КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

учитель русского языка и литературы МКОУ Якшур-Бодьинская школа-интернат

Открытый урок по литературе

УЧИТЕЛЬ Лебедева О. А.

ТЕМА УРОКА: « В гостях у сказки»

обучающие: обобщить знания о сказке, жанрах сказок, их структуре, закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию, активизировать познавательную активность;

развивающие: активизировать творческие способностей детей, продолжить развитие умения сопоставлять, выделять главное, приводить примеры, развитие исследовательских умений; развитие мышления; развитие умения использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач;

воспитательные: способствовать формированию личного отношения к прочитанному, воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу. Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.

ТИП УРОКА: систематизация и обобщение знаний.

Оборудование: эпиграф урока, мультимедийный проектор, мел, доска, задания , иллюстрации к сказкам, презентация, карточки с волшебными предметами, карточки для творческого задания, таблица, музыкальные видеофрагменты

Предметные: овладевать навыками классификации сказок, учиться работать с цитатным материалом

а) познавательные: проводить поиск необходимой информации, определять понятия, сравнивать, обобщать, применять полученные знания к конкретной задаче;

б) регулятивные: проявлять волевые усилия для достижения цели, вносить коррективы в процесс деятельности, выбирать действия в соответствии с задачей, прогнозировать результаты, уметь распределять время для самостоятельной работы;

в) коммуникативные: презентовать собственную работу, принимать участие в учебном диалоге, представлять результаты своей деятельности,

г) личностные: развитие навыков сотрудничества, осознание важности ответственного отношения к результатам своей и чужой работы.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу – класс наш хоть куда!

Мы начнем урок, друзья.

Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

II.1. Вступительное слово учителя.

Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент и вы сможете догадаться о теме нашего урока.

Просмотр видеофрагмента «В гостях у сказки»

2. Тема, цель урока

Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.

Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее.

Сказки делятся на волшебные, социально-бытовые и сказки о животных.

Сегодня мы проверим, все ли знаем о сказках.

За правильные ответы вы будете получать смайлики и к концу урока при подсчете узнаете свою оценку (по количеству смайликов). Учитель во время урока тоже фиксирует количество смайликов.

3. Обобщение пройденного материала

Презентация «Сказки о животных», читает подготовленный ученик

1. Назовите волшебный дом, где жили животные, пока медведь его не разрушил.

2. Назовите четвертое животное, которое оказалось на пути Колобка.

3. Вспомните, какая птица несет косу на плече и прогоняет лису из избушки.

4. О каком хищном животном говорят, что у него серенький бочок?

5. Маленький серенький грызун, который присутствует во многих сказках.

Обмен тетрадями и проверка ответов, взаимооценка

Презентация «Волшебные сказки», читает подготовленный ученик

Перед вами изображения волшебных предметов

1. Назовите предмет и  его назначение (для чего нужен). Предметы нарисованы на карточках.

Ковер-самолёт, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, волшебная тарелочка с яблочком, волшебный клубочек

2. Найди отрицательных героев известных тебе волшебных сказок.

Работа в парах

Вывод: чем отличаются от двух других жанров сказок волшебные сказки?

Презентация «Социально-бытовые сказки», читает подготовленный ученик

Какие положительные качества сказочных героев вы можете перечислить?

смелость, отвага, храбрость, любовь к родине

гостеприимство, доброта, сметливость

трудолюбие, жалость, доброта сердечная, вера в справедливость

доброта, трудолюбие, честность, любовь к Отечеству,

(заранее написано на обратной стороне доски)

– Какие из них вы хотели бы воспитать в себе?

Устные ответы детей

Вывод: герои сказок живут по законам дружбы, защиты слабых, трудолюбия, честности и взаимопомощи.

Предлагаю вам вспомнить всем известные сказки и исправить допущенные ошибки.

Игра «Исправь ошибку»

Читают помощники, строки из сказки, а остальные слушают и исправляют ошибки.

1. Позвала внучка кошку.

2. Сел Колобок лисе на нос, спел песенку и покатился дальше

3. Не пей братец Иванушка из самовара, козлёночком станешь, братец и пошёл мимо

4. Залез медведь в теремок и стали они жить поживать. В тесноте не в обиде.

5. Растаяла у лисы избушка, пустил зайка лису и стали они жить-поживать дружно

6. Зашла девочка в домик и увидела четыре стула, четыре тарелки, четыре ложки.

