КОНЦЕПЦИЯ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РАБОЧИХ

Татьяна Сорова

Эксперт по предмету «Педагогика»

Нина Афонина

преподавательский стаж — 4 года

Нина Петровна Добренко

преподавательский стаж — 8 лет

Сущность трудового воспитания в современных условиях

В. А. Николаев, М. А. Шошин

В статье дано определение трудового воспитания, установлены три компонента трудового воспитания, выделены принципы реализации каждого из них. Изучены три основных вида детского труда. Сформированы три группы характеристик, дающих представление о готовности к труду.

На основе анализа сущности понятия «труд» авторы статьи сформулировали следующее определение трудового воспитания: трудовое воспитание – это системный, диалектический процесс, направленный на социальную, нравственную, практическую подготовку к трудовой деятельности, включающий социально-творческий, личностно-развивающий, ценностно-ориентационный компоненты. Выделенные три компонента трудового воспитания имеют свои характерные черты.

Социально-творческие компоненты включают в себя:

Личностно-развивающие компоненты включают в себя:

Ценностно-ориентационные компоненты включают в себя:

Важным элементом целостной системы трудового воспитания являются принципы реализации этих компонентов.

Согласно статье, можно определить три вида детского труда: учебный (на уроках технологии), общественно полезный (на помощь школе)  и производственный (создание материальных ценностей). Готовность детей к труду определяется социально-творческими характеристиками (стремление добровольно выполнять работу, сознательно относиться к труду и т.д.), личностно-развивающими (освоение знаний и умений, развитие морально-волевых качеств и т.д.) и ценностно-ориентационными (пробуждение чувств к обществу, людям, труду; развитие мотивов своей деятельности и т.д.).

Итак, на успешность трудового воспитание влияет: грамотное использование методики организации детского труда, психологическая готовность к труду, адекватная мотивация, то есть человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает. Статья убеждает, в целесообразности трудового воспитания, которое выполняет следующие функции: формирует готовность к любому труду, развивает личностные качества, умения, необходимые в жизни, дает практические навыки и способствует правильному отношению к труду.

Я считаю, что важность сущности трудового воспитания неоспорима, так как благодаря трудовому воспитанию формируются увлеченность трудом, чувство гордости за свой труд, ответственность за порученное дело, уверенность в своих силах, прослеживается осмысление, оценивание  и формирование определенного отношения к самому процессу и результатам труда.

Сущность и функции трудового воспитания в школе

Старший преподаватель регионального центра повышения квалификации и переподготовке работников народного образования при Термезском госуниверситете,

Рахманова Гулчаман Нормаматовна

Учитель предмета технологии школы № 12 Ангорского района

Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная физическая или интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных ценностей, развивающая его физические и духовные силы.

Трудовое сознание возникает и развивается вследствие осознания людьми общественного и личного значения труда, своего отношения к нему и его результатам. Содержанием трудового сознания является производственный опыт: профессиональные знания, умения и навыки. В него входят также личная заинтересованность и предприимчивость, понимание общественного значения личного долга и ответственности каждого за результаты труда, активное и творческое отношение к нему; стремление труженика к утверждению принципа социальной справедливости; эмоциональное, нравственное и эстетическое отношение к труду.

«Трудовое сознание человека органично связано с чувством рабочей чести достоинства, совести и гордости, с переживанием радости от успехов в труде, наслаждения его процессом, любования его результатом. Сознательная трудовая активность немыслима без целеустремленной воли: постоянной готовности к действию, без выдержки в напряженном труде, проявлению настойчивости и упорства в преодолении трудностей. Развитое трудовое сознание способствует формированию в человеке трудолюбия, умения соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного труда».

Значение труда в развитии личности общепризнанно. В чем конкретно состоит развивающая роль труда, какие ее особенности выступают как главные условия развития психики человека, рассмотрены ниже.

Возможности для этого развития содержаться уже в самих орудиях, предметах и результатах труда. В орудиях труда, кроме назначения, воплощены познанные человеком явления, законы, свойства и условия существования предметов. Условия труда тоже должны быть познаны человеком. Предмет, орудие и условия труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности. Эти знания являются основным звеном в мировоззрении человека. « Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений».

Включение учащегося в коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость,

«Только участие в коллективном труде, — отмечал A. C. Макаренко, — позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям — родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда».

