Министерство образования и науки РТ
МБОУ СОШ с. Бай-Хаак Тандинского к-на
Первый властелин единого Китая.
Монгуш Идегел Сарыг-ооловна –
учитель истории, обществознания и права
МБОУ СОШ с. Бай-Хаак
Тандинского к-на высшей категории.
№ 23. Первый властелин единого Китая.
формирование представления об одном из этапов исторического развития Древнего Китая – создание единого государства.
А. создать представление о Цинь Шихуане – первом императоре Китая, его политике;
Б. научить определять причины народных восстаний в Китае и их последствия;
В. обогащение понятийного, словарного запаса учащихся.
А. совершенствовать навыки работы с исторической картой, хронологией;
Б. обобщать материал, подводить итоги;
В. формирование УУД.
А. воспитание познавательного интереса к математическим и историческим знаниям,
Б. воспитание у учащихся эстетического вкуса, стремления к знаниям, уважения к историческому прошлому;.
В. воспитывать уважение к труду и культуре древних людей.
изучение нового материала.
: 1 час.
1. учебник: А. А. Вигасин, Г. И. Годер История Древнего мира, 5 класс, М.: «Просвещение», 2013;
2.компьютер, проектор, интерактивная доска;
3.презентация к теме.
«Китай – волшебная страна,
Загадок древних полон он.
Стоит Великая страна,
Над ней летит большой дракон».
Организационная структура урока.
- Арасланова О. В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. – М.: ВАКО, 2007.
- Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. – М.: Просвещение, 2002.
- Мерзлова В. С. Викторины по истории древнего мира и средних веков. – Минск: Народная асвета, 1969.
- Немировский А. И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1990.
Приложение № 1. Математическая история.
Сложив и вычитав натуральные числа, расшифруйте и отгадайте название нашего урока.
Приложение 2. Оценочный лист группы.
Критерии оценки: 15-17 баллов оценка «5», 12-14 баллов – оценка «4», 9-11 баллов – оценка – «3».
Приложение № 4.
В древнем Китае появилось искусство Цигун (ци — энергия, гунн — умение) – это искусство применения энергии ци, которое позволяет поддерживать духовное и физическое здоровье, продлить жизнь, лечить различные заболевания, а также может применяться в бою.
Сейчас под звуки древнекитайской мелодии мы выполним одно из лучших упражнений Цигун “Подъем неба”.
Встаньте прямо, расслабьте мышцы, ноги поставьте вместе. Руки опустите вниз. Поверните кисти рук пальцами навстречу друг другу. Ладони направьте к земле и держите их перед собой. Поднимите руки вперед и вверх. Ладони направьте вверх, к небу. Выполняя движение руками, плавно вдохните через нос. Посмотрите на пальцы рук, подняв голову. Плавно задержите дыхание. Затем через стороны опустите руки вниз, плавно выдыхая ртом. Одновременно опустите голову и посмотрите вперед. Каждый раз, двигая ладони навстречу небу, чувствуйте, как распрямляется спина.
На основании фактов, определите причины недовольства народа .
Для того, чтобы содержать огромную армию, нужно было много средств. Всё больше и больше становились налоги, взимаемые с простого народа. Китайские земледельцы отдавали чиновникам 2/3 своего урожая, а сами жили впроголодь.
огромные налоги и поборы.
Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. За проступок одного человека, как правило, казнили или наказывали всю семью
недовольство населения своим тяжёлым положением.
Цинь Шихуан не отказывал себе в прихотях. Когда его войско сокрушало власть кого-либо из владетельных князей, циньский правитель повелевал построить себе такой же дворец, как у поверженного государя.
Усыпальница Цинь Шихуана может потягаться с гробницами египетских фараонов. В течение 37 лет 720000 человек строили её на горе Ли.
неограниченная власть правителя.
Попробуем сделать вывод.
Массовое недовольство вызвали жестокие методы правления первых китайских императоров, но не сама система объединения страны. Поэтому в Китае началось восстание и через несколько лет после смерти Цинь Шихуана народ сверг ненавистных угнетателей. Следующим правителям пришлось пойти на уступки и облегчить его положение.
Первая группа составляет синквейн слова Цинь:
Вторая играет в игру «ДА-НЕТ!»
