Наталья Бондаревская Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Посуда бывает разной»
Расширять и уточнять представления детей о предметном мире (о посуде)
Сформировать и углубить представления детей о посуде;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Посуда бывает разной“» размещена в разделах
Закреплять познания детей о посуде (умение называть и различать посуду);
Расширять словарный запас детей, обогащать речь прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.
Упражнять в подборе антонимов.
Совершенствовать грамматический строй речи – закреплять способы образования слов.
Учить образовывать относительные прилагательные от существительных и включать их в предложения;
Развивать связную речь, умение (по образцу) рассказывать о предмете, составляя описательный рассказ;
Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы посуды, характеризовать свойства и качества, классифицировать их;
Развивать творческие способности, мелкую моторику; познавательные процессы: память, слуховое внимание, воображение и восприятие;
Совершенствовать коммуникативные качества через игру.
Формировать субъективные проявления: навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;
Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме;
Воспитывать бережное отношение к посуде, трудолюбие, аккуратность, взаимопомощи;
Проводить профилактику утомления детей на занятии; обеспечивать физиологически необходимые этапы восприятия и переработки новой информации.
Разучивание физкультминутки, составление описательных рассказов детьми по опорным схемам, чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание иллюстраций.
Методы и приё мы:
Наглядные: использование ТСО, показ предметов и иллюстраций, показ образца и способы действия (частичный);
Словесные: загадываюние загадок, беседа и вопросы к детям, создание проблемной ситуации, художественное слово, составление описательного рассказа, физкультминутка с речевым сопровождением, объяснение (в ходе упражнений, рассматривания предметов и картинок);
Практические: планирование выполнения задания, контроль и регулирование; поощрение.
Активизация словаря по теме «Посуда» :
Глиняная, фарфоровая, металлическая, стеклянная, деревянная, пластмассовая,; знакомство с новым словом «сервиз», названия круп (кукурузная, гречневая, рисовая, пшеничная).
Оборудование педагогического процесса: Диск с записью, ноутбук, мяч, иллюстрации с изображением посуды, разрезные картинки «Посуда», плакат «Назови лишнее», предметы настоящей посуды из различного материала, опорная схема, силуэты чашек для аппликации, различные крупы в стаканчиках, соль, голубая акварель, кисточки, клей ПВА, салфетки, мольберт.
Ход совместной деятельности с детьми
Воспитатель вносит в группу коробку, объясняет, что обнаружила её рано утром в приёмной.
-Давайте посмотрим, от кого она пришла. Достаёт диск и предлагает посмотреть, что там.
(На записи бабушка Федора из сказки К. Чуковского просит ребят помочь ей разобраться с посудой).
-Дети, а вам знакома эта сказка? Как она называется?
-Кто написал эту сказку? К. И. Чуковский
-Какие сказки он ещё написал? («Мойдодыр», «Телефон», «Доктор Айболит», «Краденное солнце», «Муха-Цокотуха»).
-Что же произошло?
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
– Поможем, Федоре? Тогда, приступаем.
-Бабушка Федора не может понять, какая посуда от неё ушла. Надо отгадать загадки. ( Загадывает Федора)
1. Имеет хобот, а не слон,
Он чашкам отдаёт поклон.
2. Для нас она необходима,
Ведь пищу из неё едим мы
Глубокая и мелкая
3. На кухоньке нашей
Мы варим в ней кашу,
4. На кухне ей всегда почёт
Она и жарит и печёт,
Не приготовить нам еды
5. Её за ручку мы берём
Чай, кофе из неё мы пьём.
6. Сама не ем,
А людей кормлю.
7. Сделаны из стекла,
Предназначены для чая, сока, молока
8. Имеет четыре зуба
Каждый день появляется за столом,
А ничего не ест
9. Новая посуда, а вся в дырках
-Молодцы, все загадки отгадали, – хвалит детей Федора.
– Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были эти загадки? Правильно, о посуде! По своему назначению посуда бывает разной, на какие группы её можно разделить? (Чайная, столовая, кухонная) –Для чего нужна кухонная посуда, столовая, чайная?
-Чайная – посуда, из которой мы пьём чай.
– Столовая – посуда, из которой мы едим.
– Кухонная – посуда, в которой готовят еду.
– Сервиз – это набор посуды (чайной, столовой, кофейной), рассчитанный на определённое количество персон, обычно от 6 до 16. Различают парадные сервизы, используемые на праздничных мероприятиях, торжествах, и повседневные, предназначенные для семейных трапез в узком кругу. Сервизы чаще всего изготавливают из фарфора и стекла.
Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться и пропадёт труд человека, который её делал. Как надо ухаживать за посудой? Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть.
– Игра «Скажи наоборот»
Педагог говорит слово и бросает мяч одному из детей. Ребёнок должен поймать мяч, сказать слово с противоположным значением и вернуть мяч.
Глубокая – мелкая.
(Глубокая- мелкая, полная- пустая, старая- новая, целая- разбитая, тяжёлая- лёгкая, тусклая- блестящая, прозрачная- матовая, чистая- грязная, взять- положить, налить- вылить, уронить- поднять, аккуратно- небрежно)
– Ребята, как вы думаете, что было, если бы не было посуды? (Ответы детей)_ТРИЗ
-А сейчас послушайте стихотворение, Которое я вам прочитаю, оно называется
«Для чего нужна посуда?»
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.
К счастью помогает всюду
Нам различная посуда :
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!
– Вот какая она помощница – посуда!
– Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А вообще, где хранится посуда? (на кухне).
И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.
Игра «Каждый продукт в свою посуду». Показывает иллюстрации.
(Сахар – в сахарницу, масло – в маслёнку, соль – в солонку, перец – в перечницу, суп – в супницу, селёдку – в селёдочницу, конфеты – в конфетницу, салат – в салатницу, хлеб – в хлебницу)
-Почему вся посуда убежала от Федоры? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла её. И пока посуда Федоры, обидевшись на неё, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберём всю её посуду. У вас на столах разрезанные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нём расскажете.
Проводится игра «Собери посуду» (Разрезные картинки) Дети называют свою собранную картинку.
-Я собрал чашку (чайник)
-Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.
А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.
Я чайник- ворчун, хлопотун, сумасброд
Шаги на месте
Я всем напоказ выставляю живот
Руки на поясе,
Я чай кипячу, клокочу и кричу: хлопки в ладоши
– Эй, люди, я с вами чайку попить хочу.
Прыжки на месте
– Давайте с вами ещё поиграем, выходите ко мне на ковёр, вставайте в круг.
– Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего её делают.
Проводится игра с мячом в кругу, дети, получая мяч по очереди, отвечают.
Игра «Из чего сделана посуда?»
Чашка из фарфора – фарфоровая.
Ваза из хрусталя – хрустальная
Терка из металла – металлическая
Графин из стекла – стеклянный
Маслёнка из пластмассы –
Сковорода из чугуна –
Миска из глины –
Нож из стали –
– Ну а теперь самое время помочь бабушке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас покажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет.
Игра «Назови лишнее»
Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний.
Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).
Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья).
Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).
Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).
Блюдо, кофейник, супница, нож (нож не фарфоровая посуда).
Пластмассовые: тарелка, ложка, стаканчик и металлическая вилка (вилка не пластмассовая посуда).
– название предмета посуды
-из чего сделана
– как используют
1. Это – чашка, она небольшого размера, красного цвета. У неё есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из неё пьют чай, кофе.
– Ну, ребята, помогли вы Федоре с посудой. А чем закончилось «Федорино горе»? Да, она исправилась. Послушает Федору:
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать! – говорит Федора и предлагает детям оформить чайную чашку с блюдцем аппликацией из различных круп. Благодарит детей за содействие и прощается.
