Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас
Пожелаем всем удачи –
За работу в добрый час!
– Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне, а я подарю вам;
Пожелаем друг другу удачного урока.
– мы возьмём сообразительность, смекалку, внимание, память, .
– Ребята, перед тем как мы начнем наш урок, покажите, пожалуйста, своё настроение с
помощью «смайликов». Спасибо.
“Сейчас внимание, друзья,
Вот вам “орешки для ума”
(Математическая разминка “Орешки для ума”)
1. Возьмите 5 счётных палочек и выложите цифру 3. Уберите одну палочку и попробуйте
снова выложить цифру 3?
2. Найдите в слове “СТРИЖ” название известного вам числа? Сколько букв надо
отбросить от начала слова? от конца?
3. Какое число больше: 3 или 5?, 3 или 2?, 1 или 3, 3 или 3?
4. Вспомните, в каких сказках встречается число 3? (3 медведя, 3 толстяка, 3 поросёнка)
-Откройте тетрадь. Гимнастика для рук.
3 а) Какое число при счете следует за числом 2?
3 б) Найдите сумму чисел 1 и 2.
3 в) Какое число стоит между числами 2 и 4?
3 д) Какое число предшествует числу 4?
3 е) Первое слагаемое 2, второе – 1. Найдите сумму
Проверка. Что вы заметили, отвечая на мои вопросы? (в ответе всегда цифра 3)
МОЛОДЦЫ! Вспомните написание цифры 3 и продолжите ряд.
• Внимание на экран.
На экране три геометрические фигуры: большой синий квадрат, маленький синий квадрат
маленький красный квадрат
– По каким признакам можно разделить эти фигуры? (по размеру 1+2, по цвету 2+1)
– Как можно представить число 3? (3 это 1 и 2, 3 это 2 и 1,3 это 1,1,1)
Мы с вами вспомнили цифру 3 и всё, что знаем о числе 3.
Ну, теперь вперёд – за дело.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
1. Семь снегирей на ветках сидели. 7+3
Три снегиря еще прилетели.
Наш снеговик сосчитал снегирей.
Сколько всех птичек? Ответь поскорей!
Конспект открытого урока по математике по теме: «Прибавление и вычитание числа 3».
создать условия для ознакомления с приёмами прибавления и вычитания числа 3; закреплять знание учащимися состава чисел первого десятка; продолжать работу над задачами; развивать логическое мышление учащихся.
Планируемые результаты (предметные): уметь выполнять сложение и вычитание вида – 3; решать простые задачи: раскрывающие смысл действий сложения и вычитания; находить в тексте задачи условие и вопрос.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи; способность к организации самостоятельной учебной деятельности; формирование личностных качеств: любознательность, трудолюбие, целеустремленность и настойчивость в достижении цели; умение слушать и слышать собеседника;
Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
. Использовать знаково-символические средства, в т.ч. модели и схемы для решения задач; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии;
Выражать в речи свои мысли и действия; строить понятные для окружающих высказывания; использовать речь для регуляции своего действия.
Положительный настрой на работу:
– Здравствуйте, ребята!
Давайте, улыбнемся друг другу, подарим свои улыбки мне, а я подарю вам;
-Какое сейчас время года? Весна. Заметили, что уже на деревьях распускаются листочки, зацветают первые цветы?
Дыхательная гимнастика «Весенний цветок».
-Давайте представим, что у нас в руках красивый весенний цветок.
-Какой у нас сейчас урок? Проверьте, все ли вы приготовили к уроку? Все готовы? Чем мы занимаемся на уроках математики? Давайте, посчитаем.
Счет 1до 10. Обратный счет.
Предыдущее число числа 4, 7.
Следующее число за числом 6, 2.
Соседи чисел 3, 5, 8.
К 2 прибавить 1. От 5 отнять 2.
Самоопределение к деятельности:
Ребята, обратите внимание на доску. Герои каких сказок к нам пришли в гости? ( 3 медведя, 3 поросенка) Какое число есть в названиях этих сказок?
Они пришли не просто так. Они хотят помочь нам научиться вычитать и прибавлять число 3 и решать задачи. А если мы все выполним, то получим сюрприз от наших гостей! Значит, что мы должны сделать сегодня на уроке? Какая цель? – научиться вычитать и прибавлять число 3.
Работа по теме урока.
Работа в тетради.
– Открывайте свои рабочие тетради. Давайте пропишем любимую цифру наших гостей. Как вы думаете, какая это цифра? – цифра 3. На что она похожа? Из каких элементов она состоит?
Перед тем, как начать писать, давайте разомнем пальчики, подготовим их к работе.
Разминка для пальчиков «Пальцы крепко мы сжимаем».
Яна нарисует узор по клеточкам (прямоугольник из 3 клеточек). Арсений посчитает предметы на карточке.
Работа над составом числа 3.
– Отложите тетради. Какую цифру мы написали? Давайте вспомним, из чего же состоит число 3? Вспомним состав числа 3.
– У вас на парте лежат фрукты. Какие? ( яблоки, груши). Возьмите 3 фрукта, положите перед собой. Как вы это сделали? (Мы сначала взяли одно яблоко, потом еще одно и еще. Значит 3 это 1 да 1 да еще 1). ( Вписать в домик на доске)
-Теперь я вам поставлю стаканчики. Как можно разложить 3 яблока и 3 груши в 2 стаканчика?
Значит 3 это 2 и 1, 1 и 2. ( Вписать в домик на доске)
Теперь мы знаем и каких чисел можно составить число 3.
Для чего мы вспомнили состав числа 3? (Чтобы узнать каким способом решать примеры на вычитание и прибавление 3)
Каким способом нам удобнее решать? Прибавлять поочередно три единицы. (3 шага по числовой прямой влево или вправо от числа)
Решение примеров по теме от героев сказки «Три Медведя»:
– Ребята, посмотрите, примеры разделены на 2 столбика. Как вы думаете, почему? +3, -3. (уменьшить на 3, увеличить на 3, использовать схемы)
Как же мы будем решать примеры на прибавление числа 3?
(Поочередно прибавляем три единицы, три шага вправо по числовой прямой)
Значит, чтобы прибавить три нам надо (схема) решать так: +1+1+1; +
Решение примеров 2+3= 4+3=
Как же мы будем решать примеры на вычитание числа 3?
(Поочередно вычитаем три единицы, три шага влево по числовой прямой)
Значит, чтобы из числа вычесть три нам надо (схема) решать так: -1-1-1;
Решение примеров 5-3 =,6-3=
– Справились? Молодцы!
Физминутка для глаз.
Закрепление по теме урока.
Работа по учебнику по теме урока
– Три поросенка тоже приготовили для нас задание. Его нужно найти в учебнике на стр. 107 № 4. Что же это? Послушайте. Это задача. (повторить части задачи: условие, вопрос, решение, ответ).
5 фонариков у Вари– рисуем красные круги, 3 фонарика у Юры – зеленые круги.
Сколько всего фонариков?
Как запишем решение задачи: складываем, прибавляем, знак +.
Резерв:Стр. 106. №2,3 устно.
Ребята, какую цель мы ставили в начале урока?
– научиться вычитать и прибавлять число 3.
-Мы цели достигли на уроке? Как вы думаете, сказочные гости довольны? Получим сюрприз? (Раскраски)
Как вы сами оцениваете свою работу на уроке? ( зеленый – отлично, синий – можешь лучше, красный – нужно постараться.)
Тема урока: Прибавить и вычесть число 3.
Создать условия для ознакомления с приемами прибавления и вычитания числа 3;
Развивать умение сравнивать число и числовое выражение;
Развивать память, мышление, логику;
Воспитывать интерес к математике.
+3 и -3, находить в тексте задачи условие и вопрос, анализировать готовую схему, выбирать нужную, заполнять схему самостоятельно.
уметь оценивать результат своей работы на уроке.
уметь работать в паре и оценивать товарища.
уметь произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении цели.
Давайте, ребята, учиться считать:
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета,
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Беритесь , ребята скорей за работу!
Учитесь считать, чтоб не сбиться со счету!
II. Актуализация знаний
1. Ваня прыгал лучше, чем Вася, а Вася лучше, чем Витя. Кто прыгал лучше всех?
2. На день рождения к лисе медведь пришел позже, чем заяц, а волк – раньше, чем заяц. Кто пришел на день рождения к лисе первым?
3. Марина и Надя помогали маме. Мама гладила постельное белье, а Надя гладила одежду. Какая девочка гладила юбку?
-от 1 до 10 через один, начиная с единицы;
-от 1 до 10 через один, начиная с нуля;
-от 1 до 10 через два.
2. Игра «Веселый мяч».
(Учитель кидает мяч ученику, говорит задание . Ученик ловит мяч, отвечает на вопрос).
– увеличить 5 на 2.
-уменьшить 7 на 2.
-увеличить 6 на 1.
-Найди сумму чисел 5 и 1.
-Найди сумму чисел 8 и 2.
3. Вычисли и прочитай пример по разному.
5 + 2 =
7 – 2=
4. На доске записаны примеры:
6 + 1 5 + 2 9 – 2 8 + 0
6 + 2 7 + 2 7 – 2 8 – 0
-Сравнить примеры каждого столбика.
-Не вычисляя, назовите в каждом столбике пример, значение которого больше.
-Объясните, почему так считаете?
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.
Так проворны наши руки –
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперед, назад-
С ними можно полетать!
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать,
А прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко- легко подышим.
III. Работа над новым материалом.
Знакомство с приемами прибавления числа 3.
(На доске написаны примеры)
3 – 1 3 + 1 6 – 1 6 + 1 9 – 1 9 + 1 1 + 1 1 – 1
– Что значит вычесть 1? (назвать предыдущее число).
– Что значит прибавить 1? (назвать следующее число)
– Назовите ответы в примерах.
– Разложите 3 яблока на две тарелки. Как это можно сделать? (2 и 1.)
– Сколько яблок нужно добавить на каждую тарелку, чтобы на них стало по 3 яблока? (на первую – 1 яблоко, на вторую -2.)
– Закончи те утверждения:
– Чему мы сегодня будем учиться на уроке? (прибавлять и вычитать читать число 3.)
– Нужно к числу 7 прибавить 3. Мы еще не умеем прибавлять 3.
– Как вы предлагаете это сделать? (можно прибавить 3 по частям.)
– Положите 7 красных квадратов. Справа положите 3 синих квадрата.( один ученик выполняет на доске, а остальные за партами.)
– Как можно к 7 прибавить 3 по частям?
(к 7 квадратам положить сначала 1 квадрат – будет 8 квадратов, потом еще один – будет 9 квадратов, потом еще 1 – будет 10 квадратов.)
– Как это записать? (7 + 1 + 1 + 1=10)
– Какой способ можете еще предложить?( к 7 прибавить сначала 1 квадрат, а потом еще 2 квадрата)
– Сколько всего прибавили к 7?
– Как можно по – другому прибавить 3? (сначала 2 квадрата, а потом еще 1 квадрат)
– От 7 нужно отнять число 3. Как это можно сделать? (сначала можно взять 2 квадрата, а потом еще 1 квадрат)
7 – 2 = 5
5 – 1 = 4
(можно сначала из 7 взять 1 квадрат, а потом еще 2 квадрата)
7 – 1 = 6
6 – 2 = 4
– Сделайте вывод: как можно вычесть 3? (можно вычесть сначала 2, а потом еще 1 или вычесть 1, а потом еще 2)
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш метров через двести!
Раз – два, раз – два,
IY/ Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику с. 104.
-Прочитайте вопрос, на который мы должны ответить на уроке. (как можно прибавить число 3?)
(выслушать ответы детей)
-Как можно из числа вычесть 3? (выслушать ответы детей)
– Рассмотрите примеры и рисунки к ним.
– Объясните, как прибавляли к 6 число 3. (к 6 прибавили 2 – получилось 8, к 8 прибавили 1 – получилось 9. Значит, если к 6 прибавить 3 – получиться 9.)
– Объясните, как из 9 вычитать 3. ( сначала из 9 вычитаем 2 –получится 7, затем из 7 вычитаем 1 – получится 6, значит, если из 9 вычесть 3, то получится 6)
2. Работа над задачами.
а)«В аквариуме плавали три рыбки. К ним поселили еще двух.
– Это задача?
(Нет, это не задача. Нет вопроса.)
– Поставьте вопрос. ( Сколько рыбок стало в аквариуме).
– Каким действием будем решать задачу? (сложением).
– Записать решение задачи. (3 + 2 = 5(р).)
-Ответьте на вопрос задачи.
– Проверьте работу друг друга.
б)- Составить задачу по краткой записи и решить ее. Краткая запись на доске).
Было – 7 т.
Стало -? на 2 т. меньше.
– Запишите решение. (7 – 2 = 5(т.)
– Почему решали вычитанием? (стало меньше)
– Ответьте на вопрос задачи. (стало 5 тетрадей.)
3. Работа в тетради с печатной основой.
– с. 38. Решить самостоятельно задачи.
-Проверить. Ученики объясняют, как решали задачи.
-Пользуясь рисунком, решите примеры.
– Как прибавляли и вычитали число 3? Выполнить самостоятельно с последующей проверкой.)
– «Проверь себя». Учебник, с. 105.
– Самостоятельно выполнить задание. Проверка. Ответы записаны на доске.
Оценить свою работу на уроке с помощью «Светофора».
YI. Подведение итогов урока.
– Чему мы научились на уроке? (прибавлять и отнимать число 3.)
– Как можно прибавить и вычесть число 3? (по частям: 2 и 1, 1 и 2.)
Тема: “Прибавление и вычитание числа 3”
познакомить с приёмами сложения и вычитания для случаев вида +,
развивать математическую речь;
развивать умение устанавливать закономерности;
развивать логическое мышление;
развивать пространственное мышление.
воспитывать интерес к изучению математики;
воспитывать аккуратность в ведении тетради;
воспитывать желание преодолевать трудности.
Воспитывать любовь к природе, заботу о братьях наших меньших.
Формирование УУД (метапредметные)
Личностные УУД: принятие образца “хорошего ученика”;
формирование интереса (мотивации) к учению.
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
определять цель выполнения заданий на уроке;
умение оценивать результат своей работы на уроке
умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
отвечать на простые вопросы учителя;
уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
построение логической цепи рассуждений.
умение осуществлять взаимопроверку.
участвовать в диалоге на уроке;
отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
слушать и понимать речь других;
взаимодействовать в паре.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы обучения: наглядный, проблемный, частично–поисковый, объяснительно
Дидактическая задача: усвоение, закрепление знаний, контроль над ходом и результатом
Форма обучения: фронтальная, коллективная (пары), индивидуальная.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
1. Организация класса на работу.
Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел и смолк звонок
Всех собрал он на урок?
Все у парты ровно встали
Тихо сели за свой стол
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
2. Актуализация знаний.
– Сегодня у нас необычный урок математики я предлагаю провести не в классе, а где мы
его проведём вы узнаете, если правильно выполните задания. Итак, начинаем.
1. Назовите числа в порядке возрастания от 1 до 10.
2. Увеличьте каждое число на 2и узнаете, куда мы пойдём.
– Куда мы пойдём? Какое сейчас время года? Значит, в какой лес идём?
(Слайд 2. ) Зимний лес очень красивый. Посмотрите, кого мы видим в лесу?
Легко ли им живётся зимой? Сегодня урок помогут провести эти лесные жители, которые
приготовили для вас задания и вы должны их выполнить.
(Слайд 3) Лесные жители просят вас о помощи. Они слепили снеговиков и захотели их
раскрасить, но не успели мороз помешал и просят вас им помочь. Раскрашивать будете
цветными снежками, но снежки получит тот, кто правильно выполнит задания, будет
активно работать на уроке. 1 ряд раскрашивает с зелёным ведёрком, 2 ряд с красным
ведёрком, 3 ряд с синим и посмотрим, чей ряд сможет это сделать лучше. И так, в путь!
3. Целепологание. Постановка учебной проблемы.
– Послушайте, кто нас встречает?
В дупле живёт,
Да орешки грызёт. Кто это? () Белка – этот зверёк , которое ценится своим
красивым мехом. Что она держит в лапах?
Белочка в рисунке сообщила нам тему урока. Нам нужно узнать, какая тема урока.
– Сколько орешков было сначала? Сколько стало? Как получили 4?
(+3) (Слайд 4, 1 щелчок)
– Какое выражение запишем? 1+3 (Слайд 4, 2 щелчок)
– Сколь орешков было сначала?
– Сколько стало? Как получили число 1? (-3) (Слайд 4, 3 щелчок)
– Какое выражение запишем? 4-3 (Слайд 4, 4щелчок)
– Посмотрите на эти выражения и они подскажут тему урока. Чему будем учиться на
уроке? (Прибавлять и вычитать число 3)
Вывод: тема урока: прибавление и вычитание числа 3.
Значит, цель нашего урока: научиться прибавлять и отнимать 3.
За правильные ответы – комочки.
3 это 1 и 2; 3 это 2 и 1; 3 это 1,1,1.
5. Минутка чистописания.
(Слайд 5) Синичка несёт цифру 3.
– Синичка предлагает нам написать цифру 3.
– Откройте тетради (положите с наклоном, спинки прямые)
Помните когда будете писать, что цифра 3 состоит из 2 полуовалов (курсором показать)
Кто будет стараться писать получает комочек. ( Прохожу проверяю)
Сравните образец, как у синички так и у вас должно быть. Оцените себя по волшебной
Поднимите руки у кого всё получилось?
У кого не все цифры получились? Что у тебя не получилось?
5 Открытие новых знаний.
– Посмотрите на выражение: 4-3.
– Я вам предлагаю работу в парах. Пододвиньте тарелочки, возьмите карточкикорзинки
и попробуйте отнять число 3.
А теперь покажи. Как ты отнимал? Сколько получилось?
На доске муляжи корзинок.
Вот у тебя орешки покажи, как ты отнимал (по частям).
– -другому сделал? Расскажи.
Вывод: теперь вы знаете как можно отнять число 3. Давайте повторим.
– А теперь попробуем 1+3
Теперь мы знаем, приёмы вычитания трёх из числа, а теперь подумайте, как можно к
числу +3. В парах.
Подумайте, как можно прибавить?
– Как вы рассуждали? Идите к доске.
(На слайде 9) Вывод: давайте повторим +3.
Вывод: Повторим, как можно прибавить 3 к числу.
6. Первичное закрепление.
(Слайд 10) Смотрите нас встречает лисичк Лисичка хоть и хищный зверёк, но
приносит пользу людям, уничтожает большое количество грызунов,
– открыть учебник стр.106, №1 и потренироваться в вычислениях.
Решите пример: (у доски) 2+3 9
7. Самостоятельная работа с проверкой.
(Слайд 11) Смотрите, кто это нас ещё встречает? Зайчик – беляк (его особенность он
меняет цвет шерсти). Он вам предлагает составить задачку по рисунку и решить её.
Решите сами. Проверка. Нарисуйте волшебную линейку, оцените себя. Поднимите руку,
кто не ошибся.
– Как прибавили число 3?
– Итак, мы возвращаемся в класс от лесных жителей, о чём интересном вы расскажете
– Чему учились? Как прибавляли и отнимали 3?
– Что было трудным для вас?
– Перед вами солнышко и тучка, оцените свою работу на уроке, поднимите солнышко,
если вы можете про себя сказать, что я очень старался на уроке, тучку – я старался, но
делал небольшие ошибки.
– А теперь, посмотрим, чей ряд сможет полностью раскрасить снеговиков.
Выходят каждый к своему снеговику и прикрепляют комочки. Садятся на места.
Лесные жители рады, что вы были на уроке математики у них в лесу, они вас благодарят
и вы не забудьте их отблагодарить, позаботиться о них.
Я тоже говорю вам спасибо . Урок закончен.
Урок математики в 1″Б” классе
МКОУ СОШ № 3
1 класс «Школа России» М. И. Моро, С. И. Волкова
Урок математики по теме “Прибавление и вычитание числа 3”
Глинкова Галина Викторовна, учитель начальных классов
Разделы: Преподавание в начальной школе
познакомить с приёмами сложения и вычитания для случаев вида +,- 3.
уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
Тип урока: урок знакомство с новым материалом
Форма урока: урок-экскурсия в зоопарк.
Методы обучения: наглядный, проблемный, частично–поисковый, объяснительно- иллюстративный.
Дидактическая задача: усвоение, закрепление знаний, контроль над ходом и результатом усвоения.
– Добрый день!
– Сегодня у нас необычный урок математики я предлагаю провести не в классе, а где мы его проведём вы узнаете, если правильно выполните задания. Итак, начинаем.
1. Назовите числа в порядке возрастания от 1 до 10 и обратно. Дополни до десяти
2. Прочитай и реши выражения: (Устно) на доске
3+2 4+2 8+2
9-2 7-2 5+1+1 6-1-1
(у каждого ответа буква составить слово) на доске
А что такое Зоопарк?
Посмотрите, кого мы видим в зоопарке? (слайд 4-5)
Сегодня урок помогут провести эти жители, которые приготовили для вас задания и вы должны их выполнить.
Вот первое задание. Кто вам приготовил? Отгадайте.
Сумку носит впереди,
Хвост длиннющий позади.
Ловко скачет по двору
Целую сумку задач принесла Кенгуру.
1. Задачи в стихах.
Ай да белка-мастерица!
Вяжет деткам рукавицы.
Извязала три клубка,
Два лежат ещё пока.
У кого ответ готов,
Сколько у неё клубков?
( слайд 7)
2. Вот задумал ёж друзей
Пригласить на юбилей.
Пригласил двух медвежат,
Трёх зайчат и трёх бельчат.
Сколько у ежа гостей?
( слайд 8)
Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами
(слайд 9)
4. Семь снегирей на ветках сидели.
Три снегиря ещё прилетели.
Ответь поскорей
( слайд 10)
Быть колючим не обязан
Дальний родич дикобраза.
Посмотрите, ну и что ж –
Ёж в рисунке сообщила нам тему урока. Нам нужно узнать, какая тема урока. Посмотрите.
– Сколько грибочков было сначала? Сколько стало? Как получили 4?
– Сколько грибочков было сначала?
– Посмотрите на эти выражения и они подскажут тему урока. Чему будем учиться на уроке? (Прибавлять и вычитать число 3)
Вывод: тема урока: прибавление и вычитание числа 3.(слайд 12-13)
Белый ворот, чёрный фрак.
Кто забрёл в наш зоопарк?
Это житель южных льдин,
Пингвин несёт цифру 3. (слайд 14)
пингвин предлагает нам написать цифру 3.
Сравните образец, как у пингвина так и у вас должно быть. Оцените себя по волшебной линеечке.
Еле, еле, еле, еле
А потом кругом, кругом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите
Вот и кончилась игра.
– Я вам предлагаю работу в парах. Пододвиньте тарелочки, возьмите кружочки
На доске магнитные кружочки.
Вот у тебя кружочки покажи, как ты отнимал (по частям).
– Кто по-другому сделал? Расскажи.
Вывод: теперь вы знаете, как можно отнять число 3. Давайте повторим
Теперь мы знаем, приёмы вычитания трёх из числа, а теперь подумайте, как можно к числу +3. В парах.
Раз — нагнулся,
два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Смотрите кто нас встречает?
Самый рослый из зверей –
Африканский длинношей –
Ходит гордо, словно граф,
– Предлагает вам открыть учебник стр.106, №1 и потренироваться в вычислениях.
Решите примеров: (у доски) 2+3 9-3.
Грозный рык раздался вдруг,
Распугал всех птиц вокруг.
Ходит в клетке, озверев,
стр. 107 №4.№5(слайд 16)
Решите сами. Проверка. Нарисуйте волшебную линейку, оцените себя. Поднимите руку, кто не ошибся.
– Итак, мы возвращаемся в класс от жителей зоопарка, о чём интересном вы расскажете дома?
– Перед вами смайлики, оцените свою работу на уроке, поднимите смайлики,
Жители зоопарка рады, что вы были на уроке математики у них, они вас благодарят и вы не забудьте их отблагодарить, позаботиться о них.
Я тоже говорю вам спасибо.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 18» г.о. Саранск
План – конспект
Урока математики по теме
1 В класс
УМК «Школа России»
Биксалиева Альфия Шамилевна
закрепление полученных знаний
закрепить умение выполнять сложение и вычитание вида +3, −3.
учащиеся научаться пользоваться приемами прибавления и вычитания числа 3; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.
I. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Всех собрал он на урок.
Все у парты ровно встали,
− Ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Они хотят посмотреть, чему вы научились, как умеете думать и рассуждать. Поприветствуйте гостей! (Дети поворачиваются к гостям и здороваются).
С каким настроением вы пришли на урок?
−Я рада, что у вас хорошее настроение, но я хочу, чтобы оно было ещё лучше. Поэтому передайте частичку хорошего настроения нашим гостям, возьмите каждый по одной улыбке и положите в корзинку хорошего настроения, и мы передадим ее нашим гостям (у детей на партах смайлики)
− Какое сегодня число? Какой день недели?
− Сегодня нам пришло письмо. Отгадайте загадку и скажите, от кого оно может быть? (удивлённо)
Хоть сама и снег, и лед,
А уходит – слезы льет.
− Посмотрите на доску
От кого же письмо? (от зимушки – зимы).
− Какой зимний веселый праздник приближается? Зимушка пишет: «- В нашем зимнем лесу есть елочка. Я прошу вас помочь нарядить ее к Новому году». Ребята, поможем? (В классе стоит настоящая ёлка).
− Для того чтобы помочь нарядить ёлочку, мы отправимся в сказочный лес и урок математики проведём в лесной школе, вместе с её жителями.
− Ребята, а каких лесных жителей вы знаете? (Заяц, медведь, лиса и т. д.)
− За каждое правильно выполненное задание мы будем вывешивать игрушку на елку. А для этого вам нужно хорошо работать на уроке, быть внимательными, всё верно делать.
− Итак, начнём.
− Первое задание, сравни числа.
У вас на партах лежит карточка № 1 зелёного цвета, возьмите её и выполните задание самостоятельно (Один ученик работает у доски, все остальные на индивидуальных карточках № 1 зелёного цвета
2 ○ 5 7 ○ 5 9 ○ 10
2 ○ 8 6 ○ 9 8 ○ 1
(После выполнения, учитель проверяет правильность выполнения задания). Молодцы, вешаем одну игрушку на елочку.
− Второе задание, расположи числа в порядке увеличения и в порядке уменьшения.
(На доске два перемешанных набора разных цветов чисел от 1 до 10. Два ученика по команде учителя расставляют числа в порядке убывания и в порядке возрастания.)
Молодцы, вешаем ещё одну игрушку на елочку.
Слайд 3 (Буратино)
− Сейчас поиграем в игру «Помоги Буратино»
Работа в группах
Карточка № 2
0, 1,2,3,3,4,5,7,9,8, 10.
−Мальвина дала Буратино задание написать числовой ряд. А Буратино заигрался с Артемоном и вспомнил о задании слишком поздно. Он сделал все наспех и, не проверив, отдал Мальвине. Проверьте, не допустил ли Буратино ошибок. Возьмите карточку №2 жёлтого цвета и выполните задание (Ответы детей)
− Что Буратино сделал неправильно? (Написал два раза число 3, пропустил число 6, поменял местами числа 8 и 9.)
− Скажите Буратино, чего делать нельзя при записи числового отрезка. (Писать одно число несколько раз, пропускать числа или менять их местами.)
III. Устный счёт
− Сейчас поработаем с числами. Возьмите их из конвертов.
− число, следующее за числом 4, 7;
− число, стоящее перед числом 3, 1;
− соседей числа 4, 9;
− предыдущее число для числа 5, 8.
IV. Самоопределение к деятельности
− Сейчас мы попросим лесных зверей выйти к доске.
(К доске выходят 10 учеников в масках животных, каждый получает карточку с числом от 1 до 10 (карточки раздаются произвольно). Звери должны быстро построиться по порядку номеров у доски).
− Звери, постройтесь быстро по порядку номеров.
− Правильно ли построились звери?
− Первый– шаг вперёд. Сколько здесь зверей?
− Прибавим к этому числу 3. Звери с какими номерами должны сделать шаг вперёд? (2, 3, 4)
− К 1 прибавили 3 и получили 4. А если к 4 прибавим еще 3, какие звери должны сделать шаг вперед? (5, 6, 7 – тигры)
− К 4 прибавили 3 и получили 7. А если к 7 прибавить 3, звери с какими номерами должны сделать шаг вперед? (8, 9, 10)
Ребята, по сколько мы сейчас прибавляли?
− Мы уже знаем, что прибавлять и вычитать можно не только по 3 (целым числом), но и частями.
− Звери под номером 10 и 9 положите карточки и сядьте на свои места, а также зверь под номером 8 (в начале 2, а потом ещё 1)
− Каким способом мы вычли из 10 три? (в начале 2, а потом ещё 1)
− Сколько зверей осталось?
Зверь под номером 7 положи карточку и сядь на своё место, а также звери под номерами 6 и 5 (в начале 1, а потом ещё 2)
− Каким способом мы вычли из 7 три? (в начале 1, а потом ещё 2)
− Звери под номером 4, 3,2 положите карточки и сядьте на свои места (садятся сразу трое, вычитаем сразу 3)
− Каким способом мы вычли из 4 три?
какими способами можно прибавлять и вычитать 3? (Можно вычесть (прибавить) сначала 1, а потом ещё 2 или вычесть (прибавить) 2, а потом ещё 1).
Молодцы! Вы справились с заданием. Повесим 1 игрушку на елку.
– Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Прибавлять и вычитать число3)
Слайд 4 (Тема урока «Прибавление и вычитание числа 3»)
V. Работа по теме урока (учебники заранее открыты
Слайд 5 (Страница 106 учебника)
− Прочтём на стр. 106, что будем делать на уроке (Будем учиться прибавлять 3 к данному числу и вычитать из данного числа 3)
− Как можно прибавить число 3? (Сначала прибавить 1, а потом 2. Или сначала прибавить 2, а потом 1.)
− Как можно вычесть число 3? (Сначала вычесть 1, а потом 2. Или сначала вычесть 2, а потом 1.)
Слайд 6 (рисунок к стр.106 учебника)
− Рассмотрите рисунок. Сколько желтых флажков на нитке?
− Как к 7 флажкам прибавить 3 флажка? (Сначала прибавить 2 красных флажка, а потом 1 синий. Или сначала 1 синий, а потом 2 красных.)
− Сколько всего флажков повесят дети?
− Как получили 10? (7+2=9, 9+1=10 или 7+1=8, 8+2=10)
Работа в парах
− Поработаем в парах. Рассмотрите следующий рисунок. Объясните, как из 6 игрушек вычесть 3. ( Сначала вычесть 2 красные игрушки, останется 4 игрушки, а потом из 4 вычесть 1 оранжевую игрушку, останется 3 игрушки.)