Важной производной этих социально-психологических факторов является формирование ответственности за результаты труда коллектива, Исследования показали, что большинство старшеклассников — членов бригад готовы отвечать за результаты труда своего звена.

Большое требование к человеку предъявляют результаты труда. Таким образом, требования предмета, орудий, условий и результатов труда являются важнейшим условием развития психики человека в процессе трудовой деятельности.

Вторым условием развития психики человека пол влиянием труда является целесообразная деятельность самого субъекта. Преобразуя предмет труда, создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя. Для более полного использования развивающих возможностей труда они должны быть дополнены деятельностью старших — обучением и воспитанием. A.C. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств. « Мы хорошо знаем, — писал он, — что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие — хуже, одни способны только к самому простому труду, другие — к труду более сложному, и следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение всей жизни и, в особенности, в молодости».

Деятельность воспитателя является третьим условием развития психики в процессе труда.

Во все видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективно. Н в результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива и педагогов.

«В психологии накоплено много фактов, показывающих, что трудовая деятельность побуждается тем, на сколько высоки результаты ее результаты. С этим связано формирование таких мотивов как личностная значимость труда, сознание его общественной значимости, притязания на более высокий уровень достижений в труде».

Труд имеет большое значение в развитии способностей учащегося. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возрасте — в игре, в младшем и среднем школьных возрастах — в учении, в юношеском — в профессионально-трудовой подготовке.

Формирование способностей осуществляется в той или иной деятельности. В процессе труда, например, распределение внимания становится более широким, а его переключение более быстрым.

Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладевания трудовыми навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логические.

В процессе труда и общения с другими членами трудового коллектива происходит развитие чувств.

Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе

развивает социализацию личности ребенка Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.

Трудовое воспитание — формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; в социалистическом обществе — в широком смысле — целенаправленное формирование коммунистического отношения к труду как основы нового духовного облика человека, воспитания высокосознательного и всесторонне развитого гражданина; органическая составная часть коммунистического воспитания; в более узком смысле — целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки детей и юношества к трудовой деятельности. Коммунистическое отношение к труду формируется в процессе воспитания трудолюбия, готовности и способности выполнять полезную обществу работу, сознания ответственности за результаты труда, способности воспринимать интересы коллектива как личные, добросовестно и творчески относиться к решению трудовых задач. Основой и объективными предпосылками достижения целей трудового воспитания в обществе являются производственные отношения, соответствие конечных целей коренным интересам трудящихся, непрерывное повышение материального благосостояния и культурного уровня народа и др. Важнейшими путями и формами трудового воспитания являются: подготовка детей и юношества к труду в семье и школе, привлечение их к непосредственному и посильному участию в общественном производстве; использование всех средств морального поощрения передовиков производства и ознакомление широких масс с их опытом; последовательное проведение принципа материальной заинтересованности в результатах труда; создание необходимых условий для роста квалификации трудящихся и участия их в организации и управлении производством; широкое развитие соревнования; использование в целях трудового воспитания средств массовой информации и устной пропаганды; решительная борьба с антиобщественным отношением к труду путём общественного и административного воздействия, критики, применения мер принуждения к нарушителям законов о труде.

Повышения эффективности идеологической деятельности можно добиться путём комплексного подхода к воспитанию, то есть обеспечения тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учётом особенностей различных групп трудящихся. В классово-антагонистическом обществе трудовое воспитание направлено на абсолютное подчинение трудящихся господствующим классам, укрепление существующего строя, воспитание покорных и усердных тружеников.

Педагогическая наука рассматривает трудовое воспитание как органичную часть общего процесса воспитания подрастающего поколения в семье и школе. В буржуазной педагогике вслед за Г. Кершенштейнером и Дж. Дьюи трудовое воспитание рассматривается только как главное, средство подготовки дисциплинированных, аккуратных и добросовестных исполнителей, стремящихся исключительно к достижению личного успеха и материального благополучия. Объективно такое определение целей трудового воспитания в буржуазной педагогике направлено на затушевывание классовых противоречий, на укрепление основ антагонистического государства.

Трудовое воспитание и обученение учащихся, их сущность и методика организации трудовой деятельности школьников.

Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.

Трудовое воспитание—это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов.