– Вот какой сюрприз, ребята, приготовила для нас Федора (достаёт всё необходимое из коробки). Давайте все присядем за столы на свои места. Посмотрите, это чайные чашки с блюдцами, они останутся вам на память от бабушки Федоры. Только сначала сделаем их красивыми, украсим посуду различными крупами (кукурузная, гречневая, рисовая и соль). Готовые работы выставляются на доске.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе ДОУ.
Тема: Путешествие в страну Красивой речи.
Возраст детей: старшая группа в детском саду, дети 5- 6 лет.
Цель: обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх.
Интеграция образовательных областей:
Словарная работа: фантазия, повторение и закрепление словаря детей за счет слов и выражений – солнце: лучистое, горячее, светлое.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»
Материалы и оборудование:
Здравствуйте, дети! Сегодня в нашей группе светло и весело! А весело от ваших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которого становится тепло и уютно.
Колокольчик озорной,Ты ребят в кружок построй. Собрались ребята в круг,Слева – друг и справа – друг. Вместе за руки возьмёмся,И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Дети, сегодня мы проведем необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. А отправимся мы с помощью фантазии.
— А что такое фантазия? (ответы детей)
Дети: Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, выдумываем то, чего на самом деле нет.
— Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
Каждый день всегда, везде,На занятиях в игре,Громко, четко, говорим,Никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми,Только руку подними.
Чтобы разговаривать,Надо выговаривать. Все правильно и внятно,Что б было всем понятно.
Воспитатель: Я предлагаю вам закрыть глаза и представить себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
(Включается сказочная музыка)
II Основная часть
Воспитатель: Дети, открываем глаза. Вот мы и прибыли в сказочную страну. Посмотрите, на воздушном шарике прикреплено письмо. Давайте его прочитаем.
Воспитатель зачитывает письмо:
Здравствуйте наши юные друзья! Я, Фея сказочной страны Красивой речи, обращаюсь к вам за помощью. Злой волшебник заколдовал жителей страны Красивой речи, и теперь они не знают, что такое радость и смех.
Воспитатель: Дети, поможем Фее расколдовать жителей сказочной страны?
Сначала нам надо отгадать загадку:
(на доске висит солнышко без лучиков)
— А какое солнышко, посмотрите? (круглое, желтое)— На что похоже солнышко? (на блин, на тарелочку, на апельсин)— Ребята, а какое у него настроение? (грустное)— Как вы думаете, почему оно грустное? (заколдованное, у него нет лучиков)
— Да, злые волшебники заколдовали наше солнышко и лучики.
А как мы можем ему помочь? (дети предлагают свои варианты)
— Посмотрите, а вот и лучики от нашего солнышка.
Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.
1 задание «Назови ласково»
Дети становятся в круг. Воспитатель, передавая ребенку мяч, называет слова, а он должен назвать ласково
— бык – бычок;— жук – жучок;— . обезьяна – обезьянка;— бегемот – бегемотик;— собака – собачка;— кабан – кабанчик;— барсук – барсучок и т. д.
Прикрепляем первый лучик к солнышку.
2 задание Игра «Скажи наоборот»
— Я вам предлагаю в конце каждой фразы добавить слово, противоположное по значению:
— Прикрепляем лучик.
3 задание «Назови признаки»
В стране Красивой речи живут замечательные слова, которые могут называть разные признаки предметов.
А сейчас, мы поиграем с вами, в игру «Где спрятался звук». Но какой звук вы отгадаете в загадке.
Это кто жужжит сердито,Жу-жу-жу да жу-жу-жу,И летит к цветку с нектаром,Всех, пугая на ходу! (жук)
Итак, где же спрятался звук Ж в слове жар, ножницы, еж.
Ребята, что мы сейчас повторили, с чем поработали? (со звуками)
Злой волшебник перепутал все сказки, и теперь сказочные герои не могут разобраться кто из какой сказки. Нужно помочь им. Дети выкладывают картинки в хронологическом порядке. Затем рассказывают сказку.
«Зачеркни лишнее» (классификация) Суть задания заключается в том, чтобы распределить все картинки на группы и каждой группе дать обобщенные названия.
«Сколько слогов в слове?»
— Ребята, что вы видите на экране? (ответы детей)
(Воспитатель показывает детям картинки с животными корова, лиса, волк, белка, воробей)
Все дети называют предмет хором при этом хлопками разделяют слово на слоги). Ребенок отвечает – сколько слогов в слове.
В стране Красивой речи любят играть, как и мы с вами. Выходит, ребята, поиграем.
Руки тянем в потолок, (потягивание, руки вверх)Будто к солнышку цветок. Мы попрыгаем немножко, (прыжки на месте)И пройдемся по дорожке (ходьба на месте)За столы садимся дружно-Нам теперь учиться нужно!
Воспитатель: Дети, чтобы мы и жители страны Красивой речи всегда улыбались и нам светило яркое солнце, я предлагаю вам в технике « пластилинография» придумать свои солнышки наполнить радостью, светом и теплом всю группу. Прежде чем начать работать разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»:
Солнышко, солнышко, Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу. Погуляй у речки,Солнышко, солнышко, Быстро сжимают и разжимают кулаки. Разбросай колечки. Мы колечки соберем, Выполняют хватательные движения щепотью. Золоченые возьмем. Покатаем, поваляем Круговыми движениями трут ладонь о ладонь. И назад тебе вернем. Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы.
— Дети выполняют задание.
Жители страны говорят вам огромное спасибо! Вы помогли им, выполнили все задания, расколдовали все лучики. (воспитатель переворачивает макет солнышка). Какое теперь солнышко? (ответы детей: яркое, лучистое, горячее, веселое, дарит нам свет и тепло)
А сейчас мы отправляемся в обратный путь. Закрывайте глаза (включается музыка). Представьте, что мы летим на воздушном шаре, снова пролетаем над лесами, полями, слышим журчание реки. Вот мы и вернулись в детский сад!
III Заключительная часть
— Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными.
А сейчас мы встали в круг,За руки все взялись вдруг,Будем рядышком стоять. Ручками махать. Все вы занимались,И немножко баловались,А теперь детвора, Отдыхать нам всем пора
Конспект итоговой НОД по речевому развитию в старшей группе
«В гостях у профессора Речевика».
Образовательная область: речевое развитие
Цель: систематизировать знания, умения, представления детей по речевому развитию.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, словесные, наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация).
Предварительная работа: Словесные игры, дидактические игры, настольно- печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, ФЭМП, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Я рада видеть вас здоровыми, весёлыми! У меня сегодня с утра хорошее настроение? А какое настроение у вас? Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу! Предлагаю вам взяться за руки и произнесите слова: «Влево – вправо повернись и друг другу улыбнись».
Ребята, нам в группу сегодня почтальон принёс письмо от Профессора Речевика:
«Здравствуйте, ребята. Давно я наблюдал за тем, как вы хорошо занимаетесь. Я приготовил вам подарки. Но лежат они в сундуке. А сундук закрыт на замок. Ключ можно получить, выполняя задания. Для этого я приглашаю вас в страну Красивой речи»
Ребята, хотите получить подарки от Профессора? (ответы детей) Что для этого надо сделать? Куда мы с вами отправимся?
Правильно, мы отправимся в страну красивой речи. Но вот и первая сложность: на чём мы туда отправимся?
Упражнение «Назови ласково»
Как одним словом назвать машину, корабль, вертолёт? (транспорт)
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется – под лучами
Отливает серебром. ( Самолёт)
А на двери самолёта – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок». Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.
Замок, мы открыли, молодцы! Полетели
Руки в стороны – в полёт
Правое крыло вперёд,
Полетел наш самолёт.
