Повторение изученного материала, необходимого для выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
– Итак, пейзаж – это изображение природы.
-Сегодня мы узнаем, что такое перспектива, линейная перспектива. Правила линейной перспективы.
Знакомство с понятием «Воздушная перспектива».
-Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство, подчеркивает плановость композиции. В творческой работе необходимо учитывать изменения воздушной среды, благодаря которой дальние планы кажутся светлее, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, проросшей лесом. Это явление носит название воздушной перспективы.
Для понимания темы обсудим плановость в картине.
Передний план. Все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен.
Средний план. Объем и цвет постепенно смягчаются.
Задний план. Все сливается в воздушной дымке.
Перспектива – это средство передачи , пространства на плоскости изображения.
Пример: представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются.
Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку
-То же самое можно увидеть, если выйти на прямой участок обычной дороги. Только здесь, вместо рельс будут сходиться края дороги. Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют “точкой схода”. Эта точка всегда лежит налинии горизонта.
Линия горизонта – где земля как будто сходится с небом.
А, что же происходит с предметами по мере их удаления?
На улице холодно, лежит снег и т.д
Здесь изображен только ближний план.
Линия, отделяющая видимое небо от видимой земли.
Изучение нового материала
Подготовить обучающихся к активной совместной деятельности и осуществлению целеполагания.
-В рисовании пейзажа есть два основных закона. Это линейная и воздушная перспектива. Все предметы удаляясь, от нас уменьшаются в размерах, пока не превратятся в точку на линии горизонта т.е удалённые от нас кажутся маленькими, а ближние-большими. Поэтому рисуя рисунок, на переднем плане даём крупное изображение предметов, а на заднем – мелкое. Этот закон называетсялинейной перспективой.
Все цвета предметов бледнеют и размываются сильнее и сильнее при удалении от наших глаз к линии горизонта.
Чтобы пейзаж на листе бумаги не выглядел плоским, а передавал пространство и воздух. Используют закон воздушной перспективы.
На переднем (ближнем) плане предметы прорисовываются чётко, со всеми мелкими деталями, а на заднем (дальнем) – расплывчато (видны лишь силуэты)
– Чтобы не запутаться в размерах предметов, при рисовании, нужно сначала провести линию горизонта.
– У края листа будет крупный и яркий ближний (передний) план, а около линии горизонта дальний (задний) план мелкий и бледных цветов.
Тема: “Правила линейной и воздушной перспективы”
Класс: 6 Б
Научить передавать пространство на плоскости изображения.
Научить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства.
Развить навыки рисования перспективы.
Воспитывать интерес и наблюдательность к окружающему миру.
Оборудование и материалы:
Для учителя: репродукции картин художников, презентация.
Для учеников: альбом, карандаш, ластик, акварель или гуашь.
Термины: линейная и воздушная перспектива, линия горизонта, плановость.
1. Организационная часть.
– проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы урока.
На сегодняшнем уроке мы с вами разберем правила линейной и воздушной перспективы, и выясним, для чего художникам нужны эти правила. Как вы думаете?(Обучающиеся ставят цели урока).
3. Повторение изученного материала.
Но для начала вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке.
Ребята, скажите, что изображено на этой картине? (пейзаж)
Что художник изображает в пейзаже? (природу, пространство)
Сегодня нам понятно, что пейзаж – это, прежде всего изображение пространства. Давайте вспомним, какие способы изображения мы изучили ранее.
В эпоху Древнего Египта изображения никогда не создавали иллюзию объёма. Изображение переносилось на плоскость не в том виде, в котором оно предстает глазу, а в том, которое наиболее выражает ее суть.
Обратная линейная перспектива – вид перспективы, применяемый в византийской и , при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько и точек зрения, и другие особенности.
В эпоху Возрождения в искусстве преобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека. Родилось понятие – перспектива, линия горизонта, точка схода.
— это изображение предметов так, как их видит человеческий глаз. Перспектива нам нужна для того, чтобы изображать предметы реалистично.
4. Изучение нового материала
Во время презентации вам даётся возможность зафиксировать основные понятия на выданных карточках для дальнейшего обсуждения и запоминания, в дальнейшем их можно приклеить на обратную сторону листа вашего рисунка.
Для того чтобы научиться изображать объёмные предметы необходимо знать законы построения линейной и воздушной перспективы.
Основной отличительной особенностью линейной перспективы (будь она прямой или обратной) является фиксированный угол зрения и наличие общей точки схода (обычно на линии горизонта).
Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку.
Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют ” “. Эта точка всегда лежит на линии горизонта.
» всем конечно, знакомо. Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли.
– это линия, которая находится на уровне наших глаз.
Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес.
— кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменения, очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.
связана с изменением , потому она может называться также и
Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство, подчеркивает плановость в В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды, благодаря которым дальние планы кажутся светлее передних, контуры предметов расплываются, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, поросшей лесом.
Обычно принято говорить о планах – переднем (первом), среднем (втором) и дальнем (третьем). На переднем плане все предметы воспринимаются наиболее объёмно, их светотень и окраска наиболее контрастны. На втором – всё это несколько смягчается, на третьем – сливается в воздушной дымке.
Пришло время на практике проверить, как вы усвоили изученный материал.
Что изображено на картинах? Обсуждение.
Что называется точкой зрения или точкой схода?
6. Постановка художественной задачи.
А сейчас, используя полученные знания, вы нарисуете пейзаж. Ваша задача на сегодняшний урок: выполнить построение по всем правилам линейной и воздушной перспективы. Для того чтобы получить хорошую оценку, вы должны в своей работе правильно показать линию горизонта, точку схода, перспективное сокращение дороги (тропинки), и по возможности применить правила воздушной перспективы. Весь рисунок выполняется от руки, без помощи линеек. Построение выполняем тонкими линиями, чтобы при необходимости можно было легко исправить.
1. Располагаем лист горизонтально.
2. Проводим линию горизонта (высокую)
3. Рисуем дорогу с точкой схода на линии горизонта.
4. Деревья, начиная с первого плана.
5. Работаем красками.
6. В завершении, более детально прорабатываем предметы, находящиеся на переднем плане.
8. Практическая работа.
Ученики самостоятельно выполняют эскиз пейзажа, применяя на практике полученные знания.
9. Итог урока.
Для дальнейшей результативности рекомендую вам понаблюдать за природой и проанализировать как меняется в течении дня цветовая гамма выбранного вами вида, обратить внимание на линейное построение улиц нашего города.
Тема: Линейная и воздушная перспектива
Цели и задачи: формирование у учащихся знаний и навыков практической деятельности в изображении пейзажа с использованием правил линейной и воздушной перспективы,развитие воображения, образного мышления, пространственного представления, способности к художественному творчеству, воспитание чувства красоты к окружающей природе и бережного отношения к ней.
Оборудование для учителя:репродукции картин с пейзажами
Оборудование для учащихся: альбом, учебные принадлежности.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Изучение новой темы.
IV. Первичное закрепление
V. Практическая работа
VII. Анализ работ.
VIII. Выставка лучших пейзажей.
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Провекра посещаемости. Настрой на урок.
А что такое пейзаж?
Это жанр изобразительного искусства.
ПЕЙЗАЖ (произошло от франц. paysage – страна, местность) – жанр изобразительного искусства а, в котором основным предметом изображения является природа.
Какие пейзажи бывают? сельский, городской, индустриальный пейзаж, морской и т.д.
Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический и эпический характер.
III. Изучение новой темы. Сегодня мы совершим путешествие в природу, отраженную художником на холсте. В 19 веке многие русские пейзажисты обращались к жанру пейзаж. Именно в 19 веке было написано много пейзажных шедевров. Для создания полноценной картины, художнику было необходимо написать множество пейзажных этюдов, рисунков простым карандашом изучая натуру. Создавая реалистические пейзажи, современные художники вдохновляют нас любить и беречь родную природу. Написание картины в русской пейзажной живописи, всегда выделялось на фоне изобразительного искусства, изображая природу человека к природе, художник выражает подлинную любовь к красоте окружающего нас мира. Вы научитесь писать замечательные пейзажи, передавать красоту русской природы, передавать глубину и пространство. Постараетесь выразить свое настроение, цвет неба и земли, дыхание леса, движение облаков, прозрачность и свет, постараетесь передать ту загадку природы, которая вдохновляет художников во все времена. Для изображения пространства в пейзаже необходимо знать правила линейной и воздушной перспективы. А что такое перспектива? ПЕРСПЕКТИВА – (фр. perspective, от лат. perspicio — ясно вижу) — системы изображения на плоскости пространства и объемных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя.
Линейная перспектива – это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов расположенных на плоскости. Иными словами, это технический рисунок. Линейная перспектива способствует достижению пространственного воздействия посредством изменения формы групп растений и архитектурных элементов. Она помогает укоротить или удлинить расстояния между ними.
Воздушная перспектива – это изменение в цвете и тоне предмета, Воздух редко бывает идеально прозрачным: дым, пыль, водяные пары часто создают дымку, которая изменяет цвет объектов вдалеке. Этот эффект называется воздушной перспективой и находит отражение в трех взаимосвязанных явлениях:
Видимый горизонт – это линия, на которой сходятся земля и неба.
Линия горизонта (упрощенный истинный горизонт) – это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя.
Линии схода – это линии, образующие края формы объекта с учетом их удаленности от точки наблюдения и показывают положение объекта в перспективе.
Точка схода – точка, в которой соединяются линии схода.
При рисовании пейзажа первой задачей представляется выделить в натуре границы пространства, подлежащего изображению, и связать его с листом бумаги. Иногда помощь в установлении границ рисунка может оказать “видоискатель” – картонное окошко с подвижной заслонкой, дающее возможность варьировать отношения сторон прямоугольника окна, обычно между одним и двумя квадратами. Стоя на улице обсаженной деревьями можно наблюдать, как по мере удаления деревья становятся всё меньше и меньше, и самое большое дерево вдали будет не больше карандаша в руке. То же происходит и с машинами, в конце длинной улицы они кажутся игрушечными. Люди, по мере удаления, кажутся всё меньше и меньше. Так ведут себя, подчиняясь законам перспективы вертикальные предметы. А что происходит с горизонтальными линиями? Линии разметок на проезжей части, линии тротуаров по обе стороны улицы, линии горизонтальных архитектурных элементов зданий, удаляясь от нас, начинают постепенно сближаться и в самой дали, сходятся в одной точке, которую мы в пятом уроке назвали точкой схода. Через эту точку проходит линия горизонта. Каждый дом на улице, повёрнутый к зрителю боком, имеет две точки схода на линии горизонта, которые в рисунке могут быть расположены далеко за пределами листа бумаги, У художника глаз тренированный и он может убедительно определить перспективные сокращения размеров зданий и предметов на улице, без каких либо вспомогательных приёмов построения перспективы. Начинающему художнику, что бы развить чувство перспективы надо постоянно сравнивать и сопоставлять размеры и формы предметов относительно друг друга. Если изобразить в пейзаже фигуру человека, животных или их несколько, то очень важно правильно учесть перспективное сокращение несколько пренебрегать законами линейной перспективы. Приступая к выполнению самостоятельной работы, первое выберите тему для пейзажа . Прежде всего, определите в пейзаже плоскость земли и неба. Затем уточните положение линии горизонта. Относительно ее определи место основных элементов композиции. Никаких мелких деталей не должно быть на данном этапе. Думайте о выразительности композиции. Не перегружайте формами какую-либо часть изображения. Это может привести к нарушению композиционного равновесия. Помните об основных положениях линейной перспективы: чем дальше предмет, тем меньше он кажется;все горизонтальные параллельные линии, уходящие от вас вдаль, сходятся в точке схода, принадлежащей линии горизонта;линии, которые расположены выше уровня горизонта, будут опускаться вниз к горизонту ,и стремиться к точке схода;линии, расположенные ниже уровня горизонта будут подниматься вверх к линии горизонта и стремиться к точке схода;мерою движения в глубину пейзажного пространства будут предметы на горизонтальной поверхности: деревья, кусты, строения, люди, животные,если объект находится очень близко, то его передняя часть будет казаться больше, чем дальняя. Для того чтобы правильно и выразительно изобразить пейзаж, необходимо знать законы воздушной перспективы: Как воспринимаются ближние и дальние предметы? Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные обобщенно. Необходимо знать, что предметы, удаляясь от нас, не только уменьшаются, но и как бы тают в воздухе, приобретают менее четкие очертания и меньшую контрастность по сравнению с предметами первого плана. Как изображать контуры ближних и дальних предметов? Для передачи пространства контуры ближних предметов надо делать резче, а удаленные – мягче. А что вы можете сказать о тёмных и светлых предметах на большом расстоянии ? На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а тёмные – светлее ближних. А что необходимо выполнить для передачи пространства с этими предметами?Для передачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка притемнить, а темные осветлить. Необходимо запомнить, что все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся объемными, все дальние – слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими. Для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние – плоско. Для того чтобы достоверно изобразить пейзаж, большую роль играет передача освещения пейзажа. В зависимости от освещения в различное время суток: утром, днем, вечером, ночью – пейзаж меняет свои очертания. Утром контуры пейзажа как бы окутаны дымкой. Следовательно, рисуя пейзаж утром, надо стушевать контуры заднего плана. Слегка подчеркнуть контуры предметов переднего плана. Вечером наблюдается обратное явление: все предметы на фоне неба вырисовываются отчетливо, в виде силуэтов, тени ложатся гуще, плотнее, формы предметов выглядят определеннее. В серый пасмурный день земля вместе с находящимися на ней предметами почти всегда темнее неба. В солнечный день, хотя земля и растительность темнее неба, светлые предметы, освещенные прямым светом, могут быть светлее неба. Контраст света и тени различен в солнечный и облачный день, утром и в полдень, вечером и в лунную ночь.
IV. Первичное закрепление. Переходя к практической работе, давайте вспомним, что передача пространства в пейзаже не может быть выполнена только при помощи, удачно найденной линейной композиции, нужно помнить и о «воздушной перспективе. Как организовать изображаемое пространство, зная основные элементы пейзажа, законы перспективы?Назовите известные вам законы линейной перспективы.
V. Практическая работа. Выполнение рисунка пейзажа. Показ рисунка на доске мелом
VII. Анализ работ. Каждый из вас видит природу по – своему, каждый изобразил излюбленный мотив, подобрал цветовой строй пейзажа наиболее близкий по своему настроению. Работы получились разнообразными, каждый выразил в пейзаже своё видение природы, свой колорит. Старались передать линейную и воздушную перспективу. Ваши пейзажи: поля, леса, наполнены воздухом, ароматом цветов, которые изображены в ваших картинах. Рисунки заслуживают положительной оценки, но есть и недостатки в работах. Давайте их найдём и проанализируем.
IX. Рефлексия. Выразить своё эмоциональное настроение.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ставропольского края «Средняя общеобразовательная школа № 3»
Сценарий открытого урока
по изобразительному искусству
Изображение пространства. Перспектива»
Учитель изобразительного искусства
« Изображение пространства. Перспектива »
Перечень рассматриваемых вопросов
– точка, принимаемая за место, откуда рассматривается предмет, проецируемый на картинную плоскость.
– это линия, по которой небо кажется граничащим с земной поверхностью.
Точка схода – точка, в которой сходятся на перспективном изображении параллельные линии предмета.
– это искусство изображать на плоскости трёхмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, чёткости предметов, которое обусловлено степенью отдалённости их от точки наблюдения.
формирование положительной мотивации учащихся к изобразительной деятельности, к изучению искусства; пробуждение познавательного интереса к произведениям искусства; развитие образного и пространственного воображения, отработка навыков и умений при работе с гуашью, воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности; выполнение проекта в живописной гуашевой технике
– в познавательной сфере;
представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества; в ценностно-ориентационной сфере представлять систему общечеловеческих ценностей;
– в ценностно-ориентационной сфере;
– в эстетической сфере.
– развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;
Оборудование и материалы для урока:
Список используемой литературы:
1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека, 6 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение,2019. – 176 с.
2. Открытые электронные ресурсы:
1. Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
2. Вступительная беседа.
Вопросы учителя и ответы учащихся на повторение:
Я заметила, что все ваши рисунки выполнены в разных жанрах. Давайте вспомним, что такое виды и жанры изобразительного искусства.
– живопись, графика, скульптура.
2. Чем они отличаются?
– цвет, тон, объём.
3. Какие жанры изобразительного искусства знаете?
– натюрморт, портрет, пейзаж.
4. В чём их различие?
– предметы, человек, природа.
5. Какие виды пейзажей знаете?
– городской, деревенский, природа.
Работа на доске учащимся:
Какие ошибки вы могли заметить?
Постановка цели урока:
Но что же такое пейзаж в широком смысле?
2. Правильно. Какой же будет тема нашего урока?
3. Правильно. Сегодня мы с вами будем учиться выполнять пейзаж по правилам.
3. Объяснение нового материала. ( Слайд 1-2)
Проблемный вопрос: как же нам выполнить правильный пейзаж?
В этом нам поможет такая наука как перспектива.
Знаменитый французский писатель 18 века Дени Дидро сказал: «Два качества необходимы художнику: чувство нравственности и чувство перспективы».
1. Для чего нужно чувство нравственности?
2. А что же такое перспектива?
– это техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
(Слайд 4) Привычная современным людям перспектива — плод длительного развития человеческого разума.
Чтобы понять, что такое перспектива и как художники научились ее применять, давайте обратимся к истории.
(Слайд 5) Еще в Древнем Египте при росписи стен изображение пространства отсутствует. Лица изображались в профиль, а положение людей одинаково. Все изображения располагались рядами.
Мы с Вами знаем, что предметы или люди, которые находятся близко, рисуются большими, а которые дальше – маленькими. Но в Древнем Египте такого принципа еще не использовали. Величина фигуры указывала на ее значимость: самыми крупными были боги и фараоны. И не важно какое место в пространстве они занимали.
(Слайд 6) Изображения человека стали пространственными лишь в Древней Греции и Древнем Риме. Плечи у людей развернулись в пространстве, благодаря чему изображения людей стали правдоподобнее.
К сожалению, до нашего времени дошло малое количество древнеримских и древнегреческих фресок. Но по дошедшим, можно сказать, что пейзаж в более поздних римских росписях стал украшать изображение, он не был единым, легко переходил в узор.
(Слайд 7) В Средние века, так как искусство стало религиозным по сюжету и по назначению, все изображения стали символичными. Большое внимание уделялось иконам. У пространства иконы свои законы построения. Линии в иконе подчиняются законам обратной перспективы. Обратная перспектива — метод в живописи, при котором более далёкие от зрителя предметы изображаются более крупными.
(Слайд 8) И только лишь в эпоху Возрождения в европейском искусстве художники стали стремиться изобразить расстояние, используя правило уменьшения предметов по мере удаления их от наблюдателя. Теперь пространство в картинах стали строить по строгим законам перспективы.
В зависимости от назначения изображения перспектива бывает: .(Слайд 9)
Сегодня мы подробней разберем прямую линейную и воздушную перспективу.
– это геометрический прием, предполагающий систематическое уменьшение размера более удаленных предметов и промежутков между ними.
Использование прямой линейной перспективы в наше время преобладает. Но и у нее есть свои правила построения:
1. Чем дальше предмет, тем меньше он кажется;
2. Все горизонтальные параллельные линии (дорога, улица, рельсы), уходящие от вас вдаль, сходятся в точке схода, принадлежащей
называется точка, в которой сходятся на перспективном изображении параллельные линии предмета. Каждая отдельная группа параллельных линий имеет свою точку схода. В зависимости от направления линий точки схода располагаются в различных местах изображения.
Линия горизонта бывает низкой и высокой. Низкая линия используется для передачи красоты небес. Высокая же линия горизонта используется для выразительной передачи деталей на земле.
(Слайд 12-13) Что касается то это изменение предметов под воздействием пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещенности, возникающее по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.
Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство.
В воздушной перспективе, как и в линейной существуют свои законы.
1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно, поэтому предметы первого плана нужно изображать очень точно, прорисовывая все детали.
2. Все ближние предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, а дальние предметы обладают слабо выраженной светотенью и кажутся одинаково серыми, плоскими, нематериальными.
3. Все удаленные предметы, покрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки — фиолетовый, синий, голубой или беловатый.
. ( Слайд 14-15)
Сопоставьте правильно понятия и определения
4. Практическая работа.
Итак, попробуем применить полученные знания на практике.
Предлагаю вам выполнить работу парно, вместе со своим соседом по парте. Согласны?
Задания будут следующими:
1 ряд будет рисовать уходящую вдаль автотрассу.
2 ряд – городскую улицу.
3 ряд – парковую аллею.
Этапы выполнения художественно-творческого задания.
5. Анализ работы.
Учащиеся анализируют работы согласно плану и правилам построения.
6. Задание на дом
Сделать рисунок своей улицы, используя правила перспективы.
7. Рефлексия. Итог урока:
Беседа с учащимися по вопросам:
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что называется точкой зрения? Точкой схода?
– Расскажите об основных правилах линейной перспективы.
– Как изменится контрастность света и тени при удалении объёмного предмета от рисующего?
– Смогли вы в своих рисунках передать глубину пространства?
– Ребята, понравился ли вам урок? Узнали ли вы для себя сегодня что-то новое?
– Если вам все было понятно, и вы хотели бы узнать еще больше, поднимите пальчик вверх. Если же вам что-то было не понятно или вызвало затруднения, опустите пальчик вниз. Можете воспользоваться табличками, которые лежат у вас на столе.
– Спасибо за урок, с вами очень приятно работать. Успехов в учебе и творчестве!
Тема урока: “Правила линейной и воздушной перспективы”
Учитель: Денисова Инга Анатальевна
Цель урока: Научить передавать пространство на плоскости изображения.
Обучающая: Научить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства.
Развивающая: Развить навыки рисования перспективы.
Воспитывающая: Воспитывать интерес и наблюдательность к окружающему миру.
– проверка готовности к уроку.
фронтальной и угловой перспективы.
под влиянием воздушной перспективы.
Как изображали пространство художники разных эпох в разных странах? – Что такое ПЕРСПЕКТИВА? Какие виды перспективы вам известны?
В эпоху Древнего Египта фронтальная перспектива изображения никогда не создавали иллюзию объёма. Изображение переносилось на плоскость не в том виде, в котором оно предстает глазу, а в том, которое наиболее выражает ее суть.
Обратная линейная перспектива – вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности.
Перспектива — это изображение предметов так, как их видит человеческий глаз. Перспектива нам нужна для того, чтобы изображать предметы реалистично.
Для того чтобы научиться изображать объёмные предметы необходимо знать законы построения линейной и воздушной перспективы.
Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют “точкой схода или точка зрения “. Эта точка всегда лежит на линии горизонта.
Слово «горизонт» всем конечно, знакомо. Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли.
Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.
Воздушная перспектива — кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменения цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.
Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой.
Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство, подчеркивает плановость в композиции. В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды, благодаря которым дальние планы кажутся светлее передних, контуры предметов расплываются, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, поросшей лесом.
Передний план. Все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен.
Средний план. Объем и цвет постепенно смягчаются.
Задний план. Все сливается в воздушной дымке.
А сейчас, используя полученные знания, вы нарисуете городской пейзаж. Ваша задача на сегодняшний урок: выполнить построение по всем правилам линейной и воздушной перспективы. Для того чтобы получить хорошую оценку, вы должны в своей работе правильно показать линию горизонта, точку схода, перспективное сокращение дороги и по возможности применить правила воздушной перспективы. Построение выполняем тонкими линиями, чтобы при необходимости можно было легко исправить.
2. Проводим линию горизонта (низкую)
4. Дома, начиная с первого плана.
5. Работаем цветными карандашами.
Ученики самостоятельно выполняют эскиз городского пейзажа, применяя на практике полученные знания.
Просмотр содержимого документа
«Правила воздушной и линейной перспективы
Тема урока: «Правила линейной и воздушной перспективы».
Цель урока: Познакомить учащихся с перспективой как способом изображения
на плоскости предметов в пространстве.
Учить учащихся применять законы перспективы в своих рисунках,
использовать воздушную перспективу.
Развивать творческие конструктивные способности, изобразитель-
Воспитывать интерес к самостоятельной конструктивной деятель-
Оборудование: Таблица с разновидностями перспективы, фотографии, план-конспект.
Орг.момент. Установка дисциплины, взаимное приветствие, проверка отсутствующих.
Сегодня на уроке вы узнаете главные, необходимые сведения из области перспективы, и сможете нарисовать рисунок в природе, применяя законы перспективы.
Основателем перспективы в живописи был Аполлодор из Афин. Эллинистические и римские художники усовершенствовали глубину перспективы. В поздней антич ности перспектива как изобразительное средство применялось мало. Широко эти приемы стали применяться только в эпоху Возрождения.
Перспектива-это учение о том, как передать на плоскости листа бумаги ощуще- ние глубины пространства, то есть передать окружающий мир таким, как мы его видим. Оно основано на соблюдении нескольких законов, учитывающих особен- ности человеческого зрения.
Первый закон перспективы говорит о том, что чем дальше от нас находится предмет, тем он нам кажется меньше. Значит, таким его и надо изображать под небольшим углом друг к другу.
Кроме того, художник должен учитывать, что цвет предмета меняется в зависимости от расстояния: отдаленные предметы кажутся нам слегка голубоватыми и не такими яркими. Дело в том, что воздух смягчает цвета. Это правило было впервые подмечено и применено Леонардо да Винчи. Называется этот эффект приемом воздушной перспективы.
Линейная перспектива дает возможность, верно, построить кажущиеся очертания предмета при любом его положении. Существует фронтальная, угловая перспективы.
Фронтальная перспектива- означает Угловая перспектива- означает
прямое расположение предметов к расположение предмета к ри-
рисующему. сующему под углом.
И. Левитан И. Левитан И. Шишкин
Основные закономерности линейной перспективы
На сегодняшнем уроке вы попробуете использовать законы перспективы, и изобразите уголок природы с ярко выраженными законами линейной перспективы (сельская улица, аллея в парке, железная дорога и т.д.). В своих работах вы должны продумать окружающую обстановку
После линейного построения уголка в природе и окружающей обстановкой, вам надо переходить к выполнению работ в цвете. Здесь вам надо использовать воздушную перспективу.
Практическая часть: Коллективное выполнение рисунков природы с использованием линейной перспективы.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места, 2) контроль правильности выполнения приемов работы, 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения, 4) контроль объема и качества выполненной работы.
Д/з – собрать информацию по данной теме.
Цель урока: Расширить знания законов перспективы, образного представления
Развивать умение творческого восприятия действительности в
овладении техникой акварели;
Прививать эстетические чувства.
Оборудование: альбом, карандаш, ластик, акварельные краски, репродукции картин художника И. Левитана «Осенний день. Сокольники», фото с ярко выраженными изменениями в воздушной перспективе.
и закрепление пройденного. Мы продолжаем тему прошлого урока «Правила линейной и воздушной перспективы». Посмотрите на репродукцию картины И. Левитана «Осенний день. Сокольники». Пустынная дорога, по обе стороны которой стеной стоят по-осеннему темные деревья, в узком просвете между ними виднеется хмурое небо. Золотистая листва на тоненьких молодых кленах, к обочине дороги ветер сметает опавшие листья. Одинокая фигура женщины дополняет чувства грусти и светлой печали. Дорога, уходя вдаль, сужается и создает впечатление глубины пространства.
Художник в своем пейзаже применил закон перспективы.
Законов перспективы несколько, но два самых главных, вам уже известны.
Первый заключается в том, что чем дальше от нас предмет, тем он кажется меньше.
Другой закон говорит о том, что параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближается и сходятся в одну точку.
Открыл эти законы итальянский архитектор и художник эпохи Возрождения Брунеллески. Изучением перспективы занимались и другие итальянские художники этой эпохи.
А теперь, рассмотрим, как меняются цвета в картине И. Левитана. Цвет в картине, мы видим на первом плане более ярко, но по мере удаления дороги темные деревья светлеют, теряют очертание, приобретают цвет воздушной дымки. Это из-за прослойки воздуха: все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные – одноцветными.
Художник должен учитывать все изменения для передачи пространства и состояния освещенности в своей картине.
Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает в рисунке передать пространство, подчеркивает плановость в композиции. В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды, благодаря которым дальние планы кажутся светлее, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, проросшей лесом. Это явление носит название «воздушной перспективы».
Впервые это подметил и изобразил великий итальянский художник Леонардо да Винчи в 15 веке. И с тех пор все художники в своих произведениях применяют закон воздушной перспективы.
Вопросы для закрепления:
Практическая работа: Заданием на урок будет изображение с помощью цвета воздушной перспективы в рисунке природы с четко выраженными объектами перспективы.
Работать можно, используя живопись «по сырому»: вначале определяется и подбирается на палитре основной цвет – прозрачный слой краски. Не давая высохнуть, уточняют цвета, внося в основной тон различные цветовые оттенки.
Задание: изобразить воздушную перспективу в рисунке.
Д/з: присмотритесь к окружающей среде (деревья, небо, земля), постарайтесь увидеть изменение цвета по мере удаления предметов.