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Трудовое воспитание тесно связано с технической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является базой трудового воспитания.

Можно выделить следующие функции трудового воспитания:

♦ обучающая — овладение учащимися практическими умениями и навыками в сфере труда;

♦ развивающая — обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие;

♦ воспитательная — правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность.

Задачами трудового воспитания являются:

♦ формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

♦ развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

♦ воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

♦ вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Содержание трудового воспитания определяется названными задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы и т. д.

Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда:

♦ Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Интеллектуальный труд — один из самых сложных и тяжелых. Для детей приобретение умений и навыков интеллектуального труда не только способ усвоения знаний основ наук, но и важнейшее средство подготовки к социальному творчеству, к труду на современном производстве, к участию в обновляющейся политической жизни общества. В школе осуществляется специальное трудовое обучение.

♦ В структуру трудового воспитания школьников входят различные виды внеучебного общественно полезного труда: производительный; результативный, общественно значимый; бытовой, самообслуживающий; общественно-организационный. Производительный труд во внеклассной работе организуется руководителем школы, органами самоуправления и общественными организациями. В него входит трудовая производственная практика. Важным видом внеучебного производительного труда является систематическая работа учащихся на пришкольных участках, в учхозах, на школьных кролиководческих фермах, что дает существенную прибавку продуктов для школьной столовой и возможность реализовывать излишки.

Общественно значимый, результативный труд включает в себя такие виды общественно полезной деятельности, как сбор металлолома, макулатуры, лекарственных растений, даров леса; тимуровская работа по оказанию помощи инвалидам и ветеранам войны и труда, больным и престарелым. Педагогический эффект подобных дел усиливается благодаря

их игровому оформлению, пробужденному желанию детей совершать добрые дела не ради вознаграждения, а из сознания долга и морального удовлетворения.

Бытовой, самообслуживающий труд имеет целью удовлетворение бытовых потребностей семьи или коллектива, каждого их члена за счет личных трудовых усилий. Самообслуживающая деятельность учащихся в школе включает уборку помещений, подготовку кабинета, классной комнаты к занятиям, дежурство по школе, столовой, раздевалке, уборку мусора на прилегающей к школе территории.

Бытовой труд в семье включает в себя уборку постели, стирку мелких вещей личного пользования, уборку помещений от пыли, уход за животными, чистку собственных вещей и обуви, уход за цветами, покупку продуктов, починку несложных домашних приборов, создание в квартире, доме уюта и удобств.

Интенсивное развитие общественного организационно-управленческого труда в жизни школьников обусловлено расширяющейся демократией в жизни нашего общества, необходимостью овладения искусством организации и управления коллективными делами и взаимоотношениями. Основная форма выполнения этого труда — общественные поручения.

♦ Эффективность трудового обучения, воспитания и профориентации возрастает в связи с участием старших подростков, юношей и девушек, в производительном труде. Это оплачиваемый труд по созданию материальных ценностей и в сфере обслуживания.

Для реализации содержания трудового воспитания нужно широко использовать такие формы работы, как:

♦ изготовление различных поделок, кормушек для птиц и др.;

♦ регулярный домашний труд школьников;

♦ проведение трудовых десантов;

♦ создание школьных кооперативов;

♦ накопление в школе трудовых традиций;

♦ беседы, лекции, читательские конференции, литературно-художественные вечера, производственные экскурсии, встречи со знаменитыми людьми;

♦ все виды трудовой деятельности и др.

Трудолюбие — результат трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется: 1) прочной потребностно-мотивационной сферой; 2) глубоким пониманием нравственного смысла и преобразующе-воспитатель-ной роли труда в развитии личности (знания, убеждения); 3) умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу; 4) проявлением волевых усилий в преодолении трудностей и препятствий в трудовой деятельности.

Все эти компоненты определяют методическую основу трудового воспитания.

Можно определить основные пути осуществления задач трудового воспитания:

♦ в процессе получения общеобразовательной подготовки;

♦ в процессе трудового обучения при освоении образовательной области «технология»;

♦ в процессе внеклассной и внешкольной работы, включающей в себя просвещение, знакомство с современным производством, профессиями и людьми труда;

♦ в процессе разнообразной по содержанию и формам групповой деятельности и общения;

♦ в процессе трудовой деятельности и др.