Отлично, я вижу, что вы хорошо знаете сюжеты сказок.

Встречаются в сказках такие выражения, которые мы в нашей речи практически не используем. Объясните, что значат эти выражения (индивидуальная работа)

откуда ни возьмись

ниже плеч голову повесил

словно в воду канул

видимо – невидимо

не покладая рук

Распределите сказки по жанрам

Вывод: что помогло вам правильно распределить сказки по жанрам?

Составьте сказку работа в группах

1. Главный герой – Волк

Зачин – встретился с Лисой

Основная часть – пошел добывать еду

Концовка – И с тех пор они не дружат

2. Главный герой – Иванушка, шапка – невидимка

Основная часть – поиск пропавшей царевны

Концовка – после того жили они долго и счастливо

3. Главный герой – солдат

Зачин – где переночевать

Основная часть – скупой мельник и смекалка солдата

Концовка – а кто слушал молодец

Вывод: Вы так хорошо поработали, стали на некоторое время сказочниками. Обязательно обращайте внимание на особый склад русской сказки, её сказочный язык. Постарайтесь понять, когда сказочник шутит, а когда он серьёзен, кому он сочувствует, а кого осуждает. Помните, недаром есть русская народная поговорка про сказки:

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Какое у вас настроение в конце урока? Что понравилось больше всего? Чтобы хорошее настроение не покидало вас еще долго, послушайте и посмотрите микс на тему русских народных сказок.(Прослушивание и просмотр).

Сегодня вы очень хорошо работали. И вы получаете хорошие отметки (прокомментировать оценки, сбор смайликов).

выполнить одно из заданий:

1.составить тесты к одной из прочитанных сказок;

2.составить вопросы к одной из прочитанных сказок;

3.составить кроссворд по прочитанным сказкам

Конспект открытого урока по русской литературе в 6 классе.

В. Г. Распутин «Уроки французского. Милосердие – зеркало души»

Образовательная: анализируя текст, показать учащимся душевность и чуткость учительницы; раскрыть нравственные законы, по которым живут герои В. Г. Распутина; выявить авторскую позицию и точки зрения учащихся на проблемы, поднятые автором в произведении; формировать умение анализировать художественное произведение,

Развивающая: развивать коммуникативные навыки и умения учащихся, продолжить работу по развитию речи школьников;

Воспитательная: воспитывать чувство уважения к старшему поколению, нравственные качества в учениках.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он

замечает добра в людях.

Л. Н. Толстой

1. Организационный момент.

-Здравствуйте те, кто каждое утро идет в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!

-Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.

Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше.

2. Создание положительных эмоций.

-Как вы могли заметить, к доске прикреплен лист в виде сердца. Это- символ любви и доброты. Я передаю это сердце, а вместе с ним любовь и доброту.

(называю имя ученика, а он передает сердце следующему)

-Сколько тепла и положительных эмоций в этом сердце! Их стало в 12 раз больше!

3. Объявление темы и целей урока.

Вопрос к учащимся.

-Скажите, пожалуйста, по предложенным ключевым словам вы можете определить, о чем же сегодня пойдет речь на уроке?

ПРОТОТИП, УЧИТЕЛЬ, ПОСТУПОК, МИЛОСЕРДИЕ

(Ребята формулируют тему и цель урока)

Обращение к эпиграфу.

-Ребята, а прочитав эпиграф, смогли бы мы также определить тему нашего урока?

Запись в тетради даты и темы урока.

-Давайте запишем слова, которые записаны на доске и объясним их лексическое значение пользуясь подсказкой на экране.

Прототип – реальное лицо или литературный образ, представление о котором послужило писателю основой при создании героя литературного произведения.

Милосердие – чувство готовности оказать бескорыстную помощь, прощение, благотворительность.

-Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина в повести “Уроки французского”, выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи.

-Итак, приступим к решению поставленных задач. Я предлагаю пригласить к нам и послушать автора рассказа «Уроки французского» Валентина Григорьевича Распутина. Да, вы не ослышались! Только в роли писателя выступит Женя Януль.

Начальную школу я окончил в 1948 г., и мать отправила меня учиться в районный центр. 11-летним мальчишкой жил вдали от дома, у чужих людей – жил трудно, учился, пересиливая голод.

-В продолжение вашего ответа, я хочу сказать, что к нам на урок пришёлся ещё один гость, а точнее, гостья. Давайте её послушаем.