Приложение № 3. Почему объединение Китая завершилось восстанием народа?
«Незаконченные предложения –
– обоснование /Потому что/
– пример /Я могу это доказать тем, что /
Урок истории в 5-м классе на тему “Первый властелин единого Китая”
Разделы: Преподавание истории и обществознания
I. Организационный момент.
Мы продолжаем изучение Древнего Китая. Сегодня на уроке мы узнаем, чем прославился правитель Цинь Шихуан. Запишите тему урока. 1-й слайд.
Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет.
Давайте вспомним историю и других древних народов. 2-й слайд.
За каждый правильный ответ – жетончик!
А теперь посмотрим, не ошиблись ли мы. 3-й слайд.
– Расскажите и покажите по карте, где находится Китай?
– Почему реку Хуанхэ называли «горем Китая»?
– Как и на чём писали во времена Конфуция?
– Как должны вести себя учтивые китайцы, по мнению мудреца Конфуция?
III. Новая тема.
Запишите в тетрадь: 221 г. до н.э. – объединение Китая в единое государство. Начертите ленту времени:
– Что было раньше: объединение Индии Ашокой или объединение Китая?
– Насколько раньше? (На 79 лет). ( Работа у доски).
1. Политика Цинь Шихуана.
Правитель одного из китайских государств под названием Цинь объединил под своей властью весь Китай. Он стал называть себя Цинь Шихуан, т.е. « Первый властелин Цинь». В своём указе он объявил, что сын его будет именоваться «Второй властелин Цинь», потом будет править третий – и так десятки тысяч его наследников. Цинь Шихуан провозгласил, что теперь мир будет длиться вечно. Столицей Китая стал город Сяньян. См. карту на странице 101. Однако, прекратив войны внутри Китая, Цинь Шихуан начал совершать походы против соседних стран.
Китай «постепенно поедал чужую территорию, как шелковичный червь ест листья». На севере противниками Китая были кочевые племена гуннов.
– Какие племена называют кочевыми? (Работа со словарём).
Чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от набегов, началось строительство Великой Китайской стены. Обратите внимание на карту.
Внимательно посмотрите фильм и постарайтесь ответить на вопросы по ходу фильма. Если что-то не успеете записать, не отвлекайте товарищей. После просмотра вы сможете помочь друг другу.
2. Великая Китайская стена. Просмотр видеофрагмента – 7 минут.
Работа по карточке № 1.
Беседа по вопросам таблицы. Дополнения и уточнения. Обратите внимание на страницу 106 учебника, прочитайте и запишите в словарь слово на полях. Бойница – отверстие для стрельбы в стене крепости.
3. Возмущение народа.
Для того чтобы содержать огромную армию требовалось много средств. Всё больше и больше становились налоги. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой, отрезали нос, могли сварить в котле. За проступок одного человека наказывали всех его близких. Цинь Шихуан становился всё более надменным и жестоким, придумывал новые страшные казни. Но даже сам могущественный император был бессилен против времени. Кожа на его лице сморщилась как печёное яблоко, а щёлки глаз сделались ещё более узкими. « Всё, что рождается между небом и землёй, смертно», – сказал один древний мудрец. Но Шихуан считал себя единственным и неповторимым, надеясь, что для него судьба сделает исключение. Он запретил говорить о смерти, собрал учёных и магов, приказав им найти средство, дарующее бессмертие. Учёные обошли все леса, но лишь один из них в назначенный срок принёс необыкновенный гриб – красный с белыми точками. Учёному приказали отведать гриб, и он умер в страшных муках.
– Что это был за гриб? (Мухомор).
Кто-то рассказал императору о старцах, которые за всю жизнь не сделали ни одного злого дела, прослывших за это праведниками, живущих 200 и 300 лет. Старца привели к правителю, но когда старец открыл рот, все увидели, что у него нет языка. Язык был отрезан ещё 30 лет назад за то, что он осуждал правителя за жестокость. Император и его советник Ли Сы приказали сжечь все книги и казнить 460 учёных, закопать живьём в землю тех, кто думал, что прежде жилось лучше, чем при нём. В том же году был разорван колесницами Ли Сы, так как его действия вызвали осуждение.