В качестве критериев трудовой воспитанности школьников выступают такие показатели, как высокая личная заинтересованность, производительность труда и отличное качество продукции, трудовая активность и творческое, рационализаторское отношение к процессу труда, трудовая, производственная, плановая, технологическая дисциплина, нравственное свойство личности — трудолюбие.

Трудовое воспитание лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет психологический фундамент творческой активности и продуктивности в учебной деятельности, в физкультуре и спорте, в художественной самодеятельности, в верном служении Родине. Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.

Средства трудового воспитания дошкольников

Средства трудового воспитания дошкольников представляют собой разнообразные ресурсы, инструменты и оборудование, которые формируют у детей понятие о трудовой деятельности, представление о труде взрослых, важности выполнения трудовых операций и воспитания положительного отношения к трудовой деятельности.

Посредством различных средств и приемов, детей приобщают к выполнению элементарных трудовых операций различного рода. Таким образом, дошкольники получают собственный трудовой опыт и формируют потребность в дальнейшем совершении трудовых операций.

К основным средствам трудового воспитания относятся следующие:

Труд дошкольников можно разделить на четыре основные разновидности:

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Трудолюбие

Основной целью трудового воспитания можно считать необходимость выработать у воспитанников любовь к трудовой деятельности, желание регулярно повышать качество труда, проявлять активное жизненное участие и пр.

«Понятие, система трудового воспитания» 👇

Положительное отношение к труду может быть достигнуто убеждением, разъяснением и упражнением. Иными словами, идет формирование трудолюбия. Трудолюбие определяется следующими элементами:

Дети младшего школьного возраста могут выполнять поделки, аппликации, гербарии, рисунки и пр. Старшеклассники делают полезные вещи для школы и быта, например, кормушки для птиц. Дети заботятся о животных из живого уголка, ухаживают за растениями. В старших классах учащиеся также могут заниматься уборкой пришкольных участков, озеленением территории, помогать организовывать праздники и пр.

В развитии навыков и потребностей трудовой деятельности на самых ранних этапах важную роль играет семья. Если ребенка с детства приучают к труду, у него есть собственные обязанности – собирать игрушки, следить за чистотой одежды, лица и рук. С самого раннего детства человек должен учиться аккуратно относиться к результатам собственного и чужого труда, так понимает, что на это затрачено определенное количество усилий.

С началом школьной жизни, сфера трудовой деятельности ребенка расширяется, в чем и возникают противоречия. Противоречие может возникнуть в связи с различиями домашнего и школьного труда. Но интерес к труду у ребенка повышается постепенно, с увеличением разнообразия типов трудовой деятельности.

Принято выделять следующие способы организации труда в современных образовательных учреждениях:

Задача трудового воспитания – осуществлять начальное профессиональное образование, вырабатывать трудолюбие, а также прочие нравственные качества, положительное отношение к труду и его результатам.

Трудовым воспитанием прививается уважение к труду и трудящимся людям. В процессе трудового воспитания ученики знакомятся с базисом современного сельскохозяйственного и промышленного производства, транспортной и строительной отраслям. Труду отведена важная роль в профессиональной подготовке детей, так как побуждает сознательно выбирать профессию, основываясь на индивидуальных способностях и навыках.

Сейчас отмечают, что молодежь в школах не проявляет желания трудиться, оказывая ленивое и пренебрежительно отношение к труду, халатность и несерьезность. Это происходит под влиянием обострившихся противоречий, порождающих отрицательные явления. Школьники с неохотой выполняют поручения, так как их деятельность примитивна и не разнообразна. Но это можно исправить. Нужно лишь постараться организовать для учеников общественно полезный труд, проявляя экономическое воспитание.

Условия организации трудового воспитания дошкольников

Педагогический потенциал трудовой деятельности огромен. Однако, только правильная организация труда позволяет оказать на ребенка должное воспитательное воздействие.

Чтобы познать, что представляет собой труд, необходим личный опыт трудового участия. Ребенок должен приобрести опыт самостоятельного выполнения посильных ему трудовых операций. Конечно, трудовое воспитание реализуется под умелым руководством взрослого, который демонстрирует ему свой пример трудовой активности, учит выполнению различных трудовых операций, помогает в приобретении трудовых навыков.