Лидия Михайловна Молокова: «Меня зовут Лидия Михайловна Молокова. Я коренная москвичка. Но папу направили работать в Забайкалье. После окончания школы поступила учиться на историко-филологический факультет Иркутского педагогического института. В 1951 г. по распределению вуза приехала работать в школу глухой деревни Усть-Уде. В деревянной двухэтажной школе почти все учителя были местные, и на нас с подругой смотрели как на иностранок. Удивительно, но с первых занятий я поняла, что тут рады французскому языку! Ни разу от учеников я не услышала: «Зачем нам французский?»

Жизнь моя складывалась очень интересно. По всему свету помоталась. Работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции. Только преподавала я там не французский, а русский язык для тех, кто владел французским.

Под впечатлением один экземпляр книги выслала в Иркутск. На конверте написала «Россия, Иркутск, писателю Валентину Распутину». Полгода шёл ответ. С волнением прочитала строки: « Я знал, что обязательно найду Вас. Ваш старательный и бестолковый ученик Валя Распутин».

От Вали я получала в год по 5-6 писем.

Лидия Михайловна, узнав в героине рассказа себя.

-Итак, ребята, на кого же похож главный герой рассказа? Мальчик Володя? А Лидия Михайловна?

В деревне была только начальная школа, и герой отправился в райцентр, чтобы получить дальнейшее образование, тяжело было переносить голод, страшной была тоска по дому,

(Как думаете, почему он скучал по дому?)

мальчик начинает играть на деньги, потренировавшись, он понимает, что сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко.

Лидия Михайловна пытается шуткой выяснить причины случившегося, понимает, что мальчик ее обманывает и решает после уроков выяснить причины случившегося.

-Как она это делает, давайте посмотрим!

6. Вопросы учащимся

-Почему Лидия Михайловна начинает заниматься с мальчиком? Только ли из-за его неудач во французском языке?

-Как пытается Лидия Михайловна помочь главному герою?

(инсценировка с посылкой)

-Когда мы, учителя, приходим к вам на урок, то даем вам не только знания, но и вкладываем в этот урок частичку души и сердца. Именно об этом рассказывают «Уроки французского», и наш сегодняшний урок- тоже не исключение. Предлагаю сделать небольшую паузу.

На доске нарисован ствол дерева, дети подходят и клеят яблочки с пожеланиями (Родине, матери, школе, учителям)

8. Вопросы учащимся

-Зачем Лидия Михайловна начинает играть с мальчиком на деньги?

-Как постепенно меняется характер их отношений? Кого находит главный герой в лице Лидии Михайловны?

-Чем заканчивается рассказ?

-Так почему же мальчик играет на деньги, хотя это строго запрещено?

-Почему отказывается поужинать с Лидией Михайловной, хотя испытывает болезненное чувство голода?

-Почему отказывается принять посылку с гематогеном?

-Согласны ли вы с мнением, что Лидия Михайловна – личность незаурядная? -Что заставило её играть на деньги с учеником?

-Нарушила ли правила поведения Лидия Михайловна с точки зрения учительской этики?

– Мы увидели, насколько хорошо вы знаете сюжет рассказа. Интересно, а хорошо ли вы помните описание всех героев текста. Объявляется следующий этап литературной игры «Узнай героя». Я буду зачитывать отрывки из текста с описанием героев, вы должны будете узнать того, о ком идет речь. На этот раз вы сами будете выбирать номер задания. За каждый правильный ответ вы получите по одному баллу.

Какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни автора и главного героя?

Каким, по вашему мнению, должен быть настоящий учитель?

Что вы возьмете с собой в жизнь?

Предложите социальную рекламу по теме «Спешите делать добро», которую можно разместить в библиотеке, на улице.

Подберите пословицы о добре и милосердии.

«Бабушкин пряник – светлая радость детства!»  по рассказу В. П. Астафьева  «Конь с розовой гривой»

6 класс (2016-2017 уч.г.)

Оформление: портрет В. Астафьева, выставка его книг, рисунки учащихся.

Методы: слово учителя, опрос, беседа, словарная работа, словесное рисование.

Обеспечение мотивации учащихся:

– Улыбнувшись, мы друг другу сказали.

– Это значит на капельку солнца прибавилось в мире!

– Это значит на капельку счастья прибавилось в мире!

– Это значит на капельку радостней сделалась жизнь!