− Как по-другому можно вычесть 3 игрушки? (Сначала из 6 игрушек вычесть 1 оранжевую игрушку, останется 5 игрушек, а потом из 5 вычесть 2 красные игрушки, останется 3 игрушки.)
как можно прибавить 3? (Сначала прибавить 1, а потом 2. Или сначала прибавить 2, а потом 1.)
− Как можно вычесть 3? (Сначала вычесть 1, а потом 2. Или сначала вычесть 2, а потом 1.)
Слайд 7 (стр. 106 №1)
− В учебнике на стр. 106 найдите №1. Решите примеры с помощью числового отрезка. Что показывает первое число? (Откуда начинаем движение.)
− Что показывает знак +? (Движение вправо, вперед.)
− Сколько шагов нужно сделать?
− Как можно сделать 3 шага? (2 и 1 или 1 и 2)
− Где остановимся? (в точке 5)
− Давайте покажем движение на числовом отрезке (ученик выходит к доске и передвигает фишку)
− Подумайте, как можно решить второй пример. Что показывает знак − ? (Движение влево, назад)
− Сколько шагов нужно сделать влево?
− Где остановимся? (в точке 6)
Молодцы! Вы справились с заданием. Повесим ещё 1 игрушку на елку.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
А потом вприсядку,
И опять вприсядку,
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
И покрутим головами
Все танцуйте вместе с нами
VII. Закрепление изученного материала
Слайд 9 (стр. 107 )
− Посмотрите в учебник на
− Прочитайте (читает хорошо читающий ученик).
− Что мы прочли?
−Из каких составных частей состоит задача? (Условие, вопрос, схема, решение, ответ)
Слайд 10 (составные части задачи)
(Варя склеила 5 фонариков для елки, Юра склеил 3 фонарика)
и дополните его (Сколько всего фонариков на елке?)
Работа в тетради «5»
, отступите 2 клетки вниз, 1 клетку вправо и там стоит точка на уголке клетки. Это начало схемы. Зная условие и вопрос, начертите схему к задаче (в тетрадях учитель заранее прописал № и поставил нужные точки, где нужно записывать). ( Быстроработающий у доски).
− Проверим составление схемы
Слайд 11 (Схема к задаче)
− Решите задачу самостоятельно (Один ученик записывает решение и ответ на доске)
− Сверьте свое решение с записанным на доске
Слайд 11 (Решение и ответ к задаче)
− Оцените себя с помощью «Светофора». Закрыли тетради, отложите на край парты.
Слайд 12 (Разворот рабочей тетради стр.39)
Работа в тетради на печатной основе
− Открыли рабочие тетради на стр.39
Слайд 13 (№1, №2 стр.39 рабочей тетради)
− Прочитайте задачу (Утром на клумбе было 9 тюльпанов, вечером стало на 3 меньше. Сколько стало тюльпанов?)
− Запишите решение и ответ. Как делали вычисления? (Сначала из 9 вычли 2, а потом 1, получили 6)
− А как по другому можно вычесть? (Сначала из 9 вычли 1, а потом 2, получили 6)
(У белочки было 5 орехов, стало на 3 больше. Сколько орехов стало?)
− Запишите решение и ответ. Как делали вычисления? (Сначала к 5 прибавили 2, а потом 1, получили 8)
− А как по другому можно прибавить? (Сначала к 5 прибавили 1, а потом 2, получили 8)
− Поменяйтесь тетрадями и оцените друг друга, на полях поставьте смайлик.
Молодцы! Вы справились с заданием. Повесим 1 игрушку на елку.
Слайд 14 рабочая тетрадь №3 стр.39)
− Самостоятельно выполните задание №3 стр.39 в рабочей тетради
IX. Подведение итогов урока
− Что мы делали сегодня на уроке? (Учились прибавлять и вычитать число 3)
− Как вы думаете, мы помогли зимушке-зиме?
− Посмотрите, какая красивая ёлочка у нас получилась.
Оцените работу на уроке с помощью сигнальных карточек «Светофор».
Желтый цвет – если вы довольны своей работой, активно трудились и у вас многое получилось.
Зеленый цвет – вы не совсем довольны, были трудности, но вы старались.
Красный цвет – вы не довольны своей работой, допускали ошибки.
− Давайте дадим оценку друг другу (дети высказывают свое мнение и если учитель согласен детям вручаются пятерочки)
− С каким настроением вы уходите с урока?
− Ребята, давайте поблагодарим наших гостей.
Слайд 15 (Спасибо за внимание!)
Составила: Биксалиева Альфия Шамилевна
Тема: Прибавление и вычитание числа 3
Тип урока: закрепление полученных знаний
Цель: закрепить умение выполнять сложение и вычитание вида +3, −3
Планируемые результаты: учащиеся научаться пользоваться приемами
прибавления и вычитания числа 3; планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
− Ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Они хотят посмотреть, чему вы
научились, как умеете думать и рассуждать. Поприветствуйте гостей!
− С каким настроением вы пришли на урок?
−радачто у вас хорошее настроение, но я хочучтобы оно было ещё лучше.
по одной улыбке и положите в корзинку хорошего настроения, и мы передадим ее
− Какое сегодня число?Какой день недели?Какой месяц?
− Сегодня нам пришло письмо. Отгадайте загадку и скажите, от кого оно может
Загадка: Хоть сама и снег, и лед,
От кого же письмо? (от зимушки зимы).
− Какой зимний веселый праздник приближается? Зимушка пишет:
Ребята, поможем? (Да)(В классе стоит настоящая ёлка
− Ребята, а каких лесных жителей вы знаете? (Заяц, медведь, лиса и т
− За каждое правильно выполненное задание мы будем вывешивать игрушку на
елку. А для этого вам нужно хорошо работать на уроке, быть внимательными, всё
У вас на партах лежит карточка № 1 зелёного цвета, возьмите её и выполните
задание самостоятельно (Один ученик работает у доски, все остальные на
индивидуальных карточках № 1 зелёного цвета
2 ○ 5 7 ○ 5 9 ○ 10
2 ○ 8 6 ○ 9 8 ○ 1
(После выполнения, учитель проверяет правильность выполнения задания
(На доске два перемешанных набора разных цветов чисел от 1 до 10. Два ученика
по команде учителя расставляют числа в порядке убывания и в порядке
Артемоном и вспомнил о задании слишком поздно. Он сделал все наспех и, не
− Что Буратино сделал неправильно? (Написал два раза число 3, пропустил число 6,
− Скажите Буратино, чего делать нельзя при записи числового отрезка.
− Сейчас поработаем с числами. Возьмите их из конвертов.
(К доске выходят 10 учеников в масках животных, каждый получает карточку с
числом от 1 до 10 (карточки раздаются произвольно). Звери должны быстро
− К 1 прибавили 3 и получили 4. А если к 4 прибавим еще 3какие звери должны
сделать шаг вперед(5, 6, 7 – )
− К 4 прибавили 3 и получили 7. А если к 7 прибавить 3, звери с какими номерами
− Ребята, по сколько мы сейчас прибавляли?
− Звери под номером 10 и 9 положите карточки и сядьте на свои места, а также
− Каким способом мы вычли из 10 три? (в начале 2, а потом ещё 1)
– Зверь под номером 7 положи карточку и сядь на своё место, а также звери под
− Каким способом мы вычли из 7 три? (в начале 1, а потом ещё 2
− Каким способом мы вычли из 4 три?
− Сделайте вывод: какими способами можно прибавлять и вычитать 3?
вычесть (прибавить) сначала 1, а потом ещё 2 или вычесть (прибавить) 2, а
– Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Прибавлять и вычитать число3
VРабота по теме урока (учебники заранее открыты на стр.106
− Прочтём на стр. 106, что будем делать на уроке (Будем учиться прибавлять 3 к
− Как можно прибавить число 3? (Сначала прибавить 1, а потом 2. Или сначала
− Как можно вычесть число 3? (Сначала вычесть 1, а потом 2. Или сначала
Слайд 6рисунок к стр.106 учебника)
− Поработаем в парах. Рассмотрите следующий рисунок. Объясните, как из 6
− Как подругому можно вычесть 3 игрушки? (Сначала из 6 игрушек вычесть 1
оранжевую игрушку, останется 5 игрушек, а потом из 5 вычесть 2 красные
− Сделайте как можно прибавить 3? (Сначала прибавить 1, а потом 2. Или
− В учебнике на стр. 106 найдите №1Решите примеры с помощью числового
− Давайте покажем движение на числовом отрезке (ученик выходит к доске и
Молодцы! Вы справились с заданием. Повесим ещё 1 игрушку на елку.
Мы ногами топтоп,
Мы руками хлопхлоп,
А потом прыгскок
И опять вприсядку,
Слайд 9 (стр.
− Посмотрите в учебник на найдите
−Из каких составных частей состоит задача? (Условие, вопрос, схема, решение,
− Прочтите задачи (Варя склеила 5 фонариков для елки, Юра склеил 3
− Прочтите вопрос и дополните его (Сколько всего фонариков на елке?)
− Открыли тетради «5», отступите 2 клетки вниз, 1 клетку вправо и
там стоит точка на уголкклетки. Это начало схемы. Зная условие и вопрос,
начертите схему к задаче (в тетрадях учитель заранее прописал № и поставил
нужные точки, где нужно записывать)Быстроработающий у доски).
− Решите задачу самостоятельно (Один ученик записывает решение и ответ на
− Оцените себя с помощью «Светофора». Закрыли тетради, отложите на край
Работа в тетради на печатной основе
− Прочитайте задачу (Утром на клумбе было 9 тюльпанов, вечером стало на 3
− Запишите решение и ответ. Как делали вычисления? (Сначала из 9 вычли 2, а
− как по другому можно вычесть? (Сначала из 9 вычли 1, а потом 2, получили 6)
− Прочитайте задачу (У белочки было 5 орехов, стало на 3 больше. Сколько
− А как по другому можно прибавить? (Сначала к 5 прибавили 1, а потом 2
Молодцы! Вы справились с заданием. Повесим 1 игрушку на елку.
Слайд 14 рабочая тетрадь №3 стр.39)
− Самостоятельно выполните задание №3 стр.39 в рабочей тетради
− Как вы думаете, мы помогли зимушкезиме?
− Оцените работу на уроке с помощью сигнальных карточек «Светофор».
Желтый цвет – если вы довольны своей работой, активно трудились и у вас
− Давайте дадим оценку друг другу (дети высказывают свое мнение и если учитель