Левое крыло вперёд,
Повернул наш самолёт.
Мы летели высоко,
Мы летели низко.
Мы летели далеко,
Вот мы с вами и оказались в стране Красивой Речи.
1. Сначала мы с вами отправимся в город Обобщение. Жители этого города подготовили для вас два задания.
Упражнение «Назови одним словом»
Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка – головные уборы;
Диван, стул, стол, кровать, шкаф – мебель;
Помидор, огурец, морковь, свёкла, лук, перец – овощи;
Марс, Венера, Земля, Плутон, Сатурн – планеты солнечной системы;
А, Б, В, П – буквы;
Повар, шофёр, плотник, продавец, врач – профессии;
1, 2, 4, 5 ,7 , 8, 0 – цифры;
Фикус, астра, герань, фиалка – цветы.
Упражнение «Что лишнее?»
Бинт, банан, бочка, белка.
Заяц, комар, медведь, волк.
Серьги, ожерелье, бусы, кузнечик.
Самолет, машина, корабль, стол.
Замечательно, вы справились с этими заданиями. За ваше внимание, сообразительность жители города Обобщение дарят вам одну часть ключа.
2. Дальше наш путь пойдёт через реку Наоборот. Чтобы её перейти, нам надо выполнить следующее задание:
Упражнение «Скажи наоборот»
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
Узкая – широкая
Длинное – короткое
Сильный – слабый
Весёлая – грустная
Высокий – низкий
Смеётся – плачет
Лежит – сидит
Закрыть – открыть
Взлетает – садится
3. Вот мы и перешли через реку и оказались в городе Букв и Звуков.
Жители этого города приготовили для вас задание.
Игра « Доскажи словечко»
Ребята, а чем отличаются буквы от звуков? На какие две группы делятся все звуки русского языка? ( На гласные и согласные.)
Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.
А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки? (губы, зубы, язык).
Игра «Где спрятался звук?»
А сейчас мы узнаем, где спрятался звук. Но какой звук, вы отгадаете в загадке.
И летит к цветкам с нектаром,
Итак, где же спрятался звук Ж в слове
Жар, мороженое, еж?(в начале, в конце, в середине слова).
За то, что вы правильно выполнили задание, жители города Букв и Звуков дарят вам вторую часть ключа. А мы отправляемся дальше.
4. Перед нами Ласковая поляна. Здесь живут очень добрые жители.
Игра «Назови ласково» (игра с мячом).
Птица – птичка, дерево – деревце, сказка – сказочка, рука – ручка
ребенок – ребёночек, ручей – ручеёк, кольцо – колечко, сердце – сердечко, стол – столик, кошка – кошечка, мама – мамочка.
Молодцы, вам понравились ласковые слова?
Да, ласковое, доброе слово душу согревает. Жители Ласковой поляны дарят вам третью часть ключа.
5. Нам с вами осталось получить последнюю часть ключа. Для этого предлагаю отправиться на остров Слогов.
Игра “Буквы заблудились”
(На магнитной доске карточки, на которых нарисованы буквы, под ними цифры).
Ребята, здесь написано какое-то слово, я не могу его прочитать, помогите мне, пожалуйста. Расставьте цифры по порядку от 1 до 8, и прочитаем, что получится (дети расставляют цифры вместе с буквой по порядку).
Какое слово получилось? (солнышко) Сколько слогов в слове – солнышко? (3 слога).
Какой мы слышим первый звук в этом слове? (звук С). Назовите слова, в которых есть звук С.
А какой последний звук в этом слове? (звук О). Назовите слова со звуком О.
Молодцы, вы справились с заданием, и получаете четвёртую часть ключа от сундука.
Игра «Разрезные картинки»
Сундук откроется, только если вы правильно соберёте ключ. Дети собирают ключ из частей.
Дети открывают сундук. В сундуке шоколадные медали.
Ребята, предлагаю вам вернуться обратно в детский сад.
3. Заключительная часть
Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране Красивой речи и получили подарки от профессора Речевика. Вам понравилось путешествие?
А сейчас, я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданием – пусть возьмёт звёздочку, а кто считает, что не всё у него сегодня получилось – тот пусть возьмёт флажок.
Надежда Морозова Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Учимся вежливости»
Тема: «Учимся вежливости»
Воспитатель Морозова Н. С.
Цель: Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Учимся вежливости“» размещена в разделах
Развивающие : развивать cвязную, интонационно выразительную речь; обогащать словарный запас; способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам;
Образовательные: систематизировать представления о нормах поведения: учить вежливо здороваться, прощаться со взрослыми и детьми, обращаться с просьбой, благодарить за услуги, не перебивать говорящего выслушивать собеседника, говорить спокойно, доброжелательно.
Воспитательная: воспитывать вежливость, доброжелательность, уважение к окружающим.
Здоровьесберегающая: осуществлять оздоровительно – профилактические действия.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: ребята! Давайте с вами друг другу улыбнёмся и поздороваемся.
– Добрый день! – тебе сказали, – Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали – теплоты и доброты.
А вы, ребята, знаете, какие сейчас прозвучали слова? Вежливые! Давайте с вами разберёмся, какие это слова и для чего они нужны.
2. Основная часть.
Слово это словно ключик, золотой и сказочный, словно самый светлый лучик, звать его «Пожалуйста».
Во дворе, в семье, в саду слово это трудится, у того, кто с ним в ладу, все на свете сбудется.
(Для активизации мышления, для создания непринужденной обстановки)
А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми? – (ответы детей.)
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой, быть внимательным, доброжелательным, помогать друг другим людям.
Что это за шорох? (выдержать паузу). По-моему, он доносится из вон того шкафчика (обнаруживаю в шкафу куклу Буратино). Ребята, у нас в группе гость.
Это Буратино. Но мы его не заметили. Как вы думаете почему? (ответы детей). Вы правы, он не поздоровался. Ведь когда мы здороваемся, мы желаем здоровья этому человеку, в ответ мы тоже слышим слово «здравствуйте!» – это нам тоже пожелали здоровья. М Ы сделали приятно человеку и НАМ сделали приятно. От этого у нас хорошее настроение.
Игра «Вежливый шарик».
Воспитатель: а теперь давайте поиграем в игру. Воспитатель просит детей встать в круг и дает одному из детей красивый шарик. Ребенок, получивший шарик, должен сказать своему соседу по кругу спасибо за что-либо доброе, а затем передать ему шарик. Игра заканчивается, когда все в круге поблагодарят друг друга.
Беседа на тему «Вежливые обращения»
Существует много волшебных слов, которые помогают нам общаться, поднимают настроение. Сегодня мы будем учиться правильно и вежливо обращаться друг к другу с просьбой.
-Давайте представим, что вы обращаетесь с просьбой к знакомому человеку. Как это лучше сделать? Как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель: правильно, обязательно нужно назвать по имени, посмотреть в глаза, не забыть сказать слово «Пожалуйста». Давайте попробуем. Никита, дай мне, пожалуйста, игрушку. Алиса, если тебе нетрудно, помоги мне сложить книги. Ангелина, будь так добра, поправь мне, пожалуйста, воротник.
А теперь представим, что вам нужно обратиться к незнакомому человеку на улице, чтобы узнать, как найти магазин. Как вы думаете, как это сделать правильно? (ответы детей). Правильно.
-Представьте, что вам нужно обратиться к воспитателю, маме или другому взрослому, а он в это время разговаривает с кем-нибудь. Как это лучше сделать? Как вы думаете?
-Извините, пожалуйста, что перебиваю вас, можно к вам обратиться? – Извините, я вам не помешаю, можно задать вопрос?
-Думаю, что вы не забудете о нашем уроке вежливости и доставите окружающим радость от общения с вами.
Физкультминутка «Мы с друзьями»
Солнечным погожим днем мы с друзьями в лес идем.
Мы с собой несем корзинки. Вот хорошая тропинка! (ходьба на месте.)
Собираем землянику, ищем вкусную чернику, голубику, костянику, кисловатую бруснику (наклоны вперед)
А вокруг полно малины. Пройти мимо не могли мы. Собираем по кустам. Здесь отличные места!
(повороты влево-вправо) Снова мы идем по лесу (ходьба на месте)
А вокруг – так интересно! (потягивания – руки в стороны) Отдохнуть пора, дружок. Мы присядем на пенек. (сели на корточки)
Воспитатель: (вопросы для мозгового штурма) -Как можно узнать настроение человека? – Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? – Почему бывает грустно? – Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь? – А если у твоего друга, мамы плохое настроение, как это заметишь? – Каким бывает лицо у такого человека? – Как вы можете поднять настроение? – Как можно вежливо спросить о причине плохого настроения? – Как вы узнаёте, что у человека хорошее настроение? Отчего оно бывает? – Как погода действует на настроение человека? – Если в доме гости, все веселые, праздник, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты показывать его остальным? Как ты думаешь, их это огорчит?
– Давайте возьмём друг друга за руки и заглянем друг другу в глаза, скажем друг другу ласковые слова. Пусть у всех будет хорошее настроение. Каждый день, когда здороваетесь, улыбнитесь своему собеседнику, чтобы у всех было хорошее настроение.
Все мы дружные ребята. Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо, будет радостно, светло.
Мне сегодня было очень приятно с вами беседовать. Я хочу показать вам этот волшебный цветок – «цветок добрых слов».
На каждом его лепестке живет какое-нибудь доброе слово. Мы с вами прочитаем эти слова и послушаем о них стихи.
Это доброе слово «пожалуйста» повторяем мы поминутно,
Потому что нам без «пожалуйста» очень было бы неуютно.
-Добрый день! – тебе сказали. Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали теплоты и доброты.
-Здравствуйте! – ты скажешь человеку. Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И наверно, не пойдет в аптеку и здоровым будет много лет.
За что мы говорим «спасибо»? За все, что делают для нас.
Нам желают доброго пути – будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь только к доброму чему-нибудь.
Эти слова всем известны давно. Видишь, они и просты, и не новы,
Но я опять повторяю все равно: – Добрые люди, будьте здоровы!
Воспитатель: я предлагаю вам нарисовать слово «пожалуйста» в виде золотого ключика (дети садятся на стульчики и выполняют задание).
3. Заключительная часть. Рефлексия.
-О каких особенных словах мы сегодня говорили?
– Почему эти слова называют «волшебными»?
-Почему эти слова очень важные?
Мне сегодня было очень приятно с вами беседовать. На этом наше занятие заканчивается. Всем спасибо.
Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет
Конспект организованно-образовательной деятельности по развитию речи «Хлеб — всему голова» в старшей группе
: «Хлеб – всему голова» Образовательная
: Речевое развитие Цель
: развитие умения участвовать в диалоге на заданную тему.
Развитие речи. Конспекты занятий, НОД – Конспект занятия по развитию речи «Песочная страна» в старшей группе
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Пришвинскими тропами»
Развитие речи. Конспекты занятий, НОД – Конспект НОД в старшей группе для развития фонетико-фонематической стороны речи «Дифференциация звуков [З]-[Ж]»
Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Кафе»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20 «Росинка» комбинированного вида»
НОД по развитию речи «Осень»
воспитатель старшей группы
г. Берёзовский 2018 г.
НОД по развитию речи в старшей группе по теме
обобщить знания детей по теме: “Осень”.
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Словесные – вопросы, объяснения, словесная игра, составление предложений, составление рассказов.
Наглядные – рассматривание иллюстраций, показ.
Практические – дидактические игры и упражнения.
Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь детей.
Чтение стихотворений об осени А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, П. М. Плещеева. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осени.
Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.
Ребята, посмотрите, как много пришло к нам гостей! А как обычно приветствуют гостей?
Давайте поприветствуем друг друга веселой улыбкой!
Присаживайтесь на стульчики.
: Ребята, послушайте рассказ-загадку и попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
«В лесу шуршали листья, и, казалось, что будто кто-то ходит по кленам и березам, и там где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым синим морям».
(Отрывок из рассказа О. Иваненко
: Ребята, о каком времени года здесь говорится?
А как вы догадались? (Трава пожелтела, птицы стали улетать.)
Ребята, а осень, она какая??? : золотая, красивая, холодная)
: ребята, вы знаете осенние месяцы? Назовите их. (сентябрь, октябрь, ноябрь)
: в старину СЕНТЯБРЬ месяц называли ХМУРЕНЬ.
: ребята, как вы думаете, с чем связано такое название ? (Небо часто , погода бывает ненастной, часто идут дожди.)
ОКТЯБРЬ раньше называли ЛИСТОБОЙ или ЛИСТОПАД.
: А вот интересное название – : какие 2 словечка спрятались в этом длинном слове?
-И получилось какое слово?
, как вы понимаете? (листья о землю падают, бьются)
-А в наше время каким словом мы заменяем слово
НОЯБРЬ последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его называют воротами зимы.
-Еще называли ноябрь – ПРЕДЗИМЬЕ.
-Какое знакомое слово слышится?
-Как вы думаете, что обозначает слово (Это время перед зимой,в ноябре снег ложиться и не тает больше, дуют сильные ветры со снегом,)
: Вот и сегодня ветер дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он подарил мне волшебный мяч.
«Мяч осенний и волшебный будет в руки к нам скакать и вопросы задавать!»
Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильные ответы я буду дарить вам осенние листики.
желтеют и опадают.
теряют, роняют листья.
готовятся к зиме, меняют шубки.
улетают в теплые края.
Вода в реке осенью – Вода осенью
Молодцы, ребята! Посмотрите, из листиков, которые я вам подарила можно собрать настоящий осенний букет!
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки)
(Загибать поочередно пальцы)
(Пальцы в замочек)
В вазу осенний букет отнесем. (Размахивать руками из стороны в сторону)
Составление рассказа с опорой на мнемотаблицы.
Какой замечательный букет у нас получился, ребята! Это осенний ветер принес нам такие красивые листья! И попросил сделать осеннюю книгу.
Но листья эти не простые! На них что то нарисовано! (На листьях приклеены мнемотаблицы на осеннюю тему.) Давайте возьмем каждый по одному листочку. Придумайте к своей картинке короткий рассказ, а потом мы все листики соединим и у нас получится настоящая осенняя книга из наших рассказов!
Дети поочереди составляют предложения об осени с опорой на мнемотаблички на листочках.
Посмотрите, ребята, какая большая и красивая книга у нас получилась! Мы положим ее в уголок природы, а потом сделаем такие же книги о зиме, весне и лете!
: Предлагаю поиграть в игру «Да или Нет», проверим, как вы знаете приметы осени.
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Цветочки осенью цветут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать –
: Молодцы, ребята! Все про осень знаете.
Кто мне скажет, чем мы с вами сегодня занимались? ( Мы выполняли задания осеннего ветра.)
А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной.
Сделали осеннюю книгу. И показали себя настоящими знатоками природы!
: Ребята, если вам понравилось занятие возьмите солнышко, а если нет – тучку.
Ребята, вы не только хорошо потрудились сегодня, но, наверное, и устали? Давайте немного отдохнем, послушаем музыку, но сначала поблагодарим наших гостей и попрощаемся с ними.
«до новых встреч»). Звучит музыка П. И. Чайковского