1. Вступительное слово учителя. Определение цели урока

Виктор Петрович Астафьев – известный талантливый писатель, наш современник. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве, которое было удивительно прекрасной порой.

Рассказ « Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный  детский характер.

Цель урока: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие уроки он несет.

2. Создание проблемной ситуации

Ребята, напомните, пожалуйста, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»?    (В основе рассказа «Конь с розовой гривой» лежит обман самого родного человека, бабушки, и справедливое наказание).

Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали? (Каждый школьник за свою небольшую жизнь хоть раз кого-то обманул, и поэтому каждому знакомы муки совести, стыда. Поделившись своей историей обмана, вспомнив подобные ситуации в своей жизни, они невольно поставят себя на место главного героя, Вити, а значит, он станет им чуточку ближе, понятнее.)

Почему же тогда своему рассказу Астафьев дает такое поэтичное название «Конь с розовой гривой»? Ведь можно было предложить другое название, например, «Обман»? (Бабушка преподала урок «высокой этики». Прощает бабушка как по природной доброте своей и жалости, так и из способности чуткого и тонкого понимания сиротской души ребенка. Она зло побеждает добром, поэтому и название, как в сказке красивое, доброе. ( Добро побеждает зло)  мечта – волшебство – сказка – добро побеждает зло

Мы еще вернемся с ребятами к определению смысла названия произведения в конце урока и даже попытаемся составить ассоциограмму ключевого слова в названии («конь»).

Обратите внимание на тему урока. Выделите ключевые слова. Как вы понимаете тему урока? (Названием рассказа послужило сказочное существо, мечта каждого деревенского мальчишки, – необычной формы и цвета пряник, «конь с розовой гривой». Сколько радости он мог доставить ребенку послевоенного времени! (Пряник = радость)

Давайте послушаем нашего героя, попробуем понять чувства, которые он испытывает, держа в руках этого сказочного коня.

–  Какими словами, выражениями автор создает ощущение счастья, радости?

3. Задание исследовательского характера.

А что для вас – радость, какие ассоциации возникают?

Ассоциации записываются в тетрадях (это поможет ребятам в выполнении домашнего задания) и на доске.

Игры с друзьями

Вывод: В чем сходство и различие наших представлений о радости с главным героем?

4 Актуализация личностно-диалогических связей с героем.

Каким вы себе представляете главного героя рассказа – Витю?                                           (Устное словесное рисование, ) (Учащиеся отмечают душевную чуткость мальчика, его обостренную совестливость, неприятие зла в любых его проявлениях, любовь ко всему прекрасному: как он рассуждает о «коренных песнях» каждой семьи на селе.)

Защита рисунков: Почему именно это эпизод вы выбрали?

Почему мальчик отправился в лес?

(Он своим трудом хотел заработать на пряник, который в городе ему должна была купить бабушка.)

Почему этому плану не суждено было сбыться, ведь вначале всё складывалось хорошо?

Давайте в тетрадях запишем такую цепочку: искушение, преступление, муки совести, наказание, прощение.

Разбиваем класс по звеньям цепочки. Задача каждой группы — найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа. Заслушиваем по порядку.

Главный змей-искуситель — сосед Санька — “был вреднее и злее всех левонтьевских ребятишек”. Когда его сёстренки и братишки съели все свои ягоды, он упрекнул Витю в жадности и трусости. Этого стерпеть мальчик никак не мог и легко “попался на уду”, позволил съесть и свою землянику.

Этот же Санька посоветовал обмануть бабушку: “Ты в туес травы натолкай, сверху ягод — и готово дело!” Мальчик так и поступил. Чтобы вредный Санька не проболтался, пришлось для него из кладовой украсть калач.

Вину свою мальчик почувствовал сразу: долго не мог уснуть, с тоской ожидал возвращения бабушки, думал: “Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чём не думай”. Вечером он не спешит домой, спать ложится в кладовке.

“Я зажмурился и открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой”.

5. Задания исследовательского характера.

Как Витя относится к бабушке и как это его характеризует? Найдите подтверждение в тексте. ( Витя , в последствии даже   «Бабушка знает все мои повадки», «бабушка моя – не тетка Васеня», «а бабушка только кричит да нет-нет и поддаст – у нее не задержится», «Сколько лет прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».)

О чем бы вы спросили Витю?

(Метод автобиографического опросника позволяет школьникам вжиться в образ своего сверстника, почувствовать себя на его месте, а значит сделать этот рассказ личностно значимым. Ребятам близок этот герой по возрасту и по духу, значит – интересен.)

– Какие черты характера героя есть у вас?

– Можно ли у Вити чему-либо научиться?

6. Обращение к образу автора-повествователя.

Каким вы представляете себе автора рассказа? (Пожилой человек, любящий свою родину, родных, умеющий видеть прекрасное вокруг. Писатель  умеет и учит нас любить жизнь, уважать все то, что человеку в жизни выпадает. Он всю жизнь благоговел перед чудом Природы, Слова, Музыки. И свое благоговейное чувство он выразил живым, полнокровным, музыкальным по ритмике и интонации, русским языком.)

Какая картина нарисована автором? (Ясный, летний день на берегу Енисея.)

Как создается автором такая красота?   При помощи каких средств выразительности?

7.  Задание исследовательского характера.

Давайте обратимся к образности языка

В. Астафьева. Перед вами схема, заполните ее примерами из текста.

А) Слова, передающие цвет: ясный день, рябенькие кукушкины слезки, синие колокольчики, полосатые цветки, голубые рупоры колокольчиков, блестели березовые листья, мерцало; красные жерла известковых печей, полыхающих по ту сторону реки; боярка доцветала и сорила в воду, сосняк был в синем куреве.

Б) Слова, передающие звуки природы: на длинных хрустких стеблях, колокольчики, пчелы, цветки-граммофончики, шмели заслушивались музыкой.

В) Слова, передающие настроение: день был ясный, летний; обогретая земля цветки-граммофончики, в голубые их рупоры совали головы шмели, заслушивались музыкой, осинник сомлел от жары, боярка доцветала и сорила в воду, сосняк был в синем куреве.

боярка доцветала и сорила в воду, сосняк был в синем куреве, мост колыхался легким кружевцем, – и если долго смотреть на него, он истончался и кружевце рвалось.

Ребята делают Вывод:    при создании пейзажной зарисовки Астафьев использует много цветообразов и звукообразов, делая ее более жизненной. Проза В. П. Астафьева –  это проза ощущений. Читая его рассказы, мы как будто прикасаемся к предметам, чувствуем запах, видим насыщенность красок, нам передается настроение героев.

Мы продолжаем свою работу над словом

8. Творческая  работа с элементом исследования.

Подберите ассоциации к слову «пряник», опираясь на содержание  рассказа, на то о чем мы с вами говорили на уроке.

А что вносит в название эпитет «розовый»?  (Цвет детства, чистоты, наивности, невинности.)

Случайна ли форма пряника – «конем»?    (Выбор формы пряника не случаен. Конь – символ сельской, крестьянской, жизни. Конь для крестьянина в то время был перевозчик грузов, и главный герой крестьянских праздников, и друг – крестьянин ухаживает за конем, как за человеком, общается, как с другом.)

Обращение к выставке с рисунками учащихся. Защита творческих работ.

Почему именно пряник конем вы изобразили на своих рисунках?

Каким  же предстал перед нами герой этого небольшого рассказа?

-Какой жизненный урок извлек герой из рассказанной им истории?

Как связаны с этим обстоятельством заключительные строки произведения: «сколько  лет  с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного  коня  с розовой гривой»?

10. Заключительное слово учителя.

Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчеркивает, что детство очень важно  в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора  в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.

Небольшая письменная работа по темам:

По рассказу А. Куприна «Чудесный доктор».

Тема урока: «Нужно ли помогать людям?».

-знакомство с жанром святочного рассказа, его особенностями; обучение анализу содержания текста.

формировать положительные качества личности, такие как милосердие, сострадание, доброта, сочувствие.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД: формулировать цели урока и аргументировать собственное мнение, находить в тексте необходимую информацию; формировать умение работать с текстом; продолжить разговор о гуманности;

РегулятивныеУУД: планировать свою работу на уроке

Личностные УУД: уметь соотносить поступки героев с событиями, описанными в рассказе и причинами их возникновения.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулировать и аргументировать собственное мнение.

Оборудование: учебник Коровиной “Литература” 2-я часть, портреты А. И. Куприна и Н. И. Пирогова, выставка книг писателя и иллюстрации к рассказу «Чудесный доктор», компьютер.

Тип урока: урок-размышление.

Формаурока: фронтальная, индивидуальная.

Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их».              Альберт Швейцер

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живет в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть нашей жизни оправдание

У витрины магазина

В подземелье у Мерцаловых.