Организация трудового воспитания требует от педагога:

Понятие трудолюбия

Основная цель трудового воспитания состоит в выработке у учеников любви к труду, стремления к постоянному улучшению качества труда, активного участия и многое другое. С помощью методов убеждения, разъяснения и упражнения воспитается положительное отношение, собственно, к труду. Если постоянно упражняться. То человек приходит к хорошим результатам. А это, в свою очередь, приносит человеку радость и желание все больше трудиться. Так формируется трудолюбие. Трудолюбие определяется наличием следующих элементов:

На школьный период приходится основная доля трудового воспитания. В школе существует много видов трудовой деятельности. Основной из них является забота о самом себе, то есть чистота учебных принадлежностей, чистота одежды, уборка помещений, уход за растениями и животными. С помощью уроков труда в рамках школьной программы и осуществляется специально организованный труд. Например, в младшем школьном возрасте дети делают поделки, аппликации, гербарии и так далее. Старшие школьники изготавливают полезные вещи для школы и быта, а также кормушки для птиц. Если есть живой уголок, дети заботятся о животных, проводят наблюдения за животными и растениями, а также занимаются подкормкой городских и лесных птиц. Более целенаправленным трудовое воспитание становится в старших классах. Оно заключается в проведении учебно-производственной практики. Например, ученики старших классов занимаются уборкой личных участков, озеленением улиц, помогают взрослым по проведению различных праздников.

Семья играет важную роль в развитии способностей и потребностей в трудовой деятельности, даже в раннем возрасте. С этого возраста ребенок уже должен приучаться к труду, иметь какие — либо собственные обязанности, например, убирать за собой игрушки, следить за чистотой своей одежды, рук и лица и так далее. Потому что именно в этом возрасте человек учится бережно относиться и к результатам не только своего, но и чужого труда, так как он понимает, что эти результаты стоили определенных усилий.

Но сфера трудовой деятельности расширяется, когда он вступает в школьную жизнь, здесь и появляются противоречия. Например, противоречие заключается в различии школьного и домашнего труда. Но вызвать интерес к труду у ребенка можно, лишь повысив разнообразие видов трудовой деятельности.

Существуют различные способы организации трудовой деятельности в современной школе, которые способствуют развитию бережливости и трудолюбия у ребенка:

«Понятие и система трудового воспитания» 👇

Таким образом, трудовое воспитание – это вовлечение учеников в различные педагогически организованные виды полезного для общества труда. Цель трудового воспитание – передать учащимся трудовых навыков и умений, развитие у них творческого мышления и любви к труду.

Задача трудового воспитания заключается в осуществлении начального профессионального образования, формирование не только трудолюбия, но и других нравственных качеств, хорошего отношения к процессу и результатам труда. Трудовое воспитание призвано прививать у людей уважения к труду, к тем, кто трудиться, а также знакомить учеников с основами сельскохозяйственного современного и промышленного производства, транспорта, строительства и другое. А также труд дает детям первоначальную профессиональную подготовку и побуждает к сознательному выбору профессии, исходя из своих способностей и умений.

Однако замечено, что в среде школьной молодежи проявляется нежелание трудиться, лень и пренебрежение к труду, халатность и безалаберность. Это все связано с обостряющими противоречиями. Они и порождают негативные явления. Школьники плохо относятся к труду лишь по причине того, что их труд слишком примитивен и неразнообразен или же плохая организация труда. Но это можно исправить, если вовлечь учащихся в организованный и общественно полезный труд, осуществить экономическое воспитание.

Система трудового воспитания

Разнообразные типы физической и интеллектуальной деятельности, развитое техническое мышление и позитивное отношение к трудовой деятельности, общение внутри трудового коллектива являются основополагающими механизмами осуществления трудового воспитания. Мыслительной трудовой деятельностью формируется у ребенка ряд творческих помыслов, самоотдачу, творческое отношение к трудовой деятельности. Техническое мышление необходимо, чтобы накопить технологические знания и опыт при организации эффективного труда, а также, чтобы оценить результаты собственной трудовой деятельности.

Трудовой деятельностью формируются навыки, умения преодоления физического перенапряжения. Основные типы трудовой деятельности детей представлены структурой трудового воспитания. При этом на первое место выдвигается учебный труд, так как интеллектуальный труд – один из наиболее тяжелых.