Император стал совсем дряхл. Нос его запал, голос сделался хриплым, как у шакала. Вот тогда и явился во дворец учёный по имени Лу Шен. Он сказал: «Пусть ни один чиновник не знает, в каком из 37 дворцов ты живёшь, ни один слуга не зайдёт в покой, где ты спишь, и никто не видит, как ты ешь, – в этом секрет бессмертия». Начались страшные годы правления невидимки. Ужас охватил жителей Поднебесной. Никогда ещё законы императора не выполнялись так тщательно.
Однажды во дворце Шацю появился удушливый запах. Когда вонь сделалась невыносимой, было решено открыть дверь. Там был труп владыки Поднебесной. Цинь Шихуана похоронили в огромной подземной гробнице, убили и захоронили с покойником всех его жён, которые не родили ему детей. В гробнице поставили в ряд 6 тысяч воинов рост человека в полном вооружении – охранять покой своего властелина. См. страницу 109 учебника. Загробная армия, вооружённая мечами, копьями, луками, должна была на поверхности земли охранять вход в огромную гробницу.
Сын Цинь Шихуана начал своё правление с казни своих братьев. Терпение народа истощилось, вооружившись палками и мотыгами, люди собирались в отряды, воины переходили на сторону восставших. Не удалось наследникам Цинь Шихуана править «десятки тысяч поколений», народ сверг ненавистных угнетателей, новым правителям пришлось пойти на уступки народу, облегчить его положение.
IV. Первичный контроль.
– Покажите на карте Китай и его главные реки, Великую стену и Великий шёлковый путь.
– Что хорошего и что плохого принесло Китаю правление Цинь Шихуана?
– Для защиты от каких племён была построена Великая Китайская стена?
– Расскажите о Великой стене, используя текст на карточке.
Работа по карточке № 2. Образец – 16-й слайд.
В каких предложениях речь идёт об Индии, а в каких – о Китае? Запишите номера предложений в соответствующие колонки.
Взаимопроверка по образцу. 17-й слайд. Оценки в тетрадях.
Работа по карточке № 3 (контурная карта). См. страницу 70 в рабочей тетради.
Для справок используйте карты на стр. 92 и 101 в учебнике.
VI. Итоги урока.
Оценки ученикам, отвечавшим у доски; оценки за большее количество набранных жетончиков; сувенир «Дракон» – лучшему! 18-й слайд.
Дракон в Китае – символ добра, мира и благополучия!
VII. Домашнее задание.
Прочитать § 23. Индивидуальное задание – «Чай с сахаром», стр. 107.
Карточка № 1. Великая Китайская стена.
Карточка № 2.
Карточка № 3. Контурная карта «Индия и Китай в древности».
дать представление об истории создания единого Китая, о деятельности первого императора Китая Цинь Шихуана; определить причины народных восстаний в Китае и их последствия; формировать умение выделять особенности и характерные черты Поднебесной империи; совершенствовать навыки исследовательской работы с исторической картой, источником, хронологическими данными; дать возможность ученикам оценить с современных нравственных позиций особенности правления в Древнем Китае; познакомить с достижениями Китая в области хозяйства и культуры.
овладевать целостными представлениями об историческом пути китайского народа; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; описывать памятники истории и культуры Китая;
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала;
: обрести мотивацию к изучению нового материала, осмысливать деспотический режим китайских императоров, осознавать важность изучения истории для самого себя и для общества.
карта «Древний Китай», проектор, мультимедийная презентация.
урок открытия новых знаний.
должен, по мнению Конфуция, править мудрый государь?
(Ученики отвечают на вопрос.)
Последовали правители советам мудреца? Обсудим этот вопрос на нашем уроке.
Китайский крестьянин в своем огороде наткнулся на большое количеотовых фигурок воинов. Их было около 8 тыс. Ученые пришли к выводу, что знаменитого захоронения первого правителя Китая Цинь Шихуана. Но в руках этих воинов не было оружия. Данный факт озадачил историков. Попробуем и мы принять участие в разгадке этого феномена.
Тема урока: «Первый властелин единого Китая».
Почему объединение Китая завершилось восстанием народа? Почему правление наследников Цинь Шхуана оказалось недолговечным?