Возвращение Мерцалова домой.

Встреча в саду.

Рассказ учащегося о докторе Н. И. Пирогове.

Сегодня наш урок мне хочется начать со знакомства с притчей

Притча о доброте и милосердии.

Ясным майским утром один молодой человек увидел у стены парка мужчину, примерно его возраста, просившего милостыню. Рядом с ним стоял плакат, представлявший собой надпись от руки на обломке доски: «Я слепой».

Эта мольба явно не трогала сердца жителей и туристов большого города, торопливо проходивших мимо. Если не считать нескольких монеток, миска для сбора подаяния была пуста.

Тронутый этим печальным зрелищем, прохожий подумал о том, чего лишён этот несчастный молодой человек в такой чудесный день, и подошёл к нищему.

— Я не могу дать вам денег, — виновато объяснил он нищему, — потому что сам несколько месяцев без работы. Но, если вы не против, я могу помочь вам другим способом. Я бы хотел внести кое-какие изменения в вашу просьбу о помощи.

Удивлённый нищий некоторое время колебался, а затем пожал плечами:

— Ладно, делайте, что хотите. Но должен вам сказать, что вряд ли найдутся слова, способные пробудить жалость у жителей этого города к очередному попрошайке.

Молодой мужчина извлёк из кармана маркер, приписал на плакате несколько слов и продолжил свой путь.

К концу дня он возвращался через парк и, проходя мимо нищего, с удовлетворением отметил, что новый плакат доказал свою эффективность в раскрытии сердец и кошельков прохожих. Миска была полна денег, причём не только мелких монет, но даже пяти- и десятидолларовых купюр.

— Дела у вас пошли гораздо лучше, — сказал он нищему.

— Точно, — ответил тот, а затем, узнав голос молодого человека, озадаченно спросил: — Что вы сделали с моим плакатом?

–  О чем ребята притча?            о доброте и милосердии.

– Как тема притчи   связана с темой нашего урока?

– О чем пойдет наш разговор на уроке?

-Какие задачи стоят сегодня перед нами, определите цель нашего урока?

Вступительное слово   учителя.

Сегодня наш урок называется урок-размышление.

Мы поговорим о нравственных ценностях, которые необходимы каждому из нас- это милосердие и сострадание, сочувствие и доброта.

– Как вы думаете, что обозначают   слова “доброта”, «милосердие», сочувствие», «сострадание»?

Словарная работа. Проверка домашнего задания.

Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Состраданиечувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.

Сочувствиеотзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Бескорыстие – нежелание наград и возмездий за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает более о других, чем о себе.

Бесценные эти человеческие качества!

– Вы дома читали рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор». Композиция произведения необычна. Это рассказ в рассказе.

Этот рассказ вымышленный или основан на реальных событиях?

Рассказ Куприна “Чудесный доктор” по признанию самого автора был написан на основании реальной истории, которую Куприн услышал от некоего преуспевающего банкира. Рассказ был написан в то время, когда Куприн жил в Киеве в 1897 году и относит нас к событиям примерно тридцатилетней давности.

Жизнь человека сложна и непредсказуема, она не проста. Самые разные испытания и проблемы подстерегают каждого из нас. Сегодня это связано с такими проблемами, как безработица, безденежье, которые касаются многих семей.  Часто бывают испытания так тяжелы, что даже у самого сильного и уверенного в себе человека просто опускаются руки. Как же поступить в такие моменты? К кому обратиться за помощью? А если человек сталкивается с бездушием окружающих? Отчаявшись, человек решается на самый ужасный поступок- самоубийство. И как прекрасно, что в такую минуту отчаяния вдруг появляется тот, кому не безразлична твоя история, кто может, выслушав тебя, не уйти, а принять участие в жизни твоей семьи, оказать помощь. Происходит настоящее чудо. Имя этому чуду- милосердие, сострадание, сочувствие, доброта.

– Какое впечатление произвел на вас рассказ?  Почему автор дал ему такое название?

– Как вы понимаете значение слова «чудесный»?  (удивительный, волшебный, необыкновенный, замечательный, великолепный)

– Какое значение имеет слово «чудо»?  (это исполнение желаний)

– С каким православным праздником он связан? (

(события рассказа происходят в рождественский сочельник, накануне Рождества.

Что вы знаете о Рождестве? Какие чувства наполняют ваши сердца накануне праздника?

– В какие чудеса хочется верить?  Чего ожидаете? (я надеюсь на подарки, которые мне подарят и с нетерпением жду их)

«Чудесный доктор» относится   к святочным рассказам.

Рождественский или Святочный рассказ- один из самых сложных, но в то же время один из самых «русских жанров в нашей литературе.

Главная идея святочного рассказа– возрождение доброты и милосердия в людях.

Работа в тетрадях. Особенности рождественского рассказа:

1) приуроченность к Рождеству;

2) главный герой – ребенок;

3) движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливому финалу;

4) обязательное условие в сюжете: превращение, метаморфоза;

5) назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали.

– Какие особенности вы отметили в рассказе «Чудесный доктор»?

– Как в рассказе Куприн показывает приближение праздника?

Обратимся к тексту и вспомним, с какими героями автор знакомит нас в самом начале произведения.

1. Эпизод у витрины магазина.

1. Зачитать эпизод. Описание витрины магазина.

– Почему мальчишки так внимательно рассматривают витрину?

– Могут ли они представить, что   в их доме к празднику будут такие же угощения?  Нет, не могут. Понять это помогает описание того печального, убогого места, в котором они живут.)

–  Что вы можете сказать о семье Мерцаловых? Ощущают ли они приближение праздника?

Что в рассказе указывает на невозможность исполнения этих мечтаний? (живут в подвале, отец остался без работы, больная сестра, пустые щи.)

Работа с текстом

Малолюдные, кривые, узкие, мрачные, неосвещенные переулки.

Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелымплачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату веревке, и к этому ужасному запаху керосинового чадагрязногокрыс — настоящему запаху нищеты. Но сегодня, после всего, что они видели на улице, после этого праздничного ликования, которое они чувствовали повсюду, их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания. В углу, на грязной широкой постели, лежала девочка лет семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и бесцельно. Рядом с постелью, в люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясьгрудной ребенок

А как помогает нам писатель сильнее ощутить трагедию обездоленных людей? (зачитать.

– Посмотрите, какие противоположные описания. Как называется такой художественный прием в литературе?антитеза

-Почему автор использует антитезу, описывая витрины магазина и жилище семьи Мерцаловых?

(ответы учащихся: чтобы мы увидели, как тяжело живется семье и безразличие города к таким, как Мерцаловы).

Учитель. Используя прием антитезы, Куприн показывает нам    мир богатых, сытых и равнодушных людей, и на их фоне виднее бедность таких людей, как   Мерцаловы.

– Что случилось с семьей Мерцаловых? Зачитайте.

– Может ли такое произойти в наши дни?

(Да, и сегодня немало семей, которые находятся в таком же положении, как и семья Мерцаловых. Проблемы бывают настолько сложны, что человек теряет надежду на то, что сумеет найти их решение. Так уж происходит, что постоянные поиски   не дают желаемого результата, и тогда даже самый сильный человек сдается, или попросту сказать, у него опускаются руки)

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

прямо, ноги вместе

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим детки,

Будто руки наши ветки,

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих, вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

4. Эпизод. Возвращение Мерцалова домой.

В это время в коридоре послышались чьи-то неуверенные шаги и шуршание руки, отыскивающей в темноте дверь. Вошел Мерцалов. Он был в летнемлетней войлочной шляпебез калошруки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца. Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса. Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах.

-Помог ли кто-нибудь Мерцаловым? (ответы учащихся: нет, к кому бы не обращался Мерцалов, никто помощи ему не оказал, им не было дела до него, не было сочувствия к нему и его семье).

– Как вы думаете, о чем переживает Мерцалов, кого винит в случившемся?

Учитель. Я думаю, вы заметили, что при помощи приема антитезы автор обратил наше внимание не только, на жестокость окружающего мира, но и на невыносимую нужду обитателей подземелья. Не менее важное место в рассказе отводится изображению пейзажа.

– Как выдумаете, зачем писателю понадобилось подробно описать городской сад?

-Как здесь оказался Мерцалов?

Работа с текстомВстреча в саду.

Учитель. Описывая красоту природы, Куприн использует так же олицетворения, метафоры, эпитеты. И мы снова видим противопоставление- антитезу. Умиротворенность природы, ее спокойствие   и жажда такого же спокойствия в истерзанной душе Мерцалова.

— А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил, — продолжал незнакомец (в руках у него было несколько свертков).

– Как отнесся Мерцалов к незнакомому старику? Сначала разговаривал недоверчиво, немного дерзил

– Почему старик не ушел после таких грубых выкриков Мерцалова? Незнакомец разглядел в этой речи всю горесть жизни, безвыходность. Поэтому не только не рассердился, но и попросил рассказать свою историю.

– Что заставило героя   открыть свою душу этому старику?

(Он был единственным человеком, обратившим на него внимание, не из праздного любопытства, а из желания помочь. Его спокойный стариковский голос расположил к себе Мерцалова.

Старик приблизил к нему свое умное, серьезное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьезным тоном:

Едемте! — сказал незнакомец, увлекая за руку Мерцалова.

-Какую картину увидел доктор, когда вошли в подвал, где жил Мерцалов?

Найдите в тексте описание подвала Мерцаловых (стр 79)

– Скажите, ребята, произошло ли чудо в семье героя после того, как он повстречал доктора?

(Случилось невероятное, вскоре топилась печь, раздували самовар, появилась еда. Доктор выписал рецепт на лекарства и пообещал завтра прислать другого доктора. Так в душе семейства Мерцаловых поселилась надежда на то, что все невзгоды уйдут и все будет хорошо теперь.)

– Какой сюрприз ждет Мерцаловых после исчезновения доктора?

Под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов

Учитель читает стихотворение Татьяны Григорьевой.

– Как Мерцаловы узнают фамилию этого чудесного доктора?

(Аптечный ярлычок на лекарстве)

– Почему доктор сам не назвал себя?

(Потому что он был скромным и считал, что добро не нуждается в представлении; помощь от души, а не за благодарность)

Николай Иванович Пирогов (1810-1881) – русский хирург, внесший большой вклад в становление военно-полевой хирургии. Он способствовал организации движения сестер милосердия в России в период военных действий в 1853-1856гг. Позже это общественное движение получило название Красного креста.)

В начале последнего года жизни, суровым зимним вечером 1881 года его можно было часто встретить на одной из присыпанных снегом петербургских аллей густого городского сада. Он считал, что подобные прогулки способствуют хорошему сну и прекрасному аппетиту.

Казалось, он в эти минуты радовался этому одиночеству и возникшей вокруг него тишине, всем своим видом выказывая любезное радушие редким прохожим. Пирогов был не только опытным врачом, но незаурядным добрым спасителем человеческих душ. Он безвозмездно помогал страдающим людям, не требуя наград и похвал. Ведь истинную доброту не выставляют напоказ. А свершают её от чистого сердца, искренне, тайно.

Благотворительная деятельность Пирогова – врача оставила след в художественной литературе. Куприн в рассказе «Чудесный доктор» поведал, как Пирогов спас семью бедного чиновника от болезней и голода, помог ей «выбиться». Мы как-то не очень доверяем концам, где как в сказке появляется великий человек, который все устраивает, потому что все может. Но рассказ достоверен – это дань гуманности, доброте и благородству Пирогова.

Вывод. О чем заставляет задуматься рассказ? Современен ли он?

– Ребята, какова основная мысль рассказа? (Не унывать, не падать духом, в любой ситуации оставаться человеком)

– В начале урока мы поставили перед собой вопрос «Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? Давайте теперь ответим на этот вопрос (Называется так потому, что в нем говорится о докторе, который творил чудеса: бесплатно вылечил ребенка, и оставил лучик надежды)

– Нужно ли помогать людям? ()

Вывод. Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать “обыкновенным чудом”, естественным для каждого человека. Такие люди, как доктор Пирогов, все же есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих. А главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся. Ребята, надо верить в чудеса!

– Какой из эпиграфов урока больше подходит к нашему уроку.

В заключение урока я хочу прочитать вам стихотворение «Что такое добро»?

Что такое добро? Это счастья кусочек,

Этого свежего воздуха, это ветра глоточек.

Ты его подари, и оно возвернется,

У кого-то сильней просто сердце забьется.

Не купить это слово и не продать,

Безвозмездно, не требуя денег обратно,

Это все очень просто и очень приятно.

Я сегодня хочу подарить вам добро,

Как вам, люди, на сердце- стало тепло?

Пусть же каждый его ощутит, улыбнется,

И улыбкой оно к вам тотчас же вернется!

VII. Творческое домашнее задание.

Напишите сочинение-размышление на тему «Нужно ли помогать людям?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *