– Конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах,
познакомимся с их свойствами, признаками и функциями.
– Запишите тему урока: «Деньги, их функции» и домашнее задание: параграф 13вопросы и
задания, выучить термины.
Подскажи мне, по какому плану мы сегодня будем работать:
1. Как деньги стали деньгами
3. Деньги меняют обличье.
4. Изучение нового материала:
жизни происходит немало бед и несчастий, другие говорят, что деньги – это всё! Тот, у кого
они есть, может все на свете. А как вы думаете, что такое деньги? (ответы детей)А какие
чувства, ассоциации у вас вызывает слово “деньги”? Напишите их на интерактивной доске.
(Приём “Корзина чувств”на доске пишется слово “Деньги”, а учащиеся подходят и
дописывают к нему свои чувства. Деньги – магазин, копилка, банк, машина, компьютер,
2. Учитель: одно из величайших достижений человечества. ( Слайд 7)
деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют
большое значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас?
Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали
различные продукты, предметы. Прочитайте материал: «Что было деньгами» и
кластер. (ученики работают парами
Текст: «Что было деньгами».
Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе
выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен
деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. В Древнем Риме с наемными воинами
расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли
“солинусы”. У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные
раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна, зерна какао.
На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные
колеса в диаметре до 4 м. Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было
переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество
свидетельствовало о богатстве владельца. (слайд 9)
Учитель: – Ребята, мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте
игру «Ярмарка».
. ( Карточки делаются таким образом, чтобы ученики смогли
обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен. У купцов: ткани,
пряности; им надо: зерно, мех; у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для
стрел, ножи, топоры; им надо: зерно, ткани, продуктысоль; у охотников: меха, шерсть и
кожи; им надо: соль, оружие, зерно, растительное масло; у крестьян: зерно, растительное
масло, молоко, яйца; им надо: соль, серп, плуг, ткани и т.д.)
3. Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмаркуУ каждого из
вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо
Разработка открытого урока в 7 классе по теме «деньги и их функции»
соответствии с требованиями ФГОС на ступени основного общего образования
по учебнику Боголюбов Л. Н. «Обществознание» М: Просвещение, 2014.
Учителя истории Тюриной Е. С.
Образовательная: формировать представления учащихся о причинах
возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и
значимости появления денег.
Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой
жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать
информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства
товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.
Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и
действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.
Оборудование: мультимедийное для использования презентации, доска, учебник
«Обществознание», авт. Л. Боголюбов, М,, «Просвещение», 2013 год.
Основные понятияденьги, цена, мера стоимости, валюта, капитал
Основные термины: деньги, цена, мера стоимости, валюта, капитал
Тип урока: изучение нового материала.
Обоснование целесообразности использования ИКТ на уроке
1. Считаю необходимым учитывать особенности класса. В составе обучающихся
в 7 классе (человек) учатся на» и «5». Это показатель того, что менее
половины обучающихся в полном объёме могут овладевать необходимыми
познавательными навыками. Поэтому подкрепление процесса обучения
информационнокомпьютерными материалами позволяет активизировать
мыслительные функции, заинтересовать, держать на высоком уровне
познавательную мотивацию, вовремя проверять усвоение знаний, стимулировать
самоконтроль. Кроме этого, мыслительные процессы многих ребят не отличаются
заметной динамикой, поэтому ИКТ позволяют наиболее энергично и естественно
активизировать скорость протекания мыслительных операций.
2. Экономическая тематика сложна даже для старшеклассников, уровень
развития семиклассников зачастую не позволяет полноценно усвоить и применить
знания. Использование ИКТ в данной ситуации неоценимо. Ненавязчиво и
естественно, через использование анимации, видеои аудиофрагментов учитель
может добиться желаемых результатов.
3. Переход на новые образовательные стандарты предусматривает
формирование саморегуляции, активный самоконтроль, самоорганизацию во время
урока. В помощь учителю приходит ИКТ. Всевозможные схемы, таблицы,
анимированные фрагменты позволяют сделать процесс самоконтроля естественным
и интересным и интересным.