— Что же нам известно о первом властелине Китая? Познакомьтесь с рабочим материалом и ответьте на вопросы.
21 г, до н. э. правитель одного из китайских государств — царства Цинь — разбил поодиночке своих соперников и объединил весь Китай под своей властью. Покорив все шесть царств соперников и учинив там, повальную резню, правитель Цинь, тринадцатилетний себя Цинь Шихуан, что означало «Первый властелин Цинь». В своём указе объявил, что его сын будет именоваться «Второй властелин Цинь». Чтобы упрочить свою власть, он провел в стране ряд реформ.
Цинь Шихуан считал строгое соблюдение законов первостепенным условием порядка в стране. Бунтовщики подлежали казни. Семья отвечала за поведение каждого своего члена. Так надеялись искоренить преступность. Однажды в столице было казнено 460 человек, о чем оповестили всех жителей страны.
Вопросы к тексту
Однако, когда закончились войны внутри Китая, Цинь Шихуан начал совершать походы против соседних стран.
правителя привлекали земли на побережье Здесь выращивали много риса, отсюда привозили слоновую кость, рог носорога, жемчуг, павлинов и других диковинных птиц.
Пятьсот тысяч человек отправились в поход.
Население, узнав о вторжении, уходило в горы, унося свои пожитки и угоняя скот. Обработанную землю китайцы отбирали для своих воинов, создавая С помощью таких поселений Китай, по словам древнего историка, «постепенно поедал чужую территорию, как шелковичный червь ест листья».
противниками Китая были племена Гунны кочевали со своими стадами по степям. Они жили в легких войлочных шатрах и питались молоком и вареным мясом. Воевать с ними оказалось очень трудно. Ведь кочевники не имеют городов, которые должны были бы защищать. Если армия будет преследовать их налегке, то погибнет от голода. Если же возьмет с собой обозы с продовольствием, то никогда не догонит быструю гуннскую конницу.
Недаром один из мудрых советников царя говоцил: наступать на кочевников – все равно что гоняться за собственной тенью. Триста тысяч воинов послал Цинь Шихуан против гуннов. На четыреста километров к северу отогнали китайцы кочевников.
_ Говорят, что это сооружение, возведенное очень давно, столь внушительно, что его видно из космоса. Что это за сооружение? Когда и для чего оно построено?
Предлагаю совершить виртуа экскурсию по Велстене. Не забывайте свои впечатления, а потом поделитесь ими.
Для защиты Китая от нашествий гуннов Цинь Шихуан решил построить стену. Легенда гласит: как-то раз душа спящего императора взлетела на луну и оттуда посмотрела на землю, и увидел Цинь Шихуан, что его государство — только маленькая точка на земном шаре. Тогда у императора родилась мысль построить мощную стену, чтобы защитить свой народ, спрятав его от жестоких варваров. Сейчас ученые-астрономы говорят, что Великая Китайская стена действительно видна из космоса.
Великая Китайская стена — оборонительное сооружение, построенное китайцами для защиты от нападений гуннов.
(Запись в словаре.)
Великая Китайская стена протянулась более чем на 5 тыс. км. Высота ее была с двух-трехэтажный дом, а ширина позволяла разъехаться двум конным повозкам. По стене в ряд могли проехать пять всадников и пройти десять пеших. В стене были смотровые щели и — отверстия для стрельбы.
Через определенные промежутки на стене возвышались Их охраняли воинские отряды. Когда наблюдатели замечали передвижение врагов, они зажигали на башне огонь. Увидев этот знак, туда срочно прибывали дополнительные силы. Зажженный огонь видели и с соседних башен. На них в свою очередь зажигали костры. Так на многие километры передавалось известие об опасности. Великая Китайская стена построена с таким мастерством и запасом прочности, что она сохранилась до сих пор.
Строительство велось 10 лет. В нем было задействовано примерно 2 млн 300 тыс.человек.
Возводили ее из каменных глыб, кирпичей и утрамбованной земли. Огромные толпы осужденных за разные проступки таскали камни и землю. Но этого оказалось мало. Простых китайцев отрывали от их повседневных дел и заставляли строить Великую стену. От изнурительного труда гибли тысячи — их зарывали тут же, возле стены. Здесь было захоронено около 400 тыс. человек.
К концу своего правления Цинь Шихуан становился все более надменным и жестоким, придумывал новые страшные казни. Но даже самый могущественный император был бессилен перед течением времени. Кожа на его лице сморщилась, как печеное яблоко, а щелки глаз сделались еще более узкими. « Все, что рождается между небом и землей, смертно», — сказал один древний мудрец. Но Шихуан считал себя единственным и неповторимым, надеясь, что для него судьба сделает исключение. Он запретил говорить о смерти, собрал ученых и магов, приказав им найти средство, дарующее бессмертие. Ученые обошли все леса, но лишь один из них в назначенный срок принес необыкновенный гриб — красный с белыми точками. Ученому приказали отведать гриб, и он умер в страшных муках.
Однажды кто-то рассказал императору о старцах, за всю жизнь не совершивших ни одного злого дела, прослывших за это праведниками и живших подвести и даже триста лет. Цинь Шихуан приказал привести одного такого старца. Когда тот открыл рот, все увидели, что у него нет языка. Он был отрезан еще 30 лет назад за то, что старец осуждал правителя за жестокость. Также император и его советник Ли Сы приказали сжечь все книги и казнить 460 ученых, закопать живьем в землю тех, кто думал, что прежде жилось лучше, чем при Цинь Шихуане. Тогда же был разорван колесницами сам Ли Сы, так как его действия вызвали осуждение.
Император совсем одряхлел. Нос его запал, голос сделался хриплым, как шакала. Вот тогда и явился во дворец по имени Лу Шен. Он сказал: «Пусть ни один чиновник не знает, в каком из тридцати семи дворцов ты живешь, ни один слуга не зайдет в покой, где ты спишь, и никто не видит, как ты ешь, – в этом секрет бессмертия». Начались страшные годы правления невидимки. Ужас охватил жителей Поднебесной. Никогда ещё законы императора не выполнялись так тщательно.
Однажды во дворце Шашо почувствовали удушливый запах. Когда вонь сделалась невыносимой, было решено открыть дверь. Там был труп владыки Поднебесной. Цинь Шихуана огромной подземной гробнице, убили ником всех его жен, которые не родили ему детей. В гробнице поставили более 8 тыс. воинов в рост человека – охранять
Цинь Шихуан не знал удержу в своих прихотях. Всякий раз, когда его войско сокрушало власть кого-либо из владетельных князей, циньский правитель повелевал построить себе такой же дворец, как у поверженного государя. А усыпальница Цинь Шихуана может соперничать с гробницами египетских фараонов. В течение 37 лет 720 тыс. человек строили ее на горе Ли. На полу гробницы поставили модели священных гор и наполненные ртутью подобия морей и рек с плавающими по ним золотыми и серебряными птицами. Потолку придали вид неба с различными светилами.
2. Для того чтобы содержать огромную армию, нужно было много средств. Все больше и больше становились налоги, взимаемые с простого народа. Китайские земледельцы отдавали чиновникам 2/3 своего урожая, а сами жили впроголодь.
Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. Если преступление казалось серьезным, заживо сварить в котле.
Итак, вспомним основной проблемный вопрос нашего урока. Почему объединение Китая завершилось всеобщим восстанием
– Как могло получиться, что такое позитивное начало, как объединение привело ко всеобщему возмущению народа? Используя прием «Фишбоун», ответьте на вопрос.
(На доске составляется схема.)
Итак, мы пришли к выводу, что массовое недовольство вызвали несправедливые методы правления первых китайских императоров, но не факт объединения страны.
Игра «Кубик Блума»
(На гранях кубика написаны начала вопросов:
Когда произошло объединение Китая?
Что вы можете сказать относительно положения народа в Китае?
Почему Цинь Шихуан велел сжечь все старинные книги, а ученых — последователей Конфуция — закопать живыми в землю?
Какое изобретение, сделанное в Китае вы считаете наиболее важными? Свою позицию аргументируйте.
Для чего строили Великую Китайскую
Чем был недоволен народ Китая? (Учитель организует игру и подводит итоги.)
§ 23. Дифференцированное задание:
Для сильных учеников — выполнить творческое задание. Представьте, что вы сотрудники туристической фирмы. Вам необходимо организовать тур в Китай, и вы очень хотите, чтобы путевки купили именно у вас, потому что заинтересованы в процветании компании и хорошей прибыли. Составьте рекламную статью о Древнем Китае для вашего сайта и презентуйте классу.
Технологическая карта урока.
Предмет: История Древнего мира.
Тема урока: Первый властелин единого Китая
Цели урока: познакомить учащихся с историей возникновения единого Китая; ознакомить учеников с деятельностью первого императора Китая Цинь Шихуана; познакомить школьников с достижениями Китая в области хозяйства и культуры.
Оборудование: карта «Древние государства мира», компьютер, мультимедийный аппарат, экран, программа презентации (Power Point), можно использовать учебные электронные издания – «Всеобщая история. 5-6 классы» ООО «Кордис & медиа», 2004.; «История. 5 класс» Просвещение 2002; «Дракоша и занимательная история древнего мира» ООО «СиДи-Арт» 2000.
Основные понятия: гунны, бойница
I. I.Организационный момент – 2-3 минуты
II. Проверка знаний и умений учащихся – 10-15 минут
Вопросы учителя: О чем шла речь на предыдущем уроке? (О китайском мыслите Конфуции)
Что в содержании материала было самым главным? (Воспитательные учения Конфуция)
Затем учитель переходит к опросу пройденного материала.
1. Местожительство древних китайцев (рассказ ученика перед настенной картой).
2. Уважение взрослых – самое большое воспитание
3. Знание древних книг
4. Поведение воспитанного китайца
Рассказ ученика подтверждается иллюстрациями из книги. В младшем возрасте надо учеников сначала научить ответить на вопросы, передающие содержание учебника. Если ученик не может рассказать пройденный материал так, как требуется, то учитель может задать следующие вопросы: О чем будешь рассказывать? С чего начнешь рассказ? О каком факте расскажешь далее? Чем завершается рассказ?
III. Изучение нового материала – 15-20 минут
На этом этапе учитель использует мультимедийный аппарат. Объясняет материал, показывая слайды.
Тема: Первый властелин единого Китая
1. Объединение Китая
3. Великая Китайская стена
Перед изучением нового материала один из учеников еще раз должен на настенной карте показать территорию древнего Китая. Остальные ученики по карте с.101 учебника показывают границы этого государства. Здесь учитель задает следующие вопросы: Когда возникло древнейшее государство в Китае? Сколько лет назад? Что было раньше создание Египта или Китая? Потом учитель задает провокационный вопрос: Какое государство возникло первым Россия или Китай?Из опыта знаю – ученики обязательно найдут ответ на этот вопрос (Первым возникло государство в Китае, если бы Россия, то мы бы изучили бы уже историю нашей Родины). И еще один интересный вопрос: что вы себе представляете при напоминании государства Китай? (рис, товары, многомиллиардный народ и т.д.). И конечно же задание связанное с родным краем. Ученики должны на карте найти точку, где примерно находиться его родной город, край, республика и т.д. И после этого можно примерно представить расстояние между ним и государством Китай.
Эти фотографии останутся в памяти учеников на всю жизнь. Они сейчас уже знают какие они: во-первых, китайские лица; во-вторых китайские императоры.
По карте учитель показывает границы китайского государства при Цинь Шихуане.
И ученики записывают в тетради: Объединение Китая под властью Цинь Шихуана произошло в 221 году до нашей эры. Ученики должны подсчитать: сколько лет назад появилось единое государство( 2027 лет назад).
Учитель: В 221 году до н.э. после нескольких столетий непрекращающихся войн китайские земли были объединены в единое государство с огромной территорией. Правила возникшим государством династия Цинь. Царь из этой династии принял новый титул “хуанди” – император. Он вошел в историю как Цинь Шихуанди – “первый император Цинь”. В своем первом указе правитель Поднебесной объявил, что его сын будет именоваться “Второй властелин Цинь”, потом будет править его внук – “Третий властелин Цинь”, и так десятки тысяч его наследников.
