– лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в муниципальный или федеральный представительный орган на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании.
Органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
— городское поселение, которое не входит в состав муниципального района
ТЕМА УРОКА: «МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ»
ЦЕЛИ УРОКА: 1) СФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ О МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ ВЛАСТИ; О РОЛИ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА; О ПРИНЦИПАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ; О ВОПРОСАХ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ; О СТРУКТУРЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
2) РАЗВИТЬ ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ; АНАЛИЗА; ОБОБЩЕНИЯ; СОСТАВЛЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ – Т. Е. – ПРАКТИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
3) ВОСПИТЫВАТЬ ГРАЖДАНСКИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ЧУВСТВО ДОЛГА И ЖЕЛАНИЕ ПОМОЧЬ ГОРОДУ.
ВЫЯСНИТЬ – 1) ЧТО ТАКОЕ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ?
ЗАДАЧИ НАПИСАНЫ НА ДОСКЕ.
ТИП УРОКА: УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
ОБОРУДОВАНИЕ: ДОСКА, МЕЛОВАЯ СХЕМА, КОМПЬЮТЕР, МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР, ЭКРАН, ЦОР – ДИСК «ОСНОВЫ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» 8- 9 КЛАСС 2002 год, «КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ»
ЛИТЕРАТУРА: КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ЮРЮЗАНЬ,
А. Ф. Н ИКИТИН «ШКОЛЬНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ».
Введение. (Для активизации познавательной деятельности учащихся применяется метод «ПЕРСОНИФИКАЦИИ».
1. Слова учителя
«Как – то раз, в Челябинске, в автобусе, я стала невольным свидетелем разговора мамы с младшей дочерью Наташей. Мама говорила: «Опять Татьяна (это старшая дочь) Маришку в детский сад не устроила. Уже, какой месяц! Мест, видишь ли нет. Что же это такое? Мало того, что государство такие маленькие пособия на детей платит, так ещё и матерям работать не даёт. О чем наше правительство только думает?! Ну ладно, денег на пособие нет, но детский сад в городе можно построить, чтобы мама на работу могла ходить и ребёнка кормить? А сколько я могу с работы отпрашиваться, чтобы с Маришкой оставаться? И что у нас за правительство такое?»
«Мам, ну хватит кипятиться»- пыталась успокоить маму дочь –«Во – первых, наша Таня с Маришкой не только на пособие живут, к счастью. А во – вторых, причём здесь наше правительство?»
«Как причём?» – удивилась мама – «А кто же должен о наших садиках позаботиться?»
«Мам, неужели ты действительно считаешь, что правительство должно знать, сколько садиков в нашем городе, хватает ли их или нет? Эти вопросы местного значения и должны решать их мы – жители нашего города через органы местного самоуправления. Мы об этом на уроке по «Основам правовых знаний проходили».
«Ой, Наташка, – улыбнувшись, сказала мама – Хорошо, что в твоей школе проводятся такие полезные уроки!»
ПОЖАЛУЙСТА, ВЫРАЗИТЕ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К УСЛЫШАННОЙ ИНФРОРМАЦИИ. Разминка 10 баллов
Чтобы о нашей школе тоже похвально отзывались Ваши родители и Ваши знания хвалили Сегодня на уроке мы познакомимся с МЕСТНЫМ САМОУПРАВЛЕНИЕМ – ЗАПИШИТЕ ТЕМУ (НА ДОСКЕ).