Детям необходимо помочь полюбить труд, чтобы они чувствовали свою в нем потребность. Ребенку нужно понимать, что труд – не обуза или наказание, а жизненная потребность, средство реализации своих врожденных склонностей и талантов.

Сущность, функции труда и трудового воспитания

Школьников в целостном учебно-воспитательном процессе

Лекция 17. Трудовое воспитание

Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная физическая или интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы.

Трудовое сознание возникает и развивается вследствие осознания людьми общественного и личного значения труда, своего отношения к нему и его результатам. Содержанием трудового сознания является производственный опыт: профессиональные знания, умения и навыки. В него входят также личная заинтересованность и предприимчивость, понимание общественного значения личного долга и ответственности каждого за результаты труда, активное и творческое отношение к нему; стремление труженика к утверждению принципа социальной справедливости; эмоциональное, нравственное и -эстетическое отношение к труду. Трудовое сознание человека органично связано с чувством рабочей чести и достоинства, совести и гордости, с переживанием радости от успехов в труде, наслаждения его процессом, любования результатом. Сознательная трудовая активность немыслима без целеустремленной воли: постоянной готовности к действию, без выдержки в напряженном труде, проявления настойчивости и упорства в преодолении трудностей. Развитое трудовое сознание способствует формированию в человеке трудолюбия, умения соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного труда.

Ведущие функции труда. Утилитарно-практическая функция направлена на создание материальных или духовных ценностей, социально-бытовых условий жизни и деятельности человека. Все общественные богатства созданы созидательным трудом. В условиях рыночных отношений увеличивается заинтересованность трудящихся в преумножении общественного и личного богатства, в улучшении качества продукции. Она будет связана с воспитанием в них духа предпринимательства, чувства хозяина, с расширением их реального влияния на организацию производства, распределение и использование результатов труда.

Развивающая функция труда обусловлена тем, что активное вклю-чение человека в трудовой процесс приводит в движение его сущностные силы. Развиваются интеллект, рецепторы, мышцы, ловкость рук и ног, эмоциональная и волевая сферы. В условиях рыночного хозяйствования трудовая подготовка учащихся тесно увязывается с политехническим обучением, овладением смежными профессиями, с повышением в рабочих специальностях удельного веса творческого, интеллектуального труда. Все это повышает интерес школьников к труду, приводит их интеллект и организм в состояние активного действия, интенсивного развития внимания и воображения, восприятия и мышления.

Воспитательная функция труда заключается в развитии и закреплении у учащихся в ходе трудового процесса общественно ценных качеств и.свойств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности. Однако трудовое усилие, чисто физическое напряжение и действие оказывают ограниченное воспитательное воздействие на детей. Оно формирует привычку к труду, выдержку, упорство, умение преодолевать физическую слабость. Этого недостаточно для формирования социально активной личности. Воспитательная действенность труда неизмеримо возрастает в результате его опос-редования рыночными общественными отношениями и целями, тесного увязывания с личными и гражданскими мотивами и нравственным просвещением. Она зависит от личной заинтересованности, осознания школьниками целей трудовой деятельности, качества ее организации; ответственности и долга; необходимости сознательной дисциплины; достижения высокого конечного результата.

Функции труда определяют главную функцию трудового сознания: формировать у людей психологию лично заинтересованного трудящегося человека. Для обновления производственных отношений, основанных на многоукладности, различных видах общественной и приватизированной собственности на орудия и средства производства, характерными чертами психологии труженика является хозяйское отношение к земле, заводам, фабрикам, кооперативам, подрядным объединениям, акционерным обществам; организованность, ответственность за высокое качество материальной и духовной продукции в интересах общества, конкретного человека и себя. Труженику свойственны коллективизм, здоровый индивидуализм, взаимопомощь, взаимная требовательность и рабочая гордость; поддержание производительности труда на уровне мировых стандартов; стремление к поиску и.творчеству, интенсификации производства на основе научно-технического прогресса.

Психологии сознательного труженика присуще неприятие пьянства, мелкого хищения, мещанства и вещизма, разбазаривания общественного добра и тунеядства. Труд выступает как содержание, цель и оправдание жизни.

Функции трудового воспитания

Трудовое воспитание – это организация и стимулирование трудовой деятельности учеников, формирование у них трудовых умений и навыков.