1. Организация класса, сообщение задач, целей урока:
Ребята, мы продолжаем изучение темы «Экономика». Я предлагаю начать его
просмотра слайда и ответьте на вопрос: «Что это?» (Слайд 1)
– Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги – это, пожалуй,
одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе
аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном
мире крайне мало. Все законы сложнейших экономических механизмов ведомы
только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но чтобы не делать
досадных ошибок, некоторое представление о законах денежного мира необходимо
– Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? (ответы
– Да, конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о
деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками
– Запишите тему урока: «Деньги» (Слайд 2) и домашнее задание: параграф 13
вопросы «Проверим себя» № 1,2,3 устно и задания «В классе и дома» №1(Слайд 3)
Посмотрите, по какому плану мы сегодня будем работать: (Слайд 4)
2. Как деньги стали деньгами
2. Изучение нового материала:
Напишите их на доске. (Приём “Корзина идей”на доске вывешивается слово
“Деньги”, а учащиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. Например
торговля, богатство, магазин, копилка и т.д.)
2. Учитель: Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы
пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые
покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях межд
людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных
народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты,
предметы. Прочитайте материал: «Что было деньгами» и составьте кластер.
(ученики в тетради, один составляет
обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У
некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии
названия некоторых денег произошли от слова “скот”.
В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому
появившиеся позже монеты называли “солинусы” (от этого слова произошло
У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные
раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др.
На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные
каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм). Эти колеса посередине
имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали
возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.
3. Учитель: – Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у
людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся». СлайдПредставьте себя
жителями древней Руси, которые пришли на ярмаркуУ каждого из вас есть
привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на
необходимый и выяснить, трудно ли было найти нужную вам вещь. Время на
выполнение задания – 3 минуты.
(Карточки делаются таким образом, чтобы ученики смогли обменять свой предмет
на нужную вещь только через двойной обмен. У купцов: ткани, пряности; им надо:
зерно, мех; у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел, ножи,
топоры; им надо: зерно, ткани, продукты, соль; у охотников: меха, шерсть и кожи;
им надо: соль, оружие, зерно, растительное масло; у крестьян: зерно, растительное
масло, молоко, яйца; им надо: соль, серп, плуг, ткани и т.д.) (Приложение 2)
– Понравилось ли вам на ярмарке?
– Какие сложности возникли при обмене?
– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было
– Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
4. Учитель: – Люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное. А
вот что они нашли, давайте послушаем рассказ «Как деньги стали деньгами».
Сообщение: Со временем люди догадались, что все сделки можно разделить во
времени. Сначала нужно вещь обменять на какойто товарпосредник, а уж потом
обменять этот товар на нужную вещь. Товар посредник в таком случае выступает в
роли эквивалента. (Карточка на доске.) Это слово означает нечто равноценное
или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились
первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или
услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее
серебру и золоту. (слайд №). Металлы, особенно благородные, отличались такими
свойствами, как относительно высокая собственная стоимость, связанная с тем, что
их добыча трудоемка и требует немало мастерства. Кроме того, они могут долго
сохранять свои свойства без изменений – еще одно преимущество над
недолговечными эквивалентами. Наконец, металлы легко делятся на части, что
очень удобно при расчетах. С появлением денег покупка и продажа товаров
осуществляется не сразу, а по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги
могут полежать в кошельке или банке. Удобно?
– Так что же означает термин «деньги»? (ответы учащихся, обобщение учителя:
«Деньги – это особый вид универсального товара, посредством которого
выражается стоимость всех других товаров.). Запишите в тетрадях определение
6. Наука нумизматика (от лат. «nomisma» — монета) вспомогательная
историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного
обращения по монетам. ( Слайд 17)
7Практическая работа в парах
Работа с наличными деньгами
– У вас на столе лежат российские монетыДавайте рассмотрим их. У монет есть
специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них
изображено и написано, как называются части монеты
Монетный тип – устойчивая композиция изображаемых элементов,
Аверс – лицевая сторона монеты,
Реверс оборотная сторона монеты,
Легенда надпись на монете.
Номинал – официально объявленная стоимость монет, ценных бумаг, бумажных
Гурт – боковая поверхность монеты. ( Слайд 18)
3. Итог урока Итоговая рефлексия работы на уроке проводится с помощью метода
Учитель: Ребята, я предлагаю вам оценить сегодняшнюю работу. ( Приложение 3)
Учитель: Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой
и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время
существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это
говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое
внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в
единственную цель в жизни. Слайд 20Английский экономист Френсис Бэкон
высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма
Именно так и надо относиться к данной экономической категории.
оценок). Хочу пожелать всем добра, удачи и пусть в ваших карманах звенит не
только монета. Спасибо! До свидания.слайд
Параграф 13 (страница , вопросы «Проверим себя» № 1,2,3 – устно, задания «В
классе и дома» №1. ( Слайд 23)
УМК под редакцией Боголюбова Л. Н. « Обществоведение», 7 класс
Тема урока: «Деньги и их функции»
– познакомить учащихся с историей денег и их ролью в современном обществе,
– продолжить формирование умений делать выводы, работать с текстом учебника,
– воспитывать у учащихся стремление реализовать свои способности, стремление к получению новых знаний.
Тип урока: комбинированный
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный
оборудование для презентаций.
Список используемой литературы:
Деньги мира. Мир энциклопедий Аванта +. 2006 г.
Прошлое в монетах. Памятные монеты. 1832-1991 гг./
Т. А. Аглинцева, Е. Н. Кукушкина, Г. М. Сухонос и др./
под редакцией А. В. Юрова. – М.: Финансы и статистика, 1994 – 288 с.
Эпиграф к уроку: «Богатства существуют, чтобы их тратить, а траты – чтобы делать добро и этим снискать честь». ( Фрэнсис Бэкон)
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы переходим к изучению темы: «Деньги и их функции». Обратите внимание на план работы на уроке (Сегодня мы поговорим об истории денег и об их основных функциях. На следующем уроке мы изучим развития денежного обращения на Руси.
2. Переход к изучению новой темы
Откройте ваши учебники на странице 135 (§ 13). Пожалуй, сложно найти человека, который бы не сталкивался с необходимостью решать денежные вопросы, будь то недостаток средств или необходимость приобрести что-то необходимое. А что значат деньги для вас? (слайд 4)
3. Изучение новой темы
Рассказ учителя с элементами беседы о товарах – посредниках
В ходе обсуждения поставленной проблемы с учителем учащиеся понимают, что деньги играют весьма важную роль в современном мире. Без них сложно осуществлять сделки (купли-продажи и т. д.)
: На прошлых уроках вы узнали об обмене. Мы говорили о том, что еще в древнейшие времена существовал бартер. Расскажите об этом виде обмена, опираясь на иллюстрации, размещенные на слайде. (слайд 5)
Бартер – это обмен товара на товар. Предположим, что у одного человека был гончарный сосуд у другого – нож. Владельцу сосуда понадобился нож, а владельцу ножа – сосуд. Если оба человека были согласны на сделку, они меняли одну вещь на другую.
Бартер обладал недостатками. Не всегда участники сделки были заинтересованы в товарах друг друга. И решение было найдено. Тот же нож можно было сначала обменять на товар – посредник, а потом уже этот товар – на нужную вещь. Этот товар – посредник выступал в роли
Запись в тетрадь: Эквивалент – нечто равноценное, равнозначащее, равновесное, равносильное другому, полностью заменяющее его. (слайд 6)
В роли эквивалента в разное время и у разных народов выступали разные предметы: кусочки кожи, раковины, скот, рисовые зерна и т.д. Но постепенно роль денег перешла к металлам. Выясним, почему же это произошло? Начертите в тетради следующую таблицу (слайд 7). В первой колонке перечислены предметы, выступавшие в роли денег. Сравним их по критериям, указанным в таблице. Если предмет соответствует, по-вашему мнению, критерию, ставьте «+», если нет – «-».
Результатом работы учащихся должна стать заполненная таблица
В ходе работы учащиеся приходят к выводу, что люди стали использовать металлы в качестве товара-посредника благодаря их долговечности и возможности делить слитки металла на равные части.
Выступление учащегося с заранее подготовленным сообщением на тему: «История денег»
Рассказ учителя об истории денег с опорой на иллюстративный ряд
Считается, что первые монеты появились в Китае и в Лидии в 7 в. до н. э.( Около 500 г. до н. э. персидский царь Дарий ввел монеты вместо бартера. Бумажные деньги появились в Китае в 8 в. н. э. Вначале это были расписки, которые выдавались под ценности, сдаваемые на хранение, либо свидетельства об уплаченных налогах . Марко Поло писал, что бумажные деньги – способ достичь той цели, к которой стремились алхимики. В 13 в. правительство Чингисхана обменивало бумажные деньги на золото, и их стали подделывать. В 1500 г. в Китае прекратили выпуск бумажных денег из-за финансовых трудностей, но некоторые частные банки все равно продолжали эмиссию. В разное время в разных странах деньгами были слитки металлов, раковины, перья, бобы какао, скот и т. д.
Дополнительно учитель может привести ряд интересных фактов из истории денег с опорой на иллюстративный материал
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
Кажется, что в наше время от денег зависит очень много. Но каковы же на самом деле функции денег? Самостоятельно заполните схему «функции денег» и будьте готовы объяснить каждую из функций.
Результатом работы учащихся должна стать заполненная схема «Функции денег» (слайд 14)
Практическая работа учащихся
Кто-то накапливает сбережения в банке, кто-то у себя дома, в некоторых людей монета – объект изучения. Изучает монеты наука нумизматика (от лат. «nomisma» — монета)
Запись в тетрадь: Нумизматика (от лат. «nomisma» — монета) – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам. (слайд 15)
Одному из учащихся предоставляется монета. Задачи практической работы: выяснить, что изображено на монете, какие надписи есть на монете, где и когда она выпущена.
В ходе практической работы учащиеся понимают, что монета может нести важную для исследователя информацию: кто правил страной в той или иной период, какими были официальные символы государства и т. д.
Обратите внимание на слайд. Перед вами основные понятия, которые используются при изучении монет.
Запись в тетрадь: Аверс – лицевая сторона монеты, на которой указывают номинал
Реверс – оборотная сторона монеты, на которой помещают герб государства.
Номинал – нарицательная стоимость монеты
Легенда – надписи на монете
Гурт – боковая поверхность монеты
4. Закрепление изученного материала
Ответьте на следующие вопросы:
– Почему у человека появилась потребность в деньгах?
– В чем преимущества и недостатки бартера?
– Почему появились металлические деньги?
– Каковы основные функции денег?
– Какую информацию может дать изучение монеты?
5. Подведение итогов
Деньги – универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами (
5. Домашнее задание
Дома вы изучите § 13 учебника до раздела «Человек в истории» (с. 135-141) и ответите на вопросы 1-3 из рубрики «В классе и дома» (с. 147). Желающие могут подготовить небольшие сообщения на темы: «Деньги на Руси», «Денежная реформа С. Ю. Витте»
6. Выставление учащимся оценок за работу на уроке
Тема: «Семейная экономика».
сформировать понятия домашняя экономика, «бюджет семьи»
Планируемые учебные результаты:
сформировать общее представление о семейной экономике, бюджете семьи, её доходных и расходных статьях, видах семейного бюджета, планировании семейного бюджета.
Развивать понимание того, что, знания, усвоенные на занятиях, способствуют приобретению важных жизненных умений и навыков, формирование умение коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение, сформировать качества рачительного хозяина.
взаимодействие с учителем во время опроса, участие в коллективном обсуждении проблем
: урок изучения новых знаний.
: компьютер, проектор, карточки с раздаточным материалом, учебник.
Нажить много денег – храбрость;
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство. Б. Ауэрбах
Притча «Денег палата, да ума маловато»
У одного крестьянина был только небольшой участок земли с садом, но он жил счастливо и семью свою содержал своими трудами; он был добр к людям, весел, здоров и доволен. У него не только хватало на прожитие и на все необходимые нужды, но он ежегодно мог еще откладывать часть денег в запас на детей.
Однажды, при чистке своего колодца, он нашел на дне большой медный сосуд с золотыми и серебряными монетами. Находка обрадовала его, и он вообразил, что добыл истинное счастье.
С этой минуты он передал все полевые работы прислуге, стал одеваться богаче, чем позволяли его занятия, стал роскошно есть и пить, не заботиться о будущей жизни, тратил без толку деньги на все прихоти и пустые удовольствия и вовсе не думал, что он может когда-либо обеднеть, и что такая жизнь и вредна, и грешна. Скоро случилось то, чего и нужно было ожидать.
Через неумное употребление богатства он стал нищим. Все, что он имел, было продано с молотка. Здоровье его расстроилось от беспорядочной жизни, и в сердце его не осталось искры благочестия. В конце концов, он пропал. Искали его, искали, да и не нашли.
Все гоняются за богатством, а оно, бывает, губит.
Марк Туллий Цицерон: «Размеры состояния определяются не величиною доходов, а привычками и образом жизни».
3. Постановка учебной цели.
Чего не умел делать крестьянин? (Грамотно вести хозяйство)
Итак, какая тема сегодняшнего урока? (Семейная экономика или семейный (разгадайте ребус) (ответ «бюджет»)
Что бы вы хотели знать по этой теме? Сформулируйте вопрос.
(как правильно планировать, увеличить доход, разумно удовлетворять потребности, как и на чём можно сэкономить)
Да, действительно, для ведения домашнего хозяйства требуется много знаний, умений и навыков. Это целое искусство.
Мы знаем, что такое экономика ( наука о том, как правильно вести хозяйство) . А что же тогда такое семейная экономика? Это искусство управления домашним хозяйством.
Мы сегодня ответим на следующие вопросы:
На сегодняшний день финансовое благополучие можно назвать одной из самых необходимых и очень важных составляющих залога успешной и счастливой семейной жизни. Незнание в области личных финансов – причина всевозможных проблем.
То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость. Без чего же нельзя обойтись при покупке товара? (Без денег.)
Откуда у нас в семье берутся деньги? Давайте с вами постараемся это выяснить.
Я предлагаю вам посмотреть мультфильм, который так и называется «Семейный бюджет». Дополнить перечень расходов вы можете, прочитав учебник на стр. 113. А сейчас мы с вами составим кластер «Доходы семьи», указав все его части и виды.
Зарплата, пенсия, стипендия, детское пособие, прибыль от бизнеса, доход от личного подсобного хозяйства, проценты от банковских вкладов,
: фиксированный и переменный (прибыль, выигрыш, премия)
В каждой семье есть расходы. Какие бывают виды расходов?
Ребята находят и читают характеристику видов расходов. (стр.115)
Виды расходов :
– питание, одежду, коммунальный услуги, транспорт, налоги, кредит ( если есть).
За какие коммунальные услуги платит семья?
Оплата электроэнергии
Оплата газа
Оплата за пользование водой
Оплата телефонной связи
– на приобретение дорогостоящих предметов и предметов длительного пользования (бытовая техника, туристические путевки, транспортные средства, драгоценности)
На какие культурные нужды семья может потратить деньги?
Посещение театра, кино, цирка и т. д.
(ремонт бытовой техники, покупка лекарств)
Так что же такое семейный бюджет. Обратимся к словарю.
– это план доходов и расходов на определённый период. В переводе на старофранцузский bougette «сумка, кошелёк».
Вариант 1. Составьте семейный бюджет семьи за прошедший месяц на основе известных данных.
Семья Сидоровых состоит из папы (инженер), мамы (библиотекарь), сына-первоклассника и дедушки (пенсионер). Зарплата папы за август составила 18000 рублей, зарплата мамы – 10000 рублей, пенсия дедушки – 9000 рублей.
На продукты семья потратила – 15000 рублей, коммунальные услуги – 5000 рублей, школьная форма для первоклассника – 6000 рублей, лекарства заболевшему дедушке – 3000 рублей, ремонт крана в ванной – 2000 рублей, подарок на день рождения другу – 500 рублей, семейный поход в кино – 1000 рублей, поездка на экскурсию в горы – 4500 рублей.
доходы – расходы = 37000 – 37000=0
В семье Сидоровых доходы = расходам. Такой бюджет называется сбалансированным.
Это хорошо или плохо? Хорошо, что не приходится занимать деньги, но и делать сбережения нельзя.
Вариант 2. Составьте семейный бюджет семьи за прошедший месяц на основе известных данных.
Семья Петровых состоит из папы (индивидуальный предприниматель), мамы (безработная), бабушки (пенсионерка) и сына (студент). За октябрь отец получил прибыль от предпринимательской деятельности в размере 30 000 рублей, бабушке была выплачена пенсия в размере 4500 рублей, мама не смогла найти работу, и получила пособие по безработице в сумме 2000 рублей.
Сын получил стипендию в размере 1500 и потратил ее на покупку джинсов. Семья подарила маме на день рождения мобильный телефон стоимостью 4400 рублей. На покупку еды семье пришлось потратить 15000 рублей и транспортные расходы – 1200 рублей, на оплату жилищно-коммунальных услуг – 6300 рублей, ремонт холодильника – 2000 рублей. Помощь заболевшему родственнику – 1000 рублей.
Доход больше расхода: 38000-31400= 6600
Такой бюджет называется профицитным. Это очень хорошо. Эти деньги называются «
Вариант 3. Составьте семейный бюджет семьи за прошедший месяц на основе известных данных.
Семья Соловьевых – неполная, состоит из мамы (врач), бабушки (пенсионерка) и трехлетнего Пети. За октябрь мама получила зарплату 15000 рублей, бабушке была выплачена пенсия 9000 рублей, детское пособие составило 800 рублей.
Расходы составили: коммунальные услуги – 4000 рублей, продукты – 12000 рублей, лекарства для семьи во время эпидемии гриппа– 2000 рублей, зимняя одежда – 5000 рублей, игрушки – 300 рублей, поход на день рождения к друзьям – 500 рублей, расходы на транспорт – 1000 рублей, ремонт стиральной машинки -1000 рублей.
Итого: доходы меньше чем расходы.
В семье Соловьёвых расходы превышают доходы, такой бюджет называется дефицитным. В чем причина такого положения? Как быть семье, которой не хватает средств для жизни? Мы ответим на этот вопрос после физкультурной паузы.
На вес золота, за бесценок, по божеской цене, не подступиться, как задаром, цена кусается, не по карману, по сходной цене, влетит в копеечку, за грош, с Гулькин нос.
(Дорого – прыгаем вверх, дёшево – приседаем).
У каждого члена семьи свои потребности. Посмотрите фильм о потребностях и скажите, как вы понимаете выражение «ограниченность бюджета»?
Дело в том, что доходы наши ограничены, а потребности и желании, к сожалению, нет. Большинство семей живут в условиях ограниченных доходов, не позволяющих удовлетворить постоянно растущие потребности домочадцев. Естественным в данной ситуации может стать поиск возможностей для дополнительного заработка. Зарабатывать больше, к сожалению, многие не могут, значит нужно начать меньше тратить, отказать себе в удовлетворении каких-либо потребностей.
Посмотрите уроки тётушки Совы и продумайте свои методы экономии.
На чем же мы можем сэкономить?
– можно сэкономить на транспорте – если пользоваться проездным или ездить общественным транспортом ( а не на такси или личном авто)
– можно сэкономить на коммунальных услугах – экономия электричества
– можно сэкономить на продуктах – на сладостях, если есть приусадебный участок. Какие доходы можно получать от подсобного хозяйства?
– можно сэкономить на одежде и обуви – если беречь, то продлится срок службы
– можно сэкономить, если – внимательно изучать цены в магазинах (акции).
– можно сэкономить, если- отказаться от вредных привычек
– можно сэкономить, если- производить мелкий ремонт в квартире
Запомни: любая финансовая цель достижима! Вопрос только в сроках и грамотном финансовом планировании.
– А на чём нельзя экономить? (на отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости).
Давайте познакомимся с героями поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» и попробуем определить, можно ли их назвать хорошими хозяевами.
Задание. № 8 стр. 119
Выберите правильные утверждения на вопрос. Проверим, как внимательны вы были на уроке.
1) Из чего складывается бюджет:
д) из заработной платы, пенсии и стипендии;
б) из доходов и расходов;
в) из денег.
2) Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:
3) Как называются деньги, которые получают пожилые люди?
4) Деньги, которые тратятся из бюджета это:
5) Лучшим считается бюджет, в котором:
е) доходы больше расходов;
и) доходы равны расходам;
а) доходы меньше расходов.
6) Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды:
Выберите для себя нужную для вас пословицу. Почему вы выбрали именно такую пословицу?
Нелегко деньги нажить , но легко их прожить.
Не деньги богатство – бережливость да разум.
Отец накопил, а сын раструсил.
Копейка рубль бережет.
Легче прожить деньги, чем нажить.
Хлебу мера, а деньгам счет.
Д/з. Составить семейный бюджет.
Финансовый план на месяц
Расходов и доходов семьи _______________________