. ЦОР. ГОЛОС ДИКТОРА СООБЩАЕТ ПЛАН НА УРОК (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЯХ)
3. Учитель знакомит учащихся с задачами на урок (ОНИ ЗАПИСАНЫ НА ДОСКЕ)
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ ИМЕЕТ СВОЮ ИСТОРИЮ. ПЕРВОНАЧАЛЬНО ОНО ПОЛУЧИЛО РАЗВИТИЕ НА УРОВНЕ СЕЛЬСКИХ ОБЩИН. В ПЕТРОВСКУЮ ЭПОХУ БЫЛИ ЗАЛОЖЕНЫ ОСНОВЫ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ГОРОДСКИМ ОБЫВАТЕЛЯМ ДОЗВОЛЯЛОСЬ СОБИРАТЬСЯ В ГОРОДЕ И СОСТАВЛЯТЬ «ОБЩЕСТВО ГОРОДСКОЕ», ПОЛЬЗУЮЩЕЕСЯ ОПРЕДЕЛЁННЫМИ ПРАВАМИ И ВЫГОДАМИ: ОБЩЕСТВО ИЗБИРАЛО ГОРОДСКОГО ГЛАВУ, БУРГОМИСТРОВ И ЧЛЕНОВ МАГИСТРАТА ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ ТРИ ГОДА, ФОРМИРОВАЛО КАЗНУ ДОБРОВОЛЬНЫМИ «СКЛАДАМИ», УПОТРЕБЛЯЛО ЕЁ ПО ОБЩЕМУ СОГЛАСИЮ. ПЕРВИЧНЫМИ ЯЧЕЙКАМИ САМОУПРАВЛЕНИЯ ЯВЛЯЛИСЬ РЕМЕСЛЕННЫЕ УПРАВЫ, КОТОРЫЕ ИМЕЛИ ШИРОКИЕ ПОЛНОМОЧИЯ. ОСНОВОЙ САМОУПРАВЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ БЫЛИ ЗЕМСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (ЗЕМСКИЕ СОБРАНИЯ, УПРАВЫ)
ПЕРВЫЙ ПУНКТ НАШЕГО ПЛАНА.
5. Давайте запишем определение МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – ПРИЗНАВАЕМАЯ И ГАРАНТИРУЕМАЯ КОНСТИТУЦИЕЙ РФ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ И ПОД СВОЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ НЕПОСРЕДСТВЕННО ИЛИ ЧЕРЕЗ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ, ИСХОДЯ ИХ ИНТЕРЕНОВ НАСЕЛЕНИЯ, ЕГО ИСТОРИЧЕСКИХ И ИНЫХ ТРАДИЦИИ.
6. ВТОРОЙ ПУНКТ НАШЕГО ПЛАНА.
СХЕМА НА ДОСКЕ :
ПЕРЕЧЕРТИТЕ ЭТУ СХЕМУ СЕБЕ В ТЕТРАДЬ
7. ЦОР МЕДИО ЛЕКЦИЯ. ВЫ СЛУШАЕТЕ ЛЕКЦИЮ И ПОДЧЁРКИВАЕТЕ В СВОИХ ТЕКСТАХ КОНСТИТУЦИИ ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ. ДЛЯ РАБОТЫ ИСПОЛЬЗУЙТЕ СТ № 12, ГЛАВА № 8
Проверяем 1. Самостоятельны в пределах своих полномочий.
Группа 20 баллов.
ТРЕТИЙ ПУНКТ ПЛАНА.
8. С ЛОВА УЧИТЕЛЯ Обратите своё внимание на 132 статью Конституции РФ.
ЦОР ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Сравните С ИНФОРМАЦИЕЙ НА ЭКРАНЕ и зачитайте какие ещё вопросы компетентны решать органы местного самоуправления.
СТАТЬЯ №132
За дополнение 10 баллов
ЧЕТВЁРТЫЙ ПУНКТ ПЛАНА
ЦОР – ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Учитель показывает схему Кроме того, с учётом местных традиций, выборными органами местной власти могут быть – АТАМАНЫ, СТАРОСТЫ И Т. Д.
ЗАЧИТАЕМ СТАТЬЮ № 132.
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НЕ МОЖЕТ ОГРАНИЧИВАТЬСЯ ГОСУДАРСТВОМ ИЛИ КАКИМИ – ТО НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ.
БОЛЕЕ ТОГО – СТАТЬЯ № 133 ГЛАСИТ «МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГАРАНТИРУЕТСЯ ПРАВОМ НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ, НА КОМПЕНСАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ, ВОЗНИКШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕШЕНИЙ, ПРИНЯТЫХ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ЗАПРЕТОМ НА ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, УСТАНОВЛЕННЫХ КОНСТИТУЦИЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ.»
ЦОР – КАРТИНКА № 2.
ВЫВОД – СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С НИМ?
Ваше мнение 10 баллов.
ЦОР. Индивидуальная работа.
За ответ 10 баллов.
Как Вы считает выполнили ли мы задачи, поставленные на уроке? Как вы работали, важен ли был сегодняшний урок?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 8 ГЛАВА КОНСТИТУЦИИ РФ, СТ № 12, ЗАПИСИ В ТЕТРАДИ.
СЛОВО ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА.
Местное самоуправление
в Российской Федерации
Местное самоуправление – это форма власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Муниципальное право – это право местного самоуправления.
Муниципальное право РФ – это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления.
Отличительные признаки отношений муниципально-правового регулирования
Отношения возникают на местном уровне, в границах самоуправляющихся территорий
Отношения связаны с реализацией задач во всех сферах местной жизни (экономической, бюджетно-финасовой, социально-культурной и др.)
Функции (основные направления деятельности) органов местного самоуправления РФ
Обеспечение участия населения в решении местных дел, что предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержания инициатив и социальной самодеятельности граждан
Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ
Обеспечение развития соответствующей территории (утверждение программы ее развития и т.д.)
Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах
Охрана общественного порядка (обеспечение режима закон- ности на данной территории)
Управления муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов
Принципы местного самоуправления
Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения (непосредственно, через выборные и иные органы местного самоуправления)
Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления (оно реализуется гражданами через институты прямой и представительной демократии)
Соответствие полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам (местное самоуправление должно иметь право на достаточные материально-финансовые средства, необходимые для осуществления своих функций)
Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством (органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно)
Формы осуществления местного самоуправления
Местный референдум, выборы
Выборные и другие органы местного самоуправления (собрание представителей – Дума, муниципальный комитет, глава муниципального образования – мэр, староста)
Территориаль- ное обществен-ное самоуправ-ление (советы микрорайонов, уличные, домовые комитеты)
Представительные: Дума, муниципальное собрание, муниципальный совет и др.
Глава муниципального образования (должность может быть предусмотрена уставом муниципального образования): мэр, староста и др.
Управленческие: местная администрация
Избираются непосредственно городским, сельским населением
Численный состав определяется уставом муниципального образования. Закон допускает осуществление полномочий представительного органа местного самоуправления собранием (сходом) граждан. В этом случае представительный орган не избирается, а его функции выполняет собрание (сход) граждан
Выбирается непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления
Вопрос о выборах главы муниципального образования, его конкретного наименования решается в уставе муниципального образования, который принимается либо населением путем референдума, либо представительным органом местного самоуправления
Возглавляет местную администрацию глава муниципального образования
Включает отделы управления: отдел образования, отдел здравоохранения, финансовый отдел и др.
Полномочия местного самоуправления
Полномочия представительного органа местного самоуправления (выборное собрание, совет, дума, земство, муниципальный комитет и т.д.)
Полномочия главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т.д.)
Основы деятельности местного самоуправления
Экономическая основа местного самоуправления
Территориальная основа местного самоуправления
Финансовая основа местного самоуправления
Это городские и сельские поселения, а также города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (сельсоветы) и другие территории с учетом исторических и иных местных традиций (район, муниципальный район и др.)
Это муниципальная собственность, местные финансы, иная собственность, которыми распоряжаются органы местного самоуправления (передача в пользование, сдача в аренду, иные имущественные сделки)
Состав муниципальной собственности
Это местный бюджет, формирование, утверждение, исполнение и контроль которого осуществляют органы местного самоуправления. Доходы местного бюджета составляют местные налоги, сборы, штрафы, отчисление от федеральных налогов и налогов субъектов РФ, а также иные поступления в соответствии с законом
Состав муниципальной собственности:
Организация местного самоуправления на примере МО «Муниципальный район «Печора»
Муниципальный район образован 21 февраля 2006 года решением Совета народных депутатов.
В состав МР «Печора» входят 7 муниципальных образований:
• 3 городских поселения:
1. Муниципальное образование городского поселения «Печора», административный центр – город Печора;
2. Муниципальное образование городского поселения «Кожва» – пгт Кожва;
3. Муниципальное образование городского поселения «Путеец» – пгт Путеец;
• 4 сельских поселений, объединяющих 14 населенных пунктов:
1. сельское поселение «Каджером» – п. Каджером;
2. сельское поселение «Озёрный» – п. Озёрный;
3. сельское поселение «Приуральское» – c. Приуральское, (д. Аранец);
4. сельское поселение «Чикшино» – п. Чикшино, п. Берёзовка.
Совет муниципального района «Печора»
Председатель Совета муниципального района «Печора»- Коньков Геннадий Константинович
Глава Администрации МР «Печора»
Андрей Михайлович Соснора
Заместители Главы администрации
Кислицын Сергей Павлович
Шахова Ирина Анатольевна
Значение местного самоуправления в жизни общества:
Таким образом, местное самоуправление придает гражданскому обществу организованное самоуправляющееся начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства.
Тема урока «
обеспечить усвоение знаний по данной теме; опираясь на имеющиеся знания по Конституции РФ, систематизировать их применительно к данной теме.
развивать умение учащихся самостоятельно отбирать, анализировать информацию, формировать собственную точку зрения по обсуждаемой проблеме.
способствовать формированию у учащихся правовой и политической культуры, активной жизненной позиции, понимания ответственности и важности участия в местном самоуправлении.
Учебно – методическое обеспечение урока:
Мультимедийный проектор, презентация, задания группам по истории становления местного самоуправления. Тесты
история России, всеобщая история, обществознание
Термины и понятия:
Самоуправление, местное самоуправление, структура местного самоуправления, вопросы местного значения, представительный орган муниципального образования.
Александр Исаевич Солженицын, великий советский диссидент, не менее великий патриот России, после 18 лет эмиграции в 1994 году вернулся в Россию. Он верил, что можно улучшить и жизнь, и власть.
?? О чем он говорит?
– О местном самоуправлении
-Да, он дальше продолжает: «Должно быть прежде самоуправление местное».
И это тема сегодняшнего урока.
21 апреля в России второй раз отмечается «День местного самоуправления», который был установлен Указом Президента РФ Владимиром Путиным от 10 июня 2012 г. № 805. Новый памятный день, как сказано в тексте Указа, «установлен в целях повышения роли и значения института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества».
Именно 21 апреля в 1785 году императрицей Екатериной II была утверждена «Жалованная грамота городам» , фактически положившая начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.
Исторический опыт показал, что путь к правовому государству, гражданскому обществу лежит через правильно организованное местное самоуправление.
Наиболее полное и широкое толкование термину «самоуправление» было дано еще в XVII веке в Англии. Из Англии в середине XIX в. термин был заимствован Германией и в 60-х годах – Россией. Существует более 30 определений понятия «самоуправление».
?? Что такое самоуправление?
В Конституции РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление определяется как самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения.
Постановка проблемного задания:
Перед нами стоит задача, определить, в чем заключается польза местного самоуправления для общества.
Работа в группах.
Понять многие вопросы помогает история. И мы обратимся к ней. Попытаемся охарактеризовать роль каждого этапа в формировании местного самоуправления в России.
Задание № 1.
На основании отрывка из книги историка В. Лугового «Выборы в средневековом Новгороде» дайте характеристику особенностям самоуправления в Новгороде.
Новгород был разделен не только на десять сотен, но и на пять самостоятельных административных районов
В концах проживали бояре и зависимые от них люди. осуществлялось выбранным из боярства посадником.
С установлением республиканских порядков власть распространилась на все новгородские административно-территориальные единицы. Во главе этих единиц стояли избираемые населением должностные лицасотские и уличанские старосты.
В каждом новгородском районе имелось решения по различным повседневным вопросам, формировалось собственное ополчение, избирались должностные лица – и его помощники Принцип непосредственного участия новгородцев в управлении был положен в основу деятельности всех звеньев администрации.
На общегородском вече концы соперничали при выборах посадника и других должностных лиц, за политическую власть и экономическое влияние, за контроль над огромной территорией
?? Какие особенности самоуправления в Новгороде назовете?
Самоуправление в России вот уже несколько столетий связано с земской идеей – идеей народности, власти, исходящей от земли, от народа
Земская реформа Ивана IV была призвана заменить в местном управлении назначаемых чиновников представителями местного сообщества, т.е. отменить систему кормлений.
По его реформе земские и губные старосты избирались населением. В их задачу входило выполнение поручений центрального правительства по управлению, прежде всего – сбор налогов. Решение местных проблем – второстепенное дело. Прогрессивный элемент – внедрение выборного начала в управление.
Прочитайте историческую справку о развитии самоуправления в эпоху Екатерины II. Сделайте вывод о характере реформирования местного самоуправления. Историческая справка:
Реформы Петра I скорее усиливали роль государстваидею местного самоуправления. Более глубокий след в области местного управления оставили . При ней появляются «земские суды» и «земская полиция», «приказы общественного призрения», получают дворянство и городские сословия. « Земство» отождествляется с организацией жизни «по правде и совести», когда справедливость достигается через гармонию системы сословных интересов. С тех пор земская идея постоянно присутствовала во всех российских реформах.
Особый интерес представляет документ – «Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской Империи», принятая Екатериной II в 1785 г.
Кроме Общей и Шестигласной дум Положением 1785 г. устанавливался еще и третий орган – собрание «общества градского». В нем могли участвовать все члены «общества градского», но право голоса и пассивное избирательное право имели только достигшие 25-летнего возраста и обладавшие капиталом, проценты с которого приносили доход не менее 50 рублей.
?? Каков характер местного самоуправления?
Прочтите историческую справку о земствах в России. Охарактеризуйте структуру и функции земств в 1864-1917 г.г. в России. В чем заключался положительный опыт земств в России?
Новое развитие идея земства получила после отмены крепостного права. До введения земствсуществовало только сословное самоуправление. Однако теперь впервые создавалось всесословное самоуправление : земство выбиралось гражданами, а не корпоративными объединениями. В 1864-1917 гг. были проведены три земские реформы (1864г.,1890 г. и 1917г.). Все они преследовали цель децентрализации управления. Земские учреждения включали в себя распорядительный орган (земское собрание)исполнительный (земская управа). Земства сами выбирали руководящие органы, сами определяли направление своей деятельности. Личный состав органов земства не принадлежал к профессиональному чиновничествутак как исполнял свои обязанности не по назначению правительства, а по выбору местного населения). решали практические задачи местного значения: народное образование, здравоохранение, дорожные дела, сельское хозяйство, ветеринария, пути и средства сообщения, продовольственное дело, статистика и т.п.
Принципиальной основой земского самоуправления явилось привлечение к непосредственному участию в работе тех групп и лиц, нужды которых обслуживались. Так ломалась строгая корпоративность российского общества и складывалось общество граждан.
После Октябрьской революции началась повсеместная ликвидация земств, которая завершилась к лету 1918 г.
становления и развития в России местного самоуправления начался в стране в 1993 г. Следует отметить, что Россия всегда тяготела к заимствованию и использованию зарубежного опыта. Примером является принятие Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Разработчики данного закона сумели добиться разумного сочетания положительных аспектов отечественного и зарубежного опыта создания и функционирования системы местного самоуправления.
Так, в основу Закона была положена немецкая модель местного самоуправления, характеризующаяся многообразием форм осуществления местной власти в сочетании со значительным государственным регламентированием. Кроме того, была создана двухуровневая модель местного самоуправления и четко определена компетенция каждого уровня, как в германской и англосаксонской моделях местного самоуправления. Также впервые в России законодательно была закреплена такая организационная форма, как «Совет», возникшая в США.
А что гласит «Европейская хартия», принятая Конгрессом Совета Европы в 1985 году:
Под местным самоуправлениемпонимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять еюдействуя в рамкахзакона, под свою ответственность и в интересах местного населения. состоящими из членов, избранных путем свободного тайного равного прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными и исполнительными органами. Органы местного самоуправления провозглашаются «Хартией» как основа демократического строя, поэтому принцип местного самоуправления должен быть признан конституциями всех подписавших его стран.
