? (Петух.)
15. Что обычно произносит Баба-Яга, когда кто-то является к ней в гости?
( «Человечьим духом пахнет». )
16. Без кого репку бы не вытянули? (Без мышки.)
17. Чем ловил волк рыбу? (Хвостом)
18. Кто сумел обмануть лису? (Рак)
19. Кто помогал Крошечке – Хаврошечке исполнять всю домашнюю работу? (Коровушка.)
20. Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? («Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой».)
21. Из чего солдат сварил кашу? (Из топора)
22. Сколько козлят съел серый волк?
23. Что получила в наследство Василиса Прекрасная? (Куклу)
24. Что делили мужик с медведем на вершки и корешки? (Репу)
25. Что говорила лиса, сидя на спине у волка? («Битый небитого везёт»)
Известно, что в сказках народ выражал свои мечты о счастливом будущем. И в определенном смысле многие эти мечты стали явью. Во многих сказках мы встречаем прообразы современных достижений науки и техники.
Попробуйте сопоставить сказочные чудеса с современными изобретениями, без которых наша жизнь уже кажется невозможной, а люди в давние времена могли о них только мечтать в сказках.
Запишите ответ парами чисел.
Ключ: 1-3 2-4 3-5 4-2 5-1
ІІІ. Подведение итогов урока
Объявление результатов соревнования, комментирование оценок.
Вот и закончилось наше увлекательное путешествие. Вы с честью выдержали несказочные испытания.
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнешь – и не найти.
Ты за нею на порог,
Только тысячи дорог
Разбрелись по свету.
Плыть ли ей, или ходить,
Или мчать откуда,
Только там, где сказке быть,
У нее чудес запас,
И всегда готово
Каждый раз для всех для нас
ІV. Домашнее задание
Подготовиться к контрольной работе, повторить построение, язык сказки, сюжет и его элементы.
План-конспект нетрадиционного урока по физической культуре в 3 классе “Полезные эстафеты”.
Предварительный просмотр
План-конспект урока по физической культуре в 3классе.
Ф. И. О. педагога: Бакшеева Надежда Владимировна.
образовательно-познавательной направленности (нетрадиционный урок).
сформировать представление о питательных веществах и их значении для развития организма; развивать физические качества, посредствам выполнения эстафет.
Познакомить учащихся с питательными веществами и их функциями.
Совершенствовать навыки выполнения физических упражнений в нестандартной ситуации.
. Создать условия для формирования основ здорового питания.
Развивать навыки работы в команде.
Развить познавательный интерес к урокам физической культуры.
3 теннисных мяча, 3 ракетки, конусы, 3 длинных скакалки, препятствия, обручи, дидактический материал, проектор.
ТИП УРОКА. Промежуточный контроль по
разделу “Лексика”.
– заранее класс разделить на равноценные
команды;
– выбрать капитанов;
– пригласить членов жюри (старшеклассников или
учителей);
– дать контрольные вопросы для повторения и
подготовки:
Перед началом УРОКА-КВНа желательно класс
украсить различными смешными рожицами и
воздушными шарами для создания хорошего
настроения, организовать музыкальные заставки.
1 . Организационный момент.
2. Проверка знаний учащихся.(3адания КВНа)
3. Подведение итогов урока.
I. Организационный момент (Приветствие и
пожелание учащимся у спехов и побед при
выполнении заданий КВНа)
1-й конкурс: ( Конкурс оценивается 3 балла)
РАЗМИНКА (Повторение теории. Каждая команда
вытягивает вопрос.
А) Первая команда- Что изучает лексика?
Б) Вторая команда- Как образуются слова в русском
языке?
В) Третья команда- На какие две группы делятся
морфемы?
2-й конкурс: (Конкурс оценивается 7 баллов)
ПУТЕШЕСТВИЕ С ВЕСЕЛЫМИ ЧЕЛОВЕЧКАМИ от станции
(Докажите, что приставка значимая часть слова.
Кто больше использует приставок.
Каждой команде дается одинаковая картинка (рисунок № 1)
3-й конкурс: (Конкурс оценивается 3 балла)
КОНКУРС КАПИТАНОВ “ЧТО НАМ СТОИТ СЛОВО
ДОСТРОИТЬ”
(Образуйте слова по заданной схеме. Каждому
капитану достается конверт с зашифрованным
словом, необходимо определить часть речи, форму
слова, определить значение этого слова)
“РАЗБЕРИТЕСЬ С ЗАГАДОЧНЫМИ РИСУНКАМИ” (Цена
конкурса 6 баллов)
(Учащиеся должны доказать, что окончание –
значимая часть слова и расписать падежные
окончания на одинаковых деталях( у каждого
предмета их по шесть)
“ПОМОГИТЕ ЗОЛУШКЕ РАЗОБРАТЬСЯ СО СЛОВАМИ”
(Команды получают конверты, в которых на
отдельных листочках написаны слова
русские и иностранные. Команды должны
разложить слова по стопкам.)
Ш. Подведение итогов игры:
Сегодня мы с вами в такой игровой форме
повторили и я, надеюсь, закрепили полученные
знания по разделу “ЛЕКСИКА”.
А теперь многоуважаемое ЖЮРИ подведет итоги, и
мы узнаем, какая же команда оказалась лучшей.
.(Подводятся итоги)
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ КВНа:
А) Лексика изучает слово, его строение и
словарный состав языка.
Б) Слова в русском языке образуются следующими
способами:
В) Морфемы делятся на словообразующие и
формообразующие.
2. “ ПУТЕШЕСТВИЕ С ВЕСЕЛЫМИ ЧЕЛОВЕЧКАМИ”
3. “ ЧТО НАМ СТОИТ СЛОВО ДОСТРОИТЬ”
А) Имя существительное одушевленное,
множественного числа, в творительном падеже,
обозначает детеныша животного ( утятами,
котятами. . .)
Б) Имя прилагательное в единственном числе, в
именительном падеже, обозначает цвет со
значением (чуть-чуть).
В) Глагол неопределенной формы, несовершенного
вида; обозначает действие, которое еще не
выполнено.
4. Р АЗБЕРИТЕСЬ С ЗАГАДОЧНЫМИ РИСУНКАМИ:
Учащиеся должны расписать падежные окончания
имен существительных.
5. “ ПОМОГИТЕ ЗОЛУШКЕ РАЗОБРАТЬСЯ СО СЛОВАМИ”