Учитель рассказывает показывая на карте какие территории были захвачены императором Цинь Шихуаном . Направления завоевательных походов и территорию расселения гуннов учащиеся устанавливают с помощью карты на странице 101 учебника. Учитель также объясняет, что для борьбы с гуннами император провел реформу армии, создал конницу. Почему именно конницу – это устанавливают сами ученики с помощью преподователя. ( Потому что гунны славились лучшими наездниками, и их армия в большем составляла конница. Вот поэтому, чтобы оказать достойное сопротевление гуннам Цинь Шихуан включил в состав армии конницу)
Учитель: Во время правления Цинь Шихуана Китай вел длительные завоевательные войны. Были покорены соседние племена, жившие на территории современной Монголии, части Кореи. Военнопленных в Поднебесной убивали или превращали в рабов. На невольничьих рынках рабов помещали в загоны вместе со скотом.
Учитель: В 1974 году археологи вскрыли гробницу Цинь Шихуана. Вечный сон властелина охраняли 6 тысяч воинов, вылепленных из глины в полный человеческий рост. Они были в полном вооружении и построены в боевые порядки. Пол и стены гробницы были облицованы разноцветными каменными плитами, покрытыми лаком. В гробнице находились уменьшенные копии императорских дворцов, расположенных среди искусственных гор и рощ. Макеты озер и водоемов были наполнены блестящей ртутью, которая изображала воду. По искусственной водной глади плавали птицы, сделанные из золота и серебра. Потолок гробницы украшали небесные светила. Вместе с императором были погребены его жены, слуги, кони.
Учитель рассказывает: Для защиты Китая от нашествий гуннов Цинь Шихуан решил построить стену. Легенда гласит: как-то раз душа спящего императора взлетела на Луну и оттуда посмотрела на землю и увидел Цинь Шихуан то, что его государство только маленькая точка в земном шаре. Вот тогда у императора родилась мысль построить могущую стену, чтобы защитить свой народ, спрятав его от жестоких варваров. И действительно, сейчас ученые-астрономы говорят, что Великая Китайская стена видна даже из космоса.
Здесь учитель показывает фотографии Китайской стены, построенный императором Цинь Шихуаном
Потом учитель рассказывает об истории постройки Великой Китайской стен: Великая Китайская стена протянулась более чем на 5 тысяч км. Местами ее высота достигала высоты двух- трехэтажного дома. Ширина стены позволяла разъехаться двум конным повозкам. В стене были смотровые щели и бойницы – отверстия для стрельбы. Через определенные промежутки на ней возвышались укрепленные башни. Их охраняли воинские отряды. Когда наблюдатели замечали передвижение врагов, они зажигали на башне огонь. По этому знаку срочно прибывали дополнительные силы. Зажженный огонь видели и с соседних башен. На них, в свою очередь, зажигали костры. Так на многие километры передавалось известие об опасности. Великая Китайская стена была построена с таким мастерством и запасом прочности, что она сохранилась до сих пор.
Основной материал ученики сморят через экран и записывают:
Строительство велось 10 лет и завершилось к 213г.
В строительстве были вовлечены примерно 2 млн. 300 тысяч человек.
Здесь захоронено 400 000 человек.
Длина стены с ответвлениями более 4000 км.
Перед рассказом учитель показывает дома-лачуги простых китайце, также фотографию богатой девушки.
По этому пункту плана преподаватель раскрывает причины восстания народа.
Это: 1. Бремя налогов
2. Жестокое обращение чиновников по отношению крестьян
3. Смерть множества безвинных людей, в том числе окружения императора
Сын Цинь Шихуана начал свое правление с казней своих братьев и знаменитых полководцев. Но терпение народа истощилось – начались восстания. Новым правителям пришлось пойти на уступки народу и облегчить его положение.
При объяснении этого пункта плана можно использовать фон китайской народной музыки. Обычно ученики с любопытством слушают музыку китайского народа.
I IV. Закрепление – 3-5 минут
На этом этапе урока можно использовать записанные учениками данные при объяснении нового материала. Если останется много времени урока заняться чтением отдельных пунктов параграфа.
V. Объяснение домашнего задания – 2-3 минуты
Параграф 23, подготовиться рассказать по плану объяснения нового материала, научиться ориентироваться по исторической карте.