. Под местным самоуправлением понимается:
а) самостоятельность населения в решении определенных вопросов
б) самостоятельная деятельность, совершаемая под свою ответственность
в) решение местных вопросов
г) все перечисленное
г) все перечисленное
3. Структура органов местного самоуправления определяется:
а) органами государственной власти субъекта
б) самостоятельно населением
в) населением совместно с органами государственной власти
г) нет верного ответа
4. К ведению местного самоуправления не относится:
а) организация транспортного обслуживания
б) регулирование планировки территории
в) формирование местного бюджета
г) принятие региональных программ развития
Наличие каких органов местного самоуправления является обязательным?
А теперь возвращаемся к нашей
В чем польза местного самоуправления для общества?
– близость нужд и проблем граждан;
– развитие самостоятельности, энергии и предприимчивости в гражданах;
– общественная жизнь распределяется равномерно по всему государству, а не стягивается к центру;
– связывает администрацию с народом;
– дает гражданам ближайшее и практическое знакомство с общественными делами.
Президент В. В. Путин как-то признал: «Мы богатая страна бедных людей». И надежды на улучшение жизни он связывает, прежде всего, с молодыми и энергичными людьми.
Я желаю вам быть достойными гражданами России, найти себя и свое место в жизни!
Спасибо за урок!
Местное
самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской
Федерации, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей её территории.
Местное
самоуправление обеспечивает самостоятельное решение
населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение
муниципальной собственностью.
Федеральный
закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» определяет вопросы местного значения как вопросы непосредственного обеспечения
жизнедеятельности населения муниципального образования, решение
которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления
самостоятельно.
Основой системы местного самоуправления является муниципальное
образование. Это населённая территория, население которой самостоятельно
решает вопросы местного значения непосредственно или через специально созданные
органы (они могут быть как выборными, так и невыборными).
Территории
муниципальных образований определяются с учётом исторических и иных местных
традиций, а изменение границ таких территорий, в пределах которых
осуществляется местное самоуправление, допускается с учётом мнения населения
соответствующих территорий в порядке, установленном федеральным законом «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Этот же закон устанавливает следующие виды
муниципальных образований:
· городское поселение – город или посёлок;
· сельское поселение – один или несколько объединённых общей
территорией сельских населённых пунктов (поселков, сел, станиц, деревень,
хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов);
· муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных
территорий (то есть территорий муниципального района, находящаяся вне границ
поселений), объединённых общей территорией;
· муниципальный округ – несколько объединённых общей территорией
населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями;
· городской округ – один или несколько объединённых общей территорией
населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями;
· городской округ с внутригородским делением – городской округ, в котором в соответствии с
законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как
внутригородские муниципальные образования;
· внутригородской район – внутригородское муниципальное образование на
части территории городского округа с внутригородским делением;
· внутригородская территория города федерального
значения – часть территории
города федерального значения.
По состоянию на 1 января 2020 года, в России
насчитывалось 20846 муниципальных образовании.
В
данных муниципальных образованиях органы местного самоуправления формируют,
утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы,
обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи,
самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы
местного значения.
Муниципальная
собственность – это имущественный комплекс
муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и
недвижимое имущество.
Установление
общих принципов организации системы органов местного самоуправления находятся в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов федерации.
Местное
самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, это означает что:
· народ
как гарант суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации
осуществляет свою власть, в том числе и через органы местного самоуправления;
· органы
местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Местное
самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту,
на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами
местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти
публичных функций, а также запретом на ограничение прав местного
самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными
законами.
Отдельно
стоит коснуться гарантий прав и свобод человека гражданина в рамках местного
самоуправления, как отмечено в конституции: права и свободы человека и
гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл,
содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной
власти, а также местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Более
того, поскольку Конституцией Российской Федерации республики вправе
устанавливать свои государственные языки, то и в органах местного самоуправления
республик они употребляются наряду с государственным языком Российской
Федерации – русским.
Местное
самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других
форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Конституцией
гарантируется право граждан избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Правда,
есть и исключения: так, согласно конституции, депутат Государственной Думы не
может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и
органов местного самоуправления.
Зачем же нужны представительные органы местного
самоуправления и что они делают?
Если не вдаваться в юридические подробности, то
предназначение представительного органа можно охарактеризовать таким образом: он
реализует законодательную инициативу и принимает решения по важным для каждого
жителя поселения вопросам местного значения.
Решения этого органа обязательны для исполнения
на территории всего муниципального образования. Более того, представительный
орган осуществляет контроль за деятельностью иных органов и должностных лиц
местного самоуправления. Именно представительный орган утверждает местный
бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, а также льготы по ним.
Сама
же структура органов местного самоуправления определяется населением
самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного
самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Мы
неоднократно упоминали органы местного самоуправления. А что, собственно
говоря, к ним относится?
В
первую очередь, представительный орган муниципального образования. Он
избирается населением, представляет его интересы и принимает от его имени
решения в пределах своей компетенции. В небольших по численности муниципальных
образованиях функции представительного органа может выполнять сход граждан.
Глава
муниципального образования может быть избран населением или депутатами
представительного органа. Он может возглавлять местную администрацию. Это
орган, который занимается повседневными делами, реализует решения, принятые
представительным органом. Но устав муниципального образования может
предусматривать и иной вариант: глава местной администрации является наёмным
менеджером, который назначается по конкурсу.
Важную
роль играет контрольный орган муниципального образования, прежде всего в
надзоре за использованием средств муниципального бюджета.
Органы
государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления,
назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного
самоуправления только в порядке и случаях, установленных федеральным законом.
Согласно
конституции, органы местного самоуправления и органы государственной власти входят
в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют
взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения,
проживающего на соответствующей территории.
Публичная
власть – это суверенная власть, представляющая способность
народа, а также юридически закреплённое право (возможность) лиц, замещающих
должности в государственных или муниципальных органах, воздействовать от имени
государства на его население либо население государственных или муниципальных
образований в той или иной сфере общественной жизни с целью осуществления
общегосударственной политики.
К
задачам, которые публичная власть решает в интересах населения, например, можно
отнести поощрение жилищного строительств и создания условии для осуществления права
на жилище.
Особенности
осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения,
административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и на других
территориях, согласно конституции, могут устанавливаться федеральным законом.
За
деятельностью органов местного самоуправления осуществляется контроль, как и со
стороны государства, так и со стороны граждан, в частности:
· органы
местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и
законы;
· решения
и действия (или бездействие) органов местного самоуправления могут быть
обжалованы в суде;
· Совет
Федерации и Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в
том числе направлять парламентские запросы руководителям органов местного
самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных
лиц;
· органы
местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому
возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими
его права и свободы, если иное не предусмотрено законом;
· граждане
Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы
местного самоуправления;
· органы
местного самоуправления могут наделяться федеральным законом, законом субъекта
Российской Федерации – отдельными государственными полномочиями при условии
передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и
финансовых средств. Реализация таких переданных полномочий подконтрольна
государству.
Каково же значение местного самоуправления в
жизни российского общества?
Прежде всего, местное самоуправление выступает в
роли противовеса центральной власти и гарантом существования в обществе
широкого круга мнений по целому ряду вопросов, благодаря чему возможен диалог
между гражданским обществом и государством.
Русский писатель Александр Исаевич Солженицын
говорил: «Без правильно поставленного местного самоуправления не может быть добропрочной жизни, да само понятие “гражданской свободы”
теряет смысл».
Ежегодно 21 апреля начиная с 2013 года в России
празднуется День местного самоуправления.
Указ об учреждении этого нового праздника подписал
Президент России Владимир
Владимирович Путин. Как было отмечено главой государства, новая праздничная
дата вводится в календарь «в целях повышения роли и значения института местного
самоуправления, развития демократии и гражданского общества».
В
конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. Что
такое местное самоуправление?
2. Какие
вопросы принято относить к вопросам местного значения?
3. Что
такое публичная власть?
4. В
каких формах население может участвовать в управлении своим муниципальным
образованием?
5. Как
осуществляется контроль за деятельностью органов местного самоуправления?
6. Что
собой представляет муниципальное образование, в котором живёте вы? Какие органы
местного самоуправления в нём действуют?