Выделяют следующие функции трудового воспитания:

Для трудового воспитания трудовая деятельность должна быть организована в разных направлениях. Это помогает детям пробовать свои силы в различных типах деятельности и выбрать будущую профессию.

Понятие о трудовом воспитании

Основным источником материального и духовного богатства для общества является труд. Кроме этого, труд является обязанностью любого человека в обществе, а также основой воспитания личности. Если человек может долго и продуктивно трудиться, то эти навыки он может применить в в своей деятельности, при чем в любом направлении. Поэтому трудовое воспитание является главной составляющей педагогического процесса.

Понятие и значение трудового воспитания

Трудовое воспитание – это педагогическая деятельность, ориентированная на формирование у воспитанников общетрудовых навыков и умений исполнять элементарные трудовые поручения, формирование психологической готовности к труду, развитие качеств трудолюбия, ответственности и уважения трудовой деятельности, осознание значимости и важности труда.

Трудовое воспитание способствует физическому, интеллектуальному и нравственному развитию воспитанника. Оно формирует основы эстетического поведения и повышает общий уровень культуры.

Трудовые навыки и умения не заложены в человеке природой. Их необходимо развивать и воспитывать с ранних лет.


КОНЦЕПЦИЯ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РАБОЧИХ

Рисунок 1. Цель трудового воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Начиная с раннего возраста, ребенку необходимо давать элементарные трудовые поручения, чтобы сформировать любовь к труду и дать понять, что труд необходим, как для самого человека, так и для общества в целом. Каждый человек вносит свой вклад в развитие общества, посредством трудовой деятельности.

Трудовое воспитание имеет важное значение в воспитании и развитии подрастающего поколения.

Трудовая деятельность активизирует у ребенка эмоциональную сферу. В ходе трудовой деятельности, ребенок испытывает чувство радости, которое является могучей воспитательной силой. В труде происходит проявление духовной сферы человека, формируется духовное богатство личности.

«Трудовое воспитание дошкольников» 👇

В трудовой деятельности происходит самовыражение и самоутверждение личности. Ребенок удовлетворяет свои потребности, а успехи в труде приносят ему чувство гордости и радости. Все это, воспитывает личность, делает ее социально зрелой, духовно развитой, формирует многие физические качества человека, активизирует его мышление.

Трудовое воспитание не может быть реализовано хаотично. Этот процесс должен носить регулярный характер и быть поэтапным.

Различные виды физической и интеллектуальной деятельности, развивающее техническое мышление, нравственное отношение к труду, общение в трудовом коллективе — все это есть основные механизмы осуществления трудового воспитания. Например, мыслительная деятельность в труде, формирует у ребенка творческое мышление, самоотдачу, а также творческое отношение к труду. Техническое мышление служит накоплением технологических знаний и опыта по организации эффективного труда, а также осмысление результатов своей трудовой деятельности.


КОНЦЕПЦИЯ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РАБОЧИХ

Трудовая деятельность формирует у учащихся навыки, умения, привычку к трудовому усилию, а также преодолению физического напряжения. Отношение к труду является следствием организованной трудовой деятельности.
Из основных видов трудовой деятельности детей складывается структура трудового воспитания. На первом плане – это труд учебный, ведь интеллектуальный труд — один из самых тяжелых и сложных.

Единственный конструктивный метод помочь ребятам полюбить труд и чувствовать свою потребность в нём – отсутствие формализма в организации трудовых мероприятий и творческих подход. Труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои способности и ознаменовать день ещё одним полезным делом. И эти слова должен знать и понимать каждый школьник.

На протяжении многих лет трудовое воспитание исследовалось педагогической наукой. Таким образом, были выведены следующие функции трудового воспитания:

Воспитатели должны организовывать трудовую деятельность в разнообразных направлениях. Это способствует тому, что ученики попробуют свои силы и точнее правильнее сделают выбор своей будущей профессии.

Трудовое воспитание в педагогике

Труд – это целесообразная сознательная деятельность человека, осуществляемая для удовлетворения потребностей индивида и общества.

В обществе каждый человек должен трудиться, так как труд является основой развития личности. Если человек продуктивно трудится продолжительное время, он может применить наработанные навыки в любом типе деятельности. Поэтому трудовое воспитание определяется в качестве главной составляющей воспитательного процесса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *