Работа с картинками
Работа со схемой 1 сл
Правильно, первые три
сферы мы уже изучали, пришла пора новой – духовной.
Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).
2сл. иллюстрации – Что вы видите? К какой из сфер можно отнести эти изображения? Проявлением чего все это является? (после ответов выпустить последнюю картинку со словом «культура»).
-Таким образом, о чем мы будем говорить на уроке?
Если бы вас попросили составить план по теме «культура» – какие бы пункты вы записали?
2- виды культуры
3- элементы культуры
Итак, тема нашего сегодняшнего урока – Что такое культура ?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы рассмотрим многообразие определений понятия «культура», выберем наиболее емкое и лаконичное и исследуем понятия основных составляющих культуры.
Человечество оставило нам в наследство мудрость, которая содержится в мифах, легендах, притчах. Сейчас я вам расскажу одну из них.
Возле реки, в одном лесу были деревья, которые все силы тратили на то, чтобы быть сильными и высокими с красивыми цветками и густою листвою.
Но между теми деревьями рос небольшой лавр. Он все силы тратил на корень.
Все смеялись над ним: «Лавр! что ты тратишь силы на тот корень, посмотри на нас. Нас все хвалят за огромную листву, пахучие цветы, высоту»
На этом я прерываю повествование, в конце урока вы узнаете, что ответил лавр.
Мы с вами уже сталкивались с тем, что многие понятия в обществознании имеют широкий и узкий смысл (какие например).
Цицерон решил, что можно возделывать не только землю, и связал это с человеком.
А что он предложит возделывать? Как вы думаете?
Верно, он предложит возделывать то, что отличает человека от животного, его «Душу».
Это очень красивое, но очень узкое понятие. Теперь давайте посмотрим, что включает в себя культура
Культура в широком смысле слова – это совокупность поведения, достижений науки и творчества целого народа или группы.
совокупность духовных и материальных ценностей, которые выражают тот или иной уровень, то есть эпоху, исторического развития человечества.
-Согласно другому определению, культурой называется область духовной жизнедеятельности человеческого общества, которая включает систему воспитания, образования и духовного творчества.
В узком смысле культурой называется степень овладения определенной областью знаний или навыками той или иной деятельности, благодаря которым человек получает возможность самовыражения.
Культура имеет много лиц, как правило все предметы культура делят на два типа. Какие?
Опрос с места: Что из показанного на экране можно отнести к духовной, а что к материальной культуре?
Мы с вами видим что путаемся, например Храм. Для чего строят храмы?
Молимся мы для души или для тела?
Значит мат. Или дух.
Неверно: храм это материальная культура, так как она создана человеческими руками, а не человеческим разумом, его можно потрогать, увидеть, осязать. Такие предметы называются артефактами
Правило: все, что создано руками, материальная, все что разумом духовная, но духовная всегда нуждается в поддержке материальной.
посмотрите, пожалуйста, на экран, вы видите на схеме, какая бывает культура.
Можно сделать вывод, что культура зависит от нескольких факторов. Каких?
Можно ли говорить, что одна культура хуже другой???
Правило 2: уровень культуры оценивается большинством в обществе, как считает большинство, так культура и оценивается. Пример: культура Готов, тоже культура, но большинство ее не принимает.
Вспомните, правило номер 1.
Из-за этого правила возникает новое для нас понятие «культурный комплекс» Что бы понять, что это такое, давайте разберем явление «Брак
Может ли брак быть без колец, свадьбы, свадебного платья, любви?
Культурный комплекс- совокупность элементов составляющих единое целое, возникших на базе одного.
Давайте разберем еще одно понятие в культуре.
Не случайно на экране вы видите портрет. Кто это? Чем занимался?
Давайте теперь вместе подумаем соответствует ли Пушкин, требования приведенным
– не зависит от времени?
Имеет художественную ценность?
вызывает национальную гордость?
окружен ореолом авторитета?
Если мы согласны с этими признаками, значит, А. С. Пушкин является нашим «культурным наследием»
Культурное наследие – часть культуры, сохраненная временем и полученная по наследству
Есть такие понятия, которые одинаковы для всех и имеют для всех равное значение, потому что, все люди одинаковы независимо от политических, религиозных, экономических взглядов, национальности, расы и т.д. (слайд 12)
Культурная универсалия – норма, ценность, артефакт присущий всем народам независимо от времени, места, социального устройства
Учеными были выделены основные культурные универсалии: язык; ценности в обществе; символы; связи и взаимодействия между людьми; правила и образцы поведения. Со слайда
Культурное наследие – это корень дерева, универсалии – это крона дерева.
А теперь обратите внимание на карточки, лежащие у вас на столах. В них отражены составляющие культурного наследия и культурных универсалий. Задание 1 группе – выбрать составляющие культурных универсалий, 2 группе – составляющие культурного наследия
Какие чувства испытали вы при чтении?
(Что удивило? Что оказалось новым? А что вы уже знали?)
Гордость за победы Отечества, сопереживание ее неудачам, Любовь к Родине – как называется это чувство? А человек, испытывающий эти чувства?
Именно патриотизм объединяет культурное наследие и культурные универсалии, как ствол связывает корни и крону дерева (помещаю на ствол)
Вернемся к притче. Что же ответил лавр?
Я лучше буду тратить свои силы на корень: я буду расти и давать всем нуждающимся мои листья». Но, всё равно, все продолжали над ним смеяться.
Однажды пришёл сильный ветер, и все те деревья из-за слабого корня упали.
А лавр остался целым и невредимым, только пару листиков потерял.
Как дерево сильно своими корнями, так и общество – своим культурным наследием! Берегите свое наследие!
Политическая, экономическая, социальная, духовная.
Общество, государство, избирательная система, избирательное право.
Запись понятия в тетрадь
Запись в тетрадь
Запись в тетради
Запись в тетрадь определения.
Совместно с учащимися зачитываются и анализируются
Беседа по структуре брака.
Запись в тетради определения.
– снимают фильмы, пишут музыку, вдохнавлются другие поэты (Пушкин есть гений, бог русской поэзии) А. Блок)
– да. Например, Гете даже не все знают, а Пушкина знают все русские
Тема урока: «Культура: понятие, виды, функции»
Замечательное чувство – знать,» что ты сам строишь мир.
ознакомить с сущностью фундаментальных ценностей и основными функциями культуры; закрепить умение делать выбор в условиях альтернатив.
I. Организационный момент
Учитель рассказывает об особенностях изучения модуля, называет его основные дидактические единицы и умения, которыми должен овладеть каждый учащийся в процессе изучения вопросов модуля.
II. Актуализация опорных понятий
– Назовите первую среду обитания человека. ( Природа, естественная среда обитания.)
Назовите вторую среду обитания человека. ( Культура, искусственная среда обитания.)
Что входит в понятие «культура»? (То, что создано человеком.)
Какие две группы ценностей образуют культуру? (Материальные и духовные.)
III. Изучение нового материала
1. Понятие «культура».
2. Виды культуры.
3. Функции культуры.
– Сравните определения термина «культура» и выделите основные признаки этого понятия.
1. Под культурой надо понимать исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
2. Культура (cultura возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание – исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Понятие «культура» употребляется для характеристики исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура быта, труда, художественная культура). В более узком смысле это сфера духовной жизни людей. Включает в себя результаты их деятельности (машины, сооружения, накопленные знания), нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения.
Таким образом, культура – это все ценное, созданное обществом, что оказывает воздействие на все сферы общественной жизни.
Культура есть средство отражения окружающего человека мира, который по своей природе противоречив. Какие же противоречия есть в культуре?
1. Между традиционной культурой и новыми тенденциями ее развития, например, компьютерный дизайн во многом облегчает принятие решения по обустройству быта.
2. Между нормативностью культуры и свободой ее интерпретации (из периода матриархата дошел обычай пропускать женщину вперед. Но все ли мужчины так поступают?).
3. Между социализацией личности и ее индивидуальностью (просматривая очередной боевик, одни зрители находят лишнее подтверждение тому, что сильный всегда прав; другие становятся еще более непримиримыми ко злу и убеждаются в необходимости активно противостоять ему).
(В ходе дальнейшей беседы учащиеся должны привести для доказательства конкретные факты.)
Культура как многоуровневая система подразделяется:
• на мировую и национальную, причем лучшие образцы национальной культуры признаются мировыми шедеврами;
• материальную и духовную;
• духовная культура включает в себя философскую, художественную, правовую, религиозную, эстетическую, этическую, познавательную, интеллектуальную культуру.
(Учащиеся приводят примеры каждого вида духовной культуры, а затем характеризуют какой-нибудь памятник культуры с позиции всех видов. Например, творчество Майи Плисецкой – это шедевр национального и мирового уровня, культура эстетическая и художественная, в определенной степени познавательная.)
• человекотворческая (способствует миропониманию, воспитанию и социологизации человека). Например, при чтении романа Л. Н. Толстого «Война и мир» одним интересны искания Наташи Ростовой, других трогает наивность и трогательная беззащитность Пьера Безухова, третьим ближе нравственная позиция Андрея Болконского о том, что «в жизни надо избегать только двух вещей: болезней и угрызений совести»;
• информационная (обеспечивает процесс культурной преемственности и проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении и хранении информации);
• познавательная (стремится создать свою картину мира);
• ценностная (аксиологическая) (показывает значимость или ценность того, что в данном обществе и на данном этапе является ценным или значимым);
• нормативная (поддерживает определенное сбалансированное отношение человека с окружающей природной и социальной средой);
• потребительская (релаксационная) (позволяет человеку, приобщающемуся к культуре, духовно отдыхать, освободиться от напряжения).
(Учащиеся комментируют каждую функцию примерами, выделяют главную функцию – человекотворческую.)
IV. Закрепление изученного материала
Учитель предлагает следующие задания для обсуждения.
1. Древнегреческий философ Фалес из Милета утверждал: «Самое трудное – познать самого себя, самое легкое – давать советы другим». Какие три книги (фильма, записи музыкальных произведений и т. п.) вы бы посоветовали взять с собой человеку, отправляющемуся в рамках испытательной программы в барокамеру на три месяца?
2. Чем различаются два моральных поступка: попустительство злу и потворство злу? (Попустительство может быть от равнодушия, потворство всегда сознательно.)
3. Многие виды животных (львы, ядовитые змеи), а также осы, пчелы вооружены столь основательно, что «драка» между ними привела бы к гибели по крайней мере одной особи. Такие «драки» особенно часты в период свадебного гона. Поэтому у животных и насекомых природа выработала запрет на применение «оружия» во внутривидовых «разборках» – все споры разрешаются на поединках. Австралийский зоолог лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц назвал это естественной моралью. Проанализировав поведение многих видов, он пришел к выводу, что сила моральных запретов прямо пропорциональна силе оружия. Первобытные люди, по его утверждению, даже кусаться как следует не умели. Но в процессе антропосоциогенеза и дальнейшей эволюции человек стал самым вооруженным видом на Земле.
Можно ли назвать общественную мораль искусственной? Приведите примеры, подтверждающие, что «сила моральных запретов прямо пропорциональна силе оружия». Почему бывают исключения?
1. § 12, с. 97-98, задания 5 и 6 как темы эссе (Кравченко).
2. С. 308-310, задания 1-3 (Боголюбов).
• «Правду можно выразить многими способами, но правда – одна и извечна»
• «Расплавленный воск догоревшей свечи и сам по себе прекрасен, но проступает в нем и та красота, что тихо мерцала и разгоняла мрак»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа 53
Конспект урока по основам православной культуре
«Культура и религия»
учитель начальных классов
Сахатова Галина Геннадьевна
Тема урока «Культура и религия
Идея урока: Тебе Бог дал своё призванье
Тебе он светлый дал удел,
Хранить для мира достояние,
Высоких жертв и чистых дел!
Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями
«культура» и «религия», «православие»; помочь сформулировать цель изучения
Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных
традицийустановить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и
Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог; усвоить, какие
вопросы относятся к сфере человеческой культуры
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовным и
материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к
норме человеческой жизни
Формы и виды деятельности: рассказ учителя, самостоятельная работа с
источниками информации, работа с иллюстративным материалом, беседа, работа в
тетради (тетрадьсловарь), работа в рабочих тетрадях.
Основные термины и понятия: культура, религия, православие
Средства наглядности: иллюстрации учебника, фотографии и изображения
православных храмов, персональный компьютер и проектор, словарь В. И. Даля,
«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, проигрыватель
2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания
– Какое имя носит наша замечательная страна?
– Как ещё уважительно мы называем Россию?
(Отчизна, Отечество, родина)
– О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке?
(о культурных традициях)
– Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи?
3. Усвоение новых знаний
А) Знакомство с темой урока.
– Прочитайте тему сегодняшнего урока (КУЛЬТУРА И РЕЛИГИ
– С какими новыми словами и понятиями мы сегодня с вами познакомимся?
– Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня
ответить в конце урока?
( Что такое культура? Что такое религия?
– А я добавлю ещё один вопрос на который нам предстоит ответить: Связаны ли
культура и религия между собой?
Б) Актуализация знаний учащихся.
работу с небольшой таблицы. Работать попрошу в парах.
– Напишите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на
ум ,когда слышите слова «культура» и «религия»?
– Кто желает прочитать свои слова? (одна пара читает, другие дополняют,
учитель прикрепляет слова на доску)
Аккуратность или др.
Рождество или
Эти большие понятия, культура и религия, связаны у каждого из нас с их
теплыми, простыми, понятными частичками. Представления эти можно уточнить,
сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся
сегодня на уроке.
В) Работа по учебнику.
– Поможет нам в этом учебник. Откройте учебник на стр.6 и прочитайте 1 абзац.
– Как вы поняли, что такое культура?
– Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое культура?
– Прочитаем, что написано об этом слове в нашем словарике на диске?
(Православие. Урок 2. Словарь.)
– Что новое вы узнали о культуре?
Продолжим работать по учебнику.
– 3и 4 абзацы и ответим на вопрос
– Что вас удивило при чтении этих абзацев?
Дополнительный рассказ учителя о культуре.
Вывод: Может быть пришло время ответить на первый вопрос нашего урока: Что
– Запишите, пожалуйста, это определение в свою тетрадь.
Г) Пришло время более подробно поговорить о религии. Слово «религия»
произошло как и слово «культура» от латинского слова, которое означает
связывать, соединять. Прочитаем, что о религии рассказывают нам авторы
учебника. Страница 7. Предпоследний абзац.
– Как вы поняли, что такое религия?
– такое явление в жизни людей, которое включает в
– веру людей в существование невидимого разумного и духовного
– поведение людей в повседневной жизни;
участие людей в религиозных действиях – ритуалах (о них разговор
на других уроках).
– Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена древние
люди не знали причин явлений природы. Они пугались грозы, молнии, урагана и
считали, что всё это действия богов и духов.
– Вспомните, как у древних славян звали таких духов и богов?
Постепенно возникло много религий. Мы с вами будем изучать основы
– Почему ваши родители выбрали именно этот курс: Основы православной
– Прочитайте внимательно слово «православие». Из каких двух слов оно состоит
(право и славим)
– Что они могут означать? (правильно славим)
-На уроках православной культуры мы будем о том, как православные славят Бога
и почему они это делают.
теперь ответить на вопрос: Что такое религия?
Запись в тетрадь:
РЕЛИГИЯ – это мысли и поступки человека, который убеждён, что рядом с
человеком и даже выше его есть невидимый разумный и духовный мир: Бог.
Д) Теперь вы можете проверить себя, как усвоили этот материал.
Тренажёр. Культура и религия 1.
– Прочитайте внимательно задание.
– справился с заданием на 100 %?
– Что вы отнесли к понятию культура?
– А к религии?
– У кого не совсем получилось, нажмите кнопку «ПОДСКАЗКА» и посмотрите, в
чём вы ошиблись.
4) Выяснение связи культуры и религии.
А) Работа с рассказом.
– Мы с вами хорошо потрудились и нашли ответы на первые два вопроса,
заданные в начале урока. Попробуем найти ответ и на третий вопрос.
– Прочитаем его ещё раз.
– Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается благодарность?
– Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.
Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой
военного госпитал– кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и
поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с
просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:
– Работай! За тебя люди молятся! – Женщина очень удивилась, тогда
– А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?
– Говорят «спасибо», что же ещё?
– Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог».
Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно
услышит и позаботится о тебе.
Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала
ухаживать за ранеными солдатами.
Беседа по вопросам:
1. Что нового вы узнали о слове спасибо?
(Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих
людей это маленькая молитва)
2. Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?
3. Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?
4. Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она
действительно верила в Бога?
Она переживала, что не может сходить в храм. Она просила благословения у
батюшки. Узнав о том, что слово «спасибо» является молитвой, она с ещё
большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами
БЖенщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм
Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)
– Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и духовно:
– В настоящее время эти замечательные сооружения –церкви –
культурными памятниками. Они охраняются государством. Туристы со всего мира
приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные
– Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?
– Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются мы узнаем на
– А у нас в городе есть храмы? Где они находятся? Как называется?
– А что находится внутри храма, созданное людьми для прославления Бога и
духовного общения с ним
– Давайте посмотрим на некоторые из них.
– Только в храме находятся иконы?
– Люди берегут иконы, хранят их, передают из поколения в поколение. Более
подробно об этом поведем разговор на следующих уроках и узнаем много историй
о том, как приобщение к иконе спасало людей.
– Теперь вы можем ответить на третий вопрос нашего урока: Связаны ли культура
Истоки русской культуры лежат в православной религии. Свою культуру человек
обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт. Культура одной
страны очень часто отличается от культуры другой страны. Однажды давным
давно, 350 лет назад, в нашу страну приехал арабский путешественник и был
поражён. Хотите узнать, что его так поразило?
– Прочитайте 1 абзац и выполните задание, которое вам дано.
(Половине пар: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского
путешественника, живы до сих пор?
Другой половине: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского
путешественника, исчезли в наше время?
– Что бы вам хотелось вернуть в нашу жизнь?
Наш урок подходит к концу. Пришло время узнать, как хорошо вы потрудились на
этом уроке. Откройте на компьютере «Контроль» и ответьте на вопросы
– Кто справился со всеми заданиями?
– Кому пока не удалось выполнить все задания на 100%?
Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями.
Подобрать материал о любом храме или соборе нашего города.
Посетить школьный музей «История СтаройНовой Деревни» и узнать
сведения о храмах нашего района.
Богословские труды. Сборник 17 – М: Издательство Московской Патриархии,
1977 с. 101
Бородина А. В. Основы православной культуры – М: Издательский дом
Духовные истоки воспитания. Учебнометодическая серия: программы, методики
преподавания уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – М: «Славянский дом». 2001
Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы
православной культуры 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных
учреждений. – М: «Просвещение» 2012
Основы православной культуры. Методические рекомендации М: «Новое
Основы православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию
Цель и задачи.
Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип уроков: урок-рассуждение.
1. Организационный момент
2. Культура как явление общественной жизни
Вводное слово учителя: Мы неоднократно
сталкивались с понятием “культура”. В
обществознании встречается около 200 определений
этого понятия.
Что же подразумевают учёные – обществоведы под
этим понятием? Что такое культура?
Её виды, функции.
Тема нашего урока. Работая с материалом,
сравните определения термина “культура” и
выделите основные признаки этого понятия.
Учитель: Понятие “культура” употребляется
для характеристики исторических эпох (античная
культура), конкретных обществ, народностей и
наций, (культура майя), а также специфических сфер
деятельности или жизни (Культура быта, труда,
художественная культура). В более узком смысле
это сфера духовной жизни людей. Включает в себя
результаты их деятельности (машины, сооружения,
накопленные знания), нравственного и
эстетического развития, мировоззрение, способы и
формы общения.
Вывод: Таким образом, культура – это всё ценное,
созданное обществом, что оказывает воздействие
на все сферы общественной жизни. Как видим,
культура есть средство отражения окружающего
мира. Значит, ключевым словом является слово
“творчество”. Здесь уместны слова Азимова:
“Замечательное чувство – знать, что ты сам
строишь мир”.
Мир противоречив, значит и в культуре есть
противоречия. Рассмотрим эти противоречия.
Культура есть средство отражения окружающего
человека мира, который по своей природе
противоречив. Какие же противоречия есть в
культуре?
3, Виды культуры
Культура как многоуровневая система
подразделяется:
Задание: приведите примеры каждого вида
культуры. Дайте характеристику памятника
культуры с позиции всех видов.
Учитель: Духовная культура.
Духовность. Что это такое? Эту часть урока я
начну с притчи
Однажды отец богатой семьи решил взять с собой
своего маленького сына в деревню на ферму, чтобы
показать, насколько бедными могут быть люди. Они
провели день и ночь на ферме у очень богатой
семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил
своего сына:
– Как тебе понравилось путешествие?
– Это было замечательно, папа!
– Ты увидел, насколько бедными могут быть люди?
– спросил отец.
– И чему ты научился из этого?
– Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них –
четыре пса. У нас есть бассейн среди сада, а у них
– бухта, которой не видно края. Мы освещаем свой
сад лампами, а им светят звёзды. У нас патио на
заднем дворе, а у них – целый горизонт.
– Спасибо, папа, что показал мне, насколько
богаты эти люди.
– О чем притча?
– Кто богаче?
Не правда ли, все зависит от того, с какой точки
зрения смотреть на мир? У отца и сына разные точки
зрения. Имея любовь, друзей, семьи, здоровья,
хорошее настроение и позитивное отношение к
жизни, вы получите все! Но вот купить что-либо из
вышеперечисленных вещей невозможно. Можно
приобрести любые воображаемые материальные
блага, даже запастись ими на будущее, но если ваша
душа не наполнена, у вас нет ничего!
Что такое духовность?
На этот вопрос я ответила так:
Духовность – это то, что отличает нас от мира
животных. И надо много трудиться, чтобы достичь
её.
Порассуждаем и мы на эти сложные темы.
– Как вы понимаете слова писателя?
– Что же включает в себя духовный мир человека?
Вывод: Духовность – личное качество человека,
обладающего богатым духовным миром.
– Лёгок ли путь к духовности? Послушайте притчу
и ответьте на вопрос.
Однажды Сократ со своими учениками шёл по
дороге и обсуждал сложные проблемы бытия.
Увидевший это владелец увеселительного
заведения спросил у философа:
– Сократ, что ты так стараешься? Посмотри, стоит
мне только поманить твоих учеников, как они
гурьбой пойдут ко мне.
На что Сократ ответил:
– Конечно, потому что ты их зовёшь вниз, а я веду
их наверх трудной дорогой познания.
Вывод: Таким образом, на социально –
психологическом уровне духовная культура
выступает как система социальных установок,
идеалов, ценностей и норм, которые призваны
ориентировать человека в окружающем его мире.
Поэтому природу и сущность духовной культуры
можно отобразить следующим образом:
Духовная культура – высшая форма социального
отражения жизни человека.
Духовное развитие общества. Что это? Как
происходит?
Послушай притчу и выскажите предположение, что
такое духовное развитие общества.
Однажды, когда ученики попросили Хинг Ши
рассказать им о пути человека к мудрости, он
сказал:
– Путь человека к мудрости похож на путь шелка,
который берёт своё начало от гусеницы
шелкопряда, постепенно превращаясь в прекрасную,
крепкую ткань. Подобно гусенице, совершающей
шесть шагов превращения в шелк, человек проходит
похожий путь к мудрости.
– Как это? – изумились ученики. – Расскажи нам,
Учитель.
– Первый шаг – шаг рождения, – начал Хинг Ши, как
и гусеницы, приходит человек в этот мир голым и
беспомощным.
Второй шаг – шаг накопления. До тех пор пока
гусеница не выросла, для неё собирают листья
тутового дерева, её оберегают от резких запахов и
звуков. Так и человеку дарят свою заботу и знания
те, кто его окружает. Подобно гусенице, питается
он тем, что сам не собирал, совершая свой второй
шаг.
Третий шаг – шаг кокона. После того как
гусеница достаточно выросла, её пересаживают на
специальную решётку, на которой она начинает
плести шёлковые нити, постепенно обволакивая
себя коконом. Человек, же, взрослея, попадает на
определённое ему в жизни место и начинает
постепенно извлекать шёлковые нити взглядов,
убеждений и выводов, со временем спутывая их и
образуя вокруг себя свой мир, похожий на кокон. На
этом этапе многие останавливаются, оставаясь до
самой смерти на отведённом им месте, закутавшись
в кокон своих убеждений и выводов, который дарит
им призрачное благополучие и надежду на
постоянство.
Четвёртый шаг – сложный шаг освобождения, шаг
торжества нового над старым, тогда происходит
разрушение привычного образа жизни. Совершая
этот шаг, гусениц убивают паром, а коконы их
осторожно разворачивают. Человек, же решившийся
на четвёртый шаг, прежде всего, уничтожает в себе
бездеятельную гусеницу, а затем начинает
постепенно преобразовывать кокон своих
убеждений и выводов в ещё тонкие, но уже не
спутанные нити познания.
Пятый шаг – шаг закрепления – заключается в том,
что несколько тонких, легко рвущихся нитей
связывают в одну, более прочную шелковую нить.
Человек, делая этот шаг, укрепляет и связывает
воедино свои нити познания, получая в результате
то, что мы называем мудростью.
Тут Янг Ли, один из учеников мудреца, не
выдержав, спросил:
– Учитель, а для чего же тогда существует шестой
шаг, если мудрость достигается уже на пятом?
– Шестой шаг – шаг соединения и гармонии, –
ответил мудрец, – когда крепкие, сильные нити
сплетаются воедино, образуя прекрасный гладкий
шёлк. Человек, делая этот шаг, вплетает нить своей
мудрости в общее полотно, тесно переплетая его с
нитями чужой мудрости, поддерживая и укрепляя их.
– Значит, на этом шестом шаге мудрость
укрепляется, так же как на пятом, – сказал Янг Ли.
– Но только на шестом она начинает приносить
плоды, – улыбнулся Хинг Ши.
– Как происходит духовное развитие общества?
Пути приращения духовного богатства:
1. Путь преемственности. Преемственность
связана с сохранением и передачей ценностей от
одного поколения к другому. Таким образом, могут
передаваться как промежуточные продукты
духовного производства, так и его окончательные
результаты. Элементами культурного наследия
являются также социальные нормы: обычаи, обряды,
церемонии.
2. Путь новаторства. Культура развивается за
счёт пополнения новыми ценностями. Любая
историческая эпоха, вне зависимости от
материальных и иных условий существования людей,
порождает новаторов – творцов, делающих научные
открытия, изобретения, создающие шедевры
искусства. Не всегда современники могут по
достоинству оценить новые явления в духовной
культуре.
1. Древнегреческий философ Фалес из Милета
утверждал:
“Самое трудное – познать самого себя, самое
лёгкое – давать советы другим”. Какие три книги
(фильма, записи музыкальных произведений и т.д.)
вы бы посоветовали взять с собой человеку,
отправляющемуся в рамках испытательной
программы в барокамеру на три месяца?)
2. Чем различаются два моральных поступка:
попустительство злу и потворство злу?
(попустительство может быть о равнодушия,
потворство всегда сознательно.)
3. Работая с материалом ЕГЭ, задания “С”
ответьте на вопросы.
1. Параграф 12, с. 97–98, задания 5 и 6 как темы эссе
(Кравченко)